Jump to content

Энола Гей

Координаты : 38 ° 54'39 "с.ш. 77 ° 26'39" з.д.  /  38,9108 ° с.ш. 77,4442 ° з.д.  / 38,9108; -77,4442
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Энола Гей
Пол Тиббетс машет рукой из кабины «Энолы Гэй » перед взлетом на бомбардировку Хиросимы в 1945 году.
Тип Б-29-45-МО Суперкрепость
Производитель Компания Гленна Л. Мартина , Омаха, Небраска
Изготовлено 18 мая 1945 г .; 79 лет назад ( 1945-05-18 )
Серийный 44-86292
Радиокод Виктор 12 (позже изменен на Виктор 82)
Владельцы и операторы Военно-воздушные силы армии США
В эксплуатации 18 мая 1945 г. - 24 июля 1946 г.
Сохранено в авиации и космонавтики Национального музея Центр Стивена Ф. Удвар-Хейзи

Enola Gay ( / ə ˈ n l ə / ) — Boeing B-29 Superfortress бомбардировщик , названный в честь Энолы Гей Тиббетс , матери пилота, полковника Пола Тиббетса . 6 августа 1945 года, на заключительном этапе Второй мировой войны , он стал первым самолетом, сбросившим атомную бомбу в ходе боевых действий . Бомба под кодовым названием « Маленький мальчик » была нацелена на город Хиросима , Япония, и уничтожила около трёх четвертей города. Энола Гей участвовала во второй ядерной атаке в качестве самолета-разведчика погоды для основной цели Кокура . Облака и клубящийся дым привели к тому, что вместо этого была подвергнута бомбардировке Нагасаки , второстепенная цель.

После войны Enola Gay вернулся в США, где эксплуатировался с авиабазы ​​Уокер, армейского аэродрома Розуэлл , штат Нью-Мексико . В мае 1946 года он был доставлен в Кваджалейн для участия в операции «Перекресток» ядерных испытаниях в Тихом океане, но не был выбран для проведения испытаний на атолле Бикини . Позже в том же году он был передан Смитсоновскому институту и ​​провел много лет припаркованным на авиабазах, подверженным непогоде и охотникам за сувенирами, прежде чем в 1961 году его разобрали и поместили на хранение на объект Смитсоновского института в Суитленде, штат Мэриленд .

В 1980-х годах группы ветеранов обратились к Смитсоновскому институту с призывом выставить самолет на обозрение, что привело к ожесточенным дебатам о выставлении самолета без надлежащего исторического контекста. Кабина и носовая часть самолета были выставлены в Национальном музее авиации и космонавтики (NASM) на Национальной аллее к 50-летию взрыва в 1995 году, несмотря на разногласия. С 2003 года полностью отреставрированный B-29 выставлен в Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи NASM . Последний выживший из его экипажа, Теодор Ван Кирк , умер 28 июля 2014 года в возрасте 93 лет.

Вторая мировая война [ править ]

Ранняя история [ править ]

Enola Gay (номер модели B-29-45-MO, [Н 1] Серийный номер 44-86292, номер Victor 82) был построен компанией Glenn L. Martin Company (позже часть Lockheed Martin ) на ее бомбардировочном заводе в Белвью, штат Небраска , расположенном в Оффатт-Филд, ныне база ВВС Оффатт . Бомбардировщик был одним из первых пятнадцати B-29, построенных по спецификации « Silverplate » — из 65, построенных в конечном итоге во время и после Второй мировой войны, — что давало им основную способность функционировать в качестве самолетов для доставки ядерного оружия. Эти модификации включали в себя значительно модифицированный бомбовый отсек с пневматическими дверцами и британскими системами крепления и сброса бомб, гребные винты реверсивного шага, которые обеспечивали большую тормозную мощность при приземлении, улучшенные двигатели с впрыском топлива и лучшим охлаждением. [2] [3] и снятие защитной брони и орудийных башен. [4]

Энола Гей после миссии в Хиросиме, выходит на трибуну . Он окрашен в ливрею 6-й бомбардировочной группы, победный номер 82. на фюзеляже перед хвостовым килем виден

