Convair B-36 Миротворца
B-36 "Миротворца" | |
---|---|
![]() Начиная с B-36D (показан B-36J), миротворщик использовал 6 радиальных поршневых двигателей и 4 реактивных двигателей. | |
Общая информация | |
Тип | Стратегический бомбардировщик |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Конвейер |
Основной пользователь | ВВС США |
Номер построен | 384 |
История | |
Производится | 1946–1954 |
Дата введения | 1948 |
Первый полет | 8 августа 1946 года |
Ушедший на пенсию | 12 февраля 1959 года |
Варианты | Convair XC-99 Convair NB-36H |
Превратился в | Convair YB-60 Convair X-6 |
Convair B-36 "Миротворца" [ N 1 ] это стратегический бомбардировщик, построенный Convair и управляемый ВВС США (ВВС США) с 1949 по 1959 год. B-36 является крупнейшим массовым производством поршневого самолета, когда-либо строящего Одноразовый Хьюз Геркулес . У него самый длинный размах крыльев любого боевого самолета. B-36 был способен к межконтинентальному полету без заправки.
Вступив в службу в 1948 году, B-36 был основным доставки ядерного оружия автомобилем стратегического воздушного командования (SAC), пока он не был заменен на реактивном Boeing B-52 StratoFortress, начиная с 1955 года. Все, кроме четырех самолетов, были сняты.
Разработка
[ редактировать ]
Дизайн B-36 может быть отслежен до начала 1941 года, до вступления в Соединенные Штаты во Второй мировой войне . В то время Великобритания подвергалась риску падения на нацистские атаки «блиц» , совершая стратегические атаки взрыва бомбардировки Авиационного корпуса Армии Соединенных Штатов (США) против Германии невозможным с доступными самолетами. [ 2 ]
Соединенным Штатам понадобится новый бомбардировщик, чтобы добраться до Европы и вернуться на базы в Северной Америке, [ 3 ] Требует боевого диапазона не менее 5700 миль (9200 км), длину осадки , Ньюфаундленд - Берлинский туда и обратно. Поэтому США искали бомбардировщик по -настоящему межконтинентальный диапазон. [ 4 ] [ 5 ] Немецкий Reichsluftfahrtministerium (RLM) запросит аналогичную программу сверхвысокого уровня Amerikabomber 12 мая 1942 года.
США разослал первоначальный запрос 11 апреля 1941 года с просьбой о скорости скорости 450 миль в час (720 км/ч), скорости 275 миль в час (443 км/ч), потолка обслуживания 45 000 футов (14 000 м) и Максимальный диапазон 12 000 миль (19 000 км) в 25 000 футов (7600 м). [ 6 ] Эти требования были слишком требовательными и намного превысили технологию дня, [ 4 ] Итак, 19 августа 1941 года они были уменьшены до максимального диапазона 10 000 миль (16 000 км), эффективного боевого радиуса 4000 миль (6400 км) с 10 000 фунтов (4500 кг), скорость круиза между 240 и 300 Миль в час (390 и 480 км/ч) и потолок обслуживания 40 000 футов (12 000 м) [ 3 ] Потолок в обоих случаях был выбран для превышения максимальной эффективной высоты большинства нацистских германских зенитных оружия.
Вторая мировая война и после
[ редактировать ]
В Тихом океане США нуждался в бомбардировщике, способном добраться до Японии с баз на Гавайях , и развитие B-36 стало приоритетом. Министр войны Генри Л. Стимсон в дискуссиях с высокопоставленными офицерами USAAF решил отказаться от нормальных процедур закупок армии, а 23 июля 1943 года, через 15 месяцев после предложений немцев Америкабомбер и в тот же день, когда немецкий хейнквель Фирма начала дизайн на бомбардировщике с шестью двигателями . собственном [ 7 ] USAAF представил «Письмо о намерениях», чтобы Convair для начального производственного прогона 100, даже до того, как тестирование двух прототипов было завершено. [ 8 ] : 3−10 Первая доставка должна была быть связана в августе 1945 года, а последняя в октябре 1946 года, но консолидирована (к настоящему времени переименован в Convair после слияния с самолетами Vultee ) отложена. Через три месяца после дня самолет был представлен 20 августа 1945 года и впервые пролетел 8 августа 1946 года. [ 9 ]
После начала холодной войны с Berlin Airlift 1948 года и атмосферной испытанием 1949 года первой советской атомной бомбы , американские военные планировщики искали бомбардировщиков, способных доставить очень большие и тяжелые атомные бомбы первого поколения.
B-36 был единственным американским самолетом с диапазоном и полезной нагрузкой , чтобы перенести такие бомбы с аэродромов на американской почве в целевые показатели в СССР. Модификация, позволяющая использовать более крупное атомное оружие на B-36, называлась «Установка Большого шлема». [ 8 ] : 24
B-36 был устарел с самого начала, в то время как теперь он столкнулся с широко распространенным введением противостоящих истребителей. [ 2 ] [ 10 ] Boeing B-47 Stratojet , его реактивный аналог, не стал полностью работой до 1953 года и не имел диапазона, чтобы атаковать Советский Союз из Северной Америки без воздушного заправки и не мог нести огромную бомбу с водородной бомбой .
Другие американские поршневые бомбардировщики дня, Boeing B-29 Superfortress и Boeing B-50 Superfortress , также были слишком ограничены в диапазоне. [ 11 ] : 124–126 Межконтинентальные баллистические ракеты не стали достаточно надежными до начала 1960 -х годов. До тех пор, пока в 1955 году B-36 не стал введен в эксплуатацию Boeing B-52 , B-36 стал основным автомобилем доставки ядерного оружия SAC. [ 2 ]
Convair рекламировал B-36 как «алюминиевый пасмур», так называемую « длинную винтовку », давая SAC по-настоящему глобальный охват. [ 2 ] Во время пребывания генерала Кертиса Лемя в качестве главы SAC (1949–57) B-36 сформировал сердце стратегического воздушного командования. Его максимальная полезная нагрузка была более чем в четыре раза больше, чем в B-29 и превышала более поздний B-52.
B-36 был медленным и не смог заправлять в воздухе, но мог летать миссии на целевые показатели 3400 миль (5500 км) на расстоянии и оставаться на высоте до 40 часов. [ 2 ] Кроме того, считалось, что у B-36 был «туз в рукаве»: феноменальная крейсерская высота для самолета, управляемого поршнем, стала возможной благодаря огромной области крыла и шести двигателям, что выпускает его из большинства перехватчиков, как Ну и наземные зенитные орудия . [ 2 ]
Экспериментальные и прототипы
[ редактировать ]Consolidated Vultee Aircraft Corporation (позже Convair) и Boeing Aircraft Company приняли участие в конкурсе, с консолидированной победой в тендере 16 октября 1941 года. Consolidated попросил контракт на 15 миллионов долларов с 800 000 долл. США на исследования и разработку, макет и инструменты. Были предложены два экспериментальных бомбардировщика, первые были доставлены через 30 месяцев, а второй - в течение 36 месяцев. Первоначально обозначенная модель B-35, название было изменено на B-36, чтобы избежать путаницы с Northrop YB-35 . поршневым бомбардировщиком [ 4 ] [ 12 ] : 26–28 против которого B-36 должен был бороться за производственный договор.
На протяжении всей своей разработки программа B-36 сталкивалась с задержками. Когда Соединенные Штаты вступили в Вторую мировую войну, консолидированному было приказано замедлить развитие B-36, чтобы значительно увеличить консолидированное производство Liberator B-24 . Первый макет был проверен 20 июля 1942 года, после шести месяцев усовершенствования. Через месяц после проверки проект был перенесен из Сан -Диего, штат Калифорния, в Форт -Уэрт, штат Техас, который отменил разработку на несколько месяцев. Консолидированный изменил хвост с двуххвостого хвоста на один, тем самым сохранив 3850 фунтов (1750 кг), но это изменение задержало доставку еще на 120 дней.
Изменения в требованиях USAAF добавили веса, сэкономленный в редизайне, и стоят больше времени. Новая антенная система должна была быть разработана для размещения новой радио -системы и радиолокационной системы, а двигатели Pratt и Whitney были перепроектированы, добавив еще 1000 фунтов (450 кг). [ 12 ] : 30
Дизайн
[ редактировать ]Советском Союзе и высота превысили высоты в Антонова Антова Аннова в B-36 был на две трети длиннее, чем предыдущий «Суперкомбер», B-29 и его размах крыльев . [ 2 ] Только с появлением Boeing 747 и Galaxy Lockheed C-5 , которые разработали два десятилетия спустя, самолет, способный поднять более тяжелую полезную нагрузку.
