Японская подводная лодка И-8
I-8 входит в залив Кагосима на побережье Японии 12 сентября 1939 года.
| |
История | |
---|---|
Японская империя | |
Имя | И-8 |
Строитель | Кавасаки , Кобе , Япония |
Заложен | 11 октября 1934 г. |
Запущен | 20 июля 1936 г. |
Завершенный | 5 декабря 1938 г. |
Судьба | Потоплен 31 марта 1945 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Junsen класса J3 Type Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 358,5 футов 6 дюймов (109,42 м) |
Луч | 29 футов 8 дюймов (9,04 м) |
Черновик | 17 футов 3 дюйма (5,26 м) |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон | 14 000 миль (26 000 км) при скорости 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час) |
Глубина испытания | 100 м (330 футов) |
Дополнить | 100 офицеров и солдат |
Вооружение |
|
Самолет перевезен | 1 × гидросамолет Yokosuka E14Y (снят в 1944 г.) |
Авиационные объекты |
|
I-8 — Императорского флота Японии типа Junsen III (или J3), подводная лодка введенная в эксплуатацию в 1938 году и служившая во время Второй мировой войны . Разработанные как подводные авианосцы , И-8 и ее однотипный корабль И-7 были крупнейшими японскими подводными лодками, построенными до начала войны на Тихом океане в 1941 году. С бортовыми гидросамолетами участвовали в операциях , И-8 связанных с атакой. на Перл-Харборе , патрулировал западное побережье США , принимал участие в кампании на Гуадалканале и в кампании на Окинаве .
В 1943 году I-8 завершила миссию по обмену технологиями, совершив рейс в оккупированную немцами Францию и обратно в Японию , став единственной подводной лодкой, совершившей рейс туда и обратно между Японией и Европой во время Второй мировой войны. Под новым командиром в 1944 году ее экипаж совершил военные преступления во время антикорабельных операций в Индийском океане . Она затонула в 1945 году.
Строительство и ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]Построенная компанией «Кавасаки» в Кобе , Япония , по конструкции, основанной на конструкции подводных лодок типа «Кайдай» (КД) , И-8 была заложена 11 октября 1934 года. [ 2 ] [ 3 ] Спущена на воду 20 июля 1936 года. [ 2 ] [ 3 ] и был завершен и введен в эксплуатацию 5 декабря 1938 года. [ 2 ] [ 3 ]
История обслуживания
[ редактировать ]До Второй мировой войны
[ редактировать ]В день вступления в строй I-8 была придана военно-морскому округу Йокосука . [ 2 ] [ 3 ] 15 декабря 1938 года он стал флагманом подводных лодок эскадрильи 2-й 2-го флота , входящего в состав Объединенного флота . [ 2 ] 15 ноября 1939 года он стал флагманом 3-й эскадрильи подводных лодок 2-го флота. [ 2 ] 11 октября 1940 года он был одним из 98 кораблей Императорского флота Японии, собравшихся вместе с более чем 500 самолетами на японском побережье в заливе Иокогама на смотр Императорского флота — крупнейший смотр флота в истории Японии — в честь 2600-летия. во время интронизации императора Дзимму Японии , легендарного первого императора . [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ]
15 ноября 1940 года 3-я эскадрилья подводных лодок была переведена в состав 6-го флота Объединенного флота. [ 2 ] В какой-то момент тендер подводных лодок «Тайгей» сменил И-8 в качестве флагмана эскадры, поскольку 1 октября 1941 года контр-адмирал Сигэёси Мива , командир 3-й эскадрильи подводных лодок, перенес свой флаг с «Тайгея» на И-8 , сделав ее снова флагманом эскадры. . [ 3 ] Впоследствии она проводила боевую подготовку вместе с другими подводными лодками эскадры у Кюсю . [ 3 ]
К 10 ноября 1941 года И-8 был передан в состав Передового экспедиционного корпуса 6-го флота. [ 3 ] В этот день командующий 6-м флотом вице-адмирал Мицуми Симидзу провел совещание с командирами подводных лодок 3-й эскадры подводных лодок на борту своего флагманского корабля — легкого крейсера «Катори» , стоявшего на якоре в заливе Саэки на побережье острова Кюсю, и его Начальник штаба проинформировал их о планах операции Z — предстоящего внезапного нападения на Перл-Харбор на Гавайях . [ 3 ] Нападение положило бы начало Тихоокеанской кампании и привело бы Японию и Соединенные Штаты ко Второй мировой войне . [ 3 ]
Когда японские вооруженные силы начали развертываться для первого японского наступления войны, I-8 с погруженным на борт Ватанабэ E9W 1 ( союзное обозначение «Slim») гидросамолетом вылетел из залива Саэки 11 ноября 1941 года, направляясь к атоллу Кваджалейн , который она достигнут 20 ноября 1941 г. [ 2 ] [ 3 ] Назначенный для поддержки операции Z, I-8 стартовал из Кваджалейна 24 ноября 1941 года и взял курс на Гавайские острова . [ 2 ] [ 3 ] Находясь в пути, она получила сообщение «Поднимитесь на гору Ниитака 1208» ( по-японски : Niitakayama nobore 1208 ) от Объединенного флота 2 декабря 1941 года , в котором указывалось, что война с союзниками начнется 8 декабря 1941 года по японскому времени , что было в 1941 году. 7 декабря 1941 года по другую сторону международной линии перемены дат , Гавайи . [ 3 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Первый военный патруль: Перл-Харбор
[ редактировать ]К 7 декабря 1941 года, в день нападения на Перл-Харбор, I-8 патрулировал север Оаху с приказом атаковать любые корабли, которые попытаются выйти из Перл-Харбора. [ 3 ] Она вернулась в Кваджалейн 24 декабря 1941 года. [ 2 ]
Второй военный патруль
[ редактировать ]I-8 снова отправился в путь из Кваджалейна 12 января 1942 года, направляясь в зону патрулирования у западного побережья США . [ 2 ] [ 3 ] Рано утром 3 февраля 1942 года она прибыла из Сан-Франциско , штат Калифорния , и отметила, что в городе, похоже, не было отключено электричество . [ 3 ] Ближе к вечеру того же дня она заметила, мимо нее на большой скорости проезжал конвой как из семи транспортов и трех эсминцев , но не смогла предпринять попытку атаки. [ 3 ] Она планировала использовать свой гидросамолет для разведывательного полета над заливом Сан-Франциско , но плохая погода вынудила ее отменить эти планы. [ 3 ] Впоследствии она двинулась на север вдоль западного побережья США до Сиэтла , штат Вашингтон , но не нашла возможности атаковать корабли союзников . [ 3 ] Она прекратила патрулирование 9 февраля 1942 года и направилась в Куре , Япония, куда прибыла 2 марта 1942 года. [ 2 ] [ 3 ]
Март – сентябрь 1942 г.
