Список операторов Consolidated B-24 Liberator
В списке объединенных операторов B-24 Liberator указаны как B-24 Liberator, так и PB4Y Privateer, включая нацию и ветвь обслуживания:
Операторы B-24 Liberator
[ редактировать ]Военные операторы
[ редактировать ]Австралия
[ редактировать ]Из-за огромного количества самолетов Liberator, имевшихся в 1943 году, было решено, что Королевские ВВС Австралии (RAAF) должны сформировать до семи эскадрилий тяжелых бомбардировщиков Liberator. Это также позволит бомбардировочным группам USAAF перебраться из Австралии в другие районы. Поскольку 21-я, 23-я и 24-я эскадрильи RAAF, оснащенные пикирующими бомбардировщиками Vultee Vengeance, только что вернулись из Новой Гвинеи, было решено, что они должны быть переоборудованы первыми. Экипажи RAAF прошли обучение и летали вместе с USAAF до тех пор, пока в феврале 1944 года не были получены RAAF Liberator. Первые девять новых бомбардировщиков сформировали подразделение оперативной подготовки № 7. [1]
Незапланированные задержки поставок означали, что эскадрильи не действовали до 1945 года, когда они начали операции со своей базы на Северной территории, сформировав бомбардировочное крыло № 82 RAAF. Они играли очень активную роль в тяжелых бомбардировках в последние месяцы войны. особенно в кампании на Борнео. Другая эскадрилья бомбардировщиков RAAF использовала Liberator.
Кроме того, рейсы № 200 и 201 летали на «Либерейторе» под руководством Австралийского разведывательного бюро.
- 200 был оснащен 8 B-24, и их операции включали переброску спецназа «Z-Force» в тыл противника.
- 210 летал на двух B-24 из Дарвина на Северной территории, проводя радиоэлектронное противодействие японским радарам и радиосвязи.
В конце войны большинство B-24 больше не требовались и были списаны на металл, который затем переплавлялся для более срочного использования. После войны в 1948 году на смену Либерейтерам пришли Авро Линкольны . Около 287 «Либераторов» (модели B-24D, B-24J, B-24L и B-24M) в конечном итоге служили в бомбардировочных эскадрильях RAAF. Это был единственный тяжелый бомбардировщик, использовавшийся RAAF в Тихом океане, и они действовали с территории Австралии, Моротаи (Ост-Индия) и Палавана (Филиппины).
Австралия/Юго-Западная часть Тихого океана
- Генерал-губернаторский рейс RAAF (как VIP-транспорт)
- № 12-я эскадрилья RAAF
- № 21-я эскадрилья RAAF
- № 23-я эскадрилья RAAF
- № 24-я эскадрилья RAAF
- № 25-я эскадрилья RAAF
- № 99-я эскадрилья RAAF
- № 102-я эскадрилья RAAF
- № 7 Отдел оперативной подготовки РАФ
- Рейс № 200 RAAF (контролируется Союзным разведывательным бюро )
- № 201 Рейс RAAF
- Блок связи №1 РАФ (как VIP-транспорт)
Европа
- 10-я эскадрилья RAAF / 466-я эскадрилья RAAF (объединенное или объединенное подразделение - источники различаются; начало переоборудования в «Освободители» в середине 1945 года после капитуляции Германии, перед переброской в Тихий океан; расформировано в октябре 1945 года после капитуляции Германии). Япония.) [2] [3]
Канада
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны RCAF имел четыре противолодочные эскадрильи «Либерейтор», одну тяжелую транспортную эскадрилью и одну бомбардировочную эскадрилью.
- № 10-я эскадрилья RCAF
- 11-я эскадрилья бомбардировочно-разведывательной эскадрильи RCAF, RCAF
- № 168-я тяжелая транспортная эскадрилья, RCAF
- № 5 OTU, BCATP Баундэри-Бэй, Британская Колумбия и Абботсфорд, Британская Колумбия
Китай
[ редактировать ]Всего в 1944–45 годах по ленд-лизу было продано Китаю 138 B-24 Liberator, но фактически к концу войны было получено только 37 B-24M. В конечном итоге было получено около 48 В-24М, которые использовались в гражданской войне в Китае.
Китайская Народная Республика
[ редактировать ]Два B-24M были захвачены во время гражданской войны в Китае и эксплуатировались до 1952 года.
Чехословакия
[ редактировать ]Германия
[ редактировать ]- Подразделение KG 200 использовало несколько трофейных B-24 для выполнения секретных миссий.
Индия
[ редактировать ]Когда Индия получила независимость в 1947 году, от 37 до 42 «Либераторов» были воскрешены HAL и служили в эскадрильях № 5, 6 и 16. [4] до выхода на пенсию в 1968 году. Именно ВВС Индии обязано своим существованием большинство оставшихся B-24.
