Список выживших Consolidated B-24 Liberator
Consolidated B-24 Liberator — американский четырехмоторный тяжелый бомбардировщик, использовавшийся ВВС США (USAAF) и другими союзными военно-воздушными силами во время Второй мировой войны . Из 19 256 выпущенных B-24, PB4Y-1, LB-30 и других вариантов моделей семейства Liberator на сегодняшний день сохранилось тринадцать полных экземпляров, два из которых годны к полетам. Восемь из тринадцати самолетов находятся в США.
После Второй мировой войны
[ редактировать ]ВВС США быстро объявили B-24 устаревшим, а оставшиеся самолеты в США были отправлены на хранение в пустыню на юго-западе США. На Тихоокеанском театре военных действий многие из них были просто припаркованы, из двигателей слили масло, а самолеты отправили на утилизацию на металлолом. Последний полет B-24 на военной службе США состоялся 12 мая 1959 года, когда Strawberry Bitch покинул базу ВВС Банкер-Хилл (ныне база ВВС Гриссом ) в Перу, штат Индиана, после дня открытых дверей вооруженных сил. Он направлялся в Национальный музей ВВС США на базе ВВС Райт-Паттерсон , где и выставлен сейчас.
Ленд-лиз
[ редактировать ]Хотя в конце войны и британские Королевские ВВС , и Королевские ВВС Австралии были готовы продолжать эксплуатацию B-24, условия соглашений по ленд-лизу предусматривали, что эти самолеты должны были быть либо оплачены, либо возвращены ВВС. США, а также огромные кладбища самолетов, скопившиеся в Индии, а также в Таракане и Австралии. [ нужна ссылка ]
Индия
[ редактировать ]Когда Индия обрела независимость в 1947 году, 39 заброшенных «Либераторов» были отремонтированы компанией «Хиндустан Эйркрафт» для ВВС Индии и прослужили до выхода на пенсию в 1968 году. Именно этому обязаны своим существованием шесть из оставшихся тринадцати B-24. [1]
Выживший самолет
[ редактировать ]Уцелевшие самолеты по производителю
[ редактировать ]Растение | Количество произведенных | Число выживших |
---|---|---|
Консолидированный Сан-Диего (Колорадо) | 6,506 | 5 |
Консолидированный Форт-Уэрт (CF) | 2,745 | 4 |
Форд Уиллоу Ран (FO) | 8,685 | 4 |
Северо-Американский Даллас (Северная Каролина) | 966 | 0 |
Дуглас Талса (ДТ) | 964 | 0 |
19,256 | 13 |
Выживший самолет
[ редактировать ]Серийный | Географическое положение | Институциональное расположение | Статус | История | Фото |
---|---|---|---|---|---|
АМ927 | Даллас, Техас , США | Памятный ВВС | Годен к полетам [2] |
Построен на заводе Consolidated San Diego как двадцать пятый самолет серии LB-30/B-24, номер контракта 40-2366. [3] Первоначально был заказан Францией, затем заказ передан Королевским ВВС (RAF) и производился под серийным номером AM927 RAF. Доставлен в компанию Transcontinental and Western Air (TWA) для использования в летной школе TWA в Нью-Мексико для обучения экипажей Королевских ВВС; попал в аварию при посадке во время тренировочного полета. Вернулся в Сан-Диего для ремонта и не был отправлен в Великобританию. Хранится Consolidated и переоборудован в тот же стандарт, что и C-87, затем используется в качестве транспортного самолета, летающего между производственными объектами; и в качестве самолета для летных испытаний, чтобы помочь в разработке более поздних моделей. После Второй мировой войны в ноябре 1945 года право собственности официально перешло от Великобритании к Consolidated; продан компании Continental Can Co. в 1948 году и использовался в качестве представительского самолета до 1955 года, затем продан компании Petroleos Mexicanos для дальнейшего использования в качестве представительского самолета. Приобретен в 1969 году ВВС Конфедерации (ныне Мемориальные ВВС). В 1971 году восстановлен в ливрее 98-й бомбардировочной группы Пирамидеров 9-й воздушной армии. В 2006 году переоборудован в Б-24А. С 2012 года носит ливрею " Даймонд Лил. "Вместе с 44-44052, один из двух годных к полетам В-24. [4] | |
