Jump to content

Kupe

Деталь Купе и его жены Курамаротини со статуи на набережной Веллингтона.

Купе был легендарным [1] Полинезийский исследователь, который, согласно устной истории маори , был первым человеком, открывшим Новую Зеландию . [2] Вполне вероятно, что Купэ существовало исторически, но подтвердить это сложно. Обычно считается, что он родился у отца из Раротонги и матери из Раиатеи и, вероятно, говорил на маори, протоязыке похожем на язык маори с островов Кука или таитянский . Его путешествие в Новую Зеландию сделало эту землю известной полинезийцам, и, следовательно, он будет нести ответственность за происхождение народа маори.

Купе родился на географически неопределенной родине маори на Гавайках , в семье отца из Раротонги и матери из Райатеи , между 40 и 23 поколениями назад. [2] [3] Более конкретные причины полулегендарного путешествия Купе и миграции маори в целом оспариваются. Устная история маори повествует, что Гавайки и другие полинезийские острова в его время переживали серьезный внутренний конфликт, который, как полагают, возможно, вызвал исход.

Купе занимает видное место в мифологии и устной истории некоторых (племен) маори иви , но детали его жизни у разных иви различаются. Различные легенды и истории описывают активное участие Купе в заселении Новой Зеландии около 1000–1300 гг. н. э. , при этом многие говорят о его достижениях, таких как охота и уничтожение великого осьминога Те Уике-а-Мутуранги . [4]

Путешествие в Новую Зеландию

[ редактировать ]

Считается, что исторический Купе родился на неопределенной родине маори на Гавайях , в семье отца из Раротонги и матери из Райатеа . На момент своего путешествия он жил в поселении Гавайки-ранги. Он был хорошо образован в полинезийской навигации и, вероятно, говорил на гипотетическом языке прото-маори, который был бы наиболее похож на язык маори с островов Кука или таитянский . Существует много разных рассказов о первом путешествии Купе в Новую Зеландию, которые варьируются от племени к племени, но большинство из них следуют одной и той же основной истории. Большинство исторических источников утверждают, что примерно 40 поколений назад (между 900 и 1200 годами нашей эры) [3] Купе, его жена Курамаротини , великий воин Нгауэ и относительно большая команда сели на каноэ Курамаротини « Матаууруа» (или, на некоторых диалектах, «Матаухаоруа» ). Согласно Трибунала Вайтанги отчету Wai 262 , Matawhaorua представлял собой классический полинезийский катамаран для открытого океана , способный перевозить под парусом или веслом 25 человек, полностью оснащенных провиантом. Говорят, что поначалу Купе испытывал некоторые трудности с заполнением вака, поскольку с ним было всего несколько членов из Гавайки-ранги. В отчете говорится, что в конце концов он нашел оставшуюся команду в Пикопикойвити, соседней деревне, «известной своим готовым набором искателей приключений». Оттуда были добавлены еще семь. Некоторые устные предания говорят, что он путешествовал на втором катамаране «Тавириранги » под руководством штурмана Те Нгаке. [3] [5]

Матаухаоруа отправился в земли дальше на юг в поисках огромного осьминога своего соперника Мутуранги . [6] Матаухаоруа Считается, что отправился в сторону Те Тай Токерау . Когда вака впервые приблизилась к земле, Курамаротини увидел на горизонте толстый слой облаков. Считается, что тогда она воскликнула: « Хе ао! Он ао! Он ао чай роа! что означает: «Облако!» Облако! Длинное белое облако!». Признав большое облако символом земли, Купэ повел вака к суше, где, как полагают, его группа впервые высадилась в гавани Хокианга . [7] Отсюда Купе и Курамаротини продолжили свое путешествие по стране. Он проплыл вдоль побережья Вайрарапы и высадился в гавани Веллингтона , пробыв там некоторое время и назвав острова Матиу (остров Сомес) и Макаро (остров Уорд) в честь своих дочерей. Легенда гласит, что Купэ затем продолжил преследование осьминога Мутуранги, в конце концов уничтожив его ударом по голове после ожесточенного боя в проливе Кука . В некоторых версиях истории он путешествовал на юг до Арахуры Южного острова на западном побережье , а также до полуострова Коромандел . [6]

Трибунал Вайтанги утверждает, что Купе и его команда оставались в Новой Зеландии целых 20 лет, прежде чем решили вернуться домой. Купэ отплыл обратно через гавань Хокианга, где принес в жертву своего сына Тупутапу-венуа, утопив его в источнике Те Пуна-о-те-ао-Марама, чтобы охранять землю из-под воды, пока его не было. [7] Согласно устной истории, Купе считал, что принесение в жертву своего сына гарантирует, что маури (жизненная сущность) его вакапапа (родословная линия) навсегда останется в Аотеароа, даже если он уйдет. [8] Затем он произнес каракию , поклявшись никогда не возвращаться до отъезда на Гавайи. Полное название гавани — Те Хокианга-нуи-а-Купе; «место великого возвращения Купе». [6]

Здесь, о Источник-мира-света, будет большее возвращение, и не будет большего возвращения.

