Lockheed YO-3 Квайт Стар
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2008 г. ) |
YO-3 Тихая звезда | |
---|---|
НАСА YO-3A покидает Летно-исследовательский центр Армстронга | |
Роль | Ночная разведка |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Ракетно-космическая компания Lockheed |
Первый полет | 1969 |
Введение | 1969 |
Ушедший на пенсию | 1971 |
Основной пользователь | Армия США |
Произведено | 1969–1970 |
Количество построенных | 11 |
Разработано на основе | Швейцарский СГС 2-32 |
Lockheed YO-3 Quiet Star — американский одномоторный винтовой самолет, разработанный для наблюдения за полем боя во время войны во Вьетнаме. Созданный для обеспечения максимальной тишины, он предназначался для наблюдения за передвижениями войск практически в полной тишине в темное время суток.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]YO-3A был разработан в соответствии со спецификациями армии США 1968 года, которые предусматривали создание самолета наблюдения , который был бы акустически необнаружим с земли при полете на высоте 1500 футов (457 м) в ночное время.
Компания Lockheed Missiles and Space, расположенная в Саннивейле, Калифорния, получила контракт на производство двух прототипов самолетов. В 1966 году компания построила два QT-2 «Quiet Thrusters», используя модифицированные Schweizer SGS 2-32 планеры . Прототип QT-2 затем был модифицирован до конфигурации QT-2PC «PRIZE CREW». QT-2PC имел бесшумный двигатель и медленно вращающийся винт для бесшумной работы. [ 1 ]
После эксплуатационных испытаний QT-2PC во Вьетнаме был заказан серийный самолет, получивший обозначение YO-3A . Конструкция этого самолета также была основана на планере Schweizer SGS 2-32. Как и QT-2PC, YO-3A имеет большой размах крыла и большую площадь фонаря для наблюдения. Два члена экипажа (пилот и наблюдатель) располагаются тандемно . Наблюдатель располагается в передней части кабины. YO-3A — цельнометаллический низкоплан полумонококовой конструкции . Рули YO-3A, включая элероны и рули направления, покрыты тканью. Крышка двигателя, фонарь, кожух выхлопной системы двигателя, корневые обтекатели крыла и обтекатели колесных ниш были изготовлены из стекловолокна . YO-3A имеет убирающееся шасси типа хвостового колеса. [ 2 ]
YO-3A был оснащен шестицилиндровым горизонтально-оппозитным двигателем Continental Model No. IO-360D с впрыском топлива и воздушным охлаждением. Двигатель соединен с медленно вращающимся винтом через систему ременного привода. Передаточное число винта составляет 3,33:1. Первоначально оснащенный шестилопастным гребным винтом регулируемого шага, он был заменен в марте 1971 года трехлопастным ламинированным деревянным гребным винтом постоянной скорости, разработанным Оле Фахлином . Капот двигателя и брандмауэр были облицованы стекловолокном для гашения и сдерживания шума двигателя. [ 2 ]
YO-3A оснащен асимметричной выхлопной системой. Перекрестная выхлопная труба используется для отвода выхлопных газов из левого ряда цилиндров двигателя в правую часть моторного отсека. Этот кроссовер соединяется с выхлопной трубой правого берега и выходит вдоль нижней правой стороны моторного отсека. Затем выхлопные газы подаются через акустический обтекатель в рассеивающий и резонирующий глушитель, доходящий до кормовой части фюзеляжа. [ 2 ]
Девять из одиннадцати произведенных YO-3A эксплуатировались в Южном Вьетнаме в ночное время с 1970 по 1971 год (с конца июня 1970 года по сентябрь 1971 года), и, хотя три были уничтожены в результате аварий, ни один не был поврежден огнем противника или сбит. [ 3 ] YO-3A очень успешно обнаружил передвижение Вьетконга и армии Северного Вьетнама (СВА), действующих в Южном Вьетнаме.
