Рыба-меч Фейри
рыба-меч | |
---|---|
![]() | |
Swordfish LS 326 в полете в 2013 году. | |
Роль | Торпедоносец |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Фейри |
Построено | Фейри , Блэкберн Эйркрафт |
Первый полет | 17 апреля 1934 г. |
Введение | 1936 |
Ушедший на пенсию | 21 мая 1945 г. |
Основные пользователи | Авиация флота , Королевский флот |
Произведено | 1936–1944 |
Количество построенных | 2391 (692 от Фейри и 1699 от Блэкберна) |
Fairey Swordfish — биплан- торпедоносец , разработанный компанией Fairey Aviation Company . Созданный в начале 1930-х годов, Swordfish, получивший прозвище «Авоська», в основном эксплуатировался авиацией флота Королевского флота . Он также использовался Королевскими ВВС (RAF), а также несколькими зарубежными операторами, включая Королевские ВВС Канады (RCAF) и Королевский флот Нидерландов . Первоначально он эксплуатировался в основном как штурмовик флота. В последующие годы Swordfish все чаще использовался в качестве противолодочной и учебной платформы. Этот тип находился на передовой службе на протяжении всей Второй мировой войны .
Несмотря на то, что Swordfish был образцом конструкции самолетов начала 1930-х годов и находился на грани устаревания (по сравнению с некоторыми альтернативами), Swordfish добился некоторых впечатляющих успехов во время войны. Известные события включали потопление одного линкора и повреждение двух других Regia Marina (итальянского флота) во время битвы при Таранто , а также знаменитое нападение на немецкий линкор «Бисмарк» , которое способствовало его окончательной гибели. «Суордфиш» потопил больший тоннаж кораблей Оси , чем любой другой самолет союзников во время войны. [1] Swordfish оставался на передовой до Дня Победы , пережив некоторые самолеты, предназначенные для его замены.
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]В 1933 году Фейри, зарекомендовавший себя в проектировании и строительстве военно-морских самолетов, приступил к разработке совершенно нового трехместного военно-морского самолета, предназначенного для выполнения двойной роли воздушного разведчика и бомбардировщика-торпедоносца . [1] Получив внутреннее обозначение TSR I , что означает Torpedo-Spotter-Reconnaissance I , предлагаемая конструкция приняла бипланную конфигурацию и один Bristol Pegasus IIM звездообразный двигатель мощностью 645 л.с. в качестве силовой установки. Первоначально компания решила продолжить разработку проекта как самофинансируемое частное предприятие, одновременно ведя поиск клиентов и соответствующих требований для этого типа. [1] Разработка TSR I шла параллельно с работой Фейри над Спецификацией Министерства авиации S.9/30 , для которой компания в какой-то момент разрабатывала отдельный, но во многом похожий самолет, оснащенный вместо этого двигателем Rolls-Royce Kestrel , а также использующий другая конфигурация киля и руля направления . [2]

Значительный вклад в разработку TSRI внес независимая проектная работа Фейри над предлагаемым самолетом для военно-морской авиации Греции , которая запросила замену своего самолета Fairey IIIF Mk.IIIB , а также спецификации M.1/30 и S.9/. 30, выпущенный Министерством авиации Великобритании . [3] Фейри незамедлительно проинформировал министерство авиации о своей работе для греков, интерес которых со временем угас, и предложил свое решение требований к самолету-корректировщику-разведчику («корректировщик» имел в виду деятельность по наблюдению и управлению падением артиллерийского огня военного корабля). ). В 1934 году Министерство авиации выпустило более совершенную спецификацию S.15/33 , которая формально добавляла роль бомбардировщика-торпедоносца. [3]
21 марта 1933 года прототип TSR I, F1875 , совершил свой первый полет с аэродрома Грейт-Уэст , в Хитроу пилотируемый летчиком-испытателем Фейри Крисом Стэнилэндом . [3] F1875 выполнил различные полеты, в том числе несколько с модернизированным радиальным двигателем Armstrong Siddeley Tiger , прежде чем он был снова переоборудован двигателем Pegasus, использовался для исследования диапазона полета и исследования летных характеристик самолета. 11 сентября 1933 года F1875 был потерян во время серии испытаний на вращение , в ходе которых он не смог восстановиться; пилот выжил в инциденте. [3] До этого прототип демонстрировал хорошие характеристики, что способствовало последующему решению перейти к более совершенному прототипу TSR II , который был специально разработан в соответствии с недавно выпущенной Спецификацией S.15/33. [3]
17 апреля 1934 года прототип TSR II, K4190 , совершил свой первый полет под управлением компании Staniland. [3] По сравнению с предыдущим прототипом К4190 был оснащен более мощной моделью двигателя Pegasus, дополнительным отсеком в задней части фюзеляжа для противодействия вращению, а верхнее крыло было слегка стреловидным назад для учета увеличенной длины фюзеляжа; наряду с другими изменениями, связанными с аэродинамикой задней части самолета. В ходе последующей программы летных испытаний K4190 был передан на завод Фейри в Хэмбл-ле-Райс , Хэмпшир , где он получил двухпоплавковую ходовую часть вместо своего первоначального аналога, предназначенного только для наземных целей; 10 ноября 1934 г. был выполнен первый полет К4190 в этой новой конфигурации. [3] После успешных испытаний по обращению с водой K4190 провел серию испытаний катапульты и восстановления самолета на борту линейного крейсера HMS Repulse . Позже K4190 был восстановлен на колесном шасси перед обширным процессом оценки Экспериментальным учреждением самолетов и вооружения в RAF Martlesham Heath . [4]
В 1935 году, после успешного завершения испытаний в Мартлшеме, Министерство авиации разместило первоначальный предсерийный заказ на три самолета; именно в этот момент TSR II получил название Swordfish . [5] Все три предсерийных самолета были оснащены двигателем Pegasus IIIM3, но трехлопастной винт вместо двухлопастного винта, использовавшегося на более раннем прототипе, использовался Фейри-Рид. 31 декабря 1935 года первый предсерийный Swordfish K5660 совершил свой первый полет. [5] предсерийный самолет К5661 19 февраля 1936 года был поставлен первый ; Последний предсерийный самолет, K5662 , был завершен в конфигурации гидросамолета и прошел эксплуатационные испытания на воде в Экспериментальном заводе морской авиации в Феликстоу , Саффолк . [5]
