Kupe
Купе был легендарным [1] Полинезийский исследователь, который, согласно устной истории маори , был первым человеком, открывшим Новую Зеландию . [2] Вполне вероятно, что Купэ существовало исторически, но подтвердить это сложно. Обычно считается, что он родился у отца из Раротонги и матери из Раиатеи и, вероятно, говорил на маори, протоязыке похожем на язык маори с островов Кука или таитянский . Его путешествие в Новую Зеландию сделало эту землю известной полинезийцам, и, следовательно, он будет нести ответственность за происхождение народа маори.
Купе родился на географически неопределенной родине маори на Гавайках , в семье отца из Раротонги и матери из Райатеи , между 40 и 23 поколениями назад. [2] [3] Более конкретные причины полулегендарного путешествия Купе и миграции маори в целом оспариваются. Устная история маори повествует, что Гавайки и другие полинезийские острова в его время переживали серьезный внутренний конфликт, который, как полагают, возможно, вызвал исход.
Купе занимает видное место в мифологии и устной истории некоторых (племен) маори иви , но детали его жизни у разных иви различаются. Различные легенды и истории описывают активное участие Купе в заселении Новой Зеландии около 1000–1300 гг. н. э. , при этом многие говорят о его достижениях, таких как охота и уничтожение великого осьминога Те Уике-а-Мутуранги . [4]
Путешествие в Новую Зеландию
[ редактировать ]Считается, что исторический Купе родился на неопределенной родине маори на Гавайях , в семье отца из Раротонги и матери из Райатеа . На момент своего путешествия он жил в поселении Гавайки-ранги. Он был хорошо образован в полинезийской навигации и, вероятно, говорил на гипотетическом языке прото-маори, который был бы наиболее похож на язык маори с островов Кука или таитянский . Существует много разных рассказов о первом путешествии Купе в Новую Зеландию, которые варьируются от племени к племени, но большинство из них следуют одной и той же основной истории. Большинство исторических источников утверждают, что примерно 40 поколений назад (между 900 и 1200 годами нашей эры) [3] Купе, его жена Курамаротини , великий воин Нгауэ и относительно большая команда сели на каноэ Курамаротини « Матаууруа» (или, на некоторых диалектах, «Матаухаоруа» ). Согласно Трибунала Вайтанги отчету Wai 262 , Matawhaorua представлял собой классический полинезийский катамаран для открытого океана , способный перевозить под парусом или веслом 25 человек, полностью оснащенных провиантом. Говорят, что поначалу Купе испытывал некоторые трудности с заполнением вака, поскольку с ним было всего несколько членов из Гавайки-ранги. В отчете говорится, что в конце концов он нашел оставшуюся команду в Пикопикойвити, соседней деревне, «известной своим готовым набором искателей приключений». Оттуда были добавлены еще семь. Некоторые устные предания говорят, что он путешествовал на втором катамаране «Тавириранги » под руководством штурмана Те Нгаке. [3] [5]
Матаухаоруа отправился в земли дальше на юг в поисках огромного осьминога своего соперника Мутуранги . [6] Матаухаоруа Считается, что отправился в сторону Те Тай Токерау . Когда вака впервые приблизилась к земле, Курамаротини увидел на горизонте толстый слой облаков. Считается, что тогда она воскликнула: « Хе ао! Он ао! Он ао чай роа! что означает: «Облако!» Облако! Длинное белое облако!». Признав большое облако символом земли, Купэ повел вака к суше, где, как полагают, его группа впервые высадилась в гавани Хокианга . [7] Отсюда Купе и Курамаротини продолжили свое путешествие по стране. Он проплыл вдоль побережья Вайрарапы и высадился в гавани Веллингтона , пробыв там некоторое время и назвав острова Матиу (остров Сомес) и Макаро (остров Уорд) в честь своих дочерей. Легенда гласит, что Купэ затем продолжил преследование осьминога Мутуранги, в конце концов уничтожив его ударом по голове после ожесточенного боя в проливе Кука . В некоторых версиях истории он путешествовал на юг до Арахуры Южного острова на западном побережье , а также до полуострова Коромандел . [6]
Трибунал Вайтанги утверждает, что Купе и его команда оставались в Новой Зеландии целых 20 лет, прежде чем решили вернуться домой. Купэ отплыл обратно через гавань Хокианга, где принес в жертву своего сына Тупутапу-венуа, утопив его в источнике Те Пуна-о-те-ао-Марама, чтобы охранять землю из-под воды, пока его не было. [7] Согласно устной истории, Купе считал, что принесение в жертву своего сына гарантирует, что маури (жизненная сущность) его вакапапа (родословная линия) навсегда останется в Аотеароа, даже если он уйдет. [8] Затем он произнес каракию , поклявшись никогда не возвращаться до отъезда на Гавайи. Полное название гавани — Те Хокианга-нуи-а-Купе; «место великого возвращения Купе». [6]
Здесь, о Источник-мира-света, будет большее возвращение, и не будет большего возвращения.