Энола Гей была лично выбрана полковником Полом Тиббетсом-младшим , командиром 509-й смешанной группы , 9 мая 1945 года, еще на конвейере . Самолет был принят ВВС США (USAAF) 18 мая 1945 года и передан в состав 393-й бомбардировочной эскадрильи тяжелой 509-й смешанной группы. Экипаж B-9 под командованием капитана Роберта А. Льюиса принял бомбардировщик и переправил его из Омахи на 509-ю базу на армейском аэродроме Вендовер , штат Юта , 14 июня 1945 года. [5]

Тринадцать дней спустя самолет вылетел из Вендовера на Гуам , где получил модификацию бомбового отсека, и 6 июля вылетел в Норт-Филд , Тиниан . Первоначально ему был присвоен номер «Виктор» (присвоенный эскадрилье) номер 12, но 1 августа ему была присвоена маркировка в виде круга R на хвосте 6 -й бомбардировочной группы в качестве меры безопасности, а его номер «Виктор» был изменен на 82, чтобы избежать ошибочной идентификации с настоящей 6-й бомбардировочной группой. Самолет бомбардировочной группы. [5] В течение июля бомбардировщик совершил восемь тренировочных или тренировочных полетов и совершил два вылета, 24 и 26 июля, по сбросу тыквенных бомб на промышленные объекты в Кобе и Нагое . Энола Гей использовалась 31 июля в репетиционном полете настоящей миссии. [6]

Частично собранное Маленький мальчик оружие деления пушечного типа « » L-11 весом 10 000 фунтов (4 500 кг) находилось внутри деревянного ящика размером 41 на 47 на 138 дюймов (100 см × 120 см × 350 см), который был прикреплен к палубе авианосца « Индианаполис» . В отличие от шести дисков-мишеней из урана-235 , которые позже были доставлены на Тиниан на трех отдельных самолетах, прибывших 28 и 29 июля, собранный снаряд с девятью установленными кольцами из урана-235 был отправлен в одном стальном контейнере, облицованном свинцом, весом 300 фунтов ( 140 кг), который был прикреплен к кронштейнам, приваренным к палубе каюты капитана Чарльза Б. Маквея III . [Н 2] И L-11, и снаряд были сброшены на Тиниан 26 июля 1945 года. [8]

Миссия в Хиросиме [ править ]

Отряд Little Boy на прицепе в бомбовой яме на Тиниане перед погрузкой в Энолы Гэй . ​​бомбоотсек

5 августа 1945 года, во время подготовки к первой атомной миссии, Тиббетс принял на себя командование самолетом и назвал его в честь своей матери, Энолы Гей Тиббетс, которая, в свою очередь, была названа в честь героини романа. [Н 3] Когда дело дошло до выбора названия для самолета, Тиббетс позже вспоминал:

... в этот момент мои мысли обратились к моей смелой рыжеволосой матери, чья спокойная уверенность была для меня источником силы с детства, и особенно в период самоанализа, когда я решил отказаться от медицинской карьеры и стать военный летчик. В то время, когда папа думал, что я потерял сознание, она встала на мою сторону и сказала: «Я знаю, что с тобой все будет в порядке, сынок». [10]

Рано утром, незадолго до вылета 6 августа, Тиббетс поручил молодому специалисту по техническому обслуживанию ВВС рядовому Нельсону Миллеру нарисовать имя прямо под окном пилота. [11] [12] [5] Регулярно назначаемый командир самолета Роберт А. Льюис был недоволен тем, что Тиббетс заменил его для этой важной миссии, и пришел в ярость, когда утром 6 августа прибыл к самолету и увидел, что он расписан ныне знаменитым рисунком на носу. [13]

Хиросима была основной целью первой ядерной бомбардировки 6 августа, а альтернативными целями были Кокура и Нагасаки. Энола Гей , пилотируемая Тиббетсом, вылетела из Норт-Филд на Северных Марианских островах , примерно в шести часах полета от Японии, в сопровождении двух других B-29, The Great Artiste , с приборами, а позже еще безымянного самолета. под названием « Необходимое зло » под командованием капитана Джорджа Марквардта для фотографирования. Директор Манхэттенского проекта генерал -майор Лесли Р. Гроувс-младший хотел, чтобы это событие было записано для потомков, поэтому взлет был освещен прожекторами. Когда он хотел вырулить, Тиббетс высунулся из окна, чтобы отвести прохожих с дороги. По просьбе он дружелюбно помахал камерам. [14]

