Пролив Кука
Пролив Кука | |
---|---|
Маори : Те Моана-о-Раукава | |
![]() Вид с вершины горы Каукау через пролив Кука на пролив Мальборо вдалеке. | |
Координаты | 41 ° 13'46 "ю.ш. 174 ° 28'59" в.д. / 41,22944 ° ю.ш. 174,48306 ° в.д. |
бассейна Страны | Новая Зеландия |
Мин. ширина | 22 км (14 миль) |
Средняя глубина | 128 м (420 футов) |
Внешние видео | |
---|---|
![]() – Ютуб |
Пролив Кука ( маори : Те Моана-о-Раукава ) — пролив , разделяющий Северный и Южный острова Зеландии Новой . Пролив соединяет Тасманово море на северо-западе с южной частью Тихого океана на юго-востоке. Его ширина в самом узком месте составляет 22 километра (14 миль). [1] и считается одной из самых опасных и непредсказуемых вод в мире. [2] Регулярные паромные перевозки курсируют через пролив между Пиктоном в Мальборо-Саундс и Веллингтоном .
Пролив назван в честь Джеймса Кука , первого европейского полководца, проплывшего через него в 1770 году. [3] На языке маори оно называется Те Моана-о-Раукава , что означает Море Раукава . Раукауа — разновидность древесного кустарника, произрастающего в Новой Зеландии. [4]
История
[ редактировать ]Примерно 18 000 лет назад, во время последнего ледникового максимума , когда уровень моря был более чем на 100 метров ниже современного уровня, пролив Кука был глубокой гаванью Тихого океана, отделенной от Тасманова моря обширными прибрежными равнинами, образовавшимися в заливе Южный Таранаки. который соединял Северный и Южный острова. Уровень моря начал повышаться 7000 лет назад, в конечном итоге разделив острова и соединив пролив Кука с Тасмановым морем. [5]
Согласно легенде маори , пролив Кука был открыт Купе мореплавателем . Купэ преследовал на своем каноэ чудовищного осьминога по имени Те Уике-а-Мутуранги через пролив Кука и уничтожил его в проливе Тори или в Патеа .
Когда голландский исследователь Абель Тасман впервые увидел Новую Зеландию в 1642 году, он подумал, что пролив Кука — это бухта, закрытая с востока. Он назвал его «Бухтой Зихэна» в честь «Зихэна» , одного из двух кораблей его экспедиции. В 1769 году Джеймс Кук установил, что это пролив , образующий судоходный водный путь.
Пролив Кука привлекал европейских поселенцев в начале 19 века. Из-за того, что он использовался в качестве маршрута миграции китов , китобои основали базы в проливах Мальборо и в районе Капити . [6] [7] С конца 1820-х до середины 1960-х годов остров Арапаоа был базой для китобойного промысла в Саундах. Перано-Хед на восточном побережье острова был главной китобойной станцией в этом районе. Дома, построенные семьей Перано, сейчас используются как туристические объекты. [8]
В 1820-х годах Те Раупараха возглавил миграцию маори, а также завоевание и заселение региона пролива Кука.
С 1840 г. возникли новые постоянные поселения, сначала в Веллингтоне, затем в Нельсоне и Уонгануи (Петре). В этот период поселенцы видели пролив Кука в более широком смысле, чем сегодняшние новозеландцы, ориентированные на паром: для них пролив простирался от Таранаки до мыса Кэмпбелл , поэтому все эти ранние города группировались вокруг «Пролива Кука» (или «Пролива Кука», в использование того времени до Географического совета) как центральный объект и центральный водный путь новой колонии.
В 1866 году в проливе Кука был проложен первый телеграфный кабель, соединивший телеграфную систему Южного острова с Веллингтоном. [9] [10]

Между 1888 и 1912 годами дельфин Риссо по имени Пелорус Джек прославился тем, что встречал и сопровождал корабли вокруг пролива Кука. Пелорус Джек обычно был замечен в заливе Адмиралтейства между мысом Фрэнсис и Коллинет-Пойнт, недалеко от Французского перевала , канала, используемого кораблями, курсирующими между Веллингтоном и Нельсоном. Пелорус Джека также помнят после того, как на него было совершено неудавшееся покушение. Позже он был защищен законом Новой Зеландии 1904 года.
