Локхид Модель 12 Электра Джуниор
Модель 12 Электра Джуниор | |
---|---|
![]() | |
Роль | Гражданские и военные самолеты общего назначения |
Производитель | Корпорация Локхид |
Первый полет | 27 июня 1936 г. |
Количество построенных | 130 |
Разработано на основе | Локхид Модель 10 Электра |
Lockheed Model 12 Electra Junior , более известный как Lockheed 12 или L-12 , представляет собой восьмиместный шестиместный цельнометаллический двухмоторный транспортный самолет конца 1930-х годов, разработанный для использования небольшими авиакомпаниями, компаниями и авиакомпаниями. богатые частные лица. Уменьшенная версия Lockheed Model 10 Electra , Lockheed 12 не пользовалась популярностью как авиалайнер, но широко использовалась в качестве корпоративного и государственного транспорта. Некоторые из них также использовались для испытаний новых авиационных технологий.
Дизайн и разработка [ править ]

После того, как Lockheed представила свою модель 10 Electra с 10 пассажирами, компания решила разработать меньшую версию, которая лучше подошла бы в качестве « фидерного авиалайнера » или корпоративного транспорта для руководителей. [1] В то же время Бюро воздушной торговли США также почувствовало потребность в небольшом фидерном авиалайнере и объявило конкурс на его разработку. Чтобы кандидат мог претендовать на участие в конкурсе, прототип должен был полететь к 30 июня 1936 года. [2] [3]
Lockheed основала своего кандидата, которого назвала Model 12 Electra Junior, на основе уменьшенной модели Electra. Он будет перевозить только шесть пассажиров и двух пилотов, но будет использовать те же Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior SB радиальные двигатели мощностью 450 л.с. (340 кВт), что и основная версия Electra, 10A. [2] Это сделало его быстрее, чем Electra, с максимальной скоростью 225 миль в час (362 км/ч) на высоте 5000 футов (1500 м). [2] [4] Как и «Электра», «Модель 12» имела цельнометаллическую конструкцию, задние подкрылки , [4] с низким лобовым сопротивлением капоты двигателей NACA и двухлопастные гребные винты регулируемого шага (позже замененные на гребные винты с постоянной скоростью ). [3] У него также были сдвоенные хвостовое оперение и рули направления, как у Electra, которые стали торговой маркой Lockheed. Шасси обычную представляло собой хвостовую опору , основные колеса убирались назад в мотогондолы ; как это часто бывает с убирающимися шасси того периода, днища колес оставались открытыми на случай, если потребуется аварийная посадка с поднятыми колесами или пилот просто забудет выпустить свое новое шасси. [4]
Как и в Electra и Boeing 247 модели 12 , основной лонжерон проходил через пассажирский салон; по обе стороны от лонжерона были размещены небольшие ступеньки, чтобы облегчить передвижение пассажиров. [4] В задней части каюты был туалет. [4] Хотя стандартная планировка салона была рассчитана на шесть пассажиров, Lockheed также предлагала более просторные и роскошные салоны для корпоративных и частных владельцев. [2] [4]
Новый транспорт совершил свой первый полет 27 июня 1936 года. [2] [3] за три дня до окончания конкурса, в 12:12 по местному времени, время, намеренно выбранное для номера Модели 12. [2] Как выяснилось, два других участника конкурса, Beechcraft Model 18 и Barkley-Grow T8P-1 , не были готовы к установленному сроку, поэтому Lockheed по умолчанию победила. Имя «Электра Джуниор» не прижилось так, как оригинальное имя Электры. Большинство пользователей просто называли самолет по номеру модели — Lockheed 12. [3]
Первоначальная версия Lockheed 12 с двигателями Wasp Junior называлась Модель 12А . [4] Почти каждый построенный Lockheed 12 представлял собой модель 12A или производную от модели 12A. Существовала также модель 12B мощностью 440 л.с. (330 кВт) с радиальными двигателями Wright R-975-E3 Whirlwind , но было построено только две такие модели. [3] Хотя Lockheed также анонсировала модель 12F, оснащенную Wright R-760 Whirlwind семицилиндровыми радиальными двигателями Menasco , и модель 12M, оснащенную шестицилиндровыми рядными двигателями мощностью 290 л.с. (220 кВт) , [5] ни одна из этих версий не дошла до производства.
