Нгати Тухаретоа
Нгати Тухаретоа | |
---|---|
Иви (племя) в маоридоме | |
![]() | |
![]() | |
Роэ (регион) | Центральный Северный остров |
каноэ | Арава |
Население | 47,103 [ 1 ] |
Веб-сайт | http://www.tuwharetoa.iwi.nz/ |
Нгати Туваретоа — иви, происходящий от Нгаторо-и-Ранги , священника, который вел каноэ Арава в Новую Зеландию . [ 2 ] Регион Тухаретоа простирается от Те-Ава-о-те-Атуа ( река Таравера ) в Матате через центральное плато Северного острова до земель вокруг горы Тонгариро и озера Таупо . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Тухаретоа — шестой по величине иви в Новой Зеландии с населением 35 877 человек по данным переписи населения Новой Зеландии 2013 года , причем 40% жителей моложе 15 лет. [ 6 ] Племя состоит из нескольких хапу (подплемен), представленных 33 мараэ (местами встреч). Коллектив объединяет наследие Нгаторо-и-ранги, воплощенное в арики ( верховном вожде), в настоящее время сэре Туму те Хеухеу Тукино VIII. [ 5 ]
По данным переписи населения Новой Зеландии 2013 года, 35 877 человек были идентифицированы как Нгати Тухаретоа. [ 6 ] По данным переписи населения Новой Зеландии 2018 года , по крайней мере 47 103 человека идентифицировали себя с иви, в том числе 44 448 человек, идентифицирующих себя с ветвью Таупо, и 2655 человек, идентифицирующих себя с ветвью Каверау. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]


Нгати Тухаретоа являются потомками одноименного воина-мужчины Туваретоа и те Аупури . Он родился в Онепу ( Каверау ) ок. 1300. Основные племенные территории его народа расположены от Те Ава о те Атуа в Матате до Тонгариро . Он получает свою силу главным образом от могущественного ученого и мореплавателя Нгаторо-и-ранги , который пилотировал великого вака Те Арава от Гавайки до Новой Зеландии , а также от великого мореплавателя Тороа из вака Матаатуа . Нгаторо-и-ранги был обманут на вака Те Арава вождем Тама-те-капуа , поскольку его присутствие на борту считалось удачей. Первоначально ему предназначалось путешествовать на борту лодки Тайнуи . Это сильно разозлило Нгаторо-и-Ранги, а его презрение и враждебность к вождю Те Арава привели к тому, что он покинул группу вскоре после прибытия.
В Аотеароа они вышли на берег в Те Ава о Те Атуа, и Нгаторо-и-ранги направился вглубь страны, к Те Таканга ио Апа (район Каверау), затем в Руавахии, где он встретил чудовищного Тама о Хой и в конце концов достиг района Таупо , где поднялся Гора Син . Из Таухары Нгаторо-и-Ранги направился в Тонгариро с намерением встать на его вершину и таким образом объявить этот район своим. Во время восхождения на гору мощный южный ветер хлестал его по лицу, ледяные порывы вырывали тепло из его тела, а замерзший вулкан болезненно врезался ему в ноги, в конечном итоге поставив его на колени от холода. Когда Нгаторо-и-ранги лежал при смерти, он призвал своих сестер Куйвай и Хаунгароа на Гавайи, чтобы те послали огонь, чтобы согреть его: « Куйвай! Хаунгароа! Я потеряюсь на юге! Пошли огонь! » (О Куйвай! О Хаунгароа! Меня охватывает холодный южный ветер!
Вняв его призыву, они послали огонь в виде двух монстров , Те Пупу и Те Хоата. Когда они путешествовали под землей, пламя сначала вспыхнуло в Вакаари , затем в Роторуа и Таупо, наконец, вырвалось у ног Нгаторо-и-Ранги, вырвавшись из большого отверстия на вершине вулкана, согревая священника и тем самым позволяя ему достичь своей цели. . На вершине Тонгариро Нгаторо-и-ранги выразил благодарность и основал «Те Вхаретоа о Туматауэнга» — Дом Воинов Ту — наследие Туваретоа.