Хиросима взрыв

Покинув Тиниан, три самолета по отдельности направились к Иводзиме , где встретились на высоте 2440 метров (8010 футов) и взяли курс на Японию. Самолет пролетел над целью при хорошей видимости на высоте 9855 метров (32333 фута). Капитан ВМФ Уильям С. «Дик» Парсонс из проекта «Альберта» , который командовал миссией, привел в действие бомбу во время полета, чтобы минимизировать риски во время взлета. Его помощник, младший лейтенант Моррис Р. Джеппсон , снял предохранительные устройства за 30 минут до достижения целевой зоны. [15]

Релиз в 08:15 (по времени Хиросимы) прошел по плану, и «Маленькому мальчику» потребовалось 53 секунды. [16] упасть с самолета, летящего на высоте 31 060 футов (9 470 м), на заданную высоту взрыва около 1 968 футов (600 м) над городом. Энола Гей проехала 18,5 км, прежде чем почувствовала ударную волну от взрыва. [17] Несмотря на шок, ни Энола Гей , ни Великий Артист не пострадали. [18]

В результате взрыва возникла мощность взрыва, эквивалентная 15 килотоннам в тротиловом эквиваленте (63 ТДж). [19] Оружие U-235 считалось очень неэффективным : в реакцию вступило только 1,7% его расщепляющегося материала . [20] Радиус полного разрушения составил около одной мили (1,6 км), в результате чего площадь возгораний составила 4,4 квадратных мили (11 км). 2 ). [21] По оценкам американцев, 4,7 квадратных миль (12 км²) 2 ) города были разрушены. Японские официальные лица установили, что 69% зданий Хиросимы были разрушены, а еще 6–7% повреждены. [22] Около 70 000–80 000 человек, 30% населения города, погибли в результате взрыва и последовавшей за ним огненной бури. [23] и еще 70 000 получили ранения. [24] Из убитых 20 000 были солдатами и 20 000 - корейскими рабами. [25]

Энола Гей приземляется на своей базе

Энола Гей благополучно вернулась на свою базу на Тиниане под большую помпу, приземлившись в 14:58, через 12 часов 13 минут. «Великий артист» и «Необходимое зло» Через короткие промежутки времени последовали . Посмотреть на возвращение самолетов собралось несколько сотен человек, в том числе журналисты и фотографы. Тиббетс первым сошёл на берег и был награжден Крестом за выдающиеся заслуги . тут же [18]

Миссия Нагасаки [ править ]

За миссией в Хиросиме последовал еще один атомный удар. Первоначально запланированное на 11 августа, оно было перенесено на два дня, до 9 августа, из-за прогноза плохой погоды. На этот раз ядерную бомбу под кодовым названием « Толстяк » нес на борту B-29 Bockscar , пилотируемый майором Чарльзом Суини . [26] Энола Гей , пилотируемая экипажем B-10 капитана Джорджа Марквардта, была самолетом-разведчиком погоды для Кокуры , основной цели. [27] Энола Гей сообщила о ясном небе над Кокурой. [28] но к тому времени, когда Бокскар прибыл, город был закрыт дымом от пожаров в результате обычной бомбардировки Яхаты 224 B-29 накануне. После трех неудачных передач «Бокскар» направился к своей второстепенной цели — Нагасаки. [29] где он сбросил бомбу. В отличие от миссии в Хиросиме, миссия в Нагасаки была описана как тактически неудачная, хотя миссия и достигла своих целей. Экипаж столкнулся с рядом проблем при выполнении и имел очень мало топлива к моменту приземления на резервной площадке аварийной посадки аэродрома Йонтан на Окинаве . [30] [31]

Экипажи [ править ]

карта Японии и Марианских островов с указанием маршрутов набегов. Один идет прямо до Иводзимы и Хиросимы и обратно тем же путем. Другой идет на южную оконечность Японии, до Кокуры, вниз до Нагасаки и на юго-запад до Окинавы, прежде чем отправиться обратно на Тиниан.
Миссия продлится 6 и 9 августа, с отображением Хиросимы, Нагасаки и Кокуры (первоначальная цель на 9 августа).

