Pratt & Whitney R-4360 Wasp Major
R-4360 Оса Майор | |
---|---|
![]() | |
Pratt & Whitney R-4360 Wasp Major | |
Тип | Четырехрядный радиальный двигатель |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Пратт и Уитни |
Первый запуск | 1944 |
Основные приложения | Боинг 377 Боинг Б-50 Суперфортресс Боинг C-97 Стратофрахтер Конвэйр Б-36 Летающий товарный вагон Fairchild C-119 |
Количество построенных | 18,697 |
Разработано на основе | Pratt & Whitney R-2180-A Твин Хорнет |
Развитый в | Pratt & Whitney R-2180-E Twin Wasp E |
Pratt & Whitney R-4360 Wasp Major — американский 28-цилиндровый четырехрядный радиально- поршневой авиационный двигатель , спроектированный и построенный во время Второй мировой войны . При объеме 4362,5 куб. Дюймов (71,5 л) это самый большой авиационный поршневой двигатель, серийно производимый в Соединенных Штатах, а мощность 4300 л.с. (3200 кВт) - самый мощный. Впервые запущенный в 1944 году, он был последним представителем семейства Pratt & Whitney Wasp и кульминацией технологии поршневых двигателей своего производителя.
Война закончилась прежде, чем самолеты смогли приступить к бою. Он приводил в действие многие из последних поколений больших самолетов с поршневыми двигателями до появления турбореактивных двигателей с эквивалентными (и более совершенными) двигателями , но был вытеснен турбовинтовыми двигателями (такими как Allison T56 ).
Его главным конкурентом был двухрядный 18-цилиндровый двигатель Wright R-3350 Duplex-Cyclone с рабочим объемом почти 3350 куб. Дюймов (54,9 л) и мощностью до 3700 л.с. (2800 кВт) , впервые запущенный примерно семь лет назад (май 1937 г.).
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Р-4360 представлял собой 28- цилиндровый четырехрядный радиальный двигатель воздушного охлаждения. Каждый ряд из семи цилиндров с воздушным охлаждением имел небольшое угловое смещение относительно предыдущего, образуя полуспиральную конструкцию, способствующую эффективному охлаждению воздушным потоком рядов цилиндров позади них, что послужило причиной прозвища двигателя «кукурузный початок». [ 1 ] Механический нагнетатель с передаточным отношением 6,374:1 к частоте вращения двигателя обеспечивал принудительную индукцию, а гребной винт имел передаточное отношение 0,375:1, чтобы законцовки не достигали неэффективных сверхзвуковых скоростей.
Двигатель представлял собой сложную технологическую задачу и стал первым продуктом нового завода Пратта и Уитни недалеко от Канзас-Сити, штат Миссури . [ 2 ] Четырехрядная конфигурация имела серьезные тепловые проблемы, которые снижали надежность, при этом требовался интенсивный режим технического обслуживания, включающий частую замену цилиндров. [ нужна ссылка ] Требовались большие охлаждающие заслонки, что снижало аэродинамическую эффективность и предъявляло дополнительные требования к мощности двигателя, когда потребность в охлаждении была наибольшей. Во многом из-за требований к техническому обслуживанию R-4360 все самолеты, оснащенные им, были дорогостоящими в эксплуатации и имели низкую доступность. Его коммерческое применение в Boeing Stratocruiser было нерентабельным без государственной субсидии. [ 3 ] Отказ от Stratocruiser произошел почти сразу же, когда стали доступны реактивные самолеты, в то время как самолеты с меньшими силовыми установками, такие как Lockheed Constellation и Douglas DC-6, оставались в эксплуатации вплоть до эры реактивных самолетов.
Объем двигателя составлял 4362,5 куб. Дюймов (71,5 л), отсюда и название модели. Первоначальные модели развивали 3000 л.с. (2200 кВт), а более поздние модели - 3500 л.с. (2600 кВт). использовались два больших турбокомпрессора Одна модель, в которой помимо нагнетателя , развивала мощность 4300 лошадиных сил (3200 кВт). Двигатели весили 3482–3870 фунтов (1579–1755 кг), что давало удельную мощность 1,11 л.с./фунт (1,82 кВт/кг).
