Варианты Convair B-36 Peacemaker

Разработка Convair B-36 стратегического бомбардировщика началась в 1941 году с XB-36, который предназначался для удовлетворения стратегических нужд ВВС армии США , а позднее и ВВС США с их Стратегическим авиационным командованием . В 1948 году B-36 стал основой американского ядерного сдерживания . Он претерпел ряд конструктивных изменений, прежде чем был снят с вооружения в 1959 году. Он также хорошо подходил для разведывательных миссий на большой высоте и на большие расстояния, и с учетом этого профиля миссии было внесено несколько изменений.
ХВ-36
[ редактировать ]В 1941 году падение Британии перед немецким вторжением казалось неизбежным. Если Соединенные Штаты присоединятся к войне против держав Оси , падение Британии не оставит в Европе баз, с которых Воздушный корпус армии США (AAC) мог бы бомбить Германию. Эта возможность побудила AAC искать бомбардировщик действительно межконтинентального радиуса действия. 11 апреля 1941 года AAC объявил конкурс на проект самолета с крейсерской скоростью 275 миль в час (445 км/ч), практическим потолком 45 000 футов (14 000 м), способного доставлять 10 000 фунтов (4500 кг) бомб на цели на расстоянии 5000 миль (8000 км). В то время эти требования намного превосходили лучшие доступные технологии.
В ноябре 1941 года ВВС армии США подписали контракт на поставку двух экспериментальных самолетов под обозначением XB-36 , основанных на проектных исследованиях, ранее представленных Consolidated Aircraft Corporation . Несколько дней спустя инженерный отдел компании «Райт Филд» решил, что шестимоторная конструкция Consolidated со всеми двигателями на задней кромке крыла является лучшим вариантом для самолета. В оригинальной конструкции использовались вертикальные стабилизаторы и рули направления, аналогичные тем, что использовались на B-24 Liberator . К моменту поставки первого XB-36 конструкция была изменена на огромное одинарное хвостовое оперение, а размах крыла увеличился до 230 футов (70 м), что является беспрецедентным размером.
Вариант | Построен |
---|---|
ХВ-36 | 1 |
ЮБ-36 | 1 |
Б-36А | 21 |
Б-36Б | 62 |
Б-36Д | 26 |
РБ-36Д | 24 |
Б-36Ф | 36 |
РБ-36Ф | 24 |
Б-36Н | 83 |
РБ-36Н | 73 |
Б-36Дж | 33 |
Общий | 384 |
Было ясно, что В-36 нужны носовые пушки. Их добавление потребовало существенной перестановки кабины. В конце 1944 года был утвержден макет новой носовой части. Хотя для первого прототипа уже слишком поздно, его будут устанавливать на второй XB-36. К сожалению, новый нос с радиолокационным и радиооборудованием значительно увеличил вес.
Первый (и единственный) XB-36 был построен на заводе Consolidated Fort Worth в конце 1945 года. Самолет стоял на огромных колесах диаметром 9 футов (2,8 м); только три аэродрома в США имели бетон, достаточно толстый, чтобы выдержать давление, оказываемое колесами такого размера. В июне 1948 года одноколесную ходовую часть заменили новой, состоящей из двух колес половинного диаметра на каждой стойке. Эта конструкция, которая впоследствии стала производственным стандартом, позволила B-36 работать на взлетно-посадочных полосах разумной толщины.
В первом полете выявились проблемы с системой привода закрылков , охлаждением двигателя, надежностью алюминиевой проводки. Вибрация винта отрицательно сказалась на конструкции крыла. Хуже того, XB-36 не соответствовал спецификациям 1941 года. В частности, из-за недостаточного охлаждения двигателя его практический потолок оставался ниже 30 000 футов (9 000 м), что намного меньше, чем предусматривалось в первоначальном контракте.
После прекращения внесения модификаций XB-36 прошел 160-часовые летные испытания пилотами Командования авиатехники ВВС США, а затем вернулся в Convair для дальнейших испытаний.
Ссылки:
ЮБ-36
[ редактировать ]YB -36A , модификация оригинального XB-36, был передан ВВС США серийный B-36A в июне 1948 года, за неделю до того, как планировалось поставить . YB-36A не имел достаточной эксплуатационной ценности, и Стратегическое авиационное командование использовало его в основном для учебных задач. Позже он несколько лет простаивал, а затем использовался в программе пожаротушения базы ВВС Карсвелл .
Второй прототип, получивший обозначение YB-36 , которого построили всего один экземпляр, был выбран в качестве серийного варианта в середине 1945 года. Его новая кабина с хорошей обзорностью и обновленный носовой отсек стали стандартом. Благодаря различным улучшениям конструкции YB-36 превзошел XB-36, достигнув в конечном итоге высоты 40 000 футов (12 000 м). По сути, он был построен в соответствии со спецификациями B-36A; на самом деле он полетел на шесть месяцев позже В-36А. В конце 1950 года YB-36 был возвращен компании Convair и переоборудован в самолет-разведчик под обозначением RB-36E . Весной 1957 года он был выведен из эксплуатации и помещен в Национальный музей ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон .
