Jump to content

Авиакатастрофа в Элветэме

Координаты : 51 ° 18'3,40 дюйма с.ш. 0 ° 53'6,97 дюйма з.д.  /  51,3009444 ° с.ш. 0,8852694 ° з.д.  / 51,3009444; -0,8852694

Авиакатастрофа в Элветэме
Consolidated Liberator GR.VI из 200-й эскадрильи RAF . Это та же версия B-24, что и KG867 PP-N из 311-й эскадрильи .
Несчастный случай
Дата 5 октября 1945 г.
Краткое содержание Утечка топлива привела к возгоранию двигателя
Сайт Элветам, Хэмпшир , Англия 51 ° 18'3,40 дюйма с.ш. 0 ° 53'6,97 дюйма з.д.  /  51,3009444 ° с.ш. 0,8852694 ° з.д.  / 51,3009444; -0,8852694
Самолет
Тип самолета Консолидированный Освободитель GR.VI
Оператор Транспортное командование Королевских ВВС
Регистрация КГ867
Начало рейса Королевские ВВС Блэкбуш , Хэмпшир, Англия
Место назначения Аэропорт Рузине, Прага , Чехословакия.
Пассажиры 18
Экипаж 5
Погибшие 23
Выжившие 0

произошла Авиакатастрофа в Элветэме 5 октября 1945 года, когда самолет Consolidated Liberator GR.VI , серийный номер KG867, из 311-й эскадрильи Королевских ВВС разбился в Элветэме, к востоку от Хартли-Винтни , Хэмпшир, из-за возгорания одного из двигателей и нехватки топлива . другому.

Самолет находился примерно на пяти минутах полета из близлежащего Королевских ВВС Блэкбуше в аэропорт Рузине в Праге , Чехословакия . В результате крушения погибли все 23 человека, находившиеся на борту: пять членов экипажа, 17 официальных пассажиров и один безбилетный пассажир . [1]

Все 23 жертвы были чехословаками . Среди них девять женщин и пятеро очень маленьких детей. Катастрофа стала крупнейшей гибелью людей в результате несчастного случая с участием свободных чехословаков, служащих в добровольческом резерве Королевских ВВС . [1] После катастрофы правительство Чехословакии переключило репатриацию своих граждан с воздушного транспорта на наземный. [2] [3] [4]

Компания Consolidated Aircraft спроектировала и построила четырехмоторный B-24 Liberator как дальний морской патрульный самолет и тяжелый бомбардировщик . летала 311-я эскадрилья под командованием прибрежных ВВС Великобритании. GR.VI представлял собой версию морского патруля, на которой с июня 1943 года Потребность союзников в таких патрулях сократилась после капитуляции Германии в мае 1945 года и прекратилась с капитуляцией Японии в августе.

Однако потребность в военно-транспортных самолетах оставалась высокой. Военно-транспортные задачи в течение нескольких месяцев после окончания боевых действий включали восстановление транспортного сообщения с недавно освобожденными странами Европы, оккупированной немцами . Самолеты были необходимы для доставки припасов и оборудования, а также для репатриации граждан ранее оккупированных стран, служивших в войсках союзников. За годы изгнания многие из этих граждан женились и создали семьи, которые теперь хотели забрать с собой домой.

Поэтому в июне 1945 года 311-я эскадрилья была передана Транспортному командованию Королевских ВВС и начала летать на GR.VI Liberator, переоборудованных в военно-транспортные самолеты. В каждом самолете двери бомбоотсека закрывал временный деревянный пол. был вставлен грузовой и пассажирский дверной проем В одной стороне фюзеляжа . Если нужно было перевозить пассажиров, устанавливали деревянные скамейки. Цвета самолетов остались прежними: белые по бокам и снизу, камуфляж только на верхних поверхностях. В августе 1945 года 311-я эскадрилья была переведена из Королевских ВВС Манстон в Кенте , Англия, в аэропорт Рузине в Праге, Чехословакия, для продолжения транспортных операций. [1]

История полетов

[ редактировать ]

Самолет KG867 носил маркировку ПП-Н. [5] PP был кодом 311-й эскадрильи, а -N обозначал отдельный самолет. Его капитаном был пилот-офицер Ярослав Кудлачек, 25-летний парень из Хрудима в восточной Чехии . Его стаж налета составил 1421 час, из них 512 часов на четырехмоторных самолетах. [1] Кудлачек был женат на британке, их первый сын родился в октябре 1941 года, и семья с нетерпением ждала четырехлетия мальчика. Кудлачек только что вернулся из Королевской больницы в Вулвергемптоне , где госпожа Кудлачкова родила второго сына. [1] около 10 дней назад. [6]