Купе, Те Пуна-о-те-ао-марама, Север Те, около 1000 г. н.э.
Примерно тридцать лет спустя Матавхаоруа был тщательно отремонтирован и переоборудован под руководством Нукутавити , внука Купе. Каноэ было переименовано в Нгатокиматаваоруа, что буквально переводится как «перезастренный Матавхаоруа». Нукутавити запомнил инструкции своего деда по навигации, как добраться до Аотеароа, и знал наизусть звездный путь, по которому нужно идти, чтобы добраться туда. Под его руководством путешествие больше не было отягощено неоправданным риском и незнанием географии земель южнее. На этот раз Нукутавити путешествовал с прямой целью заселить Аотеароа, поэтому он полностью расширил Нгатокиматавхаоруа, чтобы принять больше пассажиров. [8]
Купэ также дал имена Арапаоа , Мана , Кохукоху , Пуахи , Маунгатанива . Эти имена были сохранены поколениями маори, населявшими эти регионы. Хотя некоторые имена других предков вышли из употребления, имена, связанные с Купе, похоже, сохранились. [6]
Время прибытия
[ редактировать ]Оценки того, когда Купе открыл Новую Зеландию, разнятся.
Дата | Истец | Примечания | Ссылка |
---|---|---|---|
Никогда | Маргарет Орбелл (1985) | Представление о Купе как о полностью мифическом. | [8] |
925 г. н.э. | Перси Смит (1913–15) | Нападает на Симмонса (1976) как на «великий новозеландский миф». [8] Том Брукинг (2005) говорит, что эта дата «кажется слишком ранней», и говорит, что историки к 2005 году отдают предпочтение 1180 году нашей эры. | [9] |
950 г. н. э. | Пей Те Хуринуи Джонс (1944) | Брюс Биггс (1995) заявляет, что «генеалогические свидетельства этой даты сомнительны». | [10] |
1180 г. н.э. | Том Брукинг (2005) | Заявленный консенсус Тома Брукинга. | [9] |
До 1314 ± 6 г. н.э. | Разные авторы (2014) | Исследование 2014 года пришло к выводу, что до извержения горы Таравера в Кахароа (1314 ± 6 г. н.э.) в Новой Зеландии не было постоянных поселений, но было заявлено, что «краткий период деятельности до поселения, который представляет собой открытие Новой Зеландии полинезийцами и в этой модели разрешена разведка основных островов». | [11] |
середина 14 века | Давид Абулафия (2019) | Заявленный консенсус «более современных исследований» Дэвида Абулафии (2019), когда Купе сопровождал первых поселенцев в середине 14 века. | [12] |
Разногласия
[ редактировать ]Существуют разногласия по поводу статуса Купе. Спор основывается на подлинности более поздних версий легенд, так называемых «ортодоксальных» версий, тесно связанных с С. Перси Смитом и Хоани Те Ватахоро Джури . В отличие от подтвержденных племенных традиций о Купе, записанных до Смита и Джури, ортодоксальная версия точна с точки зрения дат и географических названий в Полинезии, где Купэ, предположительно, жил или откуда уехал. Ортодоксальная версия также относит Купе на сотни лет раньше прибытия других каноэ-основателей, тогда как в более ранних традициях Купе определенно был современником этих каноэ. [13] Кроме того, согласно легендам регионов Вангануи и Таранаки, Купе был современником Тури Аотеа каноэ . Согласно другим традициям, Купе прибыл около 1400 года на других каноэ, включая Тайнуи и Такитиму. [14] .