Нгаторо-и-Ранги не остался в Тонгариро, а вернулся на побережье, чтобы прожить свою жизнь на острове Мотити . Его потомки поселились в Те Ава о Те Атуа внутри страны, в Каверау, увеличиваясь на протяжении поколений до времен Маваке Таупо, потомка Нгаторо-и-ранги в 8-м поколении. Маваке Таупо женился на арики из Хапуонеоне по имени Хахуру, в родословную которого входили коренные жители этого района, и их сын Манайя в конечном итоге взял имя Туваретоа. [ 3 ] [ 5 ]
Сыновья Тухаретоа перебрались из Каверау через Вайарики и, в конечном итоге, в район вокруг Таупо и благодаря навыкам владения оружием, стратегии и мощи в конечном итоге основали регион Тухаретоа, поселившись тремя подразделениями в Каверау, Вайарики и Тонгариро. От Те Ава-о-те Атуа до Тонгариро, Тухаретоа до Каверау, Тухаретоа до Вайарики, Тухаретоа до Тонгариро (От Те Ава-о-те-Атуа до Тонгариро, Тухаретоа в Каверау, Тухаретоа в Вайарики, Тухаретоа в Тонгариро). Эта пепеха (племенная поговорка) описывает племенные границы Нгати Туваретоа, простирающиеся от Те Ава о Те Атуа (место слияния рек в Матате) на юг до Тонгариро. [ 3 ]
Современная история
[ редактировать ]Нгати Тухаретоа действовали очень активно в начале 19 века, проводя военные и дипломатические действия среди окружающих иви. Хотя расположение Тухаретоа в центральной части Северного острова держало их изолированными от контактов с европейцами до 1833 года, иви, тем не менее, хорошо осознавали влияние Пакеха на побережье как через введение новых сельскохозяйственных культур и поголовья (лошадей), так и из-за потрясений и конфликтов между соседний Иви на севере, вызванный появлением мушкетов. Те Раупараха искал убежища у Туваретоа во время своего раннего восхождения к известности, а военный отряд Туваретоа встретился с Хонги Хикой в 1820-х годах в рамках кампании Рото-а-тара в Херетаунге. В частности, действия Туваретоа в этот период укрепили его положение как доминирующего иви центрального плато и мана (авторитет) Те Хеухеу Манануи как верховного арики.
В 1840 году Ивикау Те Хеухеу и другие были в Окленде, торговали льном, а позже посетили собрание в Вайтанги. Однако он не имел права подписывать, поскольку это право принадлежало его старшему брату Манануи как арики. Позже, во время войны Флагстаффа, Манануи попытался поддержать Хоне Хеке , но Вайкато отговорил его сделать это. Ивикау Те Хеу заменил своего брата в 1846 году и был ключевым сторонником основания движения Кингитанга после того, как услышал о растущих злоупотреблениях и краже земель со стороны британских колонистов.
Тухаретоа не принимал участия ни в одном из рейдов и сражений в Окленде в начале 1863 года. Их первой попыткой присоединиться к движению Кингитанга была битва при Оракау . Несколько мужчин, женщин и детей Нгати Туваретоа сражались с колонистами вместе со своими однополчанами внутри укреплений Оракау. Основная часть воинов Тухаретоа Хоронуку Те Хеухеу не смогла войти в цитадель повстанцев из-за раннего прибытия правительственных войск, которые быстро сформировали кольцо вокруг цитадели, чтобы предотвратить подкрепление. Воинов Тухаретоа оставили наблюдать со склона холма в 900 метрах от них, где они периодически подвергались обстрелу из пушек Армстронга. Они могли лишь подбадривать защитников хака с безопасного расстояния.
Позже, в 1869 году, Тухаретоа присоединился к воину за суверенитет маори Те Кути и его сторонникам Хау Хау . Те Кути бросил вызов королю маори Тавиао в Те Куити за его позицию, но получил отказ. Однако Кингитанга внимательно следила за Те Кути, когда он сражался с правительством, поселенцами и лояльными маори. Тухаретоа присоединился к Хау Хау Те Кути в редуте Те Порере , который был стилизован под европейский форт. Результатом битвы при Те Порере стало решающее поражение Туваретоа и Те Кути. Женщины, взятые в плен в Те-Пёрере правительственными солдатами, указали, что Тухаретоа не хотел сражаться. Суд держал женщин Тухаретоа под охраной Хау Хау, чтобы гарантировать, что мужчины Тухаретоа будут сражаться. Дональд Маклин, местный министр, понял, что конфискация значительной части земли Тухаретоа может вызвать дальнейшее антиколониальное инакомыслие. Вместо этого Тухаретоа были вынуждены отдать короне немного земли — гору Тонгариро. [ 7 ]
Где
[ редактировать ]Академик Нгати Туваретоа Хемопереки Саймон писал, что сила, в частности мана венуа и мана мотухаке , Нгати Тухаретоа происходит от прибытия Нгаторо-и-ранги и что это лучше всего демонстрируется в культурном отношении через : Пухивахина мотэатеа «Хе вайата ароха мо Те Токо», более известный как «Ка Эке ки Вайрака».
