Jump to content

1943 г., крушение RCAF Liberator III в Сен-Дона.

Координаты : 46 ° 15'03 "N 74 ° 17'48,3" W  /  46,25083 ° N 74,296750 ° W  / 46,25083; -74,296750

Крушение Saint-Donat Liberator III в 1943 году.
Несчастный случай
Дата 20 октября 1943 г. ( 1943-10-20 )
Краткое содержание CFIT (управляемый полет на местности)
Сайт Сен-Дона, Ланодьер, Квебек, Канада
46 ° 15'03 "N 74 ° 17'48,3" W  /  46,25083 ° N 74,296750 ° W  / 46,25083; -74,296750
Тип самолета Консолидированный Освободитель III
Название самолета Гарри
Оператор 10-я эскадрилья Королевских ВВС Канады RCAF
Регистрация 3701H
Начало рейса Международный аэропорт Гандер
Место назначения Аэропорт Мон-Жоли , Квебек
Пассажиры 20
Экипаж 4
Погибшие 24
Травмы 0
Выжившие 0
B-24D USAAF, по сути идентичный самолету, потерпевшему крушение.

Катастрофа Saint-Donat Liberator III в 1943 году стала авиакатастрофой, в результате которой погибло 24 человека, — это самая страшная катастрофа в истории канадской военной авиации. [1] [2]

Во время обычного полета из Гандера , Ньюфаундленд , в Мон-Жоли, Квебек , сочетание ненастной погоды и ошибки картографирования привело к тому, что «Либерейтор» столкнулся с Черной горой (по-французски: «Монтань Нуар» ), в результате чего погибли все, кто находился на борту. Обломки были обнаружены случайно более двух лет спустя.

Сегодня пешеходная тропа ведет к месту, где все еще можно увидеть останки самолета, многочисленные мемориальные доски с подробным описанием катастрофы и памятник погибшим. [2] [3]

Потерянный самолет Consolidated Liberator III (B-24D) с серийным номером 41-24236 был приобретен в сентябре 1942 года у ВВС США (USAAF) в рамках заказа на четыре самолета. Поступив на вооружение RCAF, самолет получил бортовой номер 3701H и должен был использоваться 10-й эскадрильей RCAF для противолодочной борьбы (ПЛО). Однако было сочтено, что эти четыре самолета не способны выполнять задачи противолодочной обороны, поэтому их использовали для обучения и общего транспорта. [2]

Несчастный случай

[ редактировать ]

19 октября 1943 года из-за плохих погодных условий все самолеты в международном аэропорту Гандер были приземлены до 22:16, когда аварийный самолет наконец получил разрешение на вылет обычным рейсом в аэропорт Мон-Жоли с экипажем из 4 и 20 пассажиров, как сообщается. продолжается в отпуске. Примерно через три часа в воздухе, в 01:45 пилот связался с диспетчерской вышкой аэропорта Мон-Жоли, чтобы запросить разрешение на посадку, но был уведомлен о том, что взлетно-посадочная полоса закрыта из-за погоды, и направил самолет в Рокклифф. Аэропорт Онтарио . или аэропорт Дорваль , Квебек Монреаль , Кроме призыва о помощи, который, как сообщается, услышал другой самолет, летевший недалеко от Гранд-Мер, Квебек , никаких других контактов с «Либерейтором» установлено не было. [4] [5]

RCAF Liberator GR.VIII (B-24J), похожий на погибший самолет, изображен на мемориальной доске на месте происшествия.

Поиск обломков

[ редактировать ]

В ночь крушения жители деревни Сен-Дона помнят, как услышали шум пролетающего над головой большого самолета, а несколько мгновений спустя произошел удар. Жос Годе, дежуривший тогда в четвертой пожарной вышке на озере Аршамбо , действительно видел свет от горящих обломков на вершине горы, но подумал, что это отражение солнца на влажном каменистом склоне. [2] Утром в день крушения Годе и Жорж Мур сели на лодку вокруг озера Аршамбо в поисках признаков обломков, таких как нефтяные пятна или обломки, полагая, что самолет упал в воду. Позже г-н Мур отправился в ратушу, чтобы предупредить военные власти, но его заявление было отклонено как неправдоподобное. [4]

