Энола Гей
Энола Гей | |
---|---|
![]() | |
Пол Тиббетс машет рукой из кабины «Энолы Гэй » перед взлетом на бомбардировку Хиросимы в 1945 году. | |
Тип | Б-29-45-МО Суперкрепость |
Производитель | Компания Гленна Л. Мартина , Омаха, Небраска |
Изготовлено | 18 мая 1945 г |
Серийный | 44-86292 |
Радиокод | Виктор 12 (позже изменен на Виктор 82) |
Владельцы и операторы | Военно-воздушные силы армии США |
В эксплуатации | 18 мая 1945 г. - 24 июля 1946 г. |
Сохранено в | авиации и космонавтики Национального музея Центр Стивена Ф. Удвар-Хейзи |
Enola Gay ( / ə ˈ n oʊ l ə / ) — Boeing B-29 Superfortress бомбардировщик , названный в честь Энолы Гей Тиббетс , матери пилота, полковника Пола Тиббетса . 6 августа 1945 года, на заключительном этапе Второй мировой войны , он стал первым самолетом, сбросившим атомную бомбу в ходе боевых действий . Бомба под кодовым названием « Маленький мальчик » была нацелена на город Хиросима , Япония, и уничтожила около трёх четвертей города. Энола Гей участвовала во второй ядерной атаке в качестве самолета-разведчика погоды для основной цели Кокура . Облака и клубящийся дым привели к тому, что вместо этого была подвергнута бомбардировке Нагасаки , второстепенная цель.
После войны Enola Gay вернулся в США, где эксплуатировался с авиабазы Уокер, армейского аэродрома Розуэлл , штат Нью-Мексико . В мае 1946 года он был доставлен в Кваджалейн для участия в операции «Перекресток» ядерных испытаниях в Тихом океане, но не был выбран для проведения испытаний на атолле Бикини . Позже в том же году он был передан Смитсоновскому институту и провел много лет припаркованным на авиабазах, подверженным непогоде и охотникам за сувенирами, прежде чем в 1961 году его разобрали и поместили на хранение на объект Смитсоновского института в Суитленде, штат Мэриленд .
В 1980-х годах группы ветеранов обратились к Смитсоновскому институту с призывом выставить самолет на обозрение, что привело к ожесточенным дебатам о выставлении самолета без надлежащего исторического контекста. Кабина и носовая часть самолета были выставлены в Национальном музее авиации и космонавтики (NASM) на Национальной аллее к 50-летию взрыва в 1995 году, несмотря на разногласия. С 2003 года полностью отреставрированный B-29 выставлен в Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи NASM . Последний выживший из его экипажа, Теодор Ван Кирк , умер 28 июля 2014 года в возрасте 93 лет.
Вторая мировая война [ править ]
Ранняя история [ править ]
Enola Gay (номер модели B-29-45-MO, [Н 1] Серийный номер 44-86292, номер Victor 82) был построен компанией Glenn L. Martin Company (позже часть Lockheed Martin ) на ее бомбардировочном заводе в Белвью, штат Небраска , расположенном в Оффатт-Филд, ныне база ВВС Оффатт . Бомбардировщик был одним из первых пятнадцати B-29, построенных по спецификации « Silverplate » — из 65, построенных в конечном итоге во время и после Второй мировой войны, — что давало им основную способность функционировать в качестве самолетов для доставки ядерного оружия. Эти модификации включали в себя значительно модифицированный бомбовый отсек с пневматическими дверцами и британскими системами крепления и сброса бомб, гребные винты реверсивного шага, которые обеспечивали большую тормозную мощность при приземлении, улучшенные двигатели с впрыском топлива и лучшим охлаждением. [2] [3] и снятие защитной брони и орудийных башен. [4]

Энола Гей была лично выбрана полковником Полом Тиббетсом-младшим , командиром 509-й смешанной группы , 9 мая 1945 года, еще на конвейере . Самолет был принят ВВС США (USAAF) 18 мая 1945 года и передан в состав 393-й бомбардировочной эскадрильи тяжелой 509-й смешанной группы. Экипаж B-9 под командованием капитана Роберта А. Льюиса принял бомбардировщик и переправил его из Омахи на 509-ю базу на армейском аэродроме Вендовер , штат Юта , 14 июня 1945 года. [5]