Миссия в Хиросиме [ править ]

Бомбардир Томас Фереби с бомбовым прицелом «Норден» на Тиниане после падения « Маленького мальчика»

Энолы Гэй на 6 августа 1945 года состоял из 12 человек. Экипаж [32] [33] Экипаж был: [34]

Звездочки обозначают штатных членов экипажа Enola Gay .

О командире миссии Парсонсе было сказано: «Нет никого более ответственного за то, чтобы вывести эту бомбу из лаборатории и придать ей форму, полезную для боевых действий, чем капитан Парсонс, благодаря его простому гению в артиллерийском деле». [36]

Миссия Нагасаки [ править ]

В миссии в Нагасаки Энола Гэй управлялась экипажем B-10, обычно приписанным к Up An' Atom :

  • Капитан Джордж Марквардт - командир самолета
  • Младший лейтенант Джеймс М. Андерсон - второй пилот
  • Младший лейтенант Рассел Гакенбах - штурман
  • Капитан Джеймс В. Струдвик - бомбардир
  • Технический сержант Джеймс Р. Корлисс - бортинженер
  • Сержант Уоррен Л. Кобл - радист
  • Сержант Джозеф М. ДиХулио - оператор радара
  • Сержант Мелвин Х. Бирман - хвостовой стрелок
  • Сержант Энтони Д. Капуа-младший - помощник инженера / сканер

Источник: Кэмпбелл, 2005, стр. 134, 191–192.

Последующая история [ править ]

Секция кабины Enola Gay на складе Смитсоновского института в Суитленде , 1987 год.

6 ноября 1945 года Льюис вылетел на «Эноле Гэй» обратно в Соединенные Штаты и 8 ноября прибыл на новую базу 509-го полка на армейском аэродроме Розуэлл в Нью-Мексико . 29 апреля 1946 года Энола Гей покинула Розуэлл в рамках операции «Перекресток» испытаний ядерного оружия в Тихом океане. он вылетел на атолл Кваджалейн 1 мая . Он не был выбран для испытательного десантирования на атолле Бикини и покинул Кваджалейн 1 июля, в день испытаний, и на следующий день достиг армейского аэродрома Фэрфилд-Суисун в Калифорнии. [37]

Было принято решение сохранить Enola Gay , и 24 июля 1946 года самолет был доставлен на базу ВВС Дэвис-Монтан в Тусоне, штат Аризона , для подготовки к хранению. 30 августа 1946 года право собственности на самолет было передано Смитсоновскому институту , а Enola Gay была исключена из арсенала USAAF. [37] С 1946 по 1961 год Enola Gay находилась на временном хранении в нескольких местах. доставил его на аэродром Орчард-Плейс , Парк-Ридж, штат Иллинойс Он находился в Дэвис-Монтане с 1 сентября 1946 года по 3 июля 1949 года, когда Тиббетс , для приемки в Смитсоновский институт. Он был переведен на базу ВВС Пайот , штат Техас, 12 января 1952 года, а затем на базу ВВС Эндрюс , штат Мэриленд, 2 декабря 1953 года. [38] потому что в Смитсоновском институте не было места для хранения самолетов. [39]

Была надежда, что ВВС будут охранять самолет, но из-за нехватки места в ангаре его оставили на открытом воздухе в отдаленной части авиабазы, незащищенной от непогоды. Охотники за сувенирами ворвались и сняли детали. Затем насекомые и птицы получили доступ к самолету. Пол Э. Гарбер из Смитсоновского института был обеспокоен состоянием Энолы Гэй . [39] а 10 августа 1960 года сотрудники Смитсоновского института начали разборку самолета. Компоненты были перевезены на склад Смитсоновского института в Суитленде, штат Мэриленд , 21 июля 1961 года. [38]

« Энола Гей» оставалась в Суитленде много лет. К началу 1980-х годов два ветерана 509-го полка, Дон Рел, и его бывший штурман 509-го полка Фрэнк Б. Стюарт начали лоббировать восстановление и выставку самолета. Они привлекли к своей кампании Тиббетса и сенатора Барри Голдуотера . В 1983 году Уолтер Дж. Бойн , бывший B-52 пилот Стратегического авиационного командования , стал директором Национального музея авиации и космонавтики и сделал восстановление Enola Gay своим приоритетом. [39] Глядя на самолет, вспоминал Тиббетс, это была «печальная встреча. [Мои] приятные воспоминания, и я не имею в виду сброс бомбы, были многочисленными случаями, когда я управлял самолетом… Я очень, очень сильно давил на него. и он меня никогда не подводил... Вероятно, это была самая красивая машина, на которой когда-либо летал пилот». [39]

