Jump to content

Мартин Б-10

Б-10
B-10 летает во время тренировки на Максвелл Филд
Роль Бомбардировщик
Производитель Компания Гленна Л. Мартина
Дизайнер Пейтон М. Магрудер
Первый полет 16 февраля 1932 г.
Введение ноябрь 1934 г.
Ушедший на пенсию 1949 ( Королевские ВВС Таиланда )
Основные пользователи Воздушный корпус армии США
ВВС Нидерландов Ост-Индии
Турецкие ВВС
Произведено 1933 1940
Количество построенных 121 Б-10
82 модель 166
32 Б-12
348 всех вариантов, включая 182 экспортных.
Варианты Мартин Модель 146

Martin B-10 был первым цельнометаллическим - монопланом бомбардировщиком , который регулярно использовался Воздушным корпусом армии США , поступивший на вооружение в июне 1934 года. [1] Это был также первый серийный бомбардировщик, чьи характеристики превосходили характеристики армейских преследования самолетов того времени. [2]

B-10 служил планером для B-12 , B-13 , B-14 , A-15 и O-45, обозначений в которых использовались двигатели Pratt & Whitney вместо Wright Cyclones. Всего было построено 348 экземпляров всех версий. Крупнейшими пользователями были США (166) и Нидерланды (121).

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
Мартин Б-10, 25-я бомбардировочная эскадрилья , зона Панамского канала
Мартин Б-10 во время учений над Оаху, Гавайи, 1941 год.

B-10 начал революцию в конструкции бомбардировщиков. Его цельнометаллический планер-моноплан, а также закрытые кабины, вращающиеся орудийные башни (почти одновременно с закрытой носовой башней британского бомбардировщика-биплана Boulton & Paul Overstrand 1933 года ), убирающееся шасси, внутренний бомбовый отсек и полноценные капоты двигателей. , на протяжении десятилетий стал стандартом для конструкций бомбардировщиков во всем мире. [2] Это сделало все существующие бомбардировщики полностью устаревшими. Мартин получил Collier Trophy 1932 года за разработку XB-10. [3]

B-10 начинался как Martin Model 123 , частное предприятие компании Glenn L. Martin из Балтимора, штат Мэриленд . Экипаж состоял из четырех человек: пилот , второй пилот, носовой стрелок и фюзеляжный стрелок. Как и в предыдущих бомбардировщиках, четыре боевых отделения были открытыми, но имелся и ряд конструктивных новшеств. [4] [5]

Эти нововведения включали глубокое днище для внутреннего бомбового отсека и убирающееся основное шасси . Его двигатели Wright SR-1820-E Cyclone мощностью 600 л.с. (450 кВт) обеспечивали достаточную мощность. Модель 123 совершила первый полет 16 февраля 1932 года и была доставлена ​​для испытаний в армию США 20 марта как XB-907. После испытаний его отправили обратно Мартину для доработки и переделали в XB-10 . [4] [5]

Поступивший в армию XB-10 имел серьезные отличия от исходного самолета. В то время как у модели 123 были кольца Тауненда , у XB-10 были полные капоты NACA для уменьшения лобового сопротивления . [6] Он также имел пару двигателей Wright R-1820-19 мощностью 675 л.с. (503 кВт) и увеличенный на 8 футов (2,4 м) размах крыла, а также закрытую носовую башню. Когда XB-10 летал во время испытаний в июне, он зафиксировал скорость 197 миль в час (317 км/ч) на высоте 6000 футов (1800 м). Это был впечатляющий результат для 1932 года. [2]

После успеха XB-10 был внесен ряд изменений, в том числе сокращение экипажа до трех человек и добавление фонарей для всех позиций экипажа. Армия заказала 48 из них 17 января 1933 года. Первые 14 самолетов получили обозначение YB-10 и были доставлены в Райт Филд , начиная с ноября 1933 года, и использовались в почтовой операции армейского авиационного корпуса . Серийная модель XB-10, YB-10, была очень похожа на свой прототип. [ нужна ссылка ]

Операционная история

[ редактировать ]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
Мартин Б-10Б во время учений
Мартин Б-12 на Марч-Филд , Калифорния, 1935 год.