Тринадцать дней спустя самолет вылетел из Вендовера на Гуам , где получил модификацию бомбового отсека, и 6 июля вылетел в Норт-Филд , Тиниан . Первоначально ему был присвоен номер «Виктор» (присвоенный эскадрилье) номер 12, но 1 августа ему была присвоена маркировка в виде круга R на хвосте 6 -й бомбардировочной группы в качестве меры безопасности, а его номер «Виктор» был изменен на 82, чтобы избежать ошибочной идентификации с настоящей 6-й бомбардировочной группой. Самолет бомбардировочной группы. [5] В течение июля бомбардировщик совершил восемь тренировочных или тренировочных полетов и совершил два вылета, 24 и 26 июля, по сбросу тыквенных бомб на промышленные объекты в Кобе и Нагое . Энола Гей использовалась 31 июля в репетиционном полете настоящей миссии. [6]
Частично собранное Маленький мальчик оружие деления пушечного типа « » L-11 весом 10 000 фунтов (4 500 кг) находилось внутри деревянного ящика размером 41 на 47 на 138 дюймов (100 см × 120 см × 350 см), который был прикреплен к палубе авианосца « Индианаполис» . В отличие от шести дисков-мишеней из урана-235 , которые позже были доставлены на Тиниан на трех отдельных самолетах, прибывших 28 и 29 июля, собранный снаряд с девятью установленными кольцами из урана-235 был отправлен в одном стальном контейнере, облицованном свинцом, весом 300 фунтов ( 140 кг), который был прикреплен к кронштейнам, приваренным к палубе каюты капитана Чарльза Б. Маквея III . [Н 2] И L-11, и снаряд были сброшены на Тиниан 26 июля 1945 года. [8]
Миссия в Хиросиме [ править ]

5 августа 1945 года, во время подготовки к первой атомной миссии, Тиббетс принял на себя командование самолетом и назвал его в честь своей матери, Энолы Гей Тиббетс, которая, в свою очередь, была названа в честь героини романа. [Н 3] Когда дело дошло до выбора названия для самолета, Тиббетс позже вспоминал:
... в этот момент мои мысли обратились к моей смелой рыжеволосой матери, чья спокойная уверенность была для меня источником силы с детства, и особенно в период самоанализа, когда я решил отказаться от медицинской карьеры и стать военный летчик. В то время, когда папа думал, что я потерял сознание, она встала на мою сторону и сказала: «Я знаю, что с тобой все будет в порядке, сынок». [10]
Рано утром, незадолго до вылета 6 августа, Тиббетс поручил молодому специалисту по техническому обслуживанию ВВС рядовому Нельсону Миллеру нарисовать имя прямо под окном пилота. [11] [12] [5] Регулярно назначаемый командир самолета Роберт А. Льюис был недоволен тем, что Тиббетс заменил его для этой важной миссии, и пришел в ярость, когда утром 6 августа прибыл к самолету и увидел, что он расписан ныне знаменитым рисунком на носу. [13]
Хиросима была основной целью первой ядерной бомбардировки 6 августа, а альтернативными целями были Кокура и Нагасаки. Энола Гей , пилотируемая Тиббетсом, вылетела из Норт-Филд на Северных Марианских островах , примерно в шести часах полета от Японии, в сопровождении двух других B-29, The Great Artiste , с приборами, а позже еще безымянного самолета. под названием « Необходимое зло » под командованием капитана Джорджа Марквардта для фотографирования. Директор Манхэттенского проекта генерал -майор Лесли Р. Гроувс-младший хотел, чтобы это событие было записано для потомков, поэтому взлет был освещен прожекторами. Когда он хотел вырулить, Тиббетс высунулся из окна, чтобы отвести прохожих с дороги. По просьбе он дружелюбно помахал камерам. [14]

Покинув Тиниан, три самолета по отдельности направились к Иводзиме , где встретились на высоте 2440 метров (8010 футов) и взяли курс на Японию. Самолет пролетел над целью при хорошей видимости на высоте 9855 метров (32333 фута). Капитан ВМФ Уильям С. «Дик» Парсонс из проекта «Альберта» , который командовал миссией, привел в действие бомбу во время полета, чтобы минимизировать риски во время взлета. Его помощник, младший лейтенант Моррис Р. Джеппсон , снял предохранительные устройства за 30 минут до достижения целевой зоны. [15]
Релиз в 08:15 (по времени Хиросимы) прошел по плану, и «Маленькому мальчику» потребовалось 53 секунды. [16] упасть с самолета, летящего на высоте 31 060 футов (9 470 м), на заданную высоту взрыва около 1 968 футов (600 м) над городом. Энола Гей проехала 18,5 км, прежде чем почувствовала ударную волну от взрыва. [17] Несмотря на шок, ни Энола Гей , ни Великий Артист не пострадали. [18]