История эксплуатации [ править ]



Несмотря на то, что Lockheed 12 выиграл государственный конкурс фидерных авиалайнеров, большинство авиакомпаний отвергли его, и очень немногие Lockheed 12 использовались в качестве авиалайнеров. [3] [6] Одним из известных пользователей авиалиний была недавно переименованная Continental Air Lines , парк которой состоял из трех самолетов Lockheed 12, курсировавших по маршруту между Денвером , штат Колорадо , и Эль-Пасо , штат Техас , в конце 1930-х годов. [7] [8] [9] Другой компанией была компания British West Indian Airways Ltd. летала на самолетах Lockheed 12 по карибским маршрутам на Малых Антильских островах . , которая в середине 1940-х [10] [11] [12]
Lockheed 12 оказался гораздо более популярным в качестве транспорта для руководителей компаний и государственных чиновников. [3] Нефтяные и сталелитейные компании были среди основных пользователей. [3] Некоторые из них были закуплены в качестве военных штабных транспортных средств авиационным корпусом армии США , который обозначил этот тип как C-40 , и ВМС США , которые использовали обозначение JO или, в одном особом случае, R3O-2 . С началом Второй мировой войны многие гражданские Lockheed 12 были реквизированы армией и флотом США, Королевскими ВВС Великобритании и Королевскими ВВС Канады . [13]
Два гражданских самолета Lockheed 12, заказанные компанией British Airways Ltd., на самом деле предназначались для скрытных военных разведывательных полетов. [6] Сидни Коттон модифицировал эти самолеты для аэрофотосъемки и в гражданском обличье совершил облет и тайно сфотографировал многие немецкие и итальянские военные объекты в течение нескольких месяцев, предшествовавших Второй мировой войне. [14] [15] Один из этих G-AFTL недавно был возвращен в полет в Великобритании, а его последний показ состоялся на выставке IWM Duxford Flying Days: The Americans 28 июля 2023 года. [16]
Основным военным пользователем Lockheed 12 были ВВС Королевской армии Нидерландов в Ост-Индии , которые закупили 36 самолетов. [6] Шестнадцатью из них были Модель 212 , версия, созданная Lockheed для обучения экипажей бомбардировщиков, которая имела пулемет калибра 0,303 дюйма (7,696 мм) в неприводной, частично выдвижной орудийной башне наверху фюзеляжа, второй .303-мм. пулемет калибра, закрепленный в носовой части, и бомбодержатели под центропланом крыла, способные вместить восемь 100-фунтовых (45 кг) бомб. [1] Остальные 20 самолетов были транспортными версиями. [3]
Несколько Lockheed 12 использовались в качестве технологических испытательных стендов. Национальный консультативный комитет США по аэронавтике (NACA) купил два, добавив к каждому центральный вертикальный плавник для проверки улучшения устойчивости. Один из самолетов NACA Lockheed 12 использовался для испытаний технологии противообледенительной обработки «горячего крыла» , при которой горячий выхлопной воздух двигателей подавался через переднюю кромку крыла, чтобы предотвратить скопление льда. [17] [18]
Три других Lockheed 12 использовались для испытаний трехколесного шасси . [19] У них было заменено обычное шасси на неубирающееся шасси с большим носовым колесом и сдвинутыми дальше назад на мотогондолах основными колесами. [19] (Хвостовое колесо от обычного обычного шасси было сохранено. [19] ) Механизм был неубирающимся, потому что внутри конструкции не было места для его хранения в убранном положении. [13] обтекаемой формы обтекатели Для уменьшения лобового сопротивления на шасси были размещены . Один из трехколесных самолетов Lockheed 12 поступил в ВМС США под названием XJO-3 и провел испытания на посадку авианосца на авианосец « Лексингтон», чтобы изучить пригодность двухмоторного трехколесного самолета для авианосных операций. [18] [19] Еще один поступил в армию США под названием C-40B, а еще один был оставлен компанией Lockheed для собственных испытаний; оба они в конечном итоге были преобразованы обратно в нормальную конфигурацию шасси. [18] [19]
