Консолидированный C-87 Liberator Express
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2019 г. ) |
C-87 Либерейтор Экспресс | |
---|---|
![]() | |
Роль | Военно-транспортный самолет |
Производитель | Объединенная авиация |
Введение | 1942 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Военно-воздушные силы армии США Королевские ВВС ВМС США |
Количество построенных | 287 |
Разработано на основе | Консолидированный B-24 Либерейтор |
Consolidated C-87 Liberator Express — транспортная модификация тяжелого бомбардировщика B-24 Liberator, построенного во время Второй мировой войны для ВВС США . Всего с завода Consolidated Aircraft в Форт-Уэрте, штат Техас , было официально поставлено 287 самолетов C-87 . Завод также разработал и поставил учебно-тренировочный самолет ВВС США , получивший обозначение АТ-22. AAF C-87A был представительской транспортной версией C-87. , транспорт ВМС США VIP- получивший обозначение RY. Последней разработкой была контрактная для ВМФ версия с одним хвостовым оперением и удлиненным фюзеляжем. Построенный в Сан-Диего, он имел обозначение USN RY-3, а ВВС заказали проект C-87C. Они были отменены и переданы VIP-транспорту Королевских ВВС , получившему обозначение Liberator C.IX.
Напротив, C-109 Liberator представлял собой транспортник топлива, переоборудованный из существующих бомбардировщиков B-24. [1]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]C-87 был поспешно спроектирован в начале 1942 года, чтобы удовлетворить потребность в тяжелом грузовом и транспортном средстве с большей дальностью полета и лучшими высотными характеристиками, чем C -47 Skytrain , наиболее широко доступный ВВС США транспортный самолет на вооружении. время. Производство началось в 1942 году.
Первый прототип С-87 имел номер 41–11608. Проект включал в себя различные модификации, в том числе отказ от орудийных башен и другого вооружения, а также установку усиленного грузового пола, в том числе пола, проходящего через бомбовый отсек. Застекленный нос бомбардировочного отсека В-24 был заменен откидным металлическим колпаком для возможности погрузки носового отсека, доступ к которому в бомбардировочном варианте возможен только через лаз под полом кабины. Грузовая дверь была добавлена к левому борту фюзеляжа, прямо перед хвостом, а по бокам фюзеляжа был установлен ряд окон.
C-87 мог быть оснащен съемными сиденьями и багажниками для перевозки личного состава или носилок вместо груза. В окончательной конфигурации C-87 мог перевозить от 20 до 25 пассажиров или 12 000 фунтов (5 400 кг) груза. Из-за узких мест и нехватки военного производства многие самолеты C-87 были оснащены турбонагнетателями, обеспечивающими более низкое давление наддува и, следовательно, неспособными поддерживать мощность на тех же высотах, что и самолеты B-24, предназначенные для боевого применения, и соответственно потолок и скороподъемность были снижены. негативно повлияло.
VIP-транспорт С-87А
[ редактировать ]В 1942 и 1943 годах несколько самолетов C-87 были переоборудованы в роскошные пассажирские транспортные средства VIP-класса путем добавления изоляции, мягких сидений, перегородок и других приспособлений. Модифицированный самолет был способен перевозить 16 пассажиров и получил обозначение C-87A. В частности, один C-87A, серийный номер 41-24159 , был специально переоборудован в 1943 году в президентский VIP-транспорт Guess Where II , предназначенный для перевозки президента Франклина Д. Рузвельта в международных поездках. Если бы он был принят, это был бы первый самолет, который будет использоваться на президентской службе, то есть первый Air Force One . Однако Секретная служба после проверки спорных показателей безопасности C-87 в эксплуатации категорически отказалась одобрить « Угадай, где II» для президентской перевозки. [2] Затем « Угадай, где II» использовался для перевозки высокопоставленных членов администрации Рузвельта. В марте 1944 года « Угадай, где II» перевез Элеонору Рузвельт в турне доброй воли по нескольким странам Латинской Америки. [2]
ХС-87Б
[ редактировать ]Поврежденный B-24D , 42-40355 стал так называемым XC-87B с удлиненным фюзеляжем и маловысотными двигателями. Этот транспортный самолет, получивший название «Пиноккио», позже был переоборудован в однокилевой с двигателями типа «Капер». Не следует путать это с отмененным проектом XC-87B, который предлагал вооруженный транспорт.
