Мессершмитт Bf 110
Бф 110 | |
---|---|
![]() | |
Bf 110 или Nachtjagdgeschwader 4 (1943 г.) | |
Роль | |
Производитель | |
Первый полет | 12 мая 1936 г. |
Введение | 1937 |
Ушедший на пенсию | 1945 (ВВС) |
Основные пользователи | ВВС |
Количество построенных | 6,170 [1] |
Варианты | |
Развитый в | Мессершмитт Ме 210 |
Мессершмитт Bf 110 , часто известный неофициально как Me 110 , [Примечание 1] — двухмоторный Zerstörer (эсминец, тяжёлый истребитель ), истребитель-бомбардировщик ( Jagdbomber или Jabo ) и ночной истребитель ( Nachtjäger ), разработанные в нацистской Германии в 1930-х годах и использовавшиеся Люфтваффе во время Второй мировой войны . Герман Геринг был сторонником Bf 110, полагая, что его тяжелое вооружение, скорость и дальность действия сделают Bf 110 лучшим наступательным истребителем Люфтваффе. Ранние варианты были вооружены двумя 20-мм пушками MG FF , четырьмя 7,92-мм (0,323 дюйма) пулеметами MG 17 и одним 7,92-мм (0,323 дюйма) пулеметом MG 15 для защиты (более поздние варианты заменят MG FF на MG). 151 , а задний наводчик будет вооружен двуствольными пулеметами MG 81Z ). Работы по разработке улучшенного типа для замены Bf 110 - Messerschmitt Me 210 - начались еще до начала войны, но проблемы с адаптацией привели к тому, что Bf 110 прослужил до конца войны в различных ролях. Его предполагаемые замены, вышеупомянутый Me 210 и значительно улучшенный Me 410 Hornisse , так и не заменили полностью Bf 110.
Bf 110 добился значительных успехов в первых кампаниях в Польше , Норвегии и Франции . Основной слабостью Bf 110 была недостаточная маневренность, хотя эту проблему можно было смягчить с помощью более эффективной тактики. Эта слабость была использована ВВС Великобритании, когда Bf 110 использовались в качестве непосредственного эскорта немецких бомбардировщиков во время битвы за Британию . Когда британские бомбардировщики начали совершать ночные налеты на территорию Германии, некоторые подразделения, оснащенные Bf 110, были переоборудованы в ночные истребители, и для этой роли самолет хорошо подходил. После битвы за Британию Bf 110 успешно использовался в качестве истребителя завоевания превосходства в воздухе и ударного самолета на других театрах военных действий, а также днем защищал Германию от стратегических воздушных атак против США ВВС 8-й воздушной армии , пока американские изменения в тактике истребителей не привели к с началом 1944 года они становятся все более уязвимыми для развития американского господства в воздухе над Рейхом.
Во время на Балканах и в Северной Африке кампаний , а также на Восточном фронте он оказывал ценную наземную поддержку немецкой армии как мощный истребитель-бомбардировщик.Позже во время войны он был преобразован в грозный ночной истребитель с радаром, став основным ночным боевым самолетом Люфтваффе. Большинство немецких асов-ночных истребителей в какой-то момент своей боевой карьеры летали на Bf 110, а лучший ас-ночной истребитель майор Хайнц-Вольфганг Шнауфер летал исключительно на нем и одержал 121 победу в 164 боевых вылетах. [2]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Генезис и конкуренция
[ редактировать ]
На протяжении 1930-х годов в ВВС крупнейших военных держав осуществлялся переход от конструкции биплана к конструкции моноплана . Большинство сосредоточилось на одномоторных истребителях , но возникла проблема дальности. Министерство авиации (RLM, от Reichsluftfahrtministerium ), под давлением Германа Геринга, выдало запрос на новый многоцелевой истребитель под названием Kampfzerstörer (боевой эсминец) с большой дальностью полета и внутренним бомбовым отсеком. В запросе предусматривался двухмоторный трехместный цельнометаллический моноплан, вооруженный пушкой и бомбовым отсеком . Из первоначальных семи компаний только Bayerische Flugzeugwerke (Messerschmitt), Focke-Wulf и Henschel . на запрос ответили [3]
Мессершмитт победил «Фокке-Вульф», «Хеншель» и «Арадо» и получил средства на постройку нескольких прототипов самолетов. Конструкция Focke-Wulf, Focke-Wulf Fw 57 , имела размах крыла 25,6 м (84 фута) и оснащалась двумя двигателями DB 600 . Он был вооружен двумя 20-мм пушками MG FF в носовой части, а третья располагалась в спинной башне . Fw 57 V1 совершил полет в 1936 году, но его характеристики были плохими, и машина разбилась. [4] Henschel Hs 124 по компоновке был аналогичен Fw 57. [4] оснащен двумя Jumo 210 C для V1. В V2 использовались BMW 132 Dc радиальные двигатели мощностью 870 л.с. по сравнению с Jumo мощностью 640 л.с. Вооружение состояло из одного 7,92-мм (0,312 дюйма) пулемета MG 15, стреляющего назад , и одной 20-мм пушки MG FF, стреляющей вперед. [4]
Мессершмитт исключил требование о внутренней бомбовой нагрузке из директивы RLM, чтобы увеличить элемент вооружения в спецификации RLM. Bf 110 намного превосходил своих соперников по скорости, дальности и огневой мощи, отвечающим своим боевым требованиям. [5] К концу 1935 года Bf 110 превратился в цельнометаллический с низкорасположенным крылом свободнонесущий моноплан полумонококовой конструкции с двумя вертикальными стабилизаторами и двумя двигателями DB 600A. В конструкции также были предусмотрены Handley-Page. для крыльев прорези [5] (на самом деле, передние планки ).