Серьезным пробелом в ВВС Индии во время Кашмирского конфликта было отсутствие тяжелых бомбардировщиков. После Второй мировой войны ВВС Великобритании были вынуждены избавиться от ряда самолетов Consolidated B-24 Liberator в Индии, которые они получили от США по условиям соглашения о ленд-лизе. Эти «Либерейторы» были отправлены в Канпур , где они были различными способами повреждены персоналом британских ВВС, что сделало их непригодными для использования. Однако RIAF, который в течение многих лет полагался на операции по спасению и ремонту, чтобы поддерживать в рабочем состоянии свои испытывающие недостаток техники эскадрильи, смог отремонтировать «Либерейторы». Около 42 «Либераторов» были готовы к полетам с использованием запасных частей, заимствованных у других «Либераторов».
ВВС IAF стали последними военно-воздушными силами в мире, летавшими на Liberator, сняв этот тип с вооружения в 1968 году. Впоследствии музей RAF в Великобритании поинтересовался возможностью приобретения для своей коллекции бывшего самолета Liberator, принадлежавшего IAF. В 1974 году один из «Либерейторов» был переправлен из Индии в Англию; Позже он был установлен в музее на постоянной экспозиции.
Италия
[ редактировать ]- Одиночный B-24D USAAF (серийный номер 41-23659) был захвачен Regia Aeronautica после приземления в Пакино , Сицилия, в феврале 1943 года. После оценки в итальянском испытательном центре в Гуидонии он был доставлен в испытательный центр Люфтваффе в Рехлине в июне.
Никарагуа
[ редактировать ]- Два бывших ВВС США B-24D эксплуатировались FAN в 1950-х годах. Позже продан американским коллекционерам Warbird в начале 60-х годов.
Нидерланды
[ редактировать ]321-я эскадрилья RAF была сформирована из голландского личного состава Королевской военно-морской авиации Нидерландов во время Второй мировой войны . После капитуляции Японии эскадрилья перешла под управление Службы морской авиации Нидерландов . С декабря 1944 по декабрь 1945 года он летал на B-24 Liberator.
Новая Зеландия
[ редактировать ]Польша
[ редактировать ]Португалия
[ редактировать ]Шесть B-24 Liberator различных вариантов были интернированы во время Второй мировой войны после приземления в Португалии по многим причинам. Все шесть этих самолетов эксплуатировались Aeronáutica Militar (армейской военной авиацией).
Румыния
[ редактировать ]Один B-24 был захвачен практически неповрежденным после операции «Приливная волна» его испытывали Королевские ВВС Румынии в 1943 году . Зимой . Еще два B-24 были захвачены после налета 5 апреля 1944 года. Планировалось сформировать эскадрилью из-за большого количества приземлившихся или разбившихся B-24 летом 1944 года, но только три B-24D и один B-24J были готовы к полетам еще до переворота короля Михаила . После этого события план был отменен.
Советский Союз
[ редактировать ]По ленд-лизу был поставлен только один самолет, но еще 30 самолетов были отремонтированы из 73 заброшенных обломков.
ЮАР
[ редактировать ]Турция
[ редактировать ]Одиннадцать B-24 совершили вынужденную посадку в Турции после бомбардировки Плоешти в рамках операции «Приливная волна» . Все они были интернированы Турцией, а пять из этих B-24 были отремонтированы и служили в ВВС Турции. [5]
Великобритания
[ редактировать ]ВВС Великобритании были первым пользователем, поскольку первые поставки B-24 Liberator в Королевские ВВС были осуществлены в начале 1941 года и включали несколько самолетов, первоначально предназначавшихся для Франции. Эти 26 самолетов получили название Liberator B.Mk I и по сути представляли собой B-24A. Вскоре в Королевских ВВС поняли, что B-24 непригодны для боевых действий над Западной Европой, поскольку у них недостаточно оборонительного вооружения и самоуплотняющихся топливных баков. Из-за большой полезной нагрузки и большой дальности полета разочарованные Королевские ВВС выделили 20 самолетов LB-30B для противолодочного патрулирования и 6 LB-30A для транспортных операций на большие расстояния, в частности для Атлантической возвратной паромной службы. К марту 1941 года на вооружении британских ВВС находилось 200 B-24, те, что были переданы Береговому командованию, во многих случаях были переоборудованы в версию со значительно увеличенной дальностью полета, у которой снималась броня, а иногда даже башни, чтобы компенсировать установку дополнительных топливных баков. .
