Jump to content

Конвэйр НБ-36Н

НБ-36Н
Convair NB-36 в полете с B-50 Superfortress
Роль Экспериментальный самолет
Производитель Конвэйр
Первый полет 17 сентября 1955 г.
Статус Отменено в 1961 году.
Основной пользователь ВВС США
Количество построенных 1
Разработано на основе Конвэйр Б-36
Развитый в Конвэйр Х-6
Другое имя (а) "Крестоносец"
Серийный 51-5712

Convair NB-36H был экспериментальным самолетом, оснащенным ядерным реактором для проверки защитной радиационной защиты экипажа, но не использовавшим его для питания самолета. По прозвищу «Крестоносец». [1] он был создан для программы авиационных ядерных силовых установок (сокращенно ANP), чтобы продемонстрировать возможность создания бомбардировщика с ядерной установкой . [2] Его разработка завершилась с отменой программы ANP.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Программа «Ядерная двигательная установка для самолетов » (ANP) и предшествующий проект «Ядерная энергия для двигательной установки самолетов» (NEPA) были направлены на разработку ядерной двигательной установки для самолетов . [2] NEPA . 28 мая 1946 года ВВС США инициировали проект [3] После финансирования в размере 10 миллионов долларов в 1947 г. [4] NEPA действовало до мая 1951 года, когда проект был передан совместной Комиссии по атомной энергии (AEC)/ANP ВВС США. [5] ВВС США разработали две разные системы для ядерных реактивных двигателей: концепцию прямого воздушного цикла, разработанную General Electric , и непрямого воздушного цикла, которая была поручена Pratt & Whitney . Программа была предназначена для разработки и испытаний Convair X-6 , запланированного прототипа полнофункционального самолета с ядерной силовой установкой. [6]

В 1952 году на базу ВВС Карсвелл в Техасе обрушился торнадо, серьезно повредив несколько самолетов. [7] Одним из поврежденных самолетов был бомбардировщик B-36 , и Convair предложила ВВС переоборудовать его в ранний прототип X-6, а не ремонтировать. [7] ВВС согласились с этим планом и выделили средства на капитальный ремонт самолета. [7] Намерение состояло в том, чтобы испытать полет самолета с работающим ядерным двигателем на борту, но на данном этапе он еще не приводил самолет в действие. [6]

Первоначальная кабина экипажа и авионики была заменена массивной 11-тонной кабиной с обшивкой из свинца и резины для пилота, второго пилота, бортинженера и двух инженеров-ядерщиков. толщиной 25–30 сантиметров (10–12 дюймов) Даже в маленьких окнах было свинцовое стекло . [1] [8] [9] [10] Самолет был оснащен реактором воздушного охлаждения мощностью 1 мегаватт и весом 35 000 фунтов (16 000 кг). [11] Его подвешивали на крюке в среднем бомбовом отсеке, чтобы облегчить погрузку и разгрузку, чтобы радиоактивный источник можно было безопасно хранить под землей между испытательными полетами. [7] Система мониторинга, получившая название « Проект Галитоз », измеряла радиоактивные газы, выходящие из реактора. [12]

Операционная история

[ редактировать ]
Вид самолета снизу

С 17 сентября 1955 г. по март 1957 г. НБ-36Н совершил 47 испытательных полетов и налет 215 часов (из них 89 работал реактор). [13] над Нью-Мексико и Техасом . В ходе испытательных полетов выяснилось, что при использовании защиты экипаж не будет подвергаться опасности радиации от реактора, в том числе при полетах на малых высотах, но существует риск радиоактивного заражения в случае аварии. [11]

В 1957 году, по окончании летных испытаний, NB-36H был списан и отправлен на слом в Карсвелле. Ядерный реактор был демонтирован. В связи с ростом напряженности в холодной войне в конце 1950-х годов правительство США настаивало на разработке тяжелого бомбардировщика с реактивными двигателями. [6]

Параллельные программы разработки ядерных и обычных самолетов были направлены на достижение этой цели, но прогресс в разработке ядерного самолета был медленным. [11] Президент Дуайт Эйзенхауэр не был убежден в необходимости этой программы и не придавал ей срочности, хотя и сохранял финансирование. [14] К концу 1950-х годов концепция самолетов с ядерными двигателями все больше рассматривалась Конгрессом как излишняя, учитывая продолжающиеся достижения в области сверхзвуковой авиации и разработки баллистических ракет . [15]

В марте 1961 года, вскоре после своего вступления в должность, президент Джон Ф. Кеннеди отменил программу. [16] В своем заявлении Кеннеди отметил, что перспектива создания самолетов с ядерными двигателями все еще очень далека, несмотря на 15 лет разработки и расходы в размере около 1 миллиарда долларов. [11] Convair X-6 так и не был построен. [17] а NB-36H на сегодняшний день является единственным американским самолетом с действующим ядерным реактором. [18] Однако научная работа, проведенная в рамках проекта, имела некоторую непреходящую ценность, включая методы обращения с жидкими металлами и плавлеными солями, которые способствовали разработке ядерных генераторов и реакторов, используемых НАСА . [15]