Операционная история
[ редактировать ]Вьетнамская война
[ редактировать ]После боевой оценки QT-2 во Вьетнаме в армии девять серийных YO-3A были отправлены в Лонг Тхань Север , Вьетнам, в 1970 году. Вскоре после этого три были отправлены в 220-ю авиационную роту Фу Бай и два в Бинь Туй. Авиабаза . Наблюдения первоначально проводились визуально (80%), а затем были продолжены с помощью ночного видения воздушного перископа , разработанного компанией Xerox Electro-Optical из Пасадены, Калифорния. Оборудованием YO-3A был воздушный перископ ночного видения с инфракрасным осветителем. Один YO-3A был оснащен лазерным целеуказателем . Система лазерного целеуказания никогда не использовалась.
YO-3A работал бесшумно на высоте 1000 футов или ниже, в зависимости от наземного фонового шума. Известно, что некоторые пилоты остались незамеченными над противником на высоте 200 футов. Иногда над реками совершались дневные полеты. Перед развертыванием командиры экипажей должны были следить за полетом YO-3A над секцией технического обслуживания, прислушиваясь к грохоту, свисту или другим шумам. Пропеллер, даже на высоте 500 футов над зоной технического обслуживания, издавал лишь легкое трепетание, слышимое при приближении. За этим последовал легкий порыв ветра над крыльями. После пролета самолета не было слышно ни звука. Если были слышны какие-либо необычные шумы, самолет возвращался на взлетно-посадочную полосу, где клейкая лента и другие меры для подавления заметных звуков. использовалась [ 4 ]
Послевоенное использование
[ редактировать ]После Вьетнама два YO-3A, 69-18006 и 69–18007, использовались Департаментом рыболовства и дичи штата Луизиана . Самолет оказался эффективным при поимке браконьеров . В конечном итоге ФБР приобрело самолет и эксплуатировало его в течение нескольких лет, помогая задержанию похитителей и вымогателей.
НАСА завладело одним YO-3A, 69–18010. После службы в армии США этот самолет был передан в школу механиков планеров и силовых установок . НАСА, Исследовательский центр Эймса расположенный на федеральном аэродроме Моффетт в Калифорнии, приобрел YO-3A у школы в 1977 году. НАСА оснастило самолет микрофонами, установленными на законцовках крыла и хвосте. Эти микрофоны использовались для записи акустических сигнатур различных вертолетов армии США и самолетов конвертопланов . YO-3 также использовался для измерения звуковых ударов от Lockheed SR-71 Blackbird . В 1997 году NASA YO-3A был передан в Центр летных исследований Драйдена (ныне Центр летных исследований Армстронга) на базе ВВС Эдвардс , в Калифорнии . YO-3A оставался в состоянии летного хранения до октября 2004 года. Затем YO-3A был доставлен обратно в Эймс для поддержки исследований винтокрылой техники в течение почти двух лет, прежде чем снова вернуться в Драйден. В 2015 году самолет был снят с эксплуатации НАСА и продан Управлению общих служб. на аукционе во Вьетнамском музее вертолетов. [ 5 ]
Варианты
[ редактировать ]- QT-1 Тихий двигатель
- Предлагается одноместный моторный планер на базе Schweizer SGS 2-32 , не построен. [ 6 ]
- КТ-2
- Два модифицированных Schweizer X-26 для оценки, позже модифицированных пакетами датчиков как QT-2PC. двухместных планера [ 6 ]
- ПРИЗОВОЙ ЭКИПАЖ QT-2PC
- Два QT-2 с комплектом боевых датчиков для испытаний на театре военных действий во Вьетнаме, один разобран на запчасти, а другой возвращен в ВМС США как Schweizer X-26B . [ 6 ]
- Q-Стар
- Модифицированный Schweizer SGS 2-32 для разработки двигателя/гребного винта. [ 6 ]
- Ё-3А
- Серийный самолет для армии США , построено 11 штук.