В «ортодоксальной» версии Купе был великим вождем Гавайков , прибывшим в Новую Зеландию в 925 году нашей эры. Он оставил своего двоюродного брата Хотурапу тонуть во время рыбалки и похитил свою жену Курамаротини , с которой он сбежал на ее большом каноэ Матаууруа . Во время своих последующих путешествий они одолели многочисленных монстров и морских демонов, в том числе огромного осьминога по имени Те Уике-а-Мутуранги , и открыли Новую Зеландию. Вернувшись на Гавайки, Купе рассказал о своих приключениях и убедил других мигрировать вместе с ним (Craig 1989:127; см. также Внешние ссылки ниже).
Дэвид Симмонс сказал: «Поиск источников того, что я теперь называю «Великим новозеландским мифом» о Купе, Тои и флоте, дал удивительные результаты. В такой форме их не существовало ни в старых рукописях, ни в вайкореро. [16] ученых мужей. Там были кусочки и кусочки. Купэ был и известен в традициях Хокианги, Вайкато, Восточного побережья и Южного острова: но приведенные генеалогии не соответствовали генеалогиям, данным С. Перси Смитом. Истории, рассказанные Смитом, представляли собой смесь различных племенных традиций. Другими словами, вся традиция, данная Смитом, была пакеха , а не маори. Точно так же история Тои и Ватонги и гонки на каноэ, приведшей к поселению в Новой Зеландии, не могла быть подтверждена, кроме как от одного человека, который передал ее Перси Смиту. Учёные люди того же племени не упоминают об этой истории, и нет вайата. [17] празднуя свои дела. Каноэ племенного происхождения хорошо известны принадлежащим к ним племенам, но ни одно из них не говорит так, как Смит, о шести больших морских каноэ, отправляющихся вместе из Раиатеи. Великий новозеландский миф был именно таким». (Симмонс 1977).
Проверенные местные традиции
[ редактировать ]Предания о Купе появляются у народов следующих областей: Нортленд, Нгати Кахунгуну, Тайнуи, Вангануи-Таранаки, Рангитане и Южный остров.
Нортленд
[ редактировать ]В традициях Нортленда Купе является первооткрывателем и современником Нукутавити, предка народа Нга Пухи , но старше его . Прибывает Купе, живет в Хокианге и возвращается на Вавауатеа, свою родину, оставив определенные следы и следы своего визита. [18]
- Упоминание о Купе встречается в версии легенды о Мауи, ловившей рыбу на Северном острове, записанной в 1841 году Кэтрин Сервант, маристской миссионеркой. Крюк Мауи, сделанный из челюсти его старшего сына, зацепляется за фронтон дома Нукутавити, жены Купе. Купэ участвовал в образовании Новой Зеландии (от рыбы Мауи). [19]
- В 1849 году Аперахама Таонуи из Нга Пухи писал, что «Купе приходил в эту землю в давние времена» в поисках Тупутупувенуа. [20] «Он побывал во всех местах на этом острове. Он не видел Тупутупувенуа на этой земле. Был замечен Хокианга, возвращение Купе, то есть (значение) Хокианги. Под землей жилище его и Куя». Земля была необитаема (пустынна). Аперахама добавляет генеалогию от Купе до Нукутавити, предка Нга Пухи. [21] Нукутваити приехал «из-за границы» со своим зятем Руануи на каноэ по имени Мамари. В море они встретили Купе, который сказал Нукутавити, что Тупутупувенуа находится в Хокианге. Когда Нукутавити прибыл в устье гавани, Тупутупувенуа исчез под землей. [22] [23]
- Хоани Тимо написал рукопись в 1855 году, в которой «Купе жил в прежние времена - он был мужем Пекетахи; они переправились с другой стороны» (моря). Они потеряли в море ребенка Тотоко. Когда они прибыли, у них родились еще дети — Мауи-муа, Мауи-таха и Мауи-тикитики-а-Таранга . Рахрири, важный предок Нга Пухи, происходит от этих детей. [24] [25]
