Немецкий линкор «Гнейзенау»
![]() Гнейзенау | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Гнейзенау |
Тезка | Август Нейдхардт фон Гнейзенау [1] |
Строитель | Немецкие работы |
Заложен | 6 мая 1935 г. |
Запущен | 8 декабря 1936 г. |
Введен в эксплуатацию | 21 мая 1938 г. |
Выведен из эксплуатации | 1 июля 1942 г. |
Судьба | Потоплен как блок-корабль 23 марта 1945 г., списан в 1951 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Шарнхорст класса Линкор |
Смещение |
|
Длина | 229,8 м (753 футов 11 дюймов) |
Луч | 30 м (98 футов 5 дюймов) |
Черновик | 9,9 м (32 фута 6 дюймов) |
Установленная мощность | 165 930 л.с. (163 660 л.с. , 122 040 кВт ) |
Движение | с редуктором Germania 3 паровые турбины |
Скорость | 31 узел (57 км/ч; 36 миль в час) |
Диапазон | 6200 миль (11500 км; 7100 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час) |
Дополнить |
|
Вооружение |
|
Броня |
|
Самолет перевезен | 3 Арадо Ар 196А |
Авиационные объекты | 1 катапульта |
Гнейзенау ( Немецкое произношение: [ˈɡnaɪ̯zənaʊ̯] ) — немецкий крупный корабль , альтернативно описываемый как линкор и линейный крейсер , в нацистской Германии Кригсмарине . Оно было вторым судном своего класса , в который входил ее однотипный корабль «Шарнхорст» . Корабль был построен на верфи Deutsche Werke в Киле ; он был заложен 6 мая 1935 года и спущен на воду 8 декабря 1936 года. Его оснащение было завершено в мае 1938 года: он был вооружен главной батареей из девяти 28-см (11 дюймов) орудий C/34 в трех трехместных башнях. В какой-то момент после начала строительства был одобрен план замены этого вооружения шестью 38-см (15-дюймовыми) орудиями SK C/34 в спаренных башнях, но когда стало понятно, что это потребует значительных изменений в конструкции, этот план был заброшен, и строительство продолжилось с первоначально запланированными орудиями меньшего калибра. Модернизацию планировалось завершить зимой 1940–41 годов, но вместо этого из-за начала Второй мировой войны работы были остановлены. [2]
«Гнейзенау» и «Шарнхорст» действовали вместе на протяжении большей части начала Второй мировой войны, например, совершая вылазки в Атлантику для совершения набегов на британские торговые корабли. потопили британский вспомогательный крейсер HMS Rawalpindi Во время своей первой операции два корабля в коротком бою . «Гнейзенау» и «Шарнхорст» также участвовали во вторжении Германии в Норвегию: операции «Везерюбунг» . В ходе операций у берегов Норвегии два корабля вступили в бой с линейным крейсером HMS Renown и потопили авианосец HMS Glorious . «Гнейзенау» был поврежден в бою с «Ринауном» , а затем торпедирован британской подводной лодкой HMS Clyde у берегов Норвегии. После успешного рейда в Атлантике в 1941 году «Гнейзенау» и ее однотипный корабль зашли в Брест , Франция. Два линкора были объектом неоднократных бомбардировок британских ВВС , во время которых «Гнейзенау» несколько раз пострадал, но в конечном итоге был отремонтирован.
В начале 1942 года два корабля совершили дневной переход по Ла-Маншу из оккупированной Франции в Германию. Достигнув Киля в начале февраля, «Гнейзенау» вошел в сухой док. В ночь на 26 февраля британцы атаковали ее с воздуха; одна бомба пробила ее бронепалубу и взорвалась в носовом магазине боеприпасов, причинив серьезные повреждения и многочисленные жертвы. Необходимый ремонт был настолько трудоемким, что вместо этого было решено перестроить корабль, заменив девять 28-см орудий шестью 38-см орудиями в двухбашенных башнях. 28-см орудия были сняты и использовались в качестве береговых батарей. Но в 1943 году Гитлер издал приказ о прекращении работ на корабле. 27 марта 1945 года, переведённый в Готенхафен (Гдыня) в оккупированной немцами Польше, он был потоплен как блок-корабль , а в 1951 году разобран на слом.