[ редактировать ]После прибытия в Куре И-8 приступил к ремонту и капитальному ремонту. [ 3 ] После завершения работ она покинула Йокосуку , Япония, 15 апреля 1942 года вместе с остальной частью 3-й эскадрильи подводных лодок, направляясь в Кваджалейн и служа флагманом эскадрильи, на борт которой прибыл контр-адмирал Мива. [ 2 ] [ 3 ] Во время путешествия эскадрилья 18 апреля 1942 года получила приказ искать ВМС США, оперативную группу которая, как сообщалось, действовала в 700 морских милях (1300 км; 810 миль) к востоку от Токио , но не вступила в контакт с оперативной группой. [ 3 ] В тот же день 16 ВВС США, B-25 Mitchell бомбардировщиков запущенных с авианосца USS Hornet (CV-8) — одного из двух авианосцев оперативной группы наряду с USS Enterprise (CV-6) , — нанесли удары по целям на Хонсю в рейде Дулитла . [ 3 ]
Эскадра возобновила плавание, но контр-адмирал Мива серьезно заболел. [ 3 ] В то время как другие подводные лодки эскадры продолжали путь к Кваджалейну, I-8 повернул обратно к Йокосуке, чтобы тот обратился за медицинской помощью. [ 3 ] После того, как он прибыл в Йокосуку, контр-адмирал Чимаки Коно поднялся на борт I-8 и сменил Миву на посту командира эскадрильи, а I-8 вернулся в море 26 апреля 1942 года и снова взял курс на Кваджалейн. [ 2 ] [ 3 ] Она находилась у побережья Рой-Намур на атолле Кваджалейн 6 мая 1942 года, когда после 05:44 два Mitsubishi G4M 1 Императорского флота Японии (союзное обозначение «Бетти») бомбардировщика приняли ее за подводную лодку союзников и атаковали ее, сбросив восемь 60-килограммовых ( повреждения 132-фунтовые) бомбы и нанесли И-8 , не позволившие ей погрузиться. [ 2 ] [ 3 ] После захода в Кваджалейн с 7 по 8 мая 1942 года она вернулась в Японию и 16 мая 1942 года прибыла в Куре для ремонта. [ 2 ] [ 3 ] Из-за инцидента Императорский флот Японии впоследствии нарисовал на своих подводных лодках, обычно на кормовой палубе, двойные белые полосы в качестве средства распознавания. [ 3 ]
В день прибытия в Куре И-8 была переведена в 5-ю эскадрилью подводных лодок. [ 2 ] [ 3 ] Пока И-8 находился в Японии, 14 июля 1942 года 5-я эскадра подводных лодок была расформирована, а И-8 был переведен на службу в качестве флагмана флота Юго-Западного округа в составе подводных лодок 30-й дивизии подводных лодок — И-162 , И-165 , и I-166 . [ 3 ] И-8 столкнулся со вспомогательным крейсером «Бангкок Мару» в заливе Саэки у берегов Кюсю 27 августа 1942 года и получил незначительные повреждения. [ 3 ]
Кампания на Гуадалканале
[ редактировать ]Кампания на Гуадалканале началась с морской пехоты США высадки на Гуадалканале на юго-востоке Соломоновых островов 7 августа 1942 года. [ 3 ] Приписан непосредственно к 6-му флоту 20 августа 1942 г. [ 2 ] I-8 вылетел из Саэки, Япония, 15 сентября 1942 года для поддержки японских войск в кампании. [ 3 ] Она прибыла на атолл Трук вместе с подводными лодками 3-й эскадры подводных лодок — И-168 , И-169 , И-171 , И-172 , И-174 и И-175 — 18 сентября 1942 года. [ 3 ] Она покинула Трук позже, в сентябре 1942 года, и провела военное патрулирование на юго-востоке Соломоновых островов к юго-востоку от Сан-Кристобаля , которое она завершила прибытием на японскую стоянку на Шортлендских островах 2 октября 1942 года. [ 2 ] Он вернулся в путь 5 октября для военного патрулирования в районе Незаменимых рифов к югу от острова Реннелл и вернулся на якорную стоянку Шортлендс 24 октября 1942 года. [ 2 ]
Позже в октябре И-8 снова вышел в море для очередного патрулирования. [ 2 ] во время которого ее гидросамолет Watanabe E9W1 (сообщаемое союзниками название «Slim») провел рекогносцировку гаваней Порт-Вила и Гаванны на острове Эфате на Новых Гебридских островах 2 ноября 1942 года. [ 2 ] [ 3 ] Вернувшись на якорную стоянку в Шортлендсе в ноябре 1942 года, он погрузил 21 тонну припасов для японских войск на Гуадалканале. [ 2 ] Он покинул Шортленды 4 декабря 1942 года, направляясь на Гуадалканал, и после доставки припасов вернулся на Шортленды 8 декабря 1942 года. [ 2 ]
В декабре 1942 года И-8 перебралась в Трук. [ 2 ] откуда она отправилась в путь 14 января 1943 года для военного патрулирования у острова Кантон на островах Феникс , а также у островов Самоа и Фиджи . [ 2 ] Во время патрулирования она дважды обстреляла остров Кантон из своих 140-миллиметровых (5,5 дюйма) палубных орудий , выпустив по острову 41 выстрел 23 января 1943 года. [ 2 ] [ 3 ] и еще 45 выстрелов 1 февраля 1943 г. [ 2 ]
Пока I-8 находился в патрулировании, кампания на Гуадалканале завершилась эвакуацией японских войск с острова в ходе операции «Ке» , завершившейся 8 февраля 1943 года. I-8 завершила свое патрулирование прибытием в Трук 10 марта 1943 года. [ 2 ] Затем она вернулась на капитальный ремонт в Куре, куда прибыла 21 марта 1943 года. [ 2 ] [ 3 ]
Еще одна миссия
[ редактировать ]Путешествие во Францию
[ редактировать ]Тройственный пакт между державами оси предусматривал обмен стратегическими материалами и промышленными товарами между Германией , Италией и Японией. Сначала грузовые корабли совершали рейсы между Японией и Европой для обмена материалами, но когда это стало непрактичным, их начали осуществлять подводные лодки. Японский компонент этих подводных усилий был известен как Янаги миссии ( 柳作戦 , Yanagi sakusen ) или, более формально, миссии подводных лодок в Германию ( 遣独潜水艦作戦 , Kendoku sensuikan sakusen ) . Первой подводной лодкой, предпринявшей попытку миссии Янаги, была I-30 , которая совершила путешествие из Японии в оккупированную немцами Францию и обратно в Сингапур в период с апреля по октябрь 1942 года, но подорвалась на британской мине и затонула, прежде чем смогла вернуться в Японию.