- Традиция, собранная до 1855 года от неизвестного автора, называет родной остров Купе Вавауатеа. Купе приехал и посетил каждую часть этого острова. Он жил в Хокианге, пока не вернулся домой. Он оставил после себя несколько вещей, в том числе черпак для каноэ, [26] и двое его питомцев в устье гавани Хокианга: Арайтеру (самец) и Нуя (самка). По возвращении в Вавауатеа он сообщил жителям деревни, что на юге есть хорошая земля. Были изготовлены каноэ, из которых Матавхаоруа , принадлежавший Нга Пухи, высадился в Хокианге. Упоминаются и другие каноэ с подробностями их плавания. [24] . [25]
- Симмонс имел доступ к частной рукописи из района Хокианга. [27] в котором говорится, что на Гавайях было три Купе: Купе Нуку, Купе Ранги и Купе Манава. [28] Купе Нуку прибыл на этот остров на каноэ Матаваоруа со своей женой, двумя рабами и девятью другими людьми со своими женами. [29] Им потребовалось три дня и ночи, чтобы добраться до острова Аотеароа. Купэ обогнул весь остров и не увидел людей. Он оставил знаки вдоль побережья, чтобы показать, что они были первыми, кто там поселился. В Хокианге он оставил столбы своей сети и земляной печи, следы своего раба и черпак своего каноэ. В Опаре он оставил свою собаку. [30] Когда рыбу запекали в духовке, Купэ рассердился, когда духовку открыли, а рыба не приготовилась. Он проклял своих товарищей, отправив птиц, ящериц и насекомых жить в лес, народ духов в горы, а эхо на скалы, где он был приговорен произносить короткие речи, как он это делал, когда его друзья пренебрегали духовкой. . разразилась война Купе вернулся на Гавайки, но из-за Тама-те-капуа . В результате внук Купе Нукутавити покидает Гавайи и приземляется в Хокианге. [31] [32]
Нгати Кахунгуну
[ редактировать ]В ранних отчетах из района Нгати Кахунгуну Купе постоянно упоминается на борту каноэ Такитиму или в качестве его спутников упоминаются люди, которые тесно связаны с Такитиму. Никакие другие каноэ в связи с ним не упоминаются. Они также не содержат упоминаний ни об осьминоге Мутуранги, ни о погоне с Гавайки. [33]
- В рукописи, написанной Хами Ропихой в 1862 году, [34] Таматеа прибыл на каноэ Такитиму вместе со своими старшими, детьми Тато, которыми были Ронгокако, Хикитапуаэ, Хикитакетаке, Ронгоямоа, Тайхопия, Кахутуануи, Матаро, Те Анги, Купэ, Нгаке, Пайкеа и Уэнуку. На «этот остров» они пришли по двум причинам: ссора из-за женщины и спор из-за посадки урожая. В Тауранге группа разделилась на три части. Таматеа и его сын Кахунгуну остались, чтобы сделать рыболовную сеть, другие отправились на север, а Купе и Нгаке отплыли на юг, в Такитиму. В Вайроаити семью отправили вглубь страны ткать льняное волокно для каноэ. Когда они вернулись, каноэ уже не было. Они поднялись на холм и увидели уплывающее каноэ. Купэ прибыл в Таваке. Он послал свою дочь Мокототуаранги за водой. Когда она возвращалась, каноэ Купе уплыло, и дочь осталась стоять там, рассерженная. [35]
Затем он отправился на юг, чтобы добраться до Махии.
Много
[ редактировать ]Предания Тайнуи о Купе можно резюмировать так: Купе украл жену или жен Хотурапы; приехал в Новую Зеландию и рассек землю; подняло бурное море; и снова ушел. Источники подробно:
- Согласно традиции Южного Манукау, датируемой 1842 годом, [36] [37] Купе пришел со своим дедом Мару-тавити, зятем Хотурапой и еще несколькими людьми. Они пришли осмотреть землю и снова вернулись. Ничего не известно о земле, из которой они отплыли. Сообщается, что Купе застал своего зятя в Восточном Кейпе, ускользнув вместе со своими женами. Он обогнул мыс Нордкап. Купе поднял бурное море на западном побережье, чтобы Хотурапа не преследовал его, и именно поэтому западное побережье всегда более бурное, чем восточное. У мысов Манукау он ударил по острову Паратутае веслом , оставив отпечаток, который виден и по сей день. Путешествие закончилось в Кавиа . О Купе известно немного больше; возможно, он вернулся в землю, из которой пришел. Говорят, что некоторые из его людей остались.
- Традиция племени Нгати Те Ата, также датированная 1842 годом, также из района Южного Манукау. [38] [39] помещает Купэ на борт каноэ Тайнуи .