Купе, Те Пуна-о-те-ао-марама, Север Те, около 1000 г. н.э.

Примерно тридцать лет спустя Матавхаоруа был тщательно отремонтирован и переоборудован под руководством Нукутавити , внука Купе. Каноэ было переименовано в Нгатокиматаваоруа, что буквально переводится как «перезастренный Матавхаоруа». Нукутавити запомнил инструкции своего деда по навигации, как добраться до Аотеароа, и знал наизусть звездный путь, по которому нужно идти, чтобы добраться туда. Под его руководством путешествие больше не было отягощено неоправданным риском и незнанием географии земель южнее. На этот раз Нукутавити путешествовал с прямой целью заселить Аотеароа, поэтому он полностью расширил Нгатокиматавхаоруа, чтобы принять больше пассажиров. [8]

Купэ также дал имена Арапаоа , Мана , Кохукоху , Пуахи , Маунгатанива . Эти имена были сохранены поколениями маори, населявшими эти регионы. Хотя некоторые имена других предков вышли из употребления, имена, связанные с Купе, похоже, сохранились. [6]

Время прибытия

[ редактировать ]

Оценки того, когда Купе открыл Новую Зеландию, разнятся.

Дата Истец Примечания Ссылка
Никогда Маргарет Орбелл (1985) Представление о Купе как о полностью мифическом. [8]
925 г. н.э. Перси Смит (1913–15) Нападает на Симмонса (1976) как на «великий новозеландский миф». [8] Том Брукинг (2005) говорит, что эта дата «кажется слишком ранней», и говорит, что историки к 2005 году отдают предпочтение 1180 году нашей эры. [9]
950 г. н. э. Пей Те Хуринуи Джонс (1944) Брюс Биггс (1995) заявляет, что «генеалогические свидетельства этой даты сомнительны». [10]
1180 г. н.э. Том Брукинг (2005) Заявленный консенсус Тома Брукинга. [9]
До 1314 ± 6 г. н.э. Разные авторы (2014) Исследование 2014 года пришло к выводу, что до извержения горы Таравера в Кахароа (1314 ± 6 г. н.э.) в Новой Зеландии не было постоянных поселений, но было заявлено, что «краткий период деятельности до поселения, который представляет собой открытие Новой Зеландии полинезийцами и в этой модели разрешена разведка основных островов». [11]
середина 14 века Давид Абулафия (2019) Заявленный консенсус «более современных исследований» Дэвида Абулафии (2019), когда Купе сопровождал первых поселенцев в середине 14 века. [12]

Разногласия

[ редактировать ]

Существуют разногласия по поводу статуса Купе. Спор основывается на подлинности более поздних версий легенд, так называемых «ортодоксальных» версий, тесно связанных с С. Перси Смитом и Хоани Те Ватахоро Джури . В отличие от подтвержденных племенных традиций о Купе, записанных до Смита и Джури, ортодоксальная версия точна с точки зрения дат и географических названий в Полинезии, где Купэ, предположительно, жил или откуда уехал. Ортодоксальная версия также относит Купе на сотни лет раньше прибытия других каноэ-основателей, тогда как в более ранних традициях Купе определенно был современником этих каноэ. [13] Кроме того, согласно легендам регионов Вангануи и Таранаки, Купе был современником Тури Аотеа каноэ . Согласно другим традициям, Купе прибыл около 1400 года на других каноэ, включая Тайнуи и Такитиму. [14] .

Стивенсон Перси Смит , 1905 год. [15]

В «ортодоксальной» версии Купе был великим вождем Гавайков , прибывшим в Новую Зеландию в 925 году нашей эры. Он оставил своего двоюродного брата Хотурапу тонуть во время рыбалки и похитил свою жену Курамаротини , с которой он сбежал на ее большом каноэ Матаууруа . Во время своих последующих путешествий они одолели многочисленных монстров и морских демонов, в том числе огромного осьминога по имени Те Уике-а-Мутуранги , и открыли Новую Зеландию. Вернувшись на Гавайки, Купе рассказал о своих приключениях и убедил других мигрировать вместе с ним (Craig 1989:127; см. также Внешние ссылки ниже).