Производство и дальнейшее развитие
[ редактировать ]
В начале 1936 года был получен первоначальный контракт на производство 68 самолетов Swordfish, получивших обозначение I. Swordfish [5] Первый серийный самолет, изготовленный на заводе Фейри в Хейсе , Западный Лондон , был построен в начале 1936 года и поступил на вооружение ВВС флота (FAA) в июле 1936 года. [5] К началу 1940 года Фейри был занят созданием Swordfish и других типов, таких как новый Fairey Albacore . торпедоносец [6] Адмиралтейство Шерберн обратилось к Blackburn Aircraft с предложением передать производство Swordfish компании, которая немедленно приступила к созданию нового производственно-сборочного предприятия в -ин-Элмете , Северный Йоркшир . [7] Менее чем через год первый Swordfish, построенный в Блэкберне, совершил свой первый полет. В 1941 году завод в Шерберне взял на себя основную ответственность за фюзеляж, а также за окончательную сборку и испытания готовых самолетов. [8]
Были предприняты усилия по рассредоточению производства и использованию теневых фабрик, чтобы минимизировать ущерб, причиненный Люфтваффе . бомбардировками [8] Основные узлы для Swordfish были произведены четырьмя субподрядчиками из соседнего Лидса и доставлены по суше в Шерберн для окончательной сборки. Первоначальные поставки из Шерберна были выполнены в соответствии со стандартом Swordfish I; с 1943 года в производство пошли улучшенные марки Swordfish II и Swordfish III , которые заменили исходную модель. [8] Swordfish II нес ASV Mk. II и имел металлические нижние поверхности нижних крыльев, позволяющие нести 3-дюймовые ракеты ; более поздние модели также использовали более мощный двигатель Pegasus XXX. Swordfish III был оснащен сантиметровым радаром ASV Mk.XI между опорами ходовой части, исключающим ношение торпед, и сохранил силовую установку Pegasus XXX. [8]
18 августа 1944 года производство Swordfish было прекращено; последний поставленный самолет, Swordfish III, был доставлен в тот же день. [9] Было построено почти 2400 самолетов, 692 из которых построила компания Fairey, а еще 1699 - компания Blackburn на своем заводе в Шерберне. Самой многочисленной версией Swordfish была Mark II, всего было построено 1080 экземпляров. [10]
Дизайн
[ редактировать ]Fairey Swordfish — средний по размеру биплан-торпедоносец и самолет-разведчик. В Swordfish использовался металлический корпус, обтянутый тканью. у него были складные крылья В целях экономии места , что было полезно на борту авианосцев и линкоров . На вооружении он получил прозвище Авоська ; это произошло не из-за его бипланных стоек, лонжеронов и раскосов, а из-за, казалось бы, бесконечного разнообразия запасов и оборудования, которое этот тип был допущен к перевозке. Экипажи сравнили самолет с хозяйственной сумкой домохозяйки, распространенной в то время и в которую можно было вместить содержимое любой формы, и что Swordfish, как и сумка для покупок, может нести что угодно. [11]
Основным оружием «Суордфиша» была воздушная торпеда , но низкая скорость биплана и необходимость длительного захода на посадку затрудняли поражение хорошо защищенных целей. Доктрина торпеды «Суордфиш» предусматривала заход на посадку на высоте 5000 футов (1500 м) с последующим пикированием до высоты сброса торпеды 18 футов (5,5 м). [12] Максимальная дальность ранней торпеды Mark XII составляла 1500 ярдов (1400 м) при скорости 40 узлов (74 км/ч; 46 миль в час) и 3500 ярдов (3200 м) при скорости 27 узлов (50 км/ч; 31 миль в час). [13] Торпеда прошла 200 футов (61 м) вперед от момента выброса до удара о воду, и потребовалось еще 300 ярдов (270 м) для стабилизации на заданной глубине и взведения. Идеальное расстояние выстрела составляло 1000 ярдов (910 м) от цели, если «Рыба-меч» дожила до этого расстояния. [12]
«Суордфиш» также был способен действовать как пикирующий бомбардировщик . В течение 1939 года Swordfish на борту HMS Glorious участвовал в серии испытаний бомбометания с пикирования, в ходе которых на корабль-мишень HMS Centurion было сброшено 439 учебных бомб под углами пикирования 60, 67 и 70 градусов . Испытания по неподвижной цели показали среднюю ошибку 49 ярдов (45 м) при высоте выброса 1300 футов (400 м) и угле пикирования 70 градусов; испытания против маневрирующей цели показали среднюю ошибку 44 ярдов (40 м) при высоте падения 1800 футов (550 м) и угле пикирования 60 градусов. [14]
После того, как были разработаны более современные штурмовики-торпедоносцы, «Суордфиш» вскоре был успешно переброшен в противолодочные роли, вооруженный глубинными бомбами или восемью 60-фунтовыми (27 кг) ракетами РП-3 и летавший с меньших эскортных авианосцев или даже торговые авианосцы (MAC) , оборудованные для взлета с помощью ракеты (RATO) . [15] Низкая скорость сваливания и прочная конструкция сделали его идеальным для работы с MAC в зачастую суровую погоду в Средней Атлантике. Действительно, его взлетная и посадочная скорости были настолько низкими, что, в отличие от большинства палубных самолетов, авианосцу не требовалось двигаться против ветра. Иногда при правильном ветре «Суордфиш» спускали с авианосца, стоящего на якоре. [16]
Операционная история
[ редактировать ]Введение
[ редактировать ]
В июле 1936 года «Суордфиш» официально поступил на вооружение ВВС флота (FAA), которое тогда входило в состав Королевских ВВС; 825-я военно-морская авиационная эскадрилья стала первой эскадрильей , получившей этот тип в этом месяце. [5] Swordfish начал заменять как Fairey Seal в роли корректировщика-разведчика, так и Blackburn Baffin в роли торпедоносца, конкурируя с Blackburn Shark в совместной роли. [5] Первоначально «Акулы» заменили «Тюленя» в корректировщико-разведывательных эскадрильях, а «Суордфиши» заменили «Баффины» в торпедной эскадрилье, после чего «Акулу» быстро сменили «Суордфиши». В течение почти двух лет в конце 1930-х годов «Суордфиш» был единственным самолетом-торпедоносцем, которым оснащалось ФАУ. [5]
