Японская подводная лодка И-10
![]() I-10 на Пенанге в 1942 году.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | И-10 |
Строитель | Кавасаки , Кобе |
Заложен | 7 июня 1938 г. |
Запущен | 20 или 29 сентября 1939 г. (см. текст) |
Введен в эксплуатацию | 31 октября 1941 г. |
Судьба | Потоплен 4 июля 1944 г. |
пораженный | 10 октября 1944 г. |
Послужной список | |
Командиры: |
|
Общие характеристики | |
Класс и тип | Подводная лодка типа А1 |
Смещение |
|
Длина | 113,7 м (373 футов 0 дюймов) в целом |
Луч | 9,5 м (31 фут 2 дюйма) |
Черновик | 5,3 м (17 футов 5 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон |
|
Глубина испытания | 100 м (330 футов) |
Экипаж | 100 |
Вооружение |
|
Самолет перевезен | 1 × Yokosuka E14Y гидросамолет |
Авиационные объекты | 1 × катапульта |
I-10 — Императорского флота Японии типа А1 подводная лодка , служившая во время Второй мировой войны . Разработанный как подводный авианосец , он был введен в строй в 1941 году и поддерживал нападение на Перл-Харбор , действовал в Индийском океане , включая поддержку нападения малолитражной подводной лодки на Диего Суарес в 1942 году , а также в районах Новой Каледонии и Новой Зеландии , а также принимал участие в атаке подводной лодки на Диего Суарес. участие в кампании на Гуадалканале и на Марианских островах, прежде чем он был потоплен в 1944 году во время своего седьмого военного патруля.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Подводные лодки типа A1 представляли собой версии предыдущего типа J3 с большей дальностью полета и улучшенной авиационной установкой и использовались в качестве эскадры флагманов . [ 2 ] Их водоизмещение составило 2966 тонн (2919 длинных тонн) на поверхности и 4195 тонн (4129 длинных тонн) под водой. Подводные лодки имели длину 113,7 метра (373 фута 0 дюймов), ширину 9,5 метра (31 фут 2 дюйма) и осадку 5,3 метра (17 футов 5 дюймов). Глубина погружения у них составляла 100 метров (328 футов). [ 2 ]
Для надводного хода подводные лодки типа А1 оснащались двумя мощностью по 6200 л.с. (4623 кВт) дизельными двигателями , каждый из которых приводил в движение один гребной вал . В погруженном состоянии каждый винт приводился в движение электродвигателем мощностью 1200 лошадиных сил (895 кВт ) . они могли развивать скорость 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час). На поверхности [ 3 ] и 8,25 узлов (15,28 км/ч; 9,49 миль в час) под водой. На поверхности Тип A1 имел дальность полета 16 000 морских миль (29 600 км; 18 400 миль) при скорости 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час); под водой они имели дальность полета 90 миль (170 км; 100 миль) при скорости 3 узла (5,6 км / ч; 3,5 миль в час). [ 4 ]
Подводные лодки типа А1 были вооружены четырьмя внутренними носовыми диаметром 53,3 см (21,0 дюйма) торпедными аппаратами и несли в общей сложности 18 торпед . Они также были вооружены одной 140-мм (5,5 дюйма)/40 палубной пушкой и двумя спаренными 25-мм (1 дюйм) зенитными орудиями Тип 96 . [ 4 ]
В отличие от подводных лодок типа J3, авиационный ангар был интегрирован в боевую рубку и обращен вперед, катапульта самолета находилась впереди ангара, а палубная пушка - позади боевой рубки. Изменение места расположения палубной пушки и катапульты позволило самолету, запускаемому с подводной лодки типа А1, использовать движение подводной лодки вперед в дополнение к скорости, сообщаемой катапультой. [ 4 ]
Строительство и ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]Построенная компанией Kawasaki в Кобе , Япония , I-10 была заложена как подводная лодка № 10 7 июня 1938 года. [ 5 ] Позднее переименованный в И-10 , он был спущен на воду 20 или 29 сентября 1939 года, по разным данным. [ 5 ] и был завершен и введен в эксплуатацию 31 октября 1941 года. [ 5 ]
История обслуживания
[ редактировать ]До Второй мировой войны
[ редактировать ]В день вступления в строй И-10 была придана военно-морскому округу Сасебо и приписана к эскадре 2-й подводных лодок 6-го флота . [ 5 ] эскадрильи К 10 ноября 1941 года он был флагманом . [ 5 ] В тот день командующий 6-м флотом вице-адмирал Мицуми Симидзу провел совещание с командирами подводных лодок 3-й эскадры подводных лодок на борту своего флагманского корабля, легкого крейсера «Катори» , а его начальник штаба проинформировал их о планах операции «Z», предстоящее внезапное нападение на Перл-Харбор на Гавайях . [ 5 ] Нападение положило бы начало Тихоокеанской кампании и привело бы Японию и Соединенные Штаты ко Второй мировой войне . [ 5 ] И-10 и подводная лодка И-26 были приписаны к 6-му разведывательному отряду флота. [ 5 ]
Когда японские вооруженные силы начали развертываться для начала японского наступления войны, I-10 с установленным на борту Watanabe E9W 1 ( союзное обозначение «Slim») гидросамолетом вылетел из Йокосуки , Япония, 16 ноября 1941 года с приказом провести разведка районов в окрестностях Фиджи и островов Самоа , в том числе Тутуилы в Американском Самоа . [ 5 ] Он прибыл на атолл Кваджалейн на Маршалловых островах 23 ноября 1941 года для дозаправки, а затем направился в воды Фиджи. [ 5 ] 30 ноября 1941 года у Вити-Леву на островах Фиджи она запустила свой гидросамолет для разведки залива Сува у Сувы . [ 5 ] [ 6 ] Экипаж гидросамолета сообщил, что не обнаружил в бухте Сува кораблей противника, но он так и не вернулся на И-10 , и после бесплодных трехдневных поисков его и его экипажа в условиях радиомолчания И-10 прекратил поиски и доложил о потеря ее самолета и его экипажа в штабе 6-го флота. [ 5 ] [ 6 ]
