1943 г., крушение RCAF Liberator III в Сен-Дона.
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 20 октября 1943 г. |
Краткое содержание | CFIT (управляемый полет на местности) |
Сайт | Сен-Дона, Ланодьер, Квебек, Канада 46 ° 15'03 "N 74 ° 17'48,3" W / 46,25083 ° N 74,296750 ° W |
Тип самолета | Консолидированный Освободитель III |
Название самолета | Гарри |
Оператор | 10-я эскадрилья Королевских ВВС Канады RCAF |
Регистрация | 3701H |
Начало рейса | Международный аэропорт Гандер |
Место назначения | Аэропорт Мон-Жоли , Квебек |
Пассажиры | 20 |
Экипаж | 4 |
Погибшие | 24 |
Травмы | 0 |
Выжившие | 0 |
Катастрофа Saint-Donat Liberator III в 1943 году стала авиакатастрофой, в результате которой погибло 24 человека, — это самая страшная катастрофа в истории канадской военной авиации. [1] [2]
Во время обычного полета из Гандера , Ньюфаундленд , в Мон-Жоли, Квебек , сочетание ненастной погоды и ошибки картографирования привело к тому, что «Либерейтор» столкнулся с Черной горой (по-французски: «Монтань Нуар» ), в результате чего погибли все, кто находился на борту. Обломки были обнаружены случайно более двух лет спустя.
Сегодня пешеходная тропа ведет к месту, где все еще можно увидеть останки самолета, многочисленные мемориальные доски с подробным описанием катастрофы и памятник погибшим. [2] [3]
Самолет
[ редактировать ]Потерянный самолет Consolidated Liberator III (B-24D) с серийным номером 41-24236 был приобретен в сентябре 1942 года у ВВС США (USAAF) в рамках заказа на четыре самолета. Поступив на вооружение RCAF, самолет получил бортовой номер 3701H и должен был использоваться 10-й эскадрильей RCAF для противолодочной борьбы (ПЛО). Однако было сочтено, что эти четыре самолета не способны выполнять задачи противолодочной обороны, поэтому их использовали для обучения и общего транспорта. [2]
Несчастный случай
[ редактировать ]19 октября 1943 года из-за плохих погодных условий все самолеты в международном аэропорту Гандер были приземлены до 22:16, когда аварийный самолет наконец получил разрешение на вылет обычным рейсом в аэропорт Мон-Жоли с экипажем из 4 и 20 пассажиров, как сообщается. продолжается в отпуске. Примерно через три часа в воздухе, в 01:45 пилот связался с диспетчерской вышкой аэропорта Мон-Жоли, чтобы запросить разрешение на посадку, но был уведомлен о том, что взлетно-посадочная полоса закрыта из-за погоды, и направил самолет в Рокклифф. Аэропорт Онтарио . или аэропорт Дорваль , Квебек Монреаль , Кроме призыва о помощи, который, как сообщается, услышал другой самолет, летевший недалеко от Гранд-Мер, Квебек , никаких других контактов с «Либерейтором» установлено не было. [4] [5]
Поиск обломков
[ редактировать ]В ночь крушения жители деревни Сен-Дона помнят, как услышали шум пролетающего над головой большого самолета, а несколько мгновений спустя произошел удар. Жос Годе, дежуривший тогда в четвертой пожарной вышке на озере Аршамбо , действительно видел свет от горящих обломков на вершине горы, но подумал, что это отражение солнца на влажном каменистом склоне. [2] Утром в день крушения Годе и Жорж Мур сели на лодку вокруг озера Аршамбо в поисках признаков обломков, таких как нефтяные пятна или обломки, полагая, что самолет упал в воду. Позже г-н Мур отправился в ратушу, чтобы предупредить военные власти, но его заявление было отклонено как неправдоподобное. [4]
Как только исчезновение самолета было отмечено, восточное воздушное командование Канады провело поиски вдоль запланированного маршрута «Либерейтора». После 728 боевых вылетов общей продолжительностью 2438 летных часов в период с 20 октября по 26 ноября поиски были прекращены RCAF. [2] [4] [6] В течение почти трёх лет исчезновение «Освободителя Гарри» оставалось загадкой, при этом наиболее правдоподобной теорией, объясняющей неудачи в обнаружении самолёта, было то, что он лежал на дне реки Святого Лаврентия . [7]
