Бристоль Центавр
Кентавр | |
---|---|
![]() | |
Двигатель Bristol Centaurus в разрезе | |
Тип | Поршневой авиационный двигатель |
Производитель | Бристольская авиастроительная компания |
Первый запуск | июль 1938 г. |
Основные приложения | Хоукер Темпест Бристоль Брабазон Викерс Уорик Хоукер Си Фьюри Посол воздушной скорости |
Количество построенных | в. 2500 |
Centaurus с был последней разработкой компании Bristol Engine Company серии золотниковыми клапанами радиальных авиационных двигателей . Centaurus представляет собой 18-цилиндровый двухрядный двигатель, мощность которого в конечном итоге превысила 3000 л.с. (2200 кВт). Двигатель был принят на вооружение в конце Второй мировой войны и был одним из самых мощных авиационных поршневых двигателей, применявшихся на вооружении.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Как и другие двигатели с золотниковыми клапанами Bristol, Centaurus был основан на знаниях, полученных при проектировании более ранней конструкции, в данном случае цилиндра Bristol Perseus . «Центавр» использовал 18 цилиндров «Персей». Тот же цилиндр использовался в современном 14-цилиндровом Hercules , который запускался в производство, когда началась разработка Centaurus. [ 1 ]
Рабочий объем цилиндра Centaurus составлял 3272 куб. Дюймов (53,6 л), что почти столько же, сколько у американского большого радиального двигателя Wright R-3350 Duplex-Cyclone объемом 3347,9 куб. Дюймов (54,9 л) , что делало Centaurus одним из крупнейших авиационных поршневых двигателей. поступить в производство, а у Hercules - 2363 куб. Дюймов (38,7 л). Увеличение мощности почти на 40 процентов было достигнуто за счет увеличения хода поршня с 6,5 до 7 дюймов (с 165 до 178 мм) и перехода на два ряда по девять цилиндров вместо двух рядов по семь. Диаметр «Центавра» был лишь немногим более чем на 6 процентов больше, чем у «Геркулеса», несмотря на его гораздо больший стреловидный объем. [ 2 ]
Головки цилиндров имели углубления в виде перевернутого цилиндра с ребрами, но в эту полость было трудно направить воздух для достаточного охлаждения головки. В ходе разработки компания Bristol связалась с подразделением ICI Metals в Бирмингеме, чтобы узнать, будет ли медно-хромовый сплав с более высокой теплопроводностью обладать достаточной термостойкостью, чтобы его можно было использовать для этой цели. При том же объеме цилиндров и использовании нового материала мощность на цилиндр была увеличена со 110 л.с. (82 кВт) до 220 л.с. (160 кВт).
Бристоль оставил Centaurus на типовых испытаниях в 1938 году, но производство началось только в 1942 году из-за необходимости запустить Hercules в производство и повысить надежность всей линейки двигателей. [ 2 ] На этом раннем этапе войны не было реальной необходимости в более мощном двигателе, когда для большинства конструкций военных самолетов требовались двигатели мощностью около 1000 л.с. (746 кВт). Мощность Hercules около 1500 л.с. (1119 кВт) лучше подходила для существующих планеров.
«Центавр» не поступил на вооружение почти до конца войны, впервые появившись на « Виккерс Уорвик» . Другие варианты использования в военное или послевоенное время включали Bristol Brigand и Buckmaster , Hawker Tempest и Sea Fury , а также Blackburn Firebrand и Beverley . Двигатель также поступил на вооружение после войны на гражданском авиалайнере Airspeed Ambassador , а также использовался в прототипе самолета Bristol Brabazon I Mark 1, пока программа трансатлантического авиалайнера Brabazon не была отменена. Восемь двигателей Centaurus должны были быть заменены на восемь газовых турбин Bristol Proteus на Mark II, что обеспечивало крейсерскую скорость на 100 миль в час (160 км / ч) выше на высоте 10 000 футов (3 000 м). [ 3 ] К концу войны в Европе Бристоль произвел около 2500 экземпляров Centaurus. [ 2 ]
Модель 373 была самой мощной версией «Центавра» и предназначалась для транспортных самолетов «Блэкберн Беверли». Используя непосредственный впрыск топлива, он достиг впечатляющей мощности в 3220 л.с. (2400 кВт), но так и не был установлен. [ 4 ] Проектируемая версия Центавра с увеличенной вместимостью была разработана сэром Роем Федденом ; Для этого двигателя производились цилиндры, но он так и не был построен. Эта разработка, известная как Bristol Orion, ранее использовалась для варианта двигателя Юпитер, а затем повторно использовалась для турбовинтового двигателя . Эта разработка также представляла собой двухрядный 18-цилиндровый гильзоклапанный двигатель с рабочим объемом, увеличенным до 4142 куб. Дюймов ( 67 875,2 см 3 ) [6,25 дюйма × 7,5 дюйма (159 мм × 191 мм)], почти такого же размера, как американский Pratt & Whitney R-4360 Wasp Major четырехрядный 28-цилиндровый радиальный двигатель , самый большой авиационный радиальный двигатель с наибольшим рабочим объемом, когда-либо выпускавшийся в серийное производство. . [ 5 ]