Пока И-8 находилась в Японии, ее прямое назначение на 6-й флот закончилось 1 апреля 1943 года, когда ее направили в 14-ю дивизию подводных лодок 8-й эскадрильи подводных лодок 6-го флота. [ 2 ] После завершения капитального ремонта I-8 была выбрана для второй миссии Янаги . Под командованием капитана Синдзи Утино I-8 проводила учения по дозаправке в Иёнада во Внутреннем море Сето с подводной лодкой I-10 . с 17 по 19 мая 1943 года [ 6 ] Приписан непосредственно к 8-й эскадрилье подводных лодок 25 мая 1943 года. [ 2 ] она покинула Куре 1 июня 1943 года. [ 2 ] [ 3 ] в сопровождении И-10 и тендера подводных лодок Хиэ Мару . [ 3 ] [ 6 ] В ее груз входили две кислородные торпеды Type 95 , торпедные аппараты , чертежи автоматической системы триммирования и новый гидросамолет-разведчик Yokosuka E14Y (союзное обозначение «Глен»). дополнительный экипаж из 48 человек под командованием лейтенанта-коммандера Садатоши Нориты, который должен был укомплектовать немецкую подводную лодку типа IXC/40 U -1224 и вернуть ее в Японию для обратного проектирования В подводную лодку также был помещен . и командир -конструктор Нисихара также совершил путешествие, чтобы изучить двигатели немецких торпедных катеров . [ 3 ] Экипаж Нориты и Нисихара довели количество людей на борту I-8 за рейс до 160 человек, создав очень стесненные условия, усугубляемые количеством груза на борту. [ 3 ] Большая часть людей «Нориты» разместилась в носовом торпедном отсеке, и, чтобы освободить для них место, I-8 несла только шесть торпед, загруженных в ее торпедные аппараты во время плавания. [ 3 ]
Три судна остановились в заливе Саэки , а затем 2 июня 1943 года вернулись в путь и направились на юг. [ 6 ] С 10 по 22 июня I-8 заходила в Сингапур . [ 2 ] [ 3 ] где она взяла на вооружение хинин , олово и сырой каучук . [ 3 ] Она прибыла на Пенанг в оккупированной японцами Британской Малайе 23 июня 1943 года. [ 2 ] [ 3 ] С грузом, который также включал вольфрам и, вероятно, медицинский опиум . [ 3 ] она покинула Пенанг 27 июня. [ 2 ] [ 3 ] в компании с И-10 и направился через Индийский океан , дозаправившись с И-10 на 04 ° 53'ю.ш., 087 ° 20' в.д. / 4,883 ° ю.ш., 87,333 ° в.д. 1 июля и снова в 22 ° 25'ю.ш., 076 ° 15' в.д. / 22,417 ° ю.ш., 76,250 ° в.д. 6 июля 1943 г., прежде чем оторваться от I-10 и продолжить движение в одиночку. [ 3 ] [ 6 ] 21 июля 1943 года I-8 вошел в Атлантический океан в 300 морских милях (560 км; 350 миль) к югу от мыса Доброй Надежды на южной оконечности Африки . [ 3 ] В течение следующих десяти дней он столкнулся с жестокими штормами, которые повредили ее верхнюю палубу и авиационный ангар , и ему редко удавалось развивать скорость более 5 узлов (9,3 км/ч; 5,8 миль в час). [ 3 ] За это время она получила свое первое радиосообщение от немецкой Кригсмарине , в котором содержалось предупреждение о воздушном патрулировании и радиолокационных средствах союзников. [ 3 ]
I-8 пересек экватор , направляясь на север. 2 августа 1943 года [ 3 ] 20 августа она встретилась с немецкой подводной лодкой U-161 под командованием корветтенкапитана Альбрехта Ахилла в Атлантическом океане к югу от Азорских островов , а оберлейтенант цур Зее и два старшины были переведены с U-161 на I-8 на установить радар-детектор — либо FuMB 1 Metox 600A [ нужна ссылка ] или FuMB 9 Wanze , [ 3 ] по разным данным — на ее мосту , [ 3 ] что сделало И-8 первой японской подводной лодкой с радар-детектором. [ 3 ] I-8 Экипаж подарил U-161 четырехгаллонный бак с кофе , и две подводные лодки разошлись, а три немца остались на борту I-8, чтобы проводить ее в порт в оккупированной немцами Франции . [ 3 ] U-161 была потоплена с потерей всех 53 человек на борту 27 сентября 1943 года, что сделало их единственными выжившими из U-161 . последнего патруля [ 3 ]
Немцы присвоили И-8 кодовое имя Flieder (« Сирень »). [ 3 ] После того, как он вошел в Бискайский залив 29 августа 1943 года, Люфтваффе направило Юнкерс Ju 88. самолет [ 3 ] Кампфгешвадер 40 [ нужна ссылка ] для обеспечения прикрытия с воздуха. Несколько эсминцев Кригсмарине также сопровождали его на подходе к Бресту , Франция. [ 3 ] После того, как немецкие торпедные катера Т22 , Т24 и Т25 прошли безопасный канал через защитное поле мин магнитного воздействия, защищавших гавань, [ 3 ] И-8 благополучно прибыл в Брест 31 августа 1943 года. [ 2 ] [ 3 ] немецкий буксир помогал ей пришвартоваться в одном из загонов для подводных лодок , пока играл немецкий военный оркестр . [ 3 ]