Крылья B-36 были большими даже по сравнению с современными самолетами, например, превышающими, например, с галактикой C-5, и позволили B-36 носить достаточно топлива, чтобы выполнить предполагаемые длинные миссии без заправки. Максимальная толщина крыла, измеренная перпендикулярная аккорду , составляла 7,5 футов (2,3 м), содержащая пространство для полки, которое позволяло доступ к двигателям. [ 13 ] Площадь крыла разрешила круизные высоты значительно выше рабочего потолка любых бойцов эпохи 1940-х годов, на уровне более 40 000 футов (12 000 м). [ 14 ] В 1954 году башни были устранены и другое несущественное оборудование (мало чем отличалось от более ранней программы серебряного пласта для атомных бомб «специалиста» B-29), что привело к конфигурации «полулегкого веса», которая увеличила максимальную скорость до 423 миль в час (681 км. /час), [ 15 ] и круиз на 50 000 футов (15 000 м) и берутся на 55 000 футов (17 000 м), возможно, еще выше. [ 11 ] : 136–137
Большая область крыла, с четырьмя реактивными двигателями, дополняющими поршневые двигатели в более поздних версиях, дала B-36 широкий край между скоростью киоска ( V S ) и максимальной скоростью ( V MAX ) на этих высотах. Это сделало B-36 более маневренным на большой высоте, чем большинство реактивных перехватчиков дня, которые не могли эффективно маневрировать выше 40 000 футов (12 000 м). [ 16 ] Тем не менее, военно-морской флот США McDonnell F2H Banshee Fighter может перехватить B-36 благодаря своей способности работать более 50 000 футов (15 000 м). [ 17 ] Позже новый министр обороны Луи А. Джонсон , который считал военно -морской флот США и военно -морской авиации, по существу устаревшей в пользу ВВС США и SAC, запрещал претендовать на тест военно -морского флота. [ 18 ]
Сильная система B-36 была уникальной, с шестью 28-цилиндровыми Pratt & Whitney R-4360 Ос, основные радиальные радиальные двигатели, установленные в необычной конфигурации толкателя , а не в обычной компоновке пропеллера трактора других тяжелых бомбардировщиков . Прототипы шести R-4360S доставили 18 000 л.с. (13 000 кВт), что привело к ранним B-36, нуждающимся в длинных пробегах взлета, что было улучшено, когда мощность была увеличена до 22 800 л.с. (17 000 кВт). [ 11 ] : 137–138 Каждый двигатель управлял трехлетным винтом диаметром 19 футов (5,8 м), установленным в конфигурации толкателя. Эта необычная конфигурация не позволяла турбулентностью пропеллера вмешиваться в воздушный поток над крылом, но приводила к перегреву двигателя из -за недостаточного воздушного потока вокруг двигателей, что приводит к пожарам двигателя . Большие, медленные пропеллеры взаимодействовали с воздушным потоком высокого давления за крыльями, чтобы создать легко узнаваемый очень низкий частотный импульс на уровне земли, который предал приближающиеся рейсы.
Добавление реактивного движения
[ редактировать ]Начиная с B-36D, Convair добавил пару General Electric J47 -19, реактивных двигателей подвешенных в конце каждого крыла, которые также были модернизированы до выживания B-36BS. Следовательно, B-36 был сконфигурирован как 10 двигателей, шесть радиальных пропеллеров и четыре реактивных двигателя, что привело к лозунгу B-36 «Шесть поворотов и четырех Burnin ' ». У B-36 было больше двигателей, чем у любых других самолетов с массовым производством. Струйные капсулы значительно улучшили производительность взлета и скорость приборной панели над цели. В обычном крейсерском полете реактивные двигатели были закрыты, чтобы сохранить топливо. Когда реактивные двигатели были закрыты, жалюзи закрывали переднюю часть стручков, чтобы уменьшить сопротивление. [ 19 ] Два стручка с четырьмя турбоятными длинами и шестью поршневыми двигателями вместе дали B-36 в общей сложности 40 000 л.с. (30 000 кВт) в течение коротких периодов времени. [ 20 ]
Экипаж
[ редактировать ]У B-36 была экипаж из 15 лет. Как и в случае с B-29 и B-50, пролетная палуба под давлением и отделение экипажа были связаны с задним отсеком туннелем под давлением через бухту бомбы. В B-36 движение через туннель находилось на колесной тележке, натягивая веревку. Задний отсек имел шесть коек и столовую и привел к хвостовой башне. [ 21 ]
Шасси
[ редактировать ]Помещение на трехколесном велосипеде XB-36 имело одно колесное шасси , шины которого были самыми крупными в истории до этого времени: 9 футов 2 на (2,79 м) высотой 3 фута (0,91 м) и весом 1320 LB (600 кг), с достаточным количеством резины для 60 автомобильных шин. [ 2 ] [ Неактуальная цитата ] Эти шины оказали столько наземного давления на взлетно-посадочные полосы, что XB-36 был ограничен полем Carswell, прилегающим к заводу в Техасе, Эглин Филд во Флориде и Fairfield-Suisun Field в Калифорнии. [ 22 ] : 14–15 Одноприродное снаряжение вскоре заменили четырехколесной бодби . [ 23 ] [ 4 ] [ 24 ] [ 12 ] : 29 В какой-то момент на XB-36 было также пробова о тус [ 25 ] Но это оказалось тяжелым и шумным и вскоре было заброшено.
Оружие
[ редактировать ]В этом разделе нужны дополнительные цитаты для проверки . ( август 2017 г. ) |
Четыре бомбардировки могут нести до 87 200 фунтов (39 600 кг) бомб, что более чем в 10 раз превышает нагрузку, несущую летающую крепость B-17 Boeing B-17 . [ 26 ] B-36 не был разработан с учетом ядерного оружия, потому что существование такого оружия было совершенно секретным в период, когда B-36 был задумано и разработано, а первоначальный B-36A не был способен приспособить их. [ 27 ] Тем не менее, B-36 вступил в свою роль ядерной доставки сразу после работы. Во всех отношениях, кроме скорости, B-36 мог бы соответствовать тому, что было, возможно, его приблизительным советским аналогом, более поздним TU-95 . [ 28 ] До тех пор, пока B-52 не стал эксплуатационным, B-36 стал единственным средством доставки водородной бомбы первого поколения . [ 29 ] 25 футов (7,6 м) в длину, 5 футов (1,5 м) в диаметре и весом 42 000 фунтов (19 000 кг), самая тяжелая и самые массовые американские воздушные ядерные бомбы. Марк 17 взял на себя два залива бомбы самолета, в то время как передняя бухта может иметь атомное оружие Марка 6. [ 30 ]
Оборонительное вооружение состояло из шести выдвижных оружейных турелей, с бок о бок турелей, установленных в передней дорсальной, кормовой дорсальной и вентральной положениях, дорсальных и нетронутых турелях хвоста и носа. Каждая башня была оснащена двумя 20 мм (0,79 дюйма) пушки , в общей сложности 16, и все турели подвергались дистанционному управлению. [ 31 ] Вибрация отдачи от практики стрельбы часто вызывала электрическую проводку самолета, чтобы получить свободу, или электронику вакуумной трубки с неисправностью, что приводило к отказу контроля самолетов и навигационного оборудования, что способствовало катастрофе B-36B 44-92035 22 ноября 1950 года. [ 32 ]

Convair B-36 был единственным самолетом, способным перевозить облачный мастер T-12 , гравитационная бомба весом 43 600 фунтов (19 800 кг) и предназначенную для получения эффекта землетрясения . Часть процесса тестирования включала в себя сброс двух из них в один полет, один от 30 000 футов (9 100 м), а второй - от 40 000 футов (12 000 м).
Первый прототип XB-36 пролетел 8 августа 1946 года. Скорость и диапазон прототипа не смогли соответствовать стандартам, установленным USAAC в 1941 году. Это ожидалось, так как потребовались двигатели Pratt & Whitney R-4360 Полем [ 8 ] : 12−13 [ 12 ] : 32
Второй самолет, YB-36, пролетел 4 декабря 1947 года. У него был переработанный, высокая видимость, но все еще сильно обрамленные парниковые купольные куполо были более мощными и более эффективными. В целом, YB-36 был намного ближе к производственным самолетам.

Первые 21 B-36A были доставлены в 1948 году, поскольку промежуточные планеры, предназначенные для обучения экипажа. Оборонительное вооружение не было, так как никто не был готов. Все выжившие B-36A были преобразованы в модели разведки RB-36E, как только позже стали доступны модели. Поставки начались в ноябре 1948 года с B-36B, способного к бою, который, наконец, соответствовал требованиям 1941 года, но имел серьезные проблемы с надежностью и техническим обслуживанием двигателя (изменение 336 свечи зажигания было задачей, страшной от наземных экипажей), а также с наличием оружия и запчасти. Более поздние модели имели более мощные двигатели R-4360, улучшенный радар и переработанные отсеки экипажа.
Самолетные двигатели увеличивали расход топлива и уменьшенный диапазон. Оружейные башни уже были признаны устаревшими, а новые бомбардировщики имели только хвостовую башню или вообще вообще не были канониров, но развитие ракет с воздухом-воздухом , такими как советский К-5 , который начал испытать в 1951 году, в 1951 году, устранил оставшиеся оправдания для их сохранения. В феврале 1954 года ВВС США заключили Convair по контракту на новую программу «в полулегком весе», которая значительно снизила вес и размер экипажа. Три конфигурации были:
- В полулегком весе я удалил оборонительное оборудование, в том числе шесть оружейных башни.
- В полулегком весе убрал функции комфорта задних отсеков, и все аппаратное обеспечение, разместившись с McDonnell XF-85 Goblin истребителем Parasite .
- В полулегком весе включил оба конфигурации I и II.
Шесть башни, устраненных в полулегком весе, я уменьшил экипаж с 15 до 9. III в полулегком весе имел более длинный диапазон, а работающий потолок составлял не менее 47 000 футов (14 000 м), особенно ценные для разведывательных миссий. Конфигурация B-36J-III (последние 14 изготовленных) имела единую радарную башню хвостовой башни, дополнительные топливные баки во внешних крылах и шасси, что позволяет увеличить максимальный вес до 410 000 фунтов (190 000 кг).
