Список эксплуатантов Boeing B-29 Superfortress

Это список подразделений Boeing B-29 Superfortress, состоящий из стран, их военно-воздушных сил и назначений подразделений, которые использовали B-29 во время Второй мировой войны , Корейской войны и послевоенных периодов, включая варианты и другую историческую информацию.
Поставка первого испытательного самолета YB-29 (YB-29-BW 41-36954) ВВС США была произведена в июне 1943 года в 58-м бомбардировочном авиакрыле 40-й бомбардировочной группы. [2] [3] Первые серийные B-29 начали сходить с производственных линий Boeing-Wichita в сентябре 1943 года и также поступили в 58-ю BW.
Последний B-29 был поставлен компанией Boeing-Wichita (B-29-100-BW, 45-21872) в сентябре 1945 года. [4] 21872 переоборудован в WB-29; был уничтожен в результате крушения 25 сентября 1953 года возле авиабазы Эйлсон на Аляске, когда он был приписан к 58-й стратегической разведывательной эскадрилье (средней), Weather. [5] [6]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Военно-воздушные силы армии США
[ редактировать ]Боевые группы
[ редактировать ]Группы и эскадрильи B-29 армейских ВВС, участвовавшие в операциях в рамках Тихоокеанской войны против Японской империи , 1944–1945 гг. Включает подразделения XX бомбардировочного командования на Китайско-бирманско-индийском театре военных действий (апрель 1944 г. - февраль 1945 г.) и XXI бомбардировочного командования на Тихоокеанском театре военных действий (ПТО) (март – август 1945 г.). Также включает группы и эскадрильи, дислоцированные на Окинаве в составе Восьмой воздушной армии в июле/августе 1945 года, но не участвовавшие в боевых действиях.
|
|
Боевые разведывательные эскадрильи
[ редактировать ]- 1-я эскадрилья фоторазведки (F-13A, 1944–1947 гг.)
- 3-я эскадрилья фоторазведки (F-13A, 1944–1947)
Небоевые группы
[ редактировать ]Группы армейских ВВС, которые были приписаны ко Вторым воздушным силам для обучения переоборудованию B-29 летом 1945 года. Эти группы были возвращены в Соединенные Штаты с Европейского театра военных действий (ETO) после капитуляции Германии в мае 1945 года и были запрограммированы на передислокацию на Тихоокеанский театр военных действий (ПТО) после завершения обучения. Однако капитуляция Японии и прекращение боевых действий в ПТО привели к их выведению из строя после августа 1945 года.
|
|
|
|
.* Примечание: 472-я бомбардировочная группа была ВВС вторым подразделением оперативной подготовки для первоначальной подготовки экипажей B-29, созданным в 1943 году; 5-я бомбардировочная группа была переименована и переоборудована в подразделение B-29 Дальневосточными ВВС и передана в состав Тринадцатых ВВС на Филиппинах в 1946 году из самолетов и техники бывшего XXI бомбардировочного командования , которые были выведены из строя. 5-я BG была довоенной бомбардировочной группой, дислоцированной на Гавайях во время атаки на Перл-Харбор ; его B-17 в основном были уничтожены на земле в Хикам-Филд. После атаки подразделение было преобразовано в группу тяжелых бомбардировщиков B-24 Liberator и во время войны было приписано к Тринадцатому ВВС; 32-е составное крыло летало на RB-29 для ВВС Дальнего Востока в конце 1940-х годов, в основном в качестве самолетов для фотосъемки Китая, Формозы, Индокитая и Кореи.
Стратегическое авиационное командование (группы)
[ редактировать ]Бомбардировочные группы B-29 армейских ВВС, приписанные к Стратегическому авиационному командованию (SAC) после создания командования в марте 1946 года. Включает группы, которые были возвращены в Соединенные Штаты с Европейского театра военных действий и были запрограммированы для передислокации на Тихоокеанский театр военных действий (PTO). ) после завершения обучения переоборудованию B-29. Эти подразделения остались на действительной службе после капитуляции Японии в августе 1945 года и были переданы в состав Континентальных ВВС (CAF). В марте 1946 г. были переведены в САК после переименования CAF в САК.