Резьба по дому, изображающая Купе (держащего весло) с двумя морскими существами у его ног.

Дэвид Симмонс сказал: «Поиск источников того, что я теперь называю «Великим новозеландским мифом» о Купе, Тои и флоте, дал удивительные результаты. В такой форме их не существовало ни в старых рукописях, ни в вайкореро. [16] ученых мужей. Там были кусочки и кусочки. Купэ был и известен в традициях Хокианги, Вайкато, Восточного побережья и Южного острова: но приведенные генеалогии не соответствовали генеалогиям, данным С. Перси Смитом. Истории, рассказанные Смитом, представляли собой смесь различных племенных традиций. Другими словами, вся традиция, данная Смитом, была пакеха , а не маори. Точно так же история Тои и Ватонги и гонки на каноэ, приведшей к поселению в Новой Зеландии, не могла быть подтверждена, кроме как от одного человека, который передал ее Перси Смиту. Учёные люди того же племени не упоминают об этой истории, и нет вайата. [17] празднуя свои дела. Каноэ племенного происхождения хорошо известны принадлежащим к ним племенам, но ни одно из них не говорит так, как Смит, о шести больших морских каноэ, отправляющихся вместе из Раиатеи. Великий новозеландский миф был именно таким». (Симмонс 1977).

Проверенные местные традиции

[ редактировать ]

Предания о Купе появляются у народов следующих областей: Нортленд, Нгати Кахунгуну, Тайнуи, Вангануи-Таранаки, Рангитане и Южный остров.

Нортленд

[ редактировать ]
Районы племен маори

В традициях Нортленда Купе является первооткрывателем и современником Нукутавити, предка народа Нга Пухи , но старше его . Прибывает Купе, живет в Хокианге и возвращается на Вавауатеа, свою родину, оставив определенные следы и следы своего визита. [18]

  • Упоминание о Купе встречается в версии легенды о Мауи, ловившей рыбу на Северном острове, записанной в 1841 году Кэтрин Сервант, маристской миссионеркой. Крюк Мауи, сделанный из челюсти его старшего сына, зацепляется за фронтон дома Нукутавити, жены Купе. Купэ участвовал в образовании Новой Зеландии (от рыбы Мауи). [19]
  • В 1849 году Аперахама Таонуи из Нга Пухи писал, что «Купе приходил в эту землю в давние времена» в поисках Тупутупувенуа. [20] «Он побывал во всех местах на этом острове. Он не видел Тупутупувенуа на этой земле. Был замечен Хокианга, возвращение Купе, то есть (значение) Хокианги. Под землей жилище его и Куя». Земля была необитаема (пустынна). Аперахама добавляет генеалогию от Купе до Нукутавити, предка Нга Пухи. [21] Нукутваити приехал «из-за границы» со своим зятем Руануи на каноэ по имени Мамари. В море они встретили Купе, который сказал Нукутавити, что Тупутупувенуа находится в Хокианге. Когда Нукутавити прибыл в устье гавани, Тупутупувенуа исчез под землей. [22] [23]
  • Хоани Тимо написал рукопись в 1855 году, в которой «Купе жил в прежние времена - он был мужем Пекетахи; они переправились с другой стороны» (моря). Они потеряли в море ребенка Тотоко. Когда они прибыли, у них родились еще дети — Мауи-муа, Мауи-таха и Мауи-тикитики-а-Таранга . Рахрири, важный предок Нга Пухи, происходит от этих детей. [24] [25]
  • Традиция, собранная до 1855 года от неизвестного автора, называет родной остров Купе Вавауатеа. Купе приехал и посетил каждую часть этого острова. Он жил в Хокианге, пока не вернулся домой. Он оставил после себя несколько вещей, в том числе черпак для каноэ, [26] и двое его питомцев в устье гавани Хокианга: Арайтеру (самец) и Нуя (самка). По возвращении в Вавауатеа он сообщил жителям деревни, что на юге есть хорошая земля. Были изготовлены каноэ, из которых Матавхаоруа , принадлежавший Нга Пухи, высадился в Хокианге. Упоминаются и другие каноэ с подробностями их плавания. [24] . [25]
Остров Мотукиоре - место, где Купе разместил Киоре по прибытии.
  • Симмонс имел доступ к частной рукописи из района Хокианга. [27] в котором говорится, что на Гавайях было три Купе: Купе Нуку, Купе Ранги и Купе Манава. [28] Купе Нуку прибыл на этот остров на каноэ Матаваоруа со своей женой, двумя рабами и девятью другими людьми со своими женами. [29] Им потребовалось три дня и ночи, чтобы добраться до острова Аотеароа. Купэ обогнул весь остров и не увидел людей. Он оставил знаки вдоль побережья, чтобы показать, что они были первыми, кто там поселился. В Хокианге он оставил столбы своей сети и земляной печи, следы своего раба и черпак своего каноэ. В Опаре он оставил свою собаку. [30] Когда рыбу запекали в духовке, Купэ рассердился, когда духовку открыли, а рыба не приготовилась. Он проклял своих товарищей, отправив птиц, ящериц и насекомых жить в лес, народ духов в горы, а эхо на скалы, где он был приговорен произносить короткие речи, как он это делал, когда его друзья пренебрегали духовкой. . разразилась война Купе вернулся на Гавайки, но из-за Тама-те-капуа . В результате внук Купе Нукутавити покидает Гавайи и приземляется в Хокианге. [31] [32]