Дизайн
[ редактировать ]
«Гнейзенау» Водоизмещение составляло 32 100 длинных тонн (32 600 т ) при стандартном водоизмещении и 38 100 длинных тонн (38 700 т) при полной нагрузке . ее составляла 229,8 м (753 фута 11 дюймов) Общая длина , ширина - 30 м (98 футов 5 дюймов) и максимальная осадка 9,9 м (32 фута 6 дюймов). Он был оснащен тремя Germania с редуктором паровыми турбинами , которые развивали в общей сложности 165 930 лошадиных сил (163 660 л.с. , 122 041 кВт ) и обеспечивали максимальную скорость 31,3 узла (58,0 км / ч; 36,0 миль в час) на скоростных испытаниях. Ее стандартный экипаж насчитывал 56 офицеров и 1613 рядовых, хотя во время войны он был увеличен до 60 офицеров и 1780 солдат. Будучи эскадры флагманом , «Гнейзенау» имел на борту еще десять офицеров и 61 рядового. [3]
Он был вооружен главной батареей из девяти орудий калибра 28 см (11,1 дюйма) L/54,5, расположенных в трех трехорудийных башнях : две башни были размещены вперед по суперстрелковой схеме - «Антон» и «Бруно» - и одна кормовая - «Цезарь». Ее вторичное вооружение состояло из двенадцати орудий калибра 15 см (5,9 дюйма) L/55 , восемь из которых размещались в двухорудийных башнях, а остальные четыре - в отдельных башнях. Ее зенитное вооружение состояло из четырнадцати 10,5-см (4,1 дюйма) L/65 и шестнадцати 3,7-см (1,5 дюйма) SK C/30 L/83, а также первоначально десяти C/30 2-см (0,79 дюйма) зенитных орудий . Количество 2-см орудий со временем было увеличено до тридцати восьми. Шесть надводных торпедных аппаратов диаметром 53,3 см (21 дюйм) , снятых с лёгких крейсеров «Нюрнберг» и «Лейпциг» , были установлены в 1942 году. [3]
У «Гнейзенау» был броневой пояс толщиной 350 мм (13,8 дюйма) в центральной части, где он защищал корабельные магазины с боеприпасами и помещения двигательной установки. Корабль имел бронепалубу, толщина которой составляла от 20 до 40 мм (от 0,79 до 1,57 дюйма) на плоской части и увеличивалась до 105 мм (4,1 дюйма) на наклонных вниз сторонах, которые соединялись с нижней частью пояса. Башни главного калибра имели 360 мм (14 дюймов) брони по граням и 200 мм (7,9 дюйма) по бокам. Боевая рубка имела защиту по бортам 350 мм. [3]
История обслуживания
[ редактировать ]«Гнейзенау» был заказан как «Эрзац Гессен» в качестве замены старому «Гнейзенау» до дредноута «Гессен » под контрактным названием «Е». [3] компания Deutsche Werke в Киле , где 6 мая 1935 года была заложена киль. Контракт получила [4] Корабль был спущен на воду 8 декабря 1936 года, после чего достроечные работы. начались [5] Корабль был построен в мае 1938 года и сдан в эксплуатацию на ходовые испытания . 21 мая [6] под командованием капитана цур Зее ( KzS ) Эриха Фёрсте . [7] [6] Испытания выявили опасную тенденцию к перевозке значительных объемов воды в условиях сильного волнения. Это привело к затоплению носовой части и повреждению электрических систем в носовой артиллерийской башне. В результате она вернулась на верфь для обширной модификации носовой части. Оригинальный прямой форштевень был заменен приподнятым «Атлантическим луком». [8] На дымовой трубе был установлен диагональный колпак, чтобы защитить грот-мачту от дыма. [9] Доработки завершились к сентябрю 1939 года, и к этому времени корабль наконец был полностью боеспособен. [8]
«Гнейзенау» покинул Германию для проведения испытаний в Атлантике в июне 1939 года. Поскольку было мирное время, корабль имел в основном учебные боеприпасы и лишь небольшое количество боевых патронов. Она вернулась в Германию, когда в сентябре 1939 года началась война. 4-го числа, на следующий день после объявления войны Великобританией, Гнейзенау подвергся нападению четырнадцати бомбардировщиков «Веллингтон» , но они не сбили ни одного удара. [10] В ноябре KzS Förste сменил KzS Харальд Нетцбандт . [7]
Первая боевая операция корабля под командованием адмирала Германа Бема включала выход вместе с легким крейсером «Кёльн» и девятью эсминцами через проливы Каттегат и Скагеррак к норвежскому побережью 7 октября. Намерение состояло в том, чтобы имитировать прорыв в Атлантику, что оказало бы давление на британцев, чтобы те продолжили конвоирование, а также облегчить давление на тяжелый крейсер «Адмирал Граф Шпее» , который преследовался в Южной Атлантике. Третьей целью было вывести флот метрополии из Скапа-Флоу и заманить его в зону действия Люфтваффе . Немецкие войска были обнаружены британской воздушной разведкой 8 октября на южном побережье Норвегии и быстро вернулись домой, прибыв 10 октября в Киль. Флот метрополии покинул Скапа-Флоу, чтобы перехватить немецкие войска, но ничего не нашел. Всего для атаки на флот метрополии было задействовано 148 немецких самолетов, но они ничего не добились. Британцы начали воздушную атаку с использованием 12 бомбардировщиков «Веллингтон», но они также не смогли поразить ни один из немецких военных кораблей. Флот Метрополии не вернулся в Скапа-Флоу, поэтому, когда U-47 прорвала оборону гавани Скапа-Флоу 14 октября, чтобы атаковать флот метрополии. Она обнаружила только старый линкор HMS Royal Oak, стоявший на якоре. [11] [12]