В 1935 году армия заказала еще 103 самолета, получивших обозначение B-10B . Они имели лишь незначительные изменения по сравнению с YB-10. Поставки начались в июле 1935 года . B-10B служили в составе 2-й бомбардировочной группы в Лэнгли-Филд , 9-й бомбардировочной группы в Митчел-Филд , 19-й бомбардировочной группы в Марч-Филд , 6-й смешанной группы в зоне Панамского канала и 4-й смешанной группы на Филиппинах . Помимо обычных функций бомбардировщиков, некоторые модифицированные YB-10 и B-12A какое-то время эксплуатировались на больших сдвоенных поплавках для прибрежного патрулирования. [7] [8]

В феврале 1936 года авиакорпус армии США использовал 13 B-10B 49-й бомбардировочной эскадрильи для доставки грузов жителям Вирджинии в острова Танжер и Мэриленде в острова Смит ; Поскольку корабли не смогли добраться до островов из-за сильного льда в Чесапикском заливе , островитяне столкнулись с голодом после сильного зимнего шторма. Полеты снабжения B-10B последовали за предыдущими полетами снабжения на острова, выполненными Goodyear Blimp Enterprise эскадрильи 2 февраля 1936 года и бомбардировщиками Keystone B-6A 9 и 10 февраля 1936 года. [9] [10]

Учитывая его передовые характеристики, компания Martin вполне ожидала, что экспортные заказы на B-10 потекут потоком. Права на конструкцию модели 139 принадлежали армии США. После того, как в 1936 году армейские заказы были выполнены, Мартин получил разрешение на экспорт модели 139 и поставил версии нескольким военно-воздушным силам. В их число входили шесть моделей 139W, проданных Сиаму в апреле 1937 года, с двигателями Wright R-1820 -G3 Cyclone, и 20 моделей 139W, проданных Турции в сентябре 1937 года, с двигателями R-1820-G2. [ нужна ссылка ]

ROCAF приобрела 139WC в 1936 году. На момент выпуска это был самый быстрый самолет в Китае.

139WC в основном использовался для ночных бомбардировок и морской разведки . [11]

25 августа 1937 года, когда в начале Второй китайско-японской войны усилились воздушные бои , [12] пять Китайских националистических ВВС бомбардировщиков 8-й BG, 19-й и 30-й эскадрилий в составе трех Heinkel He 111A и двух Martin B-10, летевших со своей базы в Нанкине в Шанхай , успешно сбросили свои бомбы на японский десант в Люхэ, Тайцан , к северо-западу от Шанхая. Однако японские самолеты преследовали бомбардировщики и сбили два «Хейнкеля», вынудив их совершить аварийную посадку; два члена экипажа были убиты на земле в результате обстрела японских самолетов. [13] [14]

РОКАФ Мартин 139WC

Пока Национально-революционная армия Китая отчаянно боролась за удержание оставшихся позиций в битве за Шанхай , китайские ВВС 14 октября 1937 года нанесли крупный удар разнородной авиацией по японским позициям в Шанхае, состоящей из трех B- 10, два Heinkel He 111A, пять Douglas O-2 MC, пять Northrop Gamma и три Curtiss Hawk III из Нанкина ближе к вечеру; Вечером каждый час из Нанкина запускался один бомбардировщик для атаки японских позиций в Шанхае до 03:00 15 октября.

19 мая 1938 года два B-10 2-го BG 14-й эскадрильи под командованием капитана Сюй Хуан-шэна и лейтенанта Тэн Йен-бо совершили первый воздушный налет на материковую Японию.

Во время ночного налета на Японию без сопровождения B-10 сбросили 2 миллиона листовок, «предупреждая совесть японского народа о зверствах, совершенных в результате японского вторжения и оккупации Китая», на города Нагасаки, Фукуока, Куруме, Сага, и другие, при разведке авиабаз, портов, военных кораблей и заводов. [15] [16] [17] [18] [19]

Голландская Ост-Индия

[ редактировать ]
Голландский Мартин 139 в Андире в 1937 году.

В середине 1930-х годов правительство Нидерландов приняло доктрину защиты Нидерландской Ост-Индии , которая основывалась на использовании бомбардировщиков наземного базирования против любых атакующих сил, при этом заказы на оборонительные истребители были отменены для оплаты бомбардировочных сил. Мартин 139 был выбран вместо голландского Fokker TV , поскольку его цельнометаллическая конструкция считалась более прочной, чем стальной трубчатый и тканевый Fokker, в то время как бомбардировщик Martin также уже находился в производстве и, следовательно, будет доступен раньше. [20] Двенадцать самолетов Martin 139 WH-1 были заказаны для ВВС Королевской армии Нидерландов в Ост-Индии (ML-KNIL) в 1936 году, а в марте 1937 года последовали 26 улучшенных WH-2 - достаточно бомбардировщиков для оснащения группы из трех эскадрилий. [21] В декабре 1937 года был размещен заказ на 39 самолетов Martin 139 WH-3, а в ноябре 1938 года последовал заказ на 40 самолетов Martin 139 WH-3A. Еще два Martin 139 WH-3A были заказаны в июле 1939 года для замены самолетов, потерянных во время доставки. Последний из этих самолетов на замену изношенных самолетов был доставлен в марте 1940 года, включая последний построенный Martin B-10/139. [22] К моменту начала войны с Японией в декабре 1941 года около 58 самолетов Martin (WH-3 и WH-3A) находились в боевом составе шести эскадрилий, еще около 20 более старых вариантов находились в резерве. [23] B-10 ML-KNIL служили при обороне Голландской Ост-Индии .

