Jump to content

Атомный самолет

Единственным самолетом США, оснащенным ядерным реактором, был NB-36H . Реактор никогда не был фактически подключен к двигателям. [1] Программа была отменена в 1958 году.

Самолет с ядерной силовой установкой — это концепция самолета, работающего на ядерной энергии. Намерение состояло в том, чтобы создать реактивный двигатель , который будет нагревать сжатый воздух теплом ядерного деления, а не теплом сгорания топлива. [1] Во время Холодной войны Соединенные Штаты и Советский Союз исследовали бомбардировщики с ядерными двигателями, большая выносливость которых могла бы повысить ядерное сдерживание , но ни одна страна не создала ни одного такого оперативного самолета. [2]

Одной из неадекватно решенных проблем конструкции была необходимость в мощной защите для защиты экипажа и тех, кто находился на земле, от радиации; другие потенциальные проблемы включали борьбу со сбоями. [1] [3]

Некоторые конструкции ракет включали гиперзвуковые крылатые ракеты с ядерной установкой.

Однако появление межконтинентальных баллистических ракет и атомных подводных лодок в 1960-х годах значительно уменьшило стратегическое преимущество таких самолетов, и соответствующие проекты были отменены. [1]

программы США

[ редактировать ]

НЕПА и АНП

[ редактировать ]

В мае 1946 года ВВС США начали проект «Ядерная энергия для приведения в движение самолетов» (NEPA), в рамках которого проводились исследования до тех пор, пока в 1951 году программа «Ядерная энергетическая установка для самолетов» (ANP) не заменила NEPA. Программа ANP включала положения по изучению двух различных типы атомных реактивных двигателей: General Electric прямой воздушный цикл Pratt & Whitney и непрямой воздушный цикл . ANP планировала, что Convair модифицирует два B-36 по проекту MX-1589 . Один из B-36, NB-36H , должен был использоваться для изучения требований к защите воздушного реактора, а другой - X-6 ; однако программа была отменена до завершения строительства X-6. [ нужна ссылка ] [4]

Первая эксплуатация ядерного авиационного двигателя произошла 31 января 1956 года с использованием модифицированного двигателя General Electric J47 турбореактивного . [5] Программа авиационных ядерных силовых установок была прекращена президентом Кеннеди после его ежегодного бюджетного послания Конгрессу в 1961 году. [1]

Национальная лаборатория Ок-Риджа исследовала и разработала ядерные авиационные двигатели. Два экранированных реактора приводили в действие два двигателя General Electric J87 турбореактивных почти на полную тягу. Два экспериментальных реактора, HTRE-2 с неповрежденными турбореактивными двигателями и HTRE-3 со снятыми двигателями, находятся на объекте EBR-1 к югу от Национальной лаборатории Айдахо . [ нужна ссылка ]

Экспериментальные реакторы HTRE для ядерных самолетов (HTRE-2 слева и HTRE-3 справа) на выставке на экспериментальном реакторе-размножителе I ( 43 ° 30'42,22 дюйма с.ш. 113 ° 0'18 дюймов з.д.  /  43,5117278 ° с.ш. 113,00500 ° з.д.  / 43,5117278; -113,00500 ).

США разработали эти двигатели для использования в новом, специально разработанном ядерном бомбардировщике WS-125 . Хотя президент Эйзенхауэр в конце концов прекратил ее, сократив NEPA и заявив Конгрессу, что программа не является срочной, он поддержал небольшую программу по разработке высокотемпературных материалов и высокоэффективных реакторов; эта программа была прекращена в начале правления администрации Кеннеди. [ нужна ссылка ]

Проект Плутон

[ редактировать ]

В 1957 году ВВС и Комиссия по атомной энергии США заключили контракт с Радиационной лабораторией Лоуренса на изучение возможности применения тепла ядерных реакторов к прямоточным воздушно-реактивным двигателям. [1] Это исследование стало известно как Проект Плутон . Эта программа должна была обеспечить двигатели для беспилотной крылатой ракеты под названием SLAM ( Supersonic Low Altitude Missile) . [1] В рамках программы удалось создать два испытательных двигателя, которые эксплуатировались на земле. 14 мая 1961 года первый в мире ядерный прямоточный воздушно-реактивный двигатель «Тори-IIA», установленный на железнодорожном вагоне, ожил всего на несколько секунд. 1 июля 1964 года, через семь лет и шесть месяцев после своего рождения, «Проект Плутон» был отменен. [6]

Дирижабли

[ редактировать ]

Было несколько исследований и предложений по дирижаблям с ядерными двигателями , начиная с исследования Ф. В. Локка-младшего в 1954 году для ВМС США. [7] В 1957 году Эдвин Дж. Киршнер опубликовал книгу «Цеппелин в атомный век» . [8] который способствовал использованию атомных дирижаблей. В 1959 году компания Goodyear представила план создания дирижабля с ядерной установкой как для военного, так и для коммерческого использования. Несколько других предложений и статей были опубликованы в течение следующих десятилетий. [9]

