Дорнье До Ж Валь
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2008 г. ) |
До Джей Уол | |
---|---|
Испанский Dornier Do J "Plus Ultra" в музее Лухана в Буэнос-Айресе, Аргентина. | |
Роль | Летающая лодка |
Производитель | Авиационный завод Дорнье |
Первый полет | 6 ноября 1922 г. |
Введение | 1923 |
Ушедший на пенсию | 1950 |
Основной пользователь | Испания |
Количество построенных | >250 |
Dornier Do J Wal (« кит ») — двухмоторная немецкая летающая лодка 1920-х годов конструкции компании Dornier Flugzeugwerke . Do J получил обозначение Do 16 от Имперского министерства авиации ( RLM ) в соответствии с системой обозначения самолетов 1933 года.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Do J имел высоко расположенное -зонтик с подкосами крыло и двумя поршневыми двигателями, установленными тандемно в центральной гондоле над крылом; один двигатель приводил в движение трактор , а другой — толкающий винт . В корпусе использовались Клавдия Дорнье запатентованные спонсоны по бокам корпуса, впервые примененные на более ранней летающей лодке Zeppelin-Lindau Rs.IV, спроектированной Дорнье , в конце Первой мировой войны. [ 1 ] [ 2 ] Do J совершил свой первый полет 6 ноября 1922 года. Этот полет, как и большая часть производства до 1932 года, проходила в Италии из-за ограничений на авиацию в Германии после Первой мировой войны в соответствии с условиями Версальского договора . Дорнье начал производить Wal в Германии в 1931 году; производство продолжалось до 1936 года.
В военной версии ( по-немецки Militärwal ) [ 3 ] экипаж из двух-четырех человек ехал в открытой кабине возле носовой части корпуса. Имелась одна пулеметная позиция в носовой части перед кабиной и одна или две в миделе. Начиная с Испании, военные версии поставлялись в Аргентину, Чили и Нидерланды для использования в их колониях; образцы были также отправлены в Югославию, Советский Союз и до конца производства в Италию и Германию. Основные военные пользователи, Испания и Нидерланды, производили свои собственные версии по лицензии. Несколько стран, в частности Италия, Норвегия, Португалия, Уругвай и Германия, использовали « Вал» для решения военных задач.
Гражданская версия ( Кабинвал или Веркерсваль ) [ 3 ] имел кабину в носовой части, вмещающую до 12 пассажиров, а открытая кабина была перенесена дальше в корму. Основными пользователями этой версии были Германия, Италия, Бразилия и Колумбия.
Do J сначала был оснащен двумя двигателями Rolls-Royce Eagle IX мощностью 265 кВт (355 л.с.). В более поздних версиях использовались почти все доступные на рынке двигатели от таких производителей, как Hispano-Suiza , Napier & Son , Lorraine-Dietrich , BMW американского производства Liberty V-12 и даже двигатель . Самолет 10 to-Wal , использовавшийся Deutsche Lufthansa для почтовых перевозок через Южную Атлантику с 1934 по 1938 год, имел дальность полета 3600 км (2200 миль) и потолок 3500 м (11 480 футов).
Более 250 Wals были построены компаниями CMASA и Piaggio в Италии, CASA в Испании, Kawasaki в Японии, Aviolanda в Нидерландах и Dornier в Германии.
Многие авиакомпании с большим успехом эксплуатировали Wals на регулярных пассажирских и почтовых перевозках. Источник Роберт Л. Гандт, 1991 г. [ 4 ] (стр. 47–48) перечислены следующие перевозчики: SANA и Aero Espresso of Italy; Aero Lloyd и Deutsche Luft Hansa из Германии; СКАДТА Колумбии; Синдикато Кондор Бразилии; Нихон Коку Юсо Кайся из Японии. По словам Николау, 1996 г. [ 5 ] Dornier Wal имел «безусловно, величайший коммерческий успех в истории морской авиации».
Колумбийские ВВС использовали Вальсы в войне между Колумбией и Перу в 1932–1933 годах.



Dornier Do 18 был полностью обновленным преемником Wal, но имел немногим больше, чем общую конфигурацию.