В Европе
[ редактировать ]Немецкая делегация во главе с командующим ( Кригсмарине Marineoberkommando der West «Главное военно-морское командование Запада») адмиралом Теодором Кранке тепло приветствовала экипаж И-8 , вышедший на палубу в парадной синей форме для по этому случаю и вручил им немецкие военные награды. [ 3 ] В течение следующего месяца немцы устраивали вечеринки для японцев и организовывали для них визиты в Париж и Берлин . [ нужна ссылка ] Немцы также приняли японцев в роскошном развлекательном комплексе в Шато де Треварес с видом на Шатонеф де Фау . [ 3 ] Немецкие информационные агентства особо отметили визит I-8 , заявив, что «теперь в Атлантике действуют даже японские подводные лодки». [ нужна ссылка ] В порту И-8 был оснащен радаром . [ 7 ]
В обратный рейс И-8 погрузил груз, включавший немецкое оборудование, в том числе пулеметы , бомбовые прицелы для горизонтальных бомбардировщиков и пикирующих бомбардировщиков , счетверенные 20-мм зенитные пушки , зенитные прицелы , 20 -мм Daimler-Benz MB 501 . цилиндрический дизельный торпедного катера двигатель для немецких S-лодок (известных союзникам как « E-лодки »), морские хронометры , радары, гидроакустическое оборудование, электрические торпеды и драгоценные металлы , [ 3 ] [ 7 ] а также пенициллин . [ нужна ссылка ] В качестве пассажиров она погрузила на борт контр-адмирала Тадао Ёкои Японии , военно-морского атташе в Берлине с 1940 года; капитан Сукеёси Хосоя , военно-морской атташе Японии во Франции с декабря 1939 года; три немецких морских офицера; по радарам и гидрофонам четыре немецких специалиста ; и четверо немецких гражданских лиц. [ 3 ] [ 7 ]
Вернуться в Японию
[ редактировать ]И-8 вылетел из Бреста 5 октября 1943 г. [ 2 ] [ 3 ] при сильном эскорте судов Кригсмарине . [ 3 ] Пересекнув экватор в южном направлении, она отправила на Кригсмарине второй отчет о местоположении своего путешествия . [ 3 ] союзников Радиоразведка обнаружила ее передачу и использовала высокочастотную пеленгацию для определения ее местоположения. [ 3 ] На следующий день на нее напал противолодочный самолет союзников, но она скрылась, совершив аварийное погружение . [ 3 ]
I-8 столкнулась с еще одним штормом, проходя через « Ревущие сороковые », который задержал ее и повредил мост. [ 3 ] К ноябрю 1943 года она достигла Индийского океана, где прикрепила национальный опознавательный знак хиномару к своей боевой рубке в тот момент, когда ее пролетал японский самолет, возможно, избежав ошибочной атаки самолета. [ 3 ] Из-за критически низкого уровня топлива он попытался связаться с японской базой на Пенанге и другими японскими подводными лодками за помощью, но безуспешно. [ 3 ] Тем не менее 2 декабря 1943 года она благополучно прибыла на Пенанг. [ 2 ] [ 3 ] Покидая Пенанг 4 декабря 1943 г. [ 2 ] она достигла Сингапура 5 декабря. [ 2 ] [ 3 ] и Куре 21 декабря 1943 г. [ 2 ] [ 3 ] после рейса туда и обратно протяженностью 30 000 морских миль (56 000 км; 35 000 миль). [ 3 ] Впоследствии она переехала на верфь Тамано в префектуре Окаяма для ремонта. [ 3 ]
Одна из семи подводных лодок и одна из пяти японских подводных лодок, предпринявших попытку плавания между Японией и Европой во время Второй мировой войны, I-8 удостоилась чести стать единственной подводной лодкой, совершившей рейс туда и обратно между Японией и Европой во время войны. . [ 3 ] В дополнение к I-30 , затопленному во время единственной миссии Янаги до рейса I-8 , три подводные лодки, которые пытались выполнить миссии Янаги после I-8 — I-34 , потопленные Королевского флота подводной лодкой HMS Taurus 13 ноября 1943 года. ; И-52 , потоплен авиацией ВМС США 24 июня 1944 года; и I-29 , потопленный подводной лодкой ВМС США USS Sawfish (SS-276) 26 июля 1944 года — все они погибли во время плавания. Из двух немецких подводных лодок, которые пытались совершить путешествие из Европы в Японию, аналогично японским миссиям Янаги , U-511 511 совершила путешествие только в один конец. совершила путешествие только в один конец и была продана Императорскому флоту Японии после прибытия в Японию в сентябре 1943 года, а U- 180 был затоплен всего на третий день плавания в августе 1944 года.