41-23908 | Рой, Юта , США | Аэрокосмический музей Хилла | Отображать | Построен на заводе Consolidated San Diego как B-24D-10-CO. Отправлен в Форт-Уэрт в конце 1942 года для модификации для службы на Аляске. Приписан к 21-й бомбардировочной эскадрилье на армейском аэродроме Адак . Крушение приземлилось на острове Грейт-Ситкин 18 января 1943 года из-за плохой погоды. Расположен летом 1994 года Фондом аэрокосмического наследия штата Юта. Найден летом 1995 года и отправлен в Калифорнию на реставрацию. Восстановленный фюзеляж прибыл в Аэрокосмический музей Хилла 17 мая 2002 года. Крылья уже готовы и готовы к окончательной сборке. [5] | |
42-72843 | Дейтон, Огайо , США | Национальный музей ВВС США | Отображать | Построен на заводе Consolidated San Diego как B-24D-160-CO. Приписан к 512-й бомбардировочной эскадрилье. С 20 сентября 1943 г. по 10 июня 1944 г. совершил 56 боевых вылетов. [6] назвал ее « Земляничной сукой На базе ВВС Херингтон бортинженер сержант Хаберман ». Носовое искусство нарисовано в Сан-Панкрацио, Италия . Возвращен в зону влияния 6 июля 1944 года. После Второй мировой войны хранился в Фримэн-Филд, штат Иллинойс. Переправлен в Музей ВВС США в мае 1959 года. [7] | |
44-41906 | Этуотер, Калифорния , США | Замковый музей авиации | Отображать | Построен на заводе Consolidated San Diego как B-24M-5-CO. Переоборудован в PB4Y-1 ВМС США, BuNo 90155, для использования Корпусом морской пехоты США в качестве транспорта для коменданта. После войны до 1951 года летал компанией Salem Engineering Company на самолете C-87. До 1973 года летал компаниями Compañía Boliviana de Aviación и Bolivian Overseas Airways. Куплен Castle Air Museum в 1982 году. Носит ливрею 42-40369 « . Shady Lady » Носит поддельный серийный номер 44-41916 на хвосте. [8] | |
44-41956 | Верриби, Виктория , Австралия | Фонд восстановления мемориала Освободителя Б-24 | На реставрации для показа | Построен на заводе Consolidated San Diego как B-24M-10-CO. RAAF Приписан к OTU № 7 под номером A72-176 на аэродроме Ист-Сейл. Сбит 23 марта 1948 года. Крылья и хвост сломлены. Куплен в 1948 году Джорджем Тойем и переехал в его собственность в 1952 году. Хранится снаружи. Находится на реставрации в бывшем RAAF Werribee Фондом восстановления мемориала B-24 Liberator . Хвост и крылья взяты из набора 42-41091 « Bunny Hop/Flying Wolf » . [9] | |
44-44052 | Стоу, Массачусетс , США | Фонд Коллингса | Годен к полетам [10] | Построен в Консолидированном Форт-Уэрте как B-24J-85-CF. Доставлен в ВВС США в октябре 1944 года. Приписан к ВВС Великобритании в Индии и летал как Liberator GR.VI с серийным номером KH191. Заброшен в Ханпуре, Индия, после Второй мировой войны. Один из 39 B-24 восстановил самолет Hindustan Aircraft и использовался как T-18 и использовался в Техническом колледже ВВС Индии в Джалахалли, Индия, до декабря 1968 года. После службы был брошен в Индии. В 1982 году куплен Дугом Арнольдом, отправлен в Англию и хранился в Блэкбуше до 1986 года. Куплен Фондом Коллингса и восстановлен компанией Tom Reilly Vintage Aircraft в Киссимми, Флорида, в ливрее 42-78444 « All American ». Первый полет состоялся 8 августа 1989 года. В 1998 году перекрашен в номер 44-40973 « Дракон и его хвост ». В 2005 году перекрашен в номер 42-52534 « Колдовство ». Вместе с номером 40-2366, один из двух годных к полетам B-24, хотя в настоящее время не летает. [11] | |