Операционная история
[ редактировать ]
Большинство C-87 эксплуатировались Командованием воздушного транспорта США и управлялись бывшими гражданскими экипажами гражданских транспортных перевозчиков США. Первоначально самолеты использовались на трансокеанских маршрутах, слишком длительных, чтобы на них мог летать C-47. После японского вторжения в Бирму в 1942 году C-87 использовался для доставки военной техники из Индии американским и китайским войскам по « Горбу », коварному воздушному маршруту, пересекавшему Гималаи . Когда маршрут был открыт, C-87 был единственным доступным американским транспортным средством с высотными характеристиками, достаточно хорошими, чтобы летать по этому маршруту с большим грузом.
У C-87 было множество проблем, и у его экипажей была плохая репутация. Пилот-ветеран и писатель Эрнест К. Ганн в своих мемуарах 1961 года «Судьба-Охотник» писал: «Они были злой ублюдочной штуковиной, не имеющей ничего общего с относительно эффективным B-24, кроме внешнего вида». Жалобы касались сбоев электрических и гидравлических систем в условиях сильного холода на больших высотах, пугающе частой потери освещения кабины во время взлета, а также системы обогрева кабины экипажа, которая либо производила удушающий жар, либо не функционировала вообще. [3]
C-87 плохо поднимался при большой загрузке, что было опасной характеристикой при вылете с неулучшенных, залитых дождем аэродромов Индии и Китая; многие погибли при взлете из-за потери всего одного двигателя. В книге Ганна рассказывается о едва не столкнувшемся с Тадж-Махалом после взлета тяжелонагруженного C-87, когда пришлось поспешно выпустить полные закрылки, чтобы увеличить высоту самолета и избежать столкновения со зданием. Вспомогательные топливные баки дальнего действия самолета были соединены импровизированными и часто негерметичными топливопроводами, которые пересекали боевое отделение, удушая летный экипаж ядовитыми парами бензина и создавая опасность взрыва. C-87 также имел тенденцию входить в неконтролируемое сваливание или штопор при столкновении даже с легким обледенением , что часто случается над Гималаями. Ганн сказал, что они «не смогли унести с собой достаточно льда, чтобы охладить коктейль ». [4]
Самолет также мог стать неустойчивым в полете, если его центр тяжести сместился из-за неправильной загрузки груза. Эта продольная нестабильность возникла из-за поспешного преобразования самолета из бомбардировщика в грузовой. В отличие от обычного грузового транспорта, который изначально проектировался со сплошной грузовой кабиной с запасом прочности для продольного изменения загрузки, встроенные в конструкцию В-24 бомбодержатели и бомболюки были зафиксированы в фиксированном положении, что существенно ограничивало способность самолета переносить неправильную загрузку. Эта проблема усугублялась необходимостью военного времени и неспособностью командования воздушного транспорта USAAF проинструктировать мастеров погрузки об особенностях C-87. Корни конструкции как бомбардировщика также считаются причиной частого разрушения носовой части ; его прочности было достаточно для самолета, который сбросил полезную нагрузку в полете перед приземлением на ухоженную взлетно-посадочную полосу, но она оказалась незначительной для самолета, совершающего повторяющиеся жесткие посадки на неровные, неулучшенные взлетно-посадочные полосы при большой загрузке.
Несмотря на свои недостатки и непопулярность среди экипажей, C-87 ценился за надежность двигателей Pratt & Whitney, превосходную скорость, которая позволяла ему значительно смягчать воздействие встречного и бокового ветра, практический потолок , который позволял ему преодолевать большинство препятствий. погодные фронты и дальность полета, которая позволяла экипажам летать по схеме «фронт давления», преследуя попутный ветер. [5] C-87 никогда не был полностью вытеснен на воздушных маршрутах Douglas C-54 Skymaster и Curtiss C-46 Commando , которые предлагали аналогичные характеристики в сочетании с большей надежностью и более благоприятными летными характеристиками. Некоторые уцелевшие самолеты C-87 были переоборудованы в VIP-транспорты или тренажеры летного состава, а несколько других были проданы Королевским ВВС.
Варианты
[ редактировать ]- С-87
- Транспортный вариант B-24D USAAF с 25 пассажирскими местами, построено 278 штук. [6]
- С-87А
- VIP-версия на 16 пассажиров, три для ВВС США и три для ВМС США как RY-1. [6]
- С-87Б
- Предлагаемый вооруженный вариант, не построен. [6]
- ХС-87Б
Модификации с удлиненным носовым отсеком и маловысотной силовой установкой типа ЛБ-30. Более поздние силовые установки типа PB4Y-2 и одинарное оперение (см. RY-3/C-87C). 42–40355. (Всего: 1 конверсия)
- С-87С
- Предлагаемый вариант RY-3 USAAF, обозначение не используется. [6]
- РИ-1
- Обозначение ВМС США для трех бывших самолетов C-87A ВВС США, рассчитанных на 16 пассажиров. [6]
- РИ-2
- Пять бывших самолетов C-87 USAAF рассчитаны на 20 пассажиров, еще 15 были отменены. [6]
- РИ-3
- C-87 с одним хвостовым оперением и семифутовым фюзеляжем, как у PB4Y-2 Privateer . 39 были построены и использовались 231-й эскадрильей транспортного командования Королевских ВВС Корпуса морской пехоты США, а один использовался RCAF.