Wasp Majors производились между 1944 и 1955 годами; Всего было построено 18 697 экземпляров.
Производный двигатель Pratt & Whitney R-2180-E Twin Wasp E по сути представлял собой R-4360, «разрезанный пополам». Он имел два ряда по семь цилиндров в каждом и использовался на послевоенном авиалайнере Saab 90 Scandia . [ 4 ]
Варианты
[ редактировать ]
- Р-4360-4 - 2650 л.с. (1980 кВт)
- Р-4360-17 - подвесные двигатели XB-35 и YB-35 мощностью 3500 л.с. (2600 кВт) с 8-лопастными винтами встречного вращения. [ 5 ]
- Р-4360-20 - 3500 л.с. (2600 кВт)
- Р-4360-21 - бортовые двигатели XB-35 и YB-35 мощностью 3500 л.с. (2600 кВт) с 8-лопастными воздушными винтами встречного вращения. [ 5 ]
- Р-4360-25 - 3000 л.с. (2200 кВт)
- Р-4360-41 - 3500 л.с. (2600 кВт)
- Р-4360-45 - подвесные двигатели YB-35 мощностью 3500 л.с. (2600 кВт) с 4-лопастными винтами. [ 5 ]
- Р-4360-47 - бортовые двигатели YB-35 мощностью 3500 л.с. (2600 кВт) с 4-лопастными воздушными винтами. [ 5 ]
- Р-4360-51 ВДТ - «Турбина регулируемого расхода» мощностью 4300 л.с. (3210 кВт). Предназначен для B-36C. Используется на Boeing YB-50C Superfortress. [ 6 ]
- Р-4360-53 - 3800 л.с. (2800 кВт)
- Р-4360-Б3 - 3500 л.с. (2600 кВт)
- Р-4360-Б6 - 3500 л.с. (2600 кВт)
Приложения
[ редактировать ]- Aero Spacelines Мини Гуппи
- Беременная гуппи Aero Spacelines
- Боинг 377 Стратокрузер
- Боинг Б-50 Суперфортресс
- Боинг C-97 Стратофрахтер
- Боинг KC-97 Стратофрахтер
- Боинг XF8B
- Боинг XB-44 Суперфортресс
- Convair B-36 Миротворец
- Конвэйр XC-99
- Кертисс XBTC
- Curtiss XP-71 (не построен)
- Дуглас C-74 Глоубмастер
- Дуглас C-124 Глоубмастер II
- Дуглас XTB2D Скайпират
- Летающий товарный вагон Fairchild C-119
- Вьючный самолет Fairchild XC-120
- Goodyear F2G "Супер" Корсар
- Хьюз H-4 Геркулес («Еловый гусь»)
- Хьюз XF-11
- Конституция Локхид R6V
- Мартин А.М. Маулер
- Мартин Дж.РМ. Марс
- Мартин П4М Меркатор
- Нортроп YB-35
- Республика XP-72
- Республика XF-12 Радуга
- SNCASE SE-2010 Арманьяк
- Вулти XA-41
Двигатели на выставке
[ редактировать ]


- R-4360 выставлен в Техасском музее авиации , муниципальный аэропорт Стинсон , Сан-Антонио , Техас.
- R-4360 выставлен в Транспортном музее Owls Head , Owls Head, штат Мэн.
- R-4360 выставлен в Среднеамериканском музее авиации и транспорта в Су-Сити, штат Айова . [ 7 ]
- R-4360 выставлен в Музее авиации в Сиэтле, штат Вашингтон . [ 8 ] [ 9 ]
- R-4360 выставлен в Летном музее Heritage в Берлингтоне, штат Вашингтон . [ 10 ]
- R-4360 выставлен в Музее авиации Новой Англии в Виндзор-Локсе, штат Коннектикут . [ 9 ]
- R-4360 выставлен в Музее транспорта и промышленности Аляски в Василле, Аляска . [ 9 ]
- R-4360 выставлен в Музее авиации Pioneer в Фэрбенксе, Аляска .
