Тыквенная бомба
Тыквенная бомба | |
---|---|
![]() Тыквенная бомба | |
Тип | Обычная фугасная бомба Баллистический симулятор |
Место происхождения | Соединенные Штаты |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1945 |
Используется | Военно-воздушные силы армии США |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
№ построено | 486 |
Технические характеристики | |
Масса | 5,26 длинных тонн (5,34 т) |
Длина | 10 футов 8 дюймов (3,25 м) |
Диаметр | 60 дюймов (152 см) |
Наполнение | Композиция Б |
Вес наполнения | 6300 фунтов (2900 кг) |
Тыквенные бомбы — обычные авиабомбы, разработанные в рамках Манхэттенского проекта и использовавшиеся ВВС США против Японии во время Второй мировой войны . Это была точная копия бомбы « Толстяк» плутониевой с теми же баллистическими и управляемыми характеристиками, но в ней использовались неядерные обычные фугасные взрывчатые вещества . В основном он использовался в целях испытаний и тренировок, включая боевые вылеты с использованием тыквенных бомб 509-й составной группой . Название «тыквенная бомба» было термином, использованным в официальных документах из-за большой, толстой эллипсоидной формы корпуса боеприпаса вместо более обычной цилиндрической формы других бомб, предназначенной для включения сферического «физического пакета» Толстяка ( имплозия плутония). ядро ядерного оружия).
Развитие [ править ]
Тыквенные бомбы были средством обеспечения реалистичной подготовки с использованием неядерных бомб для составной группы, 509 -й экипажей Boeing B-29 Superfortress которым было поручено сбросить атомную бомбу . Тыквенная бомба имела такой же размер и распределение веса, что и плутониевая бомба «Толстяк» , что придавало ей те же баллистические и управляемые характеристики. [1] Спецификации бомбы требовали, чтобы она размещалась в переднем бомбовом отсеке бомбардировщика Silverplate B-29 и была оснащена взрывателем , чтобы обеспечить эффективность против реальных целей. [2]
Тыквенные бомбы выпускались как в инертном, так и в фугасном варианте. Инертные версии были заполнены цементно-штукатурно-песчаной смесью, смешанной с водой до плотности от 1,67 до 1,68 граммов на кубический сантиметр (от 0,060 до 0,061 фунта на кубический дюйм), что соответствует плотности состава B. осколочно-фугасных версий Наполнитель обоих вариантов имел тот же вес и развесовку, что и внутренний сферический «физический пакет» плутониевой бомбы «Толстяк».
Идея фугасной тыквенной бомбы была разработана в декабре 1944 года ВМС США капитаном Уильямом С. Парсонсом , главой артиллерийского отдела Манхэттенского проекта , Лос-Аламосской лаборатории и ВВС США подполковником Полом У. Тиббетс , командир 509-й сводной группы. Предварительное тестирование проводилось с инертной версией. [1]
Название «тыквенная бомба» придумали Парсонс и доктор Чарльз К. Лауритсен из Калифорнийского технологического института , которые руководили командой разработчиков. [2] Это название использовалось для учебных бомб на официальных встречах и в документах. [3] и, вероятно, происходит из-за его большой эллипсоидной формы. С другой стороны, неофициальные источники объясняют название бомб тыквенным цветом : хотя в полевых условиях бомбы были окрашены в оливково-серый или хаки, фотографии показывают, что, по крайней мере, единицы, доставленные на Тиниан, были отправлены с той же желтой хромата цинка грунтовкой на основе . цвет, который носит Толстяк. [4] [5]