В результате взрыва возникла мощность взрыва, эквивалентная 15 килотоннам в тротиловом эквиваленте (63 ТДж). [19] Оружие U-235 считалось очень неэффективным : в реакцию вступило только 1,7% его расщепляющегося материала . [20] Радиус полного разрушения составил около одной мили (1,6 км), в результате чего площадь возгораний составила 4,4 квадратных мили (11 км). 2 ). [21] По оценкам американцев, 4,7 квадратных миль (12 км²) 2 ) города были разрушены. Японские официальные лица установили, что 69% зданий Хиросимы были разрушены, а еще 6–7% повреждены. [22] Около 70 000–80 000 человек, 30% населения города, погибли в результате взрыва и последовавшей за ним огненной бури. [23] и еще 70 000 получили ранения. [24] Из убитых 20 000 были солдатами и 20 000 - корейскими рабами. [25]

Энола Гей благополучно вернулась на свою базу на Тиниане под большую помпу, приземлившись в 14:58, через 12 часов 13 минут. «Великий артист» и «Необходимое зло» Через короткие промежутки времени последовали . Посмотреть на возвращение самолетов собралось несколько сотен человек, в том числе журналисты и фотографы. Тиббетс первым сошёл на берег и был награжден Крестом за выдающиеся заслуги . тут же [18]
Миссия Нагасаки [ править ]
За миссией в Хиросиме последовал еще один атомный удар. Первоначально запланированное на 11 августа, оно было перенесено на два дня, до 9 августа, из-за прогноза плохой погоды. На этот раз ядерную бомбу под кодовым названием « Толстяк » нес на борту B-29 Bockscar , пилотируемый майором Чарльзом Суини . [26] Энола Гей , пилотируемая экипажем B-10 капитана Джорджа Марквардта, была самолетом-разведчиком погоды для Кокуры , основной цели. [27] Энола Гей сообщила о ясном небе над Кокурой. [28] но к тому времени, когда Бокскар прибыл, город был закрыт дымом от пожаров в результате обычной бомбардировки Яхаты 224 B-29 накануне. После трех неудачных передач «Бокскар» направился к своей второстепенной цели — Нагасаки. [29] где он сбросил бомбу. В отличие от миссии в Хиросиме, миссия в Нагасаки была описана как тактически неудачная, хотя миссия и достигла своих целей. Экипаж столкнулся с рядом проблем при выполнении и имел очень мало топлива к моменту приземления на резервной площадке аварийной посадки аэродрома Йонтан на Окинаве . [30] [31]
Экипажи [ править ]

Миссия в Хиросиме [ править ]

Энолы Гэй на 6 августа 1945 года состоял из 12 человек. Экипаж [32] [33] Экипаж был: [34]
- Полковник Пол В. Тиббетс младший - пилот и командир самолета
- Капитан Роберт А. Льюис – второй пилот; Энолой Гэй командир самолета* Регулярно назначаемый
- Майор Томас Фереби - бомбардир
- Капитан Теодор «Голландский» Ван Кирк – штурман
- Капитан Уильям С. «Дик» Парсонс , ВМС США - оружейник и командир миссии.
- Старший лейтенант Якоб Безер - радиолокационный противодействующий аппарат (также единственный человек, летавший на обоих самолетах-бомбардировщиках с ядерной бомбой. [35] )
- Младший лейтенант Моррис Р. Джеппсон - помощник оружейника
- Штаб-сержант Роберт «Боб» Кэрон — хвостовой стрелок*
- Штаб-сержант Вятт Э. Дюзенбери - бортинженер *
- Сержант Джо С. Стиборик - оператор радара *
- Сержант Роберт Х. Шумард – помощник бортинженера*
- Рядовой первого класса Ричард Х. Нельсон - радист УКВ *
Звездочки обозначают штатных членов экипажа Enola Gay .
О командире миссии Парсонсе было сказано: «Нет никого более ответственного за то, чтобы вывести эту бомбу из лаборатории и придать ей форму, полезную для боевых действий, чем капитан Парсонс, благодаря его простому гению в артиллерийском деле». [36]
Миссия Нагасаки [ править ]
В миссии в Нагасаки Энола Гэй управлялась экипажем B-10, обычно приписанным к Up An' Atom :
- Капитан Джордж Марквардт - командир самолета
- Младший лейтенант Джеймс М. Андерсон - второй пилот
- Младший лейтенант Рассел Гакенбах - штурман
- Капитан Джеймс В. Струдвик - бомбардир
- Технический сержант Джеймс Р. Корлисс - бортинженер
- Сержант Уоррен Л. Кобл - радист
- Сержант Джозеф М. ДиХулио - оператор радара
- Сержант Мелвин Х. Бирман - хвостовой стрелок
- Сержант Энтони Д. Капуа-младший - помощник инженера / сканер
Источник: Кэмпбелл, 2005, стр. 134, 191–192.
