Мартин П4М Меркатор
П4М Меркатор | |
---|---|
P4M-1 ВМС США | |
Роль | Патрульный бомбардировщик |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Мартин |
Первый полет | 20 октября 1946 г. |
Введение | 1950 |
Ушедший на пенсию | 1960 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | ВМС США |
Количество построенных | 21 |
Martin P4M Mercator — морской разведывательный самолет, построенный компанией Glenn L. Martin . «Меркатор» не смог претендовать на получение ВМС США морского патрульного бомбардировщика дальнего действия, вместо него был выбран Lockheed P2V Neptune . У него была ограниченная жизнь в качестве самолета дальней электронной разведки . Его самой необычной особенностью было то, что он приводился в движение комбинацией поршневых двигателей и турбореактивных двигателей , причем последние располагались в задней части мотогондол.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Работа над моделью 219 началась в 1944 году в качестве замены патрульному бомбардировщику дальнего действия PB4Y Privateer , оптимизированному для задач по постановке мин на большие расстояния, первый полет состоялся 20 октября 1946 года. [1] Большой и сложный самолет был оснащен двумя Pratt & Whitney R4360 Wasp Major 28-цилиндровыми радиальными двигателями . Чтобы обеспечить форсирование во время взлета и боя, два турбореактивных двигателя Allison J33 были установлены в задней части двух увеличенных мотогондол, причем воздухозаборники располагались под радиальными двигателями и позади них. [2] Реактивные двигатели, как и большинство других поршневых/реактивных гибридов, сжигали бензин вместо реактивного топлива, что устраняло необходимость в отдельных топливных баках.
Была установлена трехопорная ходовая часть с убирающимся вперед носовым колесом. Одноколесные основные стойки убирались в открытые обтекатели крыльев, так что боковые части колес можно было видеть даже в убранном состоянии. Сами крылья, что необычно, имели другое поперечное сечение профиля на внутренних крыльях, чем на внешнем.
Было установлено тяжелое оборонительное вооружение: две 20-мм (0,79 дюйма) пушки в носовой турели Emerson и хвостовой турели Martin, а также два пулемета калибра 0,5 дюйма (0,79 дюйма) в спинной башне Martin. Бомбоотсек, как это принято в Великобритании, был длинным и неглубоким, а не коротким и глубоким, популярным в американских бомбардировщиках. Это давало большую гибкость в выборе полезной нагрузки, включая длинные торпеды, бомбы, мины, глубинные бомбы или топливные баки увеличенной дальности. [3]
Операционная история
[ редактировать ]ВМС США выбрали меньший по размеру, более простой, дешевый и более эффективный P2V Neptune для морского патрулирования, но в 1947 году было заказано девятнадцать самолетов для высокоскоростных минных постановок. P4M поступил на вооружение 21-й патрульной эскадрильи (VP-21) в 1950 году, эта эскадрилья дислоцировалась на базе NAS Порт-Лиоти во Французском Марокко . [4] Он использовался с ВП-21 до февраля 1953 года. [5]
С 1951 года 18 уцелевших серийных P4M были модифицированы для задач электронной разведки (или SIGINT , для радиоразведки ) как P4M-1Q , чтобы заменить PB4Y-2 Privateer . Экипаж был увеличен до 14, а затем до 16 человек для управления всем оборудованием наблюдения, а самолет был оснащен большим количеством различных антенн. [6]
