Jump to content

Ядерная силовая установка самолета

HTRE-2 (слева) и HTRE-3 (справа) на выставке в I. экспериментальном реакторе- размножителе

Программа «Ядерная двигательная установка для самолетов » ( ANP ) и предыдущий проект «Ядерная энергия для двигательной установки самолетов» ( NEPA ) были направлены на разработку ядерной двигательной установки для самолетов . NEPA . 28 мая 1946 года ВВС США инициировали проект [1] NEPA действовало до мая 1951 года, когда проект был передан совместной Комиссии по атомной энергии (AEC)/ANP ВВС США. [2] ВВС США использовали две разные системы для ядерных реактивных двигателей: концепцию прямого воздушного цикла, разработанную General Electric , и непрямого воздушного цикла, которая была поручена Pratt & Whitney . Программа предназначалась для разработки и испытаний Convair X-6 , но была отменена в 1961 году до того, как этот самолет был построен. Общая стоимость программы с 1946 по 1961 год составила около 1 миллиарда долларов. [3]

Типы [ править ]

воздушный Прямой цикл

Здание эксперимента с авиационным реактором в Национальной лаборатории Ок-Ридж

Ядерные двигатели прямого цикла будут напоминать обычный реактивный двигатель, за исключением отсутствия камер сгорания . Воздух, поступающий из секции компрессора, будет направляться в камеру , которая направляет воздух в активную зону ядерного реактора . Происходит обмен, при котором реактор охлаждается, но затем он нагревает тот же воздух и отправляет его в другую камеру сгорания. Вторая камера направляет воздух через турбину (приводящую в действие компрессор), а затем выходит через выхлоп, обеспечивая тягу. Конечным результатом является то, что вместо использования реактивного топлива самолет может рассчитывать на тепло ядерных реакций в качестве источника энергии.

Программа General Electric, базировавшаяся в Эвендейле, штат Огайо , была реализована из-за ее преимуществ в простоте, надежности, пригодности и возможности быстрого запуска. Использовались обычные секции реактивного двигателя компрессорные и турбинные , при этом сжатый воздух проходил через реактор и нагревался им перед выпуском через турбину.

воздушный Непрямой цикл

Косвенный цикл включает теплообмен за пределами активной зоны, при этом воздух из компрессора направляется в теплообменник . Активная зона ядерного реактора будет нагревать воду под давлением или жидкий металл и также отправлять их в теплообменник. Эта горячая жидкость будет охлаждаться воздухом; воздух будет нагреваться жидкостью, пропускать через турбину (приводящую в действие компрессор), а затем выходить через выхлоп, обеспечивая тягу.

Программа непрямого воздушного цикла была поручена компании Pratt & Whitney на объекте недалеко от Миддлтауна, штат Коннектикут . Эта концепция привела бы к гораздо меньшему радиоактивному загрязнению. Одна или две петли жидкого металла будут переносить тепло от реактора к двигателю. Эта программа включала в себя обширные исследования и разработки многих легких систем, подходящих для использования в самолетах, таких как теплообменники, жидкометаллические турбонасосы и радиаторы . Программа Indirect Cycle никогда и близко не приближалась к производству готового к полетам оборудования. [4]

реакторы Экспериментальные проекты и

авиационным Эксперимент с реактором

США Эксперимент с авиационным реактором 2,5 МВт, мощностью с тепловым спектром (ARE) представлял собой эксперимент с ядерным реактором предназначенный для достижения высокой удельной мощности и высокой выходной температуры для использования в качестве двигателя в самолете-бомбардировщике с ядерной установкой. Преимущество самолета с ядерной установкой перед самолетом с обычным двигателем состоит в том, что он может оставаться в воздухе на несколько порядков дольше и обеспечивать эффективное ядерное стратегическое сдерживание противника , обладающего ядерным оружием советского . ARE был первым реактором на расплавах солей (MSR), который был построен и эксплуатировался. он использовал расплавленную фторидную соль NaF - ZrF 4 - UF 4 (53-41-6 мол%) В качестве топлива , замедлился (BeO) гексагональной конфигурации оксидом бериллия и имел пиковую температуру 860 °C. резервная система жидкого натриевого использовалась Для охлаждения материалов замедлителя и отражателя теплоносителя . Вторичный контур теплоносителя в виде газообразного гелия циркулировал вокруг первичного теплоносителя для передачи тепла к водяному радиатору, где выделяемое тепло сбрасывалось в атмосферу. реактивностью Стержни управления были установлены и установлено, что стержни управления не определяют выходную мощность АРЭ; скорее, это произошло из-за потребности в мощности, что повлияло на температуру на выходе и на входе из-за отрицательного температурного коэффициента реактивности . ARE проработала на мощности 221 час до пиковой мощности 2,5 МВт тыс . [5]