Майло Берчем пилотировал Lockheed 12A в гонке Bendix Trophy Race в 1937 году из Бербанка , Калифорния, в Кливленд , Огайо . У этого 12A были дополнительные топливные баки в кабине, что позволяло ему экономить время, совершая поездку длиной 2043 мили (3288 км) без остановок. [18] Модель 12A заняла пятое место со средней скоростью 184 миль в час (296 км/ч); Это был впечатляющий результат, поскольку первое и четвертое места заняли частные истребители «Северский П-35» . [18]
Другой Lockheed 12A, принадлежащий Republic Oil Company и названный The Texan , был модифицирован авиатором Джимми Маттерном для попытки кругосветного перелета. Маттерн заполнил кабину 12А топливными баками и снял окна и дверь кабины; Экипаж входил в самолет через люк кабины. [18] Самолету было отказано в разрешении США на полет после инцидента с Эрхартом, но затем в сентябре 1937 года он был задействован в поисках Сигизмунда Леваневского , который разбился где-то между Северным полюсом и Барроу на Аляске . Впоследствии «Техасец» был переоборудован в роскошный транспорт и погиб в результате пожара в ангаре в январе 1938 года. [20]
Компания Lockheed построила в общей сложности 130 самолетов Lockheed 12, прекратив производство в 1941 году. С началом Второй мировой войны компания Lockheed сосредоточила свои производственные усилия на более совершенных военных самолетах, таких как бомбардировщик Hudson и P-38 Lightning двухмоторный истребитель . Рынок Lockheed 12 остался за Beechcraft Model 18 , тысячи которых в конечном итоге будут произведены. [4] [6]
Некоторое количество Lockheed 12 сохранилось до наших дней, в основном в частных руках. Некоторые из них до сих пор летают. [21]
Варианты [ править ]
Гражданские модели [ править ]

- Модель 12А
- Оснащен двумя радиальными двигателями Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior SB мощностью 450 л.с. (336 кВт) . построено 70. [22] [23]
- Модель 12Б
- Как 12А, но оснащен двумя радиальными двигателями Wright R-975-E3 Whirlwind мощностью 440 л.с. (328 кВт) . [22] [24] Это была обычная гражданская модель, но построено всего две машины (серийные номера 1228 и 1249) достались аргентинской армии . [3]
- Модель 12-25
- Последние две выпущенные гражданские модели 12 (серийные номера 1293 и 1294), такие же, как 12А, но с двигателями Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior SB3.
Военные модели [ править ]

Все они были основаны на модели 12А и использовали одни и те же двигатели.
- С-40
- авиакорпуса армии США Пятиместный транспорт ; прототип (серийный номер 1247) переоборудован из принадлежащего компании 12А, построены еще два, переименованные в UC-40 в январе 1943 года. [22] [25]
- С-40А
- Транспорт авиационного корпуса армии США со смешанным пассажирско-грузовым салоном; Построено 10 самолетов, плюс один переоборудован из C-40B, переименованного в UC-40A в январе 1943 года. [22] [26]
- С-40Б
- испытательный стенд Воздушного корпуса армии США для испытаний фиксированного трехопорного шасси ; один построен, переоборудован в обычный C-40A в 1940 году. [22] [27]
- С-40Д
- Одиннадцать гражданских самолетов Model 12A, представленных ВВС США в 1942 году, со стандартным шестиместным салоном. В январе 1943 года переименован в UC-40D . [22] [28]
- ДЖО-1
- ВМС США Пятиместный транспорт ; один построен. [22] [29]
- ДЖО-2
- ВМС и морской пехоты Шестиместный транспорт США; построено пять. [22] [29]
- XJO-3
- Испытательный стенд ВМС США с фиксированным трехколесным велосипедом, используемый для испытаний на посадку авианосца и испытаний бортовых радиолокаторов; один построен. [22] [29]
- Р3О-2
- Одна гражданская модель 12А, представленная ВМС США в 1941 году. (Это было аномальное обозначение, поскольку ВМС уже использовали R3O для модели 10 Electra.) [29] [30]
- Модель 212
- Учебно-тренировочный бомбардировщик с бомбодержателями и артиллерийской башней на кормовой части фюзеляжа; Прототип (серийный номер 1243, пересерийный номер 212-13) преобразован из принадлежащего компании 12A, построено еще 16 самолетов, один прототип и 16 для ВВС Королевской армии Нидерландов в Ост-Индии . [22]
- Модель 12-26
- Военно-транспортная версия модели 212; 20 построены для ВВС Королевской армии Нидерландов в Ост-Индии. [3]
Операторы [ править ]
Гражданский [ править ]

- Аэрорте
- Аэровиас Бразилия
- Ассошиэйтед Эйрлайнз (Австралия)
- Британская Вест-Индиан Эйрвэйз Лтд.