Пока I-10 находился в море, он получил сообщение «Поднимитесь на гору Ниитака 1208» ( по-японски : Niitakayama nobore 1208 ) от Объединенного флота 2 декабря 1941 года, в котором указывалось, что война с союзниками начнется 8 декабря 1941 года по японскому времени . 7 декабря 1941 года находился по другую сторону международной линии перемены дат на Гавайях . [ 5 ] 3 декабря 1941 года она провела подводную разведку гавани Паго-Паго на острове Тутуила в Американском Самоа, обнаружив то, что она определила как ВМС США « Астория класса » тяжелый крейсер . [ 5 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Первый военный патруль
[ редактировать ]Направляясь к Гавайям после выхода из вод вокруг Американского Самоа, I-10 прибыл в зону патрулирования в 1300 морских милях (2400 км; 1500 миль) к югу от Оаху 7 декабря 1941 года, в день нападения японцев на Перл-Харбор. [ 5 ] 9 декабря она получила сообщение о том, что подводная лодка I-18 заметила авианосец ВМС США USS Lexington (CV-2) , а также приказ покинуть район ее патрулирования и присоединиться к поискам Лексингтона . [ 5 ] Находясь в 700 морских милях (1300 км; 810 миль) к юго-востоку от Гавайских островов после наступления темноты в тот вечер, он выпустил одну торпеду по панамскому водоизмещением 4430 тонн теплоходу валовой Donerail , который следовал из Сувы в Ванкувер , Британская Колумбия , Канада . с грузом сахара и ананасов . [ 5 ] [ 7 ] После того, как торпеда промахнулась, она всплыла и открыла огонь по Донерейлу , выпустив двадцать 140-миллиметровых (5,5 дюйма) снарядов. [ 5 ] Когда Донерейла команда по правому борту покинула корабль, один снаряд попал в ее спасательную шлюпку , пока она все еще висела на шлюпбалках , полностью разрушив ее и убив всех, кто в ней находился. [ 5 ] Donerail затонул два часа спустя. 08 ° с.ш. 152 ° з.д. / 8 ° с.ш. 152 ° з.д. . [ 5 ] Тем временем И-10 экипаж открыл пулеметный огонь по ее выжившим. [ 8 ] Двадцать семь пассажиров и членов экипажа Donerail погибли в результате затопления и последующей резни. [ 9 ] оставив в живых только 16 человек. [ 7 ] Из 42 человек, находившихся на борту Donerail , в конечном итоге выжили только восемь, достигнув Таравы на островах Гилберта 38 дней спустя. [ 5 ]
12 декабря 1941 года I-10 была переведена в состав Передовых сил, и в тот же день она получила приказ отправиться на западное побережье США и патрулировать район недалеко от Сан-Диего , Калифорния . [ 5 ] 13 декабря 1941 года японский императорский генеральный штаб приказал подводным лодкам 6-го флота бомбардировать западное побережье США. [ 10 ] 14 декабря 1941 года командующий 6-м флотом вице-адмирал Мицуми Симидзу в свою очередь заказал И-10 и подводные лодки И-9 , И-15 , И-17 , И-19 , И-21 , И-23 , И-25 и И-26 произвели по 30 выстрелов по целям на западном побережье США вечером 25 декабря 1941 года вместе с командиром эскадрильи 1-й подводных лодок контр-адмиралом Цутому Сато . на борту И-9 под общим командованием бомбардировкой. [ 10 ] 22 декабря 1941 года главнокомандующий Объединенным флотом адмирал Исороку Ямамото отложил бомбардировку до 27 декабря. [ 11 ] 27 декабря 1941 года Сато отменил бомбардировку, поскольку у большинства подводных лодок, которым было поручено ее провести, было мало топлива. [ 10 ] I-10 В остальном время у западного побережья США прошло спокойно. 9 января 1942 года его перевели непосредственно в штаб 6-го флота, а 11 января 1942 года он прибыл в Кваджалейн. [ 5 ]
Январь – апрель 1942 г.
[ редактировать ]После ночевки в Кваджалейне I-10 12 января 1942 года вылетела в Йокосуку, которой достигла 21 января 1942 года. [ 5 ] Находясь в Японии, 10 марта 1942 года ее перевели в 8-ю эскадрилью подводных лодок. [ 5 ] 12 марта он отправился из Йокосуки для поиска и атаки авианосцев 17-й оперативной группы проводила рейд Лаэ-Саламауа против японских войск, высадившихся на северо-восточном побережье Новой Гвинеи ВМС США, которая 10 марта , но безуспешно, и она вернулась в Японию, прибыв в Куре 20 марта 1942 года. [ 5 ]
Во время I-10 пребывания немецкий военно-морской штаб в Берлине в Японии 27 марта 1942 года союзников официально потребовал, чтобы Япония начала атаки на конвои в Индийском океане . [ 5 ] 8 апреля 1942 года японцы официально согласились удовлетворить эту просьбу, направив подводные лодки для действий у берегов Восточной Африки . [ 12 ] и в тот же день они вывели 1-ю дивизию подводных лодок 8-й эскадры подводных лодок со своей базы в Кваджалейне в Японию. [ 13 ] К 16 апреля 1942 года в составе 8-й эскадры подводных лодок был создан отряд «А» в составе И-10 и подводных лодок И-16 , И-18 , И-20 и И-30 , а также сверхмалых подводных лодок и вспомогательных подводных лодок. крейсеры «Айкоку Мару» и «Хококу Мару» , которые должны были выполнять функции кораблей снабжения подводных лодок. [ 5 ] В то утро командующий 6-м флотом вице-адмирал Терухиса Комацу , командир 8-й эскадры подводных лодок, их штабы и экипажи сверхмалых подводных лодок нанесли визит вежливости адмиралу Ямамото на борту его флагмана, линкора «Ямато» , стоящего на якорной стоянке Хасирадзима . [ 5 ] После визита к Ямамото в 11:00 отряд отправился в путь, направляясь на Пенанг в оккупированной японцами Британской Малайе . [ 5 ]
Во время путешествия отряда 16 ВВС США B-25 Mitchell бомбардировщиков , запущенных с авианосца USS Hornet (CV-8), нанесли удары по целям на Хонсю во время рейда Дулиттл 18 апреля 1942 года. [ 14 ] Отряд получил в тот день приказ от 6-го флота отклониться от своего рейса и взять курс на северо-восток, пройдя севернее островов Бонин , для перехвата оперативной группы ВМС США. нанесшей удар [ 14 ] Отряду не удалось обнаружить корабли США и вскоре возобновил плавание.