Производство B-36 прекратилось в 1954 году. [ 33 ]
Операционные и финансовые проблемы
[ редактировать ]Из-за проблем, которые возникли с B-36 на ранних стадиях тестирования, разработки, а затем в эксплуатации, некоторые критики называли самолет «ошибкой миллиардов долларов». [ 34 ] В частности, военно -морской флот Соединенных Штатов рассматривал это как дорогостоящий бунгл, отвлекав финансирование и интерес военно -морской авиации и авианосцев , а также ядерные бомбардировщики на основе авианосцев в частности. В 1947 году военно-морской флот напал на финансирование Конгресса для B-36, утверждая, что не смог удовлетворить требования Пентагона. Военно-морской флот придерживался превосходства авианосца в Тихом океане во время Второй мировой войны, предполагая, что самолеты на основе перевозчиков будут решающими в будущих войнах. С этой целью военно -морской флот спроектировал USS United States , « супер -карьеры », способный запустить огромные флоты тактических самолетов или ядерных бомбардировщиков. Затем он настаивал на том, чтобы финансирование было перенесено с B-36 в USS США . Военно-воздушные силы успешно защищали проект B-36, и Соединенные Штаты были отменены министром обороны Луи А. Джонсона в результате сокращения расходов по поводу возражений как министра военно-морского флота Джона Л. Салливана , так и старшего руководства военно-морского флота. Салливан подал в отставку в знак протеста и был заменен в качестве секретаря военно -морского флота Фрэнсис П. Мэтьюз , который имел ограниченное знакомство с проблемами обороны, но был близким другом Джонсона. Несколько чиновников ВМС высокого уровня подвергли сомнению решение правительства об отмене Соединенных Штатов о финансировании B-36, утверждая конфликт интересов, потому что Джонсон когда-то служил в совете директоров Convair. Шурд после отмены Соединенных Штатов в 1949 году был назван « Восстанием адмиралов », в течение которого Мэтьюз уволил и вынужден уйти в отставку, служащий военно -морской операции (CNO), адмирал Луи Э. Денфельд , следуя показаниям Денфельда перед Комитет по вооружению дома . [ 35 ] : 42
Конгресс и средства массовой информации пробуждают увольнение адмирала Денфельда, а также значительное использование авианосцев в корейской войне , что привело к тому, что администрация Трумэна впоследствии вытеснила как Джонсона, так и Мэтьюса, и закупала Forrestal суперкарниры класса , которые были аналогичными по размеру с размером с размером с размером с размером с размером с Соединенные Штаты , но ориентированные на многолетное использование с воздушными крыльями-истребителями, атакой, разведыванием, электронными войнами , ранним предупреждением и антилосвязными самолетами. Одновременно тяжелые пилотируемые бомбардировщики для SAC также считались решающими для национальной обороны, и две системы никогда больше не будут конкурировать за финансирование. [ 36 ] [ 35 ]
Оперативная история
[ редактировать ]
B-36, включая его варианты GRB-36, RB-36 и XC-99, находился на службе ВВС США в рамках SAC с 1948 по 1959 год. Варианты RB-36 использовались для разведки во время Холодная война с Советским Союзом и вариантами бомбардировщика B-36 проводила обучение и тестовые операции, а также стояла в воздухе, но никогда не летала в атаке в качестве бомбардировщиков против враждебных сил. [ 37 ]
Обслуживание
[ редактировать ]
У основных двигателей осы имел потрясающий аппетит к смазывающему маслу , и каждому двигателю потребовалось выделенный 100 бак в США (380 л). [ Цитация необходима ] Нормальное техническое обслуживание состояло из утомительных мер, таких как изменение 56 свечи зажигания на каждом из шести двигателей, которые часто были загрязнены свинцом в требуемом окрановом октановым антибаном топливе с . Таким образом, каждая служба требовала изменения 336 свечи зажигания. B-36 был слишком большим, чтобы поместиться в большинстве ангаров . Поскольку даже самолет с диапазоном B-36 должен был быть размещен как можно ближе к вражеским целям, это означало, что самолет был в значительной степени основан в экстремальных местах погодных условий северной континентальной Соединенной Компании, Аляски и Арктики . Поскольку техническое обслуживание должно было выполняться на открытом воздухе, экипажи в значительной степени подвергались воздействию элементов с температурами -60 ° F (-51 ° C) зимой и 100 ° F (38 ° C) летом, в зависимости от места. Специальные приюты были построены, чтобы обеспечить техническое обслуживание, как и защита. Наземные бригады подвергались риску скольжения и падения с ледяных крыльев. Корни крыла были достаточно толстыми, на 7 футов (2,1 м), чтобы позволить пролетному инженеру получить доступ к задней части двигателей и шасси во время полета, ползая через крылья, но были возможны только на нижних высотах. [ 38 ]
В 1950 году консолидированные плюсливые разработки разработали обтекаемые стручки, которые выглядели как большие капельные резервуары, которые устанавливались с каждой стороны фюзеляжа для переноса запасных двигателей между основаниями. Каждый стручок мог воздух на двух двигателях. Когда стручки были пусты, они были удалены и несли в бухтах с бомбами. Нет записей об использовании стручков. [ 39 ]
Двигатель пожары
[ редактировать ]
По мере того, как пожары двигателя произошли с радиальными двигателями B-36, некоторые экипажи с юмором изменили лозунг самолета с «шести поворотных, четырех сжигания» на «два поворотных, два горящих, два курящих, два удушья и еще два пропавших без вести». [ 40 ] [ N 2 ] Эта проблема усугублялась конфигурацией толкателя пропеллеров, которая увеличила обледенение карбюратора . Конструкция двигателя R-4360 неуклонно предполагала, что он будет установлен в обычной конфигурации трактора с воздухом, текущим в порядке потребления/цилиндров пропеллера/воздуха и карбюратора. В этой конфигурации карбюратор купается в теплом воздухе, протекающем мимо двигателя, поэтому вряд ли будет подняться. Тем не менее, они были установлены назад в B-36, а карбюратор находился перед двигателем, где он не выиграл от тепла двигателя и сделала более существующие тепловые системы карбюратора неподходящими. [ почему? ] Следовательно, когда впускной воздух был холодным и влажным, лед постепенно препятствовал потреблению карбюратора, что увеличивало богатство смеси воздуха/топлива до тех пор, пока не разжигает топливо в выхлопном газе . [ 41 ] Три пожара в двигателе такого рода привели к первой потере американского ядерного оружия , когда B-36 разбился в феврале 1950 года.
Экипаж опыт
[ редактировать ]
Обучающие миссии, как правило, были в двух частях, 40-часовой рейс, с которым последовали время на земле для заправки и технического обслуживания, а затем 24-часовой второй рейс. При достаточно легкой нагрузке B-36 может летать не менее 10 000 миль (16 000 км) без перерыва, а самая высокая крейсерская скорость среди всех версий, B-36J-III, составляла 230 миль в час (370 км/ч). Вовлечение реактивных двигателей может повысить крейсерскую скорость до более чем 400 миль в час (640 км/ч). Следовательно, 40-часовая миссия с самолетами, использованными только для взлета и восхождения, вылетела около 9 200 миль (14 800 км).
Из-за своего размера B-36 никогда не был бодрым или проворным. Генерал -лейтенант Джеймс Эдмундсон сравнил его с «сидящим на вашем крыльце и летел в вашем доме». [ 42 ] Тем не менее отсеки экипажа были тесно связаны, особенно когда его заняли 24 часа экипажем из 15 человек.