Проект MX-1589 [ править ]

NB-36H в испытательном полете в тени Boeing B-50 Superfortress

5 сентября 1951 года ВВС США заключили с Convair контракт на эксплуатацию ядерного реактора на борту модифицированного Convair B-36 Peacemaker. [6] по проекту МХ-1589 программы ANP. Самолет для ядерных испытаний NB -36H (NTA) должен был изучить требования к защите воздушного реактора, чтобы определить, возможен ли ядерный самолет. Это был единственный известный в США эксперимент с воздушным реактором с действующим ядерным реактором на борту. В общей сложности NTA совершила 47 полетов, проверяя реактор над Западным Техасом и Южным Нью-Мексико. Реактор, получивший название « Авиационный испытательный реактор щита» (ASTR), работал, но не приводил в действие самолет, а основной целью летной программы были испытания щита. По итогам НТА от Х-6 и всей программы атомных самолетов отказались в 1961 году.

теплопередачи Эксперименты с реактором

ХТРЕ-3.

В рамках программы ANP AEC/USAF в 1956 году модифицированные самолеты General Electric J47 впервые были использованы на ядерной энергии с использованием испытательной сборки реактора, известной как эксперимент с реактором теплопередачи 1 (HTRE-1). HTRE-1, в котором использовались вертикально ориентированные стержни управления, был переконфигурирован со съемной активной зоной и стал HTRE-2 для дополнительных испытаний. HTRE-3 был построен отдельно для испытаний горизонтально ориентированных стержней управления, подходящих для использования в планере. [7]

Выведенные из эксплуатации реакторы HTRE-2 и HTRE-3, а также испытательные сборки могут быть осмотрены публикой на экспериментального реактора-размножителя I стоянке в Национальной лаборатории Айдахо .

реактор Пратта и Уитни 1 Авиационный -

5 февраля 1957 года еще один реактор стал критическим в Центре критических экспериментов Национальной лаборатории Ок-Ридж (ORNL) в рамках программы реактора с циркулирующим топливом компании Pratt and Whitney Aircraft Company (PWAC). Это называлось PWAR-1, авиационный реактор Пратта и Уитни-1. Целью эксперимента была экспериментальная проверка теоретически предсказанных ядерных свойств реактора PWAC. Эксперимент проводился недолго; к концу февраля 1957 года все данные были собраны и началась разборка. Эксперимент проводился практически при нулевой ядерной мощности. Рабочая температура поддерживалась постоянной на уровне примерно 675 ° C (1247 ° F), что близко соответствует расчетной рабочей температуре замедлителя PWAR-1; эта температура поддерживалась внешними нагревателями. Как и ARE мощностью 2,5 МВт, PWAR-1 использовал NaF-ZrF4-UF4 в качестве основного топлива и теплоносителя. [8]

Отмена [ править ]