Временами, когда Новая Зеландия опасалась вторжения, различные прибрежные укрепления для защиты пролива Кука строились . Во время Второй мировой войны на Райтс-Хилл за Веллингтоном были построены две артиллерийские установки калибра 23 см (9,1 дюйма). Эти орудия могли иметь дальность действия 28 километров (17 миль) через пролив Кука. Кроме того, тринадцать орудийных установок калибра 15 см (6 дюймов) были построены вокруг Веллингтона, вдоль побережья Макара и у входа в пролив Мальборо. Остатки большинства этих укреплений можно увидеть до сих пор.
Маяк Пенкарроу-Хед был первым постоянным маяком, построенным в Новой Зеландии. Его первая смотритель, Мэри Джейн Беннетт, была единственной женщиной-смотрительницей маяка в истории Новой Зеландии. Свет был выведен из эксплуатации в 1935 году, когда его заменил маяк Бэринг-Хед .
Ряд кораблей потерпел крушение со значительными человеческими жертвами, например, « Мария» в 1851 году. [11] Город Данидин в 1865 году, [12] Сент -Винсент в 1869 году, [11] Ластингем , в 1884 году [13] СС Пингвин в 1909 году [14] и TEV Wahine в 1968 году.
Хронология
[ редактировать ]
- Согласно легенде маори, мифический мореплаватель Купе следует на своем каноэ за осьминогом Те Уике-а-Мутуранги через Те Моана о Раукава, пролив Кука.
- 1642: Абель Тасман принял пролив Кука за бухту .
- 1769: Джеймс Кук установил, что это пролив .
- 1822: Нгати Тоа мигрировал в район пролива Кука под предводительством Те Раупарахи .
- открыта китобойная станция 1831: В проливе Тори .
- 1851: Барк «Мария» разбился о скалы у мыса Теравити , погибло 28 человек.
- 1855: Сильное землетрясение по обе стороны пролива Кука.
- 1865: Колёсный пароход «Сити оф Данидин» затонул в проливе Кука, погибло от 50 до 60 человек.
- 1866: Проложен подводный телеграфный кабель в проливе Кука. [9]
- 1869: Сент-Винсент потерпел крушение в заливе Паллисер , погибло 20 человек.
- 1879: «Кенгуру» проложил первый телеграфный кабель через пролив Кука.
- 1884: Ластингем потерпел крушение у мыса Джексон , погибло 18 человек.
- 1904: Пелорус Джек оказался под защитой закона Новой Зеландии.
- 1909: SS Penguin потерпел крушение в проливе Кука, погибло 75 человек. [14]
- 1920: Первый полет самолета через пролив Кука. [15]
- 1935: Начало воздушного сообщения через пролив Кука.
- 1962: Открыто железнодорожное паромное сообщение через пролив Кука.
- 1962: Барри Девенпорт переплывает пролив.
- 1964: Проложены силовые кабели в проливе Кука.
- 1968: TEV Wahine потерпел крушение у входа в гавань Веллингтона, погибли 53 человека.
- 1975: Первое пересечение воздушного шара, совершенное Роландом Парсонсом и Рексом Бреретоном. [16]
- 1975: Линн Кокс стала первой женщиной, переплывшей пролив. [17]
- 1979: Пол Каффин пересек пролив на морском каяке .
- 1984: Филип Раш переплыл пролив в обе стороны.
- 1984: Меда Маккензи стала первой женщиной, переплывшей пролив в обе стороны.
- 1990: Стивен Прист совершил первое и двойное пересечение на судне на воздушной подушке. [18]
- 1991: Проложено пять новых силовых и коммуникационных кабелей.