Вторая боевая операция корабля под командованием адмирала Вильгельма Маршалла началась 21 ноября 1939 года; [10] корабль в компании со своей сестрой «Шарнхорстом» должен был атаковать Северный патруль между Исландией и Фарерскими островами . [13] Целью операции снова было оттянуть британские части и ослабить давление на тяжелый крейсер «Адмирал Граф Шпее» . Патрульная линия из четырех подводных лодок была размещена в Северном море для перехвата любых вылазок Флота Метрополии. [14] [а] Два линкора покинули Вильгельмсхафен в сопровождении легких крейсеров «Кельн» и «Лейпциг» , а также трех эсминцев, которые утром 22 ноября разошлись для действий в Скагерраке. [15] На следующий день немецкая флотилия перехватила вспомогательный крейсер « Равалпинди» . [16] Первым выстрелил «Шарнхорст» последовал Гнейзенау , восемь минут спустя за ним . Корабль быстро превратился в горящие обломки; Маршалл приказал Шарнхорсту подобрать выживших, пока он стоял в Гнейзенау . На место происшествия прибыл крейсер «Ньюкасл» , что побудило Маршалла прекратить спасательные операции и бежать. На основании донесений Равалпинди и Ньюкасла британцы перебросили Флот метрополии с линкорами «Нельсон» и «Родни» из «Клайда» в сторону Норвегии на случай, если немцы намеревались вернуться в Германию, а линейные крейсеры «Худ» и французский «Дюнкерк» ушли из Девонпорта в сторону Исландии, чтобы предотвратить прорыв к Атлантике. Зная об этом переброске через B-Dienst , Маршалл отступил на север и стал ждать плохой погоды, чтобы прорваться через линию патрулирования британских крейсеров и эсминцев между Шетландскими островами и Норвегией. [17] Немцы достигли Вильгельмсхафена 27 ноября, и по пути оба линкора получили значительные повреждения от сильного волнения и ветра. [10]
Вернувшись в Киль, «Гнейзенау» отправился в сухой док для ремонта повреждений, нанесенных ураганом. Во время ремонта носовая часть была модернизирована во второй раз, чтобы добавить дополнительный расширитель и седловатость, чтобы улучшить ее мореходные качества. «Гнейзенау» отправился на испытания в Балтику 15 января 1940 года, после завершения ремонта. Ее обратный путь в Северное море был заблокирован льдом Кильского канала до 4 февраля. [18] С 18 по 20 февраля он участвовал в операции «Нордмарк» — коротком вылазке в Северное море до Шетландских островов . [19]
Учения «Операция Везер»
[ редактировать ]
Гнейзенау был приписан к силам, участвовавшим в операции Weserübung — вторжении в Данию и Норвегию. Она и ее сестра были прикрытием штурмов Нарвика и Тронхейма (флаг-офицер визе-адмирал Гюнтер Лютьенс ). Два корабля покинули Вильгельмсхафен утром 7 апреля вместе с тяжелым крейсером «Адмирал Хиппер» и четырнадцатью эсминцами. Крейсер и эсминцы несли десанты на Нарвик и Тронхейм, а «Гнейзенау» и «Шарнхорст» . их прикрытие обеспечивали [18] Позже в тот же день, около 14:30, три корабля подверглись атаке британских бомбардировщиков, однако бомбардировщики не смогли нанести ни одного удара. [20] Утром 8 апреля эсминец Z11 Bernd von Arnim столкнулся с британским эсминцем Glowworm . Перед потоплением «Светлячок» протаранил «Адмирала Хиппера» , хотя последний не получил серьезных повреждений. Экипажи двух линкоров разошлись на боевые посты, но в кратковременном бою участия не приняли. В 21:00 «Гнейзенау» и «Шарнхорст» заняли позицию к западу от Вестфьорда , чтобы обеспечить дальнее прикрытие обоих высадок в Нарвике и Тронхейме. [18]
В 04:30 9-го числа «Гнейзенау» обнаружил британский линейный крейсер « Слава» с помощью ее радара Seetakt ; Вызов на боевые посты прозвучал и на «Гнейзенау» , и на «Шарнхорсте» , хотя Слава» . первым в 05:05 открыл огонь « [18] Гнейзенау нанес два удара по Славе ; первый не взорвался, а второй взорвался на верхней палубе и повредил радиооборудование. Затем «Гнейзенау» и «Шарнхорст» развернулись, чтобы выйти из боя. [21] Почти одновременно два снаряда « Ренауна » калибра 15 дюймов (38 см) попали в Гнейзенау . Один снаряд попал в директорскую башню и прошел сквозь нее, не взорвавшись; Тем не менее, он перерезал несколько кабелей и убил одного офицера и пятерых рядовых. Второй снаряд вывел из строя кормовую башню. Это побудило «Гнейзенау» прекратить огонь и увеличить скорость, чтобы оторваться от «Славы» . Вице-адмирал Лютьенс опасался, что эсминцы, сопровождающие Славу, могут быть использованы для торпедных атак на его линкоры без сопровождения. [18] В ходе боя Гнейзенау выпустил шестьдесят 28-см и восемь 15-см выстрелов. Во время скоростного побега и «Гнейзенау» , и «Шарнхорст» были затоплены значительным количеством воды в носовой части, что вызвало проблемы в обеих их передних орудийных башнях. [22]