Ранние варианты
[ редактировать ]
По счастливой случайности (и под давлением Эрнста Удета ) RLM пересмотрело идеи Kampfzerstörer и сосредоточилось на Zersstörer . Благодаря этим изменениям конструкция Bayerische Flugzeugwerke лучше соответствовала запросам министерства. 12 мая 1936 года Рудольф Опиц вылетел на первом Bf 110 из Аугсбурга . [6] Как выяснилось во многих довоенных разработках, обещанные технологии двигателей были недостаточно надежными. RLM обнаружило, что даже с темпераментными двигателями DB 600 Bf 110, хотя и не был таким маневренным, как хотелось, все же был быстрее, чем указано в первоначальном запросе, а также быстрее, чем фронтовой истребитель Bf 109 B-1. Размещен заказ на четыре предсерийных машины А-0. Первый из них был поставлен в январе 1937 года. В ходе этих испытаний конкуренты Focke-Wulf Fw 187 и Henschel Hs 124 были отвергнуты, а Bf 110 был заказан в серийное производство.
Первоначальные поставки Bf 110 столкнулись с несколькими задержками с двигателями DB 600, что вынудило Bayerische Flugzeugwerke установить двигатели Junkers Jumo 210 B, в результате чего Bf 110 оказался серьезно недостаточно мощным и смог развивать максимальную скорость всего 431 км/ч (268 миль в час). ). Вооружение подразделений А-0 также ограничивалось четырьмя носовыми пулеметами MG 17 калибра 7,92 мм (0,312 дюйма) . Даже без поставок двигателей DB 600 компания Bayerische Flugzeugwerke начала сборку Bf 110 в середине 1937 года. Поскольку с двигателями DB 600 продолжали возникать проблемы, Bayerische Flugzeugwerke была вынуждена продолжать использовать двигатели Jumo, 210G, мощностью 515 кВт (700 л.с.) каждый (по сравнению с 471 кВт/640 л.с., поставляемыми 210B). Были построены три версии Bf 110B: B-1, имевший четыре 7,92-мм (0,312 дюйма) пулемета MG 17 и две 20-мм пушки MG FF, разведывательную версию B-2, у которой вместо камеры была камера. пушки , и Б-3, который использовался в качестве учебно-тренировочного с заменой пушек дополнительным радиооборудованием. До окончания производства двигателей Jumo 210G было построено всего 45 Bf 110B. Основным отличительным признаком Bf 110 серий -A и -B была очень большая ванна с «ротом». радиаторы, расположенные под каждым двигателем.
В конце 1938 года стали доступны двигатели DB 601 B-1. В новом двигателе конструкторские группы удалили радиаторы под мотогондолами и заменили их водно-гликолевыми радиаторами для планеров серии C, разместив их под крылом сразу за каждой гондолой, в остальном они аналогичны по установке, внешнему виду и функциям те, что на Bf 109E. С двигателем DB 601 максимальная скорость Bf 110 увеличилась до 541 км/ч (336 миль в час) с запасом хода около 1094 км (680 миль). Небольшой масляный радиатор и воздухозаборник оставались под каждой гондолой двигателя до конца производственного цикла Bf 110.