Накануне войны в сентябре 1939 года ФАУ, перешедшее под контроль Королевского флота, имело 13 оперативных эскадрилий, оснащенных Swordfish I. [5] Также было три звена Swordfish, оснащенных поплавками для использования с военными кораблями, оснащенными катапультами. После начала Второй мировой войны 26 эскадрилий ФАУ были оснащены Swordfish. Более 20 эскадрилий второй линии также использовали Swordfish для тренировок. [17] В первые месяцы конфликта «Суордфиши» в основном выполняли миссии по защите флота и сопровождению конвоев, в основном без происшествий. [9]
Норвежская кампания
[ редактировать ]
«Рыба-меч» впервые участвовала в бою 11 апреля 1940 года во время Норвежской кампании . Несколько самолетов Swordfish были запущены с авианосца HMS Furious, чтобы торпедировать несколько немецких судов, которые, как сообщается, стояли на якоре в Тронхейме . «Суордфиш» обнаружил в Тронхейме только два вражеских эсминца, забив одно попадание в первой в войне атаке самолетов-торпедоносцев. [9]
13 апреля 1940 года, незадолго до Второй битвы при Нарвике был запущен гидросамолет Swordfish , с линкора HMS Warspite с экипажем, которому было приказано провести разведку немецких кораблей. [18] Они сообщили, что видели несколько немецких эсминцев, а также заметили немецкую подводную лодку U-64, стоящую на якоре недалеко от берега в Херьянгс-фьорде . Они нырнули на высоту 200 футов (60 м) и сбросили две противолодочные бомбы по 100 фунтов (45 кг); одно попадание и потопило подводную лодку. [18] Это была первая подводная лодка , уничтоженная самолетом ФАУ за всю войну. [19] [20] был отправлен отряд из десяти Swordfish, Позже в тот же день с HMS Furious чтобы атаковать немецкие эсминцы 250-фунтовыми бомбами. Они не попали ни разу, два самолета были сбиты; Экипаж одного погиб, экипаж другого был подобран после совершения вынужденной посадки. [21] В ходе боя восемь немецких эсминцев были потоплены или затоплены, при этом ни один британский корабль не был потерян. [22]
После Второй битвы при Нарвике «Суордфиш» постоянно бомбил корабли, наземные объекты и припарковывал вражеские самолеты вокруг Нарвика . [23] Противолодочное патрулирование и воздушная разведка также выполнялись, несмотря на сложную местность и суровую погоду, что оказалось особенно трудным для экипажей в открытой кабине Swordfish. Для многих экипажей Swordfish эта кампания ознаменовала их первые боевые вылеты и ночные высадки на авианосцы. [23]
Средиземноморские операции
[ редактировать ]
14 июня 1940 года, вскоре после объявления войны Италией , девять Swordfish из 767-й морской авиационной эскадрильи, дислоцированной в Йере , Прованс-Альпы-Лазурный берег , Франция, отправились в первый бомбардировочный налет союзников на итальянскую землю. [24] Четыре дня спустя 767-я эскадрилья перебазировалась в Боун , Алжир , после чего была разделена: учебные элементы вернулись в Великобританию, а оперативная часть направилась в RAF Hal Far на Мальте , где она была переименована в 830-ю военно-морскую авиационную эскадрилью . 30 июня операции возобновились с первого ночного рейда на нефтяные резервуары в Огасте, Сицилия . [24]
3 июля 1940 года «Рыба-меч» была одним из основных орудий во время атаки на Мерс-эль-Кебир , нападения Королевского флота на флот ВМС Франции, дислоцированный в Оране , Французский Алжир, с целью предотвратить попадание судов в руки Германии. [24] Двенадцать Swordfish из 810-й и 820-й эскадрилий морской авиации стартовали с авианосца HMS Ark Royal и совершили три боевых вылета на стоявший на якоре флот. Торпедная атака, которая повредила французский линкор «Дюнкерк» и повредила другие присутствующие суда, продемонстрировала, что крупные корабли можно эффективно атаковать, находясь в гавани; Кроме того, это был первый случай в истории, когда Королевский флот выиграл битву без применения огнестрельного оружия. [24]
Вскоре после атаки Мерс-эль-Кебира отряд из трех Swordfish был отправлен для поддержки британской армии операций в Западной пустыне в ответ на запрос торпедной авиации для уничтожения вражеских военно-морских подразделений, действующих у берегов Ливии . [24] 22 августа эти три самолета уничтожили две подводные лодки, один эсминец и корабль пополнения запасов в заливе Бомба в Ливии, используя всего три торпеды. [25]
11 ноября 1940 года Swordfish, летевший с HMS Illustrious, добился большого успеха в битве при Таранто . [26] Основной флот итальянского военно-морского флота базировался в Таранто на юге Италии; В свете успеха предыдущей атаки на французский флот в Мерс-эль-Кебире члены Адмиралтейства стремились к еще одной победе в аналогичных условиях. Королевский флот провел обширную подготовку, причем некоторое планирование было осуществлено еще в 1938 году, когда война между европейскими державами уже казалась неизбежной. [26] Регулярно выполнялись вылеты по воздушной разведке для сбора разведывательной информации о позициях конкретных крупных кораблей, а экипажи Swordfish проходили интенсивную подготовку для ночных полетов, поскольку необнаруженная воздушная атака во время ночного налета считалась единственным эффективным методом разумного преодоления обороны. хорошо защищенной гавани и нанести удар по стоящему там на якоре флоту. [26]
Первоначально запланированный на 21 октября 1940 года, рейд на Таранто был отложен до 11 ноября, чтобы дать возможность прибыть ключевым подкреплениям и выполнить другие обязательства. [26] Воздушная атака началась с залпа ракет, сброшенных самолетами «Суордфиш» для освещения гавани, после чего группа «Суордфиш» начала бомбардировку и запуск торпед. Из-за наличия аэростатов заграждения и торпедных сетей, ограничивающих количество подходящих позиций для сброса торпед, многие «Суордфиши» были вооружены бомбами и вместо этого нанесли синхронную атаку на крейсеры и эсминцы. [26] Шесть торпедоносцев «Суордфиш» нанесли серьезные повреждения трем линкорам. Два крейсера, два эсминца и другие суда были повреждены или затоплены. [27] Высокая маневренность Swordfish объяснялась тем, что он позволял самолету уклоняться от интенсивного зенитного огня и поражать итальянские корабли. [28] Битва при Таранто твердо установила, что военно-морская авиация способна самостоятельно обездвижить весь флот и является эффективным средством изменения баланса сил. [26] Помощник военно-морского атташе Японии в Берлине Такеши Наито посетил Таранто, чтобы оценить последствия нападения; Позже он проинформировал сотрудников, планировавших нападение на Перл-Харбор . [29]