Военные преступления при Ариизуми
[ редактировать ]Пока И-8 находилась в Японии, она получила новый экипаж, и командир Тацуносукэ Ариизуми . 15 января 1944 года ее новым командиром стал [ 3 ] Впоследствии I-8 прославился военными преступлениями во время военного патрулирования, которое она проводила под его командованием, из-за обращения его и его команды с военнопленными союзников . [ 8 ]
Первый военный патруль Ариизуми: SS Tjisalak
[ редактировать ]I-8 вылетел из Куре 21 февраля 1944 года и направился на Пенанг. [ 2 ] [ 3 ] которого она достигла 10 марта 1944 года. [ 2 ] Она отправилась в путь из Пенанга 15 числа. [ 3 ] или 19 [ 2 ] Март 1944 года (источники не согласны) для военного патрулирования в Индийском океане у Мальдивских островов . [ 2 ] [ 3 ]
26 марта 1944 года I-8 атаковал голландское водоизмещением 5787 регистровых тонн вооруженное пассажирско-грузовое судно SS Tjisalak . [ 2 ] [ 3 ] [ 8 ] [ 9 ] который вылетел из Мельбурна , Австралия , 7 марта 1944 года в Коломбо , Цейлон , с грузом в 6640 тонн муки в мешках. [ 10 ] По данным одного источника, на борту находились 101 мужчина и одна женщина — 27 пассажиров, 10 артиллеристов и экипаж из 65 человек. [ 11 ] хотя источники также утверждают, что 97, [ 8 ] 101, [ 10 ] или 103 [ 3 ] на борту находились люди. Экипаж « Тджисалака » заметил приближающиеся торпеды в 05:45, и он только что начал разворот уклонения. [ 9 ] когда в нее попали две торпеды, остановили ее двигатель, пробили топливные баки, вывели из строя электроосвещение, взорвали люк ее трюма №3 и разрушили лебедки и вышки вокруг него, сбили ее главную и запасную антенны , [ 12 ] и заклинивает руль направления сильно влево , заставляя ее ходить кругами. [ 13 ] Ее экипаж спустил на воду три спасательные шлюпки, а наводчик одной из ее 20-миллиметровых автоматических пушек Oerlikon сдвоенным перископам открыл огонь по I-8 , который всплывал на поверхность в 1000 ярдах (910 м) от I левого квартала Тисалака, отмечая -8. позицию для Чисалака , затем прекратил огонь и прыгнул за борт. 4-дюймовой (102-мм) пушки [ 13 ] 4-дюймовая (102-мм) пушка открыла огонь по И-8 в 05:48, выпустив три снаряда, которые упали близко к борту И-8 , что побудило И-8 снова погрузиться под воду. [ 14 ] Когда I-8 снова начал всплывать, орудие произвело по ней еще четыре выстрела и заставило ее снова погрузиться под воду, прежде чем Tjisalak , все еще двигавшийся и круживший влево, повернул так далеко, что орудие больше не могло целиться в I-8 . [ 14 ] Орудие прекратило огонь в 06:00. [ 14 ] и его экипаж покинул корабль незадолго до того, как Цижалак перевернулся на концы балок и затонул кормой в 500 морских милях (930 км; 580 миль) к югу от Коломбо в 02 ° 30'ю.ш., 078 ° 40' в.д. / 2,500 ° ю.ш., 78,667 ° в.д. . [ 2 ] [ 15 ]
В результате затопления погибли три члена экипажа, но выжившие собрались в трех спасательных шлюпках, две из которых были повреждены и протекли. [ 16 ] I-8 снова всплыл на поверхность в пределах 100 ярдов (91 м) от двух лодок. [ 3 ] [ 16 ] Члены экипажа И-8 начали звать капитана Чисалака , чтобы он представился, и члены экипажа жестом пригласили две ближайшие спасательные шлюпки подойти к нему. [ 17 ] После того, как они это сделали, капитан « Чисалака » представился, и он, трое других офицеров затонувшего корабля и трое его пассажиров, включая одинокую женщину на борту, медсестру Американского Красного Креста , были уведены вниз. [ 17 ] Затем экипаж И-8 угрожал третьей спасательной шлюпке своими 25-миллиметровыми зенитными орудиями , заставляя ее тоже подойти к борту. [ 17 ] Экипаж И-8 заставил всех выживших, кроме семерых, которых они взяли внизу, сесть на корточки на палубе, угрожал им автоматами , винтовками и мечами и грубо обыскивал их, конфисковав все, что имело денежную ценность. [ 8 ] [ 17 ] Связанные по двое, члены экипажа из Европы и Китая были по двое отведены к корме И-8 , боевой рубки где их изрезали мечами и избили гаечными ключами и кувалдами, прежде чем японцы расстреляли их и сбросили за борт. . [ 18 ] по крайней мере в некоторых случаях одного из мужчин заставляли наблюдать за расстрелом другого человека, взятого с ним на корму, прежде чем его тоже застрелили. [ 19 ] Тех, кто прыгал за борт, расстреливали в воде, [ 3 ] [ 18 ] и по крайней мере трое членов экипажа И-8 удобно сидели в креслах на палубе и смеялись, стреляя из винтовок в людей, борющихся в море. [ 20 ] И-8 Затем экипаж моряков Циджалака обезглавил индийских одного за другим , пока оператор снимал убийства. [ 20 ] Приведенный на I-8 во мостик время резни, капитан Цижалака подвергся там жесткому допросу, а затем был убит мечом. [ 21 ] Остальные шесть человек, уведенные под палубу перед резней, также не выжили, а послевоенные показания показали, что американская медсестра была взята на палубу и застрелена вечером 26 марта. [ 21 ] Всего пять [ 3 ] [ 22 ] или шесть [ 8 ] мужчины (источники не согласны) пережили резню; они нашли спасательный плот [ 8 ] или спасательная шлюпка [ 3 ] (источники не согласны), и американский корабль «Либерти» SS «Джеймс О. Уайлдер» позже спас их. [ 3 ] [ 8 ] [ 23 ]
30 марта 1944 года гидросамолет I-8 водоизмещением 6589 брт Watanabe E9W1 (союзное обозначение «Slim») заметил британское вооруженное торговое судно SS City of Adelaide в Индийском океане к юго-востоку от Диего-Гарсии на архипелаге Чагос во время разведывательный полет. [ 2 ] [ 3 ] Самолет направился на I-8 , чтобы перехватить город Аделаида , который самостоятельно летел с балластом из Карачи в Британской Индии во Фримантл , Австралия , а затем вернулся на I-8 . [ 3 ] После наступления темноты I-8 выпустила одну торпеду по городу Аделаиде, которая попала в мидель корабля. [ 3 ] Она взяла на себя тяжелый крен и после передачи сигнала бедствия ее экипаж и артиллеристы покинули корабль. [ 3 ] Затем I-8 всплыл на поверхность и затопил город Аделаиду артиллерийским огнем. 12 ° 01'ю.ш., 080 ° 27' в.д. / 12,017 ° ю.ш., 80,450 ° в.д. . [ 2 ] [ 3 ]
11 апреля 1944 года в 06:07 японская подводная лодка — судя по всему I-8 — выпустила четыре торпеды с интервалом в четыре минуты по американскому вооруженному танкеру Т2 SS Yamhill в Индийском океане. 03 ° 31' с.ш. 067 ° 07' в.д. / 3,517 ° с.ш. 67,117 ° в.д. . [ 3 ] Две торпеды прошли по каждой стороне Ямхилла . [ 3 ] Yamhill , которая совершала рейс из Бахрейна во Фримантл с грузом нефти, предназначенной для использования подводными лодками ВМС США, сообщила, что подверглась атаке подводных лодок, и запросила прикрытие с воздуха. [ 3 ] Подводная лодка всплыла примерно в 11 000 ярдов (10 100 м) от Ямхилла , после чего последовала 12-часовая погоня, в ходе которой суда вступили в перестрелку, 5-дюймовая (127-мм) пушка Ямхилла превосходила по дальности 140-миллиметровую (5,5 дюйма) пушку подводной лодки примерно на 175 ярдов (160 м). [ 3 ] Примерно на закате, после того как подводная лодка произвела около 20 выстрелов, а Ямхилл - 38, Королевских ВВС «Каталина» прибыла летающая лодка и заставила подводную лодку погрузиться, позволив Ямхиллу скрыться в сгущающейся темноте. [ 3 ]
16 апреля 1944 года I-8 обстрелом потопил парусное судно у атолла Адду на Мальдивах. [ 2 ] [ 3 ] Она завершила свое патрулирование 5 мая 1944 года, вернувшись на Пенанг. [ 2 ]
Второй военный патруль Ариидзуми: СС Жан Николе.