Военные миссии были бы односторонними, вылетевшие с форвардных баз на Аляске или Гренландии , переполнены СССР и приземлялись в Европе, Марокко или на Ближнем Востоке. Экипажи ветеранов напоминают, что чувствовали себя уверенными в своей способности летать на миссиях, но не пережить доставку оружия, поскольку самолет не был достаточно быстрым, чтобы избежать взрыва. [ 43 ] Эти опасения были подтверждены тестами операционного замка 1954 года , в которых B-36 были летали на боевых расстояниях от детонаций бомб в диапазоне 15-мегатона. На расстояниях, типичных для доставки военного времени, самолеты получили обширные повреждения вспышки и взрыва. [ 44 ] [ неудачная проверка ]
Эксперименты
[ редактировать ]

B-36 использовался в различных авиационных экспериментах на протяжении всего срока службы. Его огромный размер, диапазон и пропускная способность полезной нагрузки придерживался использования в программах исследований и разработок. Они включали исследования ядерного движения и программы «паразитов», в которых B-36 несет меньшие перехватчики или разведывательные самолеты. [ 45 ]
В мае 1946 года ВВС начали ядерную энергию для движения проекта самолета, за которым последовал в мае 1951 года программой авиационного движения авиации (ANP). Программа ANP использовала модифицированные B-36 для изучения требований к защите для экранирования для воздушного реактора, чтобы определить, был ли самолет с ядерным питанием . [ 46 ] Convair модифицировал два B-36 в рамках проекта MX-1589. Самолет ядерного испытания представлял собой B-36H-20-CF (серийный номер 51-5712), который был поврежден в торнадо в Карсвелле AFB 1 сентября 1952 года. Этот самолет переименовал XB-36H (и позже NB-36H ). был модифицирован, чтобы переносить 1 МВт с воздушным охлаждением ядерный реактор в бомбном заливе AFT, с четырехтонным экраном диска, установленным в середине самолета между реактором и кабиной. Ряд больших воздушных отверстий и выхлопных отверстий был установлен по бокам и дна задней фюзеляжа самолета, чтобы охладить реактор в полете. На земле будет использован кран для удаления 35 000 фунтов (16 000 кг) реактора с самолета. Чтобы защитить экипаж, сильно модифицированная кабина была заключена в свинец и резинку с толщиной 1 фут (30 см) стеклянным стеклянным стеклом . Реактор работал в эксплуатации, но не усиливал самолет, поскольку его целью было исследование эффекта радиации. В период с 1955 по 1957 год NB-36H выполнил 47 испытательных рейсов и 215 часов полета, в течение 89 из которых реактор был критическим. [ Цитация необходима ]
Другие эксперименты включали в себя предоставление B-36 своей собственной защитой истребителей в форме самолетов паразита, которые переносили частично или полностью в бухте. Одним из паразитовых самолетов был миниатюрный футбольный McDonnell XF-85 Goblin в форме футбольной формы , который пришвартовался с использованием трапеции. Эта концепция была проверена с использованием носителя B-29, но стыковка была сложной даже для опытных испытательных пилотов. Более того, XF-85 не соответствовал современным перехватчикам современных иностранных держав в разработке или в службе, и, следовательно, проект был отменен. [ Цитация необходима ]
Проект FICON был более успешным и включал модифицированный B-36 (GRB-36D «Motherhip») и RF-84K , боец, модифицированный для разведки , в бухте. GRB-36D переправил RF-84K в окрестности цели, после чего RF-84K отключится и начнет свою миссию. Десять GRB-36D и 25 RF-84K были построены и имели ограниченное обслуживание в 1955–1956 годах. [ Цитация необходима ]
Проекты Tip Tow и Tom-Tom включали стыковку F-84 к крылам B-29 и B-36. Надежда заключалась в том, что повышенное соотношение сторон комбинированных самолетов приведет к большему диапазону. Буксир проекта был отменен при разбите EF-84D и специально модифицированный тест EB-29A, убив всех на обоих самолетах. Эта авария была объяснена тем, что EF-84D переворачивается на крыло EB-29A. Проект Том-Том, включающий RF-84FS и GRB-36D из проекта FICON (переименованный JRB-36F), продолжался в течение нескольких месяцев после этой аварии, но также был отменен из-за сильной турбулентности , вызванной крыла визортами B-36. [ 47 ]
Стратегическая разведка
[ редактировать ]
Одной из первоначальных миссий SAC было планирование стратегической аэрофотографии в глобальном масштабе. Первые усилия были в фотопоннасансе и картировании. Наряду с миссией по фотопоннасанту, небольшая электронная информация работал . Погодная разведка была частью усилий, как и обнаружение дальнего расстояния советских атомных взрывов. В конце 1940 -х годов стратегический интеллект в советских возможностях и намерениях был недостаточным. Перед разработкой разведывательных сателей U-2 высокоэффективного шпионского самолета и орбитальных , технологий и политики ограничивали американские разведывательные усилия границ Советского Союза. [ 49 ]
Одним из основных критериев раннего самолета послевоенной разведки была способность совершать круиз свыше 40 000 футов (12 000 м), что частично определяется знанием способностей советского воздушного радара . Основным радаром советского воздуха в 1950-х годах был американский SCR-270 или местные копии, которые были эффективны только до 40 000 футов (12 000 м)-теоретически, и самолет, круизы на этом уровне, вероятно, останется не обнаружен. [ 16 ] [ страница необходима ]
Первым самолетом, который проверил эту теорию на проверку, была специализированная фото-реконистская версия RB -36D . Это было внешне идентично стандартному B-36D, но нес команду из 22, а не 15, а также дополнительные члены экипажа необходимы для работы с переносом. Залив передней бомбы был заполнен под давлением пилотируемым отделением с 14 камерами и темной комнатой , где создал фильм. Второй бомбардировщик содержал до 80 T-86 бомб фотофлаш , в то время как в третьем заливе могла было составить лишний топливный бак с лишним 11 000 л (3000 галлонов США). Четвертая бомбардировка несла электронную контрмерусную оборудование. Полное оборонительное вооружение было сохранено. Дополнительные топливные баки увеличили выносливость полета до 50 часов, и он имел эксплуатационный потолок 50 000 футов (15 000 м). Позже, легкая версия этого самолета, RB-36-III, может достигать 58 000 футов (18 000 м). RB-36 отличались от яркой алюминиевой отделки отделения камеры (в отличие от тупого магния остальной части фюзеляжа) и серией Радарные купола под кормовым фюзеляжем, различающиеся по количеству и размещению. При разработке это был единственный американский самолет, достаточно большой, чтобы нести громоздкие камеры с высоким разрешением дня. [ Цитация необходима ]

Стандартный RB-36D несет до 23 камер, в первую очередь K-17C, K-22A, K-38 и K-40. Специальная камера с фокусным расстоянием 240 в (6100 мм) (известная как Бостонская камера после университета, где она была разработана) была протестирована на 44-92088, а самолет переименовал ERB-36D. Длинное фокусное расстояние было достигнуто с помощью системы отражения с двумя здравому средству и могло разрешить мяч для гольфа от 45 000 футов (14 000 м) и до 63 600 футов (19 400 м) на расстоянии.
Первый RB-36D (44-92088) совершил свой первоначальный рейс 18 декабря 1949 года, через шесть месяцев после B-36D, но изначально вылетел без турбонетов. 28- е стратегическое разведывательное крыло , базирующее в Rapid City AFB (позже переименованное в Ellsworth AFB) , Южная Дакота , получила свой первый RB-36d 3 июня 1950 года, но из-за серьезной нехватки материальных. -36D был доставлен в мае 1951 года. Некоторые RB-36D были позже изменены на конфигурацию в полулегком весе, в которой все, кроме хвостового оружия, были удалены, а экипаж уменьшился с 22 до 19. Эти самолеты были переименованы в качестве RB-36D-III. Модификации были осуществлены Convair с февраля по ноябрь 1954 года. [ Цитация необходима ]
С диапазоном 9300 миль (15 000 км), RB-36DS начал исследовать арктические границы Советского Союза в 1951 году. Хотя бортовое оборудование указывало на обнаружение советским радиолокарем, перехваты на потолке B-36 оставались трудными. Самолет RB-36, работающий из RAF Sculthorpe в Англии, произвел ряд перевозки советских арктических баз, в частности, в новом испытательном комплексе ядерного оружия в Novaya Zemlya . RB-36 выполнил ряд редко признанных разведывательных миссий и, как полагают, часто проходили китайское (и советское) воздушное пространство под руководством генерала Кертиса Лемей. [ 16 ] [ страница необходима ]
В начале 1950 года Convair начал преобразовать B-36AS для разведки, включая единственную YB-36, которые были переименованными в RB-36E. Двигатели R-4360-25 были заменены R-4360-41 и были оснащены четырьмя реактивными двигателями J-47, как на RB-36D. Его обычной команде составлял 22 года, что включало пять артиллеристов. Последнее преобразование было завершено в июле 1951 года. Позднее ВВС США приобрели 73 версии разведывания на большие расстояния B-36H в соответствии с обозначением RB-36H. Из них 23 были приняты в течение первых шести месяцев 1952 года, а последние были доставлены к сентябрю 1953 года. Более трети всех B-36 были моделями разведки. [ Цитация необходима ]
Достижения в Советских Системах ПВО Оборона ограничили RB-36 полетами за пределами Советского Союза и Восточной Европы. В середине 1950-х годов Boeing RB-47E с реактивным питанием продолжал проникать в советское пространство и проводило различные впечатляющие и очень незаконные залеты Советского Союза, где они следовали с фотографическими и радарными рекордами мешков-бомберов. Полеты, которые включали проникновение в материковую Россию, были названы миссиями чувствительных интеллекта (Sensint).
Как и в случае стратегических версий бомбардировки, RB-36 был выведен из инвентаря SAC, начиная с 1956 года, последний был отправлен на базу ВВС Дэвис-Мон в январе 1959 года. [ Цитация необходима ]
Устаревание
[ редактировать ]
С появлением Советского Микоян-Гуревича MIG-15 в Северной Корее в 1950 году бомбардировщики, управляемые пропеллером ВВС, были устаревшими в качестве стратегического наступательного оружия. Как B-36, так и B-29/B-50 Superfortres были разработаны во время Второй мировой войны, до самолета . Для эффективного преодоления советских перехватчиков необходимо было новое поколение реактивных бомбардировщиков, летающих выше и быстрее. [ Цитация необходима ] В 1952 году, когда борьба продолжалась во время Корейской войны , Convair YB-60 , разработанный из B-36, участвовал в конкурсе дизайна против Boeing YB-52. К началу 1953 года Boeing стал предпочтительным дизайном.