28 марта 1941 года пара «Суордфишей», базировавшаяся на Крите, способствовала выводу из строя итальянского крейсера «Пола» во время битвы у мыса Матапан . [28] В мае 1941 года шестерка «Суордфишей», базировавшаяся в Шайбе , недалеко от Басры , Ирак , участвовала в подавлении восстания в регионе, широко известного сейчас как англо-иракская война . Самолеты нанесли удары с пикирования по иракским казармам, резервуарам для хранения топлива и мостам. [28]
Swordfish также совершил большое количество противокорабельных вылетов в Средиземноморье, многие самолеты базировались на Мальте. [24] Руководствуясь воздушной разведкой других подразделений Королевских ВВС, «Суордфиш» рассчитывал свои атаки так, чтобы прибыть к вражеским конвоям в темноте, чтобы ускользнуть от немецких истребителей, которые были ограничены операциями в дневное время. Хотя на острове никогда не размещалось одновременно более 27 самолетов Swordfish, этому типу удавалось потопить в среднем 50 000 тонн вражеских кораблей в месяц в течение девятимесячного периода. [24] Сообщается, что за один рекордный месяц 98 000 тонн судов были потеряны ударными силами острова, оснащенными Swordfish. Зарегистрированные потери Swordfish были невелики, особенно с учетом высокой частоты боевых вылетов самолетов и того факта, что на многих самолетах отсутствовало какое-либо оборудование для слепого полета, что делало ночные полеты еще более опасными. [24]
Атлантические операции
[ редактировать ]
В мае 1941 года «Суордфиш» помог преследовать и потопить немецкий линкор «Бисмарк» . 24 мая девять Swordfish с корабля HMS Victorious совершили поздний ночной вылет против «Бисмарка» при ухудшении погодных условий. Используя радар ASV, самолеты смогли обнаружить и атаковать корабль, в результате чего единственное попадание торпеды причинило лишь незначительные повреждения. [28] [30] Бисмарка Однако уклончивые маневры облегчили врагам возможность догнать противника. [ нужна ссылка ]
26 мая «Арк Ройал» нанес два удара «Суордфиш» по «Бисмарку» . Первым не удалось обнаружить корабль. Вторая атака привела к двум попаданиям торпед, одно из которых заклинило рули корабля при угле поворота левого руля 12°. [31] Это сделало «Бисмарк» неманёвренным и неспособным уйти в порт во Франции. Она затонула после интенсивной атаки Королевского флота в течение 13 часов. [32] Некоторые из «Суордфишей» летели так низко, что большая часть Бисмарка » орудий « зенитных не могла опуститься настолько, чтобы поразить их. [33]
В течение 1942 года Swordfish постепенно выводился из состава авианосцев Королевского флота по мере появления на вооружении новых ударных самолетов, таких как Fairey Albacore и Fairey Barracuda . [32] В роли охотника за подводными лодками «Суордфиш» участвовал в битве за Атлантику , обнаруживая и атакуя бродячие стаи подводных лодок, которые охотились на торговое судоходство между Великобританией и Северной Америкой , а также поддерживая арктические конвои , доставлявшие грузы из Великобритании в Россию. . [32] «Суордфиш» атаковал подводные лодки напрямую и направлял эсминцы к их местонахождению. Во время одного боя конвоя Swordfish с эскортного авианосца HMS Striker и Vindex налетал более 1000 часов в противолодочном патрулировании за 10 дней. [32]
Одним из наиболее инновационных вариантов использования Swordfish была его роль на торговых авианосцах («кораблях MAC»). Это были 20 гражданских грузовых или танкеров, модифицированных для перевозки трех или четырех самолетов каждый, выполняющих противолодочные функции в составе конвоев. Три из этих судов были укомплектованы голландцами, а несколько Swordfish из 860-й (голландской) военно-морской авиационной эскадрильи на борту обычно находились . Остальные были укомплектованы экипажами 836-й морской авиационной эскадрильи. Когда-то это была самая крупная эскадрилья этого типа - 91 самолет.
Индийский океан
[ редактировать ]В марте и апреле 1941 года, во время восточноафриканской кампании , Swordfish из HMS Eagle и 813-й 824 -й военно-морских авиационных эскадрилий , действовавших с береговых баз, использовались против итальянских наземных и военно-морских целей в Массауа, Восточная Африка. 2 апреля 1941 года четыре итальянских эсминца, пытавшиеся уйти из Массауа, были атакованы в море «Суордфишем»; « Назарио Сауро» и «Даниэле Манин» были потоплены в результате бомбардировки с пикирования. Два других итальянских эсминца, Pantera и Tigre, были тяжело повреждены и выброшены на берег в Джедде, а затем уничтожены HMS Kingston . [34]
В 1942 году «Суордфиши» 810-й и 829-й эскадрилий на HMS Illustrious приняли участие в битве за Мадагаскар . Они сбросили манекены десантников для поддержки первоначального десанта. [35] Позже они провели противокорабельные и противолодочные операции в заливе Диего-Суарес и бомбили наземные цели в поддержку наземных операций во время операции «Айронклад». [36] В более поздней операции «Джейн» «Рыба-меч» была готова поддержать атаку на Таматаве , но в случае, если город сдастся раньше, чем они понадобятся. [37]
Тыл
[ редактировать ]В начале 1940 года самолеты Swordfish из 812-й эскадрильи прибрежного командования Королевских ВВС начали кампанию против вражеских портов вдоль Ла-Манша . [23] Самолеты регулярно совершали вылеты для установки морских мин вблизи таких гаваней. Для увеличения дальности в районе экипажа установили дополнительные топливные баки и оставили третьего члена экипажа позади. [23] Истребители Королевских ВВС часто обеспечивали прикрытие с воздуха, где это было возможно, а иногда и контратаковали авиабазы противника. [38]