Варианты
[ редактировать ]Centaurus I - 2000 л.с. (1500 кВт), двухскоростной полный/средний нагнетатель и левый привод трактора. Ездить на топливе с октановым числом 100 . [ 6 ]
Centaurus IV - 2300 л.с. (1700 кВт), двухскоростной средний/полный нагнетатель и жесткое крепление. [ 6 ]
Centaurus V - 2500 л.с. (1900 кВт), двухскоростной полный/средний нагнетатель с укороченными рабочими колесами . Centaurus VI был похож на Centaurus V с главными шатунами в цилиндрах номер 7 и 8. Centaurus VIII был похож на Centaurus VI с фитингами для метанола и воды. [ 6 ]
Centaurus VII - 2400 л.с. (1800 кВт), двухскоростной средний/полный нагнетатель и жесткое крепление. [ 6 ]
Centaurus IX - 2500 л.с. (1900 кВт), а Centaurus XI был аналогичен Centaurus VII. Centaurus X был похож на Centaurus IX с фитингами для метанола и воды. [ 7 ]
Centaurus XII - 2300 л.с. (1700 кВт) был развитием Centaurus IV с двухтурбинным входным нагнетателем, измененной конструкцией гребного редуктора, форсункой Hobson- RAE и вертикально установленным стартером . Centaurus XV был развитием Centaurus VII с гибким креплением. [ 8 ]
Centaurus XVIII - 2470 л.с. (1840 кВт), был аналогичен Centaurus XV. [ 8 ]
Centaurus XX — 2360 л.с. (1760 кВт), двигатель двойной установки для Bristol Brabazon , аналогичный Centaurus 57. [ 8 ]
Centaurus 57 — 2470 л.с. (1840 кВт), развитие Centaurus XII с модифицированным нагнетателем и инжектором. Центавр 58 представлял собой модифицированный Центавр 57, а Центавр 59 — модифицированный Центавр 58 с гибким креплением. [ 8 ]
Centaurus 70 - 2470 л.с. (1840 кВт), модифицированный Centaurus 57 с односкоростным средним нагнетателем. Centaurus 71 представлял собой облегченный Centaurus 70 с торсионометра и приводом навесных агрегатов мощностью 150 л.с. (110 кВт). редуктором типа [ 9 ]
Centaurus 100 — 2470 л.с. (1840 кВт), модифицированный Centaurus 57 с двухскоростным полным/средним нагнетателем и инжектором метанола/воды. Centaurus 130 представлял собой гражданскую модель, модифицированную на основе Centaurus 100 с односкоростным средним нагнетателем. [ 9 ]
Centaurus 160 – 2625 л.с. (1957 кВт), двухскоростной полный/средний нагнетатель, передняя крышка, подходящая для тормозного винта, переднее зажигание, привод навесных агрегатов мощностью 150 л.с. (110 кВт), улучшенная синхронизация втулки и динамическая подвеска. Centaurus 161 представлял собой Centaurus 160 с редуктором типа торсионометра. Centaurus 165 представлял собой Centaurus 161 с улучшенной силовой секцией и арматурой для метанола и воды. [ 9 ]
Centaurus 170 — 2625 л.с. (1957 кВт), развитие Centaurus 160 с односкоростным средним нагнетателем. Centaurus 171 представлял собой Centaurus 170 с редуктором типа торсионометра. Centaurus 173 представлял собой Centaurus 171 с впрыском метанола и воды и дополнительным приводом. Centaurus 175 был Centaurus 173 с измененными фазами газораспределения и уменьшенным наддувом. [ 9 ]
Centaurus 373 - 2370 л.с. (1770 кВт), модифицированный Centaurus. [ 9 ]
Centaurus 568 - 2470 л.с. (1840 кВт), гражданский двигатель с двухскоростным полным/средним нагнетателем, модифицированный на основе Centaurus 58. [ 9 ]
Centaurus 630 - 2450 л.с. (1830 кВт), гражданский двигатель с односкоростным средним нагнетателем, передняя крышка, подходящая для тормозного винта, переднее зажигание, привод навесных агрегатов мощностью 150 л.с. (110 кВт), улучшенная синхронизация втулки и динамическая подвеска. Centaurus 631 представлял собой Centaurus 630 с редуктором типа торсионометра. [ 9 ]
Centaurus 660 - 2625 л.с. (1957 кВт), гражданский двигатель с двухскоростным полным/средним нагнетателем, передняя крышка, подходящая для тормозного винта, переднее зажигание, привод навесных агрегатов мощностью 150 л.с. (110 кВт), улучшенная синхронизация втулки и динамическая подвеска. Centaurus 661 представлял собой Centaurus 660 с редуктором типа торсионометра. Centaurus 662 представлял собой Centaurus 660 с впрыском метанола и воды для улучшения взлетной мощности, Centaurus 663 представлял собой Centaurus 662 с редуктором типа торсионометра. [ 10 ]