Следующей версией RAF стал улучшенный Liberator B.Mk II, полученный в январе 1942 года и близкий к B-24C. Эти самолеты были оснащены самоуплотняющимися топливными баками и двумя четырехорудийными башнями Boulton-Paul, одна в хвостовой части, а другая в спинной. Некоторые Mk.II поступили в Береговое командование, но большинство из них были приняты на вооружение ВВС Великобритании в качестве тяжелых бомбардировщиков. Когда ситуация стала опасной для британских интересов, некоторые B-24 в 1942 году были направлены на Ближний Восток и базировались в зоне Суэцкого канала. Они прибыли примерно в то же время, когда готовился большой конвой для перевозки грузов из Александрии на Мальту, и их первой задачей было обеспечить прикрытие с воздуха. Базировавшиеся на Ближнем Востоке B-24 доказали свою ценность в августе 1942 года, присоединившись к воздушным налетам на гавань Тобрука, вынудив немецкую армию перенаправить большую часть колонн снабжения в Бенгази. В сентябре B-24 ВВС США и британских ВВС начали бомбить Бенгази, нанеся несколько прямых попаданий в корабли снабжения.
Следующей британской версией стал Liberator B.Mk III, по сути адаптированный B-24D. Их вооружение было адаптировано к стандартам Королевских ВВС и состояло из одного британского пулемета в носовой части, двухорудийной спинной башни, двух поясных артиллерийских позиций и четырехорудийной хвостовой башни. Некоторые сохранили американское вооружение, получив название Liberator B.Mk IIIA.
Liberator B.Mk V представлял собой самолет B-24D, модифицированный для перевозки большего количества топлива, с уменьшением его брони, но с сохранением защитного вооружения модели Liberator B.Mk III. Liberator B.Mk VI представляли собой B-24G/H/H с хвостовыми турелями Boulton Paul. Версия B-24J получила название Liberator B.Mk VIII.
Береговое командование Королевских ВВС модифицировало несколько B-24 для выполнения противолодочных задач, добавив подкрыльевой прожектор, радар и ракеты класса «воздух-поверхность». Береговое командование также использовало Liberator Mk VI для дальней разведки и Liberator Mk VIII в противолодочных целях.
Шесть эскадрилий бомбардировщиков RAF Liberator также воевали в Бирме. 358-я эскадрилья совершила только один бомбардировочный вылет, после чего стала эскадрильей «особого назначения». Вместе с тремя американскими эскадрильями «Либерейтор» они сформировали Стратегические военно-воздушные силы Восточного воздушного командования, и все они базировались в Восточной Индии. Одной из главных целей была железная дорога Бирма-Сиам. В Европе B-24 не использовались ВВС Великобритании для стратегических бомбардировок, но некоторые B-24 использовались в качестве самолетов радиоэлектронной борьбы. Летя впереди бомбардировщиков, эти самолеты блокировали радары немецких наземных и ночных истребителей.
ВВС Великобритании также использовали множество B-24 в качестве транспортных средств, используя в названии букву C:
- Liberator C.Mk IV — модели Mk VIII, модифицированные как транспортные.
- Liberator C.Mk VII — обозначение американского C-87.
- Liberator C.Mk IX — название версий RY-3/C-87C.
- Модели Liberator C.Mk VIII представляли собой модификацию Mk VIII как транспортные средства.
- 8-я эскадрилья RAF (послевоенное прибрежное командование, Индия)
- № 37-я эскадрилья RAF (Ближний Восток)
- 38-я эскадрилья RAF (Ближний Восток)
- № 40-я эскадрилья RAF (Ближний Восток)
- № 53-я эскадрилья RAF (Береговое командование)
- № 59-я эскадрилья RAF (Береговое командование)
- 70-я эскадрилья RAF (Ближний Восток)
- № 86-я эскадрилья RAF (Береговое командование)
- № 99-я эскадрилья RAF (Дальний Восток)
- № 102 (Цейлон) эскадрилья RAF (Транспортное командование, послевоенное время)
- № 104-й эскадрильи RAF (Ближний Восток)
- № 108-й эскадрильи RAF (Ближний Восток)
- 120-я эскадрилья RAF (Береговое командование)
- № 147-й эскадрильи RAF (Ближний Восток)
- № 148-й эскадрильи RAF (Ближний Восток)
- № 149 (Восточная Индия) эскадрилья RAF (Ближний Восток)
- № 159-й эскадрильи RAF (Ближний Восток, Дальний Восток)
- 160-я эскадрилья RAF (Ближний Восток, Дальний Восток)
- № 178-й эскадрильи RAF (Ближний Восток)
- 200-я эскадрилья RAF (прибрежное командование из Гамбии)
- № 203-я эскадрилья RAF (Дальний Восток)
- № 206-я эскадрилья RAF (Береговое командование)
- № 215-й эскадрильи RAF (Дальний Восток)
- 220-я эскадрилья RAF (Береговое командование)
- № 223-й эскадрильи RAF (бомбардировочное командование, 1944/45 г.)