[ редактировать ]I-8 начала свое следующее военное патрулирование 10 июня 1944 года, получив район патрулирования в Индийском океане у Мадагаскара . [ 2 ] » водоизмещением 6942 тонны, По пути он торпедировал британский вооруженный пассажирско-грузовой корабль «Неллор который следовал из Бомбея в Британской Индии в Сидней , Австралия, на борту находились 174 пассажира, включая британских солдат, и 2720 тонн генерального груза, включая правительственные запасы. - в Индийском океане к юго-западу от Диего-Гарсии в 07 ° 51'ю.ш., 075 ° 20' в.д. / 7,850 ° ю.ш., 75,333 ° в.д. в 23:45 29 июня 1944 года. [ 2 ] [ 3 ] [ 24 ] Две торпеды попали в Неллор , который загорелся и замер в воде. [ 3 ] и выжившие покинули корабль на девяти спасательных шлюпках. [ 3 ] И-8 всплыл и поднял на борт 11 выживших — стрелка и 10 пассажиров. [ 3 ] - а затем потопил пылающий «Неллор» артиллерийским огнем около 02:45 30 июня 1944 года. [ 3 ] В общей сложности 79 человек из Неллора — 35 членов экипажа, пять артиллеристов и 39 пассажиров — погибли, прежде чем фрегат Королевского флота HMS Lossie (K303) Королевских ВВС и гидросамолет спасли оставшихся в живых. [ 3 ] Некоторые из выживших с «Неллорой » ошибочно утверждали, что она была потоплена в результате атаки целых трех немецких подводных лодок. [ 3 ]
2 июля 1944 года I-8 участвовала в еще одном злодеянии, когда она атаковала американский вооруженный корабль «Либерти» водоизмещением 7176 брутто-тонн SS Jean Nicolet . [ 2 ] [ 3 ] [ 25 ] Жан Николе вылетел из Сан-Педро , Калифорния , 12 мая 1944 года, направляясь в Калькутту , Индия, через Фримантл , Австралия , и Коломбо , Цейлон . [ 25 ] с 69 членами экипажа, военнослужащими вооруженной гвардии ВМС США и 30 армии США на борту. пассажирами [ 7 ] - хотя один источник утверждает, что всего на борту находилось 100, а не 99 мужчин. [ 25 ] груз тяжелой техники, стальных листов и десантных судов - и перевозит в своих трюмах армии США , а на своей палубе швартовываются понтоны и разобранные десантные баржи . [ 25 ] Он отправился во второй этап путешествия 21 июня 1944 года после ночевки во Фримантле. [ 26 ] 27 июня 1944 года ему было рекомендовано изменить курс на запад, чтобы избежать района, где I-8 затопил Неллор в тот день в 500 морских милях (930 км; 580 миль) к северу, [ 26 ] Экипаж «Жан Николе » то, что ее капитан принял за дым корабля «Победа утром 2 июля 1944 года заметил на своей левой каюте союзников», и наблюдал, как он настиг «Жан Николе» в течение дня, достигнув точки по правому борту на закате. [ 27 ] На самом деле «дым» был выхлопом дизеля И-8 , когда она мчалась, чтобы опередить Жана Николе и занять позицию для атаки. [ 27 ]
В 19:00 2 июля Жан Николе находился в Индийском океане в 270 морских милях (500 км; 310 миль) к северо-северо-востоку от Диего-Гарсии и к югу от Цейлона, примерно в 700 морских милях (1300 км; 810 миль) от Мальдивских островов. [ 3 ] [ 27 ] В 19:07 две торпеды с И-8 поразили ее в правый борт. [ 2 ] [ 3 ] один между ее баком и мостиком и один в трюме № 4. [ 24 ] Вскоре после попадания торпеды Жан Николе передал сигнал бедствия. [ 28 ] и все они находились на борту заброшенного корабля в четырех спасательных шлюпках и двух спасательных плотах. [ 3 ] [ 29 ] И-8 всплыл и открыл 140-миллиметровую (5,5 дюйма) стрельбу по Жану Николе . [ 30 ]
Затем I-8 начала поиски Жана Николе выживших с помощью прожектора, в то время как член ее экипажа позвал Жана Николе, чтобы он представился. капитана [ 30 ] Она приблизилась к одной из спасательных шлюпок и под угрозой расстрела заставила всех находившихся на ней людей подняться на палубу I-8 , где член I-8 экипажа Жана Николе почти сразу же убил юнгу . одним выстрелом из пистолета в сторону лодки голову и пнул его тело за борт. [ 30 ] Затем экипаж И-8 обстрелял пустую спасательную шлюпку из автоматического оружия . [ 31 ] конфисковали спасательные жилеты , обувь и все ценное, что у выживших, затем связали их и заставили сидеть на I-8 . палубе [ 32 ] Затем экипаж I-8 подошел к плоту с 10 людьми на борту и приказал его пассажирам подняться на борт, обстреляв из автоматического оружия пятерых человек, которые ускользнули в темноте, но выведя остальных пятерых на I-8 . палубу [ 32 ] Экипаж I-8 повторил процедуру с другим плотом и лодками, взяв на борт всех выживших, за исключением пятерых, сбежавших с первого плота. [ 3 ] [ 32 ] После того, как японцы обыскали выживших, забрали у них спасательные жилеты, связали, допросили и заставили всех сесть на I-8 носовую палубу , I-8 двинулась в путь и кружила над районом, в то время как ее команда уничтожила все спасательные шлюпки и спасательные средства. плоты с огнем из автоматического оружия. [ 3 ] [ 33 ] Затем ее экипаж заставил выживших Жана Николе наблюдать, как японцы снова открыли 140-миллиметровый (5,5 дюйма) артиллерийский огонь по их кораблю, не прилагая никаких усилий для спасения двух связанных выживших, которые были унесены за борт И-8 и носовой волной утонули. . [ 33 ]
японский офицер, вооруженный мечом , Около полуночи к выжившим подошел и под страхом смерти потребовал от капитана Жана Николе представиться. [ 34 ] После этого его, Жана Николе радиста И- 8 и третьего человека провели к кормовой части боевой рубки . [ 35 ] [ 36 ] и другие выжившие никогда больше их не видели. [ 35 ] Одного за другим в течение следующих нескольких часов остальных выживших также отвели за боевую рубку, заставив пройти сквозь строй дубинок, трубок, штыков , ножей и мечей. [ 36 ] [ 35 ] а затем выбросили за борт, чтобы он утонул. [ 36 ] [ 37 ]
