Операция «Приливная волна»
Операция «Приливная волна» | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть кампании западных союзников в Румынии. | |||||||
B -24 Liberator по имени Sandman во время взрыва бомбы над нефтеперерабатывающим заводом Ploiesti Astra Română во время операции «Приливная волна». [1] [2] | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Соединенные Штаты | Румыния Германия Болгария | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Льюис Х. Бреретон Узал Г.Энт | Альфред Герстенберг Георге Енеску | ||||||
Сила | |||||||
177 Б-24 (162 выше цели) [5] | 36 тяжелых батареек АА. 16 легких/средних батареек типа АА. 57 бойцов | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
53 B-24 уничтожено (35 заявлено в Румынии) 55 Б-24 повреждены 310 членов экипажа погибли или пропали без вести 190 членов экипажа взяты в плен или интернированы. | 7 истребителей уничтожено (2 румына и 5 немцев) Повреждено 11 истребителей (2 румынских и 9 немецких). 19 убитых и 97 раненых | ||||||
101 мирный житель убит и 238 ранены |
Операция «Приливная волна» — воздушная атака бомбардировщиков ВВС США (USAAF), базировавшихся в Ливии, на девять нефтеперерабатывающих заводов в окрестностях Плоешти , Румыния , 1 августа 1943 года во время Второй мировой войны . Это была стратегическая бомбардировка и часть « нефтяной кампании », направленной на то, чтобы лишить нефтяного топлива держав Оси . [4] В результате миссии «не произошло сокращения общего объема производства продукции». [6]
Эта операция стала одной из самых дорогостоящих для ВВС США на европейском театре военных действий : было потеряно 53 самолета и 500 летных экипажей. Это был пропорционально самый дорогостоящий крупный воздушный налет союзников за всю войну. [7] и его дата позже была названа «Черным воскресеньем». Пять медалей Почета и 56 крестов за выдающиеся заслуги, а также множество других наград были вручены членам экипажа операции «Приливная волна». [8] В исследовательском отчете 1999 года, подготовленном для Военно-воздушного колледжа на базе ВВС Максвелл в Алабаме, был сделан вывод, что бомбардировки Плоешти были «одной из самых кровавых и героических миссий всех времен». [9] Один из сбитых американских самолетов врезался в женскую тюрьму в Плоешти, в результате чего погибло около половины мирного населения из 101 убитого и 238 раненых. [10]
Препараты
[ редактировать ]Румыния была крупной державой в нефтяной промышленности с 1800-х годов. Это был один из крупнейших производителей в Европе, и Плоешти составлял основную часть этого производства. [11] [12] Нефтеперерабатывающие заводы Плоешти обеспечивали около 30% всей добычи нефти Оси. [13]
ПВО Оси
[ редактировать ]В июне 1942 года 13 B-24 Liberator «проекта Халверсон» ( HALPRO ) атаковали Плоешти. Хотя ущерб был небольшим, Германия и Румыния ответили созданием мощной противовоздушной обороны вокруг Плоешти. Люфтваффе Генерал Альфред Герстенберг построил одну из самых мощных и наиболее интегрированных сетей ПВО в Европе. Оборона включала в себя несколько сотен крупнокалиберных 88-мм зенитных орудий и еще множество орудий малого калибра. Последние были спрятаны в стогах сена, вагонах и макетах зданий. [14] [15] Немецкая и румынская зенитная артиллерия в Плоешти состояла из 36 тяжелых (88-мм) и 16 средних и легких ( 37-мм и 20-мм) зенитных батарей. [10] [16] Тяжелые батареи были дополнительно дополнены 15 радиолокационными станциями Вюрцбурга , использовавшимися для управления огнем . [17]
Оборона была разделена между двумя полками немецкой 5-й зенитной дивизии (21 тяжелая, 10 средних и легких батарей) и румынским 7-м зенитным полком (15 тяжелых, 6 средних и легких батарей). Половину личного состава немецкой 5-й зенитной дивизии составляли румыны. [14] [10] [18] Дополнительно дымогенераторы и 23 аэростата заграждения . были задействованы [16] У Оси было 57 истребителей в пределах досягаемости Плоешти ( истребители Bf 109 и Bf 110 ночные истребители , а также различные типы румынских истребителей IAR 80 ). [19] Для защиты Плоешти Королевские ВВС Румынии располагали самолетами из пяти эскадрильй (эскадрилий): 61 ( IAR 80A ), 62 ( IAR 80B ), 45 ( IAR 80C ), 53 ( Bf 109G ) и 51 ( Bf 110C ). [7] [20] У немцев было еще четыре Staffeln : 1, 2, 3./JG4 (Bf 109G) и 11./NJG6 (Bf 110). [10] [21] [22] Эта оборона сделала Плоешти третьей или четвертой наиболее хорошо защищенной целью в Европе Оси после Берлина , Вены или Рура и, таким образом, наиболее защищенной целью Оси за пределами Третьего Рейха . [14]
План миссии
