Jump to content

Нгауэ

Согласно мифологии маори, Нгауэ (иногда известный как Нгаке ) был современником Купе и одним из первых полинезийских исследователей, достигших Новой Зеландии . Он был уроженцем Гавайков и отправился в Новую Зеландию на « Тавириранги », своей ваке (каноэ). Время для этих путешествий не установлено, но, согласно легенде, он обнаружил Пунаму (Зеленый камень), а Нгауэ убил Моа (большую нелетающую птицу, ныне вымершую). [ 1 ] Пунаму иногда называли Те Ика-о-Нгауэ (рыба Нгауэ). [ 2 ] и они привезли несколько валунов обратно на Гавайи. [ 3 ]

Традиция Нгай Таху

[ редактировать ]

Легенда маори рассказывает, как у Нгауэ возникли разногласия со своей женой, и он отправился искать новый дом. Жена, однако, заставила зеленую рыбку по имени Путини, сына морского бога Тангароа, преследовать своего мимолетного супруга. Нгауэ достиг западного побережья Южного острова в соответствии с Аоранги (гора Кука), а Путини преследовал его по пятам. Нгауэ на своем каноэ путешествовал вдоль побережья, но когда он вышел из устья реки Арахура, наступила темнота. Только снег на горе Тара или Тама в истоке реки Арахура придавал яркость. Нгауэ помчался вверх по реке Арахура; Путини последовал за ним, но не смог подняться на каскад, был ранен и упал в глубокую лужу, где огромная рыба превратилась в зеленокаменное каноэ.

- У.А. Тейлор, Предания и история маори Южного острова. [ 4 ]

Традиция Нгати Кахунгуну

[ редактировать ]
Школьная нация

Согласно традиции Нгати Кахунгуну , Нгауэ был крупным вождем на Гавайях в то время, когда первые маори отправились в Новую Зеландию. В старости он остался на Гавайках, но его сыновья и внуки уехали на новую землю. Обеспокоенный тем, что им может не хватить еды, Нгауэ приказал большой рыбе подплыть к его детям, чтобы они могли ее съесть. Рыба достигла залива Изобилия , затем обогнула Восточный мыс до Те Моту-о-Кура . Там его поймал старый тохунга (боги) сказали, что оно приближается , которому атуа . Вытащив рыбу на берег, он разрезал ее пополам, оставив половину на берегу, а другую половину отнес на свой алтарь туаху , где принес ее в жертву богам, поскольку это была первая рыба, пойманная в тот сезон. [ 5 ]

Когда тохунга вернулся на пляж, половина, которую он оставил, превратилась в кусок пунаму , который он назвал Те Ика а Нгауэ («Рыба Нгауэ»). Он разделил его на две части, оставив одну половину, Те Уира а Карапа («Сияние Карапы»), себе, а другую половину отдав Те Рамапакура людям. [ 5 ]

Тунуи сделал Те Уиру Карапой на пороге своей двери и окон, но впоследствии он оскорбил богов, и они вызвали сильное землетрясение , поглотившее весь дом. [ 5 ]

Те Рамапакура сам был разрезан надвое. Половина его была объявлена ​​священной , и видеть ее разрешалось только священнику и его потомкам. Они владели им на протяжении десяти поколений, но затем оно было утрачено. Другая половина Те Рамапакура использовалась для изготовления нескольких знаменитых мере и тесел, в том числе Пахикауре, Кайареро, Те Рито-о-те-ранги, Те Инуманга-а-вай и второго Те Рамапакура. [ 5 ]

Части Те Рамапакура

[ редактировать ]
Инанга Рыба .
Котуку .

Второй Те Рамапакура принадлежал Те Вареуму из Нгапухи находился во владении Вирему Те Пайхау с полуострова Те Махия . в начале девятнадцатого века, а с 1959 года [ 5 ]

Кайареро и Пахикауре содержались Нгати Пахауверой в Те Аратипи (внутри страны от Те Моту-о-Кура) и были отобраны у них Нгати Туваретоа , когда они захватили Те Аратипи около 1820 года. Два командующих войсками, Мануни Те Хеухеу II и Те Варкарау , каждый получил по одному из них. [ 6 ] Эти две части были изготовлены из зеленого камня типа Инанга Рере , названного так потому, что он серебристый, как рыба Инанга . Кайареро представлял собой топор, украшенный перьями котуку . Пахикауре — это простое озеро, через которое проходит блестящая серебряная полоса инанги . [ 7 ]

Позже, в девятнадцатом веке, Те Вакарау одолжил Пахикауре своему зятю Те Херекеки , чтобы тот представил его в качестве временного подношения на похоронах родственника в Нгати Хиневай . По традиции конвертов ожидалось, что наследники умершего вернут его дарителям на последующих похоронах. Когда Те Папуни (жена Те Херекиеки и дочь Те Вакарау) умерла, Нгати Хиневай отправился с Пахикауре, чтобы, в свою очередь, предложить его Те Папунуи. Однако по пути они встретили Манунуи Те Хеухе II, и он дал им в жертву Кайареро, забрав Пахикауре себе. После похорон Те Херекеки отдал Кайареро своему дяде Те Котукураэроа, который потерял его, когда переправлялся через реку Мангануиотеао . Говорили, что Кайареро растворился в воде, которая традиционно считалась способностью летать , и вернулся в океан, из которого он первоначально появился. Один из родственников Те Котукураэро, Пехи Туроа, подарил ему одного из своих простоев , Иравару, который в конечном итоге был возвращен Те Хеухеу в качестве компенсации за Кайареро. [ 7 ]

Пахикауре до сих пор принадлежит Нгати Туваретоа и считается одним из величайших сокровищ племени. Согласно традиции, он меняет цвет, становясь темным и мутным, когда член семьи Те Хеухеу вот-вот умрет. Джон Те Херекеки Грейс сообщает, что он видел, как это произошло в мае 1929 года, во время смерти Те Кахуи Те Хеухеу. [ 8 ] Вождь Те Ререхау Кахотеа изображен держащим его на картине Вильгельма Диттмера 1906 года под названием «Хранитель Пахикауре» , которая сейчас находится в Те Папа Тонгарева . [ 9 ]

  1. ^ «Каноэ-традиции» . Те Ара - Энциклопедия Новой Зеландии. Март 2009 года.
  2. ^ Равири Таонуи (март 2009 г.). «Священные стопы - исследования маори - Южный остров» . Те Ара - Энциклопедия Новой Зеландии.
  3. ^ Бэзил Кин (март 2009 г.). «Пунаму – нефрит или зеленый камень – Инвентарь и украшения» . Те Ара - Энциклопедия Новой Зеландии.
  4. ^ Тейлор, Уильям Андерсон (1952). «Те Вайпоунаму — Вестленд, земля зеленокаменных». Предания и история маори Южного острова . Крайстчерч: Bascands Limited. п. 186.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Грейс 1959 , с. 290.
  6. ^ Грейс 1959 , с. 289.
  7. ^ Jump up to: а б Грейс 1959 , стр. 292–293.
  8. ^ Грейс 1959 , с. 293.
  9. ^ «Хранитель Пахикауре» . Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева . Проверено 30 октября 2022 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Грейс, Джон Те Херекеки (1959). Тухаретоа: История народа маори округа Таупо . Окленд [Новая Зеландия]: AH и AW Reed. АСИН   B0007JE64K . ISBN  9780589003739 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8dc0d01cdf31df08733e30b1ed79a486__1675221960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/86/8dc0d01cdf31df08733e30b1ed79a486.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ngahue - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)