- 1994: Через пролив Кука начала работу первая скоростная паромная переправа.
- 2002: Проложены еще два кабеля связи.
- 2005: Списанный фрегат HMNZS Wellington был затоплен у берегов Веллингтона как искусственный риф.
- получила разрешение 2008: Компания Neptune Power на установку экспериментальной подводной приливной турбины стоимостью 10 миллионов долларов, способной производить один мегаватт.
- 2008: Energy Pacifica подает заявку на получение разрешения на установку до 10 морских турбин, каждая из которых может производить до 1,2 МВт, возле входа в пролив Кука в канал Тори.
- 2013: Первое пересечение параплана, совершенное Мэттом Стэнфордом. [19]
- 2013: Два сильных землетрясения силой 6,5 и 6,6 баллов по шкале Рихтера произошли в проливе Кука, нанеся значительный ущерб городу Седдон и незначительный или умеренный ущерб Веллингтону.
- 2021: Первый полет электросамолета через пролив Кука, от аэродрома Омака до аэропорта Веллингтона , совершил Гэри Фридман на Pipistrel Alpha Electro . [20] [21]
География
[ редактировать ]Пролив проходит в общем направлении с северо-запада на юго-восток, с Южным островом на западной стороне и Северным островом на востоке. В самом узком месте 22 километра (14 миль) отделяют мыс Теравити на Северном острове от мыса Перано на острове Арапаоа в проливе Мальборо. [1] Мыс Перано на самом деле находится севернее мыса Теравити. В хорошую погоду пролив хорошо виден.
Западное побережье (Южный остров) простирается на 30 километров (19 миль) вдоль Облачного залива , мимо островов и входов в пролив Мальборо . Восточное побережье (Северный остров) простирается на 40 километров (25 миль) вдоль залива Паллисер , пересекает вход в гавань Веллингтона , проходит мимо некоторых пригородов Веллингтона и продолжается еще 15 километров (9,3 мили) до пляжа Макара .
Братья — это группа крошечных островов в проливе Кука у восточного побережья острова Арапаоа. Остров Норт-Бразер в этой небольшой цепочке является убежищем для редкой туатары с острова Бразерс , а на самом большом из островов находится маяк острова Бразерс.
Берега пролива Кука с обеих сторон в основном состоят из крутых скал. Пляжи Клауди-Бей , Клиффорд-Бей и Паллисер-Бей плавно опускаются на глубину до 140 метров (460 футов), где находится более или менее обширное подводное плато. В остальном рельеф дна сложный. На востоке находится каньон пролива Кука с крутыми стенами, спускающимися на восток в батиальные глубины желоба Хикуранги . На северо-западе находится бассейн Нэрроуз, глубина воды которого составляет 300 и 400 метров (980 и 1310 футов). Рыбацкая скала в северной части бассейна Нэрроуз возвышается на несколько метров от отлива и отмечена волнами, разбивающимися в ненастную погоду. Относительно неглубокая подводная долина лежит через северную оконечность проливов Мальборо. Рельеф дна особенно неровный у побережья Южного острова, где наличие островов, подводных скал и источников звуков создают сильные водовороты. [1] Пролив имеет среднюю глубину 128 метров (420 футов).