- В песне, собранной у военного лидера Нгати Тоа Те Раупарахи в 1847 году, Купе упоминается как «человек, который разрезал землю; Капити стоит в стороне, Мана стоит в стороне, Арапаоа стоит отдельно. Это знаки моего предка из Купе, который исследовал Титапуа. [40]
- Версия, демонстрирующая некоторое влияние печатных источников, была собрана до 1907 года у Вириханы Аотеранги из племени Нгати Тахинга в Раглане. [41] [42] Купе и его товарищ Тури прибывают на каноэ по имени Аотеароа. Они находят жителей этого острова «гоблинами» или «феями» разных видов. [43] потомки спутников Мауи , когда он ловил рыбу на этом острове. Купэ оставил свою дочь в Рангитото. Около Уонгануи-а-тара (гавань Веллингтона) он пожалел об этом и порезал себе плоть. Кровь хлынула, и по сей день скалы и морские существа в этом районе красные. В гавани Аотеа он обнаружил жителей Нгати Матакоре, выкапывающих корни папоротника. Купэ решил вернуться на Гавайи и велел своему рабу Поуэтенгу остаться и присматривать за этим островом. Раб, напуганный людьми этой земли, не согласился на это. Уходя, Купэ бросил свой пояс в море, чтобы сделать его неровным и не дать рабу последовать за ним. Поуэтэнгу сделал каноэ и попытался последовать за ним, но бурное море перевернуло его, и оно превратилось в скалу в гавани Аотеа. Купэ отплыл на Гавайки, объявив, что нашел большую землю и что ее жители подобны «гоблинам».
Уонгануи-Таранаки
[ редактировать ]Традиции Вангануи-Таранаки можно резюмировать так: Купэ пришел искать свою жену, похищенную (Х)отурапой. Его каноэ называлось Матахо(у)руа; Купэ ассоциировался с Тури как с его современником. Купе рассек землю, и он был братом Нгаке. На своем пути Купе столкнулся с бурным морем. История осьминога известна, но имя существа не названо. За исключением более поздних версий, подлинность которых вызывает некоторые подозрения, в отчетах не упоминается эпизод, в котором Купэ преследует осьминога с Гавайских островов. [44] Вот некоторые из аккаунтов из этой области:
- Традиция, написанная Те Хукахукой 25 октября 1847 года, гласит, что Купе, когда пришел, не нашел на этом острове людей. Он вернулся и встретил Тури и сказал ему, что все, что он видел, это «стаю духов» (апу апароа) и двух птиц: трубастого хвоста и кокако . Тури сказал, что давайте вернемся туда, а Купе сказал: «Купе возвращается» и вернулся на Гавайи. [45]
- Согласно традиции, собранной у Уильяма Типене Покайатуа из Манавапу в 1854 году, [46] [47] Купэ прибыл в гавань Веллингтона на борту «Матаоруа» ( Матаваоруа ) в поисках своей жены Курамаротини, которую похитил его младший брат Отурапа (Хотурапа). Он не смог его найти и вернулся, воздвигнув в Патее пост в знак своего визита. Купе принес дерево карака , [48] а также отделил Северный остров, который до этого был присоединен к Гавайям.
- В легенде из рукописи Пири Кавау из Ати Ава, датированной примерно 1854 годом. [49] [50] Каноэ Матахоруа (Matawhaorua) — это каноэ, которое проплыло «большое расстояние» и которым командовал Рети. Купе убил Хотурапу и забрал его жену Курамаротини. Затем они приехали в Новую Зеландию. [51] Купэ разрезал землю и увидел двух жителей, Кокако и Тивайваку (Синюю ворону и Трубатохвоста). Затем он вернулся на Гавайки и дал Тури указания, как отплыть в Новую Зеландию.
- Глава Вангануи Хоани Виллему Хипанго представил преподобному версию. Ричард Тейлор в 1859 году. [49] [52] В этой версии, когда Купе приехал в Новую Зеландию, он обнаружил, что земля течет. Он заставил его лежать тихо, а когда прибыл Тури, он обнаружил, что он плавает.