Реставрация [ править ]

Восстановление бомбардировщика началось 5 декабря 1984 года в Центре консервации, реставрации и хранения Пола Э. Гарбера в Суитленд-Сильвер-Хилл, штат Мэриленд . Пропеллеры, которые использовались при бомбардировке, позже были отправлены в Техасский университет A&M . Один из этих винтов был урезан до 12,5 футов (3,8 м) для использования в университетской низкоскоростной аэродинамической трубе имени Орана В. Никса. Легкий алюминиевый винт изменяемого шага приводится в движение электродвигателем мощностью 1250 кВА, обеспечивая скорость ветра до 200 миль в час (320 км/ч). [40] Два двигателя были восстановлены в Гарбере и два в Музее авиации и космонавтики Сан-Диего . Некоторые детали и инструменты были сняты, и их невозможно было найти. Замены были найдены или изготовлены и отмечены так, чтобы будущие кураторы могли отличить их от оригинальных компонентов. [41]

Выставочный спор [ править ]

Под окном кабины Enola Gay , на хранении, 1987 год.

Enola Gay стал центром споров в Смитсоновском институте, когда музей планировал выставить его фюзеляж на всеобщее обозрение в 1995 году в рамках выставки, посвященной 50-летию атомной бомбардировки Хиросимы. [42] Выставка « Перекресток: конец Второй мировой войны, атомная бомба и холодная война» была разработана сотрудниками Смитсоновского национального музея авиации и космонавтики и организована вокруг отреставрированной Энолы Гэй . [43]

Критики запланированной выставки, особенно из Американского легиона и Ассоциации ВВС , утверждали, что выставка уделяла слишком много внимания японским жертвам, нанесенным ядерной бомбой, а не мотивам бомбардировки или обсуждению бомбы. роль в прекращении конфликта с Японией. [44] [45] Выставка привлекла внимание всей страны ко многим давним академическим и политическим проблемам, связанным с ретроспективным взглядом на взрывы. После попыток пересмотреть выставку, чтобы удовлетворить удовлетворение конкурирующих групп интересов, выставка была отменена 30 января 1995 года. Мартин О. Харвит , директор Национального музея авиации и космонавтики, был вынужден уйти в отставку из-за разногласий. [46] [47] Позже он размышлял о том, что

Спор шел не только об атомной бомбе. Скорее, этот спор иногда был символическим вопросом в «культурной войне», в которой многие американцы смешивали в одну кучу кажущийся упадок американской мощи, трудности внутренней экономики, угрозы в мировой торговле и особенно успехи Японии, потерю рабочих мест внутри страны. и даже изменения в американских гендерных ролях и сдвиги в американской семье. Для многих американцев люди, ответственные за сценарий, были людьми, которые меняли Америку. Бомбу, олицетворяющую окончание Второй мировой войны и свидетельствующую о высоте американского могущества, нужно было отпраздновать. По его мнению, это был важнейший символ «хорошей войны» Америки, в которой воевали справедливо ради благородных целей в то время, когда Америка была единой. Те, кто каким-либо образом ставил под сомнение использование бомбы, в этом эмоциональном контексте были врагами Америки. [48]

Передняя часть фюзеляжа была выставлена ​​на обозрение 28 июня 1995 года. 2 июля 1995 года три человека были арестованы за то, что бросили пепел и человеческую кровь на фюзеляж самолета после более раннего инцидента, когда протестующий облил красную краску ковровое покрытие галереи. [49] Выставка закрылась 18 мая 1998 года, а фюзеляж был возвращен на завод в Гарбере для окончательной реставрации. [50]

Полная реставрация и экспозиция [ править ]

Enola Gay на выставке в Национальном музее авиации и космонавтики, Центр Стивена Ф. Удвар-Хейзи.