Впервые задуманная во второй половине 1939 года, Bf 110 серии D должна была иметь усовершенствования, направленные на увеличение дальности полета. Первоначальная версия серии D, Bf 110D-0, была спроектирована с добавлением большого обтекаемого подфюзеляжного топливного бака емкостью 1050 литров (277 галлонов США), расположенного под фюзеляжем, что требовало значительного размера конформного обтекаемого подфюзеляжного обтекателя, простирающегося от на полпути от носа к задней части остекления кабины, что послужило причиной прозвища Dackelbauch ( таксы ). живот [7] D-1 также был приспособлен для установки пары подвесных баков емкостью 900 литров (238 галлонов США), оснащенных оперением, по одному под каждым крылом, что увеличивало общий запас топлива до 4120 литров (1088 галлонов США). Существенное дополнительное сопротивление подфюзеляжного бака раннего «брюха таксы» в испытательных полетах потребовало исключения его из серийных D-1, хотя они все еще были готовы к установке улучшенной, более обтекаемой версии. Оборудованные таким образом D-1 были известны как D-1/R1, тогда как D-1/R2 был оснащен двумя сбрасываемыми баками емкостью 900 литров и сбрасываемым масляным баком емкостью 85 литров. Более поздние версии D-2 и D-3 сохранили возможность установки сдвоенных подкрыльевых 900-литровых сбрасываемых баков с использованием многоцелевых артиллерийских стоек, способных вмещать либо сбрасываемые баки, либо нести бомбы. [8]
Более поздние варианты производства
[ редактировать ]
Производство Bf 110 было отложено в 1941 году в ожидании его замены на Me 210. За это время были разработаны две версии Bf 110: модели E и F. E был спроектирован как истребитель-бомбардировщик ( Zerstörer Jabo ), способный нести четыре 50-килограммовых (110 фунтов) стойки ETC 50 под крылом, а также центральную бомбодержатель ETC 500 . Первый E, Bf 110 E-1, изначально был оснащен двигателем DB 601B, но был заменен на DB 601P, когда они стали доступны в большом количестве. Всего с августа 1940 по январь 1942 года было построено 856 моделей Bf 110E. [9] Модели E также имели модернизированную броню и некоторые улучшения фюзеляжа , чтобы выдержать дополнительный вес. Большинство пилотов Bf 110E считали этот самолет медленным и неотзывчивым, а один бывший пилот Bf 110 отметил, что E был «настроен и был полной собакой».
На Bf 110F были установлены новые двигатели DB 601F мощностью 993 кВт/1350 л.с. (почти вдвое больше, чем у оригинальных двигателей Jumo), что позволило улучшить броню, усилить и увеличить вес без потери характеристик. Существовали три распространенные версии модели F. Пилоты обычно считали Bf 110F лучшим из линейки 110, поскольку он был полностью пилотажным и в некоторых отношениях более плавным в полете, чем Bf 109, хотя и не таким быстрым. В конечном итоге в период с декабря 1941 по декабрь 1942 года было построено 512 моделей Bf 110F, когда производство уступило место Bf 110G. [9]
Подробности производства Bf 110G
[ редактировать ]
Хотя Me 210 поступил на вооружение в середине 1941 года, у него возникли проблемы, и его сняли с вооружения для дальнейшей разработки. После провала Ме 210 был разработан Bf 110G. [10] Модель G была оснащена двигателями DB 605 B мощностью 1085 кВт (1475 л.с.) в режиме Notleistung (военная аварийная ситуация) на верхнем уровне и 997 кВт (1355 л.с.) на высоте 5,8 км (19 000 футов). Bf 110G также имел модернизированное носовое вооружение и претерпел некоторые изменения, улучшившие аэродинамику самолета. Доступ в заднюю кабину был перенесен вперед от поперечно шарнирного, «откидного» заднего остекления фонаря к боковой/верхней открывающейся на петлях секции основного фонаря, открывающейся влево, с закрепленной на месте новой самой задней секцией рамного остекления. Bf 110 G-1 не существовало, поэтому базовым Bf 110G стал Bf 110 G-2. Было доступно большое количество полевых комплектов для переоборудования Rüstsätze , что делало подтип G наиболее универсальной серийной версией Bf 110.За первой партией из шести предсерийных самолетов G-0, построенных в июне 1942 года, последовали 797 G-2, 172 G-3 и 2293 трехместных модели G-4, предназначенных для ночных истребителей; Построен с декабря 1942 по апрель 1945 года. [9] Пилоты сообщили, что Bf 110G ведет себя в воздухе «смешанно», отчасти из-за всех изменений между сериями G и F. Bf 110G считался превосходной артиллерийской платформой с отличным круговым обзором и до появления Heinkel He 219 считался одним из лучших ночных истребителей Люфтваффе.
Вооружение
[ редактировать ]Главной силой Bf 110 была его способность устанавливать необычайно мощное вооружение класса «воздух-воздух». Ранние версии имели четыре 7,92-мм (0,312 дюйма) пулемета MG 17 в верхней носовой части и две 20-мм пушки MG FF/M, установленные в нижней части носовой части. Более поздние версии заменили MG FF/M на более мощные 20-мм пушки MG 151/20 , а на многих самолетах серии G, особенно тех, которые служили в роли бомбардировщиков-эсминцев, две 30-мм (1,18 дюйма) пушки MK 108. вместо них были установлены MG 17. Оборонительное вооружение первоначально состояло из одного гибко установленного пулемета MG 15 калибра 7,92 мм (0,312 дюйма) . Поздняя серия F и прототип серии G были модернизированы до 7,92-мм (0,312 дюйма) пулемета MG 81 с более высокой скорострельностью, а серия G была оснащена двуствольным пулеметом MG 81Z . Многие ночные истребители серии G были модернизированы или построены на заводе с помощью внествольной артиллерийской системы Schräge Musik , которая стреляла вверх под косым углом для сбивания бомбардировщиков, проходящих под ними; он часто оснащался двумя 20-мм пулеметами FF/M, но также использовались полевые установки из 20-мм (1,18 дюйма) пушек MG 151/20 или 30-мм (1,18 дюйма) MK 108. Оружие Schräge Musik обычно устанавливалось непосредственно перед задней кабиной .