Новаторские полеты
[ редактировать ]Норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен в сопровождении Линкольна Эллсворта , пилота Ялмара Рисер-Ларсена и трёх других членов команды использовал два гидросамолёта Дорнье в своей неудачной попытке достичь Северного полюса в 1925 году. Два его самолёта, Н-24 и Н-25 , приземлился на 87°44' северной широты. Это была самая северная широта, до которой до того времени мог добраться любой самолет. Самолеты приземлились в нескольких милях друг от друга без радиосвязи, однако экипажам удалось воссоединиться. Один из самолетов Н-24 был поврежден. Амундсен и его команда работали более трех недель, чтобы подготовить взлетно-посадочную полосу к взлету со льдов. Они расчистили 600 тонн льда, потребляя при этом всего один фунт (454 г) ежедневного рациона питания. В итоге в Н-25 поместились шесть членов экипажа. Рисер-Ларсен взлетел, и они едва смогли подняться в воздух над треснувшим льдом. Они вернулись с триумфом после того, как многие считали их мертвыми.
18 августа 1930 года Вольфганг фон Гронау отправился в трансатлантический перелет на том же Дорнье Вале (D-1422), на котором летал Амундсен, установив северный воздушный маршрут через Атлантику, летя из Зильта (Германия)-Исландия-Гренландия-Лабрадор-Новый. Йорк 4670 миль (7520 км)) за 47 летных часов. самолете Dornier Wal В 1932 году фон Гронау совершил кругосветный перелет на (D-2053) под названием «Grönland Wal» («Гренландский кит»).
В 1926 году капитан Рамон Франко стал национальным героем Испании, пилотируя Plus Ultra в трансатлантическом перелете по маршруту, проложенному португальскими авиаторами Сакадурой Кабралом и Гаго Коутиньо во время первого полета через Южную Атлантику в 1922 году . Его вторым пилотом был Хулио Руис де Альда Микелес ; Другими членами экипажа были Тененте де Навио (лейтенант ВМФ) Хуан Мануэль Дюран и механик Пабло Рада. Plus Ultra вылетел из Палос-де-ла-Фронтера в провинции Уэльва , Испания, 22 января и прибыл в Буэнос-Айрес , Аргентина, 26 января. Он останавливался в Гран-Канарии , Кабо-Верде , Пернамбуко , Рио-де-Жанейро и Монтевидео . Путь длиной 10 270 км был пройден за 59 часов 39 минут.
Об этом событии сообщалось в большинстве крупных газет мира, хотя некоторые из них подчеркивали тот факт, что сам самолет, а также технические специалисты были иностранными. Во всем испаноязычном мире испанские авиаторы пользовались бурным признанием, особенно в Аргентине и Испании, где тысячи людей собрались на площади Пласа-де-Колон в Мадриде .
В 1929 году Франко предпринял еще одну попытку трансатлантического перелета, на этот раз разбив самолет в море недалеко от Азорских островов . Спустя несколько дней экипаж был спасен авианосцем HMS Eagle Британского Королевского флота .
Португальский военный летчик майор Сарменту де Бейреш и его команда (капитан Хорхе де Кастильо в роли штурмана и лейтенант Мануэль Гувейя в качестве бортинженера) совершили первый воздушный перелет Атлантического океана ночью на судне Dornier J по имени Аргос . Переправа была совершена в ночь с 16 на 17 марта 1927 года от архипелага Бижагош в Португальской Гвинее до Фернанду-ди-Норонья острова в Бразилии .
Два Дорнье Вальса (D-ALOX Passat и D-AKER Boreas ) также сыграли важную роль в Третьей немецкой антарктической экспедиции 1939 года.
Авиапочта Южной Атлантики
[ редактировать ]
Самые большие и последние версии Wal , восьми- и десятитонные варианты (обе версии также известны как Katapultwal). [ 3 ] ), выполнялись авиапочтой Lufthansa в Южной Атлантике из Штутгарта, Германия, в Натал, Бразилия. [ 6 ] Во время проверочных полетов в 1933 году и регулярных рейсов, начавшихся в феврале 1934 года, Уолс пролетел трансокеанский этап маршрута между Батерстом , Гамбией в Западной Африке, и Фернандо-де-Норонья , группой островов у берегов Южной Америки. Сначала была остановка для дозаправки посреди океана. Летающая лодка приземлится в открытом море, рядом с переоборудованным торговым судном. Это судно было оборудовано «буксируемым парусом», на который выруливал самолет. Оттуда его подняли на борт краном, дозаправили, а затем с помощью катапульты подняли обратно в воздух. Однако приземление на большие океанские волны приводило к повреждению корпусов летающих лодок, особенно меньшего по размеру 8-тонного Wal . С сентября 1934 года появился второй торговый корабль, так что у Lufthansa теперь было по судну поддержки на каждом конце трансокеанского этапа, обеспечивающему радионавигационные сигналы и запуск катапульт. Когда им не приходилось взлетать из воды своим ходом, летающие лодки могли нести больше топлива. Как только входящая почта из Европы прибыла в Западную Африку (также по Уол с Канарских островов), корабль поддержки должен был выйти в море в направлении Южной Америки на 36 часов, прежде чем использовать катапульту для запуска самолета. На обратном пути « Вал» должен был пролететь этап из Натала в Фернанду-де-Норонья, а затем ночью унестись в море. тот же самолет был катапультирован и отправлен в Западную Африку На следующее утро, то есть после двенадцатичасового путешествия на корабле, . С апреля 1935 года корабли больше не выводили летающие лодки в море. « Уол» был спущен на воду и пролетел всю дистанцию через океан. Это сократило время, необходимое для доставки почты из Германии в Бразилию, с четырех дней до трех.