I-30 и Айкоку Мару заходили на Пенанг с 20 по 22 апреля 1942 года, прежде чем отправиться в Индийский океан для проведения предварительной разведки запланированного района действий отряда «А». [ 15 ] I-10 сделал ночевку в Сингапуре с 23 по 24 апреля, а затем проследовал на Пенанг. Императорской японской армии Транспорт Ураджио Мару по ошибке открыл по ней огонь во время путешествия, но она избежала повреждений и благополучно прибыла на Пенанг 25 апреля 1942 года. [ 5 ] 27 апреля остальная часть отряда «А» прибыла на Пенанг, где с ним встретилась авианосец «Ниссин », подвергшийся модификациям, позволяющим нести сверхмалые подводные лодки типа А. [ 14 ] И-16 , И-18 и И-20 погрузились на борт сверхмалой подводной лодки в Пенанге 30 апреля 1942 года. [ 14 ]
Операция в Индийском океане
[ редактировать ]I-10 и другие подразделения отряда «А» отправились из Пенанга 30 апреля 1942 года и направились на запад, в Индийский океан, причем I-10 служил флагманом отряда. [ 14 ] Подводные лодки дозаправлялись в море в Айкоку Мару и Хококу Мару 5, 10 и 15 мая 1942 года. [ 14 ]
Гидросамолет I-10 Yokosuka E14Y 1 (союзное обозначение «Глен») начал разведывательные полеты над портами Южной Африки, проводя рекогносцировку Дурбана 20 мая 1942 года. [ 5 ] [ 12 ] [ 14 ] где его экипаж не обнаружил важных целей. Несмотря на вызов с земли во время полета, самолет скрылся после того, как его радист выиграл время, передав в ответ ложный сигнал распознавания. [ 5 ] самолет совершил полеты над Восточным Лондоном , Порт-Элизабет и Саймонс-Тауном . В течение следующей недели [ 12 ] а к 24 мая подводные лодки отряда «А» столкнулись с интенсивным судоходством союзников на подходе к Восточной Африке . [ 12 ] В ночь на 29 мая I-10 гидросамолет пролетел над Диего-Суаресом на Мадагаскаре британский линкор HMS Ramillies там на якоре кораблей , заметив среди стоящих . [ 14 ] Командир отряда «А» выбрал Диего-Суарес целью атаки малолитражной подводной лодки, запланированной на 30 мая 1942 года. [ 14 ]
30 мая 1942 года И-18 не смогла спуститься на воду из-за отказа двигателя. сверхмалая подводная лодка [ 13 ] но И-16 и И-20 запустили свои миниатюрные подводные лодки для атаки военных кораблей союзников в Диего-Суаресе . [ 14 ] [ 12 ] [ 16 ] Миниатюрная подводная лодка И-20, М-20б , сумела войти в гавань и была атакована глубинными бомбами, но выпустила две торпеды. Одна торпеда серьезно повредила Ramillies , а вторая потопила нефтяной танкер British Loyalty водоизмещением 6993 тонны . [ 5 ] [ 12 ] [ 16 ] Ramillies требовал ремонта в Южной Африке и Англии . [ 16 ] Ни одна из сверхмалых подводных лодок не вернулась, и 31 мая 1942 года гидросамолет И-10 совершил пролет над Диего Суаресом в надежде обнаружить кого-либо из членов экипажа сверхмалой подводной лодки, которые могли достичь берега, но безуспешно. [ 5 ] Миниатюрная подводная лодка И-16 исчезла в море, а тело одного из ее членов экипажа было найдено выброшенным на берег Мадагаскара 31 мая. [ 14 ] [ 16 ] Экипаж M-20b высадил свой корабль на берег в Нуси-Анталикели и двинулся вглубь страны к заранее назначенному пункту сбора возле мыса Эмбер , но оба были убиты в перестрелке с британской королевской морской пехотой 2 июня 1942 года; один морской пехотинец также погиб в бою. [ 12 ] [ 16 ]