В начале Тихоокеанской войны подразделения голландского Мартина выглядели следующим образом: [24]

  • Т.е. Vliegtuiggroep (VLG-I) базируется на аэродроме Андир , Бандоенг , который состоял из 1e Afdeling (1-VLG-I) и 2e Afdeling (2-VLG-I), каждый имеет девять самолетов Martin 139WH-3/3A и еще два самолета в качестве бронировать. каждого афделинга Во время войны у было свое подразделение: патруль Батнер из 1-VLG-I дислоцировался в Таракане , а патруль Кук из 2-VLG-I дислоцировался на аэродроме Самаринда II в Мелаке .
  • IIe Vliegtuiggroep (VLG-II) базировалась на аэродроме Сингосари , Маланг и состояла из 1e Afdeling (1-VLG-II) с девятью WH-3/3A с тремя дополнительными резервами и тремя WH-2. Во время войны четыре патруля состояли из трех самолетов плюс был создан резерв из 1-VLG-II, экипажи которого были мобилизованы из Калиджати . летной школы
  • IIIe Vliegtuiggroep (VLG-III), базирующийся на аэродроме Тджилилитан , Батавия , который состоял из 1e Afdeling (1-VLG-III) и 3e Afdeling (3-VLG-III), каждый из которых оснащен девятью WH-3/3A с двумя дополнительными резервами, и 2e Afdeling (2-VLG-III) с девятью WH-2 и двумя дополнительными резервами. 7e Afdeling Bommenwerpers , резервное подразделение, мобилизованное 15 декабря 1941 года, были переданы в состав VLG-III и состояли из одного WH-2, двух WH-3 и шести WH-3A.
Голландский Martin Model 166 над Малайей в январе 1942 года.

Стремясь усилить британскую оборону Малайского полуострова, Голландская Ост-Индия направила несколько эскадрилий ML-KNIL. В их число входили 22 самолета Martin 139 из VLG-III, которые были организованы в три эскадрильи и прибыли в Сингапур 9 декабря 1941 года. Из-за отсутствия координации британская ПВО приняла голландские Мартины за вражеские самолеты и вступила в бой с ними, когда они приближались к Сингапуру. Мартины тогда были размещены в Сембаванге . [25] В начале января 1942 года голландские «Мартины» вместе с британскими бомбардировщиками «Бленхейм» совершили полет над западным побережьем Малайи, чтобы остановить наступление японцев. [26] 8 января девять «Мартинов» и четыре австралийских «Хадсона» атаковали предполагаемый японский тендер гидросамолетов, стоявший на якоре в Южно-Китайском море, но результаты оказались безрезультатными. На следующий день девятка Мартина «вполне успешно» разбомбила несколько японских кораблей, разгружающих груз в Куантане . [27] Два «Мартина» были сбиты японцами возле Пенанга 1 января, а еще четыре «Мартина» были потеряны при атаке японских войск на реке Муар 19 января. В тот же день голландские истребительные эскадрильи были выведены на Суматру, а три дня спустя «Мартины» также были выведены на Яву. [28]

Шесть B-10 составляли средние бомбардировочные силы Королевских ВВС Таиланда в начале франко-тайской войны 1940–1941 годов . [29] Во время войны они совершили несколько бомбардировок, первая из которых была направлена ​​против Сиенг Хуанга и в Лаосе близлежащего аэродрома 15 декабря 1940 года. [30] с последней миссией против Сисофона на территории нынешней Камбоджи 28 января, в самом конце франко-тайской войны. [31] Позже B-10 были направлены на аэродром в Пхре в составе армии Паяп для вторжения в штат Шан. [32]

После поставки в сентябре 1937 года Martin 139WT были переданы в состав 55-й и 56-й Tayyare Bölüğü (авиационные эскадрильи) 9-го Tayyare Taburu (авиационного батальона). [33] Во время Второй мировой войны самолеты широко использовались для наблюдения за Черным морем . [34] После замены британскими Blenheims и Beauforts в 1944 году Martin 139WT служили резервными самолетами до 1946 года, когда двенадцать из шестнадцати оставшихся самолетов все еще находились в эксплуатации. [33]