- В октябре 1882 года Ререте Тапо из Парикино сказал: «Послушайте, первым, кто прибыл на этот остров, был Купе, чтобы сложить и разделить огромную рыбу Мауи». [49] [53]
Рангитан
[ редактировать ]- Отчет 1893 года Те Вету из Нгати Раукавы, который был знаком с традициями Рангитане: [54] рассказывает о Купе со своими дочерьми и двумя птицами, Рупе (голубем) и Кавауатору (баклан или баклан), исследующими западное побережье Северного острова. Купе отправляет баклана остановить течение в гавани Манукау, которое птица считает слабым, и в проливе Кука, который птица считает слишком сильным. Голубя отправляют исследовать внутреннюю часть острова, и он встречает трубастого хвоста и ворону (кокако). Купе остается в гавани Веллингтона и называет два острова Матиу и Макоро в честь своих дочерей. На обратном пути Купе встречает Тури на острове и рассказывает ему об этом острове. На Гавайях. Купе рассказывает о своих приключениях. [55] [56]
Южный остров
[ редактировать ]Немногочисленные ссылки на Купе в источниках Южного острова указывают на то, что традиции в основном такие же, как у Нгати Кахунгуну, с которым Нгай Таху, главное племя Южного острова, имело прочные генеалогические и торговые связи. [18]
- Согласно одной традиции, Таматеа из каноэ Такитиму, брошенный тремя женами, плывет вокруг Новой Зеландии в поисках их и разделяет с Купе честь давать названия частям земли. [57]
- Уайт записывает легенду, в которой вождь рангитанов Те Хау разрушает свои посевы в Те Караке Купе, который поливает их солью. [58]
Нерасположен
[ редактировать ]«Когда Купе, первый первооткрыватель Новой Зеландии, впервые увидел эту землю, его жена закричала: «Хе ао! Хе ао!» (облако! облако!). Поэтому остров Большой Барьер был назван Аотеа (белое облако), а длинный материк Аотеароа (длинное белое облако). Когда Купэ наконец вернулся на родину, люди спросили его, почему он не назвал вновь открытую страну в честь своего отечества. Он ответил: «Я предпочел теплую грудь холодной, новую землю старой земле, давно покинутой». [59]
Современные изображения
[ редактировать ]Статуя
[ редактировать ]Уильям Третеви создал скульптуру для выставки столетия Новой Зеландии , которая проходила в 1939/40 году в Ронготае , Веллингтон . К столетней выставке был изготовлен фриз высотой 100 футов (30 м), изображающий прогресс Новой Зеландии, группы пионеров, львов в стиле ар-деко , большой фонтан и фигуру Купе, стоящего на носу своего каноэ. Из всех этих произведений осталась только статуя Купе. [60] Проведя много десятилетий на железнодорожном вокзале Веллингтона , затем в Веллингтонском выставочном и спортивном центре и, наконец, в Те Папе , фонд Kupe Group Trust успешно собрал средства на отливку гипсовой статуи из бронзы. С 2000 года бронзовая статуя установлена на набережной Веллингтона . [61]
Видеоигры
[ редактировать ]Купе возглавляет цивилизацию маори в расширении Gathering Storm для Civilization VI . Kupe предлагает уникальный стиль игрового процесса, в котором игрок вместо того, чтобы начинать свою цивилизацию на суше, начинает в океане и должен найти побережье, на котором можно поселиться, что отсылает к его открытию Новой Зеландии. [62]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Кто такой Купе?» . Австралийский национальный морской музей . Проверено 6 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Глава III. — Купэ — Навигатор | НЗЕТК» . nzetc.victoria.ac.nz . Проверено 6 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Купе» . archive.hokulea.com . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Банс, Майкл; Биван, Нэнси Р.; Оскам, Шарлотта Л.; Джейкомб, Кристофер; Аллентофт, Мортен Э.; Холдэуэй, Ричард Н. (7 ноября 2014 г.). «Чрезвычайно низкая плотность человеческого населения истребила новозеландских моа» . Природные коммуникации . 5 : 5436. Бибкод : 2014NatCo...5.5436H . дои : 10.1038/ncomms6436 . ISSN 2041-1723 . ПМИД 25378020 .
- ^ Трибунал Вайтанги, Веллингтон (28 июня 2011 г.). «Это Новая Зеландия; отчет о претензиях, касающихся законодательства и политики Новой Зеландии, влияющих на культуру и идентичность маори» (PDF) . Отчет «Вода 262» . 1 : 1, 2.
- ^ Jump up to: а б с д Таонга, Министерство культуры и наследия Новой Зеландии Те Манату. «Купе» . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Как Купе открыл для себя Аотеароа – и его наследие, которое живет сегодня | Образование в Вайтанги» . www.waitangi.org.nz . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Белич, Джеймс (28 февраля 2002 г.). Создание народов: история новозеландцев от полинезийских поселений до конца девятнадцатого века . Издательство Гавайского университета. п. 25. ISBN 978-0-8248-2517-1 .
- ^ Jump up to: а б Брукинг, доцент кафедры истории Том; Брукинг, Том (2004). История Новой Зеландии . Издательская группа Гринвуд. п. 192. ИСБН 978-0-313-32356-0 .