Советские программы

[ редактировать ]

Советский ядерный бомбардировщик пугает

[ редактировать ]

В выпуске журнала Aviation Week от 1 декабря 1958 года была опубликована статья «Советские летные испытания ядерного бомбардировщика», в которой утверждалось, что Советы значительно продвинулись в программе ядерных самолетов: [10] «Атомный бомбардировщик проходит летные испытания в Советском Союзе. Завершенный около шести месяцев назад, этот самолет летает в районе Москвы не менее двух месяцев. Его наблюдали как в полете, так и на земле широкий круг иностранных наблюдателей из коммунистических и некоммунистических стран». В отличие от американских разработок той же эпохи, носивших чисто экспериментальный характер, в статье отмечалось, что «советский самолет представляет собой прототип конструкции для выполнения военной задачи в качестве бортовой системы непрерывного оповещения и платформы для запуска ракет». Статью иллюстрировали фотографии, а также технические схемы предлагаемого макета; они были настолько широко распространены, что одна компания выпустила пластиковую модель самолета на основе схем в статье. К статье прилагалась редакционная статья на эту тему. [11]

Вскоре в Вашингтоне были высказаны опасения, что «русские на три-пять лет опередили США в области атомных авиационных двигателей и что они продвинутся еще дальше, если США не будут продвигаться вперед со своей собственной программой». [12] Эти опасения вызвали продолжающееся, но временное финансирование собственной программы США. [ нужна ссылка ]

Позже выяснилось, что самолетом на фотографиях был обычный Мясищев М-50 Баундер , стратегический бомбардировщик средней дальности, который по своим характеристикам напоминал ВВС США эксплуатируемый B-58 Hustler, . Конструкция была признана неудачной, так и не поступила на вооружение и была представлена ​​публике в День советской авиации в 1963 году в Монино , положив конец этому вопросу. [13]

Результатом советской программы разработки атомной авиации стал экспериментальный Ту-95ЛАЛ ( русский : ЛАЛ- Летающая Атомная Лаборатория , букв. «Летающая ядерная лаборатория»), который произошел от бомбардировщика Ту-95 , но с реактором, встроенным в бомбу. залив. [1] Сообщается, что с 1961 по 1969 год самолет совершил до 40 полетов. [14] Основной целью этапа полета была проверка эффективности радиационной защиты. Следующий проект, Ту-119, планировалось иметь два обычных турбовинтовых двигателя и два ядерных реактивных двигателя прямого цикла, но так и не был завершен. Несколько других проектов, таких как сверхзвуковой Ту-120 , [15] дошел только до стадии проектирования. [16] [17]

Русские программы

[ редактировать ]

В феврале 2018 года президент России Владимир Путин заявил, что Россия разработала новую крылатую ракету с ядерной силовой установкой и ядерной боеголовкой, которая может обойти средства противовоздушной и противоракетной обороны и поразить любую точку земного шара. [1] Согласно заявлениям, ее первые летные испытания состоялись в 2017 году. Утверждалось, что ракета будет оснащена «маленькой сверхмощной силовой установкой, которая может быть размещена внутри корпуса крылатой ракеты и гарантировать дальность полета, в десять раз большую, чем что и у других ракет». На видео видно, как ракеты уклоняются от систем защиты над Атлантикой, пролетают над мысом Горн и, наконец, на север, в сторону Гавайев. [18] [19] [20] [21] На сегодняшний день нет общедоступных доказательств, подтверждающих эти заявления. Пентагон заявил, что ему известно о российских испытаниях крылатой ракеты с ядерной установкой, но система все еще находится в стадии разработки и потерпела крушение в Арктике в 2017 году. [22] [23] [24]

Исследователь корпорации RAND, специализирующийся на России, сказал: «Я думаю, они не блефуют, они провели летные испытания этой штуки. Но это невероятно». [25] По словам сотрудника CSIS, такая ракета с ядерной установкой «имеет практически неограниченную дальность действия – она может летать в течение длительного времени, прежде чем приказать ей поразить что-нибудь». [26] Заявления Путина и видео, показывающее концепцию ракеты в полете, позволяют предположить, что это не сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель, подобный проекту «Плутон» , а дозвуковая машина с турбореактивным или турбовентиляторным двигателем с ядерным нагревом. [ нужна ссылка ]