Bf 110 G-2/R1 также был способен использовать такое вооружение, как с автоподачей серии Bordkanone 37-мм (1,46 дюйма) пушка BK 3,7 , установленная в конформной подфюзеляжной гондоле под фюзеляжем. Одного попадания из этого оружия обычно было достаточно, чтобы уничтожить любой бомбардировщик союзников.
Первоначальный истребитель-бомбардировщик Bf 110 C-1/B мог нести две 250-кг (551 фунт), две 500-кг (1102 фунта) или две 1000-кг (2204 фунта) бомбы на двух стойках ETC 500 под фюзеляжем и, начиная с Bf 110 E-0 мог быть дополнен четырьмя дополнительными 50-кг (110 фунтов) бомбами на стойках ETC 50 под крылом.
Ночной истребитель
[ редактировать ]После периода использования в бомбардировках и разведке этот тип нашел свою нишу зимой 1940-41 годов в качестве ночного истребителя в оборонительных операциях. Поначалу три основных члена экипажа не имели специального оборудования для ночных действий и полагались только на свои глаза, чтобы находить вражеские самолеты в темноте. Наземный перехват начался с середины 1941 года, и Bf 110 начал наносить ущерб бомбардировщикам британских ВВС и вскоре стал самолетом, которого следует опасаться. В 1941 году экспериментально использовался бортовой радар, эффективный на максимальном расстоянии до 3,5 км/2,2 мили и способный доставить Bf 110 на расстояние до цели в пределах 200 м/655 футов.
К июлю 1942 года Bf 110F-4 стал первой версией, спроектированной специально как ночной истребитель. Это была своего рода временная мера, хотя она была вооружена четырьмя пулеметами калибра 7,92 мм/0,31 дюйма и двумя пушками калибра 20 мм/0,78 дюйма.
Оперативное обслуживание
[ редактировать ]Варианты
[ редактировать ]Бф 110 В1

- Первый полет 12 мая 1936 года с двумя Daimler-Benz DB 600. двигателями [11]
Бф 110 В2
- Завершен 24 октября 1936 года с использованием двух двигателей Daimler-Benz DB 600 . Его направили непосредственно в испытательный центр Люфтваффе в Рехлине. Летчики-испытатели остались довольны его скоростью, но разочарованы маневренностью. [11]
Бф 110 V3
- Тот же планер, что и у V1 и V2, но предназначался для испытаний вооружения и имел измененную носовую часть вооружения. Завершен и совершил испытательный полет 24 декабря 1936 года и также направлен в Рехлин. [11]
- Бф 110 А
- Прототипы с двумя двигателями Junkers Jumo 210 B. [12]
- Бф 110 А-0
- Обозначение первых четырех предсерийных самолетов. Вооружение состояло из четырех стационарных MG 17 пулеметов MG 15 калибра 7,92 мм в заднем фонаре кабины. калибра 7,92 мм в носовой части и одного подвижного пулемета [12]
- Бф 110 Б
Мелкосерийное производство с двумя двигателями Jumo 210.
- Бф 110 Б-0
- Первый предсерийный самолет, аналог В-1.
- Бф 110 Б-1
- Zerstörer , четыре 7,92-мм (0,312 дюйма) пулемета MG 17 и две 20-мм пушки MG FF, установленные в носовой части.
- Бф 110 Б-2
- Разведка, удалены обе пушки MG FF и добавлены различные модели камер.
- Бф 110 Б-3
- Тренер. Убраны пушки MG FF и добавлено дополнительное радиооборудование. Некоторые уставшие от войны B-1 позже были переоборудованы в B-3.
- Бф 110 С

Первая крупная производственная серия DB 601 двигателей .
- Бф 110 С-0
- Десять предсерийных самолетов.
- Бф 110 С-1
- Эсминец , двигатели DB 601 B-1.
- Бф 110 С-2
- Zerstörer , оснащенный радиостанцией FuG 10, модернизированной с FuG III.
- Бф 110 С-3
- Zerstörer модернизировал 20-мм пулеметы MG FF до MG FF/M.
- Бф 110 С-4
- Эсминец , улучшенная броня экипажа.
- Bf 110 C-4/B
- Истребитель-бомбардировщик на базе С-4, оснащенный парой бомбодержателей ETC 500 и модернизированными двигателями DB 601 Ba.
- Бф 110 С-5
- Разведывательная версия на базе С-4, сняты оба MG FF и установлена камера Rb 50/30, модернизированные двигатели DB 601P.
- Бф 110 С-6
- Экспериментальный Zerstörer , дополнительная одиночная 30-мм (1,18 дюйма) пушка MK 101 в подфюзеляжной установке, двигатели DB 601P.