Последующая история [ править ]

6 ноября 1945 года Льюис вылетел на «Эноле Гэй» обратно в Соединенные Штаты и 8 ноября прибыл на новую базу 509-го полка на армейском аэродроме Розуэлл в Нью-Мексико . 29 апреля 1946 года Энола Гей покинула Розуэлл в рамках операции «Перекресток» испытаний ядерного оружия в Тихом океане. он вылетел на атолл Кваджалейн 1 мая . Он не был выбран для испытательного десантирования на атолле Бикини и покинул Кваджалейн 1 июля, в день испытаний, и на следующий день достиг армейского аэродрома Фэрфилд-Суисун в Калифорнии. [37]
Было принято решение сохранить Enola Gay , и 24 июля 1946 года самолет был доставлен на базу ВВС Дэвис-Монтан в Тусоне, штат Аризона , для подготовки к хранению. 30 августа 1946 года право собственности на самолет было передано Смитсоновскому институту , а Enola Gay была исключена из арсенала USAAF. [37] С 1946 по 1961 год Enola Gay находилась на временном хранении в нескольких местах. доставил его на аэродром Орчард-Плейс , Парк-Ридж, штат Иллинойс Он находился в Дэвис-Монтане с 1 сентября 1946 года по 3 июля 1949 года, когда Тиббетс , для приемки в Смитсоновский институт. Он был переведен на базу ВВС Пайот , штат Техас, 12 января 1952 года, а затем на базу ВВС Эндрюс , штат Мэриленд, 2 декабря 1953 года. [38] потому что в Смитсоновском институте не было места для хранения самолетов. [39]
Была надежда, что ВВС будут охранять самолет, но из-за нехватки места в ангаре его оставили на открытом воздухе в отдаленной части авиабазы, незащищенной от непогоды. Охотники за сувенирами ворвались и сняли детали. Затем насекомые и птицы получили доступ к самолету. Пол Э. Гарбер из Смитсоновского института был обеспокоен состоянием Энолы Гэй . [39] а 10 августа 1960 года сотрудники Смитсоновского института начали разборку самолета. Компоненты были перевезены на склад Смитсоновского института в Суитленде, штат Мэриленд , 21 июля 1961 года. [38]
« Энола Гей» оставалась в Суитленде много лет. К началу 1980-х годов два ветерана 509-го полка, Дон Рел, и его бывший штурман 509-го полка Фрэнк Б. Стюарт начали лоббировать восстановление и выставку самолета. Они привлекли к своей кампании Тиббетса и сенатора Барри Голдуотера . В 1983 году Уолтер Дж. Бойн , бывший B-52 пилот Стратегического авиационного командования , стал директором Национального музея авиации и космонавтики и сделал восстановление Enola Gay своим приоритетом. [39] Глядя на самолет, вспоминал Тиббетс, это была «печальная встреча. [Мои] приятные воспоминания, и я не имею в виду сброс бомбы, были многочисленными случаями, когда я управлял самолетом… Я очень, очень сильно давил на него. и он меня никогда не подводил... Вероятно, это была самая красивая машина, на которой когда-либо летал пилот». [39]
Реставрация [ править ]
Восстановление бомбардировщика началось 5 декабря 1984 года в Центре консервации, реставрации и хранения Пола Э. Гарбера в Суитленд-Сильвер-Хилл, штат Мэриленд . Пропеллеры, которые использовались при бомбардировке, позже были отправлены в Техасский университет A&M . Один из этих винтов был урезан до 12,5 футов (3,8 м) для использования в университетской низкоскоростной аэродинамической трубе имени Орана В. Никса. Легкий алюминиевый винт изменяемого шага приводится в движение электродвигателем мощностью 1250 кВА, обеспечивая скорость ветра до 200 миль в час (320 км/ч). [40] Два двигателя были восстановлены в Гарбере и два в Музее авиации и космонавтики Сан-Диего . Некоторые детали и инструменты были сняты, и их невозможно было найти. Замены были найдены или изготовлены и отмечены так, чтобы будущие кураторы могли отличить их от оригинальных компонентов. [41]
Выставочный спор [ править ]

Enola Gay стал центром споров в Смитсоновском институте, когда музей планировал выставить его фюзеляж на всеобщее обозрение в 1995 году в рамках выставки, посвященной 50-летию атомной бомбардировки Хиросимы. [42] Выставка « Перекресток: конец Второй мировой войны, атомная бомба и холодная война» была разработана сотрудниками Смитсоновского национального музея авиации и космонавтики и организована вокруг отреставрированной Энолы Гэй . [43]