44-44175 | Тусон, Аризона , США | Музей авиации и космонавтики Пима | Отображать | Построен в Консолидированном Форт-Уэрте как B-24J-90-CF. Поставлен командованию ВВС Юго-Восточной Азии и эксплуатировался как Liberator GR.VI с серийным номером KH304. Списан 11 апреля 1946 года. Один из B-24, использовавшихся 6-й морской разведывательной эскадрильей ВВС Индии под серийным номером HE877 и эксплуатировавшийся до 1968 года. Помещен на хранение на авиабазу Пуна. Передан в дар Музею авиации и космонавтики Пима, прибыл в марте 1969 года. Окрашен как « Paisano/Shoot You're Covered ». Позже окрашен как « Bungay Buckaroo » . [12] | |
44-44213 | Дели , Индия | Музей ВВС Индии | Отображать | Построен в Консолидированном Форт-Уэрте как B-24J-90-CF. Поставлен в ВВС Великобритании как Liberator GR.VI с серийным номером KH342. Заброшен в Индии в 1946 году. Один из 39 B-24, восстановленных компанией Hindustan Aircraft для использования ВВС Индии под серийным номером HE924 и эксплуатировавшийся до декабря 1968 года. После службы выставлен в Музее ВВС Индии в Паламе. [13] | |
44-44272 | Полк-Сити, Флорида , США | Фэнтези полета | Отображать | Построен в Консолидированном Форт-Уэрте как B-24J-95-CF. Поставлен командованию ВВС Юго-Восточной Азии под серийным номером Liberator B.VI KH401. Один из 39 B-24, восстановленных компанией Hindustan Aircraft для использования ВВС Индии под серийным номером HE771 и летавших до декабря 1968 года. Приобретен компанией «Yesterdays Air Force» в Чино, Калифорния, в 1973 году. Восстановлен Корпорацией по восстановлению военных самолетов в 1982 году. Предоставлен в аренду компании Музей авиации Марч Филд в 1984 году и Среднеамериканский музей авиации в 1987 году. Приобретен в 2001 году компанией Fantasy of Flight. Хотя он и не годен к полетам, он зарегистрирован в FAA под номером N94459. [14] Носит ливрею 42-50551 « . Джо » [15] | |
44-48781 | Боссье-Сити, Луизиана , США | Музей глобальной энергетики Барксдейла | Отображать | Построен на заводе Ford Willow Run как B-24J-20-FO. Сбит 7 декабря 1945 года. Приобретен Спартанской школой воздухоплавания, Талса, Оклахома, и использовался в качестве учебного планера. Позже разобрали и оставили заброшенным. Продан на металлолом в 1960 году и хранится в аэропорту Талсы. Приобретен в 1978 году Национальным музеем ВВС США. Переведен на авиабазу Барксдейл в декабре 1978 года. Восстановлен в 1982 году в ливрее « Laiden Maiden ». Позже окрашен как « Louisiana Belle II». Сейчас носит ливрею « Rupert The Roo II », 42-73076. [16] | |
44-50154 | Оттава , Канада | Канадский музей авиации и космонавтики | Отображать | Построен на заводе Ford Willow Run как B-24L-20-FO. Поставлен в ВВС Великобритании в 1944 году под серийным номером Liberator B.VIII KN820. Заброшенный в Индии после Второй мировой войны. Один из 39 B-24, восстановленных компанией Hindustan Aircraft для использования ВВС Индии под серийным номером HE773 и использовавшийся до декабря 1968 года. После того, как Lysander из Национального музея авиации был передан ВВС Индии, ВВС Индии ответили взаимностью HE773. . Прибыл в Канаду в июне 1968 года. Носит ливрею 44-50186 (RCAF 11130) Восточного воздушного командования RCAF . [17] | |
44-50206 | Хендон, Лондон , Великобритания | Музей Королевских ВВС в Лондоне | Отображать | Построен на заводе Ford Willow Run как B-24L-20-FO. Находился в оперативном резерве до апреля 1945 года. В апреле 1945 года отправлен в Луисвилл, Кентукки, для доработки. Перелетел в Дорваль-Филд, Монреаль, Квебек, 2 июня 1945 года. Отправлен в группу RAF 231 в Дхубалии, Индия, как Liberator B.VI с серийным номером KN751. Служил в составе 99-й эскадрильи на Кокосовых островах . Один из 39 B-24, восстановленных компанией Hindustan Aircraft для использования ВВС Индии под серийным номером HE807 до декабря 1968 года. Подарен в дар музею Королевских ВВС 1 июля 1974 года. Переправлен в Великобританию и прибыл 7 июля в ВВС Великобритании в Линехеме. Переехал в Косфорд в 1976 году. Окрашен в маркировку 99-й эскадрильи с мотивом « Летающая пчела ». [а] Перевезен в Хендон в сентябре 2005 года. [18] | |