Шарнхорст и Гнейзенау достигли точки к северо-западу от Лофотенских островов, Норвегия, к 12:00 9 апреля. Затем два корабля повернули на запад на 24 часа, пока проводился временный ремонт. После дня движения на запад корабли повернули на юг. Поскольку передача радиосообщений выдала бы британцам положение кораблей, Arado 196 был запущен поплавок 10 апреля в 12:00 "Шарнхорстом" с указанием лететь в направлении Норвегии и сигнализировать там о намерениях Лютьенса. прорваться в Германию в ночь на 11 апреля. Самолет был запущен на большую дальность и едва смог достичь внешних островов на норвежском побережье, где ему удалось отправить свое сообщение. Гидросамолет был отбуксирован в Тронхейм, где он также мог передать адмиралу Хипперу приказ Лютьенса присоединиться к немецким линкорам на обратном пути в Германию. [23] Адмирал Хиппер присоединился к нему утром 12 апреля, но четырем его эсминцам пришлось остаться в Тронхейме из-за нехватки топлива. [24] В тот день патрульный самолет Королевских ВВС (RAF) заметил три корабля, и 82 самолетам бомбардировочного командования RAF и девяти самолетам прибрежного командования RAF было приказано атаковать корабли. Однако немецкие военные корабли были защищены плохой видимостью, и ни один из бомбардировщиков не нашел кораблей, потеряв при этом девять из них от немецких истребителей. [25] [26] [27]
Три корабля благополучно достигли Вильгельмсхафена в 22:00. Там был устранен ущерб, нанесенный во время боя со Славой . он был поставлен в сухой док в Бремерхафене для периодического технического обслуживания. Затем 26–29 апреля [28] Корабль должен был отправиться на Балтику после завершения ремонта. [29] но утром 5 мая, двигаясь со скоростью 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час) у устья Эльбы, Гнейзенау взорвал магнитную мину примерно в 21 м (69 футов) от левой задней части и в 24 м (79 футов). ) ниже корпуса. Взрыв нанес значительные повреждения корпусу и затопил несколько отсеков, в результате чего корабль накренился на полградуса влево. Сильный удар от взрыва повредил многие внутренние и верхние компоненты, в том числе правую турбину низкого давления и задние дальномеры. Ремонт проводился в плавучем сухом доке в Киле с 6 по 21 мая. После этого последовал краткий круиз по Балтике, и к 27-му числу он вернулся в Киль в полной боевой готовности. [28]
Операция Юнона
[ редактировать ]Гнейзенау и Шарнхорст покинули Вильгельмсхафен 4 июня и вернулись в Норвегию. К ним присоединились «Адмирал Хиппер» и четыре эсминца. [28] Целью операции «Юнона» было прервать усилия союзников по пополнению запасов норвежцам и ослабить давление на немецкие войска, сражающиеся в Норвегии. [30] 7 июня эскадра встретилась с танкером «Дитмаршен» для дозаправки «Адмирала Хиппера» и четырех эсминцев. [28] На следующий день они обнаружили и потопили траулер Juniper вместе с нефтяным танкером Oil Pioneer . [31] Затем немцы запустили свои поплавковые самолеты Arado 196 для поиска новых кораблей союзников. Адмирал Хиппер и эсминцы были отправлены уничтожить «Ораму» , пассажирское судно водоизмещением 19 500 тонн (19 800 тонн; 21 800 коротких тонн); Немцы позволили Атлантида « госпитальному кораблю » пройти беспрепятственно. Адмирал Маршалл, вернувшийся из отпуска по болезни, чтобы возглавить вылет, отрядил адмирала Хиппера и четыре эсминца для дозаправки в Тронхейме, а сам направился в район Харстада . [28]

В 17:45 немецкие линкоры заметили британский авианосец «Глориус» и два эсминца сопровождения «Ардент» и «Акаста » примерно на расстоянии 40 000 м (44 000 ярдов). Немецкие корабли повернули в сторону Славного и увеличили скорость с 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час) до 29 узлов (54 км/ч; 33 мили в час), а затем снова повернули на перехват, продолжая увеличивать скорость. «Гнейзенау» открыл огонь по «Ардент» ближайшему эсминцу в 18:28. «Шарнхорст» , головной корабль, через 4 минуты открыл огонь по «Глориусу» с дистанции 26 000 м (28 000 ярдов). «Шарнхорст» добилась попадания своим третьим залпом в 18:38 и вскоре после этого вступила в бой с «Ардентом» из своего дополнительного вооружения, продолжая стрелять по «Глориусу» из основного вооружения. Ардент выпустил первую из нескольких торпед по двум немецким кораблям, что потребовало от Шарнхорста уклонения в 18:45 и еще раз через 10 минут. «Гнейзенау» открыл огонь по «Славному» в 18:46. Из-за проблемы с котлами « Шарнхорста » скорость снизилась до 29 узлов (54 км/ч; 33 мили в час), поэтому Гнейзенау взял на себя управление станцией впереди. [32] К этому моменту «Глориус» горел и сильно кренился на правый борт, но все еще двигался на высокой скорости. [33]