Интенсивность операций Берегового командования «Суордфиш» резко возросла после немецкого вторжения в Нидерланды , в результате чего в нем были задействованы четыре эскадрильи, оснащенные «Суордфишами». Экипажи Swordfish, обычно вылетающие из Детлинга , острова Торни , Норт-Коутса и Сент-Эваля , отправлялись для нанесения ударов по стратегическим целям у берегов Нидерландов и Бельгии в ходе дневных налетов, во время которых они выдерживали зенитный огонь и перехват истребителей Люфтваффе. [23] Ночные бомбардировки проводились против нефтяных объектов, электростанций и аэродромов . [23] После поражения союзников в битве за Францию и подписания французского перемирия 22 июня 1940 года Swordfish сосредоточила свою деятельность против портов, которые могли быть использованы для вторжения Германии в Соединенное Королевство. Это включало патрулирование безопасности и обнаружение морских бомбардировок. [23]
В феврале 1942 года недостатки Swordfish были ярко продемонстрированы во время движения немецкого военно-морского флота, известного как Channel Dash . Шесть Swordfish под командованием лейтенант-коммандера Юджина Эсмонда вышли из Манстона, чтобы перехватить линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» , пересекавшие Ла-Манш в сторону Германии. [32] Когда группа «Суордфиш» прибыла и начала первую атаку за кормой кораблей, «Суордфиши» были перехвачены примерно 15 Messerschmitt Bf 109 монопланами истребителями- ; Воздушный бой был крайне односторонним, что быстро привело к потере всех «Суордфишей», при этом сами корабли не пострадали. [32] Отсутствие истребительного прикрытия стало одной из причин понесенных тяжелых потерь; в наличии оказалось только 10 из 84 обещанных истребителей. Тринадцать из 18 членов экипажа Swordfish погибли. Эсмонд, ранее руководивший атакой на Бисмарка награжден Крестом Виктории . , был посмертно [32]

Мужество экипажей «Суордфишей» отметили командиры с обеих сторон. Британский вице-адмирал Бертрам Рамзи писал: «По моему мнению, отважный вылет этих шести самолетов Swordfish представляет собой одно из лучших проявлений самопожертвования и преданности долгу, которое когда-либо была свидетелем войны». Немецкий вице-адмирал Отто Сильякс отметил «нафталинированную атаку горстки древних самолетов, пилотируемых людьми, чья храбрость превосходит любые другие действия любой из сторон в тот день». [39]
Однако в результате этого инцидента Swordfish были быстро отозваны от роли торпедоносца в пользу более противолодочных задач. Вооруженные глубинными бомбами и ракетами, эти самолеты были хорошими истребителями подводных лодок. [32]
В противолодочной роли Swordfish стал пионером в использовании на море радара класса «воздух-надводное судно» (ASV) , что позволило самолету эффективно обнаруживать надводные корабли ночью и сквозь облака. [40] К октябрю 1941 года Swordfish выполняли полеты с радаром. [32] В декабре 1941 года корабль «Суордфиш», базирующийся в Гибралтаре, обнаружил и потопил подводную лодку, что стало первым подобным поражением, нанесенным самолетом в ночное время. 23 мая 1943 года оснащенный ракетами «Суордфиш» уничтожил немецкую подводную лодку U-752 у берегов Ирландии , что стало первым поражением, достигнутым с помощью этого оружия. [32]
Позднее использование
[ редактировать ]
К концу войны 119-я эскадрилья Королевских ВВС эксплуатировала Swordfish Mark III с сантиметровым радаром с аэродромов в Бельгии. Их основной задачей была ночная охота за немецкими сверхмалыми подводными лодками в Северном море и у берегов Голландии. [41] Радар мог обнаруживать корабли на расстоянии около 25 миль (40 км). [42] Один из самолетов, эксплуатируемых в этой роли 119-й эскадрильей, сохранился и является частью коллекции Имперского военного музея ( см. Уцелевшие самолеты ).

К 1945 году девять фронтовых эскадрилий все еще были оснащены Swordfish. [32] Всего Swordfish потопила 14 подводных лодок. На смену Swordfish должен был прийти Fairey Albacore, также биплан, но он пережил своего предполагаемого преемника, пока на смену ему не пришел моноплан-торпедоносец Fairey Barracuda. Оперативные вылеты Swordfish продолжались и в январе 1945 года. Считается, что последними активными миссиями были операции по борьбе с судами у побережья Норвегии, проводимые 835-й и 813-й эскадрильями FAA, где маневренность Swordfish была важна. [43] Последняя оперативная эскадрилья, 836-я военно-морская авиационная эскадрилья , которая в последний раз занималась обеспечением ресурсов кораблей MAC, была расформирована 21 мая 1945 года, вскоре после окончания Второй мировой войны в Европе . [44] Северным летом 1946 года последняя учебная эскадрилья, оснащенная этим типом, была расформирована, после чего на вооружении осталось лишь несколько экземпляров для выполнения различных задач на нескольких военно-морских аэродромах. [45]
Варианты
[ редактировать ]
- Рыба-меч я
- Первая производственная серия.
- Рыба-меч я
- Версия с поплавками для использования с военных кораблей, оборудованных катапультами .
- Рыба-меч II
- Версия с металлическими нижними крыльями для установки ракет, представленная в 1943 году.
- Рыба-меч III
- Версия с добавленной большой сантиметровой радиолокационной станцией, представленная в 1943 году.
- Рыба-меч IV
- Последняя версия (производство закончилось в 1944 году) с закрытой кабиной для использования RCAF .
Операторы
[ редактировать ]Австралия
- Королевские ВВС Австралии
- В 1942 году шесть самолетов использовались 25-й эскадрильей RAAF . [46]
- Королевские ВВС Австралии
Канада
Италия
- Королевские ВВС
- Swordfish 4A первым попал в руки итальянцев после битвы при Таранто в плохом состоянии. [ нужна ссылка ]
- Swordfish K8422 корабля HMS Eagle был сбит и захвачен во время налета на аэродром Марица на Родосе 4 сентября 1940 года. Прошел испытания в испытательном центре Гуидонии и оставался в строю до середины 1941 года. [ нужна ссылка ]
- Swordfish P4127 (код 4F) из 820-й эскадрильи HMS Ark Royal , участвовавшей в бомбардировке Кальяри , Сардиния . Пораженный огнем с земли, он 2 августа 1940 года совершил вынужденную посадку на вражеском аэродроме Эльмас. Экипаж попал в плен, а самолет захватил в целости и сохранности. Капрони отремонтировал его на месте и установил на него двигатель Alfa Romeo 125 . 27 февраля 1941 года его доставили в Stabilimento Costruzioni Aeronautiche в Гуидонии. 6 апреля 1942 года он все еще числился там. [47] [ ненадежный источник? ]
- Королевские ВВС
Нидерланды
- Королевский флот Нидерландов
- Голландская военно-морская авиационная служба в изгнании в Соединенном Королевстве.