Океанография
[ редактировать ]
В водах пролива Кука преобладают сильные приливные течения . Приливный поток через пролив Кука необычен тем, что высота прилива на концах пролива почти точно не совпадает по фазе друг с другом, поэтому высокая вода на одной стороне встречается с низкой водой на другой. [22] Это связано с тем, что основной компонент лунного прилива M2 происходит примерно два раза в день (фактически 12,42 часа). [23] вращается вокруг Новой Зеландии против часовой стрелки и находится в противофазе на каждом конце пролива (см. анимацию справа). Со стороны Тихого океана прилив происходит на пять часов раньше, чем со стороны Тасманова моря. С одной стороны — прилив, с другой — отлив. Разница в уровне моря может вызвать приливные течения со скоростью до 2,5 метров в секунду (5 узлов) через пролив Кука. [24] [25]
Существует множество компьютерных моделей приливного течения через пролив Кука. Хотя приливные компоненты легко реализовать, [26] остаточный поток смоделировать сложнее. [27] Вероятно, самым плодовитым океанографом, исследовавшим пролив, был Рон Хит из Океанографического института Новой Зеландии . Он провел ряд исследований, включая анализ приливов и отливов. [28] который выявил наличие в регионе «виртуального амфидрома». Хит также дал количественную оценку времени «остаточного течения» (т.е. чистого течения после усреднения приливного влияния) в проливе. [29] Это по-прежнему является темой исследований с использованием компьютерного моделирования в сочетании с большими наборами данных для уточнения оценки. [30]
Несмотря на сильные течения, в центре пролива изменение высоты прилива практически нулевое. Вместо приливной волны, текущей в одном направлении в течение шести часов, а затем в обратном направлении в течение шести часов, конкретная волна может длиться восемь или десять часов с ослаблением обратной волны. В особо бурных погодных условиях обратный нагон может быть нейтрализован, и течение может оставаться в одном направлении в течение трех периодов нагона и дольше. Это указано на морских картах региона. [31] Кроме того, подводные хребты, отходящие от побережья, усложняют течение и турбулентность океана. [32] Значительные уровни турбулентности сравнивают с теми, которые наблюдаются в Гибралтарском проливе и Сеймурском проливе в Британской Колумбии . [33]
Приливная сила
[ редактировать ]Электрическая мощность, вырабатываемая приливными морскими турбинами, изменяется пропорционально кубу скорости прилива. Поскольку скорость прилива удваивается, во время весенних приливов вырабатывается в восемь раз больше приливной энергии, чем во время приливов. [25] Пролив Кука был признан потенциально отличным источником приливной энергии. [34]
В апреле 2008 года компания Neptune Power получила разрешение на установку экспериментальной подводной турбины с приливными потоками стоимостью 10 миллионов долларов , способной производить один мегаватт. Турбина была спроектирована в Великобритании и должна была быть построена в Новой Зеландии и размещена на глубине 80 метров (260 футов) в 4,5 км (2,8 мили) к югу от мыса Синклер, в водах, известных как «разрыв Карори». Компания заявила, что приливных движений в проливе Кука достаточно для выработки 12 ГВт электроэнергии, что более чем в полтора раза превышает текущие потребности Новой Зеландии. [35] [36] [37] [25] На практике можно было использовать лишь часть этой энергии. [38] По состоянию на октябрь 2016 года эта турбина не была построена, и веб-сайт Neptune Power является пустым местом без каких-либо дальнейших объявлений.
На другой стороне пролива Energy Pacifica подала заявку на получение разрешения на установку до 10 морских турбин, каждая из которых способна производить до 1,2 МВт, возле входа в пролив Кука в канал Тори . Компания заявила, что канал Тори является оптимальным местом со скоростью приливного течения 3,6 метра в секунду (12 футов/с) и лучшим сочетанием батиметрии и доступности к электросети. [25] Однако, несмотря на подтверждение с помощью компьютерного моделирования, [39] ни одного проекта не было.
Кабели
[ редактировать ]Кабели электропередачи и связи соединяют Северный и Южный острова через пролив Кука, которыми управляет компания Transpower . [40]
Три подводных силовых кабеля пересекают пролив Кука между заливом Отеранга на Северном острове и Файтинг-Бей на Южном острове как часть межостровной линии HVDC , которая обеспечивает электрическую связь между Бенмором на Южном острове и Хейвордом на Северном острове. Каждый кабель работает при напряжении 350 кВ и может передавать до 500 МВт, при этом для полюса 2 линии используется один кабель, а для полюса 3 — два кабеля. Общая мощность линии составляет 1200 МВт (500 МВт на опоре 2 и 700 МВт на опоре 3). Кабели прокладываются на морском дне в пределах юридически определенной зоны, называемой зоной защиты кабеля (ЗЗК). Ширина ЗЗЗ составляет около 7 километров (4 мили) на большей части ее длины, сужаясь там, где она приближается к терминалам на каждом берегу. Рыболовная деятельность и стоянка лодок на территории ЗЗ запрещены. [40]
Оптоволоконные кабели передают телекоммуникации через пролив Кука, которые используются основными телекоммуникационными компаниями Новой Зеландии для внутреннего и коммерческого трафика, а также компанией Transpower для управления линией HVDC.