Многие из этих частей и эскадрилий были недостаточно укомплектованы и недостаточно оснащены из-за быстрой демобилизации вооруженных сил в этот период. Кроме того, проводились частые деактивации и активации, при этом старые довоенные подразделения реактивировались вместо более молодых подразделений военного времени. Вплоть до конца Корейской войны САК использовала хвостовую маркировку, состоящую из комбинации геометрических фигур и букв. Форма будет обозначать пронумерованные ВВС, а треугольник — Восьмую воздушную армию ; круг для Пятнадцатой воздушной армии и квадрат для Второй воздушной армии . Эта система была прекращена в 1953 году.
Разведывательные эскадрильи САК
[ редактировать ]
|
|
ВВС США
[ редактировать ]Стратегическое авиационное командование (крылья)
[ редактировать ]B-29 был основой Стратегического авиационного командования после Второй мировой войны до Корейской войны . Бомбардировщики B-29 «Very Heavy» были переименованы в «Средние» с появлением B-36 Peacemaker на вооружении в 1948 году, а начиная с 1949 года некоторые подразделения перешли на B-36 / RB-36 . B-50 Superfortress , усовершенствованная версия B-29, также была представлена в 1949 году.
В 1950 году SAC направила группы B-29, не способные нести ядерное оружие, в ВВС Дальнего Востока для проведения стратегических бомбардировок неба Северной Кореи , однако самолет устарел из-за разработки советских реактивных перехватчиков, таких как МиГ-15. . B-29 еще несколько лет прослужил в роли стратегического бомбардировщика, но к 1955 году его заменил средний бомбардировщик B-47 Stratojet .
переоборудованные В-29 в воздушные танкеры КБ-29П В 1950 году в эскадрильи САК начали поступать . КБ-29 находились на вооружении SAC, пока к 1955 году их не заменил KC-97 Stratofreighter (который сам был основан на B-29).
Тактическое авиационное командование
[ редактировать ]После Корейской войны и вывода из эксплуатации B-29/KB-29 из состава SAC, KB-29 были приобретены Тактическим авиационным командованием для использования в качестве специальных воздушных заправщиков для тактических истребителей, чтобы дать TAC возможность развертывания по всему миру отдельно от SAC. Однако выяснилось, что КБ-29 совершенно непригоден для дозаправки реактивных истребителей, поскольку они были слишком медленными. Начиная с 1956 года КБ-29 были заменены более быстрыми КБ-50 .
- 420-я авиационная заправочная эскадрилья (КБ-29М, 1954–1955) (USAFE)
- 421-я авиационная заправочная эскадрилья (КБ-29М, 1954–1955) (PACAF)
- 427-я авиационная заправочная эскадрилья (КБ-29М, 1956–1959 гг.)
- 429-я авиационная заправочная эскадрилья (КБ-29М, 1954–1958 гг.)
- 431-я авиационная заправочная эскадрилья (КБ-29М, 1957 г.)
- 622-я авиационная заправочная эскадрилья (КБ-29М, 1955–1957 гг.)
Служба снабжения и связи с воздуха
[ редактировать ]Во время холодной войны Военно-воздушная транспортная служба управляла подразделениями воздушных коммандос, которые выполняли специальные операции в 1950-х годах, в том числе во время Корейской войны. В состав оборудования Службы воздушного снабжения и связи (ARCS) входили B-29, модифицированные для выполнения специальных операций.
- 580-е авиационное крыло снабжения и связи (B-29, 1951–1956)
- 581-е авиационное крыло снабжения и связи (B-29, 1951–1956)
- 582-е авиакрыло снабжения и связи (B-29, 1952–1956)
Служба воздушной погоды
[ редактировать ]Служба воздушной погоды (часть Военно-воздушной транспортной службы ) получила свои первые B-29 в различных версиях (B-29, RB-29, TB-29, WB-29) в 1946 году. AWS первоначально использовала B-29 для поддержки самолетов 1946 года. в рамках операции «Перекресток» Испытания атомной бомбы на атолле Бикини .