После того, как борьба в Корее прекратился, президент Эйзенхауэр призвал к «новому взгляду» на национальную оборону . Его администрация вышла на пенсию почти все свои SAC B-29/B-50 в пользу нового B-47 Stratojet, введенного в 1951 году. К 1955 году StratoFortress B-52 входила в инвентарь в значительных количествах, заменив B-36. [ Цитация необходима ]
Двумя основными факторами, способствующими устареванию B-36 и его поэтапным положением, были отсутствие возможностей для воздушного заправки и его низкую скорость, которая сделала его уязвимым для перехватчиков и серьезно снизило его способность достигать советских целей. [ Цитация необходима ]

Установка B-36 началось в феврале 1956 года. После замены B-52, они были доставлены непосредственно из эскадрилий в Дэвис-Мемом AFB , штат Аризона , где корпорация Mar-Pak справилась с их мелиорацией и разрушением. Защита защиты в 1958 году растянуло закупки B-52, и срок службы B-36 должен был быть продлен. B-36, все еще находящиеся в эксплуатации, были поддержаны запасными частями, взятыми с самолетов, отправленных в Дэвис-Мон. Дополнительная работа по обновлению была проведена Convair в Сан-Диего (специализированное обслуживание самолетов, SAM-SAC) до 1957 года, чтобы продлить срок службы B-36. К декабрю 1958 года только 22 года были в работе.
12 февраля 1959 года последний построенный B-36J, сериал ВВС США № 52-2827, покинул Биггс АФБ , штат Техас, где он дежурил с 95-й тяжелой бомбардировкой и был доставлен в Амон Картер Филд в Форт-Уэрде, в Форт-Уэрде. где это было выставлено на выставке. В течение двух лет все B-36, за исключением пяти, использованных для музейного выставки, были отменены. [ Цитация необходима ]
Варианты
[ редактировать ]Вариант | Построенный |
---|---|
XB-36 | 1
|
YB-36 | 1
|
B-36A | 22
|
XC-99 | 1
|
B-36B | 62
|
B-36d | 22
|
RB-36d | 24
|
B-36F | 34
|
RB-36F | 24
|
B-36H | 83
|
RB-36H | 73
|
B-36J | 33
|
YB-60 | 2
|
Общий | 385 [ 8 ] : 53
|
- XB-36
- Невооруженный прототип, работающий на шесть 3000 л.с. (2200 кВт) двигателей R-4360-25, один из них построен.
- YB-36
- Прототип, S/N 42-13571, [ 50 ] С модифицированным носом и поднятой крышей кабины, одна из них построена, позже преобразована в YB-36A.
- YB-36A
- Бывший YB-36 с модифицированным четырехколесным шасси, позже измененным как RB-36E.
- B-36A
- Неоруженный промежуточный производственный вариант, используемый для обучения, 22 построена, все, кроме одного, преобразовано в RB-36E.
- XC-99
- Грузовая/транспортная версия B-36. Один построен.
- B-36B
- Вооруженный производственный вариант с шестью 3500 л.с. (2600 кВт) двигателя R-4360-41, 73 построенные, более поздние преобразования в RB-36D и B-36D.
- RB-36B
- Обозначение для 39 B-36B, временно оснащено установкой камеры.
- YB-36C
- Прогнозируемый вариант B-36B с шестью 4300 л.с. (3200 кВт) R-4360-51 двигателя, вождения пропеллеров, не построенных.
- B-36c
- Производственная версия YB-36, завершена как B-36BS.
- B-36d
- То же, что и B-36B, но оснащен четырьмя двигателями J47-GE-19, по два в двух подставках, 22 построенных и 64 преобразования из B-36B.
- RB-36d
- Стратегический вариант разведки с двумя бухтами с бомбами, оснащенными установкой камеры, 17 встроенными и семью преобразованием из B-36B.
- GRB-36d
- То же самое, что и RB-36D, но модифицирован для нести грилю GRF-84F на вентральной трапеции в рамках программы Ficon, 10 модифицированных.
- RB-36E
- YB-36A и 21 B-36AS преобразованы в стандарты RB-36D.
- B-36F
- То же, что и B-36D, но оснащен шестью 3800 л.с. (2800 кВт) двигателя R-4360-53 и четырьмя двигателями J47-GE-19, 34 построенные.
- RB-36F
- Стратегическая разведка вариант B-36F с дополнительной мощностью топлива, 24 построена.
- YB-36G
- Смотрите YB-60.
- B-36H
- То же, что и B-36F с улучшенными изменениями кабины и оборудования, 83 построены.
- NB-36H
- Один B-36H, оснащенный установкой ядерного реактора для испытаний, имел пересмотренную кабину и поднятый нос. Это было предназначено для развития в Convair X-6 .
- RB-36H
- Стратегический разведывательный вариант B-36H, 73, построенный.
- B-36J
- Высокий вариант с укрепленным шасси, повышенная вместимость топлива, вооружение уменьшается только до хвостового оружия и уменьшенной экипаж, 33 построена.
- YB-60
- Первоначально обозначенный YB-36G, S/N 49-2676 и 49-2684. [ 51 ] Проект для варианта на струйном двигателе. Из-за различий от стандартного B-36 его обозначение было изменено на YB-60.
- Модель 6
- Предложенный двухэтажный авиалайнер женился на фюзеляже B-36 с крыльями и импеенсом YB-60; не построен. [ 52 ] [ 53 ]
Связанные модели
[ редактировать ]

В 1951 году ВВС США попросили Convair построить All-Jet B-36. Convair заменил крылья B-36F на подхватываемые крылья, из которых были приостановлены восемь Pratt & Whitney XJ57-P-3 реактивных двигателей . Результатом стал B-36G, позже переименованный в Convair YB-60 . YB-60 был уступал Boeing YB-52 и был прекращен. [ 54 ] B-36 был основой для Convair XC-99 , двухэтажного военного транспорта, который был крупнейшим построенным наземным транспортным самолетом с поршнем. Его длина 185 футов (56 м) сделала его самым длинным практическим самолетом своей эпохи. Единственный пример использовался в течение почти 10 лет, особенно для перекрестных перекрестков в корейской войне. В 2005 году он был демонтирован в ожидании того, что его перемещение с бывшей базы ВВС Келли , ныне приложение Келли Филд АфБ Лакленд в Сан-Антонио, штат Техас , где он хранился с 1957 года. Затем XC-99 был переведен на Национальный музей ВВС США в AFB Райт-Паттерсон для восстановления, с транспортами C-5 Galaxy, перевозящих там кусочки XC-99. [ 55 ]
Коммерческий авиалайнер, полученный из XC-99, Convair Model 37 , никогда не покидал чертежную доску. [ 2 ]
Операторы
[ редактировать ]ВВС США - стратегическое воздушное командование [ 56 ]
2D ВВС
- 72D Стратегическое разведытельное крыло - Ramey AFB , Пуэрто -Рико (октябрь 1952 - январь 1959 г.)
- 60 -й и 301 -й стратегические разведывательные эскадрильи, код хвоста: квадрат F
- 6 -е крыло бомбардировки - Walker AFB , Нью -Мексико (август 1952 - август 1957 г.)
- 24 -й, 39 -й и 40 -й бомбардировки, хвост Код: Треугольник R
- 7 -е крыло бомбардировки - Carswell AFB , Техас (июнь 1948 г. - май 1958 г.)
- 9 -й, 436 -й и 492 -й бомбардировки
- 11 -е крыло бомбардировки - Carswell AFB , Техас (декабрь 1948 - декабрь 1957 г.)
- 26 -й, 42 -й и 98 -й бомбардировки эскадрильи, код хвоста: треугольник
- 28 -е стратегическое разведытельное крыло - Эллсворт АФБ , Южная Дакота (май 1949 - апрель 1950 г.)
- 77 -й, 717 -й и 718 -й стратегические разведывательные эскадрильи, хвост Код: Круг x
- 42 -й бомбардировочный крыло , Лоринг АФБ , Мэн (апрель 1953 - сентябрь 1956 г.)
- 69 -й, 70 -й и 75 -й бомбардировки
- 92D Крыло бомбардировки - Fairchild AFB , Вашингтон (июль 1951 г. - март 1956 г.)
- 325 -й, 326 -й и 327 -й бомбардировки
- 95 -е крыло бомбардировки - Биггс АФБ , Техас (август 1953 - февраль 1959 г.)
- 334 -й, 335 -й и 336 -й бомбардировки
- 5-е стратегическое разведытельное крыло -Fairfield-Suisun AFB (позже Travis AFB ), Калифорния (январь 1951-сентябрь 1958 г.)
- 5 -й, 31 -й и 72 -й стратегические разведывательные эскадрильи, хвост Код: Круг X
- 9-е стратегическое разведывательное крыло -Fairfield-Suisun AFB, Калифорния (май 1949-апрель 1950 г.)
- 1 -я бомбардировка эскадрильи
- 99th Strategic Reconnaiscance Wing - Fairchild AFB , Вашингтон (август 1951 - сентябрь 1956 г.)
- 346 -й, 347 -й и 348 -й стратегические разведывательные эскадрильи, код хвоста: круг I
ПРИМЕЧАНИЕ: SAC устранял хвостовые коды в 1953 году.
