Фокке-Ахгелис Фа 330
Фа 330 Трясогузка | |
---|---|
![]() | |
Fa 330 на выставке в Музее вертолетов | |
Роль | Роторный змей |
Производитель | Фокке-Ахгелис ГмбХ |
Первый полет | август 1942 г. |
Количество построенных | 200 [ 1 ] |
Focke -Achgelis Fa 330 Bachstelze (англ. Wagtail ) — разновидность винтокрылого воздушного змея , известного как роторный змей . их буксировали за немецкими подводными лодками Во время Второй мировой войны , чтобы наблюдатели могли видеть дальше. Около 200 из них были построены компанией Weser Flugzeugbau . [ 2 ]
Разработка
[ редактировать ]Из-за своей низкой высоты в воде подводные лодки не могли видеть дальше, чем на несколько миль над океаном. Для решения этой проблемы немецкое адмиралтейство рассматривало ряд различных вариантов, в том числе складной гидросамолет ( Arado Ar 231 ). В конце концов они выбрали Fa 330, простой одноместный змей -автожир с трехлопастным винтом. [ 1 ]
Fa 330 мог быть поднят на палубу подводной лодки двумя людьми и привязан к подводной лодке тросом длиной 150 м (490 футов). [ 3 ] [ 2 ] Поток воздуха на роторах, когда лодка двигалась по поверхности, раскручивал их. Затем воздушный змей будет развернут позади подводной лодки с пилотом-наблюдателем на борту, подняв ее примерно на 120 метров над поверхностью и позволяя ей видеть гораздо дальше - около 25 морских миль (46 километров) по сравнению с 5 морскими милями ( 9,3 километра), видимый с боевой рубки подводной лодки. Если бы капитан подводной лодки был вынужден покинуть его на поверхности, трос отпустился бы, и Fa 330 медленно опустился бы на воду. [ 1 ]
Когда Fa 330 не использовался, он хранился в двух водонепроницаемых отсеках в кормовой части боевой рубки. В спокойную погоду и на море каждый этап сборки и разборки может быть выполнен примерно за четыре минуты. В более плохую погоду подъем (подъем Fa 330 обратно на палубу лебедкой), демонтаж и укладка Fa 330 заняли около 20 минут и были сложной операцией.
Фокке-Ахгелис предложил силовую версию Fa 330, Fa 336 , но проект так и не дошел до стадии аппаратного обеспечения. [ 4 ]
Операционная история
[ редактировать ]Поскольку воздушное прикрытие союзников на других театрах войны считалось слишком большой угрозой, только подводные лодки действовали в крайне южных частях Атлантики, Индийского океана и Аденского залива. [ 2 ] использовала Fa 330. Несмотря на свои преимущества, использование Fa 330 привело к затоплению только одного раза, когда U-177 использовала его для обнаружения, перехвата и потопления греческого парохода Eftalia Mari 6 августа 1943 года. [ 5 ]
Союзники получили Fa 330 в мае 1944 года, захватив неповрежденную U-852 . [ 6 ] После войны британское правительство провело успешные эксперименты по буксировке Fa 330 за кораблями и джипами, но разработка вертолета быстро привлекла внимание военных.
Среди подводных лодок, которые использовали воздушные змеи Fa 330, были как минимум U-177 , U-181 и U-852 . Отто Гизе писал: «Наша лодка была оснащена Bachstelze . Это был небольшой одиночный пилотируемый вертолет, прикрепленный к стальному тросу длиной 150 метров и поднимавшийся в воздух за счет скорости лодки, в то время как трос постепенно разматывался. находясь на высоте, пилот имел обзор на 360 градусов и мог сообщить о любых судах». [ 7 ] : 183–184
Наследие и влияние
[ редактировать ]Fa 330 непосредственно вдохновил Игоря Бенсена на интерес к небольшим автожирам , кульминацией которого стал Bensen B-8 и другие современные автожиры.