Нгати Кахунгуну

[ редактировать ]

В ранних отчетах из района Нгати Кахунгуну Купе постоянно упоминается на борту каноэ Такитиму или в качестве его спутников упоминаются люди, которые тесно связаны с Такитиму. Никакие другие каноэ в связи с ним не упоминаются. Они также не содержат упоминаний ни об осьминоге Мутуранги, ни о погоне с Гавайки. [33]

  • В рукописи, написанной Хами Ропихой в 1862 году, [34] Таматеа прибыл на каноэ Такитиму вместе со своими старшими, детьми Тато, которыми были Ронгокако, Хикитапуаэ, Хикитакетаке, Ронгоямоа, Тайхопия, Кахутуануи, Матаро, Те Анги, Купэ, Нгаке, Пайкеа и Уэнуку. На «этот остров» они пришли по двум причинам: ссора из-за женщины и спор из-за посадки урожая. В Тауранге группа разделилась на три части. Таматеа и его сын Кахунгуну остались, чтобы сделать рыболовную сеть, другие отправились на север, а Купе и Нгаке отплыли на юг, в Такитиму. В Вайроаити семью отправили вглубь страны ткать льняное волокно для каноэ. Когда они вернулись, каноэ уже не было. Они поднялись на холм и увидели уплывающее каноэ. Купэ прибыл в Таваке. Он послал свою дочь Мокототуаранги за водой. Когда она возвращалась, каноэ Купе уплыло, и дочь осталась стоять там, рассерженная. [35]

Затем он отправился на юг, чтобы добраться до Махии.

Остров Паратутае с углублениями, которые, как говорят, остались на скале веслом Купе.

Предания Тайнуи о Купе можно резюмировать так: Купе украл жену или жен Хотурапы; приехал в Новую Зеландию и рассек землю; подняло бурное море; и снова ушел. Источники подробно:

  • Согласно традиции Южного Манукау, датируемой 1842 годом, [36] [37] Купе пришел со своим дедом Мару-тавити, зятем Хотурапой и еще несколькими людьми. Они пришли осмотреть землю и снова вернулись. Ничего не известно о земле, из которой они отплыли. Сообщается, что Купе застал своего зятя в Восточном Кейпе, ускользнув вместе со своими женами. Он обогнул мыс Нордкап. Купе поднял бурное море на западном побережье, чтобы Хотурапа не преследовал его, и именно поэтому западное побережье всегда более бурное, чем восточное. У мысов Манукау он ударил по острову Паратутае веслом , оставив отпечаток, который виден и по сей день. Путешествие закончилось в Кавиа . О Купе известно немного больше; возможно, он вернулся в землю, из которой пришел. Говорят, что некоторые из его людей остались.
  • Традиция племени Нгати Те Ата, также датированная 1842 годом, также из района Южного Манукау. [38] [39] помещает Купэ на борт каноэ Тайнуи .
  • В песне, собранной у военного лидера Нгати Тоа Те Раупарахи в 1847 году, Купе упоминается как «человек, который разрезал землю; Капити стоит в стороне, Мана стоит в стороне, Арапаоа стоит отдельно. Это знаки моего предка из Купе, который исследовал Титапуа. [40]
  • Версия, демонстрирующая некоторое влияние печатных источников, была собрана до 1907 года у Вириханы Аотеранги из племени Нгати Тахинга в Раглане. [41] [42] Купе и его товарищ Тури прибывают на каноэ по имени Аотеароа. Они находят жителей этого острова «гоблинами» или «феями» разных видов. [43] потомки спутников Мауи , когда он ловил рыбу на этом острове. Купэ оставил свою дочь в Рангитото. Около Уонгануи-а-тара (гавань Веллингтона) он пожалел об этом и порезал себе плоть. Кровь хлынула, и по сей день скалы и морские существа в этом районе красные. В гавани Аотеа он обнаружил жителей Нгати Матакоре, выкапывающих корни папоротника. Купэ решил вернуться на Гавайи и велел своему рабу Поуэтенгу остаться и присматривать за этим островом. Раб, напуганный людьми этой земли, не согласился на это. Уходя, Купэ бросил свой пояс в море, чтобы сделать его неровным и не дать рабу последовать за ним. Поуэтэнгу сделал каноэ и попытался последовать за ним, но бурное море перевернуло его, и оно превратилось в скалу в гавани Аотеа. Купэ отплыл на Гавайки, объявив, что нашел большую землю и что ее жители подобны «гоблинам».

Уонгануи-Таранаки

[ редактировать ]

Традиции Вангануи-Таранаки можно резюмировать так: Купэ пришел искать свою жену, похищенную (Х)отурапой. Его каноэ называлось Матахо(у)руа; Купэ ассоциировался с Тури как с его современником. Купе рассек землю, и он был братом Нгаке. На своем пути Купе столкнулся с бурным морем. История осьминога известна, но имя существа не названо. За исключением более поздних версий, подлинность которых вызывает некоторые подозрения, в отчетах не упоминается эпизод, в котором Купэ преследует осьминога с Гавайских островов. [44] Вот некоторые из аккаунтов из этой области:

  • Традиция, написанная Те Хукахукой 25 октября 1847 года, гласит, что Купе, когда пришел, не нашел на этом острове людей. Он вернулся и встретил Тури и сказал ему, что все, что он видел, это «стаю духов» (апу апароа) и двух птиц: трубастого хвоста и кокако . Тури сказал, что давайте вернемся туда, а Купе сказал: «Купе возвращается» и вернулся на Гавайи. [45]
  • Согласно традиции, собранной у Уильяма Типене Покайатуа из Манавапу в 1854 году, [46] [47] Купэ прибыл в гавань Веллингтона на борту «Матаоруа» ( Матаваоруа ) в поисках своей жены Курамаротини, которую похитил его младший брат Отурапа (Хотурапа). Он не смог его найти и вернулся, воздвигнув в Патее пост в знак своего визита. Купе принес дерево карака , [48] а также отделил Северный остров, который до этого был присоединен к Гавайям.
  • В легенде из рукописи Пири Кавау из Ати Ава, датированной примерно 1854 годом. [49] [50] Каноэ Матахоруа (Matawhaorua) — это каноэ, которое проплыло «большое расстояние» и которым командовал Рети. Купе убил Хотурапу и забрал его жену Курамаротини. Затем они приехали в Новую Зеландию. [51] Купэ разрезал землю и увидел двух жителей, Кокако и Тивайваку (Синюю ворону и Трубатохвоста). Затем он вернулся на Гавайки и дал Тури указания, как отплыть в Новую Зеландию.
  • Глава Вангануи Хоани Виллему Хипанго представил преподобному версию. Ричард Тейлор в 1859 году. [49] [52] В этой версии, когда Купе приехал в Новую Зеландию, он обнаружил, что земля течет. Он заставил его лежать тихо, а когда прибыл Тури, он обнаружил, что он плавает.
  • В октябре 1882 года Ререте Тапо из Парикино сказал: «Послушайте, первым, кто прибыл на этот остров, был Купе, чтобы сложить и разделить огромную рыбу Мауи». [49] [53]