KG867 должен был совершить рейс длиной 665 миль (1070 км) из Блэкбуше в Рузине в четверг, 4 октября, чтобы репатриировать чехословацких военнослужащих и их семьи на родину. Пилот «Кудлачек» трижды пытался взлететь, но каждый раз прерывал взлет из-за неисправности одного из двигателей. После того, как Кудлачек прервал третью попытку, полет был отложен на следующий день, чтобы дать возможность осмотреть и отремонтировать KG867. [1]

По одной из версий, пассажирам предоставили временное жилье на ночь. Но в другом отчете, написанном прапорщиком 311-й эскадрильи Павлом Свободой, говорится: «Мы провели очень неприятную ночь из-за нехватки жилья, особенно женщин с детьми». [1]

KG867 На следующее утро пассажирский манифест был изменен. Два сотрудника 311-й эскадрильи, которым было поручено летать в качестве пассажиров, - прапорщик Свобода и первого класса WAAF ведущая летчица Эдита Седлакова - были перемещены, а их места были переданы другим пассажирам. [1]

В пятницу, 5 октября, три «Либерейтора», включая перенесенный KG867, должны были взлететь из Блэкбуша. [3] [6] KG867 поднялся в воздух в хорошую погоду. По разным данным, он взлетел либо в 12:43, либо в 14:20. Самолет совершил обычный облет аэродрома и направился в сторону Праги. [1] При крейсерской скорости Liberator 215 миль в час (346 км/ч) можно было ожидать, что полет займет более трех часов, поэтому KG867 имел на борту значительное количество топлива.

Пожар и авария двигателя

[ редактировать ]

Затем, примерно через три минуты полета, свидетели на земле увидели, что на главном крыле самолета вокруг двигателя № 2 (внутренний левый порт ) вспыхнул пожар. Один свидетель, Джордж Гринвуд из 4167-й эскадрильи Королевских ВВС, сказал, что видел «огромный столб черного дыма из одного из двигателей». [1]

Элветэм Холл , в поместье которого разбился KG867

Самолет терял высоту, и Кудлачек попытался повернуть обратно на аэродром. О За 1 + 1 мили (2,4 км) до аэродрома KG867 круто повернул влево, опустив левое крыло и пикируя под углом 30 градусов . Примерно через пять минут после взлета левое крыло зацепило живую изгородь, в результате чего левый двигатель упал на землю на поле сахарной свеклы в Элветэме, к востоку от Хартли-Винтни . Самолет перевернулся , развалился и загорелся. [1]

Поле было частью поместья Элветэм-Холл сэра Фицроя Калторпа , баронета . Группа цыган косила сахарную свеклу и сидела у костра и ела. Им едва удалось спастись, поскольку «Освободитель» разбился и загорелся всего в 200 ярдах (180 м) от них. [3] [7]

На другом поле неподалеку группа детей помогала фермеру собирать картофель. Одна девочка, которой на тот момент было 12 лет, вспомнила, как видела, как KG867 пролетел с опущенным левым крылом и оба двигателя правого борта «работали очень быстро», прежде чем исчезнуть из поля зрения и разбиться. Фермер велел каждому из детей взять по большой картофелине и пойти домой. Она вспоминает, что в течение нескольких дней после этого «никому не разрешалось приближаться к месту крушения. Почти неделю на месте крушения было много грузовиков и людей, расследующих обломки». [1]

Джордж Гринвуд напомнил, что британские ВВС Блэкбуш «ошеломлены и замолчали». Другой из 311-й эскадрильи «Либерейтор», который должен был вылететь в тот день, уже рулил на аэродроме, когда KG867 разбился. Диспетчерская вышка отозвала его и приказала самолету подождать, но позже ему было разрешено взлет; его экипажу не сообщили о катастрофе до тех пор, пока они не приземлились в Праге. [1]