Морская жизнь
[ редактировать ]Пролив Кука является важной средой обитания для многих видов китообразных . Несколько дельфинов ( афалина , обыкновенный , сумрачный ) часто посещают этот район вместе с косатками и эндемичными дельфинами Гектора . Киты-гринда с длинными плавниками часто массово выбрасываются на берег в бухте Золотой залив . Знаменитый Пелорус Джек был дельфин замечен в сопровождении кораблей в период с 1888 по 1912 год, хотя этот вид не является частым гостем в водах Новой Зеландии. крупные мигрирующие киты привлекали в этот район множество китобоев Зимой ежегодное исследование по подсчету горбатых китов проводит . В настоящее время Департамент охраны природы , и бывшие китобои помогают DOC обнаруживать животных, используя несколько точек обзора вдоль пролива, например, на острове Стивенс . Среди других случайных посетителей - южные киты , синие киты , сейвалы и кашалоты . Гигантские экземпляры кальмаров были выброшены на берег в районе пролива Кука или найдены в желудках кашалотов у Кайкоуры .
Колония самцов морских котиков уже давно обосновалась недалеко от Ред-Рокс на южном побережье Веллингтона. [41] Пролив Кука предлагает хорошую рыбалку . Тунца альбакора можно ловить с января по май. ширококлювую рыбу-меч , синеносую акулу , акулу мако , а также иногда марлина и белую акулу . Также можно поймать [42]
Транспорт
[ редактировать ]
Регулярное паромное сообщение курсирует между Пиктоном в Мальборо-Саундс и Веллингтоном , которым управляют компании KiwiRail ( Interislander ) и StraitNZ (Bluebridge). Обе компании предоставляют услуги несколько раз в день. Примерно половина перехода проходит в проливе, а остальная часть — в пределах Звуков. Путешествие охватывает 70 километров (43 мили) и занимает около трех часов. В проливе часто бывает бурная вода и сильные волны из-за сильных ветров, особенно с юга. Положение Новой Зеландии прямо напротив ревущих сороковых годов означает, что пролив направляет западные ветры и отклоняет их в северные направления. В результате паромное сообщение часто нарушается, а пролив Кука считается одним из самых опасных и непредсказуемых вод в мире.
В 1968 году TEV Wahine Веллингтон- Литтелтон , паром компании Union , затонул у входа в гавань Веллингтона и перевернулся. Из 610 пассажиров и 123 членов экипажа, находившихся на борту, 53 погибли. [43]
В 2006 году 14-метровые (46 футов) волны привели к тому, что Interislander паром DEV Aratere сильно развернулся и кренился на 50 градусов. Три пассажира и член экипажа получили ранения, пять железнодорожных вагонов опрокинулись, многие грузовые и легковые автомобили получили серьезные повреждения. Свидетель-эксперт Maritime NZ Гордон Вуд заявил, что, если бы паром перевернулся, большинство пассажиров и членов экипажа оказались бы в ловушке внутри и не имели бы ни предупреждения, ни времени, чтобы надеть спасательные жилеты. [44] [45]
Авиакомпании, которые выполняют или выполняли рейсы через пролив Кука, включают Straits Air Freight Express , Air2there , CityJet и Sounds Air .