[ редактировать ]Аргументы в пользу нападения на румынские нефтеперерабатывающие заводы были изложены на конференции в Касабланке Уинстоном Черчиллем , который считал, что их уничтожение нанесет «нокаутирующий удар» по военным усилиям Германии. Однако из-за нехватки ресурсов для организации других атак планы были приостановлены. [23]
Планы были возобновлены в апреле 1943 года, когда генерал Генри Х. Арнольд поручил своему штабу продолжить их разработку. Было задумано два плана: один предусматривал нанесение среднемасштабной атаки на большой высоте с сирийских баз, а другой - массированную атаку на малой высоте с территории Ливии . Идея полковника Джейкоба Э. Смарта об атаке на малой высоте была в конечном итоге принята. Кодовым названием миссии было Operation Statesman, которое позже было изменено на Operation Soapsuds и, наконец, на Operation Tidal Wave. Руководил операцией генерал Льюис Х. Бреретон . [23]
Девятая воздушная армия ( 98-я и 376-я бомбардировочные группы ) отвечала за общее проведение налета. Для достижения необходимого количества бомбардировщиков частично сформированная Восьмая воздушная армия из Англии предоставила три дополнительные бомбардировочные группы ( 44-ю , 93-ю и 389-ю ). Из-за большого расстояния все задействованные бомбардировщики были B-24 Liberator . [24] [23]
Основываясь на опыте HALPRO, планировщики решили, что «Приливная волна» будет выполняться днем, и что атакующие бомбардировщики будут приближаться на малой высоте на последнем этапе своего полета, чтобы избежать обнаружения немецкими радарами . [4] Обучение включало обширный анализ детальных моделей песчаного стола , тренировочные рейды по макету цели в ливийской пустыне и практические учения по ряду второстепенных целей в июле, чтобы доказать жизнеспособность такого удара на малой высоте. [25] Бомбардировщики, которые будут использоваться, были переоборудованы топливными баками в бомбоотсеках, чтобы увеличить их запас топлива до 3100 галлонов США (12 000 л). Кроме того, бомбовые прицелы «Норден» были заменены на низкоуровневые бомбовые прицелы, а головные B-24 также были оснащены двумя пулеметами 50-го калибра , которыми управлял пилот. [26] Боекомплект бомбардировщиков состоял из фугасных бомб массой 500 фунтов (230 кг) и 1000 фунтов (450 кг), дополненных зажигательными бомбами . Все они были вооружены взрывателями замедленного действия с временем действия от 45 секунд до шести часов. [23]
Первоначально в операции должно было участвовать 154 бомбардировщика, но окончательное число достигло 178 бомбардировщиков с общим экипажем в 1751 человек, что на тот момент было одним из крупнейших обязательств американских тяжелых бомбардировщиков и членов экипажей. [27] [23] Самолеты должны были летать с аэродромов вблизи Бенгази, Ливия . Им предстояло пересечь Средиземное и Адриатическое моря , пройти возле острова Корфу , пересечь горы Пинд в Албании , пересечь южную Югославию , войти на юго-запад Румынии и повернуть на восток в сторону Плоешти. Достигнув Плоешти, они должны были расположить заранее определенные контрольно-пропускные пункты, подойти к своим целям с севера и нанести удар по всем целям одновременно. Пять основных нефтеперерабатывающих заводов Плоешти были обозначены как цели «Белые 1–5», в то время как нефтеперерабатывающий завод Creditul Minier в Бразилиа был обозначен как цель «Синяя», а «Стяуа Романа» из Кампины была назначена целью «Красные». [4]
По политическим причинам планировщики союзников решили избегать города Плоешти, чтобы он не подвергся случайной бомбардировке. [4]
Перелет в Румынию
[ редактировать ]Утром 1 августа 1943 года пять групп, входивших в состав ударной группы, начали взлет со своих базовых аэродромов вокруг Бенгази . Большое количество пыли, поднятое во время взлета, привело к ограничению видимости и перегрузке двигателей, уже несущих бремя большой бомбовой нагрузки и дополнительного топлива. Эти условия способствовали потере одного самолета «Кикапу» при взлете, но 177 из запланированных 178 самолетов улетели благополучно. [28]
Формирование достигло Адриатического моря без дальнейших происшествий; однако самолет №28, Wongo Wongo , принадлежащий 376-й бомбардировочной группе (головная группа, около 40 B-24) [5] и пилотируемый лейтенантом Брайаном Флавелем, начал беспорядочный полет, а затем упал в море из-за необъяснимой неисправности. Лейтенант Гай Айовин - друг Флавеля, пилотировавший самолет № 23 Desert Lilly , - спустился из строя, чтобы найти выживших, едва не пропавших без вести самолетов Brewery Wagon, пилотируемых лейтенантом Джоном Палмом. Выживших не было видно, и из-за дополнительного веса топлива Айовин не смог набрать высоту, чтобы присоединиться к строю и возобновить курс на Плоешти. [28]