Его реставрационные работы начались в 1984 году и в конечном итоге потребовали 300 000 человеко-часов. Пока фюзеляж находился на выставке, с 1995 по 1998 годы продолжались работы над оставшимися невосстановленными компонентами. Самолет был отправлен по частям в Центр Стивена Ф. Удвар-Хейзи Национального музея авиации и космонавтики в Шантильи, штат Вирджиния, с марта по июнь 2003 года, при этом фюзеляж и крылья воссоединились впервые с 1960 года 10 апреля 2003 года. [3] Сборка завершилась 8 августа 2003 года. Самолет выставлялся в Центре Удвар-Хази с момента открытия пристройки к музею 15 декабря 2003 года. [50] В результате разногласий, возникших ранее, вывески вокруг самолета содержали только те же краткие технические данные, что и для других самолетов в музее, без обсуждения спорных вопросов. Там было написано:

Боинг B-29 Superfortress был самым совершенным винтовым бомбардировщиком Второй мировой войны и первым бомбардировщиком, экипаж которого размещался в герметичных отсеках. Хотя B-29 был создан для боевых действий на европейском театре военных действий, он нашел свою нишу на другом конце земного шара. В Тихом океане B-29 доставили разнообразное авиационное оружие: обычные бомбы, зажигательные бомбы, мины и два ядерных боеголовки.

6 августа 1945 года этот построенный Мартином B-29-45-MO сбросил первое атомное оружие, использованное в бою на Хиросиму, Япония. Три дня спустя Бокскар (выставленный в Музее ВВС США недалеко от Дейтона, штат Огайо) сбросил вторую атомную бомбу на Нагасаки, Япония. Энола Гей в тот день летала в качестве передового самолета-разведчика погоды. Третий B-29, The Great Artiste , летал в качестве самолета наблюдения в обеих миссиях.

Нос Энолы Гей , левый борт, в Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи.

Передан из ВВС США.

Размах крыльев: 43 м (141 фут 3 дюйма)
Длина: 30,2 м (99 футов)
Высота: 9 м (27 футов 9 дюймов)
Вес пустого: 32 580 кг (71 826 фунтов)
Вес брутто: 63 504 кг (140 000 фунтов)
Максимальная скорость: 546 км/ч (339 миль в час)
Двигатели: 4 радиальных с турбонаддувом Wright R-3350-57 Cyclone, мощностью 2200 л.с.
Экипаж: 12 человек (миссия Хиросима)
Вооружение: два пулемета калибра .50.
Боеприпасы: атомная бомба «Маленький мальчик».
Производитель: Martin Co., Омаха, Небраска, 1945 г.
А19500100000 [51]

Показ Enola Gay без ссылки на исторический контекст Второй мировой войны, холодной войны или разработки и развертывания ядерного оружия вызвал споры. В петиции группы, называющей себя Комитетом по национальному обсуждению ядерной истории и текущей политики, выражалось сожаление по поводу демонстрации Энолы Гэй как технологического достижения, которое она описала как «чрезвычайное бессердечие по отношению к жертвам, безразличие к глубоким разногласиям среди американских граждан». о уместности этих действий и игнорировании чувств большинства народов мира». [52] Под ним подписались известные личности, включая историка Гара Альперовица , социального критика Ноама Хомского , разоблачителя Дэниела Эллсберга , физика Джозефа Ротблата , писателя Курта Воннегута , продюсера Нормана Лира , актера Мартина Шина и режиссера Оливера Стоуна . [52] [53]

Ссылки [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Номер блока представлял собой число, состоящее из одной-трех цифр, за которым следовал двухбуквенный код, обозначающий самолет, построенный по той же технической спецификации. Двухбуквенный код обозначал завод, на котором был построен самолет, в данном случае Мартин в Омахе. В сочетании с обозначением модели самолета (B-29) образовался номер модели. [1]
  2. Атомные бомбы были эвфемистически известны как «гаджеты» — ярлык, присвоенный им учеными на испытательном полигоне в Лос-Аламосе . [7]
  3. ^ Энола; или Ее фатальная ошибка (1886) Мэри Янг Риденбо - единственный роман того периода, в котором использовалось слово «Энола». [9]

Цитаты [ править ]