Наследие

[ редактировать ]

На момент своего создания B-10B был настолько совершенен, что генерал Генри Х. Арнольд назвал его чудом авиации своего времени. Он был вдвое быстрее любого биплана-бомбардировщика и быстрее любого современного истребителя. B-10 начал революцию в конструкции бомбардировщиков, сделав существующие бомбардировщики полностью устаревшими. [6]

Быстрый прогресс в конструкции бомбардировщиков в конце 1930-х годов привел к тому, что B-10 затмился к моменту вступления Соединенных Штатов во Вторую мировую войну . Модель 139 в боях в Китае и Юго-Восточной Азии имела те же недостатки, что и другие средние бомбардировщики начала войны, то есть не хватало брони и орудий, но при этом не могла обогнать новейшие истребители.

Неудачная попытка модернизировать конструкцию, Martin Model 146 , была выставлена ​​на конкурс проектов дальнего бомбардировщика USAAC в 1934–1935 годах. Бомбардировщик занял уверенное второе место и уступил только Boeing B-17 по дальности и выносливости. Однако у него был более высокий потолок - 28 500 футов (8 700 м), он был всего на 2 мили в час (3 км / ч) медленнее и нес на 313 фунтов (142 кг) меньше бомб, чем Боинг, при более чем половине стоимости. Тем не менее, эта конструкция была сочтена тупиковой, и вместо нее был выбран претендент на третье место, Douglas B-18 . [35]

Варианты

[ редактировать ]
Мартин XB-907
Мартин YB-10
Мартин Б-12
Мартин Б-12А
Мартин XB-14

Мартин Модель 123

[ редактировать ]

Прототипом для серии послужило частное предприятие компании Martin, предшественника XB-10. [36]

ХВ-907
Обозначение армии США для модели 123 на стадии оценки, [36] с открытыми кабинами и двумя Wright SR-1820-E, поставленными в апреле 1932 г.
ХВ-907А
Модифицированный XB-907 после того, как Мартин вернул его армии США для дальнейших эксплуатационных испытаний. [6] с увеличенным размахом крыла и двумя Wright R-1820-19.
ХВ-10
Обозначение прототипа, приобретенного Воздушным корпусом армии США, модифицированного XB-907A с закрытыми кабиной и башней и одностоечным шасси. [2] [37]

Мартин модели 139, 139А и 139В

[ редактировать ]

Версии армейского авиационного корпуса, построено 165 штук.

ЯБ-10
Модель 139А, испытательная и серийная версия XB-10 с экипажем, сокращенным до трех человек, и двумя R-1820-25 мощностью 675 л.с. (503 кВт), построено 14 штук, некоторые из которых временно летали в качестве гидросамолетов. [7]
ЯБ-10А
YB -10A отличался от YB-10 только двигателями. В нем использовались радиальные двигатели Wright R- 1820-31 с турбонаддувом, что позволяло ему развивать скорость 236 миль в час (380 км/ч). Это сделало его самым быстрым самолетом серии B-10. Несмотря на это преимущество, в качестве испытательного самолета был построен только один самолет. [7]
Б-10
По данным одного источника, в 1936 году были заказаны еще два самолета. [7]
Б-10Б
Модель 139, основная серийная версия с двумя двигателями Р-1820-33 мощностью 775 л.с. (578 кВт), построено 105 штук, поставлено в августе 1936 года. [7]
Б-10М
По одним данным, это были B-10B, переоборудованные в буксиры-мишени. [7] Согласно собственному архиву Мартина, такое обозначение получил YB-10 после испытаний, затем использовавшийся для авиапочты и миссий на Аляске; 13 из 14 построенных самолетов все еще находились в эксплуатации в апреле 1940 года.
РБ-10МА
Одна бывшая модель NEIAF Model 139WH-3A была выпущена в июле 1942 года и переправлена ​​из Австралии в Соединенные Штаты. [7]
ЮБ-12
Модель 139Б. С плавучими камерами емкостью 250 или 500 галлонов США (950 или 1890 л) для обеспечения безопасности полетов над водой и двумя радиальными двигателями Pratt & Whitney R-1690-11 "Hornet". Эти двигатели мощностью 775 л.с. (578 кВт) имели характеристики, аналогичные двигателям B-10B (218 миль в час (351 км / ч)), семь из которых были построены, пять все еще находились в эксплуатации в апреле 1940 года. [7]
(Y)Б-12А
Серийная версия YB-12 с возможностью установки топливного бака емкостью 365 галлонов США (1380 л) в бомбовом отсеке, что дает B-12A боевую дальность 1240 миль (2000 км), 25 построено, 23 все еще находятся в эксплуатации. Апрель 1940 года. [7]
ЮБ-13
Модернизированная версия YB-10 с двумя радиальными двигателями Pratt & Whitney R-1860-17 Hornet B мощностью 700 л.с. (520 кВт) . Десять были заказаны, но отменены до начала производства и не построены. [7]
ХВ-14
Для испытаний новых радиальных двигателей Pratt & Whitney YR-1830-9 "Twin Wasp" мощностью 900 л.с. (670 кВт), один из которых был построен и после испытаний был снова преобразован в YB-12. [7]
А-15
Предлагаемый штурмовой вариант YB-10 с двумя двигателями Р-1820-25 мощностью 750 л.с. (560 кВт) так и не был построен. Контракт пал на А-14 «Шрайк» . [38]
ЙО-45
С двумя двигателями Wright R-1820-17 мощностью 750 л.с. (560 кВт), предложенными для высокоскоростных наблюдателей, один B-10 начал переоборудоваться в 1934 году, а другой - в 1935 году, но оба были остановлены до завершения и были преобразованы обратно в B. -10 с.