Как только исчезновение самолета было отмечено, восточное воздушное командование Канады провело поиски вдоль запланированного маршрута «Либерейтора». После 728 боевых вылетов общей продолжительностью 2438 летных часов в период с 20 октября по 26 ноября поиски были прекращены RCAF. [2] [4] [6] В течение почти трёх лет исчезновение «Освободителя Гарри» оставалось загадкой, при этом наиболее правдоподобной теорией, объясняющей неудачи в обнаружении самолёта, было то, что он лежал на дне реки Святого Лаврентия . [7]

Обнаружение обломков

[ редактировать ]
Задняя турель

20 июня 1946 года во время поиска другого самолета, пропавшего без вести между Рокклиффом и Робервалем, Квебек , экипаж военного поискового самолета, пилотируемого лейтенантом Б.Д. Инригом, заметил солнечный отблеск, исходящий от металлического предмета и на При более внимательном рассмотрении у вершины горы были обнаружены характерные двойные плавники «Либерейтора». Все записи указывали на то, что это был потерянный самолет. [8]

В тот же день на место была сформирована и отправлена ​​поисковая группа под командованием капитана Гарри Кобба RCAF. Не имея доступа к месту крушения, группе пришлось прокладывать путь через лес под руководством самолета наблюдения, который пикировал, чтобы указать местонахождение обломков. [7] По показаниям Кобба, все пассажиры погибли при ударе, что подтвердил доктор Дж.-А. Мелансон, коронер, который сообщил, что смерть произошла в результате несчастного случая. [9] [10] У самолета загорелись лишь некоторые агрегаты, при этом задняя часть фюзеляжа и двигатели не пострадали. Из экипажа и пассажиров удалось опознать только три тела. [2]

Черная гора (La Montagne Noire) находится на высоте 875 м (2871 фут) и является самой высокой точкой региона Сен-Дона. Хотя точная причина катастрофы до сих пор неизвестна, позже выяснилось, что ее высота не была правильно указана на современных навигационных картах. Учитывая плохие погодные условия в ночь крушения, весьма вероятно, что пилот заметил гору слишком поздно, чтобы подняться с нее. [8] [11]

День памяти

[ редактировать ]

Вскоре после обнаружения обломков обломки были собраны в груды. Вопрос о вывозе останков погибших солдат с места происшествия для захоронения в Оттаве долго обсуждался между военными властями, и в итоге было решено, что они должны остаться на месте из-за невозможности их всех опознать. Днем 3 июля 1946 года друзья, родственники экипажа и пассажиры вместе со многими членами RCAF и религиозными деятелями поднялись на гору, чтобы отдать дань уважения погибшим и провести похороны. В тот день состоялись три религиозные службы: католическая, протестантская и иудейская. На скале, у подножия которой были захоронены останки, установлена ​​мемориальная доска с именами погибших. В течение нескольких лет это место будет обслуживаться местными жителями, получающими зарплату из небольшого бюджета, выделенного канадскими вооруженными силами . [2] [8] [11]

Летом 1985 года, получив уведомление об осквернении, [11] [12] Канадское отделение Комиссии Содружества по военным захоронениям решило переместить останки на приходское кладбище в Сен-Дона. Там был установлен памятник с именами жертв и памятная доска. [2]

30 июня 1996 года, через 50 лет после трагедии, на месте крушения прошел богослужение с участием ветеранов 10 БР и местных жителей с пролетами «Снежных птиц» . Погребальный обелиск, изготовленный Комиссией Содружества по военным захоронениям и посвященный 24 солдатам, также был открыт на кладбище в Сен-Дона, где сейчас захоронены останки. [2] [13]

Памятник на месте крушения, вид со смотровой башни
Другой взгляд на сайт

Из-за растущего числа посещений сайта, отчасти из-за его известности, а также из-за того, что через него проходила тропа ИнтерЦентра, было решено, что его необходимо реорганизовать, сделав его более устойчивым. Летом 2000 года были проведены работы по строительству лестницы и флагштока, а также установке информационных табличек. В честь каждой из жертв были установлены кресты и воздвигнут небольшой кенотаф. [14] На боках кенотафа указаны звание и имя каждого умершего, а на лицевой стороне имеется пиктограмма злополучного самолета и следующий текст:

В память о двадцати четырех военнослужащих Королевских ВВС Канады, погибших в результате крушения бомбардировщика «Либерейтор Гарри» на горе Нуар 20 октября 1943 года.