Британские корабли широко использовали дымовые завесы. Хотя немецкие линкоры имели в своем распоряжении радар Seetakt для помощи в наведении огня, отсутствие видимости цели потребовало временного прекращения огня из-за этого дыма. Немцы обнаружили, что с британскими эсминцами обращались умело, что делало их трудными целями. «Ардент» продолжила стрельбу торпедами после получения серьезных повреждений, которые снизили ее скорость. В конце концов она перевернулась в 19:22, когда «Глориус» яростно горел. Затем Акаста направился к немецким кораблям, дымя и выпуская торпеды. Одна торпеда попала в «Шарнхорст» в 19:39, когда он слишком рано вернулся на свой курс после уклонения. «Акаста» получила попадание во время второй торпедной атаки из-за дымовой завесы, получила серьезные повреждения и затонула примерно в 20:08. [33]
Попадание торпеды в «Шарнхорст» нанесло серьезный ущерб. После того, как все три британских корабля были потоплены, Маршалл отвел свои силы в Тронхейм для проведения аварийного ремонта Шарнхорста . Тем временем Маршалл совершил вылазку с «Гнейзенау» , «Адмиралом Хиппером» и четырьмя эсминцами, однако через два дня вернулся в Тронхейм, когда стало ясно, что британские конвои слишком усиленно охраняются. [34]
Адмирал Гюнтер Лютьенс сменил Маршалла на посту командира эскадры на постоянной основе, и 20 июня Лютьенс совершил боевой вылет вместе с «Гнейзенау» , «Адмиралом Хиппером » и четырьмя эсминцами в направлении Исландии. Его намерением было создать впечатление, что он пытается вырваться в Атлантику, чтобы отвлечь внимание Великобритании от «Шарнхорста» , когда он будет возвращаться в Германию. Однако примерно в 40 милях (74 км; 46 миль) к северо-западу от Халтена подводная лодка «Клайд» торпедировала Гнейзенау . Торпеда попала в носовую часть «Гнейзенау» , прямо перед осколочным поясом, и причинила серьезные повреждения. Корабль набрал значительное количество воды в два носовых водонепроницаемых отсека , и он был вынужден вернуться в Тронхейм на пониженной скорости. [35] В Тронхейме ремонтный корабль «Уаскаран» произвел временный ремонт, позволивший «Гнейзенау» вернуться в Киль 25–27 июля в сопровождении «Адмирала Хиппера» , «Нюрнберга» , четырёх эсминцев и шести торпедных катеров. Сильные силы британского флота метрополии попытались перехватить флотилию, но британцам не удалось ее найти. По прибытии «Гнейзенау» отправился в сухой док верфи Ховальдтсверке на пять месяцев для ремонтных работ. [36] В августе командира корабля сменил КзС Отто Фейн , который был капитаном корабля на протяжении большей части своей активной военной карьеры. [7]
Операция Берлин
[ редактировать ]Шарнхорст присоединился к Гнейзенау в рамках подготовки к операции «Берлин» — запланированному прорыву в Атлантический океан, призванному нанести ущерб судоходным путям союзников. [36] Сильные штормы нанесли ущерб «Гнейзенау» , хотя «Шарнхорст» не пострадал. Два корабля были вынуждены зайти в порт во время шторма: «Гнейзенау» отправился в Киль для ремонта, а «Шарнхорст» зашел в Гдыню ( Готенхафен ). Ремонт был быстро завершен, и 22 января 1941 года два корабля снова под командованием адмирала Лютьенса вышли из порта и направились в Северную Атлантику. Они были обнаружены в « Скагерраке» и тяжелых частях Британского флота метрополии, развернутых для прикрытия прохода между Исландией и Фарерскими островами. Немецкий радар обнаружил британцев на большом расстоянии, что позволило Лютьенсу избежать британских патрулей с помощью шквала . К 3 февраля два линкора уклонились от последнего британского крейсерского патруля и ворвались в открытую Атлантику. [37]

6 февраля два корабля дозаправились на танкере «Шлеттштадт» к югу от мыса Прощания . Вскоре после 08:30 8 февраля наблюдатели заметили конвой HX 106 , хотя его сопровождал линкор Ramillies . Приказ Лютьенса запретил ему вступать в бой с крупными кораблями союзников, поэтому атака была отменена. « Шарнхорста » Однако командир , KzS Хоффманн, приблизился к высоте 23 000 м (25 000 ярдов), пытаясь выманить Рамиллиса подальше от конвоя, чтобы Гнейзенау мог атаковать конвой. Лютьенс приказал Хоффману немедленно вернуться на флагманский корабль. Два линкора направились на северо-запад в поисках новых кораблей. 22 февраля пара заметила пустой конвой, шедший на запад, но он рассеялся при появлении линкоров. «Гнейзенау» потопил три корабля, и вместе с четвертым, уничтоженным «Шарнхорстом» , на эту пару пришлось 25 784 брт судоходства союзников. [37]
Затем Лютьенс решил перебраться в новый район, поскольку выжившие члены рассредоточенного конвоя подали сигналы бедствия. Он выбрал маршрут конвоя Кейптаун-Гибралтар и расположился к северо-западу от Кабо-Верде . два корабля столкнулись с другим конвоем в сопровождении линкора «Малайя» 8 марта . Лютьенс снова запретил атаку, хотя и следил за конвоем и приказал подводным лодкам атаковать его. В ночь с 7 на 8 марта пара подводных лодок потопила судно водоизмещением 28 488 брт. Малайя атаковала два линкора и приблизилась на расстояние 24 000 м (26 000 ярдов), что было в пределах досягаемости немецких орудий, но Лютьенс отказался вступать в бой. [38] Вместо этого он повернул в сторону средней Атлантики, где два корабля дозаправились от танкеров «Укермарк» и «Эрмланд» . 12 марта [39]