- R-4360 выставлен в Музее авиации CAF в Далласе, штат Техас . [ 9 ]
- R-4360 выставлен в Air Zoo в Каламазу, штат Мичиган . [ 9 ]
- R-4360-4W выставлен в Музее авиации Янки в Бельвилле, штат Мичиган. [ 11 ]
- R-4360-20WA выставлен в Службе зажигания Тинек в Тинеке, штат Нью-Джерси . [ 9 ]
- R-4360-20WD выставлен в Музее боевой авиации в Топике, штат Канзас . [ 12 ]
- R-4360-59B выставлен в Музее боевой авиации в Топике, штат Канзас . [ 12 ]
- R-4360-69 выставлен в Музее авиации Касл в Этуотере, Калифорния . [ 9 ]
- Разрез R-4360 выставлен в Аэрокосмическом музее Хилл на базе ВВС Хилл в Рое, штат Юта . [ 13 ]
- Разрез R-4360 выставлен в Музее воздушной победы в Ламбертоне, штат Нью-Джерси . [ 14 ]
- Разрез R-4360 выставлен в Air Zoo в Каламазу, штат Мичиган . [ 9 ]
- Разрез R-4360 выставлен в Музее авиации в Уорнер-Робинсе, штат Джорджия . [ 9 ]
- Разрез R-4360 выставлен в Музее авиации и космонавтики «Эвергрин» в Макминвилле, штат Орегон . [ 9 ]
- Разрез R-4360 выставлен в Музее авиации CAF в Далласе, штат Техас . [ 9 ]
- Разрез R-4360 выставлен в Музее авиации и космонавтики Пима в Тусоне, штат Аризона . [ 9 ]
- Разрез R-4360 выставлен в Музее вооружения ВВС на базе ВВС Эглин в Вальпараисо, Флорида . [ 9 ]
- Разрез R-4360 выставлен в Музее стратегического авиационного командования и аэрокосмической авиации в Эшленде, штат Небраска . [ 9 ]
- R-4360-4 в разрезе выставлен в Национальном музее морской авиации в Пенсаколе, Флорида . [ 9 ]
- R-4360-59B в разрезе выставлен в Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи Национального музея авиации и космонавтики в Шантильи, штат Вирджиния . [ 15 ]
- R-4360-59B в разрезе выставлен во Флоридском музее авиации в Лейкленде, Флорида . [ 16 ] [ 9 ]
- Разрез R-4360 выставлен в Среднеатлантическом музее авиации в Ридинге, Пенсильвания. [ 17 ]
- Обломки самолета R-4360 выставлены в качестве мемориала в лесу Бен-Шемен в Израиле.
- R-4360 выставлен в президентской галерее Национального музея ВВС США в Дейтоне, штат Огайо . [ 18 ]
- Действующий R-4360 выставлен в Музее электротехники и оборудования Пенгроув в Пенгроуве, Калифорния . [ 19 ]
- Два R-4360 выставлены на всеобщее обозрение в Аэрокосмическом музее Калифорнии . Один целый, второй в разрезе.
- Действующий R-4360 выставлен в магазине Nieman's Harley Rentals на острове Святой Елены, Калифорния. [ 20 ]
Технические характеристики (Р-4360-51ВДТ)
[ редактировать ]
Данные Уайта, 1995 г. [ 21 ]
Общие характеристики
- Тип: 28-цилиндровый четырехрядный радиальный двигатель с наддувом и воздушным охлаждением.
- Диаметр цилиндра : 5,75 дюйма (146 мм)
- Ход : 6,00 дюйма (152 мм).
- Объем : 4362,5 куб. Дюймов (71 489 л)
- Длина: 103 дюйма (2600 мм)
- Диаметр: 61 дюйм (1500 мм)
- Сухой вес : 3720 фунтов (1690 кг)
Компоненты
- Клапанный механизм : тарельчатый , два клапана на цилиндр.
- Нагнетатель : одноступенчатый нагнетатель центробежного типа с регулируемой скоростью и приводом от шестерни.
- Турбокомпрессор : General Electric CHM-2 (опция).
- Топливная система: Bendix-Stromberg PR-100E2. карбюратор
- Тип топлива: 115/145. Авиационный бензин
- Масляная система: Сухой картер
- Система охлаждения: с воздушным охлаждением
Производительность
- Выходная мощность: 4300 л.с. (3200 кВт) при 2800 об/мин.