- Бф 110 С-7
- Истребитель-бомбардировщик на базе C-4/B, две центральные бомбодержатели ETC 500, способные нести две бомбы массой 250, 500 или 1000 кг (2204 фунта), модернизированные двигатели DB 601P.
- Бф 110 Д
Тяжелый истребитель/истребитель-бомбардировщик, варианты предельной дальности на базе серии C, подготовленные для работы с подвесными топливными баками. Часто дислоцируется в Норвегии .
- Бф 110 Д-0
- Прототип с использованием планера C-3, модифицированного подфюзеляжным баком емкостью 1050 л (277 галлонов США) под названием Dackelbauch («брюхо таксы» по-немецки).
- Бф 110 Д-1
- дальнего действия Zerstörer , модифицированные планеры серии C с возможностью установки подфюзеляжного бака Dackelbauch и подвесных баков под крылом.
- Бф 110 Д-1/Р1
- дальнего действия Zerstörer , подфюзеляжный бак Dackelbauch , возможность установки дополнительных подвесных баков емкостью 900 л (240 галлонов США) на крыле. [13]
- Бф 110 Д-1/Р2
- дальнего действия Zerstörer , сбрасываемый масляный бак на 85 л под фюзеляжем вместо подфюзеляжного бака Dackelbauch , два сбрасываемых бака на 900 л (240 галлонов США), установленных на крыле. [13]
- Бф 110 Д-2
- дальнего действия Zerstörer , два крыльевых сбрасываемых бака емкостью 300 л (80 галлонов США) и бомбодержатели, установленные по центральной линии для двух 500-кг (1100 фунтов) бомб.
- Бф 110 Д-3
- дальнего действия Zerstörer , удлиненный хвост для спасательной шлюпки. Можно было установить либо два установленных на крыле подвесных бака емкостью 300 л (80 галлонов США) или 900 л (240 галлонов США). Дополнительная установка бомбодержателей ETC 500 (невозможно с подвесными баками емкостью 900 л).
- Бф 110 Д-4
- Разведка дальнего действия, оба пулемета MG FF сняты, установлена камера Rb 50/30, два крыльевых подвесных бака емкостью 300 или 900 л.
- Бф 110 Е

В основном истребители-бомбардировщики, усиленный планер, бомбовая нагрузка до 1200 кг (2650 фунтов).
- Бф 110 Е-0
- Предсерийный вариант, двигатели Daimler-Benz DB 601 B, пара бомбодержателей ETC50, установленных снаружи двигателей, вооружение как С-4.
- Бф 110 Е-1
- Серийный вариант двигателей Е-0, ДБ 601П.
- Bf 110 Е-1/У1
- Переоборудованный двухэкипажный ночной истребитель, оснащенный инфракрасным устройством самонаведения Spanner-Anlage .
- Бф 110 Е-2
- Двигатели ДБ 601П, удлинение задней части фюзеляжа такое же, как у Д-3.
- Бф 110 Е-3
- Версия для дальней разведки, сняты оба MG FF и установлена камера Rb 50/30.
- Бф 110 Ф
То же, что и E, снова усиленный планер, улучшенное бронирование, два двигателя DB 601F мощностью 993 кВт (1350 л.с.).
- Бф 110 Ф-1
- Истребитель-бомбардировщик.
- Бф 110 Ф-2
- дальнего действия Zerstörer , часто используемый против тяжелых бомбардировщиков союзников.
- Бф 110 Ф-3
- Версия дальней разведки.
- Бф 110 Ф-4
- Первый настоящий ночной истребитель (специально созданный для такого использования, трехчленный).
- Бф 110 Г



Усовершенствованная серия F, два двигателя DB 605 B мощностью 1085 кВт (1475 л.с.), хвостовые рули увеличены в размерах.
- Бф 110 Г-1
- Не построен.
- Бф 110 Г-2
- Истребитель-бомбардировщик, быстрый бомбардировщик, эсминец, часто используемый против тяжелых бомбардировщиков союзников. (часто оснащен ракетами).
- Бф 110 Г-3
- Версия дальней разведки.