Операторы
[ редактировать ]Военные операторы
[ редактировать ]Гражданские операторы
[ редактировать ]Выживший самолет
[ редактировать ]- 69-18000 — YO-3A на хранении в Музее армейской авиации США в Форт-Новоселе, штат Алабама . [ 7 ]
- 69-18001 — YO-3A на статической экспозиции в Музее авиации Хиллера в Сан-Карлосе, Калифорния . [ 8 ] [ 9 ]
- 69-18005 — YO-3A на статической экспозиции в Музее авиации в Сиэтле, штат Вашингтон . [ 10 ]
- 69-18006 - YO-3A на статической экспозиции в Музее авиации и космонавтики Пима в Тусоне, Аризона . [ 11 ]
- 69-18007 — YO-3A на хранении в Западном музее авиации в Торрансе, Калифорния . [ 3 ]
- 69-18010 — YO-3A на хранении во Вьетнамском музее вертолётов в Конкорде, Калифорния . [ 12 ] [ не удалось пройти проверку ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 29 футов 4 дюйма (8,94 м)
- Размах крыльев: 57 футов (17 м)
- Площадь крыла: 213,1 кв. футов (19,80 м ). 2 )
- Соотношение сторон : 1:7 при скорости 80 узлов по IAS.
- Максимальный взлетный вес: 3800 фунтов (1724 кг)
- Силовая установка: 1 двигатель Continental Model No. I0-360D мощностью 210 л.с. (156 кВт) при 2800 об/мин.
- Гребные винты: трехлопастные из клееного дерева, гребной винт с постоянной скоростью.
Производительность
- Максимальная скорость: 103 миль в час (166 км/ч, 90 узлов)
- Крейсерская скорость: 80,6 миль в час (129,7 км/ч, 70,0 узлов)
- Скорость сваливания: 64,4 миль в час (103,6 км/ч, 56,0 узлов)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «ПРИЗОВОЙ ЭКИПАЖ QT-2PC» . Проверено 03 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «YO-3A «Тихая звезда» Бесшумный самолет-невидимка» . Вьетнамский музей вертолетов . Проверено 2 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Локхид YO-3A Тихая звезда» . Западный музей авиации . Проверено 16 ноября 2020 г.
- ^ Андраде 1979, с. 140.
- ^ Питер Мерлин, Центр летных исследований имени Армстронга НАСА по связям с общественностью (15 апреля 2015 г.). «Тихий исследовательский самолет отправляется в Калифорнийский музей» . Веб-сайт Центра летных исследований Армстронга НАСА . Проверено 2 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Франсильон 1982, стр. 434-439
- ^ «Досье по планеру — Lockheed YO-3A-LM Quiet Star, серийный номер 69-18000 США, c/n 001» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 16 ноября 2020 г.
- ^ «Самолет на выставке» . Музей авиации Хиллера . Проверено 16 ноября 2020 г.
- ^ «Досье по планеру — Lockheed YO-3A Quiet Star, серийный номер 69-18001 USAF, c/n 002» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 16 ноября 2020 г.
- ^ «Локхид YO-3A Тихая звезда» . Музей полета . Проверено 16 ноября 2020 г.
- ^ «Локхид YO-3A Квайтстар» . Музей авиации и космонавтики Пима . Проверено 16 ноября 2020 г.
- ^ «YO-3A «Тихая звезда» Бесшумный самолет-невидимка» . Вьетнамский музей вертолетов . 11 февраля 2015 года . Проверено 16 ноября 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Андраде, Джон. Обозначения и серийные номера военных самолетов США с 1909 года. Хинкли, Великобритания: Публикации округов Мидленд, 1979. ISBN 0-904597-22-9 .
- Франсильон, Рене Дж. (1982). Lockheed Aircraft с 1913 года . Лондон: Патнэм и компания. ISBN 0-370-30329-6 .
- Иллюстрированная энциклопедия самолетов (частичная работа, 1982–1985 гг.). Лондон: Издательство Орбис, 1985.
- Мансон, Кеннет. Бомбардировщики на вооружении, патрульные и транспортные самолеты с 1960 года. Лондон: The Macmillan Co., 1972. ISBN 978-0-71370-586-7 .
- Шнебли, Ф. Дэвид. Антология оранжереи, глава 5: Отнять ночь у Чарли (развитие YO-3A). Корпорация Xlibris, 2000 г. (ISBN 0-7388-3086-0)