44-51228 | Даксфорд, Кембриджшир , Великобритания | Имперский военный музей Даксфорд | Отображать | Построен на заводе Ford Willow Run как B-24M-20-FO. Назначен в Центр развития авиации Райта для исследования льда. Он был выведен из эксплуатации в 1953 году как последний B-24 Liberator на вооружении ВВС США. Самолет был перевезен в музей авиабазы Лэкленд в Техасе для демонстрации в 1956 году. Приобретен IWM в 1999 году в обмен на несколько других самолетов. Носит ливрею 44-50493 « Дуган». На церемонии открытия в марте 2001 года присутствовал Джордж Буш-старший . [19] | |
АЛ557 | Южная Каролина , США | Проект «Боевая птица» [20] | На восстановлении летной годности | Построен на заводе Consolidated San Diego как Liberator II (LB-30). Самолет входил в партию из 165 самолетов Liberator II, заказанных непосредственно ВВС Великобритании без номеров контракта USAAF. AL557 был принят на вооружение в Дорвале, Квебек, Канада, 13 октября 1941 года. С 17 марта 1942 года самолет был передан в состав 224-й и 120-й эскадрилий берегового командования Королевских ВВС. AL557 также летал в составе 511-й эскадрильи Британской зарубежной авиационной корпорации (BOAC) для паромной службы возвращения в Северную Атлантику для паромного командования Королевских ВВС, где он использовался в качестве грузового судна и для доставки экипажей Королевских ВВС в Канаду, где они забирали самолеты по ленд-лизу. чтобы переправиться обратно в Англию. 14 ноября 1942 года самолет эксплуатировался рейсом RAF 1445. 10 июля 1943 года он был переправлен в Индию и передан в состав командования Юго-Восточной Азии в составе 159-й эскадрильи для использования в качестве транспорта. Он покинул Индию 23 мая 1944 года и был принят на вооружение ВВС союзников Средиземноморья 22 февраля 1945 года. В апреле 1945 года он был доставлен в Шотландию компании Scottish Aviation Ltd для переоборудования для пассажирского использования. Он был зарегистрирован как G-AGZI в компании Scottish Aviation. 1 марта 1948 года самолет был продан и перерегистрирован как SX-DAA «Maid of Athens» в компании Hellenic Airways в Афинах, Греция. 11 декабря 1951 года самолет был продан компании Morrison-Knudson Company Inc из Сиэтла, штат Вашингтон. Его перерегистрировали как N9981F, затем снова перерегистрировали как N68735. Самолет был поврежден, когда он вылетел в кювет при приземлении в Уэльсе. АК 1 июня 1953 г. Отремонтирован и перерегистрирован на Н92МК. Самолет разбился в Каликат-Крик, Аляска, в 1958 году и был брошен. Он был обнаружен в 1990 году Музеем авиационного наследия Аляски. Самолет был продан в 1996 году Музею полета одинокой звезды в Галвестоне, штат Техас. Позже в том же году он был куплен Доном Уиттингтоном / World Jet из Форт. Лодердейл, Флорида. Останки самолета хранились в компании Vintage Aircraft, Ltd в Фортах. Коллинз, штат Колорадо, с 1996 года. В июне 2023 года останки были приобретены проектом Warbird в Андерсоне, Южная Каролина, для восстановления летного статуса. [21] |
Известные затонувшие корабли
[ редактировать ]Серийный | Расположение | Координаты | История | Фото |
---|---|---|---|---|
40-2367 | Соединенные Штаты | 52 ° 01'49 "N 175 ° 08'13" W / 52,030395 ° N 175,136921 ° W | Построен на заводе Consolidated San Diego как B-24A. Совершил вынужденную посадку на острове Атка, Аляска, 9 декабря 1942 года из-за плохой погоды. Внесен в Национальный реестр исторических мест часть в 1979 году. В 2008 году внесен в Тихоокеанский национальный памятник как доблести времен Второй мировой войны . [22] | |