Возникшая путаница усугублялась неспособностью восстановить сплоченность из-за приказа соблюдать строгое радиомолчание. Десять других экипажей вернулись на свои аэродромы после инцидента, а оставшимся самолетам предстояло подняться на высоту 9000 футов (2700 м) над горами Пинд , окутанными облачностью. Хотя все пять групп поднялись на высоту около 11 000 футов (3 400 м), 376-я и 93-я, используя высокую мощность, вырвались впереди отстающих группировок, вызывая изменения в скорости и времени, что нарушило синхронизацию групповых атак, которые считались столь важными. Умный. Руководители миссии сочли эти проблемы менее важными, чем поддержание безопасности посредством радиомолчания. Хотя приказ американцев позволил бы им нарушить радиомолчание и восстановить свои формирования, удар продолжился без коррекции, и это дорого обошлось. [29] Во время полета в сторону Болгарии группы бомбардировщиков были обнаружены немецкими радарами. Бомбардировщики также были замечены болгарскими самолетами Avia B-534 , взлетевшими на защиту Софии . [16]
Ранее в тот же день немецкая станция связи приняла сообщение от 9-й воздушной армии о вылете большого соединения бомбардировщиков. Хотя место назначения бомбардировщиков определить не удалось, информация была передана другим подразделениям Люфтваффе , включая Ягдфлигерфюрера Румяниена . Американские лидеры не знали, что немцы знали об их присутствии. [29]
Проходя Дунай , B-24 снизились до высоты 2300 футов (700 м) и продолжили полет на малой высоте. [16] Хотя сейчас все пять групп сильно растянулись на подходе к Питешти , они сделали навигационный контрольно-пропускной пункт в 65 милях (105 км) от Плоешти. Как и планировалось, 389-я бомбардировочная группа отправилась на отдельный синхронный подход к цели. Продолжая путь из Питешти, полковник Кейт К. Комптон и генерал Энт допустили дорогостоящую навигационную ошибку. В Тырговиште , на полпути к следующему контрольно-пропускному пункту во Флорешти , Комптон свернул на неверный железнодорожный путь в сторону Плоешти, направив свою группу и 93-ю бомбардировочную группу подполковника Аддисона Бейкера на курс на Бухарест . При этом Энт и Комптон пошли против совета штурмана своего самолета и ветерана проекта Халверсон (HALPRO) капитана. Гарольд Виклунд. Столкнувшись с катастрофой, многие экипажи решили нарушить радиомолчание и привлечь внимание к навигационной ошибке. Между тем, обеим группам пришлось столкнуться с обширной противовоздушной обороной Герстенберга в районе Бухареста, а также с теми, которые ждали их в районе Плоешти. [30]
Атаки
[ редактировать ]Румынским и немецким истребителям, хотя и поднялись в воздух ранее, было приказано лететь на высоте 5000 м (16000 футов), поскольку бомбардировщики должны были находиться на большой высоте. Эту ошибку вскоре исправили и истребителям было приказано атаковать низколетящие бомбардировщики. Первый контакт с B-24 был произведен IAR 80 из группы 6 Vânătoare в 11:50 недалеко от Сэбарени . [16]
Заметив навигационную ошибку, лейтенант Джон Палм, пилотировавший Brewery Wagon, оторвался от строя 376-й группы и попытался в одиночку бомбить нефтеперерабатывающие заводы. Сильно пораженный зенитной артиллерией, самолет сбросил бомбы на пустой завод, пытаясь уйти. Вскоре после этого поврежденный бомбардировщик был атакован Bf 109 из 1./JG4, которым пилотировал гауптман Вильгельм Штайнманн . Бомбардировщик приземлился в поле недалеко от Тэтэрани и стал первым B-24, сбитым над Румынией. Восемь выживших членов экипажа, включая Пальма, попали в плен. [31] [32]
Самолет Hell's Wench, пилотируемый подполковником Бейкером и его вторым пилотом майором Джоном Л. Джерстадом , который уже отлетал полный срок службы во время дислокации в Англии, также сломал строй и повел несколько B-24 к своим целям. Под ударами зенитной артиллерии они сбросили бомбы, чтобы сохранить лидирующую позицию строя над своей целью на нефтеперерабатывающем заводе Columbia Aquila. Несмотря на тяжелые потери к 93-му полку, Бейкер и Джерстад сохранили курс и, освободившись, начали набирать высоту. Понимая, что самолетом больше нельзя управлять, они продолжали набирать высоту, чтобы позволить своему экипажу покинуть самолет. Хотя никто не выжил, Бейкер и Джерстад были посмертно награждены Почетной медалью за эти действия. [1] : 77 [33]