Модель 139W и 166

[ редактировать ]

Экспортных версий построено 100 штук (182, включая модель 166, см. ниже).

Модель 139WA
Демонстратор Мартина для Аргентины, позже продан ВМС Аргентины.
Модель 139ВАА
Экспортная версия для аргентинской армии, построено 22 экземпляра, доставлено в апреле 1938 года.
Модель 139WAN
Экспортная версия для ВМС Аргентины, построено 12 штук, доставлено в ноябре 1937 года.
Модель 139WC и WC-2
Экспортная версия для Китая, построено шесть и три машины, поставлены в феврале и августе 1937 года. [1] [39]
Модель 139WH
Экспортная версия для Нидерландов, используется в Нидерландской Ост-Индии. Тринадцать WH-1 с двигателями Cyclone GR-1820-F53 мощностью 770 л.с. (570 кВт), поставленные с декабря 1936 года, за ними последовали 26 WH-2 с двигателями GR-1820-G3 мощностью 875 л.с. (652 кВт), поставленные в 1938 году. [40]
Модель 139WR
Одиночный демонстратор в Советском Союзе. [7] [39]
Модель 139ВСМ и ВСМ-2
Экспортная версия для Сиама, построено три и три, поставлено в марте и апреле 1937 года. [7]
Модель 139WSP
Предлагаемая версия, построенная по лицензии, будет производиться CASA в Испании, производство заблокировано Государственным департаментом США.
Модель 139WT
Экспортная версия для Турции, построено 20 штук, поставлено в сентябре 1937 года. [1]
Вид сбоку на голландский Martin Model 166
Модель 166

Финальная версия, также известная как 139WH-3 и 139WH-3A, построено 82 экземпляра.

Экспортная версия для Нидерландов, используется в Нидерландской Ост-Индии. Изменены крылья, носовая часть и одинарный фонарь типа «стеклянный домик», бомбовые крепления между двигателями и фюзеляжем, а также улучшенные двигатели. WH-3 имел два R-1820-G5 мощностью 900 л.с. (670 кВт) (40 построено, поставлено в сентябре 1938 г.), WH-3A имел два R-1820-G-105A мощностью 1000 л.с. (750 кВт) (42 построено, поставлено). март 1940 г.). С помощью бомбовых кандалов бомбовую нагрузку можно было увеличить вдвое для уменьшения дальности полета. Всего для голландцев был построен 121 экземпляр всех типов. [7]

Операторы

[ редактировать ]
 Аргентина
 Китай
 Нидерланды
 Филиппинское Содружество
Таиланд Таиланд
 Турция
 Советский Союз
 Соединенные Штаты