- Королевский флот Нидерландов
Испания
- ВВС
- Swordfish W5843 из 813-й эскадрильи Северного фронта в Гибралтаре потерял ориентацию во время противолодочного зачистки и совершил вынужденную посадку между Рас-эль-Фареа и Пота-Пескадорес в испанском Марокко 30 апреля 1942 года. Весь экипаж был интернирован. Окончательная судьба самолета неизвестна. [47]
- Swordfish P4073 из 700-й эскадрильи HMS Malaya кончилось топливо, когда он преследовал немецкий линкор Scharnhorst 8 марта 1941 года. [48] [49] Самолет и экипаж были обнаружены испанским лайнером Cabo de Buena Esperanza у Канарских островов и интернированы в Испании. [50] «Суордфиш» был поставлен на вооружение ВВС Испании под позывным HR6-1 6 декабря 1943 года в составе 54-й эскадрильи, Пуэрто-де-ле-Крус, Тенерифе , Канарские острова. Вышел в отставку в марте 1945 года в Лас-Пальмасе, Гран-Канария . [47]
- ВВС
Великобритания
- Королевские ВВС [51]
- № 8-я эскадрилья RAF
- № 119-й эскадрильи RAF
- № 202-й эскадрильи RAF
- № 209-й эскадрильи RAF
- № 273-й эскадрильи RAF
- № 613-й эскадрильи RAF
- Подразделение сотрудничества по противовоздушной обороне № 3 (AACU № 3), Мальта и Гибралтар
- Нет. 4-е подразделение противовоздушной обороны (№ 4 AACU), Сингапур
- 9 (Пилот) Усовершенствованный летный отряд
- Королевского военно-морского флота Авиация [52] (до мая 1939 г. в составе RAF)
- 700-я морская авиационная эскадрилья
- 701-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 702-я морская авиационная эскадрилья
- 705-я военно-морская авиационная эскадрилья (самолеты с поплавковым вооружением от линейных крейсеров Repulse и Renown )
- 710-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 722-я морская авиационная эскадрилья
- 726-я морская авиационная эскадрилья
- 727-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 728-я морская авиационная эскадрилья
- 730-я морская авиационная эскадрилья
- 731-я морская авиационная эскадрилья
- 733-я морская авиационная эскадрилья
- 735-я морская авиационная эскадрилья
- 737-я морская авиационная эскадрилья
- 739-я морская авиационная эскадрилья
- 740-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 741-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 742-я морская авиационная эскадрилья
- 743-я морская авиационная эскадрилья
- 744-я морская авиационная эскадрилья
- 747-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 753-я морская авиационная эскадрилья
- 759-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 763-я морская авиационная эскадрилья
- 764-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 765-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 766-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 767-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 768-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 769-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 770-я морская авиационная эскадрилья
- 771-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 772-я морская авиационная эскадрилья
- 773-я морская авиационная эскадрилья
- 774-я морская авиационная эскадрилья
- 775-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 776-я морская авиационная эскадрилья
- 777-я морская авиационная эскадрилья
- 778-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 779-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 780-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 781-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 782-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 783-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 785-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 786-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 787-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 788-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 789-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 791-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 794-я морская авиационная эскадрилья
- 796-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 797-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 810-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 811-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 812-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 814-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 815-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 816-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 817-я военно-морская авиационная эскадрилья , переброшенная в Южную Африку в 1945 году.
- 818-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 819-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 820-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 821-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 822-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 823-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 824-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 825-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 826-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 828-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 829-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 830-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 833-я морская авиационная эскадрилья
- 834-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 835-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 836-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 837-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 838-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 840-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 841-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 842-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 860-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 886-я военно-морская авиационная эскадрилья
- Королевские ВВС [51]
Выживший самолет
[ редактировать ]

Большая часть уцелевших в настоящее время самолетов была обнаружена на ферме канадца Эрни Симмонса. [53]
- Канада
- NS122 — Swordfish II на статической экспозиции в Канадском музее авиации и космонавтики . [54]
- HS469 — Swordfish IV на выставке в Музее авиации Шируотера в Новой Шотландии . Он был восстановлен до летного состояния и совершил один полет в 1994 году. [55]
- HS498 — Рыба-меч IV на хранении в Музее Рейнольдса-Альберты в Ветаскивине, Альберта . [56]
- Мальта
- HS491 - Swordfish IV на реставрации в Мальтийском музее авиации в Та'Кали, Аттард . [57]
- Великобритания
- HS503 — Swordfish IV на хранении в Музее Королевских ВВС Косфорд в Косфорде, Шропшир . [58]
- HS554 - Swordfish III восстанавливается до летной годности у частных владельцев в Уайт-Уолтеме, Беркшир . [59] Восстановленный в полете в 2006 году, ранее он принадлежал компании Vintage Wings of Canada . После нескольких лет простоя на земле он был продан нынешним владельцам в 2019 году. [60] [61]
- HS618 - Swordfish II на статической экспозиции в Музее авиации флота в Йовиле, Сомерсет . [62]
- LS326 - Swordfish II готов к полетам с Navy Wings в Илчестере, Сомерсет . [63]
- NF370 - Swordfish III на статической экспозиции в Имперском военном музее Даксфорда в Даксфорде, Кембриджшир . Построен в 1944 году. Эксплуатировался 119-й эскадрильей RAF , которой была поставлена задача патрулирования Северного моря в поисках немецких торпедных катеров и сверхмалых подводных лодок . С 1986 года он находится в Имперском военном музее Даксфорда. В 1998 году был начат проект реставрации, в результате которого планер был возвращен в летное состояние, хотя на нем был установлен неработающий двигатель Pegasus. [42]
- W5856 - Swordfish I готов к полетам в составе Navy Wings в Илчестере, Сомерсет. [64]
- Соединенные Штаты
- HS164 - Swordfish IV на выставке в Музее наследия американской авиации Памятных ВВС в Далласе, штат Техас . [65]
Технические характеристики (Рыба-меч I)
[ редактировать ]

Данные Fairey Aircraft с 1915 года. [66] Рыба-меч Фейри Mks. I-IV [67]
Общие характеристики
- Экипаж: 3 человека - пилот, наблюдатель и радист/задний стрелок (место наблюдателя часто заменяется дополнительным топливным баком)
- Длина: 35 футов 8 дюймов (10,87 м)
- Размах крыльев: 45 футов 6 дюймов (13,87 м)
- Ширина: 17 футов 3 дюйма (5,26 м) со сложенными крыльями.