Начиная с октября 1951 года, миссии электронного наблюдения выполнялись с военно-морской базы Сангли-Пойнт на Филиппинах , позже с военно-морской авиабазы Ивакуни , Япония , и военно-морской авиабазы Ацуги , Япония, секретным подразделением, которое в конечном итоге получило обозначение Эскадрилья воздушной разведки флота. Один (VQ-1) . Длительные миссии совершались вдоль побережья (около 30 морских миль или 56 км от берега) Вьетнама, Китая, Северной Кореи и восточной части Советского Союза и носили строго секретный характер; самолет иногда маскировался под обычные P2V Neptunes в радиосвязи и часто летал с ложными серийными номерами (номерами Бюро), нарисованными под хвостом. Оперативные вылеты всегда выполнялись ночью, по возможности в темноте при луне и без внешних ходовых огней. [7]
Потери
[ редактировать ]- 8 марта 1951 года Меркатор погиб в Атлантическом океане у Флориды-4. [8]
- 6 февраля 1952 года ночью кинулся к северу от Кипра, израсходовав топливо и электроэнергию, потеряв только командира/пилота самолета после того, как они оказались в воде (см. Военно-морской институт США, Военно-морская история, март/апрель 1997 г.). Экипаж был спасен HMS Chevron . [9]
- 22 августа 1956 года один «Меркатор» был сбит под Шанхаем китайскими истребителями 2-й авиационной дивизии . [10] с экипажем из 16 человек все погибли. [11]
- 19 ноября 1957 года «Меркатор» погиб в аварии. [12]
- 6 января 1958 года [13] P4M-1Q из JQ-3 [14] разбился в Оушен-Вью , штат Вирджиния, когда у него вышел из строя двигатель при подходе к авиабазе NAS Норфолк , штат Вирджиния, в результате чего четыре члена экипажа погибли и трое гражданских лиц были ранены. [15]
- 16 июня 1959 года P4M-1Q был атакован двумя северокорейскими МиГ-17 , что привело к тяжелым повреждениям и серьезным ранениям хвостового стрелка. [16]
- 19 января 1960 года VQ-2 P4M-1Q JQ-16 (buno 124365) разбился по пути на авиабазу Адана, в результате чего погибли все 16 членов экипажа. Горно-спасательная команда Королевских ВВС, базирующаяся в Никосии, Кипр, обнаружила тела 12 членов экипажа, прежде чем была вынуждена отложить поиск оставшихся тел/частей до весны. На смену «Меркаторам» пришли EA-3B Skywarrior , который, будучи палубным базированием, обладал большей степенью гибкости и более крупными самолетами Lockheed WV-2Q Warning Star . Окончательный вывод из эксплуатации состоялся в 1960 году, после чего все оставшиеся P4M были списаны. [17]
Варианты
[ редактировать ]- ХР4М-1
- Два опытных самолета с двумя двигателями Р-4360-4.
- П4М-1
- Серийный самолет с двумя двигателями Р-4360-20А, построено 19 штук.
- P4M-1Q
- П4М-1 были переименованы после модификации для радиолокационного противодействия.
Операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (П4М-1 Меркатор)
[ редактировать ]Данные самолетов ВМС США с 1911 года. [18] Истребители ВМФ № 37: Мартин P4M-1/-1Q Меркатор [19]
Общие характеристики
- Экипаж: 9 человек (патрульный бомбардировщик); 16 (Электронная разведка)
- Длина: 86 футов 2,5 дюйма (26,276 м)
- Размах крыльев: 114 футов 0 + 1 ⁄ 16 дюймов (34,749 м)
- Высота: 29 футов 2 + 1 ⁄ 16 дюймов (8,892 м)
- Площадь крыла: 1311 кв. футов (121,8 м ). 2 )
- Соотношение сторон : 9,87
- Профиль крыла : корень: NACA 2417 (17%); совет: NACA 2412 (12%)
- Пустой вес: 48 536 фунтов (22 016 кг)
- Полная масса: 83 378 фунтов (37 820 кг)
- Запас топлива:
- Топливо ( 115/145 Avgas ): 3500 галлонов США (2900 имп галлонов; 13000 л) всего в 4 крыльевых баках и 4 вспомогательных баках в бомбоотсеке.
- Масло: 216 галлонов США (180 имп галлонов; 820 л) в 2 баках гондолы.
- Вода 9 галлонов США (7,5 имп галлонов; 34 л) в 2 баках гондолы
- Силовая установка: 2 Pratt & Whitney R-4360-20A Wasp Major мощностью 3250 л.с. (2420 кВт) каждый с впрыском воды. 28-цилиндровых радиально-поршневых двигателя
- ( XP4M-1: 2975 л.с. (2218 кВт) R-4360-4)
- Силовая установка: 2 Allison J33-A-10A турбореактивных двигателя с тягой 4600 фунтов силы (20 кН) каждый.