Выживший самолет

[ редактировать ]
Бывшая аргентинская модель 139WAA в Национальном музее ВВС США, окрашенная как USAAC B-10.
  • Единственный сохранившийся полный экземпляр выставлен в Национальном музее ВВС США на базе ВВС Райт-Паттерсон недалеко от Дейтона, штат Огайо . Самолет окрашен как B-10, использовавшийся в полете на Аляску в 1934 году, но это была экспортная версия Martin 139WAA, проданная Аргентине в 1938 году. Самолет сохранился в качестве тренажера для наземного экипажа и до сих пор использовался аргентинскими ВВС для обучения своего персонала. наземные бригады до 1960-х годов. Музей ВВС провел тщательный поиск всех уцелевших останков B-10 и в конечном итоге узнал об этом самолете. В 1970 году неполный планер был подарен правительством Аргентины правительству США на официальной церемонии. Самолет был восстановлен 96-й эскадрильей технического обслуживания (мобильной) резерва ВВС на базе ВВС Келли , штат Техас, в 1973–1976 годах и выставлен на обозрение в 1976 году. [47]
  • Обломки разбившегося голландского Martin 166WH-3 в Восточном Калимантане , Индонезия, были вновь обнаружены во время экспедиции местной газеты Berau Post в начале августа 2018 года на основе рассказа местных жителей о разбившемся самолете на вершине горы. Место крушения находится в Гунунг Бесаре, деревне Лонг Келух, округ Келай, округ Берау . [48] Большие части затонувшего корабля, такие как два двигателя, средняя и задняя часть фюзеляжа, хвостовое оперение и рули высоты, а также правое крыло, все еще сохранились на момент экспедиции. По словам местного жителя, части затонувшего судна были разграблены местными жителями на протяжении десятилетий. Номер самолета «М-574» все еще был виден среди мха на месте крушения. [49] [50] [51] «М-574» был объявлен пропавшим без вести во время полета над юго-восточным голландским Борнео 5 января 1941 года. [52]
  • Различные части разбившихся B-10, такие как башни и крылья , были извлечены из Борнео и Состерберге выставлены в Militaire Luchtvaart Museum (Музей военной авиации) в джунглей , Нидерланды . [53] С момента закрытия MLM они хранятся в Национальном военном музее , расположенном на бывшей авиабазе Состерберг .

Технические характеристики (Б-10Б)

[ редактировать ]
Силуэт Мартина Б-10 в 3-х ракурсах

Данные военных самолетов США с 1909 года. [54]

Общие характеристики

  • Экипаж: 3
  • Длина: 44 фута 9 дюймов (13,64 м)
  • Размах крыльев: 70 футов 6 дюймов (21,49 м)
  • Высота: 15 футов 5 дюймов (4,70 м)
  • Площадь крыла: 678 кв. футов (63,0 м 2 )
  • Пустой вес: 9681 фунт (4391 кг)
  • Полная масса: 14 700 фунтов (6668 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 16 400 фунтов (7 439 кг)
  • Силовая установка: 2 Wright R-1820-33 Cyclone (F-3) мощностью 775 л.с. (578 кВт) каждый. 9-цилиндровых радиально-поршневых двигателя воздушного охлаждения
  • Гребные винты: 3-лопастные гребные винты изменяемого шага.

Производительность

  • Максимальная скорость: 213 миль в час (343 км/ч, 185 узлов)
  • Крейсерская скорость: 193 миль в час (311 км/ч, 168 узлов)
  • Диапазон: 1240 миль (2000 км, 1080 миль)
  • Практический потолок: 24 200 футов (7 400 м)
  • Нагрузка на крыло: 21,7 фунта/кв. футов (106 кг/м). 2 )
  • Мощность/масса : 0,105 л.с./фунт (0,173 кВт/кг)