Новая крылатая ракета получила 9М730 Буревестник название « . » [27]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Тракимавичюс, Лукас. «Будущая роль ядерных силовых установок в вооруженных силах» (PDF) . Центр передового опыта НАТО в области энергетической безопасности . Проверено 15 октября 2021 г.
  2. ^ Галлахер, Шон (22 марта 2018 г.). «Лучшая плохая идея? Почему путинская ракета с ядерной установкой возможна… и ужасна» . Арс Техника . Проверено 12 августа 2019 г.
  3. ^ Рул, Кристиан (20 января 2019 г.). «Почему нет атомных самолетов» . Атлантика . Проверено 5 июля 2020 г.
  4. ^ Вайд, Джек (21 июня 2021 г.). «Программа пилотируемых ядерных самолетов» (PDF) . Министерство обороны США . Проверено 11 августа 2021 г.
  5. ^ Торнтон, Г. (26–28 февраля 1963 г.). Введение в ядерную двигательную установку: Лекция 1: Введение и предыстория. Сервер технических отчетов НАСА (Отчет). hdl : 2060/19640019868 .
  6. ^ «США ТИХО УБИВАЮТ СВОЮ АТОМНУЮ РАКЕТУ; проект Плутон отменен после затрат в 200 миллионов долларов» . Компания «Нью-Йорк Таймс» . 13 июля 1964 года . Проверено 11 августа 2021 г.
  7. ^ Атомные дирижабли Джона Дж. Геохегана. Первоначально опубликовано в январском номере журнала Aviation History за 2013 год .
  8. ^ Цеппелин в атомный век: прошлое, настоящее и будущее жесткого самолета легче воздуха , Киршнер, Эдвин Дж. Опубликовано University of Illinois Press (1957)
  9. ^ ЮРИХ, ЛЕО (1 января 1960 г.). «Атомный дирижабль». САЭ Мобилус . Серия технических документов SAE. 1 . САЭ Интернешнл. дои : 10.4271/600278 .
  10. Советские летные испытания ядерного бомбардировщика , Aviation Week, 1 декабря 1958 г., стр. 27.
  11. ^ «Модельархивы» . modelarchives.free.fr . Проверено 2 марта 2018 г.
  12. ^ Возможность существования советского ядерного самолета признана , Форд Истман, Aviation Week, 19 января 1959 г., стр. 29.
  13. ^ «Российский ядерный бомбардировщик АВРОРА: истоки» . Модельные архивы . Проверено 2 марта 2018 г.
  14. ^ Эйткен, А. (продюсер), Кереван, Г. (сценарист/исполнительный продюсер), «Самолеты, которые никогда не летали»: ядерный бомбардировщик», Alba Communications (для Discovery Europe), 2003 г.
  15. ^ " "120" (Ту-120): Дальний сверхзвуковой бомбардировщик с ядерной силовой установкой" [«120» (Ту-120): Long-range nuclear-powered supersonic bomber] (in Russian). testpilot.ru . Retrieved 12 August 2019 .
  16. ^ Баттлер и Гордон 2004 , стр. 78–83.
  17. ^ Двоеточие 2009
  18. ^ «Путин раскрывает новую российскую систему противоракетной обороны» . www.defenseworld.net . Проверено 2 марта 2018 г.
  19. ^ «Путин заявляет о создании неудержимой ракеты с ядерной установкой» . ТАСС . Проверено 2 марта 2018 г.
  20. ^ Трояновский, Антон (1 марта 2018 г.). «Путин утверждает, что Россия разрабатывает ядерное оружие, способное обойти противоракетную оборону» . Вашингтон Пост . Проверено 2 марта 2018 г.
  21. ^ «Путин говорит, что «ни у кого в мире нет ничего подобного» всемогущей ядерной ракете» . США сегодня . Проверено 2 марта 2018 г.
  22. ^ Бамп, Филип (1 марта 2018 г.). «Что на самом деле означают недавно анонсированные Россией ядерные системы» . Вашингтон Пост . Проверено 2 марта 2018 г.
  23. ^ Макфаркуар, Нил; Сэнгер, Дэвид Э. (1 марта 2018 г.). «Непобедимая ракета Путина нацелена на уязвимые места США» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 марта 2018 г.
  24. ^ Тревитик, Джозеф (2 марта 2018 г.). «США тайно наблюдали, как разбиваются и горят российские крылатые ракеты с ядерными двигателями» . thedrive.com . Проверено 12 августа 2019 г.
  25. ^ Брамфил, Джефф (март 2018 г.). «Эксперты ошеломлены заявлением России о ядерной ракете неограниченной дальности» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Параллели . Проверено 2 марта 2018 г.
  26. ^ Баумгартнер, Пит (март 2018 г.). «Вопросы и ответы: эксперт по вооружениям говорит, что хвастовство Путина в отношении оружия выглядит как «излишнее убийство» » . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 2 марта 2018 г.
  27. ^ Фиоренца, Николас (23 марта 2018 г.). «Названо новое российское оружие» . Джейн 360 . Информационная группа Джейн . Архивировано из оригинала 31 июля 2018 года . Проверено 12 августа 2019 г.

Общие и цитируемые источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fb967f57f2e4200a6b733f6d113e05da__1721141760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fb/da/fb967f57f2e4200a6b733f6d113e05da.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nuclear-powered aircraft - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)