Тридцать связанных выживших все еще находятся на палубе и ждут своей очереди бросить вызов. [ 37 ] И-8 обнаружил на радаре приближающийся самолет [ 3 ] [ 38 ] и резко нырнули , погрузив их в океан, где они утонули, когда подводная лодка погрузилась под них. [ 3 ] [ 37 ] Королевских ВВС Канады . Canso летающая лодка Вскоре над этим районом низко пролетела [ 38 ] Некоторым из выживших удалось развязать себя и других, [ 39 ] и некоторые из них начали плыть к горящему «Жан Николе» , который находился примерно в 2 морских милях (3,7 км; 2,3 мили), но прежде чем они смогли добраться до него, корабль затонул 3 июля 1944 года около 2 + 1 ⁄ в часа после восхода солнца 03 ° 28'ю.ш., 074 ° 30' в.д. / 3,467 ° ю.ш., 74,500 ° в.д. . [ 2 ] [ 3 ] [ 40 ] Около 12:00 4 июля 1944 года летающая лодка «Каталина» заметила людей в воде. [ 41 ] и Королевского флота вооруженный траулер HMS Hoxa спас оставшихся в живых во второй половине дня 4 июля, примерно через 30 или 34 часа (по разным источникам) после I-8 . затопления [ 42 ]
Источники расходятся во мнениях относительно количества погибших и выживших. Один источник называет трех человек, которых экипаж И-8 увел на корму перед началом резни, как Жана Николе . капитана, старшего офицера и радиста [ 35 ] другой идентифицирует их как капитана, радиста и гражданского пассажира и говорит, что их увезли вниз, [ 36 ] а еще один источник утверждает, что И-8 увел вниз пять человек. экипаж [ 43 ] Источники расходятся во мнениях о количестве выживших, но один утверждает, что Хокса спас 23 человека. [ 44 ] и что 77 человек погибли в результате затопления и резни, [ 45 ] подразумевая, что все мужчины, которых спустили вниз перед резней, также были убиты, но один источник утверждает, что выжили только четверо мужчин. [ 3 ] Один источник утверждает, что экипаж I-8 вывез пятерых военнопленных из Жана Николе в Японию, где один из них, Фрэнсис Дж. О'Гара, был найден живым в лагере для военнопленных после Второй мировой войны. . [ 43 ] Этот источник утверждает, что к тому времени в его честь был назван новый корабль «Либерти», SS «Фрэнсис Дж. О'Гара» , поскольку предполагалось, что он погиб во время инцидента с Жаном Николе , что сделало О'Гара единственным живым человеком, у которого был Корабль «Либерти» назван в его честь. [ 43 ]
I-8 завершила свое патрулирование прибытием на Пенанг 8 числа. [ 3 ] или 14 [ 2 ] Август 1944 г., по разным данным.
Август – ноябрь 1944 г.
[ редактировать ]Когда немецкая подводная лодка U-862 прибыла на Пенанг 9 сентября 1944 года, Ариизуми присоединился к командиру — контр-адмиралу Джисаку Одзуми — и штабу 8-й эскадрильи подводных лодок, приветствуя немецкий экипаж. [ 3 ] 11 сентября 1944 года U-862 посетили Одзуми, Арриидзуми и I-8 офицеры U-862 , а позже в тот же день командир корветтенкапитан Генрих Тимм и его офицеры посетили I-8 . [ 3 ]
I-8 покинул Пенанг позже в сентябре 1944 года. [ 2 ] и прибыл 9 октября 1944 года в Йокосука, [ 2 ] [ 3 ] где она прошла переоборудование, ремонт и модификацию, включая демонтаж ее ангара и авиационной катапульты и замену их приспособлениями для «Кайтен» пилотируемых торпед -смертников . [ 3 ] 5 ноября 1944 года Ариизуми отказался от командования и перешел на новое задание. [ 3 ]
Послевоенное преследование экипажа
[ редактировать ]Большое количество или полная гибель людей на борту торговых судов I-8 , затонувших во время командования Ариизуми, натолкнули следователей союзников на мысль, что Ариизуми и его люди, возможно, совершили дополнительные военные преступления, помимо тех, которые задокументированы в инцидентах в Тисалаке и Жане Николе . [ нужна ссылка ] Ариизуми, который поощрял убийства и участвовал в них, дослужился до звания капитана и был командиром 1-го дивизиона подводных лодок, когда покончил жизнь самоубийством на борту своего флагмана, подводной лодки I-401 , когда она находилась в Филиппинском море 30 августа 1945 года. и направилась в Японию, чтобы сдаться союзникам сразу после прекращения боевых действий. [ 46 ] Лишь немногие из экипажа И-8 во время его командования пережили войну, но следователи союзников обнаружили троих из них после войны и привлекли их к ответственности. [ нужна ссылка ] Одному из них, найденному в Соединенных Штатах, был предоставлен иммунитет в обмен на дачу показаний против своих бывших товарищей, а затем ему разрешили вернуться в Соединенные Штаты. [ нужна ссылка ] Остальные были осуждены и отбыли тюремные сроки, которые японское правительство смягчило в 1955 году. [ нужна ссылка ]
Окинавская кампания
[ редактировать ]Несмотря на новое оснащение кайтэн , у I-8 не было кайтэна на борту, когда она покинула Саэки с подводными лодками Ро-41 , Ро-49 и Ро-56 18 марта 1945 года для действий к югу от Окинавы . [ 3 ] Она вернулась в Саэки 19 марта для ремонта. [ 2 ] но снова двинулся в путь 20 марта 1945 г. [ 2 ] начать свой патруль. Предварительные приготовления к кампании на Окинаве начались 26 марта 1945 года, когда американские войска начали высадку на островах Керама . [ 3 ] В 18:05 28 марта 1945 года она передала сообщение, в котором сообщалось, что она заметила два транспорта союзников и четыре эсминца в 110 морских милях (200 км; 130 миль) от Нахи по курсу 150 градусов. [ 3 ] Японцы больше никогда о ней не слышали.