- Бф 110 Г-4
- Ночной истребитель с тремя экипажами, радар FuG 202/220 Lichtenstein , опциональный Schräge Musik , обычно устанавливается посередине кабины, при этом дула пушек едва выступают над остеклением фонаря . Несколько комбинаций наддува двигателя , Schräge Musik, радиолокационных устройств и вооружения для стрельбы вперед были доступны в виде комплектов Rüstsätze и Umrüst-Bausätze . [14]
- Бф 110 Н
Окончательная версия, аналогичная G, была отменена до того, как были готовы какие-либо прототипы, после того как важные документы были потеряны в результате воздушного налета на завод Waggonbau Gotha, который руководил разработкой H. [ нужна ссылка ]
Операторы
[ редактировать ]- Regia Aeronautica Королевские ВВС Италии эксплуатировали три Bf 110 Cs. [15]
- Советские ВВС эксплуатировали несколько трофейных Bf 110. Перед войной один из них был продан в 1940 году для испытаний 23-мм пушки Волкова-Ярцева ВЯ-23 . [16]
Выживший самолет
[ редактировать ]Известно, что существуют два неповрежденных Bf 110:
- Мессершмитт Bf 110 G заводской номер 730301
Музея Королевских ВВС Этот самолет выставлен в полностью собранном виде на лондонском сайте в Хендоне , Северный Лондон. Ночной истребитель серии G, вероятно, был построен в 1944 году. Он служил в составе Nachtjagdgeschwader 3 , подразделения, отвечавшего за ночную противовоздушную оборону Дании и Северной Германии до капитуляции Германии в мае 1945 года.Это был один из пяти Bf 110, взятых британцами для технической оценки. В 1946 году он был выбран для сохранения Историческим отделом авиации . В конечном итоге в 1978 году его перевезли в музей Королевских ВВС, где он и находится с тех пор. [17]
- Мессершмитт Bf 110 F2 заводской номер 5052
Выставлен в Музее немецкой техники в Берлине . [17]
Кроме того, в Техническом музее Шпейера хранятся крылья и другие детали Bf 110, которые были извлечены из озера в Швеции в 1995 году. Во время войны самолет приземлился на замерзшем озере после того, как был поврежден шведским зенитным огнем. [18]
Messerschmitt Bf 110 G4 (неизвестный номер Werk)

Этот самолет изготовлен из широкого спектра оригинальных запасных частей, найденных по всему миру. В настоящее время он принадлежит и выставлен частным фондом в Дании. [19]
Технические характеристики (Bf 110 C-1)
[ редактировать ]
Данные боевых самолетов Третьего Рейха, [20] Воздушное вооружение Германии 1933–1945 гг. Том 3 - типы самолетов Хеншель-Мессершмитт. [21]
Общие характеристики
- Экипаж: 2 или 3 человека
- Длина: 12,0714 м (39 футов 7,25 дюйма)
- Размах крыла: 16,2497 м (53 фута 3,75 дюйма)
- Высота: 4,128 м (13 футов 6,5 дюйма)
- Площадь крыла: 38,4000 м 2 (413,334 кв. футов)
- Профиль крыла : корень: NACA 2R1 (18,5%) ; совет: NACA 2R1 (11%) [22]
- Вес пустого: 4425 кг (9755 фунтов) * Вес пустого снаряжения: 4885 кг (10769 фунтов)
- Полная масса: 6028 кг (13 289 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 6749 кг (14 880 фунтов)
- Запас топлива: 1272 л (336 галлонов США; 280 имп галлонов) в 4 центральных баках.
- Силовая установка: 2 Daimler-Benz DB 601A-1 V-12 мощностью 780 кВт (1050 л.с.) каждый на взлете. перевернутых поршневых двигателя
- 820 кВт (1100 л.с.) на высоте 3700 м (12 140 футов)
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты изменяемого шага ВДМ.
Производительность
- Максимальная скорость: 475 км/ч (295 миль в час, 256 узлов) на уровне моря; - вес = 13 289 фунтов (6 028 кг)
- 525 км / ч (326 миль в час; 283 узла) на высоте 4000 м (13 120 футов)
- 541 км / ч (336 миль в час; 292 узла) на высоте 6000 м (19 685 футов)
- Крейсерская скорость: 262 км/ч (163 миль в час, 141 узел) максимум непрерывно на уровне моря.
- 489 км/ч (304 миль в час; 264 узла) максимум непрерывно на высоте 5000 м (16 400 футов)
- 484 км/ч (301 миль в час; 261 узел) максимум непрерывно на высоте 7000 м (22 970 футов)
- 349 км/ч (217 миль в час; 188 узлов) экономичная крейсерская скорость на высоте 4200 м (13780 футов)
- Посадочная скорость: 150 км/ч (93 миль в час; 81 узел)
- Дальность: 774 км (481 миль, 418 миль) на уровне моря с обычным внутренним топливом на максимальной непрерывной крейсерской скорости.
- 850 км (530 миль; 460 миль) на высоте 5000 м (16 400 футов) при максимальной непрерывной крейсерской скорости
- Дальность полета на экономичной крейсерской скорости: 909 км (565 миль; 491 миль) на высоте 7000 м (22 970 футов) на экономичной крейсерской скорости.
- 1094 км (680 миль; 591 миль) на высоте 4200 м (13780 футов) на экономичной крейсерской скорости
- Практический потолок: 10 000 м (32 810 футов)
- Скорость набора высоты: 11 м/с (2200 футов/мин)
- Время набора высоты: 6000 м (19 685 футов) за 10 минут 12 секунд.