  1. ^ Манн 2004 , с. 100.
  2. ^ Кэмпбелл 2005 , стр. 14–15.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Март, Питер Р. «Восстановленная Энола Гей». Aircraft Illustrated , октябрь 2003 г.
  4. ^ «Бомбардировщик Boeing B-29 Enola Gay Superfortress, история самолетов, факты и фотографии» . Aviationexplorer.com. Архивировано из оригинала 22 апреля 2021 года . Проверено 4 августа 2010 г.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кэмпбелл 2005 , стр. 191–192.
  6. ^ Кэмпбелл 2005 , с. 117.
  7. ^ Ходдесон и др. 1993 , с. 2.
  8. ^ Ходдесон и др. 1993 , с. 258.
  9. ^ Риденбо, Мэри Янг (1886). Энола; Или ее фатальная ошибка . Кентукки: Автору . Проверено 8 августа 2023 г. Том 3 американской фантастики Райта Значок бесплатного доступа
  10. ^ Тиббетс 1998 , с. 203.
  11. ^ «Боинг Б-29 Суперфортресс «Энола Гей» » . Смитсоновский институт. Архивировано из оригинала 31 октября 2020 года . Проверено 17 августа 2020 г. .
  12. ^ Натан, Ричард (6 августа 2021 г.). «Литературные последствия: наследие Хиросимы и Нагасаки» . Красный круг . Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 года . Проверено 9 августа 2021 г.
  13. ^ Томас и Морган-Уиттс 1977 , стр. 382–383.
  14. ^ Полмар 2004 , стр. 31–32.
  15. ^ «Хронология №2 – 509-я; Миссия в Хиросиме» . Фонд атомного наследия. Архивировано из оригинала 1 мая 2013 года . Проверено 5 мая 2007 г.
  16. ^ «Мир в войне | Хиросима | Атомная бомба | Интервью | 1974» . Архивировано из оригинала 4 ноября 2021 года — на YouTube.
  17. ^ «Атомная бомбардировка Хиросимы, 6 августа 1945 года» . Министерство энергетики США . Архивировано из оригинала 24 июня 2010 года . Проверено 25 июня 2010 г.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Полмар 2004 , с. 33.
  19. ^ «Раздел 8.0 Первое ядерное оружие» . Архив ядерного оружия . Проверено 13 апреля 2013 г.
  20. ^ «Бомба-«Мальчик» » . Фонд атомного наследия. Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 5 мая 2007 г.
  21. ^ «Реконструкция дозы радиации оккупационных сил США в Хиросиме и Нагасаки, Япония, 1945–1946 гг. (DNA 5512F)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 24 июня 2006 года . Проверено 9 июня 2006 г.
  22. ^ «Обзор стратегических бомбардировок США: последствия атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, 19 июня 1946 года. Досье секретаря президента, документы Трумэна» . Библиотека и музей Гарри С. Трумэна. п. 9. Архивировано из оригинала 8 июня 2011 года . Проверено 15 марта 2009 г.
  23. ^ «Обзор стратегических бомбардировок США: последствия атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, 19 июня 1946 года. Досье секретаря президента, документы Трумэна» . Библиотека и музей Гарри С. Трумэна. п. 6. Архивировано из оригинала 8 июня 2011 года . Проверено 15 марта 2009 г.
  24. ^ «Библиотека и музей Гарри С. Трумэна. Обзор стратегических бомбардировок США: последствия атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, 19 июня 1946 года. Файл секретаря президента, документы Трумэна» . п. 37. Архивировано из оригинала 8 июня 2011 года . Проверено 15 марта 2009 г.
  25. ^ «Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки: факты об атомной бомбе» . Комитет Дня Хиросимы. Архивировано из оригинала 2 июня 2013 года . Проверено 13 апреля 2013 г.
  26. ^ Полмар 2004 , стр. 35–38.
  27. ^ Кэмпбелл 2005 , с. 32.
  28. ^ Суини, Антонуччи и Антонуччи 1997 , стр. 210–211.
  29. ^ Суини, Антонуччи и Антонуччи 1997 , стр. 213–215.
  30. ^ «Боинг Б-29 Суперфортресс» . Национальный музей ВВС США. Архивировано из оригинала 24 января 2015 года . Проверено 3 августа 2010 г.
  31. ^ Россенфельд, Кэрри (2005). «История Нагасаки: Миссии» . Хиросима-remembered.com. Архивировано из оригинала 29 октября 2010 года . Проверено 3 августа 2010 г.
  32. ^ Купер, сержант. Жан. «Фото: P-574 (члены экипажа Enola Gay)» . Фонд атомного наследия. Архивировано из оригинала 22 марта 2011 года . Проверено 3 августа 2010 г.