Критики запланированной выставки, особенно из Американского легиона и Ассоциации ВВС , утверждали, что выставка уделяла слишком много внимания японским жертвам, нанесенным ядерной бомбой, а не мотивам бомбардировки или обсуждению бомбы. роль в прекращении конфликта с Японией. [44] [45] Выставка привлекла внимание всей страны ко многим давним академическим и политическим проблемам, связанным с ретроспективным взглядом на взрывы. После попыток пересмотреть выставку, чтобы удовлетворить удовлетворение конкурирующих групп интересов, выставка была отменена 30 января 1995 года. Мартин О. Харвит , директор Национального музея авиации и космонавтики, был вынужден уйти в отставку из-за разногласий. [46] [47] Позже он размышлял о том, что
Спор шел не только об атомной бомбе. Скорее, этот спор иногда был символическим вопросом в «культурной войне», в которой многие американцы смешивали в одну кучу кажущийся упадок американской мощи, трудности внутренней экономики, угрозы в мировой торговле и особенно успехи Японии, потерю рабочих мест внутри страны. и даже изменения в американских гендерных ролях и сдвиги в американской семье. Для многих американцев люди, ответственные за сценарий, были людьми, которые меняли Америку. Бомбу, олицетворяющую окончание Второй мировой войны и свидетельствующую о высоте американского могущества, нужно было отпраздновать. По его мнению, это был важнейший символ «хорошей войны» Америки, в которой воевали справедливо ради благородных целей в то время, когда Америка была единой. Те, кто каким-либо образом ставил под сомнение использование бомбы, в этом эмоциональном контексте были врагами Америки. [48]
Передняя часть фюзеляжа была выставлена на обозрение 28 июня 1995 года. 2 июля 1995 года три человека были арестованы за то, что бросили пепел и человеческую кровь на фюзеляж самолета после более раннего инцидента, когда протестующий облил красную краску ковровое покрытие галереи. [49] Выставка закрылась 18 мая 1998 года, а фюзеляж был возвращен на завод в Гарбере для окончательной реставрации. [50]
Полная реставрация и экспозиция [ править ]

Его реставрационные работы начались в 1984 году и в конечном итоге потребовали 300 000 человеко-часов. Пока фюзеляж находился на выставке, с 1995 по 1998 годы продолжались работы над оставшимися невосстановленными компонентами. Самолет был отправлен по частям в Центр Стивена Ф. Удвар-Хейзи Национального музея авиации и космонавтики в Шантильи, штат Вирджиния, с марта по июнь 2003 года, при этом фюзеляж и крылья воссоединились впервые с 1960 года 10 апреля 2003 года. [3] Сборка завершилась 8 августа 2003 года. Самолет выставлялся в Центре Удвар-Хази с момента открытия пристройки к музею 15 декабря 2003 года. [50] В результате разногласий, возникших ранее, вывески вокруг самолета содержали только те же краткие технические данные, что и для других самолетов в музее, без обсуждения спорных вопросов. Там было написано:
Боинг B-29 Superfortress был самым совершенным винтовым бомбардировщиком Второй мировой войны и первым бомбардировщиком, экипаж которого размещался в герметичных отсеках. Хотя B-29 был создан для боевых действий на европейском театре военных действий, он нашел свою нишу на другом конце земного шара. В Тихом океане B-29 доставили разнообразное авиационное оружие: обычные бомбы, зажигательные бомбы, мины и два ядерных боеголовки.
6 августа 1945 года этот построенный Мартином B-29-45-MO сбросил первое атомное оружие, использованное в бою на Хиросиму, Япония. Три дня спустя Бокскар (выставленный в Музее ВВС США недалеко от Дейтона, штат Огайо) сбросил вторую атомную бомбу на Нагасаки, Япония. Энола Гей в тот день летала в качестве передового самолета-разведчика погоды. Третий B-29, The Great Artiste , летал в качестве самолета наблюдения в обеих миссиях.

Передан из ВВС США.
Размах крыльев: 43 м (141 фут 3 дюйма)
Длина: 30,2 м (99 футов)
Высота: 9 м (27 футов 9 дюймов)
Вес пустого: 32 580 кг (71 826 фунтов)
Вес брутто: 63 504 кг (140 000 фунтов)
Максимальная скорость: 546 км/ч (339 миль в час)
Двигатели: 4 радиальных с турбонаддувом Wright R-3350-57 Cyclone, мощностью 2200 л.с.
Экипаж: 12 человек (миссия Хиросима)
Вооружение: два пулемета калибра .50.
Боеприпасы: атомная бомба «Маленький мальчик».
Производитель: Martin Co., Омаха, Небраска, 1945 г.