Для разведки погоды требовался специальный вариант B-29. Вооружение и сопутствующее оборудование было снято, а на месте верхнего носового башни установлен астрокупол. Было установлено дополнительное радио и специализированное метеорологическое оборудование, и такой переоборудованный самолет получил новое обозначение WB-29. [7] В то время как «публичной» миссией B-29 была разведка погоды, «тайная» миссия, а именно отбор проб атмосферы на наличие радиационного мусора, была, пожалуй, более важной задачей.
WB-29 прослужили до середины 1950-х годов, предоставляя важные данные о тропических штормах, ядерных испытаниях и многих других рутинных, но важных разведывательных задачах. Но самолеты устали, и к 1956 году их заменили семьдесят восемь модификаций B-50D в конфигурации WB-50.
|
|
ПРИМЕЧАНИЕ. * Под оперативным контролем ВВС Дальнего Востока выполняли боевые задачи по разведке погоды над Северной Кореей во время Корейской войны.
Разработка и испытания систем вооружения
[ редактировать ]
- Командование воздушно-технической службы/Командование авиационных средств/Командование авиационных исследований и разработок , ВВС Мюрок/ВВС (позже авиабаза Эдвардс) , Калифорния
- Командование воздушного полигона , авиабаза Эглин , Флорида
B-29-96-BW с серийным номером 45-21800 использовался в качестве «материнского» самолета для запусков исследовательского самолета с ракетным двигателем Bell X-1 на авиабазе Эдвардс. 14 октября 1947 года капитан Чарльз Э. «Чак» Йегер был сброшен на своем X-1 с B-29 и был признан первым человеком, пилотировавшим самолет со скоростью, превышающей скорость звука.
Несколько B-29 были модифицированы для различных экспериментальных целей под обозначением EB-29. Пожалуй, самым известным из них был EB-29, использовавшийся в качестве самолета-носителя истребителя-паразита McDonnell XF-85 Goblin в 1948 году. Задний бомбоотсек был модифицирован для установки специальной люльки, из которой можно было запускать и извлекать XF-85. в полете.
Другими B-29, летавшими на авиабазе Эглин/Мюрок/Эдвардс, были испытательная модель управления огнем XB-29E; XG-29G (44-84043), служивший летным испытательным стендом для реактивных двигателей J-35, J-47 и J-73, установленных в бомбоотсеке; YB-29H, использовавшийся для испытаний специального вооружения; YB-29J использовался для сервисных испытаний улучшенных конструкций двигателей; Дроны-мишени QB-29. СВ-29К представлял собой экспериментальную транспортную версию.
Командование ПВО
[ редактировать ]Начиная с 1954 года, 4754-я оценочная радиолокационная эскадрилья эксплуатировала Командования ПВО B-29 с различных баз в Соединенных Штатах для предоставления услуг по обучению и оценке радиолокационной техники для персонала своих радиолокационных станций. На B-29 был установлен набор радиолокационных помех для обеспечения необходимой подготовки личного состава.
- 4754-й полет по противодействию радиолокационной оценке электроники , авиабаза Гамильтон , Калифорния
- 4677-й полк по оценке радиолокационной электроники и противодействию полету , авиабаза Хилл , Юта
- 4713-й оценочный полет радара , авиабаза Гриффисс , Нью-Йорк
- 6023-я эскадрилья оценки радаров , авиабаза Наха , Окинава (приписана к Тихоокеанским ВВС )
Последний B-29 (самолет для оценки радаров TB-29, серийный номер B-29-15-MO 42-65234) был снят с вооружения ВВС США в 20:10 21 июня 1960 года, когда майор Кларенс К. Рарик из 6023-я эскадрилья радиолокационной оценки приземлилась на авиабазе Наха на Окинаве, положив конец эпохе военной службы B-29 Superfortress.