Технические характеристики

[ редактировать ]
НБ-36Н в полете. Обратите внимание на две капсулы; каждый был установлен возле законцовок крыла самолета и оба несли по два GE J47 каждый. реактивных двигателя

Общие характеристики

Производительность

  • Максимальная скорость: 676 км/ч (420 миль в час, 360 узлов)
  • Крейсерская скорость: 430 км/ч (270 миль в час, 230 узлов)
  • Практический потолок: 12 200 м (40 000 футов)

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Jump up to: а б «Конвайр НБ-36Н «Крестоносец» » . Национальный музей ВВС США. 26 июня 2009 г. Архивировано из оригинала 28 октября 2014 г. Проверено 9 июля 2017 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  2. ^ Jump up to: а б Тракимавичюс, Лукас. «Будущая роль ядерных силовых установок в вооруженных силах» (PDF) . Центр передового опыта НАТО в области энергетической безопасности . Проверено 15 октября 2021 г.
  3. ^ Эмме, Юджин М. (комп.) (1961), Аэронавтика и космонавтика: американская хронология науки и технологий в исследовании космоса, 1915–1960 , Вашингтон, округ Колумбия: Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, стр. 49–63, заархивировано из оригинал от 11 ноября 2020 г. , получен 8 сентября 2018 г.
  4. ^ Колон, Рауль. «Полет на ядерном топливе: американские усилия по созданию [ sic ] бомбардировщика с ядерной установкой» . Архивировано из оригинала 2 ноября 2008 года . Проверено 5 ноября 2008 г.
  5. ^ «Мегазона» . Упадок программы создания атомных самолетов . Вустерский политехнический институт. 1993 год . Проверено 5 ноября 2008 г.
  6. ^ Jump up to: а б с Дженкинс, Денис Р. (2004). Альбом фотографий X-Planes . Специализированная пресса. п. 118. ИСБН  9781580070768 .
  7. ^ Jump up to: а б с д Такер, Тодд (2009). Атомная Америка: как смертельный взрыв и устрашающий адмирал изменили ход ядерной истории . Саймон и Шустер. п. 130. ИСБН  9781439158289 .
  8. ^ «Convair NB-36: самолет-бомбардировщик с внутренним ядерным реактором» . Время Авиа. 25 марта 2013 года . Проверено 5 апреля 2014 г.
  9. ^ «Переоборудованный бомбардировщик В-36 (НБ-36Н)» . Проект исследования стоимости ядерного оружия США . Брукингский институт . Проверено 5 апреля 2014 г.
  10. ^ Колон, Рауль (6 августа 2007 г.). «Полет на ядерном топливе: американские усилия по созданию бомбардировщика с ядерной установкой» . Интернет-музей истории авиации . Проверено 24 января 2012 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д Каплан, Филип (2005). Большие крылья: самые большие самолеты, когда-либо построенные . Перо и меч. п. 104. ИСБН  9781844151783 .
  12. ^ Кортрайт, Винсент, «Мечта о полете на атомном двигателе», История авиации , март 1995 г.
  13. ^ Комиссия по атомной энергии и Министерство обороны (февраль 1963 г.). Отчет Конгрессу США – Обзор программы ядерных двигательных установок пилотируемых самолетов (PDF) . Генеральный контролер США. п. 141 . Проверено 24 января 2012 г.
  14. ^ Боулз, Марк Д. (2006). Наука в движении: Ядерная программа НАСА на станции Плам-Брук, 1955–2005 гг . Государственная типография. п. 78. ИСБН  9780160877377 .
  15. ^ Jump up to: а б Джонсон, Лиланд; Шаффер, Дэвид (1994). Национальная лаборатория Ок-Ридж: первые пятьдесят лет . унив. из Теннесси Пресс. стр. 76–77. ISBN  9780870498541 .
  16. ^ Махаффи, Джеймс (2010). Атомное пробуждение: новый взгляд на историю и будущее ядерной энергетики . Книги Пегаса. п. 264. ИСБН  9781605982038 .
  17. ^ «Атомный самолет» . Брукингский институт . Архивировано из оригинала 02 марта 2006 г.
  18. ^ Петреску, Релли Виктория; Петреску, Флориан Ион (2013). Цвет нового самолета II . Книги по запросу. стр. 92. ISBN  9783848259854 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Винчестер, Джим. Концептуальные самолеты: прототипы, X-Planes и экспериментальные самолеты . Тандер-Бей Пресс, 2005. ISBN   978-1592234806
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 03f0bc4169527cfabd4c07f1949be351__1713283440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/03/51/03f0bc4169527cfabd4c07f1949be351.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Convair NB-36H - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)