- ^ Биггс, Брюс (1995). Нга Иви О Тайнуи: Традиционная история народа Тайнуи . Издательство Оклендского университета. п. 12. ISBN 978-1-86940-119-1 .
- ^ Джейкомб, Крис; Холдэуэй, Ричард Н.; Аллентофт, Мортен Э.; Банс, Майкл; Оскам, Шарлотта Л.; Уолтер, Ричард; Брукс, Эмма (1 октября 2014 г.). «Высокоточная датировка и анализ древней ДНК яичной скорлупы моа (Aves: Dinornithiformes) документируют сложную особенность бара Вайрау и уточняют хронологию заселения Новой Зеландии полинезийцами» . Журнал археологической науки . 50 : 24–30. Бибкод : 2014JArSc..50...24J . дои : 10.1016/j.jas.2014.05.023 . ISSN 0305-4403 .
- ^ Абулафия, Давид (3 октября 2019 г.). Безграничное море: человеческая история океанов . Пингвин Букс Лимитед. стр. ii. ISBN 978-0-14-197209-1 .
- ^ Симмонс 1976 .
- ^ Симмонс 1976 , стр. 20–25.
- ^ Фотография Стивенсона Перси Смита с любезного разрешения Библиотеки Александра Тернбулла, Веллингтон, Новая Зеландия, номер ссылки 1/2-004600-F.
- ^ речь: официальная речь, ораторское искусство
- ^ вайата : песня, спетые стихи
- ^ Jump up to: а б Симмонс 1976 , стр. 34.
- ^ Симмонс цитирует Кэтрин Серван, «Notice sur les Maoris de la Nouvelle Zélande», 1842 год. Микрофильм. (DU:Ho), оригинал находится в Архивах Мариста, Рим. Слуга находился в Хокианге с 1838 по 1839 год, а затем в Корорареке (Рассел) до 1842 года.
- ^ В этой версии неясно, кем был Тупутупувенуа.
- ^ Генеалогия такова: Купе породил Матиу, который породил Макоро, который породил Меэю, родившую Маху (или Мааху), родившую Нукутваити.
- ^ Симмонс 1976 , стр. 29–30.
- ^ Симмонс цитирует А. Таонуи, рукопись из библиотеки Оклендского музея, Коллекция Грэма, вып. 120:2. Купэ и его прапраправнук в этой легенде кажутся современниками.
- ^ Jump up to: а б Симмонс 1976 , стр. 31.
- ^ Jump up to: а б Симмонс цитирует Shortland MS86, Хокенскую библиотеку, Данидин.
- ↑ То есть поразительная природная особенность, которая, как говорят, представляет собой желонку Купе, обращенную в камень.
- ^ Симмонс цитирует книгу рукописей Камиры № 9, стр. 259, но не указывает дату.
- ^ Названия переводятся как Купе-Земля, Купе-Небо и Купе-Сердце.
- ^ Имена девяти других переводятся как гулкие скалы, птицы, народ духов, насекомые, ящерицы и рептилии.
- ^ То есть он оставил эти предметы и они превратились в камень.
- ^ Симмонс 1976 , стр. 33–34.
- ↑ Более поздняя рукопись из того же региона была опубликована в Журнале Полинезийского общества (Биггс, 1957). Эта версия содержит эпизоды, которые, по-видимому, были заимствованы из литературных источников, включая ассоциации с Тото, Ронгоронго, Курамаротини, Тури и Хотурапа.
- ^ Симмонс 1976 , стр. 20.
- ^ Симмонс 1976 , стр. 19–20.
- ↑ Другие традиции Нгати Кахунгуну, очень похожие на эту, приведены в рукописи, переведенной в «Трудах Новозеландского института» , том 15:448, в которой Купе появляется как имя среди 13 детей Тато; также в Джоне Уайте , «Древняя история маори» , 1887–1891, том 3:71–73; и в другом отчете Уайта, озаглавленном «Рассказ туземцев Ахурири о Гавайях 1855 года» , Рукопись библиотеки Тернбулла 94.
- ^ Симмонс 1976 , стр. 20–21.
- ^ Симмонс цитирует преподобного Дж. Хэмлина, «О мифологии новозеландцев», Тасманский журнал естественных наук , 1842, I: 260.
- ^ Симмонс 1976 , стр. 21.