Первым кораблем, переоборудованным для дозаправки в центре Атлантики, был SS Westfalen , грузовой и пассажирский лайнер, который устарел для перевозки почты и пассажиров вскоре после Первой мировой войны из-за своих небольших размеров и низкой крейсерской скорости. Вторым судном стал MS Schwabenland . В 1936 году в строй поступил новый корабль поддержки MS Ostmark , который Lufthansa построила специально в качестве тендера для гидросамолетов.
Уолс совершил более 300 пересечений Южной Атлантики в рамках регулярной почтовой службы (Гандт, 1991, стр. 47–48). [ 4 ] 8 -тонный Wal не имел успеха, было построено всего два экземпляра. Шесть 10-тонных «Вальсов» летали над Южной Атлантикой с 1934 года до конца 1938 года, хотя с 1937 года их начали заменять самолеты более новой конструкции.
С 1925 года французская авиакомпания Compagnie Générale Aéropostale осуществляла авиапочту практически по тому же маршруту — из Франции в Бразилию. Почта была доставлена только до Дакара в Сенегале, Западная Африка, а затем отправлена через Южную Атлантику в Наталь на борту переоборудованных эсминцев . Один только переход через океан занял пять дней, весь путь — восемь дней. С 1930 года Aéropostale начала попытки пересечь океан по воздуху, но продолжала терять самолеты и экипажи и страдала от отсутствия политической поддержки. Air France , частью которой Aéropostale стала , начала осуществлять воздушное сообщение между Европой и Южной Америкой только в январе 1936 года. [ 7 ] почти через два года после Lufthansa . То, что немцам удалось организовать первое в мире регулярное межконтинентальное авиационное сообщение раньше, чем их конкуренты, в немалой степени объяснялось прочным и мореходным самолетом Wal и его надежными двигателями BMW.
(Этот раздел основан на «Грау и Дагган», [ 8 ] [ нужна страница ] Гандт [ 4 ] [ нужна страница ] и Николау. [ 5 ] [ нужна страница ] )
Варианты
[ редактировать ]Данные из: [ 9 ] [ ненадежный источник? ]
- До Джей Кас Вал
- 2 двигателя Hispano-Suiza. Транспортно-военная летающая лодка.
- До Джей Уол
- 2 Rolls-Royce Eagle IX двигателя . Транспортно-военная летающая лодка. Экспортировался в Аргентину, Чили и Советский Союз.
- До Джей Уол
- 2 Rolls-Royce Kestrel двигателя . Транспортно-военная летающая лодка. Экспортирован в Югославию.
- До Джей Уол
- 2 двигателя Лорейн-Дитрих. Транспортно-военная летающая лодка. Используется в Нидерландской Ост-Индии.
- До Джей Уол
- 2 двигателя Рено
- До Джей Уол
- 2 Farman 12Wer . двигателя
- До Джей Уол
- 2x Napier Lion V engines
- До Джей Уол
- 2 Rolls-Royce Eagle двигателя . Пассажирский летающий катер.
- До Джей Уол
- 2x Изотта-Фраскини Ассо
- До Джей Уол
- 2 Fiat A.22 R. двигателя
- Джей Гасу Уолу
- 2 Gnôme-Rhöne Jupiter . двигателя
- До Джей Бас Вал
- 2 BMW VI двигателя
- Дж. II Валу
- 2 BMW VI двигателя
- Дж. II Валу
- 2 Сименс Юпитер двигателя
- До Джи II Бас Вал
- 2 BMW VI двигателя . Пассажирский летающий катер.