После нападения малолитражной подводной лодки отряд «А» начал противокорабельные операции в Индийском океане. [ 5 ] I-10 водоизмещением 2639 тонн добилась своего первого успеха в 02:31 5 июня 1942 года, когда она потопила панамский пароход SS Atlantic Gulf в Мозамбикском проливе в 350 морских милях (650 км; 400 миль) к востоку от Бейры , Португальская Восточная Африка. , в 21 ° 03'ю.ш., 037 ° 36' в.д. / 21,050 ° ю.ш., 37,600 ° в.д. . [ 5 ] водоизмещением 4999 тонн Позже в тот же день она потопила американское вооруженное грузовое судно SS Melvin H. Baker . 21 ° 44' ю.ш., 036 ° 38' з.д. / 21,733 ° ю.ш., 36,633 ° з.д. ; [ 5 ] Британский пароход SS Twickenham спас Мелвина Х. Бейкера . команду [ 5 ] водоизмещением 5224 тонны, Снова в Мозамбикском проливе в 350 морских милях (650 км; 400 миль) к востоку от Бейры она торпедировала британский пароход SS King Lud который следовал из Нью-Йорка в Бомбей в Британской Индии с остановкой. в Кейптауне , ЮАР, с военным персоналом и правительственными запасами — в 09:53 8 июня 1942 года; [ 5 ] Король Луд затонул 20 ° ю.ш. , 40 ° в.д. / 20 ° ю.ш., 40 ° в.д. , выживших нет. [ 5 ]
Айкоку Мару и Хококу Мару дозаправились и пополнили запасы И-10 17 июня 1942 года. [ 5 ] водоизмещением 4957 брутто Вернувшись в бой, 28 июня 1942 года она торпедировала британский теплоход MV Queen Victoria , который следовал из реки Тайн в Англии в Аден с грузом военных запасов, в Мозамбикском проливе к югу от Бейры. ; [ 5 ] Королева Виктория затонула 21 ° 15'ю.ш., 040 ° 30' в.д. / 21,250 ° ю.ш., 40,500 ° в.д. , выживших нет. [ 5 ] водоизмещением 6737 брт Еще в Мозамбикском проливе к югу от Бейры 30 июня он торпедировал американский вооруженный пароход SS Express , который следовал из Бомбея в Кейптаун с грузом марганцевой руды , джута и кожи . [ 5 ] Две торпеды попали в «Экспресс» по правому борту, и он затонул у кормы . 23 ° 30'ю.ш., 037 ° 30' в.д. / 23,500 ° ю.ш., 37,500 ° в.д. . [ 5 ] Одиннадцать членов экипажа « Экспресса » и двое военнослужащих его вооруженной гвардии ВМС США утонули после того, как покинули корабль, когда их лодка затонула в сильном волнении. [ 5 ]
Успех I-10 против кораблей союзников в Индийском океане продолжился и в июле. 6 июля 1942 года в 16:15 он торпедировал и потопил греческое торговое судно водоизмещением 4504 тонны Нимфа . в порту 15 ° 48'ю.ш., 040 ° 42' в.д. / 15,800 ° ю.ш., 40,700 ° в.д. . [ 5 ] водоизмещением 5498 тонн 8 июля в 07:48 он торпедировал британский вооруженный пароход SS Hartismere , который совершал рейс из Филадельфии , штат Пенсильвания , в Александрию , Египет , через Лоренсу-Маркеш , Португальская Восточная Африка, с 8000 тоннами общего груза. груз — в Мозамбикском проливе. [ 5 ] Одна торпеда попала в Хартисмир недалеко от ее трюма № 1 , вызвав сильный взрыв, который вызвал пожар и побудил ее команду покинуть корабль. [ 5 ] И-10 всплыл и потопил Хартисмир артиллерийским огнем. 18 ° 00'ю.ш., 041 ° 22' в.д. / 18,000 ° ю.ш., 41,367 ° в.д. , а команда Хартисмира и артиллеристы добрались до берега на спасательных шлюпках в Кальдера-Пойнт на побережье Португальской Восточной Африки. [ 5 ]
Последней жертвой I-10 в операции в Индийском океане стало голландское вооруженное торговое судно Alchiba водоизмещением 4427 тонн , которое направлялось из Дурбана, Южная Африка, в Лондон через Аден с грузом в 4000 тонн боеприпасов. [ 5 ] И-10 торпедировал «Альчибу» в 17:55 8 июля, попав в машинное отделение по левому борту . [ 5 ] В результате попадания торпеды погибли пять пожарных , были уничтожены две спасательные шлюпки и выбиты все огни Альчибы . [ 5 ] Ее выживший экипаж покинул корабль, после чего И-10 всплыл и выпустил девять 140-миллиметровых (5,5 дюйма) снарядов по Альчибе . [ 5 ] Альчиба раскололась на две части и затонула. 18 ° 30'ю.ш., 041 ° 40' в.д. / 18,500 ° ю.ш., 41,667 ° в.д. . [ 5 ] Некоторые из выживших ошибочно утверждали, что на нее напали две подводные лодки. [ 5 ] I-10 вернулся на Пенанг 30 июля 1942 года. [ 5 ]
Август – октябрь 1942 г.