Майор Рамзи Д. Поттс на борту «Герцогини» и майор Джордж С. Браун на борту «Куини» , столкнувшись с сильным дымом над Колумбией Аквилой, возглавили дополнительные самолеты 93-го полка и успешно сбросили бомбы на нефтеперерабатывающие заводы Astra Română, Unirea Orion и Columbia Aquila. Всего над целями в Плоешти 93-я дивизия потеряла 11 самолетов. Один из бомбардировщиков, Хосе Кариока , [34] был сбит румынским истребителем IAR 80, который перевернулся и стремительно двинулся под перевернутым В-24, разгребая пулями его брюхо. Террорист врезался в женскую тюрьму Плоешти. Из 101 мирного жителя, убитого и 238 раненых в ходе этого рейда, [10] около половины погибло, когда это трехэтажное здание взорвалось в огне. Выжили сорок женщин, [35] выживших не было . Хосе Кариоки но из команды [34]
Самолет, сбивший Хосе Кариоку , IAR 80B no. 222 поток сублоктенента Кэрол Анастасеску также был поврежден и подожжен после сбития еще одного B-24. Пока пилот пытался спастись, IAR столкнулся с винтом B-24, в результате чего был поврежден его вертикальный стабилизатор . Анастасеску вылетело из IAR, когда самолет разбился в поле, и позже он полностью выздоровел в больнице. [36] [37]
Конкордия Вега и первые атаки Стяуа Романа
[ редактировать ]ПВО была мощной над целью 376-го полка ( Романо-Американа ), и генерал Энт проинструктировал Комптона атаковать « цели возможности ». Большая часть 376-го B-24 бомбила нефтеперерабатывающий завод Steaua Română в Кампине с востока, а пять направились прямо в уже тлеющий пожар над нефтеперерабатывающим заводом Concordia Vega . Группа бомбардировщиков, направлявшаяся к Конкордии Вега, под руководством лейтенанта Нормана Аппольда сбросила бомбы на перегонный завод нефтеперерабатывающего завода. В Кампине средства ПВО на возвышающихся над холмами холмах смогли обстрелять строй. [30]
Атаки Astra Romanian и Columbia Aquila
[ редактировать ]Когда 93-я и 376-я дивизии вступили в бой над целевым районом, полковник Джон Р. Кейн из 98-й бомбардировочной группы и полковник Леон В. Джонсон из 44-й бомбардировочной группы совершили предписанный разворот у Флорешти и направились к своим целям на Астра-Романа. и нефтеперерабатывающие заводы Columbia Aquila. Обе группы обнаружили немецкую и румынскую оборону в полной боевой готовности и столкнулись со всеми последствиями бушующих нефтяных пожаров, сильного задымления, вторичных взрывов и бомб замедленного действия, сброшенных 93-й бомбардировочной группой Бейкера во время их предыдущего вылета. Подход Кейна и Джонсона, параллельный железной дороге Флорешть-Плоешти, имел неудачную особенность: они столкнулись с « Die Raupe » Герстенберга («гусеница»), замаскированным зенитным поездом. [38] На уровне верхушек деревьев, примерно в 50 футах (15 м) над землей, 98-й окажется слева, а 44-й — справа. Однако преимущество было бы за 98-м и 44-м полками, артиллеристы которых быстро отреагировали на угрозу, выведя из строя локомотив и уничтожив несколько расчетов ПВО. [39]
Поскольку последствия полетов 93-го и 376-го полков вызвали трудности с обнаружением и бомбардировкой их основных целей, и Кейн, и Джонсон не отклонились от намеченных целей, при этом самолет, которым они руководили, понес тяжелые потери. Их низкий заход даже позволял артиллеристам продолжать подавление наземных расчетов ПВО непосредственно под ними. За лидерство и героизм Кейн и Джонсон были награждены Почетной медалью. Подполковник Джеймс Т. Поузи взял 21 самолет из 44-го полка в отдельную назначенную атаку на нефтеперерабатывающий завод Creditul Minier к югу от Плоешти. Хотя батареи ПВО уже активно атаковали 93-ю дивизию, самолеты Поузи также подверглись сильному обстрелу с тех же огневых точек. В результате продолжающегося захода на посадку на малой высоте в район цели некоторые из все еще тяжело нагруженных самолетов прошли через высокую траву, а повреждения были вызваны препятствиями на низкой высоте. Поузи и его самолет, оснащенный более тяжелыми бомбами массой 1000 фунтов (450 кг), сумели найти свои цели в Кредитуле Миньере без потерь для строя. [40] [39]
Вторая атака Стяуа-Романы