41-23762 | Австралия | 17 ° 20'01 "ю.ш. 139 ° 00'03" в.д. / 17,333611 ° ю.ш. 139,000833 ° в.д. | Построен на заводе Consolidated San Diego как B-24D. Назван « Маленькая Ева ». Разбился возле залива Карпентария 3 декабря 1942 года. Обломки находятся к северу от Думаджи . | |
41-24301 | Ливия | 32 ° 05'05 "с.ш. 23 ° 58'03" в.д. / 32,084775 ° с.ш. 23,967476 ° в.д. | Построен на заводе Consolidated San Diego как B-24D. Назван « Lady Be Good ». Разбился в ливийской пустыне 4 апреля 1943 года. Обнаружен в ноябре 1958 года. Снят в 1994 году и сейчас находится в городе Тобрук, Ливия . | |
41-24311 | Турция | 41 ° 02'32 "N 28 ° 56'57" E / 41,04227 ° N 28,94926 ° E | Построен на заводе Consolidated San Diego как B-24D. « Гарем Хэдли ». Разбился недалеко от Антальи, Турция, после операции «Приливная волна» . Обнаружен в 1995 году и выставлен в музее Рахми М. Коча . | |
42-40885 | Папуа-Новая Гвинея | 8 ° 35'55 "ю.ш., 148 ° 14'59" в.д. / 8,598728 ° ю.ш., 148,249611 ° в.д. | Построен на заводе Consolidated San Diego как B-24D. Разбился 18 октября 1943 года. Обломки находятся к северу от Гоны. [23] | |
42-40910 | Соединенные Штаты | 64 ° 49'04 "N 143 ° 31'21" W / 64,817856 ° N 143,522603 ° W | Построен на заводе Consolidated San Diego как B-24D. По прозвищу « Айсберг Инес ». Разбился 21 декабря 1943 года. Обломки находятся в национальном заповеднике Юкон-Чарли Риверс на Аляске . [24] | |
42-51430 | Хорватия | 43°00′47″ с.ш. 16°12′40″ в.д. / 43,013095° с.ш. 16,211020° в.д. | Построен на заводе Дуглас Талса как B-24J. Назван « Талсамерикан ». Он совершил аварийную посадку 17 декабря 1944 года у берегов Виса на обратном пути в Италию. Примечателен тем, что последний B-24 был построен на заводе Дугласа в Талсе. Обнаружен в конце 2010 года. [25] Был героем эпизода NOVA под названием «Последний B-24». | |
42-51874 | Хорватия | 43 ° 06'05 "N 17 ° 06'51" E / 43,101362 ° N 17,114182 ° E | Построен на заводе Ford Willow Run как B-24J. « Le Petite Fleur ». Заброшен у острова Хвар 20 ноября 1944 года после бомбардировки Блеххаммера, Германия . Обнаружен в 2014 году. [26] | |
42-73134 | Австралия | 12 ° 25'56 "ю.ш. 130 ° 41'48" в.д. / 12,432249 ° ю.ш. 130,696694 ° в.д. | Построен на заводе Consolidated San Diego как B-24J. Назван « Миледи ». Разбился возле пляжа Вагайт недалеко от Дарвина, Северная территория, 7 января 1945 года. Внесен в Реестр наследия Северной территории 4 июля 2001 года. [27] [28] [29] | |
42-50890 | Аризона, США | 35 ° 20'27 "N 111 ° 41'25" W / 35,340898 ° N 111,690295 ° W | Построен на заводе Ford Willow Run как B-24J. Разбился в Аризоне 15 сентября 1944 года по пути из Бейкерсфилда, Калифорния, в Киртланд-Филд, Нью-Мексико. Он отклонился от курса и в 03:30 врезался в поле валунов недалеко от вершины пика Хамфрис. [30] | |
41-24236 | Канада | 46 ° 15'03 "с.ш. 74 ° 17'48" з.д. / 46,250833 ° с.ш. 74,296750 ° з.д. | Потерянный самолет Consolidated Liberator III (B-24D) с серийным номером 41-24236 был приобретен в сентябре 1942 года у ВВС США (USAAF) в рамках заказа на четыре самолета. Поступив на вооружение RCAF, самолет получил бортовой номер 3701H и должен был использоваться 10-й эскадрильей RCAF для противолодочной борьбы (ПЛО). Однако было сочтено, что эти четыре самолета не способны выполнять задачи противолодочной обороны, поэтому их использовали для обучения и общего транспорта. Место крушения 20 октября 1943 г. , обнаружено 20 июня 1946 г. [31] |
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Flying Bee использовался на 99-й эскадрилье Liberator KH399 с кодом «B».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Утилизированные индийские бомбардировщики B-24". Архивировано 12 декабря 2009 г. в Wayback Machine Bhargava (bharat-rakshak.com). Проверено: 25 декабря 2015 г.
- ^ «Реестр ФАУ для N24927» . Реестр.faa.gov . Проверено 15 июля 2021 г.