- Высота: 12 футов 4 дюйма (3,76 м)
- Площадь крыла: 607 кв. футов (56,4 м 2 )
- Профиль : РАФ 28 [68]
- Пустой вес: 4195 фунтов (1903 кг)
- Полная масса: 7580 фунтов (3438 кг)
- Силовая установка: 1 × Bristol Pegasus IIIM.3 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, мощностью 690 л.с. (510 кВт)
- Гребные винты: 3-лопастной металлический винт фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 143 миль в час (230 км/ч, 124 узла) с торпедой массой 7580 фунтов (3438 кг) и высотой 5000 футов (1524 м).
- Дальность: 522 мили (840 км, 454 миль) на обычном топливе, с торпедой. [69]
- Продолжительность: 5 часов 30 минут.
- Практический потолок: 16 500 футов (5 000 м) при 7 580 фунтов (3 438 кг)
- Скорость набора высоты: 870 футов/мин (4,4 м/с) при весе 7580 фунтов (3438 кг) на уровне моря.
- 690 футов/мин (210,3 м/мин) при 7580 фунтах (3438 кг) и 5000 футов (1524 м)
Вооружение
- Орудия: ** 1 фиксированный пулемет Vickers калибра 0,303 дюйма (7,7 мм), стреляющий вперед , в верхней правой части фюзеляжа, казенная часть в кабине, стрельба над капотом двигателя.
- Ракеты: «60 фунтов» (Mk.II и новее). РП-3 8 реактивных снарядов
- Бомбы: массой 1670 фунтов (760 кг) 1 торпеда 1500 фунтов (700 кг) или мина под фюзеляжем или общее количество бомб под фюзеляжем и крыльями.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Стотт 1971, с. 21.
- ^ Стотт 1971, стр. 21–22.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Стотт 1971, с. 22.
- ^ Стотт 1971, стр. 22–23.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Стотт 1971, с. 23.
- ^ Стотт 1971, с. 24.
- ^ Стотт 1971, стр. 24–25.
- ^ Jump up to: а б с д Стотт 1971, с. 25. Swordfish, построенный в Блэкберне, получил прозвище «Черная рыба».
- ^ Jump up to: а б с Стотт 1971, с. 26.
- ^ Бишоп, Крис (2002). Энциклопедия вооружения Второй мировой войны . Стерлинг Паблишинг Компани, Инк. 403. ИСБН 978-1-58663-762-0 .
- ^ Лэмб 2001
- ^ Jump up to: а б Эммотт, Норман В. «Воздушные торпеды». Труды Военно-морского института США , август 1977 г.
- ^ Кэмпбелл 1985, с. 87.
- ^ Смит, с. 66.
- ^ Смит, Питер (2014). Боевые бипланы Второй мировой войны . Великобритания: Перо и меч. п. 68. ИСБН 978-1783400546 .
- ^ Рэгг 2003, с. 142.
- ^ Стотт 1971, стр. 23–24.
- ^ Jump up to: а б Диккенс, Питер (1974). Нарвик: сражения во фьордах . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 119–123.
- ^ Стотт 1971, стр. 26, 28.
- ^ Баллантайн, Иэн (2001). Варспайт: от героя Ютландии до воина холодной войны . Барнсли: Перо и меч. п. 98. ИСБН 978-1-84884-350-9 .
- ^ Диккенс, Питер (1974). Нарвик: сражения во фьордах . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 131–134.
- ^ Уитли, MJ (1983). Разрушитель! : Немецкие эсминцы во Второй мировой войне . Лондон: Оружие и доспехи. п. 127. ИСБН 0-85368-258-5 . OCLC 10360808 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Стотт 1971, с. 28.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Стотт 1971, с. 31.
- ^ Стотт 1971, стр. 31, 34.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Стотт 1971, с. 34.
- ^ Стотт 1971, стр. 34, 37.
- ^ Jump up to: а б с д Стотт 1971, с. 37.
- ^ Лоури и Уэллхэм 2000, с. 92.
- ^ Гарцке и Дулин 1985 , стр. 229–230.
- ^ Кеннеди 2002, с. 166.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Стотт 1971, с. 38.
- ^ Кеннеди 2002, стр. 112, 165.
- ^ Харрисон 1987, стр.61-62.
- ^ Филлипс, Рассел (5 мая 2021 г.). Странная кампания: Битва за Мадагаскар . Издательство Шилка. п. 26. ISBN 9781912680276 .
- ^ Филлипс, Рассел (5 мая 2021 г.). Странная кампания: Битва за Мадагаскар . Издательство Шилка. п. 43. ИСБН 9781912680276 .
- ^ Филлипс, Рассел (5 мая 2021 г.). Странная кампания: Битва за Мадагаскар . Издательство Шилка. п. 93. ИСБН 9781912680276 .
- ^ Стотт 1971, стр. 28, 31.
- ^ Кемп, стр. 199–200.
- ^ Харрисон 2001, с. 9.
- ^ «КОМАНДОВАНИЕ ПРИБРЕЖНЫХ ВВС КОРОЛЕВСКИХ ВВС, 1939–1945» . Имперский военный музей . Проверено 9 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Парсонс, Гэри (2005). «Снова в черном» . Эйр-Сцена Великобритания . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ Рэгг 2005, стр. 127–131.
- ^ Стотт 1971, стр. 38–40.
- ^ Стотт 1971, с. 40.
- ^ ADF-Serials RAAF Fairey Swordfish Mk.I
- ^ Jump up to: а б с «Захваченные самолеты авиации флота» . Fleetairarmarchive.net . Архивировано из оригинала 19 августа 2010 года . Проверено 16 августа 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ HMS MALAYA - 15-дюймовый артиллерийский линкор класса Queen Elizabeth, включая движения сопровождения конвоев
- ^ Стертивант, с. 65.
- ^ Арандуй Лаисека, Хавьер (12 ноября 2013 г.). «Воздушные происшествия в Испании в SGM: Fairey Swordfish» . Авиационные происшествия в Испании в SGM (на испанском языке) . Проверено 4 февраля 2020 г.
- ^ Томас 1998, стр. 73–77.
- ^ Тетфорд 1991 , с. 149.