[ редактировать ]I-10 вылетела из Пенанга 1 августа 1942 года и направилась в Йокосуку, которой достигла 12 августа. [ 5 ] Она оставалась в Японии до 21 октября 1942 года, когда покинула Йокосуку и направилась к атоллу Трук . Она прибыла в Трук 27 октября 1942 года. [ 5 ]
Кампания на Гуадалканале
[ редактировать ]Кампания на Гуадалканале началась с морской пехоты США высадки на Гуадалканале на юго-востоке Соломоновых островов 7 августа 1942 года. [ 5 ] Пока И-10 находилась в Труке, 31 октября 1942 года ее перевели в патрульное подразделение «С». [ 5 ] 24 ноября 1942 года он отправился из Трука для патрулирования у Сан-Кристобаля в поддержку атаки миниатюрной подводной лодки на корабли союзников на Лунгга-Роудс у северного побережья Гуадалканала. [ 5 ] [ 1 ] Она вернулась в Трук 18 декабря 1942 года. [ 5 ]
Третий военный патруль
[ редактировать ]Имея на борту гидросамолет Yokosuka E14Y1 (сообщаемое союзниками название «Глен»), I-10 вылетел из Трука 5 января 1943 года, получив приказ атаковать корабли союзников к югу от Соломоновых островов и провести разведку Нумеа на Гранд-Терре в Новой Каледонии и Новой Зеландии. Воды Зеландии и Торресова пролива . [ 5 ] Она прошла к востоку от Соломоновых островов 10 января. [ 5 ] 16 января в 80 морских милях (150 км; 92 миль) к юго-юго-востоку от Нумеа она увидела то, что она определила как авианосец в сопровождении двух эсминцев , и предприняла попытку преследования и атаки, но ей не удалось занять хорошую позицию для атаки, и все ее торпеды промахнулись. [ 5 ] 20 января 1943 года в 00:15 она увидела то, что она определила как транспорт без сопровождения к югу от Нумеа. [ 5 ] а 23 января в 00:20 она заметила два эсминца к востоку от Нумеа. [ 5 ] После наступления темноты 24 января она запустила свой гидросамолет для разведывательного полета над районом Нумеа - в то время, когда министр военно-морских сил США Фрэнк Нокс и главнокомандующий Тихоокеанским флотом США Честер В. Нимиц Командующего Южно-Тихоокеанского региона были в Нумеа на конференции [ 5 ] — а в 01:00 25 января его экипаж сообщил, что видел несколько линкоров , крейсеров , эсминцев и транспортов. в гавани [ 5 ]
30 января 1943 года I-10 находился в Коралловом море в 115 морских милях (213 км; 132 миль) к югу от маяка Амеди на острове Амеди в Новой Каледонии, когда она столкнулась с американским водоизмещением 7176 регистровых тонн кораблем «Либерти» SS Samuel Gompers с одиночная торпеда в корме в 04:49. [ 5 ] Samuel Gompers , который следовал из Нумеа в Ньюкасл , Новый Южный Уэльс , Австралия , пострадал от взрыва и затонул в 04:54. 24 ° 28'ю.ш., 166 ° 20' в.д. / 24,467 ° ю.ш., 166,333 ° в.д. . [ 5 ] Около 14:00 9 февраля 1943 года И-10 выпустила торпеды по транспорту без сопровождения, но торпеды прошли под кораблем, не взорвавшись. [ 5 ] 10 февраля в 05:42 он атаковал другой транспорт в этом районе, но не смог занять хорошую огневую позицию, и все ее торпеды не попали. [ 5 ]
I-10 прибыл у Окленда , Новая Зеландия, 14 февраля 1943 года и у Веллингтона , Новая Зеландия, 16 февраля. [ 5 ] 22 февраля радиоразведка союзников перехватила несколько передач I-10 и на их основе оценила, что I-10 собиралась пройти через пролив Кука , не осознавая, что она уже прошла через пролив более недели назад. [ 5 ] Поиск Королевскими ВВС Новой Зеландии I -10 в районе пролива Кука ничего не дал. [ 5 ]
И-10 атаковала транспорт в 10:50 27 февраля 1943 года, но торпеды промахнулись. [ 5 ] Однако 1 марта 1943 года ей удалось торпедировать американский танкер водоизмещением 7141 тонну SS Gulfwave на Новых Гебридских островах . 20 ° 30'ю.ш., 174 ° 45' в.д. / 20,500 ° ю.ш., 174,750 ° в.д. . [ 5 ] Gulfwave Экипаж и отряд вооруженной гвардии ВМС США не пострадали, а танкер своим ходом прибыл в порт Сува на островах Фиджи. [ 5 ] [ 17 ] [ 18 ] После рекогносцировки Торресова пролива 5 марта [ 5 ] И-10 направилась обратно в Трук, куда добралась 10 марта 1943 года. [ 5 ]
Март – июнь 1943 г.
[ редактировать ]I-10 стартовала из Трука 15 марта 1943 года и взяла курс на Сасебо , Япония, куда прибыла 21 марта для прохождения ремонта. [ 5 ] Собрав их, она покинула Сасебо 17 мая 1943 года и направилась во Внутреннее море Сето для тренировок, где с 17 по 19 мая участвовала в учениях по дозаправке в Иёнада с подводной лодкой I-8 . [ 5 ] который был выбран для выполнения Янаги миссии , путешествия туда и обратно между Японией и немцами оккупированной Францией. [ 19 ] И-10 прибыл в Куре 26 мая 1943 года. [ 5 ]
1 июня 1943 года I-10 покинул Куре вместе с I-8 и тендером подводных лодок Hie Maru . [ 5 ] Три судна проследовали в залив Саэки , затем 2 июня покинули залив Саэки и направились в Пенанг, куда I-10 прибыл 12 июня 1943 года. [ 5 ] и стал флагманом 8-й эскадрильи подводных лодок. [ 5 ]
Четвертый военный патруль
