Конвэйр НБ-36Н
НБ-36Н | |
---|---|
![]() | |
Convair NB-36 в полете с B-50 Superfortress | |
Роль | Экспериментальный самолет |
Производитель | Конвэйр |
Первый полет | 17 сентября 1955 г. |
Статус | Отменено в 1961 году. |
Основной пользователь | ВВС США |
Количество построенных | 1 |
Разработано на основе | Конвэйр Б-36 |
Развитый в | Конвэйр Х-6 |
Другое имя (а) | "Крестоносец" |
Серийный | 51-5712 |
Convair NB-36H был экспериментальным самолетом, оснащенным ядерным реактором для проверки защитной радиационной защиты экипажа, но не использовавшим его для питания самолета. По прозвищу «Крестоносец». [1] он был создан для программы авиационных ядерных силовых установок (сокращенно ANP), чтобы продемонстрировать возможность создания бомбардировщика с ядерной установкой . [2] Его разработка завершилась с отменой программы ANP.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Программа «Ядерная двигательная установка для самолетов » (ANP) и предшествующий проект «Ядерная энергия для двигательной установки самолетов» (NEPA) были направлены на разработку ядерной двигательной установки для самолетов . [2] NEPA . 28 мая 1946 года ВВС США инициировали проект [3] После финансирования в размере 10 миллионов долларов в 1947 г. [4] NEPA действовало до мая 1951 года, когда проект был передан совместной Комиссии по атомной энергии (AEC)/ANP ВВС США. [5] ВВС США разработали две разные системы для ядерных реактивных двигателей: концепцию прямого воздушного цикла, разработанную General Electric , и непрямого воздушного цикла, которая была поручена Pratt & Whitney . Программа была предназначена для разработки и испытаний Convair X-6 , запланированного прототипа полнофункционального самолета с ядерной силовой установкой. [6]
В 1952 году на базу ВВС Карсвелл в Техасе обрушился торнадо, серьезно повредив несколько самолетов. [7] Одним из поврежденных самолетов был бомбардировщик B-36 , и Convair предложила ВВС переоборудовать его в ранний прототип X-6, а не ремонтировать. [7] ВВС согласились с этим планом и выделили средства на капитальный ремонт самолета. [7] Намерение состояло в том, чтобы испытать полет самолета с работающим ядерным двигателем на борту, но на данном этапе он еще не приводил самолет в действие. [6]
Первоначальная кабина экипажа и авионики была заменена массивной 11-тонной кабиной с обшивкой из свинца и резины для пилота, второго пилота, бортинженера и двух инженеров-ядерщиков. толщиной 25–30 сантиметров (10–12 дюймов) Даже в маленьких окнах было свинцовое стекло . [1] [8] [9] [10] Самолет был оснащен реактором воздушного охлаждения мощностью 1 мегаватт и весом 35 000 фунтов (16 000 кг). [11] Его подвешивали на крюке в среднем бомбовом отсеке, чтобы облегчить погрузку и разгрузку, чтобы радиоактивный источник можно было безопасно хранить под землей между испытательными полетами. [7] Система мониторинга, получившая название « Проект Галитоз », измеряла радиоактивные газы, выходящие из реактора. [12]
Операционная история
[ редактировать ]
С 17 сентября 1955 г. по март 1957 г. НБ-36Н совершил 47 испытательных полетов и налет 215 часов (из них 89 работал реактор). [13] над Нью-Мексико и Техасом . В ходе испытательных полетов выяснилось, что при использовании защиты экипаж не будет подвергаться опасности радиации от реактора, в том числе при полетах на малых высотах, но существует риск радиоактивного заражения в случае аварии. [11]
В 1957 году, по окончании летных испытаний, NB-36H был списан и отправлен на слом в Карсвелле. Ядерный реактор был демонтирован. В связи с ростом напряженности в холодной войне в конце 1950-х годов правительство США настаивало на разработке тяжелого бомбардировщика с реактивными двигателями. [6]
Параллельные программы разработки ядерных и обычных самолетов были направлены на достижение этой цели, но прогресс в разработке ядерного самолета был медленным. [11] Президент Дуайт Эйзенхауэр не был убежден в необходимости этой программы и не придавал ей срочности, хотя и сохранял финансирование. [14] К концу 1950-х годов концепция самолетов с ядерными двигателями все больше рассматривалась Конгрессом как излишняя, учитывая продолжающиеся достижения в области сверхзвуковой авиации и разработки баллистических ракет . [15]
В марте 1961 года, вскоре после своего вступления в должность, президент Джон Ф. Кеннеди отменил программу. [16] В своем заявлении Кеннеди отметил, что перспектива создания самолетов с ядерными двигателями все еще очень далека, несмотря на 15 лет разработки и расходы в размере около 1 миллиарда долларов. [11] Convair X-6 так и не был построен. [17] а NB-36H на сегодняшний день является единственным американским самолетом с действующим ядерным реактором. [18] Однако научная работа, проведенная в рамках проекта, имела некоторую непреходящую ценность, включая методы обращения с жидкими металлами и плавлеными солями, которые способствовали разработке ядерных генераторов и реакторов, используемых НАСА . [15]
Технические характеристики
[ редактировать ]
Общие характеристики
- Экипаж: 5
- Длина: 49,38 м (162 фута 1 дюйм)
- Размах крыла: 70,10 м (230 футов 0 дюймов)
- Высота: 14,23 м (46 футов 8 дюймов)
- Площадь крыла: 443,3 м 2 (4770 кв. футов)
- Полная масса: 162 305 кг (357 500 фунтов)
- Силовая установка: 4 General Electric J47 турбореактивных двигателя с тягой 23,1 кН (5200 фунтов силы) каждый.