Выживший самолет
[ редактировать ]По состоянию на 2022 год [update] Четыре полных самолета типа B-36 выживают из первоначального производства 384. [ 11 ] : 149
- RB-36H

- Аф. № 51-13730 находится в музее Castle Air на бывшей авиабазе в Атуоте, штат Калифорния . Ранее показано на бывшей базе ВВС Chanute в Рантуле, штат Иллинойс, с 1957 по 1991 год. [ 57 ]
- B-36J


- Аф. № 52-2217 находится в стратегическом воздушном командовании и аэрокосмической музее , ранее расположенном на базе ВВС Оффтт , а теперь вне базы недалеко от Ашленда, штат Небраска . [ 58 ]
- Аф. № 52-2220 находится на Национальном музее ВВС США на базе ВВС-Паттерсон . Его полет в музей с базы ВВС Дэвис-Мон в Аризоне 30 апреля 1959 года был последним полет B-36. Этот B-36J заменил оригинальный YB-36 музея ВВС. Это был первый самолет, помещенный в новое ангар музея. Он отображается вместе с массивной 9-футовой (2,7 м) нижней основной стойкой передачи, одно колесо и шиной от XB-36. [ 59 ]
- Аф. № 52-2827 находится в Музее воздуха и космической космос Пима , примыкающего к базе ВВС Дэвис-Мон в Тусоне, штат Аризона . Этот самолет был последним, построенным B-36, названным городом Форт-Уэртом и одолженным в городе Форт-Уэрт 12 февраля 1959 года. Он сидел на поле в международном аэропорту Большого Юго-Запада, пока этот аэродром не был закрыт, и имущество было Перепланирован рядом с международным аэропортом Далласа/Форт -Уэрта . Были предприняты некоторые попытки начать восстановление в этом месте до начала 1970 -х годов. Затем он перешел в короткоживший музей аэрокосмической промышленности Юго-Западной аэрокосмии , между бывшей базой ВВС Карсвелла (ныне военно-морской авиационной станции Совместной резервной базы Форт-Уэрта ) и бывшим General Dynamics (теперь Lockheed Martin заводом ), где он был первоначально построен. Там произошла некоторая реставрация. Поскольку у Локхида Мартина не было места для его демонстрации, и усилия в Форт -Уэрте построить объект потерпели неудачу, NMUSAF поместил самолет, и он был доставлен в Тусон для ссуды в музей Pima Air и Space. Он был полностью восстановлен и собран в этом музее, к югу от Дэвиса - Мемона АФБ, и выставлен там. [ 60 ]
Примечательные инциденты и несчастные случаи
[ редактировать ]Хотя у B-36 была хорошая общая запись безопасности, значительно выше среднего для класса и времени, 10 B-36 были вовлечены в несчастные случаи между 1949 и 1954 годами (три B-36B, три B-36S и четыре B-36HS) Полем [ 61 ] В общей сложности 32 B-36 были списаны в результате несчастных случаев между 1949 и 1957 годами из 385 построенных. [ 22 ] : 238 Когда произошла авария, планер, богатый магниями легко сгорел. [ 62 ]
14 февраля 1950 года у северо-западного побережья Британской Колумбии на Принцессе Королевский остров , 17 экипажей с парашютом от их пылающего B-36B ; 12 членов экипажа были найдены с одним раненым, и пять пропали. [ 63 ]
В День труда, в понедельник, 1 сентября 1952 года, торнадо попала в базу ВВС Карсвелла, Форт-Уэрт, повреждает самолеты 7-го и 11-го комплекта B-36-го бомбардировщика. Около двух третей всего флота ВВС США были повреждены, а также шесть самолетов, строящихся в тот момент на заводе Convair в Форт-Уэрте. База была закрыта, а операции были перенесены на поле Meacham . Совместный ремонт Convair и USAF отремонтировал 18 из 19 сильно поврежденных самолетов (и шесть поврежденных и незаконченных самолетов в Convair) к маю 1953 года. Один пример должен был быть отменен, но использовался в качестве целевого места для ядерного испытания. Другой сильно поврежденный самолет был восстановлен в качестве NB-36H . самолета ядерного реактора [ 64 ]

2 февраля 1953 года Convair B-36H Сериал № 51-5729 разбился в 16 милях к юго-западу от CFB Goose Bay , Лабрадор , после трансатлантического рейса из RAF Fairford . Самолет разбился в холмистой лесистой местности. Расследование определило, что нарушение подхода, контролируемое землей, была вина. Двое из 17 команды погибли.
Ночью 17 марта 1953 года RB-36H-25, 51-13721 покинул Канарские острова, чтобы проверить авиационную оборону в Северной Америке. Изменения в погодных условиях сехали с самолета с курса, а рано утром 18 марта самолет столкнулся с горой на западной стороне Тринити -залива ( 48 ° 11′04 ″ N 53 ° 39′51 ″ W / 48,184352 ° N 53,664271 ° W ) к северу от бухты Бургойн , Ньюфаундленд, Канада. Все 23 команды, включая бригадного генерала Ричарда Эллсворта , были убиты. [ 65 ]

B-36 были вовлечены в два инцидента « сломанные стрелы ». 13 февраля 1950 года серийный номер B-36 44-92075 потерпел крушение в незасеченном регионе Британской Колумбии , что привело к первой потере американской атомной бомбы. инертной бомбы Сердце плутония было заменено свинцом, но у него был TNT , и оно взорвалось над океаном, прежде чем экипаж выручился. [ 66 ] Набор сайта аварии потребовал некоторых усилий. [ 67 ] Однако 4 ноября 2016 года, как сообщалось, была обнаружена объект, аналогичный бомбе, был расположен у дайвера возле архипелага Хайда Гваи , в 50 миль (80 км) от побережья Британской Колумбии. Королевский канадский военно -морской флот развернул суда для расследования. [ 68 ] После расследования Королевский канадский флот определил, что это не потерянная бомба. [ 69 ] Позже, в 1954 году, планер, лишенная чувствительных материалов, был существенно уничтожен на месте командой военной восстановления США.
22 мая 1957 года B-36 случайно сбросил Марка 17 термоядерную бомбу в 4,5 мили (7,2 км) от контрольной башни во время приземления на базе ВВС в Альбукерке , штат Нью-Мексико . Оружие освободилось от его креплений и провалилось через двери залива бомб и отправив самолет в неконтролируемое подъем из -за внезапного и неожиданного сдвига веса. Только обычные взрывчатые вещества взорвались, так как бомба была безоружна. Самолет совершил безопасную посадку. Эти инциденты оставались классифицированными на протяжении десятилетий. См. Список военных ядерных аварий . [ 61 ] [ 70 ]
Спецификации (B-36J-III)
[ редактировать ]
Данные из Национального музея ВВС США [ 71 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 13
- Длина: 162 фута 1 дюйма (49,40 м)
- Размах крыльев: 230 футов 0 в (70,10 м)
- Высота: 46 футов 9 в (14,25 м)
- Область крыла: 4772 кв. Фута (443,3 м. 2 ) [ 8 ] : 54–55
- Аэродинамическая профиль : корень: NACA 63 (420) -422 ; Совет: NACA 63 (420) -517 [ 72 ]
- Пустой вес: 166 165 фунтов (75 371 кг)
- Максимальный вес взлета: 410 000 фунтов (185 973 кг)
- Силовая установка: 6 × Pratt & Whitney R-4360-53 Осп-массовые 28-цилиндровые 4-рядовые радиальные поршневые двигатели с воздушным охлаждением, 3800 л.с. (2800 кВт) каждый для взлета
- Силовая установка: 4 × Electric Electric J47 Turbojet двигатели, 5200 фунтов (23 кН), каждая в пилоне
- Пропеллеры: 3-летняя электрическая постоянная константа
Производительность
- Максимальная скорость: 435 миль в час (700 км/ч, 378 кН)
- Скорость круиза: 230 миль в час (370 км/ч, 200 кН)
- Диапазон боевых действий: 3985 миль (6413 км, 3463 нми)
- Перевозка: 10 000 миль (16 000 км, 8 700 нм) [ 8 ] : 54–55
- Потолок обслуживания: 43 600 футов (13 300 м)
- Скорость подъема: 1 995 футов/мин (10,13 м/с)
Вооружение
- Оружие: 1 с дистанционно управляемая башня с 2 × 20 мм (0,787 дюйма) M24A1 AutoCannon [ 8 ] : 54–55
- Бомбы: 86 000 фунтов (39 000 кг) с ограничениями веса, 72 000 фунтов (33 000 кг) нормально [ 8 ] : 54–55
Примечательные выступления в СМИ
[ редактировать ]В 1949 году B-36 был показан в документальном фильме «Target: Peace » о операциях 7-го крыла бомбардировки в Карсвелле AFB . Другие сцены включали производство B-36 на заводе Форт-Уэрта.
Стратегическое воздушное командование -американский фильм 1955 года с участием Джеймса Стюарта в качестве звезды Бейсбола Высшей лиги и ветерана Второй мировой войны, которого обратно на действительную службу стали пилотом B-36 и летным командиром SAC.
В документальном фильме «Потерянный Nuke» (2004) хронику канадской экспедиции 2003 года, чтобы найти первое потерянное ядерное оружие, которое отправилось на горный участок Британской Колумбии B-36 в 1950 году. [ 73 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- B-36 Музей миротворцы
- Преобразовать варианты B-36
- Lycoming XR-7755
- Восстание адмиралов
- " Победная бомбардировка "
- Кегресс Трек
Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Конвейр предложил имя «Миротворца» в представлении в конкурс, чтобы назвать бомбардировщика. Хотя название «Миротворца» не было официально принято, оно обычно использовалось, и в источниках часто указываются или подразумевают, что название «официально». [ 1 ]
- ^ Цитата, приписанная капитану Банде, когда он сопровождал воздушного кадета Майкла Р. Дачика, позже подполковника Дачика, во время внутреннего тура по XC-99 в 1953 году.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ "Сертификат имени миротворца." Архивировано 26 апреля 2007 года в ассоциации Wayback Machine 7th Bomb Wing B-36. Получено: 28 августа 2010 года.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час я «Convair B-36J миротворца» . Национальный музей ВВС США. 28 мая 2015 года . Получено 15 января 2018 года . Полем
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Тейлор, Джон В.Р. (1969). Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью -Йорк: Сыновья Г.П. Путнэма. п. 465. ISBN 0-425-03633-2 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Джонсен, Фредерик А. (1978). Громовая миротворца: история B-36 в словах и картинках . Такома, Вашингтон: книги о бомбардировщике. п. 1
- ^ Jacobsen, Meyers K.; Вагнер, Рэй (1980). B-36 в действии . Самолет в действии. Тол. 42. Кэрроллтон, Техас: эскадрилья/сигнальные публикации. п. 4. ISBN 0897471016 .