[ редактировать ]27 июня 1943 года I-10 покинул Пенанг с командиром 8-й эскадрильи подводных лодок контр-адмиралом Нобору Ишизаки на борту, чтобы начать свое четвертое военное патрулирование в компании с I-8 , который начинал следующий этап своего путешествия с миссией Янаги на Франция. [ 5 ] [ 19 ] И-10 дозаправился И-8 в 04 ° 53'ю.ш., 087 ° 20' в.д. / 4,883 ° ю.ш., 87,333 ° в.д. 1 июля и снова в 22 ° 25'ю.ш., 076 ° 15' в.д. / 22,417 ° ю.ш., 76,250 ° в.д. , 6 июля 1943 года, прежде чем две подводные лодки разошлись, I-8 отправилась в путь во Францию. [ 5 ] [ 19 ] и I-10 начинает противокорабельную операцию в Индийском океане. 22 июля 1943 года в Аденском заливе И -10 водоизмещением 7634 тонны . норвежский танкер «Алсидес» поразил двумя торпедами [ 5 ] Alcides , который совершал рейс из Абадана , Иран , во Фримантл , Австралия, затонул. 03 ° ю.ш. , 068 ° в.д. / 3 ° ю.ш., 68 ° в.д. . [ 5 ] I-10 взял , на борт капитана Алсидеса , радиста и второго помощника капитана и они оставались военнопленными в Японии до тех пор, пока не были освобождены американскими войсками 29 августа 1945 года. [ 5 ] I-10 вернулся на Пенанг 4 августа 1943 года . [ 5 ]
Пятый военный патруль
[ редактировать ]Съемочная группа из пяти человек приступила к съемкам пропагандистского фильма « Гочин!». (« Затонул! ») и гидросамолетом Yokosuka E14Y1 (союзное обозначение «Глен») на борту, I-10 покинула Пенанг в 16:00 2 сентября 1943 года и направилась обратно в Индийский океан, чтобы начать свое пятое военное патрулирование. [ 5 ] выделили район патрулирования в Аденском заливе . 14 сентября он торпедировал и потопил норвежский танкер брутто водоизмещением 6361 тонну «Брамора », который перевозил нефть из Бандар-Аббаса иранского в Мельбурн , Австралия, к юго-западу от архипелага Чагос . 06 ° 00'N 067 ° 00'E / 6,000 ° N 67,000 ° E . [ 5 ] На рассвете 20 сентября 1943 года ее гидросамолет совершил разведывательный полет над островом Перим в Баб-эль-Мандебе, чтобы расследовать сообщение о том, что союзники построили там аэродром, но его экипаж не нашел аэродрома на острове. [ 5 ]
I-10 вернулась в Аденский залив, где около 02:00 24 сентября 1943 года она заметила американский корабль «Либерти» водоизмещением 7634 тонны SS Elias Howe в 75 морских милях (139 км; 86 миль) к юго-востоку от Адена . [ 5 ] В 03:12 она выпустила две торпеды, одна из которых попала в Элиаса Хоу , убив двух мужчин в ее машинном отделении и вызвав большой пожар. [ 5 ] Элиас Хоу передал сигнал SOS . [ 5 ] И-10 всплыл и поразил Элиаса Хоу еще одной торпедой, а через 15 минут после второго попадания взрывчатка на борту Элиаса Хоу взорвалась. [ 5 ] Элиас Хоу затонул кормой 11 ° 40' с.ш., 044 ° 35' в.д. / 11,667 ° с.ш., 44,583 ° в.д. . [ 5 ] Королевского флота Вооруженный траулер HMS Aiglon и гидросамолет спасли Элиаса Хоу . выживших [ 5 ]
Около 16:30 1 октября 1943 года I-10 заметил конвой союзников, направлявшийся на запад со скоростью 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час), и пустился в погоню. в Аденском заливе [ 5 ] водоизмещением 4836 тонн Она выпустила три торпеды по норвежскому вооруженному торговому кораблю SS Storviken , который перевозил груз угля из Момбасы в Британской Восточной Африке в Аден. [ 5 ] Две торпеды попали в «Сторвикен» по правому борту, и он затонул у кормы. 11 ° 4'N 048 ° 07'E / 11,067 ° N 48,117 ° E . [ 5 ] И-10 взяла в плен двух членов своего экипажа. [ 5 ]
Около 16:10 4 октября 1943 года I-10 уловил звук нескольких винтов во время погружения в Аденский залив и вскоре заметил конвой AP-47, состоящий из девяти торговых судов, следовавших из Адена в Абадан в сопровождении двух эсминцев. [ 5 ] И-10 преследовал конвой, всплывший после захода солнца. [ 5 ] Когда в 140 морских милях (259 км; 161 миль) к северо-западу от мыса Гуардафуи , самой северной оконечности Британского Сомалиленда , в 05:10 5 октября он выпустил три торпеды по перекрывающимся целям на дальности 6340 ярдов (5800 м), затем нырнул на высоту 390 футов (119 м). [ 5 ] водоизмещением 9057 тонн Одна торпеда попала в норвежский вооруженный танкер SS Anna Knudsen по правому борту . 14 ° 20'N 050 ° 47'E / 14,333 ° N 50,783 ° E . По мере того как сильное наводнение прогрессировало, ее хозяин приказал команде покинуть корабль, но команда вернулась к Анне Кнудсен , когда наводнение утихло. [ 5 ] Тем временем экипаж I-10 сообщил, что слышал три громких взрыва, за которыми последовали звуки разбивки, указывающие на затопление одного или нескольких кораблей, и заявил, что затонуло три торговых судна. [ 5 ] И-10 получила незначительные повреждения машинного отделения во время короткой глубинной атаки сопровождения конвоя. [ 5 ]
В Индийском океане недалеко от атолла Адду 24 октября 1943 года в 11:25 И-10 регистровой тонны выпустил две торпеды по британскому вооруженному теплоходу водоизмещением 4533 , следовавшему из Калькутты в Британской Индии в Дурбан, Юг. Африка, перевозящая 8700 тонн генеральных грузов. [ 5 ] Обе торпеды промахнулись, поэтому I-10 всплыл и открыл стрельбу, вызвав пожар на борту «Конгеллы» . [ 5 ] Конгеллы покинул корабль, и он затонул. Экипаж 01 ° 02' с.ш., 071 ° 14' в.д. / 1,033 ° с.ш., 71,233 ° в.д. . [ 5 ] И-10 взяла в плен ее радистку. [ 5 ] Британский китобойный корабль «Окапи» и две Королевских ВВС «Каталина» летающие лодки спасли еще 37 выживших. [ 5 ] При его затоплении погибли три артиллериста и 25 членов экипажа. [ 5 ] I-10 завершила свое патрулирование возвращением на Пенанг 30 октября 1943 года. [ 5 ]
Ноябрь 1943 г. – февраль 1944 г.