Плавание
[ редактировать ]
Согласно устной традиции , первой женщиной, переплывшей пролив Кука, была Хине Пупу. Она переплыла с острова Капити на остров Д'Юрвиль с помощью дельфина. [46] В других рассказах маори говорится, что по крайней мере один пловец пересек пролив в 1831 году. В наше время пролив переплыл Барри Девенпорт в 1962 году . Линн Кокс была первой женщиной, переплывшей его в 1975 году. [17] Самый результативный пловец пролива — Филип Раш , пересекший пролив восемь раз, включая два двойных перехода. Адитья Раут был самым молодым пловцом в 11 лет. Кейтлин О'Рейли была самой молодой пловчихой и самой молодой новозеландкой в возрасте 12 лет. Пэм Диксон была самой старой пловчихой в свои 55 лет. [47] Джон Куттс был первым человеком, переплывшим пролив в обоих направлениях. [48] ) совершили три двойных перехода К 2010 году 65 особей совершили 74 одиночных перехода, а два человека (Филип Раш и Меда Маккензи . В марте 2016 года Мэрилин Корзеква стала первой и самой старой канадской женщиной в возрасте 58 лет, переплывшей пролив. [49]
Время перехода пловцов во многом определяется сильными, а иногда и непредсказуемыми течениями, действующими в проливе. [47] В 1980 году океанограф Рон Хит опубликовал анализ течений в проливе Кука по следам пловцов. Это было в то время, когда детальное измерение океанских течений было технологически сложно. [50]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Маклинток, AH, изд. (1966) Пролив Кука из Энциклопедии Новой Зеландии, обновлено 18 сентября 2007 г. Примечание. Это расстояние между Северным островом и островом Арапаоа ; некоторые источники дают немного большее значение - около 24,5 км (15,2 мили), чем между Северным и Южным островами.
- ^ Маклаухлан, Гордон (редактор) (1987) Новозеландская энциклопедия , Бейтман, стр. 121. ISBN 978-0-908610-21-1 .
- ^ Рид, AW (2002) Словарь топонимов Новой Зеландии Рида. Окленд: Reed Books. ISBN 0-790-00761-4 ., с. 99.
- ^ «МОРЕ РОАКУВА» . Городские библиотеки Веллингтона . Проверено 27 мая 2017 г.
- ^ «Устьевое происхождение» . Национальный институт водных и атмосферных исследований . Проверено 3 ноября 2021 г.
- ^ Макнаб, Роберт (1913). История Южной Новой Зеландии с 1830 по 1840 год . Уиткомб энд Томбс Лимитед . АСИН B000881КТ4.
- ^ Мартин, Стивен (2001). Путешествие китов : Глава 4: Миграция на север . Аллен и Анвин . ISBN 978-1-86508-232-5 .
- ^ Усадьба Перано .
- ^ Перейти обратно: а б Телеграфная линия, проложенная через пролив Кука – 26 августа 1866 года . История Новой Зеландии в Интернете , Министерство культуры и наследия. Обновлено: 9 июля 2020 г.
- ^ Мандер, Нил (2011). «Подводная телефонная кабельная система COMPAC». В Ла Роше, Джон (ред.). Развивающийся Окленд: инженерное наследие города . Хитрые публикации. стр. 195–202. ISBN 9781927167038 .
- ^ Перейти обратно: а б Катастрофы и несчастья – кораблекрушения , из Энциклопедии Новой Зеландии под редакцией А. Х. Маклинтока , первоначально опубликовано в 1966 году, обновлено 18 сентября 2007 г.
- ↑ Пароход «Город Данидин» – загадочное затопление. Архивировано 14 ноября 2012 года в Wayback Machine .
- ^ «Дайв-Ластинхем, затонувший корабль» . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года . Проверено 3 октября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б SS Penguin потерпел крушение в проливе Кука - 12 февраля 1909 года . История Новой Зеландии в Интернете , Министерство культуры и наследия. Обновлено: 6 октября 2020 г.
