Дженерал Электрик J47
J47 | |
---|---|
Сохранившийся General Electric J47 | |
Тип | Турбореактивный двигатель |
Производитель | Дженерал Электрик |
Первый запуск | 21 июня 1947 г. |
Основные приложения | Боинг Б-47 Стратоджет Convair B-36 Миротворец Североамериканский B-45 Торнадо Североамериканский F-86 Sabre |
Количество построенных | 36,500 |
Разработано на основе | Дженерал Электрик J35 |
Развитый в | Дженерал Электрик J73 |
General Electric J47 Турбореактивный двигатель (обозначение компании GE TG-190) был разработан компанией General Electric на основе более раннего двигателя J35 . [1] Первый полет он совершил в мае 1948 года. J47 был первым турбореактивным двигателем с осевым потоком, одобренным для коммерческого использования в США. Он использовался во многих типах самолетов, и до прекращения производства в 1956 году было произведено более 30 000 экземпляров. Он продолжал служить в вооруженных силах США до 1978 года. Компания Packard построила 3025 двигателей по лицензии.
Самым большим преимуществом J47, как рекламировалось, был набор функций, которые были недоступны и беспрецедентны ни в одном другом двигателе. Его рекламировали как «всепогодный двигатель» из-за его противообледенительных систем, которые позволяли ему работать на больших высотах и при экстремальных температурах, когда характеристики других самолетов ухудшались. Его разработка началась без явной необходимости в нем, хотя эта конструкция была быстро куплена военными из-за ее многочисленных потенциальных преимуществ. [2]
В 1978 году J47 были официально выведены из военной службы, когда Национальная гвардия ВВС сняла с вооружения KC-97J с реактивным двигателем. [3] Несмотря на это, эти двигатели по-прежнему широко используются в самолетах F-86 Sabre, принадлежащих гражданским лицам, что делает их обычным явлением на авиашоу.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В конструкции J47 использовался опыт двигателя TG-180/J35 , описанный в журнале Flight в 1948 году. [4] как наиболее широко используемый турбореактивный двигатель американской разработки.
Турбореактивный двигатель имел революционную противообледенительную систему, в которой стойки полой рамы позволяли нагретому воздушному потоку проходить от компрессора , что позволяло истребителям, оснащенным этим двигателем, работать на больших высотах и в холодных условиях, таких как вершина горы Вашингтон в Нью-Гэмпшире. Белые горы , где впервые был испытан двигатель.
Двигатель имел форсажную камеру с электронным управлением - систему, которая сбрасывала дополнительное топливо в трубу камеры сгорания «за» двигателем, повторно нагревая выхлопные газы и производя значительно большую тягу, хотя и со значительно сниженным КПД и высокой скоростью сгорания топлива.
В процессе производства двигателей на заводе в Локлэнде (переименованном в завод в Эвендейле ) использовалась вертикальная сборка двигателя для обеспечения баланса и устойчивости ротора компрессора . Технологический скачок, обеспечиваемый этим двигателем, привел к тому, что он стал самым производимым реактивным двигателем в истории авиации и сделал GE Aviation мировым лидером в области реактивных двигателей.
Межремонтный срок J47 варьировался от 15 часов (в 1948 году) до теоретических 1200 часов (625 достижимых на практике) в 1956 году. Например, J47-GE-23 был рассчитан на 225 часов работы между капитальными ремонтами . Как и в случае с F-86F, в 1955 и 1956 годах он отключался в полете каждые 33 000 часов. [5]
Варианты
[ редактировать ]- J47-GE-1
- (TG-190A) Тяга 4850 фунтов силы (22 кН). [6]
- J47-GE-2
- (TG-190E) 6000 фунтов силы (27 кН) при 7950 об/мин, установленный на североамериканском FJ-2 Fury. [7]
- J47-GE-3
- (TG-190A) Тяга 4850 фунтов силы (22 кН). [6]
- J47-GE-7
- (TG-190B) Тяга 5000 фунтов силы (22 кН). [6]
- J47-GE-9
- (TG-190B) Тяга 5000 фунтов силы (22 кН). [6]
- J47-GE-11
- (TG-190C) использовался на самолетах Boeing B-47A и B-47B. [7]
- J47-GE-13
- (TG-190C) оснащен североамериканским F-86E Sabre и североамериканским B-45C Tornado. [7]
- J47-GE-15
- (7E-TG-190C) Приводил в действие североамериканский торнадо B-45C. [7]
- J47-GE-17
- (7E-TG-190D) 5425 фунтов силы (24 кН) при 7950 об/мин в сухом состоянии, 7350 фунтов силы (33 кН) при 7950 об/мин в мокром состоянии, на североамериканском F-86D Sabre. [7]
- J47-GE-17B
- Тяга 5425 фунтов силы (24 кН)
- J47-GE-19
- (TG-190C) 5200 фунтов силы (23 кН), приводился в движение Convair B-36D и B-36F. [7]
- J47-GE-23
- (7E-TG-190E) 5800 фунтов силы (26 кН), установлен на Boeing B-47B и RB-47B. [7]
- J47-GE-25
- Тяга 5970 фунтов силы (27 кН) всухую (6970 фунтов силы (31 кН) с впрыском воды), приводилась в движение Boeing B-47E и RB-47E. [7]
- J47-PM-25
- (TG-190E) Производство Packard Motor Car Company
- J47-ST-25
- (TG-190E) Производство Studebaker Corp.