Рангитан

[ редактировать ]
Статуя Купе на Столетней выставке (1939–1940)
  • Отчет 1893 года Те Вету из Нгати Раукавы, который был знаком с традициями Рангитане: [54] рассказывает о Купе со своими дочерьми и двумя птицами, Рупе (голубем) и Кавауатору (баклан или баклан), исследующими западное побережье Северного острова. Купе отправляет баклана остановить течение в гавани Манукау, которое птица считает слабым, и в проливе Кука, который птица считает слишком сильным. Голубя отправляют исследовать внутреннюю часть острова, и он встречает трубастого хвоста и ворону (кокако). Купе остается в гавани Веллингтона и называет два острова Матиу и Макоро в честь своих дочерей. На обратном пути Купе встречает Тури на острове и рассказывает ему об этом острове. На Гавайях. Купе рассказывает о своих приключениях. [55] [56]

Южный остров

[ редактировать ]

Немногочисленные ссылки на Купе в источниках Южного острова указывают на то, что традиции в основном такие же, как у Нгати Кахунгуну, с которым Нгай Таху, главное племя Южного острова, имело прочные генеалогические и торговые связи. [18]

  • Согласно одной традиции, Таматеа из каноэ Такитиму, брошенный тремя женами, плывет вокруг Новой Зеландии в поисках их и разделяет с Купе честь давать названия частям земли. [57]
  • Уайт записывает легенду, в которой вождь рангитанов Те Хау разрушает свои посевы в Те Караке Купе, который поливает их солью. [58]

Нерасположен

[ редактировать ]

«Когда Купе, первый первооткрыватель Новой Зеландии, впервые увидел эту землю, его жена закричала: «Хе ао! Хе ао!» (облако! облако!). Поэтому остров Большой Барьер был назван Аотеа (белое облако), а длинный материк Аотеароа (длинное белое облако). Когда Купэ наконец вернулся на родину, люди спросили его, почему он не назвал вновь открытую страну в честь своего отечества. Он ответил: «Я предпочел теплую грудь холодной, новую землю старой земле, давно покинутой». [59]

Современные изображения

[ редактировать ]
Статуя Купе на набережной Веллингтона

Уильям Третеви создал скульптуру для выставки столетия Новой Зеландии , которая проходила в 1939/40 году в Ронготае , Веллингтон . К столетней выставке был изготовлен фриз высотой 100 футов (30 м), изображающий прогресс Новой Зеландии, группы пионеров, львов в стиле ар-деко , большой фонтан и фигуру Купе, стоящего на носу своего каноэ. Из всех этих произведений осталась только статуя Купе. [60] Проведя много десятилетий на железнодорожном вокзале Веллингтона , затем в Веллингтонском выставочном и спортивном центре и, наконец, в Те Папе , фонд Kupe Group Trust успешно собрал средства на отливку гипсовой статуи из бронзы. С 2000 года бронзовая статуя установлена ​​на набережной Веллингтона . [61]

Видеоигры

[ редактировать ]