- ↑ Первый полет через пролив Кука 25 августа 1920 года . История Новой Зеландии в Интернете , Министерство культуры и наследия. Обновлено: 24 августа 2020 г.
- ^ «Историческое пересечение пролива было последним путешествием любителя воздушных шаров» . Вещи . 8 января 2010 года . Проверено 6 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Первая женщина переплыла пролив Кука - 4 февраля 1975 г. , История Новой Зеландии в Интернете , Министерство культуры и наследия. Обновлено: 25 марта 2021 г.
- ^ «Добро пожаловать в судно на воздушной подушке Airflow» . Судно на воздушной подушке AirFlow, Новая Зеландия . Проверено 5 марта 2022 г.
- ^ «Параплан первым пересек пролив Кука» . РНЗ . 3 марта 2013 года . Проверено 6 марта 2022 г.
- ^ Перри, Ник (1 ноября 2021 г.). «Электрический самолет пересекает пролив Кука в Новой Зеландии» . Канберра Таймс . Проверено 3 ноября 2021 г.
- ^ «Самолет с электродвигателем творит историю в полете через пролив Кука» . 1Новости . 1 ноября 2021 г. Проверено 3 ноября 2021 г.
- ^ Лунный полусуточный прилив (M2) . НИВА . По состоянию на 21 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Океанские приливы и магнитные поля , Студия визуализации НАСА , 30 декабря 2016 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Стивенс, Крейг и Чизуэлл, Стивен. Океанские течения и приливы: Приливы . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии, обновленная 21 сентября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Доброкачественные приливы . Архивировано 1 августа 2010 года в Wayback Machine . Энергия Новой Зеландии, нет. 6, весна 2008 г. Contrafed Publishing. По состоянию на 1 марта 2009 г.
- ^ «Лунные приливы в проливе Кука, Новая Зеландия» . Архивировано из оригинала 3 апреля 2017 года . Проверено 28 февраля 2009 г.
- ^ Боуман, М.Дж., А.К. Кибблуайт, Р. Мурта, С.М. Чизвелл и Б.Г. Сандерсон (1983) Циркуляция и смешивание в большом проливе Кука, Новая Зеландия. Oceanologica Acta 6 (4): 383–391.
- ^ Хит, Р.А., 1978. Полусуточные приливы в проливе Кука. Новозеландский журнал исследований морской и пресной воды, 12 (2), стр. 87–97.
- ^ Хит, Р.А., 1986. В каком направлении движется средний поток через пролив Кука, Новая Зеландия - свидетельство изменчивости от 1 до 4 недель? Новозеландский журнал исследований морской и пресноводной воды, 20 (1), стр. 119–137.
- ^ Хэдфилд, М.Г. и Стивенс, К.Л., 2021. Моделирование синтеза объемного потока через пролив Кука. Новозеландский журнал исследований морской и пресной воды, 55 (1), стр. 65–93.
- ^ «Карта пролива Кука» . Архивировано из оригинала 12 февраля 2013 года . Проверено 28 февраля 2009 г.
- ^ Стивенс, К.Л., М.Дж. Смит, Б. Грант, К.Л. Стюарт, Т. Диветт, 2012, Извлечение энергии приливных потоков в большом глубоком проливе: разрыв Карори, пролив Кука, Исследования континентального шельфа, 33: 100–109. дои : 10.1016/j.csr.2011.11.012 .
- ^ Стивенс, CL, 2018. Турбулентные масштабы длины в быстротекущем, слабо стратифицированном проливе: пролив Кука, Новая Зеландия. Наука об океане, 14 (4), стр. 801–812. дои : 10.5194/os-14-801-2018 .
- ^ Веннелл, Р., Мейджор, Р., Зингфогель, Р., Бимсли, Б., Смитон, М., Шил, М. и Анвин, Х., 2020. Быстрая первоначальная оценка количества турбин, необходимых для крупных масштабировать производство электроэнергии с помощью приливных течений. Возобновляемая энергия, 162, стр. 1890–1905. doi : 10.1016/j.renene.2020.09.101 .