- Нагрузка на крыло: 173 кг/м 2 (35 фунтов/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,241 кВт/кг (0,147 л.с./фунт)
Вооружение
- Орудия: ** 2 × 20-мм (0,787 дюйма) пушки MG FF/M (180 выстрелов — 3 барабана по 60 снарядов, перезарядка пушек осуществляется задним стрелком или радистом во время полета)
- 4 × 7,92-мм (0,312 дюйма) пулемета MG 17 (1000 выстрелов)
- 1 × 7,92-мм (0,312 дюйма) пулемет MG 15 для обороны
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Messerschmitt Bf 161 — самолёт-разведчик на базе Bf 110.
- Messerschmitt Bf 162 — лёгкий бомбардировщик на базе Bf 110.
- Мессершмитт Ме 210
- Мессершмитт Ме 310
- Мессершмитт Ме 410 Хорнет
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Бристоль Бофайтер
- Фокке-Вульф Fw 187 Фальке
- Fokker G.I
- Кавасаки Ки-45
- Локхид P-38 Молния
- Накадзима J1N
- Petlyakov Pe-2
- Банка 630 С3
- PZL.38 Вилк
- Варга РМИ-1 Х/Х
- Вестлендский вихрь
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Поскольку он был построен до того, как Bayerische Flugzeugwerke стал Messerschmitt AG в июле 1938 года, Bf 110 никогда официально не получал обозначение Me 110.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дональд 1994 , с. 221.
- ^ Спик 1996 , с. 242.
- ^ Маккей 2000 , стр. 6–7.
- ^ Перейти обратно: а б с Маккей 2000 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б Маккей 2000 , с. 9.
- ^ Мансон 1983 , с. 153.
- ^ "Блог о немецких самолетах времен Второй мировой войны - Messerschmitt Bf 110 средней серии" . germanaircraftwwii.com , 13 апреля 2011 г. Дата обращения: 21 марта 2015 г.
- ^ Вагнер и Новарра 1971 , с. 251.
- ^ Перейти обратно: а б с Манкау и Петрик 2003 , стр. 323–327.
- ^ Мансон 1983 , с. 154.
- ^ Перейти обратно: а б с Хирш и Файст 1967 , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б Хирш и Файст 1967 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Л. Дв. Т. 2413/1 Описание и установка дополнительных систем на самолет типа Bf 110 D. Берлин: Министерство авиации Рейха, 1940.
- ^ Гебель, Грег. «Мессершмитт Bf 110 и Me 210/410» . Аэровекторы . Проверено 8 января 2017 г.
- ^ Dimensione Cielo: Assault Fighter 3, итальянские самолеты во Второй мировой войне 1972 г., стр. 46.
- ^ Геуст и Петров 1998 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Перейти обратно: а б Симпсон, Эндрю (2012). «Индивидуальная история: Messerschmitt Bf110G - 4/R6 W/NR.730301» (PDF) . Музей Королевских ВВС . Проверено 13 апреля 2015 г.
- ^ «Мессершмитт Bf-110D-0» . Авиалайнеры.нет .
- ^ «Глубокой ночью и в темноте бомбы были сброшены на Данию 9 апреля 1940 года» . Центр знаний Gillelejegruppen 40–45 (на датском языке). Архивировано из оригинала 06 февраля 2018 г. Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ Грин 1970 , стр. 573–591.
- ^ Новарра 1993 , стр. 206–213, 266–267.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Бергстрем, Кристер (2019). Черный Крест – Красная Звезда, Воздушная война на Восточном фронте. Том 4. От Сталинграда до Кубани . Книги Вактела. ISBN 978-91-88441-21-8 .
- Дональд, Дэвид, изд. (1994). Боевые самолеты Люфтваффе . Лондон, Великобритания: Аэрокосмическая промышленность. ISBN 1-874023-56-5 .
- Дюранти, Гилберт (июнь 1998 г.). «Письма читателей». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (63): 3. ISSN 1243-8650 .
- Геуст, Карл-Фредрик; Петров, Геннадий (1998). Красные звезды Том 2: Немецкие самолеты в Советском Союзе . Тампере, Финляндия: Apali Oy. ISBN 952-5026-06-Х .
- Грин, Уильям (1970). Боевые самолеты Третьего рейха (Первое изд.). Нью-Йорк, США: Даблдей. ISBN 0385057822 .
- Хирш, Р.С.; Файст, Уве (1967). Мессершмитт Bf 110 (Aero Series 16) . Фоллбрук, Калифорния: Aero Publishers, Inc.
- Лоуренс, Джозеф (1945). Книга самолетов наблюдателя . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн и компания.
- Маккей, Рон (2000). Мессершмитт Bf 110 . Уилтшир, Великобритания: The Crowood Press. ISBN 1-86126-313-9 .
- Манкау, Хайнц; Петрик, Питер (2003). Мессершмитт BF 110/Me 210/Me 410: иллюстрированная история . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing. ISBN 0-7643-1784-9 .
- Мансон, Кеннет (1983). Истребители и бомбардировщики . Нью-Йорк, США: Книги пэра. ISBN 0-907408-37-0 .