[ редактировать ]I-10 вылетела из Пенанга 5 ноября 1943 года, зашла в Сингапур с 7 ноября по 7 декабря 1943 года, а затем проследовала в Сасебо, которого достигла 16 декабря 1943 года. [ 5 ] Он прошел ремонт и капитальный ремонт в Сасебо, во время которого 1 января 1944 года был придан непосредственно штабу 6-го флота. [ 5 ] Когда ремонт был завершен, I-10 3 февраля 1944 года вылетел из Сасебо и направился в Трук. [ 5 ] 9 февраля 1944 года радиоотряд флота в Мельбурне (FRUMEL) , подразделение радиоразведки союзников в Мельбурне, Австралия, расшифровало японское сообщение, в котором сообщалось, что I-10 прибудет в Трук через Северный канал 10 февраля 1944 года, но она прибыла благополучно. в Труке 10 февраля, несмотря на то, что союзники знали о ее расписании. [ 5 ]
Операция Град
[ редактировать ]Во время I-10 пребывания в Труке 58-я оперативная группа провела операцию «Хейлстоун» — крупную атаку на Трук авианосной авиацией при поддержке противокорабельных зачисток вокруг атолла надводными военными кораблями. ВМС США 17 и 18 февраля 1944 года [ 5 ] И-10 В первый день рейда потеряла трех убитых, двоих раненых и получила незначительные повреждения, но она и подводные лодки Ро-36 и Ро-42 вышли в море 17 февраля в попытке перехватить атакующие корабли. [ 5 ] [ 20 ] И-10 искал их к востоку от Дублона (известного японцам как Нацусима). [ 5 ] безуспешно и вернулся в Трук.
Шестой военный патруль
[ редактировать ]I-10 вылетел из Трука в свой шестой военный патруль 25 февраля 1944 года, намереваясь действовать у западного побережья США. [ 5 ] Однако 4 марта 1944 года он получил повреждения в результате атаки глубинной бомбы в Тихом океане к востоку от атолла Мили и был вынужден прервать патрулирование. [ 5 ] Она прибыла в Йокосуку 20 марта 1944 года для ремонта. [ 5 ] E27 Type 3 радар-детектор и гидролокатор Type 3. Пока она находилась в ремонте, рабочие, вероятно, установили на нее [ 5 ]
Седьмой военный патруль
[ редактировать ]После завершения ремонта I-10 покинула Йокосуку 4 мая 1944 года с гидросамолетом Yokosuka E14Y1 (союзное обозначение «Глен»), отправившимся в седьмой военный патруль, которому была назначена зона патрулирования в Тихом океане к востоку от Маршалловых островов . [ 5 ] После наступления темноты 12 июня 1944 года ее гидросамолет провел разведку стоянки американского флота на атолле Маджуро , но шесть дней назад американский экспедиционный корпус покинул Маджуро, и экипаж самолета не нашел там кораблей. [ 5 ] [ 21 ] По возвращении на И-10 гидросамолет перевернулся и погиб, хотя И-10 восстановил свой экипаж. [ 5 ] [ 21 ]
13 июня 1944 года главнокомандующий Объединенным флотом адмирал Соэму Тойода Го» по обороне Марианских островов и приказал главнокомандующему 6-го флота вице-адмиралу Такео Такаги активировал операцию «А - Сайпан , чтобы перебросить все подводные лодки 6-го флота на Марианские острова. [ 5 ] Такаги, в свою очередь, приказал всем 18 имеющимся подводным лодкам, включая И-10 , развернуться восточнее Марианских островов. [ 5 ] Кампания на Марианских островах началась 15 июня 1944 года с высадки США на Сайпане, начав битву при Сайпане и нарушив связь с Такаги, поэтому командир 7-й эскадрильи подводных лодок контр-адмирал Нобору Овада принял временное командование 6-м флотом и приказал всем, кроме шести подводных лодок уйти с Марианских островов. [ 5 ] И-10 был среди шести, которым было приказано остаться. [ 5 ]
24 июня 1944 года Объединенный флот приказал Оваде эвакуировать Такаги и его штаб из их штаба на восточном побережье Сайпана. [ 5 ] В то время I-10 действовала к востоку от Сайпана, поэтому Овада приказал ей провести эвакуацию. [ 5 ] в 12:00 по японскому стандартному времени 28 июня 1944 года I-10 сообщила, что находилась в 40 морских милях (74 км; 46 миль) к северо-востоку от Сайпана и не нашла возможности прорваться через кордон американских кораблей у Сайпана, чтобы достичь Такаги и его команда. [ 5 ] Японцы больше никогда о ней не слышали и 2 июля 1944 года объявили ее предположительно пропавшей у Сайпана со всеми 103 руками. [ 5 ]
Потеря
[ редактировать ]На самом деле И-10 еще не погибла 2 июля, но просуществовала она недолго. В 17:02 4 июля 1944 года оперативная группа 50.17 ВМС США в составе шести танкеров и эскортного авианосца USS Breton (CVE-23) дозаправлялась в море в 110 морских милях (200 км; 130 миль) к северо-востоку от Сайпана, когда эсминец эскортный военный корабль США « Риддл » (DE-185) установил звуковой контакт с затопленной подводной лодкой по курсу 250 градусов на расстоянии 1900 ярдов (1740 м). [ 5 ] Пока оперативная группа совершила экстренный поворот влево, Риддл быстро сбросил пять глубинных бомб. [ 5 ] Затем Риддл начал подход для новой атаки, но подводная лодка свернула в след за кораблями отходящей оперативной группы, и Риддл потерял контакт в турбулентности. [ 5 ]
Через 18 минут Риддл восстановил контакт на расстоянии 1250 ярдов (1140 м). [ 5 ] Она выпустила три снаряда Hedgehog , но подводная лодка нырнула глубже и агрессивно маневрировала, уклоняясь от снарядов. [ 5 ] В 18:12 Риддл предпринял еще одну атаку с полным набором глубинных бомб, готовых взорваться глубоко, но безрезультатно. [ 5 ]