- ^ Симмонс цитирует преподобного У. Р. Уэйда, «Путешествие по северному острову Новой Зеландии» (Джордж Ролвеган: Хобарт) 1842:90.
- ^ Симмонс 1976 , стр. 21–22.
- ^ Симмонс 1976 , стр. 22–23.
- ^ Симмонс цитирует Г. Грэма (переводчик), «Фрагменты древней истории маори» Вириханы Аотеранги (Чампталуп и Эдмистон: Окленд), 1923.
- ^ «Гоблины» и «феи» представляют собой попытку оригинальных переводчиков передать имена различных духовных или квазидуховных существ, учитывая отсутствие соответствующих терминов на английском языке. Полинезийские «гоблины» и «феи», как правило, гораздо более страшные существа, чем английские.
- ^ Симмонс 1976 , стр. 27.
- ^ Симмонс предварительно относит эту традицию к району Уонгануи и цитирует рукопись серого новозеландского маори 102:35.
- ^ Симмонс 1976 , стр. 23–24.
- ^ Симмонс цитирует преподобного Р. Тейлора, Te Ika a Maui (Вертхайм и Макинтош: Лондон), 1855 г.
- ^ Corynocarpus laevigatus , важное пищевое дерево, эндемичное для Новой Зеландии и поэтому не встречающееся больше нигде.
- ^ Jump up to: а б с Симмонс 1976 , стр. 24.
- ^ Симмонс цитирует Г. Грея, «Труды предков». Полинезийская мифология (Х. Бретт: Окленд), 1885:19.
- ↑ В этот момент истории Грей вставляет историю об убийстве осьминога Те Уике-а-Мутуранги. Однако, по словам Симмонса, этого эпизода нет в рукописи Пири Кавау, и источник Грея еще предстоит выяснить.
- ^ Симмонс цитирует Р. Тейлора, «Заметки о Новой Зеландии и ее коренных жителях», № 6, стр. 110, MS, Городская библиотека Окленда.
- ^ Симмонс цитирует Джона Уайта, MS 119, «Разные материалы на языке маори».
- ^ Народ рангитане живет по обе стороны пролива Кука .
- ^ Симмонс 1976 , стр. 26–27.
- ^ Симмонс цитирует Журнал Полинезийского общества , 1893, стр. 147–151.
- ^ Симмонс цитирует преподобного Дж. У. Стэка, «Замечания к теории г-на Маккензи Кэмерона в отношении Кахуи Типуа», Труды Института Новой Зеландии 12, 1879: 160
- ^ Симмонс цитирует Уайта 1887–1891, III:199.
- ^ Топонимы лилипутских маори. паб. А. Х. Рид, 1962 г., напечатано в Германии издательством Langenscheidt KG, стр. 36.
- ^ Филлипс, Джок. «Уильям Томас Третеви» . Биографический словарь Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия . Проверено 24 мая 2011 г.
- ^ «Искусство и дизайн» . Набережная Веллингтона. Архивировано из оригинала 12 июля 2011 года . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ «Civilization® VI — Официальный сайт | Новости | Civilization VI: Gathering Storm — Купе возглавляет маори» .
Ссылки
[ редактировать ]- Биггс, Б.Г. (1957). «Купе, На Химиона Каамира, о Те Рарава Биггс». Журнал Полинезийского общества . 66 : 217–248.
- Крейг, РД (1989). Словарь полинезийской мифологии . Нью-Йорк: Гринвуд Пресс.
- Симмонс, Д.Р. (1976). Великий новозеландский миф: исследование традиций открытия и происхождения маори . Веллингтон: Рид.
- Уайт, Дж. (1887–1891). Древняя история маори . Веллингтон: Правительственный принтер.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- pvs-hawaii.com/stories/kupe.htm (ортодоксальная версия)
- Д. Р. Симмонс, «Великий новозеландский миф» Art New Zealand № 4 (февраль – март 1977 г.). URL: www.art-newzealand.com/Issues1to40/myth.htm . Архивировано 19 декабря 2019 г. в Wayback Machine , по состоянию на 11 мая 2006 г.
- «Купе» - статья в Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии.
- «Когда была впервые заселена Новая Зеландия?» - там же
- Те Вету, «Те Хэренга Май О Купе I Гавайки: Прибытие Купе с Гавайки в Новую Зеландию» , Журнал Полинезийского общества , сентябрь 1893 г., стр. 147–151
- Сайты Купе: фотографическое путешествие - слайд-шоу на канале Te Papa