- ^ Винчестер, Джим (2006). "Convair B-36". Военные самолеты холодной войны . Авиационный факт. Рочестер, Кент, Великобритания: Grange Plc. п. 49. ISBN 1-84013-929-3 .
- ^ Грил, Манфред; Dressel, Joachim (1998). Heinkel He 177 - 277 - 274 . Шрусбери, Великобритания: Airlife Publishing. п. 197. ISBN 1-85310-364-0 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час Knaack, Marcelle Size (1988). Энциклопедия самолетов и ракетных систем ВВС США (PDF) (Технический отчет). Тол. II после Второй мировой войны бомбардировщики. Управление истории ВВС. ISBN 0912799595 Полем Архивировал (PDF) из оригинала 8 марта 2023 года - через media.defense.gov.
- ^ «Видео: крупнейший бомбардировщик, 1946/08/15». Universal Newsere , 1946. Получено: 20 февраля 2012 года.
- ^ Вагнер, Рэй (1968). Американские боевые самолеты . Нью -Йорк: Doubleday & Company, Inc. с. 142. ISBN 0-385-04134-9 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Йенн, Билл (2004). «Convair B-36 миротворца». International Air Power Review . Тол. 13. Norwalk, CT: Airtime Publishing, Inc. ISBN 1-880588-84-6 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Лич, Норман С. (2008). Сломанная стрела: первое потерянное ядерное оружие Америки . Калгари: Красная оленя Пресс. ISBN 978-0889953482 .
- ^ Griswold, Wesley P. "Помните B-36". Популярная наука , сентябрь 1961 года.
- ^ «Национальный музей ВВС США - бомбардировщик» . Архивировано с оригинала 8 ноября 2014 года . Получено 12 ноября 2014 года .
- ^ Джейкобсен, Мейерс К. (ноябрь 1974 г.). «Миротворца». Авиапровода . Тол. 4, нет. 6. с. 54
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Jacobsen, Meyers K. (1997). Convair B-36: всеобъемлющая история «большой палки» Америки . Атглен, Пенсильвания: военная история Шиффера. ISBN 0764305301 .
- ^ AU/ACSC/166/1998-04 «Стандартные характеристики самолетов: F2H-2 Banshee». Архивировано 6 декабря 2006 года в истории машины Wayback.naval.mil . Получено: 28 августа 2010 года.
- ^ «Восстание адмиралов». Air Command и Staff College Air University . Получено: 15 мая 2010 года.
- ^ «Двери щит Джетс из Blowing Dirt» . Популярная механика , октябрь 1950, с. 117
- ^ «B-36 добавляет четыре реактивных двигателя». Популярная механика , июль 1949, с. 124
- ^ Шил, Уолтер П. (1996). B-36 Pecemaker: «Нет таких программ» (PDF) (технический отчет). п. 7. Архивировано из оригинала (PDF) 21 июня 2004 года.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Дженкинс, Деннис Р. (2002). Пасмурное магниевое: история Convair B-36 . Северная филиал, Миннесота: Специальная пресса. ISBN 978-1-58007-129-1 .
- ^ Puryear, Edgar F. (1981). Звезды в полете . Novato, CA: Presidio Press. п. 26. ISBN 0-89141-128-3 .
- ^ Шмидт, Роберт Кайл (18 февраля 2021 г.). Дизайн авиационного шасси . SAE International. С. 8–9. ISBN 978-0-7680-9943-0 .
- ^ «Это делает B-36 светом на ногах» . Летающий Август 1950 г. с. 35
- ^ «История: Boeing B-17». Архивировано 7 января 2007 года на машине Wayback Boeing.com . Получено: 15 мая 2010 года.
- ^ Павлин октябрь 1990, с. 233
- ^ «Россия вспыхивает холодной войны». BBC News, 9 августа 2007 г. Получено: 30 апреля 2010 года.
- ^ Такер, Спенсер С. (26 марта 2020 г.). Оружие и война [2 тома]: от древнего и средневекового времени до 21 -го века [2 тома] . Bloomsbury Publishing USA. п. 352. ISBN 978-1-4408-6728-6 .
- ^ Страница, Джозеф (2021). Эллсворт -база ВВС . Arcadia Publishing. ISBN 978-1-4671-0694-8 .
- ^ Павлин октябрь 1990, с. 234
- ^ Локетт, Брайан. «Резюме отчета о несчастных случаях ВВС». Музей воздуха и космоса Goleta, air-space.com. Получено: 15 мая 2010 года.
- ^ «Последний B-36 и люди, которые спасли его от разрушения». Архивировано 14 октября 2007 года на машине Wayback Cowtown.net, 1 октября 2006 года. Получено: 21 сентября 2007 года.
- ^ Wolk, Herman S. (2003). Точка власти: эссе о ВВС США и национальной безопасности . Дарби, Пенсильвания: Дайан издательство. п. 163. ISBN 1-4289-9008-9 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Барлоу, Джеффри Г. (1994). Восстание адмиралов: борьба за военно -морскую авиацию, 1945–1950 . Вашингтон, округ Колумбия: Военно -морской исторический центр, кафедра флота. ISBN 0-16-042094-6 .
- ^ McFarland, Keith (1980). «Восстание адмиралов 1949 года» (PDF) . Параметры: Журнал армейского колледжа армии США, квартал. XI, № 2 . С. 53–63. Архивировано из оригинала (PDF) 26 января 2017 года . Получено 28 апреля 2014 года .
- ^ «Дорогостоящий бомбардировщик уступит самолету» . Newspapers.com . Вечерний авангард. 25 февраля 1957 года . Получено 28 января 2024 года .
- ^ Моррис, Тед. «Полет алюминия и пасмурного магния». Zianet.com, 2000. Получено: 15 мая 2010 года.
- ^ «Бомбардировщик несет запасные двигатели». Популярная механика , сентябрь 1950, с. 146,
- ^ Daciek, Майкл Р. «Счастливое выступление о полете и письме: B-36 миротворца/десять бомбардировщиков двигателя» . [ ненадежный источник? ] Yourhub.com, 13 декабря 2006 года. Получено: 6 апреля 2009 года.
- ^ Рикеттс, Брюс. «Broken Arrow, потерянное ядерное оружие в Канаде» : интервью с B-36B 44-92075 1-й Lt R. P. Whitfield. Mysteriesofcanada.com, 1998. Получено: 24 сентября 2007 г.
- ^ «Генерал-лейтенант Джеймс Эдмундсон ON: Flying B-36 и B-47 SLANES» Аархивировал 31 января 2011 года на машине Wayback . Американский опыт , PBS, январь 1999 года. Получено: 15 мая 2010 года.
- ^ "B-36 ERA и Форум по авиации холодной войны" . delphiforums.com. Получено: 15 мая 2010 года.
- ^ «Операция замок: отчет командира, Task Group 7.1, стр. 24 (версия извлечения)» . Архивировано 27 февраля 2008 года на машине Wayback . worf.eh.doe.gov, 1 февраля 1980 года. Получено: 23 сентября 2007 г.
- ^ Миллер, Джей; Cripliver, Roger (1978). «B-36: тяжелый миротворщик». Авиация ежеквартально . Тол. 4, нет. 4. С. 366, 369.
- ^ Тракимавичюс, Лукас. «Будущая роль ядерного движения в военных» (PDF) . НАТО Энергетической безопасности Центра превосходства . Архивировано из оригинала (PDF) 18 октября 2021 года . Получено 15 октября 2021 года .
- ^ Локетт, Брайан. «Программы Parasite Fighter: Project Tom-Tom». Музей воздуха и космоса Goleta, air-space.com. Получено: 15 мая 2010 года.
- ^ Холл, Р. Каргилл. «Правда о перевозках: военные разведывательные миссии над Россией перед U-2». Ежеквартальный журнал военной истории , весна 1997.
- ^ Wack, Fred J. The Secret Explorers: Сага 46 -го/72 -го разведывательных эскадрильи . Самостоятельно опубликован, 1990.
- ^ "Convair YB-36 'миротворца'." Архивировано 18 июля 2011 года на машине Wayback Aeroweb. Получено: 15 мая 2010 года.
- ^ "Convair YB-36G (YB-60) 'миротворца". " Архивировано 18 июля 2011 года на машине Wayback Aeroweb . Получено: 15 мая 2010 года.
- ^ «Convair Model 6 Jet Airliner» . 7 августа 2012 года.
- ^ «Хвосты во времени: модель Convair 6: Jumbo до своего времени» . 21 июня 2010 г.
- ^ "YB-60 Фактный лист". Архивировано 15 ноября 2007 года в Национальном музее ВВС США ВВС. Получено: 15 мая 2010 года.
- ^ Хилл, 1-й лейтенант Брюс Р. младший . Архивировано 3 ноября 2007 года на машине Wayback 433 -й AirLift Wing Awing , 22 апреля 2004 года.