- Новарра, Хайнц Дж. (1993). Воздушное вооружение Германии 1933–1945 гг. Том 3 - Типы самолетов Хеншель-Мессершмитт (на немецком языке). Кобленц, Германия: Бернард и Грефе Верлаг. ISBN 978-3-7637-5467-0 .
- Рикко, Филипп (март 1998 г.). «Мессершмитт 110 на лыжах! - Bf 110G от Кодрона» [Мессершмитт 110 на лыжах! - Bf 110G в Кодроне]. Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (60): 20–21. ISSN 1243-8650 .
- Рикко, Филипп (июль 1998 г.). «Письма читателей». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (64): 4–5. ISSN 1243-8650 .
- Вагнер, Рэй; Новарра, Хайнц (1971). Немецкие боевые самолеты: комплексный обзор и история развития немецких военных самолетов с 1914 по 1945 год . Нью-Йорк: Doubleday & Company. п. 112. OCLC 491279937 .
- Спик, Майк (1996). Истребители-асы Люфтваффе . Нью-Йорк, США: Ivy Books. ISBN 978-0-8041-1696-1 .
- Уил, Джон (1999). Мессершмитт Bf 110 Эсминец-ас Второй мировой войны . Лондон, Великобритания: Оспри. ISBN 1-85532-753-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Джерри Л. (1977). Эсминец Мессершмитт BF 110 в действии . Кэрроллтон, Техас: ISBN Squadron/Signal Publications, Inc. 0-89747-029-Х .
- Колдуэлл, Дональд; Мюллер, Ричард (2007). Люфтваффе над Германией: Защита Рейха . Лондон, Великобритания: Greenhill Books. ISBN 978-1-85367-712-0 .
- Чампалья, Джузеппе (1996). Эсминцы во Второй мировой войне . Рим, Италия: издательство IBN. ISBN 88-86815-47-6 .
- Дейтон, Лен (1996). Истребитель: правдивая история битвы за Британию . Лондон, Великобритания: Пимлико. ISBN 0-7126-7423-3 .
- де Зенг, HL; Станкет, Д.Г.; Крик, Э.Дж. (2007). Бомбардировочные части Люфтваффе 1933–1945: Справочный источник, Том 2 . Лондон, Великобритания: Издательство Ian Allan Publishing. ISBN 978-1-903223-87-1 .
- Хутон, ER (2007). Люфтваффе на войне; Блицкриг на Западе: Том 2 . Лондон, Великобритания: Chevron/Иэн Аллан. ISBN 978-1-85780-272-6 .
- Хутон, скорая помощь (2007). Люфтваффе на войне; Надвигающаяся буря 1933–39: Том 1 . Лондон, Великобритания: Chevron/Иэн Аллан. ISBN 978-1-903223-71-0 . .
- Куликов, Виктор (март 2000 г.). «Золотые возможности для Сталина, или Немецкая авиация в СССР». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (84): 16–23. ISSN 1243-8650 .
- Куликов, Виктор (апрель 2000 г.). «Золотые возможности для Сталина, или Немецкие самолеты в СССР». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (85): 44–49. ISSN 1243-8650 .
- Ледвох, Януш (1994). Мессершмитт Bf 110 (Монография по самолетам 3) . Гданьск, Польша: AJ-Press. ISBN 83-86208-12-0 .
- Миддлбрук, Мартин (2004). Рейд на Пенемюнде: ночь с 17 на 18 августа 1943 года . Барнсли, Великобритания: Pen & Sword Aviation. ISBN 1-84415-336-3 .
- Мюррей, Уильямсон (1983). Стратегия поражения: Люфтваффе 1935–1945 гг . Авиабаза Максвелл, Алабама: Научно-исследовательский институт авиации. ISBN 0-16-002160-Х .
- Прайс, Альфред (1971). Messerschmitt Bf 110 Night Fighters (Самолет в профиле №207) . Виндзор, Беркшир, Великобритания: Profile Publications Ltd.
- Тредуэлл, Терри К. (2005). Мессершмитт Bf 110 (классическая авиация времен Второй мировой войны) . Бристоль, Эйвон, Великобритания: ISBN Cerberus Publishing Ltd. 1-84145-107-Х .
- Ван Исховен, Арманд (1985). Мессершмитт Bf 110 на войне . Шеппертон, Суррей: ISBN Ian Allan Ltd. 0-7110-1504-Х .
- Васко, Джон; Эстанислав, Фернандо (2005). Мессершмитт BF 110 в цветном профиле, 1939-1945 гг . Атглен, Пенсильвания: Шиффер. ISBN 0-7643-2254-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Руководство: (1944 г.) Брошюра AM 114C - Инструкция по управлению Мессершмиттом 110.
- Ресурсная группа Люфтваффе
- Lemairesoft. Архивировано 13 февраля 2009 г. в Wayback Machine.
- Асы Люфтваффе, Хайнц-Вольфганг Шнауфер. Архивировано 3 июля 2012 г. в Wayback Machine.
- Характеристики самолетов времен Второй мировой войны — Me 110