- Лондонская корпорация аэронавтических исследований и продаж (прикрытие для шпионажа Сидни Коттона ) Один из ее самолетов G-AFTL был возвращен в полет в Великобритании в 2023 году.
- Continental Air Lines (ранее Varney Air Transport)
- Mercer Airlines (Бербанк, Калифорния)
- Южный Крест
- Национальный консультативный комитет по аэронавтике (NACA)
- Панайр-ду-Бразилия
- Канадский департамент транспорта [31]
- Министерство аэронавтики Бразилии [13]
- Санта-Мария Эйрлайнз
Военный [ править ]
выжившие и самолеты на выставке Годные к полетам

- Модель 12А (канадская регистрация CF-CCT, строительный номер Lockheed 1219) выставлена в Канадском музее авиации в Оттаве , Онтарио . Этот самолет эксплуатировался Министерством транспорта Канады с 1937 по 1963 год и исследовал маршрут Трансканадской авиалинии . В 1937 году он совершил первый однодневный рейс из Монреаля , Квебек, в Ванкувер , Британская Колумбия , сделав пять остановок в пути. [31]
- Бывший самолет C-40A авиакорпуса армии США (серийный номер армии США 38-540, гражданская регистрация США N93R, строительный номер Lockheed 1257) выставлен в Музее авиации Янки в Чино , Калифорния. [36] но разбился сразу после взлета из аэропорта Чино 15 июня 2024 года и был разрушен. [37]
- Lockheed 12A c/n 1306 Королевских ВВС Нидерландов выставлен на статической выставке в Национальном военном музее Состерберга в Состерберге , Нидерланды. [38]
- Бывший Lockheed 12-26 c/n 1313 Королевских ВВС Нидерландов выставлен на статической выставке в Арланда Флюгсамлингар, недалеко от аэропорта Стокгольм-Арланда. Шведская авиакомпания Airtaco приобрела самолет в 1953 году для перевозки газет. Регистрация SE-BXU была зарезервирована, но так и не была принята в реестр. Подарен Арланде Флюгсамлингар в 1990 году. [39]
- Регистрационный номер Lockheed 12A T-303 ВВС Индонезии выставлен на статической выставке на базе ВВС Сурьядарма в Субанг Ридженси , Индонезия. [40]
- Бывший самолет British Airways Ltd G-AFTL был возвращен в полет в 2023 году и теперь демонстрируется на авиалиниях Великобритании. [41]
- Бывший арендованный самолет USAAC/RAF 12a, который когда-то принадлежал компании Сидни Коттона Aeronautical and Industrial Research Corporation (G-AGWN), проходит статическую реставрацию в Парксе, Новый Южный Уэльс, Австралия, в Музее авиации HARS Parkes.
Технические характеристики (Модель 12А) [ править ]

Данные Lockheed Aircraft с 1913 года. [42]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Вместимость: 6 пассажиров [43]
- Длина: 36 футов 4 дюйма (11,07 м)
- Размах крыльев: 49 футов 6 дюймов (15,09 м)
- Рост: 9 футов 9 дюймов (2,97 м)
- Площадь крыла: 352 кв. футов (32,7 м 2 )
- Пустой вес: 5765 фунтов (2615 кг)
- Полная масса: 8400 фунтов (3810 кг)
- Максимальный взлетный вес: 8650 фунтов (3924 кг)
- Силовая установка: 2 Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior SB мощностью воздушного охлаждения 9-цилиндровых радиальных двигателя 450 л.с. (340 кВт) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 225 миль в час (362 км/ч, 196 узлов) на высоте 5000 футов (1500 м)
- Крейсерская скорость: 213 миль в час (343 км/ч, 185 узлов)
- Диапазон: 800 миль (1300 км, 700 миль)
- Практический потолок: 22 900 футов (7 000 м)
- Скорость набора высоты: 1400 футов/мин (7,1 м/с).