Потеря
[ редактировать ]31 марта 1945 года эсминец ВМС США USS Stockton (DD-646) обнаружил на радаре надводную цель, наблюдая за оперативной группой у островов Керама. [ 3 ] Она подошла к контакту, которым оказалась И-8 . [ 3 ] И-8 совершила аварийное пикирование, после чего Стоктон установил с ней гидролокационный контакт. [ 3 ] В течение следующих четырех часов Стоктон израсходовала все свои глубинные бомбы в семи атаках на I-8 . [ 3 ]
I-8 всплыл как раз в тот момент, когда эсминец USS Morrison (DD-560) прибыл на место происшествия для подкрепления Стоктона . [ 3 ] I-8 немедленно снова погрузился под воду, но Моррисон сбросил серию глубинных бомб, которые вынудили I-8 всплыть на поверхность в 900 ярдах (820 м) от Моррисона . [ 3 ] После 30-минутной перестрелки И-8 перевернулся и затонул кормой в Филиппинском море . 25 ° 29' с.ш., 128 ° 35' в.д. / 25,483 ° с.ш., 128,583 ° в.д. . [ 3 ] Одна из лодок Моррисона подобрала находившегося без сознания старшину, который был членом I-8 артиллерийского расчета I-8 . , и он был единственным выжившим с [ 3 ]
10 апреля 1945 года Императорский флот Японии объявил I-8 предположительно потерянным в районе Окинавы. [ 3 ] Японцы исключили его из списков ВМФ 10 августа 1945 года. [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кэмпбелл, Джон Военно-морское оружие Второй мировой войны ISBN 0-87021-459-4 стр.191
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК I-8 ijnsubsite.com 19 декабря 2012 г., по состоянию на 30 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что CB копия компакт-диск Этот см. cg ч Там СиДжей ск кл см CN со КП cq кр CS КТ с резюме cw сх сай чешский и БД округ Колумбия дд из дф дг д Из диджей дк дл дм дн делать дп дк доктор дс дт из дв ДВ дх ты дз из Эб ЕС Эд да если например ага нет ej Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (1 июля 2016 г.). «Подводная лодка IJN I-8: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ Талли, Атони (19 мая 2014 г.). «Гидроавианосец IJN CHITOSE: табличный отчет о движении» . Комбинированный флот.com . Проверено 11 декабря 2021 г.
- ^ «Обзор флота за 2012 год» (PDF) . Фокус обороны Японии . Декабрь 2012 года . Проверено 8 октября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (18 марта 2017 г.). «Подводная лодка IJN I-10: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 21 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Эдвардс, стр.203.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Корабли из ада: военные преступления Японии в открытом море во время Второй мировой войны, Раймонд Ламонт-Браун, The History Press, 2013, ISBN 075249483X , 9780752494838
- ^ Перейти обратно: а б Эдвардс, стр. 170–171.
- ^ Перейти обратно: а б Эдвардс, с. 167.
- ^ Эдвардс, с. 166.
- ^ Эдвардс, с. 171.
- ^ Перейти обратно: а б Эдвардс, с. 172.
- ^ Перейти обратно: а б с Эдвардс, с. 173.
- ^ Эдвардс, стр. 174, 184.
- ^ Перейти обратно: а б Эдвардс, с. 174.
- ^ Перейти обратно: а б с д Эдвардс, с. 175.
- ^ Перейти обратно: а б Эдвардс, стр. 177–179.
- ^ Эдвардс, стр. 181.
- ^ Перейти обратно: а б Эдвардс, с. 179.
- ^ Перейти обратно: а б Эдвардс, с. 184.
- ^ Эдвардс, стр. 182–185.
- ^ Эдвардс, с. 185.
- ^ Перейти обратно: а б Эдвардс, с. 207.
- ^ Перейти обратно: а б с д Эдвардс, с. 204.
- ^ Перейти обратно: а б Эдвардс, с. 205.
- ^ Перейти обратно: а б с Эдвардс, с. 206.
- ^ Эдвардс, стр. 207–208.
- ^ Эдвардс, стр. 209–210.
- ^ Перейти обратно: а б с Эдвардс, с. 210.
- ^ Эдвардс, стр. 210–211.
- ^ Перейти обратно: а б с Эдвардс, с. 211.
- ^ Перейти обратно: а б Эдвардс, с. 212.
- ^ Эдвардс, стр. 212–213.
- ^ Перейти обратно: а б с д Эдвардс, с. 213.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Мур» . www.armed-guard.com .
- ^ Перейти обратно: а б с Эдвардс, с. 214.
- ^ Перейти обратно: а б Эдвардс, с. 215.
- ^ Эдвардс, стр. 214–215.
- ^ Эдвардс, стр. 216.
- ^ Эдвардс, стр. 216–217.
- ^ Эдвардс, с. 217.
- ^ Перейти обратно: а б с «Зверства подводных лодок» . 27 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 27 октября 2009 г.
- ^ Эдвардс, стр. 217, 231.
- ^ Эдвардс, с. 231.
- ^ Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (22 марта 2011 г.). «Подводная лодка IJN I-401: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 22 декабря 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бриджланд, Тони (2002). Волны ненависти . Ручка и меч. ISBN 0-85052-822-4 .
- Эдвардс, Бернард (1997). Кровь и бусидо: зверства японцев на море 1941–1945 гг . Нью-Йорк: Кирпичная башня P0ress. ISBN 1-883283-18-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Подводные лодки типа Юнсен
- Корабли постройки Kawasaki Heavy Industries
- корабли 1936 года
- Подводные лодки Японии времен Второй мировой войны.
- Морские инциденты в марте 1945 г.
- Инциденты с дружественным огнем во время Второй мировой войны
- Японские военные преступления
- Японские подводные лодки, потерянные во время Второй мировой войны
- Подводные лодки, потопленные военными кораблями США
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Филиппинском море