Ссылки:
Б-36А
[ редактировать ]B -36A включал в себя несколько новых элементов, разработанных на YB-36, в том числе куполообразный фонарь и четырехколесное основное шасси (в отличие от одноколесного шасси, использовавшегося на XB-36 и YB-36). ). Эти новые особенности в каком-то смысле впервые были замечены на B-36A, а не на YB-36, поскольку именно первый поднялся в воздух первым — на шесть месяцев.
Первый когда-либо построенный B-36A был разрушен в результате серии жестоких стресс-тестов, заключавшихся в основном в приложении все большей и большей нагрузки к различным частям самолета, пока они не распались.
8 апреля 1948 года B-36A совершил полет длиной 6 922 мили (11 140 км) продолжительностью 33 часа, курсируя между Форт-Уэртом и Сан-Диего трижды без приземления и нес бомбовую нагрузку в 10 000 фунтов (4 500 кг). В мае тот же самолет совершил полет туда и обратно протяженностью 8 062 мили (12 970 км) продолжительностью 33 часа.
По своему назначению В-36А технически был серийным самолетом. Однако оборонительного вооружения у него не было, поскольку система не была готова. Это был явно временный самолет, использовавшийся 7-й бомбардировочной группой на базе ВВС Карсвелл в Техасе исключительно с целью летных испытаний и подготовки переходного экипажа. Когда стал доступен более новый B-36B , все B-36A были переоборудованы в самолеты-разведчики и переименованы в RB-36E .
Всего было построено 22 экземпляра.
Ссылки:
Другие варианты
[ редактировать ]- Б-36Б
- Что касается В-36А с двигателями Р-4360-41 и установленным полным вооружением (шестнадцать 20-мм пушек в восьми барбетах), построено 73 самолета.
- РБ-36Б
- Обозначение присвоено 30 временно летавшим B-36B с камерами.
- YB-36C
- Проектируемая версия В-36Б с шестью двигателями Р-4360-51 мощностью по 4300 л.с. , приводящими в движение тяговые воздушные винты, не построена, а заказ прототипа отменен.
- Б-36С
- Серийная версия YB-36C, вариант отменен, а 34 заказанных самолета были завершены как B-36B.
- Б-36Д
- Как B-36B, но с четырьмя двигателями J-47 мощностью по 5200 фунтов в спаренных подкрыльевых гондолах, построено 22 экземпляра.
- РБ-36Д
- Стратегический разведывательный вариант B-36D с двумя из четырех бомбовых отсеков, в которых размещены фотокамеры, построено 17 штук.
- РБ-36Э
- YB-36A и 21 B-36A переоборудованы под стандарт RB-36D.
- Б-36Ф
- Как B-36D, но с шестью двигателями R-4360-53 и четырьмя двигателями J-47, построено 34 экземпляра.
- РБ-36Ф
- Стратегический разведывательный вариант B-36F с дополнительным топливом, построено 24 экземпляра.
- ГРБ-36Ф
- Один RB-36F (серийный номер 49-2707), переоборудованный для перевозки GRF-84F Thunderstreak на центральной трапеции в рамках программы FICON (Fighter Conveyor), другие машины также были переоборудованы и использовались для испытаний, включая запуск противостоящих ракет.
- YB-36G
- Первоначальное обозначение версии с реактивным двигателем, разработанной как YB-60.
- Б-36Н
- Как и B-36F, но с улучшенной компоновкой кабины экипажа и изменениями оборудования, построено 83 экземпляра.
- НБ-36Н
- Один B-36H (серийный номер 51-5712) с ядерным реактором, установленным в хвостовой части фюзеляжа для испытаний.
- РБ-36Н
- Стратегическая разведывательная версия B-36H, построено 73 штуки.
- Б-36Дж
- Как и B-36H, но с усиленной ходовой частью и увеличенным топливным баком, построено 33 самолета, некоторые самолеты летали с сокращенным экипажем и без вооружения, за исключением хвостовых орудий, для выполнения задач на большой высоте.
- ГРБ-36J
- Обозначение нескольких B-36J, использованных для испытаний FICON.
- YB-60
- Модифицированная версия B-36 со стреловидным крылом и хвостовым оперением, оснащенная восемью двигателями J-57-P-3 для сравнения с B-52, построено два.
- ХС-99
- Транспортный вариант В-36 с использованием крыла, хвостового оперения и шести толкающих двигателей Р-4360-41 с двухпалубным фюзеляжем на 400 военнослужащих. Один был построен и использовался для испытаний и исследований с 1949 по 1957 год.
- Х-6
- Планируемая переоборудование B-36, предназначенного для испытаний атомной силовой установки в воздухе, по программе NB-36H. Отменено и ничего не построено.
Ссылки и внешние ссылки
[ редактировать ]- Якобсен, Мейерс К. (1997). Convair B-36: Всеобъемлющая история «Большой палки» Америки . Шиффлер Военная история. ISBN 0-7643-0974-9 .
- Энциклопедия американских самолетов. Архивировано 14 марта 2005 г. в Wayback Machine.
- Музей ВВС США