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Jump up to: а б с Джексон 2003, с. 246.
  2. ^ Jump up to: а б с д Иден и Моенг 2002, с. 931.
  3. Collier Trophy вручен Мартину , 1 июня 1933 года.
  4. ^ Jump up to: а б «Летающая рыба – новейший самолет нашей армии развивает потрясающую скорость (фото модели 123, обозначение армии США XB-907, в полете)». Popular Science, октябрь 1932 г. Дата обращения: 22 декабря 2010 г.
  5. ^ Jump up to: а б «М-список». Аэрофилы. Проверено: 22 декабря 2010 г.
  6. ^ Jump up to: а б с Фицсаймонс 1969, с. 1846.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Иден и Моенг 2002, с. 932.
  8. ^ Суонборо и Бауэрс 1964, с. 331.
  9. ^ Бентли, Стюарт В.-младший, доктор философии, Прикосновение величия: полковник Уильям К. Бентли-младший, USAAC/USAF; Aviation Pioneer , Блумингтон, Индиана: AuthorHouse, 2010, ISBN   978-1-4490-2386-7 , стр. 41–42.
  10. ^ Аноним, «Бомбардировка самолетов, чтобы доставить еду ледяным жертвам», Chicago Tribune , 2 февраля 1936 г.
  11. ^ Клюэтт, Натан (23 июня 2023 г.). «Мартин Б-10 — скачок в военной авиации» . История Самолета . Проверено 17 июня 2024 г.
  12. ^ Сунь, Лянган. «Шанхай, 1937 год – место начала Второй мировой войны» . ШАНХАЙ 1937 ГОД: ГДЕ НАЧАЛАСЬ ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА . Проверено 20 ноября 2020 г.
  13. ^ «Мученик Чэнь Сюн-цзи» . air.mnd.gov.tw. ​Проверено 20 ноября 2020 г.
  14. ^ «Мученик Юнь Фэн-цзэн» . air.mnd.gov.tw. ​Проверено 20 ноября 2020 г.
  15. ^ Данн, Ричард Л. «Призрачная <sic> Цель: бомбардировка Японии из Китая». warbirdforum.com , 2006. Дата обращения: 16 мая 2013 г.
  16. ^ Ли и Ли 1998 , с. 265.
  17. ^ Сюй 2001 , стр. 126.
  18. ^ Фенби 2009 , с. 320.
  19. ^ Андервуд 1942 , с. 86.
  20. ^ Касиус 1983, стр. 1–2.
  21. ^ Касиус 1983, с. 2.
  22. ^ Касиус 1983, с. 3
  23. ^ Шорс, Калл и Идзава 1992, стр. 59–60.
  24. ^ Окторино 2019, стр. 42.
  25. ^ Окторино 2019, стр. 82–83.
  26. ^ Окторино 2019, стр. 84–85.
  27. ^ Окторино 2019, стр. 93 и 96.
  28. ^ Окторино 2019, стр. 99.
  29. ^ Jump up to: а б Янг 1984, с. 23.
  30. ^ Янг 1984, стр. 27–28.
  31. ^ Янг 1984, с. 33
  32. ^ Чиангмай и авиакатастрофы . Национальная библиотека Чиангмая (на тайском языке) . Проверено 23 июня 2023 г.
  33. ^ Jump up to: а б "MARTIN 139 WT B10 .. 1923 - 1950 Период TUAF AIRCRAFTS [ sic ] 1923 -1950 dönemi Turk HvKK UCAKLARI " . www.tayyareci.com . Проверено 7 января 2023 г.
  34. ^ Орикс. «От Мартина 139 до Кызылельмы: 85 лет турецким бомбардировщикам» . Орикс . Проверено 7 января 2023 г.
  35. ^ Дэвид Д. Гравермуэн B-10 - Бомбардировщик Мартин
  36. ^ Jump up to: а б Фицсаймонс 1967/1969, с. 1845 г.
  37. ^ "Фото XB-10." Архивировано 22 июля 2011 г. (Несовпадение дат) в Wayback Machine 10af.afrc.af.mil. Проверено: 17 июля 2011 г.
  38. ^ Суонборо и Бауэрс 1964, с. 332.
  39. ^ Jump up to: а б Баугер, Джо. «Мартин Б-10». Американские военные самолеты , 11 июля 1999 г. Дата обращения: 13 июня 2010 г.
  40. ^ Касиус 1983, стр. 2–3, 6.
  41. ^ О, Карлос (15 августа 2013 г.). «Иллюстрированный каталог самолетов ВВС Аргентины» . Gaceta Aeronautica (на испанском языке) . Проверено 31 мая 2014 г.
  42. ^ «Пожертвование Мартина Б-10». Архивировано 26 октября 2007 г. в Wayback Machine Национальном музее ВВС США . Проверено: 13 июня 2010 г.
  43. ^ Андерссон 2008, стр. 275.
  44. ^ «Фотографии и картины РПЦ» . Архивировано из оригинала 20 октября 2013 года . Проверено 13 июня 2013 г.
  45. ^ Шорс, Калл и Идзава 1992, стр. 38, 56.
  46. ^ Касиус 1983, с. 20.
  47. ^ «Информационный бюллетень ВВС США о Мартине B-10». Архивировано 26 октября 2007 г. в Wayback Machine Национальном музее ВВС США . Проверено 13 июня 2010 г.
  48. ^ Координаты 1 ° 52'38,5" с.ш. 116 ° 52'24,3" в.д.  /  1,877361 ° с.ш. 116,873417 ° в.д.  / 1,877361; 116,873417
  49. ^ «Раскрытие тайны Самолетной горы: название взято из разбившегося самолета» . berau.prokal.co (на индонезийском языке). 17 августа 2018 г. Проверено 26 сентября 2022 г.
  50. ^ «Самолет на горе, предположительно Мартин Б-10» . berau.prokal.co (на индонезийском языке). 17 августа 2018 г. Проверено 26 сентября 2022 г.
  51. ^ «Тайна Самолетной горы в Регентстве Берау» . inkkaltim.com (на индонезийском языке). 26 марта 2019 года . Проверено 26 сентября 2022 г.
  52. ^ «Авария Мартина 166 WH-3 M-574, 5 января 1941 года» . Aviation-safety.net . Проверено 26 сентября 2022 г.
  53. ^ «Мартин Б-10» (на голландском языке). Архивировано 23 октября 2010 г. в Музее военной авиации Wayback Machine Нидерланды . Проверено 22 декабря 2010 г.
  54. ^ Суонборо и Бауэрс, 1964, с. 333.