в Известные СМИ выступления
Lockheed 12 появился в роли французского авиалайнера в решающей финальной сцене фильма 1942 года «Касабланка» . [44] (Самолет имеет логотип Air France в виде морского конька . [45] хотя Air France на самом деле не эксплуатировала тип 12А). На многих кадрах «вырезка» заменяла настоящий Lockheed 12. Настоящих самолетов в фильме не было. Вместо этого использовались модели в половинном и четверть масштабе. [44] [Н 1]
Lockheed 12 также появлялись в фильмах в качестве замены Electra 10E, которую использовала Амелия Эрхарт в ее попытке кругосветного полета. Двое сыграли эту роль в телевизионном мини-сериале NBC 1976 года «Амелия Эрхарт» . [44] а еще один сделал это в фильме 2009 года «Амелия» . [46]
См. также [ править ]
- Lockheed L-188 Electra — несвязанный авиалайнер Lockheed, позже носивший то же название.
- «Самолет милосердия» , фильм 1939 года, в котором в качестве титульного самолета использовалась модель 12 Electra Junior.
Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки [ править ]
Примечания [ править ]
- ↑ Настоящим самолетом, летавшим из Касабланки в Лиссабон в 1942 году, на самом деле был Lockheed Model 18 Lodestar , которым управляла португальская компания Aeroportuguesa, единственная авиакомпания из нейтральной страны, которой разрешено летать по этому маршруту.
Цитаты [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б О'Лири 2001, с. 1.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж О'Лири 2001, с. 3.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Бауэрс, Питер. «История Lockheed 12A, стр. 2». Журнал полетов , апрель 2000 г. Дата обращения: 15 июля 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Бауэрс 2000, с. 1.
- ^ Рейс 1936, с. 148.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д О'Лири 2001, с. 4.
- ^ «Авиакомпании мира». Полет , том XXXIII, выпуск 1531, 28 апреля 1938 г., с. 418. Дата обращения: 15 января 2010 г.
- ^ «Авиакомпании мира». Полет , том XXXV, выпуск 1583, 27 апреля 1939 г., с. 431. Дата обращения: 15 января 2010 г.
- ^ "Расписание Continental Air Lines на 1 июля 1937 года". Континентальные авиалинии. Проверено: 15 января 2010 г.
- ^ Уилсон, Джон. «Отчет о прогрессе гражданской авиации в 1939–1945 годах», стр. 213–214, 230, Wasc.org.uk. 248. Проверено: 24 января 2010 г. Примечание. Это расшифровка оригинального отчета из библиотеки Управления гражданской авиации Соединенного Королевства ; его предоставляет филателистическое общество «West Africa Study Circle» .
- ^ "Расписание British West Indian Airways Limited на 1 января 1946 года". Британская Вест-Индиан Эйруэйз Лимитед (BWIA) . Проверено: 24 января 2010 г.
- ^ «Вест-Индия (Транспортные услуги)». Парламент Соединенного Королевства. Проверено: 24 января 2010 г. Примечание. Отчет представляет собой обсуждение воздушного транспорта в Вест-Индии на сессии Британской Палаты общин 17 апреля 1946 года .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Бауэрс, Питер. п. 3
- ^ "Небесные шпионы Сидни". Air Classics, декабрь 2001 г. Дата обращения: 16 января 2010 г.
- ^ Бауэрс 2000, с. 5.
- ^ [1]
- ^ "Горячее крыло". Air Classics, декабрь 2001 г. Дата обращения: 15 января 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Бауэрс 2000, с. 4.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и «Эксперименты с тремя передачами». Air Classics, декабрь 2001 г. Дата обращения: 16 января 2010 г.
- ^ "Дневник Джимми Маттерна, летчика-пионера, часть V." Журнал AAHS, весна 1998 г., стр. 22.
- ^ «Локхид 10 и 12». Архивировано 23 января 2010 г. в Wayback Machine Another Time. Проверено: 17 января 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Локхид 1–Дж». Аэрофилы. Проверено: 8 января 2010 г.
- ^ Лист данных сертификата типа FAA TC 616.
- ^ Руководство по инспекциям ФАУ, часть 4, стр. 31.
- ^ «Информационный бюллетень: Lockheed C-40». Архивировано 13 января 2011 г. в Wayback Machine Национальном музее ВВС США . Проверено: 8 января 2010 г.
- ^ «Информационный бюллетень: Lockheed C-40A». Архивировано 13 января 2011 г. в Wayback Machine Национальном музее ВВС США . Проверено: 8 января 2010 г.