- ^ «Б-24 Либерейтор» . airpower-тур . Проверено 18 ноября 2020 г.
- ^ «Б-24 Освободитель Даймонд Лил» . Памятник ВВС . Проверено 26 апреля 2020 г.
- ^ «Музейная брошюра 2020 > База ВВС Хилл > Экспозиция» (PDF) . Хиллский аэрокосмический музей . Проверено 17 ноября 2020 г.
- ^ «42-72843 Клубничная сука» . Проверено 16 июля 2017 г.
- ^ «Consolidated B-24D Liberator > Национальный музей ВВС США™ > Дисплей» . Национальный музей ВВС США . Проверено 16 июля 2017 г.
- ^ «Коллекция Музея Замка Воздуха» . Замок-музей авиации . Проверено 11 декабря 2017 г.
- ^ «B-24 Liberator Restoration Australia» . Фонд реставрации мемориала Освободителя Б-24 . Проверено 17 ноября 2020 г.
- ^ «Реестр ФАУ для N224J» . Реестр.faa.gov . Проверено 15 июля 2021 г.
- ^ «Консолидированный B-24J Liberator - Фонд Коллингса» . Фонд Коллингса . Проверено 16 июля 2017 г.
- ^ «КОНСОЛИДАТЕД B-24J LIBERATOR» . Музей авиации и космонавтики Пима . Проверено 17 ноября 2020 г.
- ^ «Досье о местоположении музея ВВС Индии» . airvisuals.ca . Проверено 17 ноября 2020 г.
- ^ «Реестр ФАУ для N94459» . Реестр.faa.gov . Проверено 15 июля 2021 г.
- ^ Кларк/Никдел/Пауэлл (18 сентября 2013 г.). «Консолидированный B-24J Liberator 1944 года» . Фантазия полета . Проверено 16 июля 2017 г.
- ^ «Музей глобальной энергетики Барксдейла» . www.barksdaleglobalpowermuseum.com . Проверено 11 декабря 2017 г.
- ^ «Consolidated Liberator GR VIII — Канадский музей авиации и космонавтики» . casmuseum.techno-science.ca . Проверено 17 ноября 2020 г.
- ^ «Консолидированный Б24Л-20-ФО Либерейтор» . www.rafmuseum.org.uk . Проверено 15 января 2018 г.
- ^ «КОНСОЛИДАТЕД Б-24М ЛИБЕРАТОР» . www.bcwarbirds.com . Проверено 17 ноября 2020 г.
- ^ «Проект «Боевая птица» . projectwarbird.com . Проверено 26 июня 2023 г.
- ^ Хеннигер, Майк. «Аэрофотосъемка — Досье планера — Consolidated LB-30 Liberator, серийный номер AL557 RAF, c/n 0055 {1}, c/r N92MK» . www.aerialvisuals.ca . Проверено 20 мая 2018 г.
- ^ «Атка B-24D Liberator (Служба национальных парков США)» . www.nps.gov . Проверено 3 августа 2017 г.
- ^ «B-24D-110-CO Liberator, серийный номер 42-40885» . PacificWrecks.com . Проверено 3 августа 2017 г.
- ^ «Б-24ДЛибератор, серийный номер 42-40910» . WashingtonPost.com . Проверено 3 января 2023 г.
- ^ Гамалло, Мэнни (14 декабря 2010 г.). «Все знаменитые B-24, The Tulsamerican, найдены в Адриатике; выживший помнит крушение» . Мир Талсы . Проверено 3 августа 2017 г.
- ^ «Стив Доэрти — Google+» . Проверено 3 августа 2017 г. [ самостоятельный источник ]
- ^ «Крушение Миледи» (PDF) . Австралия: Правительство Северной территории . 2015 . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ «Крушение бомбардировщика B24J Liberator Milady» . Northernterritory.com .
- ^ «Крушение самолета B-24J Liberator времен Второй мировой войны» . Реестр наследия . Правительство Северной территории. 4 июля 2001 года . Проверено 24 апреля 2019 г.
- ^ «15 сентября 1944 года: USAAF Consolidated TB-24J (42-50890), пик Хамфрис, Пикс Сан-Франциско, Аризона» . LostFlights.com . Проверено 1 октября 2019 г.
- ^ Тэм, Кристина (11 ноября 2013 г.). «Худшая авиакатастрофа в истории RCAF, застывшая во времени» . Глобальные новости . Проверено 13 мая 2022 г.