В то время как многие ученые Манхэттена ожидали, что разработка средств доставки атомной бомбы будет простой, Парсонс, имея опыт работы с программой неконтактных взрывателей , ожидал, что это потребует значительных усилий. [6] Программа испытаний была начата 13 августа 1943 года на военно-морском полигоне в Дальгрене, штат Вирджиния , где была разработана масштабная модель плутониевой бомбы «Толстяк». 3 марта 1944 года испытания были перенесены на армейский аэродром Мюрок в Калифорнии. Первоначальные испытания показали, что сборка «Толстяк» нестабильна в полете, а ее взрыватели не работают должным образом. [6]
Производство [ править ]
Снаряды тыквенной бомбы были изготовлены двумя фирмами Лос-Анджелеса , Consolidated Steel Corporation и Western Pipe and Steel Company , а хвостовое оперение «Калифорнийский парашют» было произведено компанией Centerline Company из Детройта . После первоначальной разработки в мае 1945 года управление программой было передано Управлению вооружения ВМС США . [2] В конечном итоге было поставлено в общей сложности 486 боевых и инертных учебных бомб по цене от 1000 до 2000 долларов за штуку. [1]
Все инертные версии отправлялись от производителей непосредственно на армейский аэродром Вендовер , штат Юта, по железной дороге, где они использовались 216-й базовой единицей при летных испытаниях бомбы. 509-й составной группы Некоторые испытательные вылеты были выполнены 393-й бомбардировочной эскадрильей в качестве учебных учений. [1] Бомбы, предназначенные как боевые боеприпасы, были отправлены на склад боеприпасов ВМС в Макалестере, Оклахома , для наполнения взрывчаткой. Композицию B разливали в виде суспензии , отверждали в сушильной установке в течение 36 часов, герметизировали и отправляли по железной дороге в Port Chicago Naval Magazine , Калифорния, для отправки морем в Тиниан. [1] [3]
Описание [ править ]
Бомбы-тыквы внешне были похожи на бомбу «Толстяк» по размеру и форме, и обе имели одинаковое 52-дюймовое (130 см) квадратное хвостовое оперение «Калифорнийский парашют» и одноточечную проушину для крепления. У тыквенной бомбы было три контактных взрывателя, расположенных равносторонним треугольником вокруг носовой части бомбы, а у атомной бомбы было четыре корпуса взрывателей. Секции корпуса атомной бомбы были соединены болтами и герметизированы нанесенным снаружи распылением жидкого асфальта, но большинство, если не все, тыквенные бомбы были сварными, с четырехдюймовым отверстием, используемым для наполнения корпуса. У «Толстяка» также было четыре внешних точки крепления радара антенн , которых не было у тыквенных бомб. [1] [4]
Тыквенные бомбы имели длину 10 футов 8 дюймов (3,25 м) и максимальный диаметр 60 дюймов (152 см). Они весили 5,26 длинных тонны (5340 кг), включая 3800 фунтов (1700 кг) для корпуса, 425 фунтов (193 кг) для хвостового оперения и 6300 фунтов (2900 кг) наполнителя из состава B. Снаряды были изготовлены из стального листа толщиной 0,375 дюйма (9,5 мм) , а хвостовое оперение - из алюминиевого листа толщиной 0,200 дюйма (5,1 мм) . [1]
Боевые задачи [ править ]
Боевые вылеты 509-я смешанная группа выполнила 20, 23, 26 и 29 июля, 8 и 14 августа 1945 года с применением бомб по отдельным целям в японских городах. Всего на 14 целей было сброшено 49 бомб, одна бомба была сброшена в океан, а две находились на борту самолетов, прервавших выполнение задания. [7]