Обнаружение обломков
[ редактировать ]20 июня 1946 года во время поиска другого самолета, пропавшего без вести между Рокклиффом и Робервалем, Квебек , экипаж военного поискового самолета, пилотируемого лейтенантом Б.Д. Инригом, заметил солнечный отблеск, исходящий от металлического предмета и на При более внимательном рассмотрении у вершины горы были обнаружены характерные двойные плавники «Либерейтора». Все записи указывали на то, что это был потерянный самолет. [8]
В тот же день на место была сформирована и отправлена поисковая группа под командованием капитана Гарри Кобба RCAF. Не имея доступа к месту крушения, группе пришлось прокладывать путь через лес под руководством самолета наблюдения, который пикировал, чтобы указать местонахождение обломков. [7] По показаниям Кобба, все пассажиры погибли при ударе, что подтвердил доктор Дж.-А. Мелансон, коронер, который сообщил, что смерть произошла в результате несчастного случая. [9] [10] У самолета загорелись лишь некоторые агрегаты, при этом задняя часть фюзеляжа и двигатели не пострадали. Из экипажа и пассажиров удалось опознать только три тела. [2]
Причина
[ редактировать ]Черная гора (La Montagne Noire) находится на высоте 875 м (2871 фут) и является самой высокой точкой региона Сен-Дона. Хотя точная причина катастрофы до сих пор неизвестна, позже выяснилось, что ее высота не была правильно указана на современных навигационных картах. Учитывая плохие погодные условия в ночь крушения, весьма вероятно, что пилот заметил гору слишком поздно, чтобы подняться с нее. [8] [11]
День памяти
[ редактировать ]Вскоре после обнаружения обломков обломки были собраны в груды. Вопрос о вывозе останков погибших солдат с места происшествия для захоронения в Оттаве долго обсуждался между военными властями, и в итоге было решено, что они должны остаться на месте из-за невозможности их всех опознать. Днем 3 июля 1946 года друзья, родственники экипажа и пассажиры вместе со многими членами RCAF и религиозными деятелями поднялись на гору, чтобы отдать дань уважения погибшим и провести похороны. В тот день состоялись три религиозные службы: католическая, протестантская и иудейская. На скале, у подножия которой были захоронены останки, установлена мемориальная доска с именами погибших. В течение нескольких лет это место будет обслуживаться местными жителями, получающими зарплату из небольшого бюджета, выделенного канадскими вооруженными силами . [2] [8] [11]
Летом 1985 года, получив уведомление об осквернении, [11] [12] Канадское отделение Комиссии Содружества по военным захоронениям решило переместить останки на приходское кладбище в Сен-Дона. Там был установлен памятник с именами жертв и памятная доска. [2]
30 июня 1996 года, через 50 лет после трагедии, на месте крушения прошел богослужение с участием ветеранов 10 БР и местных жителей с пролетами «Снежных птиц» . Погребальный обелиск, изготовленный Комиссией Содружества по военным захоронениям и посвященный 24 солдатам, также был открыт на кладбище в Сен-Дона, где сейчас захоронены останки. [2] [13]
Из-за растущего числа посещений сайта, отчасти из-за его известности, а также из-за того, что через него проходила тропа ИнтерЦентра, было решено, что его необходимо реорганизовать, сделав его более устойчивым. Летом 2000 года были проведены работы по строительству лестницы и флагштока, а также установке информационных табличек. В честь каждой из жертв были установлены кресты и воздвигнут небольшой кенотаф. [14] На боках кенотафа указаны звание и имя каждого умершего, а на лицевой стороне имеется пиктограмма злополучного самолета и следующий текст:
В память о двадцати четырех военнослужащих Королевских ВВС Канады, погибших в результате крушения бомбардировщика «Либерейтор Гарри» на горе Нуар 20 октября 1943 года.