Источники

[ редактировать ]
  • Андерссон, Леннарт (2008). Энциклопедия самолетов и авиации Китая до 1949 года . Тайбэй, Китайская республика: AHS Китайской Республики. ISBN  978-957-28533-3-7 .
  • Бриджуотер, ХК и Питер Скотт. Боевые цвета номер 4: Перл-Харбор и далее, декабрь 1941 года — май 1942 года . Лутон, Бедфордшир, Великобритания: Публикации руководящих принципов, 2001. ISBN   0-9539040-6-7 .
  • Касиус, Джеральд. «Большие палки Батавии». Air Enthusiast , выпуск двадцать второй, август – ноябрь 1983 г., стр. 1–20. Бромли, Кент, Великобритания: Pilot Press Ltd, 1983. ISSN   0143-5450 .
  • «Коллиер Трофи вручается Мартину Рузвельтом за конструкцию нового самолета». Нью-Йорк Таймс , 1 июня 1933 года.
  • Иден, Пол и Соф Моенг, ред. Полная энциклопедия мировой авиации . Лондон: Amber Books Ltd., 2002. ISBN   0-7607-3432-1 .
  • Фенби, Джонатан (2009). Чан Кайши: китайский генералиссимус и нация, которую он потерял . Да Капо Пресс. ISBN  978-0786739844 .
  • Фицсаймонс, Бернард, изд. Иллюстрированная энциклопедия оружия и боевых действий ХХ века . Нью-Йорк: Purnell & Sons Ltd., 1969, первое издание 1967 г. ISBN   0-8393-6175-0 .
  • Музей авиации Гленна Л. Мартина. Технические характеристики самолетов Мартина .
  • Гравермуэн, Дэвид Д. Б-10 - Бомбардировщик Мартина . Спартанбург: Дакар Паблишинг ISBN   978-0996993203 .
  • Джексон, Роберт. Энциклопедия военной авиации . Лондон: Издательство Parragon, 2003. ISBN   1-4054-2465-6 .
  • Леде, Мишель (апрель 2002 г.). «Авиация союзников в японских цветах». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (109): 17–21. ISSN   1243-8650 .
  • Леде, Мишель (май 2002 г.). «Самолеты союзников в японских цветах». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (110): 16–23. ISSN   1243-8650 .
  • Ли, Сяобин; Ли, Хуншань, ред. (1998). Китай и США: новая история холодной войны . Университетское издательство Америки. ISBN  9780761809784 .
  • Окторино, Нино (2019). Дуэль орлов - Воздушная битва над Голландской Ост-Индией (на индонезийском языке). Джакарта: PT Elex Media Komputindo. ISBN  9786230000997 .
  • Шорс, Кристофер; Калл, Брайан и Ясухо Идзава. Кровавые руины: Том первый: Переход к войне до падения Сингапура . Лондон: Груб-стрит, 1992. ISBN   0-948817-50-X
  • Суонборо, Ф. Гордон и Питер М. Бауэрс. Военные самолеты США с 1909 года . Нью-Йорк: Патнэм, 1964. ISBN   0-85177-816-X .
  • Тейлор, Джон В.Р. «Мартин Б-10». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма, 1969. ISBN   0-425-03633-2 .
  • Сюй, Гуанцю (2001). Крылья войны: военная авиация США и Китая, 1929–1949 гг . Гринвуд Пресс. ISBN  9780313320040 .
  • Андервуд, Дж. Бартон (ноябрь 1941 г.). «Америка играет свою роль в ВВС Китая» . Летающая и народная авиация . Том. 29, нет. 5. ISSN   0015-4806 .
  • Янг, Эдвард М. «Забытая воздушная война Франции». Air Enthusiast Двадцать пятый выпуск , август – ноябрь 1984 г., стр. 22–33. Бромли, Кент: Pilot Press. ISSN   0143-5450 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Нуньес Падин, Хорхе Феликс; Бенедетто, Фернандо К. (2007). Нуньес Падин, Хорхе Феликс (ред.). Мартин 139W в Аргентине . Серия в Аргентине (на испанском языке). Том №1. Буэнос-Айрес, Аргентина: Военно-морские силы. Архивировано из оригинала 13 марта 2016 года . Проверено 29 июля 2016 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ff1ed107cd0efc641432739a49092fdf__1718624100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ff/df/ff1ed107cd0efc641432739a49092fdf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Martin B-10 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)