- Силовая установка: 6 радиальных двигателей Pratt & Whitney R-4360-53 мощностью 2830 кВт (3800 л.с.) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 676 км/ч (420 миль в час, 360 узлов)
- Крейсерская скорость: 430 км/ч (270 миль в час, 230 узлов)
- Практический потолок: 12 200 м (40 000 футов)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Конвайр НБ-36Н «Крестоносец» » . Национальный музей ВВС США. 26 июня 2009 г. Архивировано из оригинала 28 октября 2014 г. Проверено 9 июля 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Тракимавичюс, Лукас. «Будущая роль ядерных силовых установок в вооруженных силах» (PDF) . Центр передового опыта НАТО в области энергетической безопасности . Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ Эмме, Юджин М. (комп.) (1961), Аэронавтика и космонавтика: американская хронология науки и технологий в исследовании космоса, 1915–1960 , Вашингтон, округ Колумбия: Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, стр. 49–63, заархивировано из оригинал от 11 ноября 2020 г. , получен 8 сентября 2018 г.
- ^ Колон, Рауль. «Полет на ядерном топливе: американские усилия по созданию [ sic ] бомбардировщика с ядерной установкой» . Архивировано из оригинала 2 ноября 2008 года . Проверено 5 ноября 2008 г.
- ^ «Мегазона» . Упадок программы создания атомных самолетов . Вустерский политехнический институт. 1993 год . Проверено 5 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Дженкинс, Денис Р. (2004). Альбом фотографий X-Planes . Специализированная пресса. п. 118. ИСБН 9781580070768 .
- ^ Jump up to: а б с д Такер, Тодд (2009). Атомная Америка: как смертельный взрыв и устрашающий адмирал изменили ход ядерной истории . Саймон и Шустер. п. 130. ИСБН 9781439158289 .
- ^ «Convair NB-36: самолет-бомбардировщик с внутренним ядерным реактором» . Время Авиа. 25 марта 2013 года . Проверено 5 апреля 2014 г.
- ^ «Переоборудованный бомбардировщик В-36 (НБ-36Н)» . Проект исследования стоимости ядерного оружия США . Брукингский институт . Проверено 5 апреля 2014 г.
- ^ Колон, Рауль (6 августа 2007 г.). «Полет на ядерном топливе: американские усилия по созданию бомбардировщика с ядерной установкой» . Интернет-музей истории авиации . Проверено 24 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Каплан, Филип (2005). Большие крылья: самые большие самолеты, когда-либо построенные . Перо и меч. п. 104. ИСБН 9781844151783 .
- ^ Кортрайт, Винсент, «Мечта о полете на атомном двигателе», История авиации , март 1995 г.
- ^ Комиссия по атомной энергии и Министерство обороны (февраль 1963 г.). Отчет Конгрессу США – Обзор программы ядерных двигательных установок пилотируемых самолетов (PDF) . Генеральный контролер США. п. 141 . Проверено 24 января 2012 г.
- ^ Боулз, Марк Д. (2006). Наука в движении: Ядерная программа НАСА на станции Плам-Брук, 1955–2005 гг . Государственная типография. п. 78. ИСБН 9780160877377 .
- ^ Jump up to: а б Джонсон, Лиланд; Шаффер, Дэвид (1994). Национальная лаборатория Ок-Ридж: первые пятьдесят лет . унив. из Теннесси Пресс. стр. 76–77. ISBN 9780870498541 .
- ^ Махаффи, Джеймс (2010). Атомное пробуждение: новый взгляд на историю и будущее ядерной энергетики . Книги Пегаса. п. 264. ИСБН 9781605982038 .
- ^ «Атомный самолет» . Брукингский институт . Архивировано из оригинала 02 марта 2006 г.
- ^ Петреску, Релли Виктория; Петреску, Флориан Ион (2013). Цвет нового самолета II . Книги по запросу. стр. 92. ISBN 9783848259854 .
Библиография
[ редактировать ]- Винчестер, Джим. Концептуальные самолеты: прототипы, X-Planes и экспериментальные самолеты . Тандер-Бей Пресс, 2005. ISBN 978-1592234806
Внешние ссылки
[ редактировать ]