Нгауэ
Согласно мифологии маори, Нгауэ (иногда известный как Нгаке ) был современником Купе и одним из первых полинезийских исследователей, достигших Новой Зеландии . Он был уроженцем Гавайков и отправился в Новую Зеландию на « Тавириранги », своей ваке (каноэ). Время для этих путешествий не установлено, но, согласно легенде, он обнаружил Пунаму (Зеленый камень), а Нгауэ убил Моа (большую нелетающую птицу, ныне вымершую). [ 1 ] Пунаму иногда называли Те Ика-о-Нгауэ (рыба Нгауэ). [ 2 ] и они привезли несколько валунов обратно на Гавайи. [ 3 ]
Традиция Нгай Таху
[ редактировать ]Легенда маори рассказывает, как у Нгауэ возникли разногласия со своей женой, и он отправился искать новый дом. Жена, однако, заставила зеленую рыбку по имени Путини, сына морского бога Тангароа, преследовать своего мимолетного супруга. Нгауэ достиг западного побережья Южного острова в соответствии с Аоранги (гора Кука), а Путини преследовал его по пятам. Нгауэ на своем каноэ путешествовал вдоль побережья, но когда он вышел из устья реки Арахура, наступила темнота. Только снег на горе Тара или Тама в истоке реки Арахура придавал яркость. Нгауэ помчался вверх по реке Арахура; Путини последовал за ним, но не смог подняться на каскад, был ранен и упал в глубокую лужу, где огромная рыба превратилась в зеленокаменное каноэ.
- У.А. Тейлор, Предания и история маори Южного острова. [ 4 ]
Традиция Нгати Кахунгуну
[ редактировать ]
Согласно традиции Нгати Кахунгуну , Нгауэ был крупным вождем на Гавайях в то время, когда первые маори отправились в Новую Зеландию. В старости он остался на Гавайках, но его сыновья и внуки уехали на новую землю. Обеспокоенный тем, что им может не хватить еды, Нгауэ приказал большой рыбе подплыть к его детям, чтобы они могли ее съесть. Рыба достигла залива Изобилия , затем обогнула Восточный мыс до Те Моту-о-Кура . Там его поймал старый тохунга (боги) сказали, что оно приближается , которому атуа . Вытащив рыбу на берег, он разрезал ее пополам, оставив половину на берегу, а другую половину отнес на свой алтарь туаху , где принес ее в жертву богам, поскольку это была первая рыба, пойманная в тот сезон. [ 5 ]
Когда тохунга вернулся на пляж, половина, которую он оставил, превратилась в кусок пунаму , который он назвал Те Ика а Нгауэ («Рыба Нгауэ»). Он разделил его на две части, оставив одну половину, Те Уира а Карапа («Сияние Карапы»), себе, а другую половину отдав Те Рамапакура людям. [ 5 ]
Тунуи сделал Те Уиру Карапой на пороге своей двери и окон, но впоследствии он оскорбил богов, и они вызвали сильное землетрясение , поглотившее весь дом. [ 5 ]
Те Рамапакура сам был разрезан надвое. Половина его была объявлена священной , и видеть ее разрешалось только священнику и его потомкам. Они владели им на протяжении десяти поколений, но затем оно было утрачено. Другая половина Те Рамапакура использовалась для изготовления нескольких знаменитых мере и тесел, в том числе Пахикауре, Кайареро, Те Рито-о-те-ранги, Те Инуманга-а-вай и второго Те Рамапакура. [ 5 ]
Части Те Рамапакура
[ редактировать ]

Второй Те Рамапакура принадлежал Те Вареуму из Нгапухи находился во владении Вирему Те Пайхау с полуострова Те Махия . в начале девятнадцатого века, а с 1959 года [ 5 ]
Кайареро и Пахикауре содержались Нгати Пахауверой в Те Аратипи (внутри страны от Те Моту-о-Кура) и были отобраны у них Нгати Туваретоа , когда они захватили Те Аратипи около 1820 года. Два командующих войсками, Мануни Те Хеухеу II и Те Варкарау , каждый получил по одному из них. [ 6 ] Эти две части были изготовлены из зеленого камня типа Инанга Рере , названного так потому, что он серебристый, как рыба Инанга . Кайареро представлял собой топор, украшенный перьями котуку . Пахикауре — это простое озеро, через которое проходит блестящая серебряная полоса инанги . [ 7 ]
Позже, в девятнадцатом веке, Те Вакарау одолжил Пахикауре своему зятю Те Херекеки , чтобы тот представил его в качестве временного подношения на похоронах родственника в Нгати Хиневай . По традиции конвертов ожидалось, что наследники умершего вернут его дарителям на последующих похоронах. Когда Те Папуни (жена Те Херекиеки и дочь Те Вакарау) умерла, Нгати Хиневай отправился с Пахикауре, чтобы, в свою очередь, предложить его Те Папунуи. Однако по пути они встретили Манунуи Те Хеухе II, и он дал им в жертву Кайареро, забрав Пахикауре себе. После похорон Те Херекеки отдал Кайареро своему дяде Те Котукураэроа, который потерял его, когда переправлялся через реку Мангануиотеао . Говорили, что Кайареро растворился в воде, которая традиционно считалась способностью летать , и вернулся в океан, из которого он первоначально появился. Один из родственников Те Котукураэро, Пехи Туроа, подарил ему одного из своих простоев , Иравару, который в конечном итоге был возвращен Те Хеухеу в качестве компенсации за Кайареро. [ 7 ]
Пахикауре до сих пор принадлежит Нгати Туваретоа и считается одним из величайших сокровищ племени. Согласно традиции, он меняет цвет, становясь темным и мутным, когда член семьи Те Хеухеу вот-вот умрет. Джон Те Херекеки Грейс сообщает, что он видел, как это произошло в мае 1929 года, во время смерти Те Кахуи Те Хеухеу. [ 8 ] Вождь Те Ререхау Кахотеа изображен держащим его на картине Вильгельма Диттмера 1906 года под названием «Хранитель Пахикауре» , которая сейчас находится в Те Папа Тонгарева . [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Каноэ-традиции» . Те Ара - Энциклопедия Новой Зеландии. Март 2009 года.
- ^ Равири Таонуи (март 2009 г.). «Священные стопы - исследования маори - Южный остров» . Те Ара - Энциклопедия Новой Зеландии.
- ^ Бэзил Кин (март 2009 г.). «Пунаму – нефрит или зеленый камень – Инвентарь и украшения» . Те Ара - Энциклопедия Новой Зеландии.
- ^ Тейлор, Уильям Андерсон (1952). «Те Вайпоунаму — Вестленд, земля зеленокаменных». Предания и история маори Южного острова . Крайстчерч: Bascands Limited. п. 186.
- ^ Jump up to: а б с д и Грейс 1959 , с. 290.
- ^ Грейс 1959 , с. 289.
- ^ Jump up to: а б Грейс 1959 , стр. 292–293.
- ^ Грейс 1959 , с. 293.
- ^ «Хранитель Пахикауре» . Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева . Проверено 30 октября 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Грейс, Джон Те Херекеки (1959). Тухаретоа: История народа маори округа Таупо . Окленд [Новая Зеландия]: AH и AW Reed. АСИН B0007JE64K . ISBN 9780589003739 .