Параметры и протоколы миссии были аналогичны реальным миссиям по атомной бомбардировке, и все цели располагались вблизи городов, предназначенных для атомной атаки. Бомбы были сброшены на высоте 30 000 футов (9 100 м), а затем самолет вошел в резкий разворот, необходимый для выполнения ядерной миссии. После войны Исследование стратегических бомбардировок пришло к выводу, что тыквенные бомбы были «достаточно эффективным оружием против японских заводов, когда прямые попадания наносились по жизненно важным участкам или когда близкое попадание произошло достаточно близко к важным зданиям, чтобы вызвать серьезные структурные повреждения». [8]
Дата | Цель | Название самолета | Номер самолета | Экипаж | Командир | Метод |
---|---|---|---|---|---|---|
20 июля 1945 г. | Тояма | Некоторые панкины | 44-27296 | Б-7 | Джеймс Н. Прайс мл. | Радар |
24 июля 1945 г. | Вперед, продолжать | Некоторые панкины | 44-27296 | Б-7 | Джеймс Н. Прайс мл. | Радар |
26 июля 1945 г. | Симода | Некоторые панкины | 44-27296 | Б-7 | Джеймс Н. Прайс мл. | Визуальный |
8 августа 1945 г. | Ёккаичи | Некоторые панкины | 44-27296 | Б-7 | Джеймс Н. Прайс мл. | Визуальный |
14 августа 1945 г. | Нагоя | Некоторые панкины | 44-27296 | Б-7 | Джеймс Н. Прайс мл. | Визуальный |
24 июля 1945 г. | Фукусима | Бокскар | 44-27297 | С-13 | Фредерик К. Бок | Визуальный |
26 июля 1945 г. | Тояма | Бокскар | 44-27297 | С-15 | Чарльз Д. Олбери | Радар |
29 июля 1945 г. | Мушашино | Бокскар | 44-27297 | С-13 | Фредерик К. Бок | Визуальный |
20 июля 1945 г. | Тояма | Аншлаг | 44-27298 | А-1 | Ральф Р. Тейлор мл. | Визуальный |
24 июля 1945 г. | Ниихама | Аншлаг | 44-27298 | А-1 | Ральф Р. Тейлор мл. | Визуальный |
26 июля 1945 г. | Яидзу | Аншлаг | 44-27298 | А-1 | Ральф Р. Тейлор мл. | Радар |
29 июля 1945 г. | Быть | Аншлаг | 44-27298 | А-1 | Ральф Р. Тейлор мл. | Визуальный |
29 июля 1945 г. | Корома | Аншлаг | 44-27298 | С-13 | Фредерик К. Бок | Визуальный |
20 июля 1945 г. | Тояма | Следующая цель | 44-27299 | А-3 | Ральф Н. Девор | Визуальный |
24 июля 1945 г. | Ниихама | Следующая цель | 44-27299 | А-3 | Ральф Н. Девор | Визуальный |
14 августа 1945 г. | Нагоя | Следующая цель | 44-27299 | А-3 | Ральф Н. Девор | Визуальный |
20 июля 1945 г. | Фукусима | Странный груз | 44-27300 | С-13 | Фредерик К. Бок | Радар |
24 июля 1945 г. | Кобе | Странный груз | 44-27300 | А-4 | Джозеф Э. Вестовер | Визуальный |
8 августа 1945 г. | Цуруга | Странный груз | 44-27300 | А-4 | Джозеф Э. Вестовер | Визуальный |
14 августа 1945 г. | Нагоя | Странный груз | 44-27300 | А-4 | Джозеф Э. Вестовер | Визуальный |
20 июля 1945 г. | Токио | Стрит-флеш | 44-27301 | С-11 | Клод Р. Эзерли | Радар |
24 июля 1945 г. | Травянистый | Стрит-флеш | 44-27301 | С-11 | Клод Р. Эзерли | Визуальный |
26 июля 1945 г. | Цугава | Стрит-флеш | 44-27301 | С-11 | Клод Р. Эзерли | Визуальный |
29 июля 1945 г. | Майдзуру | Стрит-флеш | 44-27301 | С-11 | Клод Р. Эзерли | Визуальный |
14 августа 1945 г. | Корома | Стрит-флеш | 44-27301 | С-15 | Чарльз Д. Олбери | Радар |
20 июля 1945 г. | Травянистый | Совершенно секретно | 44-27302 | Б-8 | Чарльз Ф. Макнайт | Радар |
24 июля 1945 г. | Ёккаичи | Совершенно секретно | 44-27302 | Б-8 | Чарльз Ф. Макнайт | Визуальный |