- АТ-22
- Пять C-87, использовавшиеся для подготовки бортинженеров, позже получили обозначение TB-24D. [6]
- Освободитель C.VII
- Обозначение Королевских ВВС для самолетов C-87, поставляемых по ленд-лизу [7]
- Освободитель C.IX
- Обозначение Королевских ВВС для 26 самолетов RY-3, поставленных по ленд-лизу. Обозначение, означающее «Грузовой (самолет) Марк 9».
Аварии и происшествия
[ редактировать ]Сеть авиационной безопасности , входящая в состав Фонда безопасности полетов , фиксирует 150 происшествий с потерей корпуса самолетов C-87 или C-109, произошедших в период с 1942 по 1964 год. [8]
(Индия), закончилось топливо 30 ноября 1943 года у самолета C-87 с экипажем из четырех человек и пассажира, летевшего из Куньмина (Китай) в Джорхат , когда его сбил с курса сильный ветер. Все пятеро на борту приземлились недалеко от Цетанга и в Тибете стали одними из первых американцев, посетивших Лхасу . [9]
Самая страшная авария произошла 25 июля 1944 года. Все 27 человек на борту USAAF C.87 41-11706 погибли в результате крушения на острове Флорида в юго-западной части Тихого океана; [10] Экипаж состоял из гражданских служащих Consairway , а пассажирами - высокопоставленных британских и американских офицеров, в том числе коммодора авиации Королевских ВВС Исаака Джона Фитча . [11]
В следующем году, в июле 1945 года, самолет Consolidated C-87 Liberator Express Королевских ВВС, направлявшийся на остров Манус, не смог набрать высоту после взлета с ныне несуществующей взлетно-посадочной полосы 22 в Сиднее, врезался в деревья и врезался в землю в Брайтоне. Ле-Сандс . [12] [13] Самолет взорвался при ударе, в результате чего погибли все 12 пассажиров и члены экипажа, находившиеся на борту. Жертвы были представителями вооруженных сил Великобритании, Австралии и Новой Зеландии. [14]
Еще одна заметная катастрофа произошла 15 апреля 1957 года, когда C-87 XA-KUN , которым управляла компания TAMSA (Transportes Aéreos Mexicanos SA), разбился после взлета из аэропорта Мерида-Рехон , в результате чего погибли все находившиеся на борту, включая известного мексиканского актера и певца. Педро Инфанте . [15]
Операторы
[ редактировать ]- Боливийская авиационная компания
- ВВС Китайской Республики Три самолета C-87 были приданы 8-й бомбардировочной группе в качестве транспортных средств.
- Два самолета C-87 ВВС Индии , извлеченные из свалки в Канпуре, сформировали исследовательский полет № 102. [16]
- ТАМСА (Transportes Aéreos Mexicanos SA)
Технические характеристики (С-87)
[ редактировать ]
Данные из [17]
Общие характеристики
- Экипаж: четыре человека (пилот, второй пилот, штурман, радист)
- Вместимость: ~ 25 пассажиров или 6000 фунтов (2700 кг) груза для трансатлантических рейсов и максимум 10 000 фунтов (4500 кг) для более коротких рейсов.
- Длина: 66 футов 4 дюйма (20,22 м)
- Размах крыльев: 110 футов 0 дюймов (33,53 м)
- Рост: 17 футов 11 дюймов (5,46 м)
- Площадь крыла: 1048 кв. футов (97,4 м ). 2 )
- Пустой вес: 30 645 фунтов (13 900 кг)
- Полная масса: 56 000 фунтов (25 401 кг)
- Запас топлива: 2910 галлонов США (11000 л; 2420 имп галлонов)
- Силовая установка: 4 × Pratt & Whitney R-1830-43, 14-цил. Радиально-поршневые двигатели воздушного охлаждения с General Electric мощностью 1200 л.с. (890 кВт) каждый при 2700 об/мин на взлете. турбонагнетателями
Производительность
- Максимальная скорость: 300 миль в час (480 км/ч, 260 узлов) на высоте 25 000 футов (7600 м).
- Диапазон: 1400 миль (2300 км, 1200 миль) при мощности 60%, 215 миль в час (187 узлов; 346 км / ч) на высоте 10 000 футов (3000 м)
- Перегоночная дальность: 3300 миль (5300 км, 2900 миль) при 215 миль в час (187 узлов; 346 км / ч) на высоте 10 000 футов (3000 м)
- Практический потолок: 28 000 футов (8 500 м) при взлетной массе 56 000 фунтов (25 000 кг).