ВМС США
[ редактировать ]

P2B . 14 апреля 1947 года ВМС США получили четыре B-29, которые были переименованы в Два из этих самолетов имели стандартную конфигурацию ( P2B-1S ), еще два были оснащены испытательной РЛС и дополнительным топливным баком в бомбоотсеке ( P2B-2S ). [8]
- P2B-1S BuNo 84028 (B-29-95-BW 45-21789)
- P2B-1S BuNo 84029 (B-29-95-BW 45-21787)
- P2B-2S BuNo 84030 (B-29-95-BW 45-21791)
- P2B-2S BuNo 84031 (B-29-90-BW 44-87766)
Военно-морские B-29 использовались в качестве испытательных стендов и базовых кораблей в различных программах. Один P2B-1S был серьезно модифицирован для перевозки Douglas D-558-II Skyrocket сверхзвукового исследовательского самолета с ракетным двигателем . Первый запуск Skyrocket состоялся 8 сентября 1950 года. Skyrocket превысил скорость 2 Маха впервые 20 ноября 1953 года (пилотировал Скотт Кроссфилд ). Последний полет Skyrocket состоялся в декабре 1956 года.
P2B-1S BuNo 84029 позже был передан в NACA для продолжения скоростных летных испытаний и переименован в NACA-137. [8] В конечном итоге он был продан гражданскому владельцу музея в Окленде, Калифорния. Это был единственный пример летного B-29, когда-либо проданного гражданскому эксплуатанту. Этот B-29 редко летал под номером гражданской регистрации N91329. После многих лет бездействия он был продан Музею авиации Кермита Уикса в Майами, Флорида. Его перевезли туда в разобранном виде в 1987 году. Он был зарегистрирован в Музее Уикса как N29KW.
Союзные страны
[ редактировать ]Великобритания
[ редактировать ]В начале 1950-х годов Королевским ВВС срочно требовались временные самолеты для своих бомбардировочных подразделений в качестве временной замены Avro Lincoln , пока британцы не разработали и не произвели такие самолеты, как English Electric Canberra и, в долгосрочной перспективе, так называемые « бомбардировщики V » вступили в строй. С точки зрения Королевских ВВС, B-29 был тяжелым бомбардировщиком, сравнимым с «Линкольном», хотя и с явными преимуществами в характеристиках и мощности, и, как тип, уже проверенный в эксплуатации, не умалял развития британских самолетов.
Официальное соглашение с США было подписано 27 января 1950 года, и ВВС США предоставили в аренду Королевским ВВС семьдесят бомбардировщиков B-29, получивших серийные номера WF434 — WF448 , WF490 — WF-514 и WF545 — WF574 . Позже было поставлено еще 18 под серийными номерами WW342 – WW356 и WZ966 – WZ968 . [9] Самолет получил служебное название Boeing Washington B.1 (B.1 от «Bomber Mark 1») в бомбардировочном командовании Королевских ВВС с 1950 года как бомбардировщик большой дальности, способный нести ядерное оружие, до появления в большом количестве English Electric Canberra.
Большая часть планеров была вывезена со склада ВВС США и была практически новой, доставленной в конце войны на Тихом океане, хотя небольшое количество поступило из оперативных частей. Первые четыре самолета были доставлены в Вашингтонское конверсионное подразделение в Королевских ВВС в Мархэме 22 марта 1950 года. Все B-29 для Королевских ВВС были переправлены экипажами 307-го бомбардировочного крыла ВВС США. Первым подразделением, преобразованным в «Вашингтоны», была 115-я эскадрилья RAF , вылетевшая из США в июне 1950 года. [9] Два самолета RAF Washington приняли участие в соревнованиях по бомбардировке SAC имени Лоуренса Майнота в 1951 году вместе с B-29 ВВС США.
Эскадрильи, базирующиеся в Королевских ВВС Конингсби, были переоборудованы в бомбардировщики English Electric Canberra в 1953 году. Эскадрильи Королевских ВВС Мархема были переоборудованы годом позже. [9] Большинство «Вашингтонов» было возвращено в Соединенные Штаты и доставлено экипажами Королевских ВВС на авиабазу Дувр ; затем на склад самолетов на авиабазе Дэвис-Монтан. Небольшое количество Вашингтонов осталось в Соединенном Королевстве и использовалось 192 кв. для электронной разведки операций до 1958 года; позже использовались в качестве планеров наземных целей для боевых самолетов Королевских ВВС.