- J47-GE-27
- (TG-190E) Тяга 5970 фунтов силы (27 кН), установленная на североамериканском F-86F Sabre. [7]
- J47-GE-29
- (ТГ-190Э) Аналогичен -27
- J47-GE-33
- Тяга 5550 фунтов силы (25 кН) использовалась на F-86F и F-86K. [7]
Приложения
[ редактировать ]- Боинг Б-47 Стратоджет
- Боинг KB-50J Суперфортресс
- Боинг KC-97 Стратофрахтер
- Чейз XC-123A
- Convair B-36 Миротворец
- Конвэйр НБ-36
- Curtiss XF-87 Блэкхок
- Мартин XB-51
- Североамериканский B-45 Торнадо
- Североамериканский F-86 Sabre
- Североамериканский F-86D Sabre
- Североамериканский FJ-2 Фьюри
- Республика XF-91 Громовержец
К наземным транспортным средствам, в которых использовался этот двигатель, относятся:
- Дух Америки
- М-497 «Черный Жук» Реактивный вагон
X39 с ядерной установкой
[ редактировать ]В 1950-х годах интерес к разработке самолетов с ядерной силовой установкой побудил GE экспериментировать с двумя конструкциями газовых турбин с ядерной установкой, одна из которых была основана на J47, а другая — с новым и гораздо более крупным двигателем под названием X211 .
Конструкция, основанная на J47, стала программой X39. Эта система состояла из двух модифицированных двигателей J47, которые вместо сжигания реактивного топлива получали нагретый сжатый воздух из теплообменника, который был частью реактора эксперимента с реактором теплопередачи (HTRE). X-39 успешно эксплуатировался в сочетании с тремя различными реакторами: HTRE-1, HTRE-2 и HTRE-3. [8] Если бы программа не была отменена, эти двигатели использовались бы для оснащения предлагаемого Convair X-6 .
Технические характеристики (J47-GE-25)
[ редактировать ]Данные из [7]
Общие характеристики
- Тип: турбореактивный
- Длина: 145 дюймов (370 см) (с хвостовым конусом)
- Диаметр: максимум 36,75 дюйма (93,3 см).
- Сухой вес: 2554 фунта (1158 кг) в сухом состоянии, в снаряжении.
Компоненты
- Компрессор: 12-ступенчатый осевой компрессор.
- Турбина : одноступенчатая осевая
- Тип топлива: бензин JP-1 , JP-2 , JP-3 , JP-4 или MIL-F-5572.
- Масляная система: распыление под давлением с продувкой
Производительность
- Максимальная тяга : 5970 фунтов силы (26,56 кН) при 7950 об/мин; 6970 фунтов силы (31,00 кН) с впрыском воды
- Общий коэффициент давления : 5,35
- Массовый расход воздуха: 92 фунта/с (42 кг/с)
- Удельный расход топлива : 1,014 фунта/(фунт-сила⋅ч) (28,7 г/(кН⋅с))
- Тяговооруженность : 2,34 на взлетной мощности на сухом ходу.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «1954 | 0996 | Архив полетов» . www.flightglobal.com . Архивировано из оригинала 7 мая 2016 г.
- ^ Догерти, Джина (01 июля 2019 г.). «Дитя холодной войны: как GE J47 стал самым производимым реактивным двигателем в мире» . Блог GE Aerospace | Новости авиации и полетов . Проверено 7 февраля 2024 г.
- ^ «ИСТОРИЯ TINKER: профиль турбореактивного двигателя General Electric J47» . База ВВС Тинкер . 31 августа 2017 г. Проверено 11 июня 2023 г.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 26 марта 2018 г. Проверено 19 апреля 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ 1956 | 0590 | Архив полетов . Flightglobal.com. Проверено 16 августа 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уилкинсон, Пол Х. (1950). Авиационные двигатели мира 1950 (11-е изд.). Лондон: Sir Isaac Pitman & Sons Ltd., стр. 54–55.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Бриджмен, Леонард (1955). Джейн «Все самолеты мира», 1955–56 гг . Лондон: Jane's All the World's Aircraft Publishing Co. Ltd.
- ^ Торнтон, Дж; Блумбег, Б. (январь 1961 г.). «Эксперименты с авиационными ядерными реакторами-теплообменниками достигают целей испытаний». Нуклеоника . 19 (1). МакГроу-Хилл. ISSN 0096-6207 .
- Ганстон, Билл (2006). Всемирная энциклопедия авиационных двигателей, 5-е издание . Phoenix Mill, Глостершир, Англия, Великобритания: Sutton Publishing Limited. ISBN 0-7509-4479-Х .
- Кей, Энтони Л. (2007). История и развитие турбореактивных двигателей 1930-1960 гг. Том 2: СССР, США, Япония, Франция, Канада, Швеция, Швейцария, Италия и Венгрия (1-е изд.). Рамсбери: Crowood Press. ISBN 978-1861269393 .
- http://www.flightglobal.com/pdfarchive/view/1956/1956%20-%200590.html