Следующие строки из этой мотеатеи относятся к истории Нгаторо-и-Ранги.
Я остановлюсь и вернусь в свою родную страну
К кипящей воде, которая была связана
Нгатороиранги все еще был на Гавайях.
Его сестры Те Хоата, Те Пупу.
Солнце встает в Тонгариро и согревает мою кожу.
Руководители
[ редактировать ]Следующие Нга Арики о Те Ухаре Арики о те Хеухеу (верховные вожди) занимали должность Арики Нгати Тухаретоа.
Продавцы земли перечислены здесь в хронологическом порядке:
- Хереа Те Хеухеу Тукино I — избран на эту должность. Наследственный титул принадлежал Вайрере и Тотеке из Ронгомаи-Те-Нгагана.
- Манануи Те Хеухеу Тукино II (известный воин/военный тактик)
- Ивикау Те Хеухеу Тукино III (известный государственный деятель)
- Хоронуку Пататаай те Хеухеу Тукино IV (завещал национальный парк Тонгариро ) народу
- Туреити Те Хеухеу Тукино V
- Хоани Те Хеухеу Тукино VI ( железнодорожная линия Какахи - Пукава )
- Hepi Te Heuheu Tūkino VII KBE , ( переговоры на озере Таупо )
- Туму Те Хеухеу Тукино VIII KNZM (назначен в 2006 году председателем Всемирного наследия )
СМИ
[ редактировать ]Tuwharetoa FM - официальная радиостанция Нгати Тухаретоа. Он начался в Политехническом институте Вайарики в Туранги в феврале 1991 года, был снят с эфира в конце 1992 года, возобновлен в 1993 году и добавил частоту, достигающую Таумарунуи . Второстепенная станция Tahi FM открылась в феврале 1993 года, но больше не работает. [ 8 ] Tuwharetoa FM вещает на частоте 97,6 FM в Туранги и на частоте 95,1 FM в районах Таумарунуи, Национального парка , Вакапапы и Раетихи . [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Принадлежность к Иви (оценочное количество), 2018 г.» . Статистическое управление Новой Зеландии .
- ^ Уокер, Рангинуи (2004). «Сказания о Нешере». Борьба без конца (второе изд.). Окленд, Новая Зеландия: Penguin Books . п. 46. ИСБН 9780143019459 .
- ^ Jump up to: а б с «Профиль Те Пуни Кокири иви» . tkm.govt.nz. Лагерь Кокири , правительство Новой Зеландии . Проверено 29 мая 2018 г.
- ^ Викаира, Мартин. «Профиль Те Ара Иви» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 29 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Официальный сайт Нгати Тухаретоа» . tuwharetoa.iwi.nz . Нгати Туваретоа . Проверено 29 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Профиль Нгати Тюваретоа Иви» (PDF) . stats.govt.nz . Статистическое управление Новой Зеландии . 2014 . Проверено 29 мая 2018 г.
- ^ Бинни, Джудит (1996). Песни искупления: жизнь Те Кути Арикиранги Те Тюруки (1-е издание, переиздание). Окленд, Новая Зеландия: Оклендский университет. Нажмите [дождь] стр. 178–190. ISBN 186940131X .
- ^ «Туранги» . Добро пожаловать в Radio Vault . Новая Зеландия: Radio Vault. 23 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 27 августа 2009 года . Проверено 12 июня 2015 г.
- ^ «Радиопокрытие Иви» (PDF) . maorimedia.co.nz . Медиа-сеть маори. 2007 . Проверено 14 июня 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Краткое содержание мирового акта Нгати Тухаретоа» . Правительство Новой Зеландии . 2020 . Проверено 14 ноября 2023 г.
- «Закон об урегулировании претензий Нгати Тухаретоа 2018 года» . Парламентская прокуратура. Законодательство Новой Зеландии . Проверено 14 ноября 2023 г.