15 марта два линкора в сопровождении двух танкеров столкнулись с рассредоточенным конвоем в центре Атлантики. «Гнейзенау» захватил три танкера и потопил четвертый, общий грузооборот составил 20 139 брт. На следующий день были замечены отставшие от колонны. «Гнейзенау» потопила семь судов водоизмещением 26 693 брт, а на долю ее сестры пришлось шесть судов водоизмещением 35 088 длинных тонн (35 651 т). [40] Один из уцелевших кораблей сообщил по рации местонахождение немецких линкоров, что вызвало мощные британские линкоры «Родни» и «Кинг Георг V» . «Шарнхорст» и «Гнейзенау» использовали свою высокую скорость, чтобы уйти от шквала, а вмешательство британских линкоров убедило Лютьенса в том, что шансы на дальнейший успех невелики. Поэтому он решил направиться в Брест в оккупированной Франции, куда корабли достигли 22 марта. Затем она вошла в сухой док для периодического обслуживания. [41]
Воздушные атаки в Бресте
[ редактировать ]После прибытия в Брест Гнейзенау неоднократно подвергался налетам британской авиации. Первое нападение произошло в ночь с 30 на 31 марта, второе – 4–5 апреля. Во время этого второго налета 500-фунтовая (227 кг) бронебойная бомба едва не попала в корабль. В результате атак корабль был выведен из сухого дока и переброшен в гавань. [41] 6 апреля Гнейзенау был атакован британскими торпедоносцами, которым удалось нанести единственное попадание. [42] Врезавшийся в корабль « Бристоль Бофорт» пилотировал летный офицер Кеннет Кэмпбелл погибший в результате атаки , за что был награжден Крестом Виктории . [43] Торпеда попала в «Гнейзенау» в районе задней башни ГК. Около 3050 т (3000 длинных тонн) воды затопило корабль и вызвало крен на 2 градуса на правый борт. Наводнение также вывело из строя несколько компонентов двигательной установки корабля. Взрыв вызвал значительные разрушения бортовой обшивки, а также гребных валов правого и среднего борта. Сотрясение мозга также привело к серьезному повреждению электронных компонентов корабля. На помощь в откачке прибыл спасательный буксир. После нападения «Гнейзенау» вернулся в сухой док для ремонта. [44]
Три дня спустя, в ночь с 9 на 10 апреля, несколько британских бомбардировщиков сбросили на корабль около 25 т (25 длинных тонн) 227-килограммовых бронебойных бомб, четыре из которых попали. Все четыре попали в правый борт носовой надстройки. Две бомбы взорвались на главной бронепалубе, а две другие не взорвались. В результате нападения первоначально погибли 72 человека и были ранены 90 человек, из которых 16 позже скончались от полученных травм. Бомбы слегка повредили главную бронепалубу и причинили некоторые структурные повреждения правому борту. Было решено внести изменения в корабль, пока он стоял в сухом доке для ремонта; в их число входила установка четырнадцати дополнительных 2-см зенитных орудий и шести 53,3-см торпедных аппаратов на миделе корабля. Авиационный ангар был переоборудован, а катапульта смонтированная на нем снята. Продолжительность ремонта и модификаций не позволила принять участие в операции «Рейнюбунг» — боевом вылете нового линкора «Бисмарк» в мае 1941 года. Британцы продолжали атаковать корабль в сухом доке, хотя никаких дальнейших повреждений нанесено не было. [45] упала бомба 6 февраля 1942 года недалеко от Гнейзенау , но ущерба не причинила. [46]
Операция Цербер
[ редактировать ]
12 января 1942 года военно-морское командование Германии на совещании с Гитлером приняло решение вернуть «Гнейзенау» , «Шарнхорст» и тяжёлый крейсер «Принц Ойген» Германии . Намерение состояло в том, чтобы направить корабли в Норвегию для перехвата конвоев союзников, направлявшихся в Советский Союз. Так называемый « Канал Рывок » под кодовым названием «Операция Цербер» позволит избежать все более эффективных радаров и патрульных самолетов союзников в Атлантике. вице-адмиралу Отто Сильяксу Командование операцией было поручено . В начале февраля тральщики прочесали Ла-Манш , однако британцам не удалось обнаружить эту активность. [47]
В 23:00 11 февраля «Шарнхорст » , «Гнейзенау» и «Принц Ойген» покинули Брест. Через час они вошли в Ла-Манш; три корабля мчались со скоростью 27 узлов (50 км/ч; 31 миля в час), огибая по пути французское побережье. [47] Британцам не удалось обнаружить их отход, поскольку подводная лодка, которой было поручено наблюдать за портом, отошла для подзарядки батарей. [48] К 06:30 они прошли Шербур , после чего к ним присоединилась флотилия торпедных катеров. [47] Торпедные катера возглавлял капитан Эрих Бей на борту эсминца Z29 . Генерал дер Ягдфлигер (генерал истребительной авиации) Адольф Галланд руководил истребительными и бомбардировочными силами Люфтваффе ( операция Доннеркейль ) во время «Цербера» . [49] Истребители летели на высоте мачты, чтобы избежать обнаружения британской радиолокационной сетью. Офицеры связи присутствовали на всех трёх кораблях. [47] К 13:00 корабли очистили Дуврский пролив , однако через полчаса группа из шести торпедоносцев «Суордфиш» в сопровождении «Спитфайра» атаковала немцев. Британцам не удалось прорвать щит истребителей Люфтваффе, и все шесть «Суордфишей» были уничтожены. [50] [51] В течение следующих двух часов было предпринято еще несколько атак, но заслоны Люфтваффе отразили их все. [52]