Купе возглавляет цивилизацию маори в расширении Gathering Storm для Civilization VI . Kupe предлагает уникальный стиль игрового процесса, в котором игрок вместо того, чтобы начинать свою цивилизацию на суше, начинает в океане и должен найти побережье, на котором можно поселиться, что отсылает к его открытию Новой Зеландии. [62]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Кто такой Купе?» . Австралийский национальный морской музей . Проверено 6 марта 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б «Глава III. — Купэ — Навигатор | НЗЕТК» . nzetc.victoria.ac.nz . Проверено 6 марта 2023 г.
  3. ^ Jump up to: а б с «Купе» . archive.hokulea.com . Проверено 24 февраля 2023 г.
  4. ^ Банс, Майкл; Биван, Нэнси Р.; Оскам, Шарлотта Л.; Джейкомб, Кристофер; Аллентофт, Мортен Э.; Холдэуэй, Ричард Н. (7 ноября 2014 г.). «Чрезвычайно низкая плотность человеческого населения истребила новозеландских моа» . Природные коммуникации . 5 : 5436. Бибкод : 2014NatCo...5.5436H . дои : 10.1038/ncomms6436 . ISSN   2041-1723 . ПМИД   25378020 .
  5. ^ Трибунал Вайтанги, Веллингтон (28 июня 2011 г.). «Это Новая Зеландия; отчет о претензиях, касающихся законодательства и политики Новой Зеландии, влияющих на культуру и идентичность маори» (PDF) . Отчет «Вода 262» . 1 : 1, 2.
  6. ^ Jump up to: а б с д Таонга, Министерство культуры и наследия Новой Зеландии Те Манату. «Купе» . Проверено 24 февраля 2023 г.
  7. ^ Jump up to: а б «Как Купе открыл для себя Аотеароа – и его наследие, которое живет сегодня | Образование в Вайтанги» . www.waitangi.org.nz . Проверено 24 февраля 2023 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д Белич, Джеймс (28 февраля 2002 г.). Создание народов: история новозеландцев от полинезийских поселений до конца девятнадцатого века . Издательство Гавайского университета. п. 25. ISBN  978-0-8248-2517-1 .
  9. ^ Jump up to: а б Брукинг, доцент кафедры истории Том; Брукинг, Том (2004). История Новой Зеландии . Издательская группа Гринвуд. п. 192. ИСБН  978-0-313-32356-0 .
  10. ^ Биггс, Брюс (1995). Нга Иви О Тайнуи: Традиционная история народа Тайнуи . Издательство Оклендского университета. п. 12. ISBN  978-1-86940-119-1 .
  11. ^ Джейкомб, Крис; Холдэуэй, Ричард Н.; Аллентофт, Мортен Э.; Банс, Майкл; Оскам, Шарлотта Л.; Уолтер, Ричард; Брукс, Эмма (1 октября 2014 г.). «Высокоточная датировка и анализ древней ДНК яичной скорлупы моа (Aves: Dinornithiformes) документируют сложную особенность бара Вайрау и уточняют хронологию заселения Новой Зеландии полинезийцами» . Журнал археологической науки . 50 : 24–30. Бибкод : 2014JArSc..50...24J . дои : 10.1016/j.jas.2014.05.023 . ISSN   0305-4403 .
  12. ^ Абулафия, Давид (3 октября 2019 г.). Безграничное море: человеческая история океанов . Пингвин Букс Лимитед. стр. ii. ISBN  978-0-14-197209-1 .
  13. ^ Симмонс 1976 .
  14. ^ Симмонс 1976 , стр. 20–25.
  15. ^ Фотография Стивенсона Перси Смита с любезного разрешения Библиотеки Александра Тернбулла, Веллингтон, Новая Зеландия, номер ссылки 1/2-004600-F.
  16. ^ речь: официальная речь, ораторское искусство
  17. ^ вайата : песня, спетые стихи
  18. ^ Jump up to: а б Симмонс 1976 , стр. 34.
  19. ^ Симмонс цитирует Кэтрин Серван, «Notice sur les Maoris de la Nouvelle Zélande», 1842 год. Микрофильм. (DU:Ho), оригинал находится в Архивах Мариста, Рим. Слуга находился в Хокианге с 1838 по 1839 год, а затем в Корорареке (Рассел) до 1842 года.
  20. ^ В этой версии неясно, кем был Тупутупувенуа.
  21. ^ Генеалогия такова: Купе породил Матиу, который породил Макоро, который породил Меэю, родившую Маху (или Мааху), родившую Нукутваити.
  22. ^ Симмонс 1976 , стр. 29–30.
  23. ^ Симмонс цитирует А. Таонуи, рукопись из библиотеки Оклендского музея, Коллекция Грэма, вып. 120:2. Купэ и его прапраправнук в этой легенде кажутся современниками.
  24. ^ Jump up to: а б Симмонс 1976 , стр. 31.
  25. ^ Jump up to: а б Симмонс цитирует Shortland MS86, Хокенскую библиотеку, Данидин.
  26. То есть поразительная природная особенность, которая, как говорят, представляет собой желонку Купе, обращенную в камень.
  27. ^ Симмонс цитирует книгу рукописей Камиры № 9, стр. 259, но не указывает дату.
  28. ^ Названия переводятся как Купе-Земля, Купе-Небо и Купе-Сердце.
  29. ^ Имена девяти других переводятся как гулкие скалы, птицы, народ духов, насекомые, ящерицы и рептилии.