- ( XP4M-1: 3825 фунтов силы (17 010 Н) J33-A-17)
- Гребные винты: 4-лопастные гребные винты Hamilton Standard , диаметром 15 футов 2 дюйма (4,62 м) с реверсивным шагом и постоянной скоростью.
Производительность
- Максимальная скорость: 410 миль в час (660 км/ч, 360 узлов) на высоте 20 100 футов (6 100 м).
- Диапазон: 2840 миль (4570 км, 2470 миль)
- Перегоночная дальность: 4230 миль (6810 км, 3680 морских миль) с установленными вспомогательными баками в бомбоотсеке.
- Практический потолок: 34 600 футов (10 500 м)
Вооружение
- 4 × 20-мм (0,787 дюйма) пушки в носовой и хвостовой турелях
- 2 пулемета калибра 0,50 дюйма (12,70 мм) в спинной башне
- До 12 000 фунтов (5 400 кг) бомб, мин, глубинных бомб или торпед.
Авионика
- АН/АПС-33 Поисковая РЛС
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лейк и Дорр 2000, стр.139.
- ^ Лейк и Дорр 2000, стр. 138–139.
- ^ Дорр и Берджесс 1993, стр. 216–217.
- ^ Дорр и Берджесс 1993, стр.217.
- ^ Робертс 2000, стр.125.
- ^ Лейк и Дорр 2000, стр. 141–142.
- ^ Дорр и Берджесс 1993, стр. 217, 220.
- ^ Список Дж. Баугера
- ^ Самолеты также эксплуатировались компанией VQ-2 за пределами Марокко ; Одна из искаженных версий этого инцидента состоит в том, что этот самолет был перехвачен вблизи советского воздушного пространства Украины и сбит, упав в Средиземное море с потерей всего экипажа. (Бывший моряк, служивший в Мед)
- ^ «2-я авиационная дивизия (истребительная авиация)» . Сеть ВВС Китая. Архивировано из оригинала 23 октября 2014 г. Проверено 4 ноября 2014 г.
- ^ Дорр и Берджесс 1993, стр. 220–221.
- ^ Список Дж. Баугера
- ^ «ВМС США и Корпус морской пехоты США BuNos — третья серия (с 120342 по 126256)» .
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 4 января 2016 г. Проверено 23 февраля 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ↑ Associated Press, «Четверо пропали без вести в авиакатастрофе», The Anderson Independent , Андерсон, Южная Каролина, вторник, 7 января 1958 г., том 41, номер 99, стр. 1.
- ^ Дорр и Берджесс 1993, стр. 221–222.
- ^ Дорр и Берджесс 1993, стр.222.
- ^ Суонборо, Гордон; Бауэрс, Питер М. (1976). Самолеты ВМС США с 1911 года (2-е изд.). Аннаполис: Издательство Военно-морского института. п. 513. ИСБН 0870217925 .
- ^ Гинтер, Стив (декабрь 1996 г.). Мартин P4M-1/-1Q Меркатор . Калифорния: С. Гинтер. ISBN 0-942612-37-Х .
- Дорр, Роберт Ф. и Ричард Р. Берджесс. «Разыскивающие Меркаторы». Air International , октябрь 1993 г., Том 45, № 4. ISSN 0306-5634. стр. 215–222.
- Лейк, Джон и Роберт Ф. Дорр. «Мартин П4М Меркатор». Крылья славы . Том 19. Лондон: Aerospace Publishing, 2000. ISBN 1-86184-049-7 . стр. 138–149.
- Робертс, Майкл Д. Словарь американских эскадрилий морской авиации: Том 2: История эскадрилий VP, VPB, VP (HL) и VP (AM) . Вашингтон, округ Колумбия: Военно-морской исторический центр, 2000.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Мартином P4M Меркатором, на Викискладе?