В 16:17 пять британских эсминцев атаковали немецкую эскадру. Корабли попытались приблизиться к дальности действия торпед, но сильное волнение на море и пасмурная погода помешали их атаке. «Гнейзенау» и «Принц Ойген» нанесли серьёзные повреждения эсминцу «Вустер» . [53] В 19:55 «Гнейзенау» подорвал магнитную мину у Терсхеллинга . Мина взорвалась прямо перед задней орудийной башней, но причинила лишь незначительные повреждения. Небольшое наводнение было быстро остановлено, хотя удар вывел из строя центральную турбину. Корабль остановился менее чем на 30 минут, прежде чем возобновить рейс; к 03:50 «Гнейзенау» и два эсминца достигли Гельголанда . После того, как к ним присоединился там «Принц Ойген» , корабли отправились в Киль, но толстый лед в канале заставил корабли остановиться в Брунсбюттеле . Маневрируя в порту, «Гнейзенау» столкнулся с затонувшим кораблем. В результате столкновения в корпусе образовалась дыра, что вызвало небольшое затопление. [54] На следующий день «Гнейзенау» достигла Киля, где вошла в плавучий сухой док верфи Deutsche Werke . [46]
Судьба
[ редактировать ]Ремонтные работы на «Гнейзенау» были завершены к 26 февраля 1942 года, и 6 марта он должен был быть отправлен в Норвегию. Несмотря на то, что он все еще находился в сухом доке, ее запасы боеприпасов были пополнены, и перед отъездом она была готова к коротким испытаниям. Однако в ночь с 26 на 27 февраля британцы нанесли на корабль сильный воздушный налет. [55] корабля попала единственная бомба В бак , которая пробила бронепалубу и взорвалась. [56] Раскаленные осколки бомбы воспламенили метательные заряды в носовой башне и вызвали мощный взрыв. Башню сбросило с крепления, а вся носовая часть сгорела. [46] Экипаж частично затопил магазин, чтобы предотвратить более катастрофический взрыв. В результате взрыва погибли 112 человек и был ранен 21 человек. [57]
Обширный ущерб убедил штаб ВМФ перестроить Гнейзенау для установки шести первоначально запланированных 38-см орудий, а не ремонтировать корабль. Поврежденная носовая часть была удалена, чтобы прикрепить удлиненную носовую часть, которая исправила бы уменьшение надводного борта , которое могло быть вызвано более тяжелыми 38-сантиметровыми орудиями. [58] 4 апреля корабль отправился в Готенхафен в сопровождении учебного корабля «Шлезиен» и ледокола « Кастор» . [46] Официально она была выведена из эксплуатации 1 июля. [56] Ее экипаж получил зарплату и был переведен в подразделение подводных лодок . [59]
К началу 1943 года корабль был достаточно отремонтирован, чтобы начать процесс переоборудования, но Гитлер, возмущенный неудачей немецких надводных рейдеров в битве в Баренцевом море в декабре 1942 года, приказал прекратить все работы. [60] «Гнейзенау» была разоружена, а ее 28-см и 15-см орудийные башни использовались в береговых батареях. [56] Турель Caesar была установлена в форте Аустротт недалеко от Тронхейма в качестве береговой батареи Orlandet . [6]
Гнейзенау оставался неиспользованным в Готенхафене до конца войны. Когда Красная Армия продвигалась к городу, оставшаяся команда вывела корабль ко входу в гавань и 27 марта 1945 года потопила его как блок- корабль . В 1947 году польское правительство приказало вывести корабль и начать первоначальные спасательные операции. началось. [60] [6] Корабль был опечатан и снят с мели 12 сентября 1951 года, а затем полностью списан. [46] хотя считается, что часть ее стали использовалась при строительстве польских торговых судов. [61] Это был самый большой корабль, построенный в то время. Норвегия предложила вернуть башню из Тронхейма в 1979 году, но предложение было отклонено. [6] Вместо этого орудийная башня была сохранена как музей в Норвегии. [56]
Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Шмаленбах , с. 221.
- ^ Гарцке и Дулин , с. 178.
- ^ Jump up to: а б с д Гренер , с. 31.
- ^ Кэмпбелл , с. 43.
- ^ Уильямсон , стр. 14–15.
- ^ Jump up to: а б с д и Гренер , с. 32.
- ^ Jump up to: а б с Уильямсон , с. 19.
- ^ Jump up to: а б Уильямсон , с. 15.
- ^ Брейер , с. 15.
- ^ Jump up to: а б с Гарцке и Дулин , с. 134.
- ^ Ровер , с. 6.
- ^ Потоки , стр. 33–34.
- ^ Беккер , с. 34.
- ^ Jump up to: а б Блэр , с. 116.
- ^ Jump up to: а б Ровер , с. 9.
- ^ Уильямсон , стр. 8–9.
- ^ Потоки , стр. 39–45.
- ^ Jump up to: а б с д и Гарцке и Дулин , с. 135.
- ^ Ровер , с. 15.
- ^ Уильямсон , с. 9.
- ^ Констам , с. 39.
- ^ Гарцке и Дулин , с. 136.
- ^ Бредемайер , стр. 58–60.
- ^ Бреннеке , стр. 85–91.
- ^ Бредемайер , стр. 61–62.
- ^ Ровер , с. 19.