В феврале 2013 года журналы Aviation Week и Space Technology сообщили, что L-3 Communications тестирует свою Valkyrie, привязной автожир без двигателя весом 210 фунтов (95 кг), который призван служить дешевой альтернативой корабельному вертолету . Valkyrie рассчитана на парение на высоте до 5000 футов (1500 метров), но предполагается, что она будет работать обычно на высоте от 500 до 1000 футов (от 150 до 300 метров), обеспечивая дальность полета от 28 до 39 миль (от 45 до 63 километров). поле зрения. Л-3 заявил, что военные корабли могут быть легко модернизированы этой системой. [ 8 ]
Выживший самолет
[ редактировать ]
Дания
[ редактировать ]- 100032 - На статической выставке в замке Эгесков в Кверндрупе, Фааборг-Мидтфин. [ 9 ]
Франция
[ редактировать ]- 100150 - На статической выставке в Музее воздуха и космоса в Париже. Этот планер был восстановлен с использованием деталей от Wk. № 100115 или нед. № 100145. [ 10 ]
Германия
[ редактировать ]- 100042 - На статической экспозиции Немецкого музея в Мюнхене. [ 11 ] [ 12 ]
- 100345 - На статической выставке в Немецком техническом музее в Берлине. [ 13 ] [ 14 ]
- 100406 - На статической экспозиции в Бюкебургском музее вертолетов в Бюкебурге. [ 15 ] [ 16 ]
Великобритания
[ редактировать ]- 100143 - На статической экспозиции в Имперском военном музее Даксфорда в Даксфорде. [ 17 ] [ 18 ]
- 100503 - На статической экспозиции в Музее Королевских ВВС в Косфорде. [ 19 ] [ 16 ]
- 100509 - На статической экспозиции в Музее науки в Роутоне в Суиндоне. [ 20 ] [ 18 ] [ 16 ]
- 100545 - На статической экспозиции в Музее авиации флота в Ильчестере. [ 21 ]
- 100549 - Ожидает реставрации в Музее воздушной войны Лашендена в Эшфорде. [ 22 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- 60133 - На статической выставке в Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи в Шантильи, Вирджиния. [ 23 ] [ 16 ]
- 100463 - На статической экспозиции в Национальном музее ВВС США в Дейтоне, штат Огайо. [ 24 ] [ 25 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]
Данные самолетов Третьего рейха [ 26 ] [ 27 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 4,42 м (14 футов 6 дюймов)
- Пустой вес: 68 кг (150 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 148 кг (326 фунтов)
- Диаметр несущего винта: 7,32 м (24 фута 0 дюймов)
- Площадь несущего винта: 42 м 2 (450 кв. футов) 3-лопастной ротор
Производительность
- Крейсерская скорость: 40 км/ч (25 миль в час, 22 узла) на буксире.
- Никогда не превышайте скорость : 80 км/ч (50 миль в час, 43 узла) при буксировке.
- Минимальная скорость управления : 27 км/ч (17 миль в час, 15 узлов) на буксире.
См. также
[ редактировать ]- Хафнер Ротабагги
- Воздушный змей, поднимающий человека
- Петроци-Карман-Журовец Привязные вертолеты
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Петит, Боб (апрель 2015 г.). «Вертикальная перемотка назад: Трофеи войны» . Журнал «Вертикаль» . Архивировано из оригинала 25 апреля 2015 года . Проверено 25 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Мансон 1978 , с. 53.
- ^ Форд, Роджер (2013). Секретное оружие Германии во Второй мировой войне . Лондон, Великобритания: Янтарные книги. п. 224. ИСБН 9781909160569 .
- ^ «Фокке-Ахгелис Фа 336» .
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Эфталия Мари (паровой торговец) — Корабли, побитые подводными лодками — uboat.net» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 26 августа 2011 г.
- ^ Focke-Achgelis Fa 330A-1 "Bachstelze" - статья Смитсоновского института о Национальном музее авиации и космонавтики в Интернет-архиве. Проверено 3 мая 2012 г.