- ^ "B-36 развертывание". Стратегический-эфир-command.com. Получено: 14 июня 2010 года.
- ^ "B-36 Pecemaker, S/N 51-13730." Музей Castle Air. Получено: 14 декабря 2017 года.
- ^ "B-36 Pecemaker, S/N 52-2217." Архивировано 31 мая 2014 года в музее машины Wayback Machine . Получено: 15 мая 2010 года.
- ^ "B-36 Миротворец, S/N 52-2220." Национальный музей ВВС США. Получено: 14 декабря 2017 года.
- ^ "B-36 Pecemaker, S/N 52-2827." Музей Air & Space Pima. Получено: 9 апреля 2012 года.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Локетт, Брайан. «Конвейр B-36 отчеты об аварии и места разрушения». Музей воздуха и космоса Goleta, air-space.com. Получено: 15 мая 2010 года.
- ^ Локетт, Брайан. «Синопсис отчета об авариях ВВС для RB-36H, 51-13722». Музей воздуха и космоса Goleta, air-space.com, 30 июля 2003 г. Получено: 23 сентября 2007 года.
- ^ «Генеральные бедствия» . Архивировано из оригинала 5 июля 2020 года . Получено 10 декабря 2020 года .
- ^ "B-36 Флот уничтожен Торнадо". Архивировано 1 марта 2012 года на машине Wayback Cotown.net, 27 августа 2007 года. Получено: 4 апреля 2012 года.
- ^ «Получено место аварии Burgoyne's Cove B-36 : 21 марта 2024 года.
- ^ Pyeatt, Дон. «Интервью с Copilot». Архивировано 18 января 2009 года на машине Wayback Cotown.net, 31 августа 1998 года. Получено: 15 мая 2010 года.
- ^ Рикеттс, Брюс. «Сломанная стрела, потерянное ядерное оружие в Канаде». Тайны Канады, 11 января 2006 года. Получено: 17 августа 2007 года.
- ^ «Дайвер, возможно, обнаружил« потерянный ядерный », пропавший без вести со времен холодной войны от побережья Канады» . Хранитель . 4 ноября 2016 года . Получено 4 ноября 2016 года .
- ^ «Объект, найденный у побережья Британской Колумбии, не пропал без вести» . BBC News . 25 ноября 2016 года . Получено 26 ноября 2016 года .
- ^ Adler, Les. «Альбукерке в ближайшее время». Архивировано 15 мая 2019 года на машине Wayback Albuquerque Tribune , 20 января 1994 года. Получено: 10 августа 2009 года.
- ^ «Факторный лист: Convair B-36J» Аархивировал 6 августа 2009 года на машине Wayback . Национальный музей ВВС США. Получено: 8 октября 2010 года.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Получено 16 апреля 2019 года .
- ^ Джоргенсон, Майкл, продюсер. «Потерянный ядерный». Архивировано 18 августа 2009 года в на машине Wayback» , Spruce Grove, Alberta, 2004. фильмах «Мифы
Библиография
[ редактировать ]- Барлоу, Джеффри Дж. Восстание адмиралов: борьба за военно -морскую авиацию, 1945–1950 . Вашингтон, округ Колумбия: Военно -морской исторический центр, 1994. ISBN 0-16-042094-6 .
- Форд, Даниэль. «B-36: бомбардировщик на перекрестке». Air and Space/Smithsonian , апрель 1996 г. Получено: 3 февраля 2007 г.
- Грант, Р.Г. и Джон Р. Дейли. Полет: 100 лет авиации . Harlow, Essex, Великобритания: DK Adult, 2007. ISBN 978-0-7566-1902-2 .
- Якобсен, Мейерс К. Конвенр B-36: Комплексная история Америки «Большая палка» . Атглен, Пенсильвания: военная история Шиффера, 1997. ISBN 0-7643-0974-9 .
- Якобсен, Мейерс К. Конвенр B-36: Фото хроника . Атглен, Пенсильвания: военная история Шиффера, 1999. ISBN 0-7643-0974-9 .
- Якобсен, Мейерс К. "Миротворщик". Airsower , vol. 4, № 6, ноябрь 1974 года.
- Якобсен, Мейерс К. и Рэй Вагнер. B-36 в действии (самолет в действии № 42) . Кэрроллтон, Техас: эскадрилья/Signal Publications Inc., 1980. ISBN 0-89747-101-6 .
- Дженкинс, Деннис Р. Б-36 Фотографических записей . Сент -Пол, Миннесота: издатели и оптовые продавцы специальности, 2003. ISBN 1-58007-075-2 .
- Дженкинс, Деннис Р. Конвейр B-36 Миротворщик . Сент -Пол, Миннесота: издатели и оптовые продавцы специализированной прессы, 1999. ISBN 1-58007-019-1 .
- Дженкинс, Деннис Р. Магния Пасмурное: история Convair B-36 . Северный филиал, Миннесота: Специальная пресса, 2002., ISBN 978-1-58007-129-1 .
- Джонсен, Фредерик А. Громовая миротворца, рассказ B-36 в словах и картинках . Такома, Вашингтон: Bomber Books, 1978.
- Кнаак, Марсель размер. Энциклопедия самолетов и ракетных систем ВВС США. Том II: Бомбардировщики после Вира, 1945–1973. Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС, 1988. ISBN 0-16-002260-6 . Онлайн - через media.defense.gov
- Лич, Норман С. Сломанная стрела: первое потерянное ядерное оружие Америки . Калгари, Альберта: Red Deer Press, 2008. ISBN 978-0-88995-348-2 .
- Миллер, Джей и Роджер Крипливер. «B-36: тяжелый миротворщик». Авиационная квартала , вып. 4, № 4, 1978.
- Миллер, Джей. "Tip Tow & Tom-Tom". Энтузиаст воздуха , № 9, февраль - май 1979 г., с. 40–42. ISSN 0143-5450 .
- Моррис, подполковник (в отставке) и Тед Аллан. «Полет алюминия и пасмурного магния». Собранные статьи и фотографии Теда А. Морриса , 2000. Получено: 4 сентября 2006 г.
- Орман, Эдвард У. "тысяча сверху: вид стрелка на перелет от сканирующего пузырька B-36". Airsower , vol. 17, № 2, март 1987 года.
- Павлин, Линдсей. «B-36: Convair's" Big Stick ": Часть первая". Air International , Vol. 39, № 4, октябрь 1990 года. С. 230–234. ISSN 0306-5634 .
- Павлин, Линдсей. «B-36:« Большая палка »Convair: часть вторая». Air International , Vol. 39, № 5, ноябрь 1990 года. С. 279–286, 306. ISSN 0306-5634 .
- Пурьер, Эдгар. Звезды в полете . Новато, Калифорния: Presidio Press, 1981. ISBN 0-89141-128-3
- Пхётт, Дон. B-36: Сохранение последнего миротворца (третье издание) . Форт -Уэрт, Техас: Proweb Publishing, 2006. ISBN 0-9677593-2-3 .
- Шил, Уолтер П. «Миротворца B-36:« Нет таких программ ». cessnawarbirds.com . Получено: 19 июля 2009 г.
- Тейлор, Джон В.Р. "Convair B-36". Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью -Йорк: Сыновья GP Putnam's, 1969. ISBN 0-425-03633-2 .
- Томас, Тони. Прекрасная жизнь: фильмы и карьера Джеймса Стюарта . Secaucus, Нью -Джерси: Citadel Press, 1988. ISBN 0-8065-1081-1 .
- Вагнер, Рэй. Американские боевые самолеты . Нью -Йорк: Doubleday & Company, Inc., 1968. ISBN 0-385-04134-9 .
- Уилсон, Стюарт. Боевые самолеты с 1945 года. Лондон: аэрокосмические публикации, 2000. ISBN 1-875671-50-1 .
- Винчестер, Джим. "Convair B-36". Военные самолеты холодной войны (авиационная FactFile) . Рочестер, Кент, Великобритания: Grange Plc., 2006. ISBN 1-84013-929-3 .
- Вольк, Герман С. Фулкрум власти: эссе о ВВС США и национальной безопасности . Дарби, Пенсильвания: Дайан издательство, 2003. ISBN 1-4289-9008-9 .
- Йенн, Билл. «Конвейр B-36 миротворца». International Air Power Review , Vol. 13, лето 2004. Лондон: Airtime Publishing Inc., 2004. ISBN 1-880588-84-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Музей ВВС США: XB-36
- Документальный фильм о миротворце Convair B-36
- Музей ВВС США: B-36A
- Видео B-36 из стратегического воздушного командования. 5:32
- «Я летал с атомными бомбардировщиками» , популярная механика , апрель 1954, с. 98–102, 264.
- Aeroweb: B-36 версии и выжившие
- «Гонка для супербокса: генерал-лейтенант Джеймс Эдмундсон Транскрипт интервью: Flying B-36 и B-47 SLANES» Аархивировал 31 января 2011 года на машине Wayback . PBS онлайн.
- Zianet: B-36 Operation Walker AFB Roswell New Mexico 1955–1957
- «Я пролетел тридцать один часы в B-36» , популярная механика , сентябрь 1950 года.
- Размер 36 , 1950-й «Первый публичный фильм» на B-36 подробно
- Руководство по эксплуатации по эксплуатации: самолеты серии USAF B-36A - Музей полетных цифровых коллекций