[ редактировать ]Последняя атака приливной волны произошла на нефтеперерабатывающем заводе Стяуа-Романа (8 миль (13 км) к северо-западу от Плоешти). [19] : 161 в Кампине. 389-я атака под руководством полковника Джека Вуда столкнулась с некоторыми проблемами с навигацией, поскольку из-за облачности было трудно обнаружить монастырь Деалу , важный ориентир для плана. Хотя группа свернула не туда, штурман Вуда исправил это, и группа продолжила путь к цели. Атака на «Стяуа-Романа» была сложнее остальных, так как требовала разделения группы на три отряда и поражения нескольких целей. Атака прошла так, как было репетировано в Бенгази. [41] Ущерб, нанесенный 376-й и 389-й атаками, сильно затронул нефтеперерабатывающий завод. [1] : 76 389-й полк потерял четыре самолета над районом цели, в том числе B-24 Оле Кикапу, которым пилотировал 2-й лейтенант Ллойд Герберт Хьюз . После попаданий в Оле Кикапу всего в 30 футах от цели детонация ранее сброшенных бомб привела к возгоранию утечки топлива из B-24. Хьюз придерживался курса, чтобы бомбардир 2-й лейтенант Джон А. Маклафлин мог бомбить, и впоследствии B-24 совершил аварийную посадку во взрывном колесе телеги. [42] в русле реки. [19] : 187 Хьюз (посмертно награжденный Почетной медалью) и шесть членов экипажа погибли, а двое артиллеристов и бомбардир стали военнопленными. [39]
Обратный рейс
[ редактировать ]На пути над Болгарией B-24 были перехвачены тремя истребительными группами: десятью Bf 109 из Карлово , четырьмя Avia B-534 из Божуриште и 10 Avia B-534 из Врашдебны . Пилоты, помощник Петр Бочев , капитан Чудомир Топлодольски , Поручик Стоян Стоянов и помощник Христо Крыстев, совершили свои первые победы в составе болгарских ВВС за всю войну. [43] Новых асов-истребителей впоследствии царь болгарский лично Борис III наградил орденом Мужества впервые за 25 лет. Железные кресты были вручены через месяц посольством Германии.
Другие потери произошли над Югославией, где два B-24 столкнулись друг с другом, и над Ионическим морем , где пять B-24 были сбиты Bf 109 из JG 27 . [16]
Результат
[ редактировать ]В Ливию вернулось всего 88 B-24. [44] из них 55 имели боевые повреждения. : 222 Потери включали 44 самолета ПВО и дополнительные B-24, которые бросили воду в Средиземном море или были интернированы после приземления в нейтральной Турции . Некоторые из них были перенаправлены на аэродром ВВС Великобритании на Кипре . [2] : 196 Один B-24 с 365 пулевыми отверстиями приземлился в Ливии через 14 часов после вылета; [45] его выживаемость обеспечивалась легким вооружением болгарского авиа Б-534 (всего четыре пулемета калибра 7,92 мм).
У американцев погибли или пропали без вести 310 членов экипажа. [а] 108 человек были захвачены странами Оси, 78 были интернированы в Турции, а четверо были приняты партизанами Тито в Югославии. [1] : 76 Три из пяти Почетных медалей (больше всего за какую-либо воздушную операцию в истории) были вручены посмертно. [1] : 77 Кроме того, были награждены 56 крестами за выдающиеся заслуги и 41 серебряная звезда за доблесть. [48] Союзники оценили потерю 40% нефтеперерабатывающих мощностей на нефтеперерабатывающих заводах в Плоешти. [1] : 75 хотя некоторые нефтеперерабатывающие заводы остались практически нетронутыми. Большая часть повреждений была устранена в течение нескольких недель, после чего чистый расход топлива стал больше, чем до рейда. [1] : 75 3 августа самолет de Havilland Mosquito из SAAF 60-й эскадрильи совершил разведывательный полет в Плоешти, чтобы записать результаты «Приливной волны». Еще один полет состоялся 19 августа. [49] Примерно в сентябре оценка вражеского нефтяного комитета повреждений, нанесенных бомбой в Плоешти, показала, что «... никакого сокращения общего объема производства продукции ...» [6] потому что многие нефтеперерабатывающие заводы работали ниже максимальной мощности. Из всех разбомбленных нефтеперерабатывающих заводов только нефтеперерабатывающий завод Creditul Minier и Columbia Aquila возобновили производство в конце 1944 года. [б] а «Стяуа Романа» частично возобновила производство с января 1944 года. [51]
Королевские ВВС Румынии во время «Приливной волны» совершили 59 боевых вылетов , а Люфтваффе — 89. Американцы потеряли 53 «Либерейтора» (в том числе 8, которые приземлились в Турции и были интернированы) и еще 55 были повреждены. Румыны заявили о 20 подтвержденных или вероятных победах в воздухе, потеряв один IAR 80B и один Bf 110, а также еще 15 заявлений румынских зенитных орудий. и последующих рейдов превосходили американские в семь раз с плюсом преувеличениями Даже несмотря на оптимизм, заявления Румынии во время «Приливной волны» . Система подтверждения воздушной победы Королевских ВВС Румынии была более строгой, чем у Люфтваффе на момент рейда. Потери люфтваффе составили пять самолетов. Еще 11 истребителей получили повреждения (два румынских и девять немецких), 19 военнослужащих погибли и еще 97 получили ранения. [10] Американская девятая воздушная армия была изгнана с театра военных действий. [52]
В результате экстренного сброса бомб на второстепенные цели потери были в Дренте, Елене, Бяле , Русе , Бойчиновцах , Велико Тырново , Пловдиве , Ломе и Дуб-Тулово.