- ^ «Информационный бюллетень: Lockheed C-40B». Архивировано 13 января 2011 г. в Wayback Machine Национальном музее ВВС США . Проверено: 8 января 2010 г.
- ^ «Информационный бюллетень: Lockheed UC-40D». Архивировано 5 октября 2013 г. в Wayback Machine Национальном музее ВВС США . Проверено: 8 января 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д МакКиллоп, Джек. «Lockheed JO Electra Junior, R2O Electra, R3O Electra и Electra Junior». microworks.net. Проверено: 8 января 2010 г.
- ^ «От Локхид К до Локхид-Мартин». Аэрофилы. Проверено: 8 января 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Локхид Л-12А Электра Джуниор». Архивировано 12 августа 2009 г. в Wayback Machine Музее авиации и космонавтики Canada . Проверено: 17 января 2010 г.
- ^ Франсильон 1982, с. 128.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Франсильон 1982, с. 130.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Франсильон 1982, с. 133.
- ^ "Фотографии переоборудованной модели 12 для ВВС Голландской Ост-Индии". Популярная наука , февраль 1941 г., с. 80.
- ^ «Наша коллекция — Восточный ангар». Архивировано 8 декабря 2009 г. в Музее авиации Wayback Machine Yanks . Проверено: 17 января 2010 г.
- ^ Новости, ABC «Двое погибших в результате крушения самолета времен Второй мировой войны возле аэропорта Калифорнии: официальные лица» . Новости АВС . Проверено 16 июня 2024 г.
{{cite web}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) - ^ "Lockheed L-12A L2-100, c/n 1306 - Поиск в коллекции - Национальный военный музей" . www.nmm.nl. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г.
- ^ «SE-BXU LOCKHEED 12-26 ELECTRA Jr | РЕЙС АРЛАНДА» .
- ^ «Музей Амерта Диргантара Мандала Калиджати, Субанг» . kotasubang.com (на индонезийском языке). 13 февраля 2014 года . Проверено 11 января 2021 г.
- ^ https://www.key.aero/article/exclusive-cotton-electra-takes-skies
- ^ Франсильон 1982, с. 134.
- ^ Франсильон 1982, с. 127.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Из всех джин-баров...» Air Classics, декабрь 2001 г. Дата обращения: 17 января 2010 г.
- ^ «Достигая звезд». Архивировано 9 августа 2011 г. в Wayback Machine Air France на сайте www.airfrancelasaga.com, 14 мая 2008 г. Проверено: 17 января 2010 г.
- ^ Коллинз, Майк. «Самолет из фильма «Амелия». Авиационный саммит AOPA, 6 октября 2009 г. Дата обращения: 8 января 2010 г.
Библиография [ править ]
- Бланкенбург, Кент (апрель 2000 г.). «Бэби Электра от Локхид» . Летный журнал . Архивировано из оригинала 25 июня 2006 г. – на сайте findarticles.com.
- Бауэрс, Питер. «История Локхид 12А». Летный журнал, апрель 2000 г.
- Дэвиссон, Бадд. «Локхид 12А: Летающий ребенок Электры». airbum.com, 1989.
- Франсильон, Рене Дж. Самолеты Lockheed с 1913 года. Лондон: Патнэм, 1982. ISBN 978-0-370-30329-1 .
- «Справочник по инспекциям, часть 4, стр. 31–32». Архивировано 28 декабря 2016 г. в Федеральном управлении гражданской авиации Wayback Machine .
- О'Лири, Майкл. «Юный бомбардировщик». Air Classics, декабрь 2001 г.
- О'Лири, Майкл. «Сияющие звезды (часть вторая)». Air Classics, декабрь 2001 г. Еще одна подробная история Lockheed 12. (Примечание: в онлайн-статье она объединена с подстатьей: «Младший бомбардировщик».)
- «Пентагон над островами: Тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast (2): 154–162. № ISSN 0143-5450 .
- «Меньший Lockheed Twin». Полет, том XXIX, выпуск 1415, 6 февраля 1936 г., с. 148. Краткий анонс и описание Lockheed 12, опубликованное перед первым полетом этого типа.
- «Паспорт типа сертификата TC 616». Архивировано 13 ноября 2016 г. в Федеральном управлении гражданской авиации Wayback Machine .
Внешние ссылки [ править ]