- Дж. IIа Босу Валю
- 2 BMW VI двигателя . Пост, несущий летающую лодку.
- Джей IIаК Босу Валю
- 2 BMW VI двигателя с помощью катапульты . Используется для переправы через Атлантику .
- Чт J IIb Бос Вал
- 2 BMW VIIa двигателя . «Грёнланд»-Вал.
- До Джи II Сес Вал
- 2 двигателя Сименс Ш 20 . Уол
- Чт J IId До Уол
- 2 BMW VI . двигателя
- Чт J IId До Уол
- 2x Curtiss Conqueror в Колумбию
- Do J II 16-й автобусный вокзал
- 2 BMW VI двигателя . – Дорнье, четверг, 16.
- До Джи IIд Вал
- 2 BMW VI двигателя . – Военный-Вал
- To J IIe 16 Бос Вал
- 2 BMW VI двигателя
- До Джи Иф Бос Вал
- 2 BMW VI U двигателя
- О Уолу
- «Atlantico» c/n 34 и «Pacifico» c/n 35 построены CMASA в Италии . Использовался для экспедиции в Южную Америку в 1924 году. Доставлен и собран на острове Кюрасао . Продан Синдикато Кондору , а затем Варигу . Все еще используется, 1936 год.
- Делай 16
- переименование военного самолета J II Wal
Операторы
[ редактировать ]Самолет на выставке
[ редактировать ]- Plus Ultra в Лухане, Аргентина.
- Плюс копия Ultra в Музее авиации Куатро Виентос в Мадриде, Испания.
- Музей Дорнье во Фридрихсхафене , в аэропорту Фридрихсхафен, Германия (полномасштабная копия)
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 3 декабря 1928 года: самолет Syndicato Condor Dornier Wal , регистрационный P-BACA, разбился в заливе Гуанабара при попытке избежать столкновения с другим самолетом той же компании во время праздничного полета по прибытии Альберто Сантоса Дюмона в Рио-де-Жанейро. Погибли десять пассажиров и четыре члена экипажа. Это была первая авария с зарегистрированным в Бразилии самолетом, в которой пострадали не только члены экипажа, и которая получила широкое освещение в средствах массовой информации. [ 17 ] [ 18 ]
- 11 сентября 1931 года: самолет Syndicato Condor Dornier Wal с регистрацией P-BALA при взлете с реки Потенги в Натале столкнулся с лодкой. Три члена экипажа погибли. [ 17 ] [ 19 ]
Технические характеристики (двигатели Do J Wal RR Eagle)
[ редактировать ]Общие характеристики
- Экипаж: Трое
- Вместимость: 8–10 пассажиров
- Длина: 17,25 м (56 футов 7 дюймов)
- Размах крыльев: 22 м (72 фута 2 дюйма)
- Высота: 5,62 м (18 футов 5 дюймов)
- Площадь крыла: 96 м 2 (1030 кв. футов)
- Вес пустого: 3630 кг (8003 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 7000 кг (15 432 фунта)
- Силовая установка: 2 поршневых двигателя Rolls-Royce Eagle IX V-12 водяного охлаждения мощностью 265 кВт (355 л.с.) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 185 км/ч (115 миль в час, 100 узлов)
- Крейсерская скорость: 145 км/ч (90 миль в час, 78 узлов)
- Дальность: 800 км (500 миль, 430 миль)
- Практический потолок: 3500 м (11 500 футов)
- Скорость набора высоты: 1,5 м/с (300 футов/мин)
- Время набора высоты: 3000 м (9843 фута) за 33 минуты.
См. также
[ редактировать ]Связанные списки
- Список самолетов Республиканских ВВС Испании
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список межвоенных военных самолетов
- Список летающих лодок и гидросамолетов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «(Немецкий) Дорнье «Гигантская летающая лодка» » . Полет . Том. XI, нет. 560. 18 сентября 1919. с. 1258 . Проверено 24 декабря 2023 г.