А19500100000 [51]
Показ Enola Gay без ссылки на исторический контекст Второй мировой войны, холодной войны или разработки и развертывания ядерного оружия вызвал споры. В петиции группы, называющей себя Комитетом по национальному обсуждению ядерной истории и текущей политики, выражалось сожаление по поводу демонстрации Энолы Гэй как технологического достижения, которое она описала как «чрезвычайное бессердечие по отношению к жертвам, безразличие к глубоким разногласиям среди американских граждан». о уместности этих действий и игнорировании чувств большинства народов мира». [52] Под ним подписались известные личности, включая историка Гара Альперовица , социального критика Ноама Хомского , разоблачителя Дэниела Эллсберга , физика Джозефа Ротблата , писателя Курта Воннегута , продюсера Нормана Лира , актера Мартина Шина и режиссера Оливера Стоуна . [52] [53]
Ссылки [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Номер блока представлял собой число, состоящее из одной-трех цифр, за которым следовал двухбуквенный код, обозначающий самолет, построенный по той же технической спецификации. Двухбуквенный код обозначал завод, на котором был построен самолет, в данном случае Мартин в Омахе. В сочетании с обозначением модели самолета (B-29) образовался номер модели. [1]
- ↑ Атомные бомбы были эвфемистически известны как «гаджеты» — ярлык, присвоенный им учеными на испытательном полигоне в Лос-Аламосе . [7]
- ^ Энола; или Ее фатальная ошибка (1886) Мэри Янг Риденбо - единственный роман того периода, в котором использовалось слово «Энола». [9]
Цитаты [ править ]
- ^ Манн 2004 , с. 100.
- ^ Кэмпбелл 2005 , стр. 14–15.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Март, Питер Р. «Восстановленная Энола Гей». Aircraft Illustrated , октябрь 2003 г.
- ^ «Бомбардировщик Boeing B-29 Enola Gay Superfortress, история самолетов, факты и фотографии» . Aviationexplorer.com. Архивировано из оригинала 22 апреля 2021 года . Проверено 4 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кэмпбелл 2005 , стр. 191–192.
- ^ Кэмпбелл 2005 , с. 117.
- ^ Ходдесон и др. 1993 , с. 2.
- ^ Ходдесон и др. 1993 , с. 258.
- ^ Риденбо, Мэри Янг (1886). Энола; Или ее фатальная ошибка . Кентукки: Автору . Проверено 8 августа 2023 г.
Том 3 американской фантастики Райта
- ^ Тиббетс 1998 , с. 203.
- ^ «Боинг Б-29 Суперфортресс «Энола Гей» » . Смитсоновский институт. Архивировано из оригинала 31 октября 2020 года . Проверено 17 августа 2020 г. .
- ^ Натан, Ричард (6 августа 2021 г.). «Литературные последствия: наследие Хиросимы и Нагасаки» . Красный круг . Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 года . Проверено 9 августа 2021 г.
- ^ Томас и Морган-Уиттс 1977 , стр. 382–383.
- ^ Полмар 2004 , стр. 31–32.
- ^ «Хронология №2 – 509-я; Миссия в Хиросиме» . Фонд атомного наследия. Архивировано из оригинала 1 мая 2013 года . Проверено 5 мая 2007 г.
- ^ «Мир в войне | Хиросима | Атомная бомба | Интервью | 1974» . Архивировано из оригинала 4 ноября 2021 года — на YouTube.
- ^ «Атомная бомбардировка Хиросимы, 6 августа 1945 года» . Министерство энергетики США . Архивировано из оригинала 24 июня 2010 года . Проверено 25 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Полмар 2004 , с. 33.
- ^ «Раздел 8.0 Первое ядерное оружие» . Архив ядерного оружия . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ «Бомба-«Мальчик» » . Фонд атомного наследия. Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 5 мая 2007 г.
- ^ «Реконструкция дозы радиации оккупационных сил США в Хиросиме и Нагасаки, Япония, 1945–1946 гг. (DNA 5512F)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 24 июня 2006 года . Проверено 9 июня 2006 г.
- ^ «Обзор стратегических бомбардировок США: последствия атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, 19 июня 1946 года. Досье секретаря президента, документы Трумэна» . Библиотека и музей Гарри С. Трумэна. п. 9. Архивировано из оригинала 8 июня 2011 года . Проверено 15 марта 2009 г.
- ^ «Обзор стратегических бомбардировок США: последствия атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, 19 июня 1946 года. Досье секретаря президента, документы Трумэна» . Библиотека и музей Гарри С. Трумэна. п. 6. Архивировано из оригинала 8 июня 2011 года . Проверено 15 марта 2009 г.
- ^ «Библиотека и музей Гарри С. Трумэна. Обзор стратегических бомбардировок США: последствия атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, 19 июня 1946 года. Файл секретаря президента, документы Трумэна» . п. 37. Архивировано из оригинала 8 июня 2011 года . Проверено 15 марта 2009 г.