Риддл передал расчетную дальность, пеленг и курс подводной лодки эсминцу USS David W. Taylor (DD-551) , который установил контакт с подводной лодкой в 18:22. [ 5 ] Дэвид В. Тейлор сбросил 11 глубинных бомб, которые должны были взорваться на средней глубине. [ 5 ] Риддл собиралась начать новую атаку, когда в 18:28 прямо перед ней произошел сильный подводный взрыв. [ 5 ] Ни один из кораблей больше не контактировал, и к закату нефть и обломки достигли поверхности. 15 ° 26' с.ш., 147 ° 48' в.д. / 15,433 ° с.ш., 147,800 ° в.д. . [ 5 ] Это ознаменовало гибель И-10 . [ 22 ] 5 июля 1944 года нефтяное пятно распространилось на 9 морских миль (17 км; 10 миль) по ветру от точки атаки. [ 5 ]
Японцы исключили И-10 из списков ВМФ 10 октября 1944 года. [ 5 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б I-10 ijnsubsite.com 10 июля 2018 г. По состоянию на 20 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Баньяско, с. 188
- ^ Шено, с. 200
- ^ Jump up to: а б с Карпентер и Дорр, с. 101
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что CB копия компакт-диск Этот см. cg ч Там СиДжей ск кл см CN со КП cq кр CS КТ с резюме cw сх сай чешский и БД округ Колумбия дд из дф дг д Из диджей дк дл дм дн делать дп дк доктор дс дт из дв ДВ дх ты дз из Эб ЕС Эд да если например ага нет ej я он в в там эп. экв. является является И Евросоюз этот Вон тот бывший эй Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (18 марта 2017 г.). «Подводная лодка IJN I-10: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 21 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Прейндж, Гордон В., «На рассвете мы спали: нерассказанная история Перл-Харбора», Penguin Books, Нью-Йорк, Нью-Йорк, 1981, номер карточки Библиотеки Конгресса 82-5896, ISBN 0-14-00-6455-9 , стр. 431.
- ^ Jump up to: а б Эдвардс, с. 4.
- ^ Эдвардс, стр. 4, 230.
- ^ Эдвардс, с. 230.
- ^ Jump up to: а б с Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (1 августа 2016 г.). «Подводная лодка IJN I-9: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 17 декабря 2021 г.
- ^ Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (1 марта 2016 г.). «Подводная лодка IJN И-26: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 20 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2017). «Подводная лодка IJN I-20: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 19 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2017). «Подводная лодка IJN И-18: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 19 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (20 июля 2017 г.). «Подводная лодка IJN И-16: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 19 августа 2020 г.
- ^ Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2012). «Подводная лодка IJN I-30: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 18 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Ригге, Саймон (1980). Война на аванпостах . Чикаго, Time-Life Books, стр. 107–108,
- ^ [1] , История Второй мировой войны.
- ^ [2] , История Второй мировой войны.
- ^ Jump up to: а б с Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (1 июля 2016 г.). «Подводная лодка IJN I-8: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2017). «Подводная лодка IJN RO-36: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 20 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Морисон, Сэмюэл Элиот, «История военно-морских операций США во Второй мировой войне: Том восьмой - Новая Гвинея и Марианские острова, март 12944 г. - август 1944 г.», Little, Brown and Company, Бостон, 1953, 1989 г., карточка Библиотеки Конгресса № 53. -7298, стр. 229.
- ^ Бойд и Ёсида, с. 209
Ссылки
[ редактировать ]- Баньяско, Эрминио (1977). Подводные лодки Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-962-6 .
- Бойд, Карл и Ёсида, Акикико (2002). Японские подводные силы и Вторая мировая война . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-015-0 .
- Карпентер, Дорр Б. и Полмар, Норман (1986). Подводные лодки Императорского флота Японии 1904–1945 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-396-6 .
- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2012). «Подводная лодка IJN I-10: Табличная запись движения» . СЕНСУИКАН! Истории и боевые истории подводных лодок IJN . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 18 августа 2015 г.
- Эдвардс, Бернард (1997). Кровь и бусидо: зверства японцев на море 1941–1945 гг . Нью-Йорк: Кирпичная башня P0ress. ISBN 1-883283-18-3 .
- Хасимото, Мочицура (1954). Затонул: История японского подводного флота 1942–1945 гг . Коулгрейв, EHM (переводчик). Лондон: Касселл и компания. АСИН B000QSM3L0.
- Стилле, Марк (2007). Подводные лодки Императорского флота Японии, 1941-45 гг . Новый Авангард. Том. 135. Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-84603-090-1 .
- Подводные лодки типа А1
- корабли 1939 года
- Подводные лодки Японии времен Второй мировой войны.
- Инциденты с дружественным огнем во время Второй мировой войны
- Японские подводные лодки, потерянные во время Второй мировой войны
- Японские военные преступления
- Морские инциденты в декабре 1941 г.
- Морские инциденты в июле 1944 г.
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Тихом океане
- Корабли постройки Kawasaki Heavy Industries
- Подводные лодки, потопленные военными кораблями США
- Боевые корабли, потерянные в бою со всеми руками
- Подводные лодки потеряны со всеми руками