Учитывая большие и несбалансированные потери самолетов и ограниченный ущерб целям, операция «Приливная волна» считается союзниками стратегическим провалом.
Последствия
[ редактировать ]После рейда маршал Ион Антонеску посетил Плоешти и Кымпину. По итогам этого визита было решено сформировать Корпус специального вмешательства, задачей которого будет реагировать на атакованные районы и уменьшать ущерб, причиненный в ходе будущих рейдов. Были приняты и другие меры пассивной защиты, такие как формирование новых маскировочных подразделений по немецкой модели, а также была улучшена противовоздушная оборона региона. [53] [54]
Генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр и другие командиры были убеждены продолжить воздушную кампанию, нацеленную на добычу нефти в Румынии после «Приливной волны». Была поставлена задача снизить добычу на 60-70%. [51] В рамках генерала Карла Спаатца рейды плана возобновились в апреле 1944 года, первоначально нападая на железнодорожную инфраструктуру , используемую для транспортировки нефти в Германию. С мая 1944 года нефтяные цели снова стали приоритетом, и было совершено несколько воздушных атак на румынские нефтеперерабатывающие заводы . [55] До августа 1944 года Королевские ВВС Румынии и румынская зенитная артиллерия сбили 223 американских и британских бомбардировщика, а также 36 истребителей. Румынские потери составили 80 самолетов. Пилоты Люфтваффе сбили еще 66 самолетов западных союзников. Общие потери западных союзников составили 1706 убитых и 1123 взятых в плен. [56]
Боевой порядок Девятых ВВС и Восьмых ВВС
[ редактировать ]- Девятая воздушная армия [35]
- 98-я бомбардировочная группа (тяжелая) («Пирамиды»), полковник Джон Р. Кейн °
- 376-я бомбардировочная группа (тяжелая) («Либерандос»), генерал Узал Г. Энт °°, полковник Кейт К. Комптон °°
- Восьмая воздушная армия [57]
- 44-я бомбардировочная группа (тяжелая) («Летающие восемь шаров»), полковник Леон В. Джонсон °
- 93-я бомбардировочная группа (тяжелая) («Летающий цирк»), подполковник. Аддисон Э. Бейкер °, майор Джон Л. Джерстад °
- 389-я бомбардировочная группа (тяжелая) («Небесные скорпионы»), полковник Джек В. Вуд ° °, 2-й лейтенант Ллойд Герберт Хьюз °
- °Награжден Почетной медалью
- °° Награжден Крестом за выдающиеся заслуги
Румынский и немецкий боевой порядок
[ редактировать ]- Luftflotte 4 - Ягдфлигерфюрер Румыния Отопени [58]
- Флотилия 2 Охотничья Пипера [36]
- Группа 6. Охота – Пипера , 80 IAR. [16]
- 61-я истребительная эскадрилья
- 62-я истребительная эскадрилья
- Группа 6. Охота – Пипера , 80 IAR. [16]
- Флотилия 3 Охота [59]
В художественной литературе
[ редактировать ]Сюжет научно-фантастического романа Врата времени» « Филипа Хосе Фармера 1966 года начинается с операции «Приливная волна», где главным героем книги является один из многих пилотов, сбитых над Плоешти. Во время прыжка с парашютом он испытывает странное головокружение, а при приземлении оказывается не в Румынии, а в очень странном мире альтернативной истории , где и происходит остальная часть сюжета.