  30. ^ То есть он оставил эти предметы и они превратились в камень.
  31. ^ Симмонс 1976 , стр. 33–34.
  32. Более поздняя рукопись из того же региона была опубликована в Журнале Полинезийского общества (Биггс, 1957). Эта версия содержит эпизоды, которые, по-видимому, были заимствованы из литературных источников, включая ассоциации с Тото, Ронгоронго, Курамаротини, Тури и Хотурапа.
  33. ^ Симмонс 1976 , стр. 20.
  34. ^ Симмонс 1976 , стр. 19–20.
  35. Другие традиции Нгати Кахунгуну, очень похожие на эту, приведены в рукописи, переведенной в «Трудах Новозеландского института» , том 15:448, в которой Купе появляется как имя среди 13 детей Тато; также в Джоне Уайте , «Древняя история маори» , 1887–1891, том 3:71–73; и в другом отчете Уайта, озаглавленном «Рассказ туземцев Ахурири о Гавайях 1855 года» , Рукопись библиотеки Тернбулла 94.
  36. ^ Симмонс 1976 , стр. 20–21.
  37. ^ Симмонс цитирует преподобного Дж. Хэмлина, «О мифологии новозеландцев», Тасманский журнал естественных наук , 1842, I: 260.
  38. ^ Симмонс 1976 , стр. 21.
  39. ^ Симмонс цитирует преподобного У. Р. Уэйда, «Путешествие по северному острову Новой Зеландии» (Джордж Ролвеган: Хобарт) 1842:90.
  40. ^ Симмонс 1976 , стр. 21–22.
  41. ^ Симмонс 1976 , стр. 22–23.
  42. ^ Симмонс цитирует Г. Грэма (переводчик), «Фрагменты древней истории маори» Вириханы Аотеранги (Чампталуп и Эдмистон: Окленд), 1923.
  43. ^ «Гоблины» и «феи» представляют собой попытку оригинальных переводчиков передать имена различных духовных или квазидуховных существ, учитывая отсутствие соответствующих терминов на английском языке. Полинезийские «гоблины» и «феи», как правило, гораздо более страшные существа, чем английские.
  44. ^ Симмонс 1976 , стр. 27.
  45. ^ Симмонс предварительно относит эту традицию к району Уонгануи и цитирует рукопись серого новозеландского маори 102:35.
  46. ^ Симмонс 1976 , стр. 23–24.
  47. ^ Симмонс цитирует преподобного Р. Тейлора, Te Ika a Maui (Вертхайм и Макинтош: Лондон), 1855 г.
  48. ^ Corynocarpus laevigatus , важное пищевое дерево, эндемичное для Новой Зеландии и поэтому не встречающееся больше нигде.
  49. ^ Jump up to: а б с Симмонс 1976 , стр. 24.
  50. ^ Симмонс цитирует Г. Грея, «Труды предков». Полинезийская мифология (Х. Бретт: Окленд), 1885:19.
  51. В этот момент истории Грей вставляет историю об убийстве осьминога Те Уике-а-Мутуранги. Однако, по словам Симмонса, этого эпизода нет в рукописи Пири Кавау, и источник Грея еще предстоит выяснить.
  52. ^ Симмонс цитирует Р. Тейлора, «Заметки о Новой Зеландии и ее коренных жителях», № 6, стр. 110, MS, Городская библиотека Окленда.
  53. ^ Симмонс цитирует Джона Уайта, MS 119, «Разные материалы на языке маори».
  54. ^ Народ рангитане живет по обе стороны пролива Кука .
  55. ^ Симмонс 1976 , стр. 26–27.
  56. ^ Симмонс цитирует Журнал Полинезийского общества , 1893, стр. 147–151.
  57. ^ Симмонс цитирует преподобного Дж. У. Стэка, «Замечания к теории г-на Маккензи Кэмерона в отношении Кахуи Типуа», Труды Института Новой Зеландии 12, 1879: 160
  58. ^ Симмонс цитирует Уайта 1887–1891, III:199.
  59. ^ Топонимы лилипутских маори. паб. А. Х. Рид, 1962 г., напечатано в Германии издательством Langenscheidt KG, стр. 36.
  60. ^ Филлипс, Джок. «Уильям Томас Третеви» . Биографический словарь Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия . Проверено 24 мая 2011 г.
  61. ^ «Искусство и дизайн» . Набережная Веллингтона. Архивировано из оригинала 12 июля 2011 года . Проверено 28 мая 2011 г.
  62. ^ «Civilization® VI — Официальный сайт | Новости | Civilization VI: Gathering Storm — Купе возглавляет маори» .
  • Биггс, Б.Г. (1957). «Купе, На Химиона Каамира, о Те Рарава Биггс». Журнал Полинезийского общества . 66 : 217–248.
  • Крейг, РД (1989). Словарь полинезийской мифологии . Нью-Йорк: Гринвуд Пресс.
  • Симмонс, Д.Р. (1976). Великий новозеландский миф: исследование традиций открытия и происхождения маори . Веллингтон: Рид.
  • Уайт, Дж. (1887–1891). Древняя история маори . Веллингтон: Правительственный принтер.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2ae79550c530180ae744d1906f8bac66__1719700740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2a/66/2ae79550c530180ae744d1906f8bac66.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kupe - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)