- № 15-я эскадрилья RAF
- № 44-я эскадрилья RAF
- 57-я эскадрилья RAF (переведена из RAF Waddington в апреле 1952 г.) [9]
- № 149-й эскадрильи RAF
- 192-я эскадрилья RAF действовала в Вашингтоне с апреля 1952 года по февраль 1958 года. [9]
Австралия
[ редактировать ]Два бывших самолета RAF Washington ( WW354 и WW353 ) (бывшие USAAF 44-61963; 44-62049) были переданы RAF Подразделению авиационных исследований и разработок Королевских ВВС Австралии Соединенного Королевства в конце 1952 года и провели испытания для Министерства авиации . Поставлять . Им были присвоены серийные номера RAAF A76-1 и A76-2. Оба самолета были выведены из эксплуатации в 1956 году и проданы на металлолом в 1957 году. [10]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Во время Второй мировой войны этот самолет сбросил вторую атомную бомбу на Нагасаки , Япония , 9 августа 1945 года, будучи приписанным к 509-й смешанной группе эскадрильи 393-й бомбардировочной . Самолет оставался на вооружении 509-й бомбардировочной группы до 11 сентября 1946 года. Сейчас он находится в постоянной экспозиции в ВВС США Национальном музее на базе ВВС Райт-Паттерсон , штат Огайо.
- ^ Баугер - Boeing YB-29 Superfortress
- ^ USAFHRA - 58-я авиационная дивизия [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Поиск серийного номера ВВС США, B-29
- ^ Метеорологическое агентство ВВС
- ^ Эйлсон Леди озера. Архивировано 8 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Ллойд, B-29 Superfortress. Часть 2
- ^ Jump up to: а б Ллойд, B-29 «Суперфортресс». Часть 2 , стр.68
- ^ Jump up to: а б с д и Новицкий, Б-29 Суперфортресс , стр.16
- ^ A76 Боинг Вашингтонский музей RAAF. Доступ 14 августа 2007 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бердсолл, Стив. B-29 Superfortress in Action (Самолет в действии 31) . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, Inc., 1977. ISBN 0-89747-030-3 .
- Дэвис, Ларри. B-29 Superfortress в действии (Самолет в действии 165) . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 1997. ISBN 0-89747-370-1 .
- Дорр, Роберт Ф. Подразделения Superfortress B-29 во Второй мировой войне (Боевой самолет 33) . Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2002. ISBN 1-84176-285-7 .
- Фопп, Майкл А. Вашингтонское досье . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Historians) Ltd., 1983.
- Ллойд, Олвин Т. B-29 Superfortress. Часть 1. Производственные версии (Детализация и масштаб 10) . Фоллбрук, Калифорния/Лондон: Aero Publishers/Arms & Armor Press, Ltd., 1983. ISBN 0-8168-5019-4 (США). ISBN 0-85368-527-4 (Великобритания).
- Ллойд, Олвин Т. B-29 Superfortress. Часть 2. Производные (Детализация и масштаб 25) . Саммит Блу-Ридж, Пенсильвания/Лондон: TAB Books/Arms & Armor Press, Ltd., 1987. ISBN 0-8306-8035-7 (США). ISBN 0-85368-839-7 (Великобритания).
- Мэйборн, Митч. Boeing B-29 Superfortress (самолет в профиле 101) . Виндзор, Беркшир, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1971 (переиздание).
- Новицкий, Яцек. B-29 Superfortress (Air Monographs 13) (на польском языке). Гданьск, Польша: AJ-Press, 1994. ISBN 83-86208-09-0 .
- Пимлотт, Джон. Б-29 Суперфортресс . Лондон: Bison Books Ltd., 1980. ISBN 0-89009-319-9 .
- Rigmant, Vladimir. B-29, Tу-4 - стратегические близнецы - как это было (Авиация и космонавтика 17 (Крылья 4)) . Moscow, Russia, 1996.