- ^ Уиттемор, Рэй. «Коллекция Симмонса» . Торговый центр «Спитфайр» . Архивировано из оригинала 25 января 2021 года . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ «Фейри-рыба-меч II» . Ингениум . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ «Рыба-меч HS469» . Музей авиации Шируотера . Архивировано из оригинала 23 сентября 2020 года . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ «Авиация» . Музей Рейнольдса . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ «Фейри-рыба-меч HS491» . Мальтийский музей авиации . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ Гудолл, Джеффри (22 марта 2019 г.). "ФИРА-МЕЧ" (PDF) . Сайт истории авиации Джеффа Гудолла . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ «Рыба-меч HS554» . Военно-морские крылья . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ «Командир Терри Годдард Блэкберн-Фейри Меч-рыба Mk III» . Винтажные крылья Канады . Архивировано из оригинала 21 сентября 2020 года . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ «Канадская авоська для Великобритании». Самолет . Том. 47, нет. 8. Август 2019. с. 7. ISSN 0143-7240 .
- ^ «Фейри-меч-рыба II (HS618)» . Музей авиации флота . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ «Рыба-меч LS326» . Военно-морские крылья . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ «Рыба-меч W5856» . Военно-морские крылья . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ «Досье по планеру — Fairey Swordfish IV, серийный номер HS164 RCN, регистрационный номер N2235R» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ Тейлор 1974, с. 259.
- ^ Стотт 1971, с. 43.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Тейлор 1974, с. 260:
- Разведка на 1030 миль (895 миль; 1658 км) без бомб и дополнительного топлива
Библиография
[ редактировать ]- Браун, Эрик, CBE, DCS, AFC, RN.; Уильям Грин и Гордон Суонборо. «Фейри-рыба-меч». Крылья ВМФ, летающие авианосцы союзников времен Второй мировой войны . Лондон: Издательская компания Jane's, 1980, стр. 7–20. ISBN 0-7106-0002-X .
- Кэмпбелл, Джон. Морское вооружение Второй мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1985. ISBN 0-87021-459-4 .
- Гарцке, Уильям Х.; Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-101-0 .
- Харрисон, Вашингтон, Фейри-меч-рыба и Альбакор . Уилтшир, Великобритания: The Crowood Press, 2002. ISBN 1-86126-512-3 .
- Харрисон, Вашингтон. Рыба-меч Фейри в действии (самолет номер 175). Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, Inc., 2001. ISBN 0-89747-421-X .
- Харрисон, Вашингтон . Рыба-меч на войне . Шеппертон, Суррей, Великобритания: Ian Allan Publishing Ltd., 1987. ISBN 0-7110-1676-3 .
- Харрисон, Вашингтон, специальный выпуск «Рыба-меч» . Шеппертон, Суррей, Великобритания: Ian Allan Publishing Ltd., 1977. ISBN 0-7110-0742-X .
- Кемп, П.К. Ключ к победе: триумф британской морской мощи во Второй мировой войне . Нью-Йорк: Литтл, Браун, 1957.
- Кеннеди, Людовик. Погоня: Гибель «Бисмарка» . Бат, Великобритания: Chivers Press, 2002. ISBN 978-0-7540-0754-8 .
- Килбракен, лорд. Верни мою авоську: пилот-меч-рыба на войне . Лондон: Pan Books Ltd, 1980. ISBN 0-330-26172-X . Впервые опубликовано Peter Davies Ltd в 1979 году.
- Лэмб, Чарльз . На войну в авоське . Лондон: Касселл и компания, 2001. ISBN 0-304-35841-X .
- Лоу, Малкольм В. Фейри Рыба-меч: Основы самолета №3 . Уимборн, Великобритания: Publishing Solutions (www) Ltd., 2009 г. ISBN 978-1-906589-02-8 .
- Лоури, Томас П. и Джон Уэллхэм. Нападение на Таранто: план Перл-Харбора. Лондон: Stackpole Books, 2000. ISBN 0-8117-2661-4 .
- Роба, Жан-Луи и Кони, Кристоф (август 2001 г.). «Доннеркейль: 12 февраля 1942 года» [Операция Доннеркейль: 12 февраля 1942 года]. Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (101): 10–19. ISSN 1243-8650 .
- Роба, Жан-Луи и Кони, Кристоф (сентябрь 2001 г.). «Доннеркейль: 12 февраля 1942 года». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (102): 46–53. ISSN 1243-8650 .
- Смит, Питер С. Пикирующий бомбардировщик! . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1982. ISBN 978-0-87021-930-6 .
- Стотт, Ян Г. Рыба-меч Фэйри Mks. I-IV (Самолет в профиле 212). Виндзор, Беркшир, Великобритания: Профильные публикации, 1971. ОСЛК 53091961
- Стертивант, Рэй. История рыбы-меча . Лондон: Cassell & Co., 1993 (2-е исправленное издание, 2000 г.). ISBN 0-304-35711-1 .
- Тейлор, ХА, Fairey Aircraft с 1915 года . Лондон: Putnam & Company Ltd., 1974. ISBN 0-370-00065-X .
- Тетфорд, Оуэн. Британские военно-морские самолеты с 1912 года . Лондон: Патнэм, четвертое издание, 1978. ISBN 0-370-30021-1 .
- Тетфорд, Оуэн (1991). Британские военно-морские самолеты с 1912 года . Лондон , Великобритания: Putnam Aeronautical Books, издание Conway Maritime Press Ltd. ISBN 0-85177-849-6 .
- Тетфорд, Оуэн. Британские военно-морские самолеты с 1912 года . Лондон: Книги по аэронавтике Патнэма, 1994. ISBN 0-85177-861-5 .
- Томас, Эндрю. «Светло-голубые авоськи: рыба-меч Фейри на службе Королевских ВВС». Air Enthusiast , № 78, ноябрь/декабрь 1998 г., стр. 73–77. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. ISSN 0143-5450.
- Уиллис, Мэтью. Fleet Air Arm Legends 2 — Рыба-меч Фэйри . Хорнкасл, Великобритания: Mortons Books, 2022. ISBN 9781911658498 .
- Рэгг, Дэвид. Эскортный авианосец во Второй мировой войне. Барнсли, Великобритания: Pen & Sword Books , 2005. ISBN 1-84415-220-0 .
- Рэгг, Дэвид. Ажурная сумка: Фея-рыба-меч на войне . Барнсли, Великобритания: Книги о пере и мече, 2005. ISBN 1-84415-130-1 .
- Рэгг, Дэвид. Рыба-меч: История рейда на Таранто. Лондон: Вайденфельд и Николсон, 2003. ISBN 0-297-84667-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Рыба-меч: история торпедирования «Бисмарка»
- "Авоська плюс" статья 1946 года летная о полетах на "Рыбе-меч".