В память о двадцати четырех военнослужащих Королевских ВВС Канады, погибших в результате крушения бомбардировщика «Либерейтор Гарри» на горе Нуар 20 октября 1943 года. [15]
15 июня 2013 года, в ознаменование 70-летия аварии, на месте происшествия была проведена церемония с военной музыкой и пролетами самолета CF-18 из состава RCAF. В преддверии этого дня и для того, чтобы сделать это место более доступным для менее способных туристов, путь к памятнику был улучшен, что позволило добраться до него менее чем за 3 часа пешком от парковки у подножия горы. [16] [17] [18]
29–30 сентября 2018 г. в ознаменование 75-летия трагедии в первый день на месте крушения прошла церемония, а на следующий день - на кладбище Сен-Дона. [19]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тэм, Кристина (11 ноября 2013 г.). «Худшая авиакатастрофа в истории RCAF застыла во времени» . Глобальные новости . Проверено 7 сентября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Клод Ламбер. «Сентье Интер-Центр - Освободитель Гарри» (на французском языке). Архивировано из оригинала 6 сентября 2014 года . Проверено 4 сентября 2014 г.
- ^ Реттино-Паразелли, Карл (8 августа 2018 г.). «Тайны Черной горы» . Ле Девуар (на французском языке) . Проверено 7 февраля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Мемориальная доска 3 на месте крушения Saint-Donat B-24D Liberator 1943 года» (изображение) (на французском языке). Викисклад. 9 августа 2014 года . Проверено 5 сентября 2014 г.
- ^ RCAF (3 декабря 1943 г.), английский: Хронология крушения RCAF Liberator III в Сен-Дона в 1943 году. (PDF) , получено 8 августа 2018 г.
- ^ RCAF (3 декабря 1943 г.), английский: Отчет о воздушном поиске места крушения RCAF Liberator III в Сен-Дона в 1943 году. (PDF) , получено 8 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Балливи, Виолен (5 июля 2014 г.). «Гора истории» . Ла Пресс (на французском языке). Монреаль . Проверено 4 сентября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Рональд Марр (29 июля 1946 г.). «Министр национальной обороны авиации» . Письмо Джорджу О. Марру. Архивировано из оригинала 15 сентября 2014 года . Проверено 8 сентября 2014 г.
- ^ Мелансон, доктор Дж. А. (8 июля 1946 г.), английский: Отчет коронера о катастрофе RCAF Liberator III в Сен-Дона в 1943 году. (PDF) , получено 8 августа 2018 г.
- ^ Кобб, капитан Генри (24 июня 1946 г.), английский: Отчет о расследовании крушения RCAF Liberator III в Сен-Дона в 1943 году. (PDF) , получено 8 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Мемориальная доска 2 на месте крушения Saint-Donat B-24D Liberator 1943 года» (изображение) (на французском языке). Викисклад. 9 августа 2014 года . Проверено 5 сентября 2014 г.
- ^ «CWGC — Детали кладбища» . КВГК . Проверено 9 сентября 2014 г.
- ^ «Мемориальная доска 5 на месте крушения Saint-Donat B-24D Liberator 1943 года» (изображение) (на французском языке). Викисклад. 9 августа 2014 года . Проверено 9 сентября 2014 г.
- ^ «Мемориальная доска 6 на месте крушения Saint-Donat B-24D Liberator 1943 года» (изображение) (на французском языке). Викисклад. 9 августа 2014 года . Проверено 9 сентября 2014 г.
- ^ «1943 Saint-Donat B-24D Liberator, нижняя передняя часть кенотафа на месте крушения» (Изображение) (на французском языке). Викисклад. 9 августа 2014 года . Проверено 9 сентября 2014 г.
- ^ «Сокрушение Освободителя Гарри» (на французском языке). История Квебека. 2 марта 2014 года . Проверено 9 сентября 2014 г.
- ^ «Мемориальная доска 7 на месте крушения Saint-Donat B-24D Liberator 1943 года» (изображение) (на французском языке). Викисклад. 9 августа 2014 года . Проверено 9 сентября 2014 г.
- ^ «Освободитель Гарри» (на французском языке). Сен-Дона . Проверено 9 сентября 2014 г.
- ^ Канада, по делам ветеранов. «75-летие крушения B-24D Liberator Harry - Календарь событий - По делам ветеранов Канады» . www.veterans.gc.ca . Проверено 8 августа 2018 г.