- ^ Миддлбрук и Эверитт , с. 33.
- ^ Jump up to: а б с д и Гарцке и Дулин , с. 137.
- ^ Уильямсон , с. 16.
- ^ Уильямсон , с. 10.
- ^ Ровер , с. 26.
- ^ Хауленд .
- ^ Jump up to: а б Куп и Шмолке , стр. 103–110.
- ^ Гарцке и Дулин , стр. 137–138.
- ^ Гарцке и Дулин , стр. 138–139.
- ^ Jump up to: а б Гарцке и Дулин , с. 139.
- ^ Jump up to: а б Гарцке и Дулин , с. 140.
- ^ Гарцке и Дулин , стр. 140–142.
- ^ Гарцке и Дулин , с. 142.
- ^ Гарцке и Дулин , стр. 142–143.
- ^ Jump up to: а б Гарцке и Дулин , с. 143.
- ^ Брейер , с. 30.
- ^ Эшворт , с. 33.
- ^ Гарцке и Дулин , стр. 143–144.
- ^ Гарцке и Дулин , стр. 144–145.
- ^ Jump up to: а б с д и Брейер , с. 34.
- ^ Jump up to: а б с д Гарцке и Дулин , с. 146.
- ^ Уильямсон , стр. 11–12.
- ^ Хутон , стр. 114–115.
- ^ Хутон , с. 114.
- ^ Уил , с. 17.
- ^ Гарцке и Дулин , с. 147.
- ^ Гарцке и Дулин , стр. 147–148.
- ^ Гарцке и Дулин , стр. 148–149.
- ^ Гарцке и Дулин , стр. 149–150.
- ^ Jump up to: а б с д Уильямсон , с. 18.
- ^ Гарцке и Дулин , с. 150.
- ^ Гарцке и Дулин , стр. 150–151.
- ^ Гарретт , с. 120, 122.
- ^ Jump up to: а б Гарцке и Дулин , с. 153.
- ^ Гарретт , с. 121.
Ссылки
[ редактировать ]- Эшворт, Крис (1992). Береговое командование Королевских ВВС: 1936–1969 гг . Лондон: ISBN Патрика Стивенса Лтд. 1-85260-345-3 .
- Беккер, Кайус (1971). Чертово море (на немецком языке). Ольденбург: Герхард Столлинг Верлаг. ISBN 3-548-03057-2 .
- Блэр, Клэй (1998). Гитлеровская подводная война: Охотники 1939–1942 гг . Том. 1. Касселл. ISBN 0-304-35260-8 .
- Бредемайер, Генрих (1997). Линкор Шарнхорст (на немецком языке) (5-е изд.). Гамбург: Келер. ISBN 3-7822-0592-8 .
- Бреннеке, Йохен (2003). Северный Ледовитый океан, Атлантика, Балтийское море. Задачи тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер» (на немецком языке). Мюнхен: Павильон. ISBN 3-453-87084-0 .
- Брейер, Зигфрид (1990). Немецкий линкор «Гнейзенау» . Западный Честер: Издательство Schiffer Publishing. ISBN 978-0-88740-290-6 .
- Кэмпбелл, Джон (1987). «Германия 1906–1922». В Стертоне, Ян (ред.). Конвея «Все линкоры мира: с 1906 года по настоящее время» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 28–49. ISBN 978-0-85177-448-0 .
- Гарцке, Уильям Х.; Дулин, Роберт О. (1985). Линкоры: линкоры стран Оси и нейтральных стран во Второй мировой войне . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-101-0 .
- Гаррет, Ричард (1978). Шарнхорст и Гнейзенау: Неуловимые сестры . Лондон: Книги Гиппокрена. ISBN 0-7153-7628-4 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Хутон, скорая помощь (1997). Орел в огне: Падение Люфтваффе . Лондон: Брокгемптон. ISBN 978-1-86019-995-0 .
- Хауленд, Вернон В., капитан RCN (1994). «Потеря HMS Glorious: анализ действий» . Военный корабль Интернешнл . XXXI (1). Толедо: Международная организация военно-морских исследований: 47–62. Архивировано из оригинала 20 ноября 2007 года . Проверено 25 января 2011 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Констам, Ангус (2003). Британские линейные крейсеры: 1939–1945 гг . Оксфорд: Книги Оспри. ISBN 978-1-84176-633-1 .
- Куп, Герхард; Шмолке, Клаус-Петер (1991). Линкоры типа Шарнхорст . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-192-2 .
- Миддлбрук, Мартин; Эверитт, Крис (1996). Боевые дневники бомбардировочного командования. Оперативный справочник 1939-1945 годов . Мидленд Паблишинг Лимитед. ISBN 1-85780-033-8 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института США. ISBN 978-1-59114-119-8 .
- Шмаленбах, Пол (1973). «Немецкие линейные крейсеры Шарнхорст и Гнейзенау». Профиль военного корабля 33 . Виндзор: Профильные пабы. стр. 201–224. OCLC 20229353 .
- Уил, Джон (1996). Focke-Wulf Fw 190 Асы Западного фронта . Оксфорд: Книги Оспри. ISBN 978-1-85532-595-1 .
- Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие линкоры 1939–45 . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84176-498-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Гнейзенау, на Викискладе?
- «Линкор на ходу» . youtube.com . 8 марта 2019 г.