См. также
[ редактировать ]- Бомбардировка Румынии во Второй мировой войне
- Операция «Приливная волна II» — военная операция под руководством США против нефтяной инфраструктуры Исламского государства, названная в честь неудачной операции Второй мировой войны.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Стаут, Джей А. (ноябрь 2003 г.). Крепость Плоешти: Кампания по уничтожению поставок нефти Гитлеру . п. 318. Архивировано из оригинала 22 июня 2010 г. Проверено 4 февраля 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дуган, Джеймс; Стюарт, Кэрролл (2002). Плоешти: Великая наземно-воздушная битва 1 августа 1943 года . Брасси. ISBN 978-1574885101 . Проверено 26 марта 2009 г.
- ^ " AAFRH -3, стр. 31–47"
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и «Когда герои наполнили небо» . homeofheroes.com . Проверено 14 февраля 2024 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фили, Уильям Дж. «Правда о предполагаемом неправильном повороте во время приливной волны» . Ужасающая атака на Плоешти на малой высоте . Архивировано из оригинала 2 сентября 1999 г. Проверено 28 октября 2008 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Подкомитет Западной оси (ок. 1943 г.). «Оценочная мощность нефтеперерабатывающих заводов в странах Оси Европы - 1943 г.» (PDF) . Вражеский нефтяной комитет. Архивировано из оригинала (PDF) 27 марта 2009 г. Проверено 21 марта 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эксворси 1995 , с. 311.
- ^ «Проект «Зал доблести» . Проект «Зал доблести» . Военные времена . Проверено 1 августа 2018 г.
- ^ Шульц 2007 , с. xii.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж «Государственный секретариат авиации» . iar80flyagain.org (на румынском языке). 17 мая 2023 г.
- ^ Румынская нефтяная промышленность: история , Консульство Румынии, Бостон
- ^ ИСТОРИЯ. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine , ANEIR - Центр содействия внешней торговле SA, Национальная ассоциация румынских экспортеров и импортеров (ANEIR), aneir-cpce.ro.
- ^ Аткинсон, Рик (2013). Оружие при последнем свете (1-е изд.). Нью-Йорк: Генри Холт . п. 354 . ISBN 978-0-8050-6290-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Эксворси 1995 , с. 313.
- ^ Шульц 2007 , стр. 64–65.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Хронология операции «Приливная волна»» . iar80flyagain.org (на румынском языке). 04.04.2023.
- ^ Zaloga 2019 , p. 21.
- ^ Туртурикэ, Сорин (19 февраля 2020 г.). «Бомбомбардировка 1 августа 1943 года. Воспоминания генерал-майора в отставке Теодора Темелку» . culoriletrecutului.ro (на румынском языке).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Яблонски, Эдвард (1971). Том 1 (Трагические победы), Книга II (Большая лига) . Воздушная мощь. стр. 157, 161.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Морошану, Теодор Ливиу; Мелинте, Дэн (30 ноября 2010 г.). Цвета румынских истребителей 1941-1945 гг . ММПКниги. стр. 176. ISBN 978-83-89450-90-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Холм, Майкл. «4-я истребительная эскадрилья» . ww2.dk .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Холм, Майкл. «Нахтягдгешвадер 6» . ww2.dk .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Макгоуэн, Сэм (7 августа 2015 г.). «Операция «Приливная волна» нацелена на Плоешти» . warfarehistorynetwork.com .
- ^ Видео: Американские бомбардировщики разбивают нефтяные месторождения стран Оси в Румынии и т. д. (1943 г.) . Универсальная кинохроника . 1943 год . Проверено 21 февраля 2012 г.
- ^ Руни, Эндрю А. (23 ноября 1943 г.). «Он выиграл высшую американскую награду» (PDF) . Журнал Второй авиадивизии . 19 (2): 3.
- ^ «Модификации самолета B 24 для операции Tidal Wave» . iar80flyagain.org (на румынском языке). 26 января 2023 г.
- ^ "получено 30 апреля 2010 г." . Lipper.cc .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Zaloga 2019 , p. 38.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Zaloga 2019 , p. 41–44.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Zaloga 2019 , p. 45.
- ^ «41-24294 — Вагон пивоварни» . Американский музей авиации в Великобритании .
- ^ «512-я бомбардировочная эскадрилья (H) B-24D 41-28294 'Brewery Wagon', 1-й лейтенант Джон Д. Палм СС» . aircrewremembered.com .
- ^ «42-40994 Адская девка» . Американский музей авиации в Великобритании .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шульц 2007 , с. 133.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дуган и Стюарт. п. 127
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б "Селезенка Кэрол Анастасеску" . iar80flyagain.org (на румынском языке). 2020-08-25.
- ^ «IAR 80 № 222, пилотируемый лейтенантом Кэрол Анастасеску - Столкновение с B 24 - правда или легенда» . iar80flyagain.org (на румынском языке). 03.07.2021.
- ^ «Немецкий поезд АА» . iar80flyagain.org (на румынском языке). 10 марта 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бойн, Уолтер Дж. (1 декабря 2007 г.). «Приливная волна» . airandspaceforces.com .