- ^ Гизе, О., 1994, Shooting the War, Аннаполис: Военно-морской институт США, ISBN 1557503079
- ^ Осборн, Тони, «Автожир возвращается», Неделя авиации и космические технологии , 25 февраля 2013 г., стр.26
- ^ «100032 в замке Эгесков, июнь 2014 г.» . Евродембель . Июнь 2014. Архивировано из оригинала 3 октября 2016 года . Проверено 1 октября 2016 г.
- ^ «Фокке-Ахгелис Фа 330-А-0 Бахстельце» . Musée Air & Espace (на французском языке) . Проверено 1 октября 2016 г.
- ^ «Фокке-Ахгелис Фа 330 «Бахстельце», 1942 год» . Немецкий музей . Архивировано из оригинала 5 июня 2017 года . Проверено 1 октября 2016 г.
- ^ «Мюнхен — Немецкий музей, Германия» . Евродембель . Проверено 1 октября 2016 г.
- ^ «Самолеты и ракеты на авиационной выставке Немецкого технического музея» (PDF) . Берлинский фонд Немецкого технологического музея (на немецком языке). Декабрь 2015 года . Проверено 1 октября 2016 г.
- ^ «Берлин — Немецкий технический музей, Германия» . Евродембель . Проверено 1 октября 2016 г.
- ^ «Гирокоптеры» . Музей Хубшраубера . Архивировано из оригинала 30 июля 2019 года . Проверено 1 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д «База данных самолетов» . ЛПХ2О . LPH2O.com. Архивировано из оригинала 2 октября 2016 года . Проверено 1 октября 2016 г.
- ^ «Фокке Ахгелис Фа-330» . Имперские военные музеи . ИВМ . Проверено 1 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Уилберг, Томас. «Фокке Ахгелис FA 330 Bachstelze» . Виртуальный музей авиации . Томас Уилберг. Архивировано из оригинала 3 апреля 2009 года . Проверено 1 октября 2016 г.
- ^ «Фокке Ахгелис FA330» . Музей Королевских ВВС . Попечители Музея Королевских ВВС . Проверено 1 октября 2016 г.
- ^ «Фа-330 в Ротоне» . Роброй . Июль 2004 года . Проверено 1 октября 2016 г.
- ^ «Фокке Ахгелис FA330A-1 (100545)» . Музей авиации Королевского военно-морского флота . Музей авиации флота . Проверено 1 октября 2016 г.
- ^ Мэтьюз, Тревор. «ЭКСПОНАТЫ» . ЛАШЕНДЕНСКИЙ МУЗЕЙ ВОЗДУШНОЙ ВОЙНЫ . Лашенденский музей авиации . Проверено 1 октября 2016 г.
- ^ «Focke-Achgelis Fa 330A-1 Bachstelze (Водяная трясогузка)» . Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики . Архивировано из оригинала 2 октября 2016 года . Проверено 1 октября 2016 г.
- ^ «Фокке-Ахгелис Фа 330 Sandpiper» . Национальный музей ВВС США . 16 апреля 2015 года . Проверено 1 октября 2016 г.
- ^ «САМОЛЕТЫ, ДРОНЫ И РАКЕТЫ В НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ ВВС США» (PDF) . Национальный музей ВВС США . Июнь 2016 года . Проверено 1 октября 2016 г.
- ^ Грин, Уильям (2010). Самолеты Третьего Рейха . Том. 1 (1-е изд.). Лондон: Aerospace Publishing Limited. п. 338. ИСБН 978-1-900732-06-2 .
- ^ «Фокке-Ахгелис Фа 330А-1» . Архивировано из оригинала 4 января 2008 года . Проверено 23 апреля 2020 г. .
Библиография
[ редактировать ]- Мансон, Кеннет (1978). Немецкие самолеты времен Второй мировой войны в цвете . Пул, Дорсетт, Великобритания: Blandford Press. ISBN 0-7137-0860-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- FA 330 в NASM
- Хельгасон, Гудмундур. «Бахстельце» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net .
- « Немецкий наблюдательный ротор-воздушный змей для подводных лодок », отчет союзной разведки
- Видео сборки и эксплуатации Focke-Achgelis Fa 330 на борту немецкой подводной лодки на YouTube.