  33. ^ «Экипаж атомного бомбардировщика из восьми штатов» . Новости Майами . Ассошиэйтед Пресс . 8 августа 1945 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2017 года . Проверено 8 июля 2017 г. - через газеты.com.
  34. ^ Кэмпбелл, 2005, с. 30.
  35. ^ Полмар 2004 , с. 38.
  36. ^ Дворжак, Даррелл Ф. (зима 2013 г.). «Первая миссия по созданию атомной бомбы: операции Trinity B-29 за три недели до Хиросимы» (PDF) . История авиации . 60 (4): 4–17. ISSN   1044-016X . [ постоянная мертвая ссылка ]
  37. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл 2005 , с. 193.
  38. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Полмар 2004 , с. 66.
  39. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Харвит, Мартин. «Доказательство отклонено: лоббирование истории Энолы Гей» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 17 июня 2017 года . Проверено 13 апреля 2013 г.
  40. ^ «Энола Гей» . Solarnavigator.net. Архивировано из оригинала 24 ноября 2009 года . Проверено 10 ноября 2009 г.
  41. ^ Полмар 2004 , с. 60.
  42. ^ Майкл Дж. Хоган, «Спор о геях Энолы: история, память и политика представления», в Хиросиме в истории и памяти , изд. Майкл Дж. Хоган (Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1996), стр. 200–32.
  43. ^ Галлахер, Эдвард. «История под судом: полемика вокруг геев Энолы» . Университет Лихай. Архивировано из оригинала 4 июля 2010 года . Проверено 3 августа 2010 г.
  44. ^ «Архив Энолы Гей: Энола Гей и Смитсоновский институт» . Ассоциация ВВС . 1996. Архивировано из оригинала 26 октября 2010 года . Проверено 3 августа 2010 г.
  45. ^ Дойл, Дебби Энн (декабрь 2003 г.). «Историки протестуют против новой выставки Энолы Гей» . Перспективы истории . 41 (9). ISSN   0743-7021 . Архивировано из оригинала 27 сентября 2017 года . Проверено 8 мая 2015 г.
  46. ^ «Глава авиации Музея космонавтики уходит из-за выставки геев в Эноле» . Лос-Анджелес Таймс . 3 мая 1995 года. Архивировано из оригинала 19 июня 2012 года . Проверено 25 апреля 2013 г.
  47. ^ Мейер, Юджин Л. (3 мая 1995 г.). «Глава Музея авиации и космонавтики уходит в отставку: Харвит вызывает негодование по поводу выставки атомной бомбы» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 30 июня 2013 года . Проверено 25 апреля 2013 г.
  48. ^ Бернштейн 1995 , с. 238.
  49. ^ Коррелл, Джон Т. (август 1995 г.). «Архив Enola Gay: Представляем Enola Gay» . Ассоциация ВВС . п. 19. Архивировано из оригинала 13 октября 2010 года . Проверено 8 августа 2010 г.
  50. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Боинг B-29 'Суперфортресс': Энола Гей» . Национальный музей авиации и космонавтики. Архивировано из оригинала 20 января 2012 года . Проверено 8 августа 2010 г.
  51. ^ «Часто задаваемые вопросы по выставке B-29 Superfortress Enola Gay» (пресс-релиз). Национальный музей авиации и космонавтики. 17 мая 2005 г. Архивировано из оригинала 20 февраля 2018 г. . Проверено 20 февраля 2018 г.
  52. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Заявление о принципах» . Комитет национального обсуждения ядерной истории и текущей политики. Архивировано из оригинала 2 февраля 2005 года . Проверено 8 августа 2019 г.
  53. ^ Дойл, Дебби Энн (декабрь 2003 г.). «Историки протестуют против новой выставки геев в Эноле» . Американская историческая ассоциация. Архивировано из оригинала 27 сентября 2017 года . Проверено 20 февраля 2018 г.

Библиография [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

 WikiMiniAtlas
38 ° 54'39 "с.ш. 77 ° 26'39" з.д.  /  38,9108 ° с.ш. 77,4442 ° з.д.  / 38,9108; -77,4442

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 049091dc5c8575f3605adb5e83115bd4__1715979660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/04/d4/049091dc5c8575f3605adb5e83115bd4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Enola Gay - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)