- ^ Zaloga 2019 , p. 64–66.
- ^ Zaloga 2019 , p. 45–46.
- ^ Маклейн, Джеймс (лето 2013 г.). «Воспоминания о приливной волне» (PDF) . Журнал друзей . Дейтон, Огайо: Фонд Музея ВВС . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ Райлих, Иржи (2004). Словацкие и болгарские асы Второй мировой войны . Издательство Оспри . п. 75. ИСБН 9781841766522 .
- ^ «1943 — Операция «Приливная волна», бомбардировка нефтяного месторождения Плоешти на малых высотах» . Отдел исторической поддержки ВВС . Проверено 24 января 2018 г.
- ^ «Операция «Приливная волна» – Миссия в Плоешти» . airartnw.com . Архивировано из оригинала 14 мая 2011 г. Проверено 27 сентября 2005 г.
- ^ «Летчик, учтенный во время Второй мировой войны (Готтс, Х.)» . Учетное агентство военнопленных/МВД . 12 августа 2019 г. Архивировано из оригинала 27 июня 2019 г.
- ^ «Недавно учтено» . Учетное агентство военнопленных/МВД . Проверено 21 февраля 2024 г.
- ^ Zaloga 2019 , p. 80.
- ^ Маклин, Стив (1 февраля 2017 г.). «Южноафриканские мхи» . Ключ.Аэро .
- ^ Пинтили, Дэн Овидиу (2013). «Бомбежка нефтеперерабатывающего завода в Брази компании «Creditul Minier» 1 августа 1943 года и в 1944 году». Армия и средства массовой информации (PDF) (на румынском языке). Брэила: Издательство «Истрос» музея Брэила. стр. 434–437. ISBN 9786066540865 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Последствия бомбардировки нефтеперерабатывающих заводов» . iar80flyagain.org (на румынском языке). 17 мая 2023 г.
- ^ Эксворси 1995 , стр. 310–311.
- ^ Корняну, Константин (28 ноября 2016 г.). «Операция «В упор» и выход Румынии из войны (1943–1944)» . aesgs.ro (на румынском языке).
- ^ Репес, Филофтея (2 апреля 2011 г.). «Страница из истории города Плоешти: 1 августа 1943 года или Черное воскресенье». Вестник Университета национальной обороны «КАРОЛ I» (на румынском языке) (2). Университет национальной обороны Карла I : 313. ISSN 2065-8281 .
- ^ Zaloga 2019 , pp. 85–87.
- ^ Джозеф, Фрэнк (2011). Военно-воздушные силы стран Оси: полеты на поддержку немецких люфтваффе . АВС-Клио . п. 174. ИСБН 9780313395901 .
- ^ Zaloga 2019 , p. 13.
- ^ Холм, Майкл. «Руководитель охотничьего отдела Румыния» . ww2.dk .
- ^ «Офицер экипажа кл. а-II-а, лейтенант Ав. Георгеску А. Помпилиу» . iar80.org (на румынском языке). 12 октября 2019 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ 216 погибших летчиков были обнаружены правительством Румынии, из которых только 27 удалось опознать; Остальные были похоронены как неизвестные в Отделении героев Гражданского и военного кладбища Боловани, Плоешти, Прахова , Румыния. [46] По состоянию на 2023 год идентифицировано 52 неизвестных летчика. [47]
- ^ Октябрь и август 1944 г. соответственно. [50] [51]
Библиография
[ редактировать ]- Эксуорси, Марк (1995). Третья ось, четвертый союзник: румынские вооруженные силы в европейской войне, 1941–1945 гг . Лондон: Оружие и доспехи.
- Шульц, Дуэйн (2007). В огонь (1-е изд.). Ярдли, Пенсильвания: Издательство Вестхолм. ISBN 978-1594160516 .
- Залога, Стивен Дж. (2019). Плоешти, 1943 год: Великий рейд Гитлера на румынские нефтеперерабатывающие заводы . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 9781472831965 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с операцией «Приливная волна», на Викискладе?
- Сражения Второй мировой войны с участием Румынии
- 1943 год в Европе
- Бои с участием Болгарии
- Сражения Второй мировой войны с участием Болгарии
- Военные действия Второй мировой войны
- Воздушные операции Второй мировой войны и сражения Восточного фронта
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием Германии
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием США.
- Бои и операции Второй мировой войны с участием Болгарии
- Бои и операции Второй мировой войны с участием Румынии
- Военная история Румынии во время Второй мировой войны
- Нефтяная кампания Второй мировой войны
- Во время Второй мировой войны идет дождь
- Военные отношения Румынии и США
- Военные отношения Германии и США
- Военные отношения Болгарии и США