- ^ «Некоторые «вехи» Дорнье - The Do. Rs. IV, 1917–18» . Полет . Том. XII, нет. 560. 23 декабря 1920. с. 1289 . Проверено 24 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Самолеты группы Zeppelin и ее компаний-преемников, Ernst Wasmuth Verlag Tübingen, Берлин и Музей Zeppelin во Фридрихсхафене, 2006 г. ISBN 3-8030-3316-0
- ^ Jump up to: а б с Гандт, Роберт Л. Чайна Клипер – Эпоха великих летающих лодок, Naval Institute Press, Аннаполис, Мэриленд, 1991 г. ISBN 0-87021-209-5
- ^ Jump up to: а б Стефан Николау. Летающие лодки и гидросамолеты - История с 1905 года, Bay View Books Ltd, Бидефорд Девон, 1998 г. (английский перевод, первоначально опубликованный на французском языке - авторские права ETAI, Париж, 1996 г.)
- ^ «Первая трансатлантическая воздушная линия», февраль 1933 г., Popular Science.
- ^ Гарольд Г. Дик с Дугласом Х. Робинсоном «Золотой век великих пассажирских дирижаблей», издательство Смитсоновского института, Вашингтон, округ Колумбия, 1985 г. ISBN 1-56098-219-5 Страница 166
- ^ Джеймс В. Грау и Джон Дагган «Авиапочта Deutsche Lufthansa в Южной Атлантике 1934–1939», Исследовательская группа Zeppelin, Икенхэм, Великобритания, 2000 г. ISBN 0-9514114-5-4
- ^ «Дорнье Х Фальке» . Германия. Архивировано из оригинала 19 августа 2017 года . Проверено 25 февраля 2012 г.
- ^ Tincopa & Rivas 2016 , стр. 47–48.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Stroud Airplane Monthly , сентябрь 1986 г. , стр. 500
- ^ Tincopa & Rivas 2016 , стр. 128–129.
- ^ Tincopa & Rivas 2016 , стр. 124–127.
- ^ Tincopa & Rivas 2016 , с. 167.
- ^ Jump up to: а б Stroud Airplane Monthly , сентябрь 1986 г. , стр. 500–501.
- ^ Stroud Airplane Monthly , сентябрь 1986 г. , стр. 501
- ^ Jump up to: а б Перейра, Альдо (1987). Краткая история бразильской коммерческой авиации (на португальском языке). Рио-де-Жанейро: Графическая и издательская компания Europa. п. 130.
- ^ Джермано да Силва, Карлос Ари Сезар (2008). «Трагические судьбы». След ведьмы: история бразильской коммерческой авиации в ХХ веке через ее происшествия 1928–1996 гг. (на португальском языке) (2-е изд.). Порту-Алегри: EDIPUCRS. стр. 18–21. ISBN 978-85-7430-760-2 .
- ^ Джермано да Силва, Карлос Ари Сезар (2008). «Трагические судьбы». След ведьмы: история бразильской коммерческой авиации в ХХ веке через ее происшествия 1928–1996 гг. (на португальском языке) (2-е изд.). Порту-Алегри: EDIPUCRS. п. 21. ISBN 978-85-7430-760-2 .
- Страуд, Джон (сентябрь 1986 г.). «Крылья мира». Самолет ежемесячно . Том. 14, нет. 9. стр. 496–501. ISSN 0143-7240 .
- Тинкопа, Амару; Ривас, Джеймс (2016). Axis Aircraft в Латинской Америке Манчестер, Великобритания: Crecy Publishing Limited. ISBN 978-1-90210-949-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андерссон, Леннарт (весна 1994 г.). «Обратный разговор». Любитель воздуха . № 53. с. 78. ISSN 0143-5450 .
- Лопес, Марио Канонига (весна 1994 г.). «Обратный разговор». Любитель воздуха . № 53. С. 79–80. ISSN 0143-5450 .
- М. Михель ван дер Мей: «Дорнье Вал: Свет, идущий над морем». Редактор журнала LoGisma, 2016, английский, ISBN 978-88-97530-81-7
- М. Михель ван дер Мей: «Дорнье Валь Влигбот». 1986, Голландия, ISBN 90-900144-5-4
- М. Михель ван дер Мей: «Использование катапульт Хейнкель». 2002, немецкий
- Николич, Джорджи и Огневич, Александр М. (2021). Дорнье: Югославская сага 1926-2007 . Люблин, Польша: Kagero Publishing. ISBN 978-83-66673-61-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Дорнье До Дж. Валем , на Викискладе?
- Центр документации Дорнье Валь
- airwar.ru
- «Летатели моря», октябрь 1931 г., «Популярная механика».
- «Дорнье Х Фальке» . Германия. Архивировано из оригинала 19 августа 2017 года . Проверено 25 февраля 2012 г.
- Dornije Do J. Архивировано 12 мая 2014 г. в Wayback Machine.