Технологическая конкуренция с Советским Союзом (в виде запуска «Спутника-1 ») и продолжающаяся сильная поддержка со стороны ВВС позволили программе продолжиться, несмотря на разделение руководства между Министерством обороны и AEC. В течение 1950-х и 1960–61 годов были профинансированы и построены многочисленные испытательные установки для создания годной к полетам ядерной энергоблока, в том числе одна в Окриджской национальной лаборатории (ORNL). Хотя ARE успешно продемонстрировала работу концепции MSR, программа была отменена президентом Кеннеди 26 марта 1961 года. [2] сославшись на возмутительную стоимость, поскольку до этого момента не было произведено ни одного летного реактора. [5] – «15 лет и около 1 миллиарда долларов были посвящены попыткам создания самолета с ядерной силовой установкой; но возможность создания полезного в военном отношении самолета в обозримом будущем все еще очень далека». Отмене также способствовало то, что первые межконтинентальные баллистические ракеты поступили на вооружение в сентябре 1959 года, что практически устранило необходимость в самолетах с ядерными двигателями в качестве средства стратегического сдерживания. [9] [10] Тем не менее, результаты программы ARE побудили ученых и инженеров ORNL представить в Комиссию по атомной энергии предварительное проектное предложение для экспериментального MSR мощностью 30 МВт для изучения MSR как концепции гражданской электростанции. [11] Результатом предложения стало указание Комиссии по атомной энергии для ORNL спроектировать, построить и эксплуатировать эксперимент с реактором на расплавленной соли (MSRE). [12]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Эмме, Юджин М., комп (1961), Аэронавтика и космонавтика: американская хронология науки и технологий в исследовании космоса, 1915–1960 , Вашингтон, округ Колумбия, стр. 49–63, заархивировано из оригинала 11 ноября 2020 г. 11 , получено 5 ноября 2008 г. {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Мегазона» . Упадок программы создания атомных самолетов . Вустерский политехнический институт. 1993 год . Проверено 5 ноября 2008 г.
  3. ^ «Обзор программы ядерных силовых установок пилотируемых самолетов» (PDF) . Генеральный контролер США . Б-146759. 28 февраля 1963 г. Проверено 20 февраля 2020 г.
  4. ^ Элвин М. Вайнберг, Первая ядерная эра: жизнь и времена технологического специалиста Springer Science & Business Media, 1994, ISBN   1563963582 стр.106
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ядерная двигательная установка самолетов – Политика. (1997). Ядерная силовая установка самолета. Получено 16 января 2016 г. с http://www.megazone.org/ANP/politics.shtml .
  6. ^ Лауниус, Роджер Д. «Хронология аэронавтики и космонавтики 1950–54» . www.hq.nasa.gov . Архивировано из оригинала 14 июля 2019 года . Проверено 12 апреля 2018 г.
  7. ^ Маккаскер, Томас. «Итоговый отчет: Обеззараживание и вывод из эксплуатации экспериментальных испытательных сборок реактора теплопередачи HTRE-2 и HTRE-3» (PDF) . Национальная лаборатория Айдахо . Проверено 6 июля 2019 г.
  8. ^ Скотт, Д.; Алванг, ГВ; Демский, Э.Ф.; Фейдер, В.Дж.; Сандин, Э.В.; Маленфант, RE (1958). Эксперимент с реактором с отражателем нулевой мощности при повышенной температуре (PDF) (Отчет). Окриджская национальная лаборатория. ОРНЛ-2536. Архивировано (PDF) из оригинала 24 января 2022 года . Проверено 28 октября 2020 г.
  9. ^ Тракимавичюс, Лукас. «Будущая роль ядерных силовых установок в вооруженных силах» (PDF) . Центр передового опыта НАТО в области энергетической безопасности . Архивировано из оригинала (PDF) 18 октября 2021 г. Проверено 15 октября 2021 г.
  10. ^ Атлас. (без даты). История полета. Получено 16 января 2016 г. с сайта http://www. Century-of-flight.net/Aviation%20history/space/Atlas.htm .
  11. ^ Александр, LG и др. Окриджская национальная лаборатория. (8 марта 1960 г.). Экспериментальный энергетический реактор мощностью 30 МВт на расплавленном солевом топливе. ОРНЛ-2796. Получено 16 января 2016 г. с http://moltensalt.org/references/static/downloads/pdf/ORNL-2796.pdf .
  12. ^ Робертсон, RC и др. Окриджская национальная лаборатория. (январь 1965 г.). Отчет MSRE о проектировании и эксплуатации, Часть I, описание конструкции реактора (стр. 3–6). ОРНЛ-ТМ-728. Получено 1 декабря 2015 г. с http://moltensalt.org/references/static/downloads/pdf/ORNL-TM-0728.pdf .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c2b41db7002d07d9a035580a7947fe61__1712375400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/61/c2b41db7002d07d9a035580a7947fe61.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aircraft Nuclear Propulsion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)