В память о двадцати четырех военнослужащих Королевских ВВС Канады, погибших в результате крушения бомбардировщика «Либерейтор Гарри» на горе Нуар 20 октября 1943 года. [15]

15 июня 2013 года, в ознаменование 70-летия аварии, на месте происшествия была проведена церемония с военной музыкой и пролетами самолета CF-18 из состава RCAF. В преддверии этого дня и для того, чтобы сделать это место более доступным для менее способных туристов, путь к памятнику был улучшен, что позволило добраться до него менее чем за 3 часа пешком от парковки у подножия горы. [16] [17] [18]

29–30 сентября 2018 г. в ознаменование 75-летия трагедии в первый день на месте крушения прошла церемония, а на следующий день - на кладбище Сен-Дона. [19]

  1. ^ Тэм, Кристина (11 ноября 2013 г.). «Худшая авиакатастрофа в истории RCAF застыла во времени» . Глобальные новости . Проверено 7 сентября 2014 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Клод Ламбер. «Сентье Интер-Центр - Освободитель Гарри» (на французском языке). Архивировано из оригинала 6 сентября 2014 года . Проверено 4 сентября 2014 г.
  3. ^ Реттино-Паразелли, Карл (8 августа 2018 г.). «Тайны Черной горы» . Ле Девуар (на французском языке) . Проверено 7 февраля 2020 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с «Мемориальная доска 3 на месте крушения Saint-Donat B-24D Liberator 1943 года» (изображение) (на французском языке). Викисклад. 9 августа 2014 года . Проверено 5 сентября 2014 г.
  5. ^ RCAF (3 декабря 1943 г.), английский: Хронология крушения RCAF Liberator III в Сен-Дона в 1943 году. (PDF) , получено 8 августа 2018 г.
  6. ^ RCAF (3 декабря 1943 г.), английский: Отчет о воздушном поиске места крушения RCAF Liberator III в Сен-Дона в 1943 году. (PDF) , получено 8 августа 2018 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Балливи, Виолен (5 июля 2014 г.). «Гора истории» . Ла Пресс (на французском языке). Монреаль . Проверено 4 сентября 2014 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Рональд Марр (29 июля 1946 г.). «Министр национальной обороны авиации» . Письмо Джорджу О. Марру. Архивировано из оригинала 15 сентября 2014 года . Проверено 8 сентября 2014 г.
  9. ^ Мелансон, доктор Дж. А. (8 июля 1946 г.), английский: Отчет коронера о катастрофе RCAF Liberator III в Сен-Дона в 1943 году. (PDF) , получено 8 августа 2018 г.
  10. ^ Кобб, капитан Генри (24 июня 1946 г.), английский: Отчет о расследовании крушения RCAF Liberator III в Сен-Дона в 1943 году. (PDF) , получено 8 августа 2018 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с «Мемориальная доска 2 на месте крушения Saint-Donat B-24D Liberator 1943 года» (изображение) (на французском языке). Викисклад. 9 августа 2014 года . Проверено 5 сентября 2014 г.
  12. ^ «CWGC — Детали кладбища» . КВГК . Проверено 9 сентября 2014 г.
  13. ^ «Мемориальная доска 5 на месте крушения Saint-Donat B-24D Liberator 1943 года» (изображение) (на французском языке). Викисклад. 9 августа 2014 года . Проверено 9 сентября 2014 г.
  14. ^ «Мемориальная доска 6 на месте крушения Saint-Donat B-24D Liberator 1943 года» (изображение) (на французском языке). Викисклад. 9 августа 2014 года . Проверено 9 сентября 2014 г.
  15. ^ «1943 Saint-Donat B-24D Liberator, нижняя передняя часть кенотафа на месте крушения» (Изображение) (на французском языке). Викисклад. 9 августа 2014 года . Проверено 9 сентября 2014 г.
  16. ^ «Сокрушение Освободителя Гарри» (на французском языке). История Квебека. 2 марта 2014 года . Проверено 9 сентября 2014 г.
  17. ^ «Мемориальная доска 7 на месте крушения Saint-Donat B-24D Liberator 1943 года» (изображение) (на французском языке). Викисклад. 9 августа 2014 года . Проверено 9 сентября 2014 г.
  18. ^ «Освободитель Гарри» (на французском языке). Сен-Дона . Проверено 9 сентября 2014 г.
  19. ^ Канада, по делам ветеранов. «75-летие крушения B-24D Liberator Harry - Календарь событий - По делам ветеранов Канады» . www.veterans.gc.ca . Проверено 8 августа 2018 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f98b24cfd15b9c6549155d6b82677fe4__1716160140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f9/e4/f98b24cfd15b9c6549155d6b82677fe4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1943 Saint-Donat RCAF Liberator III crash - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)