- № 224-й эскадрильи RAF (Береговое командование)
- № 231-й эскадрильи RAF (Дальний Восток)
- № 232-я эскадрилья RAF (транспортное командование)
- № 233-й эскадрильи RAF (Береговое командование)
- № 243-й эскадрильи RAF (Дальний Восток)
- № 246-я эскадрилья RAF (транспортное командование)
- № 321 (Нидерланды) эскадрилья RAF (Дальний Восток)
- № 354-я эскадрилья RAF (Дальний Восток)
- № 355-я эскадрилья RAF (Дальний Восток)
- № 356-я эскадрилья RAF (Дальний Восток)
- № 357-й эскадрильи RAF (Дальний Восток)
- № 358-й эскадрильи RAF (Дальний Восток)
- № 502 (Ольстер) эскадрилья RAF (Береговое командование)
- № 547-я эскадрилья RAF (Береговое командование)
- № 614 (графство Гламорган) эскадрилья AAF (Ближний Восток)
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Кампания «Либерейтор» в Северной Африке оказалась лучшим бомбардировщиком дальнего действия, чем B-17 «Летающие крепости». С B-17 B-24 оказался критически важным для 8-й воздушной армии США и ее бомбардировок по Европе. Позже B-24 были оснащены 9-й и 15-й воздушными силами в Средиземноморье.
B-24 Liberator, действовавший в Тихом океане, доказал ценность дальнобойности B-24, превосходящей B-17. Не столкнувшись со смертоносной немецкой оборонительной комбинацией ПВО и истребителей, они добились лучших результатов при различных предъявляемых к ним требованиях. В отличие от их действий в Европе, где генерал Дулиттл отказался принять на себя больше B-24 в пользу B-17 для 8-й воздушной армии, они помогли вернуть контроль над различными группами тихоокеанских островов обратно в руки союзников.
Несколько различных версий B-24 Liberator служили в ВМС США.
- PB4Y-1 был создан на базе B-24D. Название PB4Y-1 охватывает также все другие версии G-, J-, L- и M, находящиеся на службе USN.
- PB4Y-P представлял собой вариант фоторазведки на базе PB4Y-1.
- Транспортным вариантом С-87 стали RY-1 (С-87А) и RY-2 (база С-87).
- PB4Y-2 «Капер» был настоящей версией, разработанной ВМС США. Он был основан на конструкции B-24K, но имел хвостовую часть Douglas B-32 Dragon с одним вертикальным килем для повышения устойчивости. ВМС США не снимали эту версию с вооружения до 1954 года.
- RY-3 представлял собой транспортную версию PB4Y-2 «Капер».
Части ВМФ, летающие на этом типе:
PB4Y Частные операторы
[ редактировать ]Военные операторы
[ редактировать ]Канада
[ редактировать ]Китайская Республика
[ редактировать ]Франция
[ редактировать ]Гондурас
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ]- Атлантические эскадрильи
- Тихоокеанские эскадрильи
Гражданские операторы
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ]- Hawkins & Powers Aviation использовала PB4Y Privateers, переоборудованные для пожаротушения.
Парагвай
[ редактировать ]- Alas Guaranies SA использовала один PB4Y Privateer, переоборудованный в грузовой самолет.
ЛБ-30 Гражданские операторы
[ редактировать ]- Сент-Альпы Приморские
- АКАНА
См. также
[ редактировать ]- Консолидированный B-24 Либерейтор
- Консолидированный C-87 Liberator Express
- Объединенный Освободитель I
- Консолидированный капер PB4Y
- Объединенный капер PB4Y-2
- Консолидированный лайнер R2Y Liberator
- Консолидированный XB-24
- Консолидированный XB-41 Освободитель
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Восстановление последнего уцелевшего RAAF Consolidated B-24 Liberator» . 25 марта 2013 г.
- ^ Музей RAAF , 2007, «466-я эскадрилья» . (доступ: 27 августа 2013 г.)
- ^ Австралийский военный мемориал , 1997–2008 гг., «466-я эскадрилья RAAF» (доступ: 27 августа 2013 г.).
- ^ "Освободитель". Архивировано 12 декабря 2009 г. на сайте Wayback Machine bharat-rakshak.com. Проверено: 9 декабря 2010 г.
- ^ Орикс. «Прощай, Берлин: турецкие бомбардировщики He 111» . Орикс . Проверено 23 мая 2023 г.
- ^ Тетфорд, Оуэн. Самолеты Королевских ВВС 1918–57 . Лондон, Патнэм, 1957. стр.136.