В результате аварии погибли все 23 человека, находившиеся на борту самолета. Экипаж из пяти человек состоял из пилота, второго пилота , штурмана , радиста и бортинженера . Вторым пилотом был прапорщик Антонин Брож, 31 год, из Градца Кралове в северной Чехии. Бортинженером был сержант Зденек Седлак, 33 года, из Праги, который был мужем LACW Седлаковой, у которой было забронировано место на рейс, но чье место было передано другому пассажиру. [1]

Среди 17 официальных пассажиров было девять женщин, одной из которых была Марина Паулинёва , 46 лет, которая была заместителем председателя Чехословацкого Красного Креста в Лондоне. [6] [7] Также среди пассажиров были пятеро детей, путешествующих со своими матерями. Старшей, Еве Шафранковой, было три года. Иржи Розенблюму и Елене Жалудовой было два года. Близнецам Ладиславу Собеславскому и Маренке Собеславской было всего 18 месяцев. [1]

На месте крушения обнаружено тело еще одного человека. Оно было настолько сильно обожжено, что следователи не могли сказать, принадлежал ли это мужчине или женщине. Поначалу его личность была загадкой. [3] [7] Но LACW Седлакова, жена бортинженера флайт-сержанта Седлака, пропала без вести после взлета KG867. [3] и ей не удалось вернуться домой в свою квартиру в Лондоне. [6]

Седлакова родилась Эдита Германнова, чехословацкая еврейка , которая приехала в Великобританию как беженка из Винтона в 1939 году. Ее отец уже умер в то время, а ее брат Курт самостоятельно въехал в Великобританию в качестве беженца несколькими месяцами ранее, в 1939 году. убили их мать Хедвику в Освенциме в октябре 1944 года. После учебы в Англии Эдита записалась в ВВС и была направлена ​​в 311-ю эскадрилью, где она и Седлак встретились. Они поженились в мае 1945 года. Седлакову описывали как «энергичную девушку», «глубоко влюбленную в своего мужа». [6] Примерно за две недели до крушения Седлакова добилась увольнения из ВВС Великобритании, чтобы они с Седлаком могли вместе вернуться на родину. В последний раз ее видели в Блэкбуше рядом с багажом, который должен был быть погружен в самолет. [3] Либо сама, либо с помощью других она несанкционированно поднялась на борт KG867. [1] Седлакова стала единственным погибшим WAAF за шестилетнюю историю 311-й эскадрильи. [8]

Отстранение от полета спасло жизнь прапорщику Свободе. Он вспоминал, что «моё имя было исключено из списка, и меня заменили по той причине, что меня так и не проинформировали» ( так в оригинале ). [1]

Это конкретное изменение в пассажирском манифесте относительно «Свободы» было дополнено более свежей информацией. После публикации в Facebook фотокатастрофы «Либерейтор» 1945 года, опубликованной в декабре 2017 года фотографическим проектом «Военные могилы», Сью Олбери ответила. Она указала, что ее родители, Дорис и Эдди Грабак, уступили места на рейс Эдит и Зденеку. Если это было так, то из трагических обстоятельств вышло что-то хорошее. Как пишет Сью в своем посте, если бы ее родители не уступили свои места, «я бы не писала это».

Обломки были разбросаны на месте крушения. Обгоревшие куски капота внутреннего левого двигателя были обнаружены около 1/2 За мили ( 800 м) до точки удара. Один из двигателей правого борта был отброшен примерно на 200 ярдов (180 м) от места удара. Остальные обломки были отброшены на расстояние до 250 ярдов (230 м) от точки удара. [1]

Официальное расследование установило:

Левый внутренний двигатель загорелся из-за утечки бензина из разорванной трубы между карбюратором и клапаном разбавления масла из-за перетирания. Предположительно, зажигание произошло от трубопровода выхлопной трубы к турбонагнетателю. [9]

Тогда топливная трубка сгорела бы, что привело бы к нехватке топлива в двигателе № 1 (внешний порт). Если бы загорелось левое крыло и оба левых двигателя вышли из строя, самолетом было бы все труднее управлять. [1]

Внутри кабины «Либерейтора», взгляд вперед. Место второго пилота находится по правому борту (справа).