- ^ Дусбург, Энтони (15 апреля 2008 г.). «Зеленый свет для испытаний генератора энергии в проливе Кука» . Новозеландский Вестник . Проверено 26 сентября 2011 г.
- ^ Развитие возобновляемых источников энергии: Приливная энергия: пролив Кука. Архивировано 14 февраля 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Использование силы моря . Energy NZ, vol. 1, нет. 1, зима 2007 г. Архивировано 14 октября 2008 г. в Wayback Machine .
- ^ Радио Новой Зеландии .
- ^ Плев, Д.Р. и Стивенс, К.Л., 2013. Численное моделирование влияния турбин на течения в приливном канале – Канал Тори, Новая Зеландия. Возобновляемая энергия, 57, стр. 269–282. doi : 10.1016/j.renene.2013.02.001 .
- ^ Перейти обратно: а б «Зона защиты подводных кабелей пролива Кука» (PDF) . Транспауэр. 2006. Архивировано из оригинала (PDF) 7 марта 2012 года . Проверено 23 сентября 2008 г.
- ^ Колонии тюленей пролива Кука. Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine .
- ^ Звуки Мальборо . Мальборо онлайн. Проверено 3 октября 2008 г.
- ↑ Первоначально официальное число погибших составляло 51 человек, но два имени были добавлены 22 и 40 лет спустя соответственно. Уильямсон, Керри (9 апреля 2008 г.). «Признание 53-й жертвы Вахина» . Пост Доминиона . Проверено 10 апреля 2008 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Паром Аратере через пролив Кука «почти перевернулся» . Вестник Новой Зеландии , 22 июня 2006 г.
- ^ Новые правила для паромов после ужасной переправы . Вещи , 31 января 2009 г.
- ^ Полинезийская история . Архивировано 14 октября 2008 года в Wayback Machine .
- ^ Перейти обратно: а б «Плавание в проливе Кука» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 31 октября 2014 г.
- ^ «Плавание: Куттс преуспел за пределами зоны комфорта» . Хокс-Бей сегодня . 13 апреля 2012 года . Проверено 12 декабря 2015 г.
- ^ Джоэл Максвелл (19 марта 2016 г.). «Канадский психиатр стала старейшей пловчихой, пересекшей пролив Кука» . Пост Доминиона .
- ^ Хит, Р.А., 1980. Текущие измерения получены на основе траекторий пловцов в проливе Кука. Новозеландский журнал исследований морской и пресной воды, 14 (2), стр. 183–188.
Ссылки
[ редактировать ]- Грейди, Дон (сентябрь 1982 г.). Перано-китобойные суда пролива Кука, 1911–1964 гг . Международная специализированная книжная служба. п. 238. ИСБН 978-0-589-01392-9 .
- Харрис, Томас Фрэнк Виндхэм (1990). Большой пролив Кука . DSIR Морская и пресноводная вода. п. 212. ИСБН 0-477-02580-3 .
- Янг, Виктор (2009). Переправа через пролив: паромы через пролив Кука во времени . Веллингтон, Новая Зеландия: Transpress NZ. ISBN 9781877418112 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Пролив Кука: кораблекрушения, волны и штормы
- Железнодорожные паромы Новой Зеландии через пролив Кука. Архивировано 27 июля 2009 года в Wayback Machine - Национальный морской музей Новой Зеландии.
- Железнодорожные паромы через пролив Кука - История Новой Зеландии, Министерство культуры и наследия.
- Плавание в проливе Кука
- Новая Зеландия: шанс переломить ситуацию в сфере энергоснабжения EnergyBulletin.net
- Льюис, Кейт Подводные кабели . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии, обновлено 21 сентября 2007 г.
- История станции Кейбл-Бэй
- Мощное звено: кабель пролива Кука
- Новозеландский документальный фильм (2007) Рыба и корабли . Рыболовный флот Айленд Бэй.