- ^ «Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки: факты об атомной бомбе» . Комитет Дня Хиросимы. Архивировано из оригинала 2 июня 2013 года . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ Полмар 2004 , стр. 35–38.
- ^ Кэмпбелл 2005 , с. 32.
- ^ Суини, Антонуччи и Антонуччи 1997 , стр. 210–211.
- ^ Суини, Антонуччи и Антонуччи 1997 , стр. 213–215.
- ^ «Боинг Б-29 Суперфортресс» . Национальный музей ВВС США. Архивировано из оригинала 24 января 2015 года . Проверено 3 августа 2010 г.
- ^ Россенфельд, Кэрри (2005). «История Нагасаки: Миссии» . Хиросима-remembered.com. Архивировано из оригинала 29 октября 2010 года . Проверено 3 августа 2010 г.
- ^ Купер, сержант. Жан. «Фото: P-574 (члены экипажа Enola Gay)» . Фонд атомного наследия. Архивировано из оригинала 22 марта 2011 года . Проверено 3 августа 2010 г.
- ^ «Экипаж атомного бомбардировщика из восьми штатов» . Новости Майами . Ассошиэйтед Пресс . 8 августа 1945 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2017 года . Проверено 8 июля 2017 г. - через газеты.com.
- ^ Кэмпбелл, 2005, с. 30.
- ^ Полмар 2004 , с. 38.
- ^ Дворжак, Даррелл Ф. (зима 2013 г.). «Первая миссия по созданию атомной бомбы: операции Trinity B-29 за три недели до Хиросимы» (PDF) . История авиации . 60 (4): 4–17. ISSN 1044-016X . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл 2005 , с. 193.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Полмар 2004 , с. 66.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Харвит, Мартин. «Доказательство отклонено: лоббирование истории Энолы Гей» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 17 июня 2017 года . Проверено 13 апреля 2013 г.
- ^ «Энола Гей» . Solarnavigator.net. Архивировано из оригинала 24 ноября 2009 года . Проверено 10 ноября 2009 г.
- ^ Полмар 2004 , с. 60.
- ^ Майкл Дж. Хоган, «Спор о геях Энолы: история, память и политика представления», в Хиросиме в истории и памяти , изд. Майкл Дж. Хоган (Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1996), стр. 200–32.
- ^ Галлахер, Эдвард. «История под судом: полемика вокруг геев Энолы» . Университет Лихай. Архивировано из оригинала 4 июля 2010 года . Проверено 3 августа 2010 г.
- ^ «Архив Энолы Гей: Энола Гей и Смитсоновский институт» . Ассоциация ВВС . 1996. Архивировано из оригинала 26 октября 2010 года . Проверено 3 августа 2010 г.
- ^ Дойл, Дебби Энн (декабрь 2003 г.). «Историки протестуют против новой выставки Энолы Гей» . Перспективы истории . 41 (9). ISSN 0743-7021 . Архивировано из оригинала 27 сентября 2017 года . Проверено 8 мая 2015 г.
- ^ «Глава авиации Музея космонавтики уходит из-за выставки геев в Эноле» . Лос-Анджелес Таймс . 3 мая 1995 года. Архивировано из оригинала 19 июня 2012 года . Проверено 25 апреля 2013 г.
- ^ Мейер, Юджин Л. (3 мая 1995 г.). «Глава Музея авиации и космонавтики уходит в отставку: Харвит вызывает негодование по поводу выставки атомной бомбы» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 30 июня 2013 года . Проверено 25 апреля 2013 г.
- ^ Бернштейн 1995 , с. 238.
- ^ Коррелл, Джон Т. (август 1995 г.). «Архив Enola Gay: Представляем Enola Gay» . Ассоциация ВВС . п. 19. Архивировано из оригинала 13 октября 2010 года . Проверено 8 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Боинг B-29 'Суперфортресс': Энола Гей» . Национальный музей авиации и космонавтики. Архивировано из оригинала 20 января 2012 года . Проверено 8 августа 2010 г.
- ^ «Часто задаваемые вопросы по выставке B-29 Superfortress Enola Gay» (пресс-релиз). Национальный музей авиации и космонавтики. 17 мая 2005 г. Архивировано из оригинала 20 февраля 2018 г. . Проверено 20 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Заявление о принципах» . Комитет национального обсуждения ядерной истории и текущей политики. Архивировано из оригинала 2 февраля 2005 года . Проверено 8 августа 2019 г.
- ^ Дойл, Дебби Энн (декабрь 2003 г.). «Историки протестуют против новой выставки геев в Эноле» . Американская историческая ассоциация. Архивировано из оригинала 27 сентября 2017 года . Проверено 20 февраля 2018 г.