На самолете не было приборов обнаружения и оповещения о пожаре. два встроенных углекислотных Но у него было огнетушителя для тушения возгорания двигателя. Огнетушители не были автоматическими. На правом борту кабины располагалась панель управления, с которой второй пилот управлял огнетушителями по указанию пилота. Следователи установили, что оба огнетушителя были разрядены. Это предполагало, что член экипажа, предположительно второй пилот, прапорщик Брож, пытался потушить возгорание двигателя. [1]

Доступ к панели управления был затруднен, так как его частично перегораживал аварийный насос гидравлического оборудования самолета. На панели управления огнетушителем имелись переключатели, позволяющие второму пилоту выбирать, какой из четырех двигателей залить CO 2 . Следователи установили, что на борту KG867 селекторный переключатель левых двигателей находился в положении «выключено», а селектор правых двигателей был переключен для гашения внутреннего правого двигателя. Это предполагало, что в чрезвычайной ситуации прапорщик Брож мог по ошибке заглушить не тот двигатель. [1]

Присутствие на борту постороннего пассажира, LACW Седлаковой, не способствовало катастрофе. [1]

Последствия и захоронения

[ редактировать ]

6 октября 1945 года правительство Чехословакии объявило о прекращении репатриации своих граждан из Великобритании воздушным транспортом. [4] После этого их отправили на корабле из британского порта в Остенде в Бельгии, а затем поездом через Бельгию и Германию. [2] при содействии NMBS/SNCB . [3] Посольство Чехословакии в Лондоне объявило, что около 400 человек покинут Великобританию морским путем в Остенде 11 октября, еще около 400 человек 26 октября и около 1200 человек в ноябре. [2]

Также 11 октября 18 жертв авиакатастрофы были похоронены на Бруквудском кладбище в графстве Суррей . [10] Все пять членов экипажа были похоронены на чехословацкой части Бруквудского военного кладбища . [1] 13 пассажиров делят общую могилу на части гражданского кладбища на Лонг-авеню, называемой Старой римско-католической землей. [10] На братской могиле есть надгробие с именами этих 13 пассажиров, в том числе безбилетного пассажира Эдиты Седлаковой. В ноябре 2015 года перед памятником была установлена ​​​​отдельная мемориальная доска меньшего размера, посвященная службе Седлаковой в ВВС. [1]

Пятеро пассажиров не похоронены в общей могиле в Бруквуде. Это Марта Образова, Иржи Розенблюм, Анна Розенблюмова, Отто Шварц и Хелена Водакова. [10]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х «Блэкбуш, 5 октября 1945 года» . Свободные чехословацкие ВВС . 4 августа 2011 г. Проверено 2 октября 2017 г.
  2. ^ Jump up to: а б с The Times , 8 октября 1945 г., стр. 4.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Шотландец , 8 октября 1945 года.
  4. ^ Jump up to: а б Галлей 1999 , стр. 7–24.
  5. ^ Ванчата 2013 , стр. 82.
  6. ^ Jump up to: а б с д и Народ , 7 октября 1945 г.
  7. ^ Jump up to: а б с Coventry Evening Telegraph , 6 октября 1945 г.
  8. ^ Ванчата 2013 , стр. 87.
  9. ^ Ванчата 2013 , стр. 83.
  10. ^ Jump up to: а б с Аноним , 11 октября 1945 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Аноним. Реестр захоронений в Лондонском некрополе . Бруквуд: Лондонская компания некрополя . 11 октября 1945 года.
  • «Авария в Хэмпшире». Таймс . № 50267. Лондон. 8 октября 1945 г. с. 4.
  • «Тайна 23-го тела в пылающем крушении самолета». Шотландец . 8 октября 1945 года.
  • «Девушка-жена отдала жизнь ради любви». Люди . Одхамс Пресс . 7 октября 1945 года.
  • «Пассажирские авиакатастрофы в Хэмпшире: 23 человека погибли». Ковентри Ивнинг Телеграф . 6 октября 1945 года.
  • Галли, Джеймс (1999). Сломанные крылья – послевоенные происшествия в Королевских ВВС . Танбридж Уэллс: Air-Britain (Historians) Ltd., стр. 7–24. ISBN  0-85130-290-4 .
  • Ванчата, Павел (2013). 311-я эскадрилья . Сандомир: Stratus, для публикаций о моделях грибов. стр. 82–83. ISBN  978-83-61421-43-6 .
  • Герман, Майкл, Восемьдесят лет спустя, 3P Publishing, Корби, 2019. ISBN 978-1-911559-71-9
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3097796239114e6d0f1eb37536f66fbb__1712735640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/bb/3097796239114e6d0f1eb37536f66fbb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Elvetham air crash - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)