Приложения
[ редактировать ]
Примечание: [ 11 ]
- Посол воздушной скорости
- Блэкберн Беверли
- Блэкберн Файербранд
- Блэкберн Файеркрест
- Бреда BZ.308
- Бристоль Брабазон
- Бристольский разбойник
- Бристоль Букингем
- Бристоль Бакмастер
- Фейри Спирфиш
- Folland Fo.108 (Fo.108 был испытательным самолетом для различных двигателей)
- Хокер Фьюри и Морская Фьюри
- Хоукер Темпест
- Хоукер Торнадо
- Короткие Шетландские острова
- Викерс Уорик
Выжившие
[ редактировать ]эксплуатировал Исторический рейс Королевского военно-морского флота самолет Hawker Sea Fury с двигателем Bristol Centaurus. [ 12 ] пока он не был разрушен в результате аварии 28 апреля 2021 года при попытке вынужденной посадки из-за отказа и заклинивания двигателя Bristol Centaurus XVIII:
Двигатели на выставке
[ редактировать ]Сохранившиеся двигатели Bristol Centaurus выставлены на всеобщее обозрение в следующих музеях:
- Аэрокосмический Бристоль
- Аэрокосмический музей Калифорнии
- Музей авиации флота
- Имперский военный музей Даксфорд
- Лондонский музей науки
- Мидлендский музей авиации
- Коллекция Шаттлворта, Старый смотритель
- Музей авиации Дамфриса и Галлоуэя
- Музей авиации и космонавтики Сан-Диего
Технические характеристики (Центавр VII)
[ редактировать ]Данные британских поршневых двигателей и их самолетов [ 6 ]
Общие характеристики
- Тип: 18-цилиндровый двухрядный радиальный двигатель воздушного охлаждения.
- Диаметр цилиндра : 5,75 дюйма (146 мм)
- Ход : 7,00 дюймов (178 мм)
- Рабочий объем : 3270 куб. Дюймов (53,6 л)
- Диаметр: 55,3 дюйма (1400 мм)
- Сухой вес : 2695 фунтов (1222 кг)
Компоненты
- Клапанный механизм : Рукавный клапан , четыре порта на рукав.
- Нагнетатель : двухскоростной центробежный, одноступенчатый.
- Топливная система: Инжектор
- Тип топлива: числом 100/130. с октановым бензин
- Масляная система: смазка под прямым давлением
- Система охлаждения: с воздушным охлаждением
Производительность
- Выходная мощность: 2520 л.с. (1880 кВт) при 2700 об/мин.
- Удельная мощность : 0,77 л.с./куб. дюйм (35,0 кВт/л)
- Степень сжатия : 7,2:1
- Отношение мощности к весу : 0,94 л.с./фунт (1,55 кВт/кг)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Сопоставимые двигатели
- Альфа Ромео 135
- Накадзима Хомаре
- Pratt & Whitney R-2800 Двойная оса
- Райт R-3350 Дуплекс-Циклон
- Shvetsov ASh-73
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Ганстон, Билл (1998). Феден-жизнь сэра Роя Федена . Историческая серия № 26. Фонд наследия Rolls-Royce. стр. 100-1 175, 179. ISBN. 1872922139 .
- ^ Jump up to: а б с Бриджмен (Джейн) 1998, с. 270.
- ^ Саймонс, Грэм М. (2012). Бристоль Брабазон . История Пресс Лимитед. п. 100. ИСБН 9780752467337 .
- ^ «Авиационные двигатели 1956» . Полет . 11 мая 1956 г. с. 572. Архивировано из оригинала 27 августа 2016 года . Проверено 12 декабря 2014 г.
- ^ Ганстон 2006, стр.152.
- ^ Jump up to: а б с д и Ламсден (1994) , с. 125.
- ^ Ламсден (1994) , стр. 125–126.
- ^ Jump up to: а б с д Ламсден (1994) , с. 126.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ламсден (1994) , с. 127.
- ^ Ламсден (1994) , с. 128.
- ^ Список из Ламсдена
- ↑ Исторический полет Королевского военно-морского флота - самолет. Архивировано 15 июня 2009 г. на Wayback Machine. Проверено: 5 августа 2009 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бриджмен, Л. (редактор) (1998) Боевые самолеты Джейн времен Второй мировой войны . Полумесяц. ISBN 0-517-67964-7
- Ганстон, Билл. Разработка поршневых авиационных двигателей . Кембридж, Великобритания. Патрик Стивенс, 2006. ISBN 0-7509-4478-1
- Ганстон, Билл. Всемирная энциклопедия авиационных двигателей: от пионеров до наших дней . 5-е издание, Страуд, Великобритания: Саттон, 2006. ISBN 0-7509-4479-X
- Ламсден, Алек (1994). Британские поршневые двигатели и их самолеты . Airlife Publishing Ltd. Шрусбери: ISBN 1-85310-294-6 . .
- Уайт, Грэм. Поршневые двигатели для самолетов союзников времен Второй мировой войны: история и развитие поршневых двигателей для фронтовых самолетов, производимых Великобританией и США во время Второй мировой войны . Уоррендейл, Пенсильвания: SAE International, 1995. ISBN 1-56091-655-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]