26 июля 1945 г. | Тайра | Совершенно секретно | 44-27302 | А-4 | Джозеф Э. Вестовер | Визуальный |
29 июля 1945 г. | Быть | Совершенно секретно | 44-27302 | Б-8 | Чарльз Ф. Макнайт | Визуальный |
8 августа 1945 г. | Ёккаичи | Совершенно секретно | 44-27302 | С-11 | Клод Р. Эзерли | Визуальный |
14 августа 1945 г. | Корома | Совершенно секретно | 44-27302 | Б-8 | Чарльз Ф. Макнайт | Визуальный |
20 июля 1945 г. | Тайра | Глава III | 44-27303 | Б-6 | Джон А. Уилсон | Радар |
26 июля 1945 г. | Осака | Глава III | 44-27303 | А-3 | Ральф Н. Девор | Визуальный |
29 июля 1945 г. | Быть | Глава III | 44-27303 | Б-6 | Джон А. Уилсон | Визуальный |
8 августа 1945 г. | Увадзима | Глава III | 44-27303 | Б-6 | Джон А. Уилсон | Визуальный |
20 июля 1945 г. | Тайра | Вверх по атому | 44-27304 | Б-10 | Джордж В. Марквардт | Радар |
26 июля 1945 г. | Хамамацу | Вверх по атому | 44-27304 | Б-10 | Джордж В. Марквардт | Радар |
29 июля 1945 г. | Вакаяма | Вверх по атому | 44-27304 | А-5 | Элберт Б. Смит | Визуальный |
8 августа 1945 г. | Токусима | Вверх по атому | 44-27304 | Б-9 | Роберт А. Льюис | Визуальный |
14 августа 1945 г. | Нагоя | Вверх по атому | 44-27304 | С-14 | Джеймс И. Хопкинс-младший, | Визуальный |
24 июля 1945 г. | Кобе | Великий Артист | 44-27353 | С-15 | Чарльз Д. Олбери | Визуальный |
29 июля 1945 г. | Корияма | Великий Артист | 44-27353 | Б-9 | Роберт А. Льюис | Визуальный |
20 июля 1945 г. | Нагаока | Большая вонь | 44-27354 | А-5 | Томас Дж. Классен | Радар |
26 июля 1945 г. | Хитачи | Большая вонь | 44-27354 | А-5 | Томас Дж. Классен | Визуальный |
24 июля 1945 г. | Кобе | Необходимое зло | 44-86291 | С-14 | Норман В. Рэй | Визуальный |
26 июля 1945 г. | Кашивазаки | Необходимое зло | 44-86291 | С-14 | Норман В. Рэй | Радар |
29 июля 1945 г. | Корияма | Необходимое зло | 44-86291 | С-14 | Норман В. Рэй | Визуальный |
24 июля 1945 г. | Кобе | Энола Гей | 44-86292 | Б-9 | Роберт А. Льюис | Визуальный |
26 июля 1945 г. | Корияма | Энола Гей | 44-86292 | Б-9 | Роберт А. Льюис | Визуальный |
Примечания [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Кэмпбелл 2005 , стр. 74–75.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кэмпбелл 2005 , стр. 72–73.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Национальный архив, протокол третьего заседания целевого комитета, 28 мая 1945 г.» (PDF) . Университет Джорджа Вашингтона . Проверено 25 мая 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Костер-Маллен 2012 , стр. 184–185.
- ^ Кэмпбелл 2005 , с. 220.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ходдесон и др. 1993 , стр. 378–381.
- ^ Кэмпбелл 2005 , стр. 27, 104.
- ^ Кэмпбелл 2005 , с. 73.
- ^ Кэмпбелл 2005 , стр. 26–29.
Ссылки [ править ]
- Кэмпбелл, Ричард Х. (2005). Бомбардировщики Silverplate: история и реестр Enola Gay и других B-29, предназначенных для перевозки атомных бомб . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company. ISBN 0-7864-2139-8 . OCLC 58554961 .
- Костер-Маллен, Джон (2012). Атомные бомбы: Совершенно секретная внутренняя история маленького мальчика и толстяка . (самопубликовано). OCLC 298514167 .
- Ходдесон, Лилиан ; Хенриксен, Пол В.; Мид, Роджер А.; Вестфолл, Кэтрин Л. (1993). Критическая сборка: техническая история Лос-Аламоса в годы Оппенгеймера, 1943–1945 . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-44132-3 . OCLC 26764320 .