Библиография [ править ]
- Бернштейн, Бартон (1995). «Борьба за историю: определение повествования о Хиросиме». В Нобиле, Филип (ред.). Решение Смитсоновского института . Нью-Йорк: Marlowe & Co., стр. 127–256 . ISBN 978-1-56924-841-6 . OCLC 32856425 .
- Кэмпбелл, Ричард Х. (2005). Бомбардировщики Silverplate: история и реестр Enola Gay и других B-29, предназначенных для перевозки атомных бомб . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company, Inc. ISBN 0-7864-2139-8 .
- Ходдесон, Лилиан ; Хенриксен, Пол В.; Мид, Роджер А.; Вестфолл, Кэтрин Л. (1993). Критическая сборка: техническая история Лос-Аламоса в годы Оппенгеймера, 1943–1945 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-44132-2 .
- Манн, Роберт А. (2004). B-29 Superfortress: полный список самолетов и их задач . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company. ISBN 0-7864-1787-0 .
- Полмар, Норман (2004). Enola Gay: B-29, сбросивший атомную бомбу на Хиросиму . Даллес, Вирджиния: Брасси. ISBN 1-57488-859-5 .
- Суини, Чарльз; Антонуччи, Джеймс А.; Антонуччи, Мэрион К. (1997). Конец войны: рассказ очевидца последней атомной миссии Америки . Нью-Йорк: Книги Эйвона. ISBN 0-380-97349-9 .
- Томас, Гордон; Морган-Уиттс, Макс (1977). Руины с воздуха: Атомная миссия Энолы Гэй в Хиросиму . Лондон: Гамильтон. ISBN 0-8128-8509-0 .
- Тиббетс, Пол В. (1998). Возвращение Энолы Гей . Нью-Хоуп, Пенсильвания: Enola Gay Remembered Inc. ISBN 0970366604 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Берд, Кай ; Лифшульц, Лоуренс, ред. (1998). Тень Хиросимы: сочинения об отрицании истории и Смитсоновском противоречии . Стоуни-Крик, Коннектикут: The Pamphleteer's Press. ISBN 9780963058737 . OCLC 1020221026 .
- Дубин, Стивен С. (2001). Проявление силы: полемика в Американском музее от Enola Gay до сенсации . Нью-Йорк: Нью-Йоркский университет Пресс. ISBN 978-0-8147-1890-2 .
- Хаггерти, Форрест (2005). 43 секунды до Хиросимы: первая атомная миссия. Автобиография Ричарда Х. Нельсона, радиста «Энола Гей» . Блумингтон, Индиана: AuthorHouse. ISBN 1-4208-4316-8 .
- Харвит, Мартин (1996). Доказательство отклонено: лоббирование истории Энолы Гей . Нью-Йорк: Коперник. ISBN 0-387-94797-3 .
- Хоган, Майкл Дж., изд. (1996). Хиросима в истории и памяти . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-56682-7 .
- Краусс, Роберт; Краусс, Амелия (2005). Вспомнили 509-ю группу: история 509-й составной группы, рассказанная самими ветеранами, встреча в честь 509-й годовщины, Уичито, Канзас, 7–10 октября 2004 г. Уичито, Канзас: 509-я пресса. ISBN 0-923568-66-2 .
- Майр, Отто (1998). «Фиаско «Энолы Гей»: история, политика и музей». Технологии и культура . 39 (3): 462–473. дои : 10.2307/1215894 . JSTOR 1215894 .
- О'Рейли, Чарльз Т.; Руни, Уильям А. (2005). Энола Гей и Смитсоновский институт . Нью-Йорк: Макфарланд и компания. ISBN 0-7864-2008-1 .
- Роудс, Ричард (1986). Создание атомной бомбы . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 0-684-81378-5 .
- Ньюман, Роберт П. (2004). Энола Гей и суд истории . Нью-Йорк: Издательство Питера Лэнга. ISBN 0-8204-7457-6 .
- Уилер, Кейт. (1982). Бомбардировщики над Японией . Вирджиния-Бич, Вирджиния: Книги Time-Life. ISBN 0-8094-3429-6 .
Внешние ссылки [ править ]

- Сайт Смитсоновского института на Эноле Гей содержит ссылки на списки экипажей и другую информацию. Архивировано 19 апреля 2012 г. на Wayback Machine.
- Очевидцы Хиросимы, журнал Time , 1 августа 2005 г.
- «Внутри Энолы Гей », Air & Space , 18 мая 2010 г.
38 ° 54'39 "с.ш. 77 ° 26'39" з.д. / 38,9108 ° с.ш. 77,4442 ° з.д.