- Время набора высоты: 20 000 футов (6 100 м) за 60 минут.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Коммандос (самолет)
- Консолидированный B-24 Либерейтор
- Объединенный капер PB4Y-2
- Лайнер R2Y Освободитель
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список военных самолетов США
- Список обозначений самолетов ВМС США (до 1962 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ https://web.archive.org/web/20090304014706/http://home.att.net/~jbaugher2/b24_27.html Консолидированный C-109
- ^ Jump up to: а б Дорр 2002, с. 134.
- ^ Ганн, Эрнест К. (1961), Fate is the Hunter , Саймон и Шустер. ISBN 0-671-63603-0 , стр. 214–215
- ^ Ганн (1961), стр. 214.
- ^ Ганн (1961), стр. 216–217.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Андраде 1987, стр. 42, 82, 87.
- ^ https://www.iwm.org.uk/collections/item/object/205126691 .
- ^ Рантер, Харро. «Сеть авиационной безопасности> База данных авиационной безопасности ASN> Индекс типа воздушного судна> Консолидированная статистика C-87> Консолидированная статистика C-87» . Aviation-safety.net . Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ « Затерянные в Тибете: нерассказанная история пяти американских летчиков, сбитого самолета и желания выжить » (PDF) . История авиации . Лето 2006. с. 55.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Consolidated C-87 Liberator Express, 41-11706, деревня Гаэта, остров Флорида» . Aviation-safety.net . Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ PacificWrecks.com. «Тихоокеанские затонувшие корабли — C-87-CF Liberator Express, серийный номер 41-11706» . pacificwrecks.com . Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ Пирси, Артур (1996). Самолеты по ленд-лизу во Второй мировой войне (1. изд.). США: Международные издатели и оптовики Motorbooks. п. 105. ИСБН 9780760302590 .
- ^ Ливингстон, Боб (1998). Под Южным крестом: B-24 Liberator в южной части Тихого океана (ограниченное издание). Падука, Кентукки: Издательская компания Turner. п. 122. ИСБН 9781563114328 .
- ^ «Крушение C-87 Liberator Express в 1 миле к западу от аэродрома Маскот, 19 июля 1945 года» . Архивировано из оригинала 21 апреля 2013 года . Проверено 24 июля 2012 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN Consolidated C-87 Liberator Express XA-KUN, аэропорт Мерида-Рехон (MID)» . Aviation-safety.net . Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ "Освободитель". Архивировано 12 декабря 2009 г. на сайте Wayback Machine bharat-rakshak.com. Проверено: 9 декабря 2010 г.
- ^ Баугер, Джо (13 июня 2004 г.). «Консолидированный C-87 Liberator Express» . joebaugher.com . Проверено 16 сентября 2015 г.
- Библиография
- Андраде, Джон. Обозначения и серийные номера военных самолетов США с 1909 года . Хинкли, Великобритания: Публикации округов Мидленд, 1979. ISBN 0-904597-22-9 .
- Баугер, Джо. «Консолидированный C-87 Liberator Express». [ постоянная мертвая ссылка ] Энциклопедия американских военных самолетов Джо Баугера . Проверено: 25 апреля 2006 г.
- Баугер, Джо. «Объединенный С-109». Энциклопедия американских военных самолетов Джо Баугера . Проверено: 5 сентября 2008 г.
- Дорр, Роберт Ф. Air Force One . Нью-Йорк: Zenith Imprint, 2002. ISBN 0-7603-1055-6 .
- Ганн, Эрнест К. Судьба – Охотница . Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1961. ISBN 0-671-63603-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Популярная механика, ноябрь 1943 г., «Чертеж С-87 в разрезе».
- Венделл Уилки прибывает в Каир в 1942 году на C-87 «Гулливер»… обратите внимание на двойную грузовую дверь настоящего C-87.
- эссе Томаса МакЭвоя 1944 года Фотография C-87: на неизвестном отдаленном поле из жизненного «Огненный шар-экспресс в Индию».
- эссе Томаса МакЭвоя 1944 года Фото C-87: вид из кабины из жизненного «Экспресс огненного шара в Индию»
- Томаса МакЭвоя 1944 года Фото C-87: носовой загрузочный люк из жизнеописания «Огненный шар-экспресс в Индию».
- эссе Томаса МакЭвоя 1944 года Фотография C-87 со старинным грузовиком из жизненного «Экспресс огненного шара в Индию».
- Вид на Тадж-Махал с пилота C-87, упомянутый в справочнике Эрнеста К. Ганна, McAvoy/ Life.