- Удельная мощность : 0,99 л.с./куб. дюйм (45 кВт/л)
- Степень сжатия : 7:1
- Отношение мощности к весу : 1,11 л.с./фунт (1,82 кВт/кг).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Серия «Пратт и Уитни Оса»
- Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp
- R-1535 Твин Оса Джуниор
- Pratt & Whitney R-2180-A Твин Хорнет
- Pratt & Whitney R-2180-E Twin Wasp E
- Pratt & Whitney R-2800 Двойная оса
Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Уайт 1995 , с. 212.
- ^ Ганстон 2006 , с. 132.
- ^ «Летающий цирк Эрнеста К. Ганна: Дама с прошлым» . Ови.ч. Проверено 18 июня 2012 г.
- ^ Ганстон 2006 , с. 164.
- ^ Jump up to: а б с д Пейп, Гарри Р.; Кэмпбелл, Джон М. (1995). Northrop Flying Wings: история дальновидного самолета Джека Нортропа (1-е изд.). Атглен: паб Schiffer. стр. 116–193, 253. ISBN. 0887406890 .
- ^ «Принципиальная схема электростанции Wasp Major VDT» . Проверено 8 ноября 2023 г.
- ^ «О музее» . Среднеамериканский музей авиации и транспорта . Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ «Goodyear F2G-1 Супер Корсар» . Музей авиации . Музей авиации . Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Хафф, Рэнди. «Двигатели в музеях Северной Америки» . Историческое общество авиационных двигателей . Историческое общество авиационных двигателей . Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ «Пратт и Уитни R-4360 Wasp Major» . Музей наследия полетов . Авада . Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ Архивные записи и экспозиция Музея авиации Янки
- ^ Jump up to: а б «ДВИГАТЕЛИ НА ДИСПЛЕЕ» . Музей боевой авиации . Музей боевой авиации . Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ « Двигатель «Оса Майор»» . База ВВС Хилл . ВВС США. 20 января 2007 года . Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ «Р-4360 Оса Майор» . Музей воздушной победы . Музей воздушной победы . Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ «Pratt & Whitney Wasp Major R-4360-59B, радиальный двигатель в разрезе» . Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики . Смитсоновский институт. 05 апреля 2016 г. Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ «Экспонаты» . СОЛНЦЕ И ВЕСЕЛО . СОЛНЦЕ И ВЕСЕЛО . Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В СРЕДНЕАТЛАНТИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ВОЗДУХА» . www.maam.org . Проверено 7 сентября 2018 г.
- ^ «Пратт и Уитни Р-4360 «Оса Майор» » . Национальный музей ВВС США™ . Проверено 7 сентября 2018 г.
- ^ «Основные экспонаты» . penngrovepower.org . Проверено 11 июля 2019 г.
- ^ Стоунберг, Дэвид (16 сентября 2020 г.). «Часть истории военной авиации находится на острове Святой Елены и ждет своего часа» . Регистр долины Напа . Сент-Хелена, Калифорния: Lee Enterprises, Inc. Проверено 17 сентября 2020 г.
- ^ Уайт 1995 , с. 222.
Библиография
[ редактировать ]- Бриджмен, Леонард, изд. Самолеты всего мира Джейн, 1951–1952 гг . Лондон: Самсон Лоу, Marston & Company, Ltd, 1951.
- Ганстон, Билл (2006). Всемирная энциклопедия авиационных двигателей: от пионеров до наших дней (5-е изд.). Страуд, Великобритания: Саттон. ISBN 0-7509-4479-Х .
- Уайт, Грэм (1995). Поршневые двигатели для самолетов союзников времен Второй мировой войны: история и развитие поршневых двигателей для фронтовых самолетов, производимых Великобританией и США во время Второй мировой войны . Уоррендейл, Пенсильвания: SAE International. ISBN 1-56091-655-9 .
- Уайт, Грэм (2006). R-4360: Большое чудо Пратта и Уитни . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN 1-58007-097-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Страница Pratt & Whitney R-4360
- Пратт Уитни
- Национальный музей ВВС США - информационный бюллетень о R-4360
- «Радиал 3500 л.с.», статья 1947 года летная о Wasp Major.