Arawaканоэ
Большой миграционный автомобиль маори | |
Командир | Привет, Тиа и Тама-те-капуа. |
---|---|
Священник | Привет, Тиа и Нгаторо-и-Ранги. |
Приземлился в | Таурангануи , Вангапараоа , Макету |
Поселился в | От Тауранги и Макету до Тонгариро |
Арава была одним из великих океанских странствующих каноэ в традициях маори , которое использовалось во время миграций, заселивших Новую Зеландию .
Конфедерация Те Арава, маори иви базирующаяся и хапу в районах Роторуа и Залива Изобилия, ведет свое происхождение от жителей этого каноэ.
Фон
[ редактировать ]Предки Аравы на борту « Аравы» принадлежали к народу Нгати Охомайранги с острова Раиатеа . После битвы, разразившейся между ними и Уэнуку , в которой их собственная Вакатурия пала в бою, Тама-те-капуа пообещал возглавить путешествие к островам Новой Зеландии, которые были открыты Нгауэ на каноэ Тавириранги . [ 1 ]
Строительство каноэ
[ редактировать ]
Четыре человека по имени Рата, Вахироа, Нгауэ и Парата срубили большое дерево, чтобы построить ваку , которая стала известна как Арава . «Хаухау-те-ранги» и «Тутауру» (сделанные из новозеландского нефрита, привезенного Нгауэ) были теслами, которые использовались для трудоемкой и интенсивной работы. [ 2 ] Д.М. Стаффорд записывает каракию (заклинание), которую поют, когда дерево срубают, что открывает Kakariki powhaitere . [ 3 ] Другое каноэ, Тайнуи , было построено в том же месте и в то же время. [ 2 ] По завершении вака получила имя Нга ракау катахи пуу а Атуа Матуа (также известное как Нга ракау маатахи пуу а Атуа Матуа , или проще Нга ракау руа а Атуаматуа — два ствола Атуаматуа) в память о Тама-те- дедушка облака Атуа-Матуа. [ 1 ] Песня, спетая, когда ее вытащили в море, toia Te Arawa tapotu ki te Oceana, записана в нескольких источниках. [ 4 ] [ 5 ]
Описание и экипаж
[ редактировать ]Традиционные источники не дают достаточно четкой информации о конструкции и размерах Аравы . Большинство ученых утверждают, что это был катамаран с двумя корпусами, но некоторые источники считают его однокорпусным каноэ. На рисунке Ви Майхи те Рангикахеке он изображен с одним корпусом и носовой частью, состоящей из горизонтальной доски с тремя выступающими из нее вертикальными досками, украшенными перьями. Некоторые источники указывают, что на палубе стоял большой дом. Другой утверждает, что у него было три мачты. [ 6 ]
Экипаж состоял как из мужчин, так и из женщин, их число оценивалось от тридцати до более сотни. [ 7 ] [ 8 ] Д.М. Стаффорд составляет список из сорока девяти мужчин, появляющихся на Араве в разных традициях, отмечая, что некоторые из них засвидетельствованы на других каноэ или кажутся неправдоподобными по генеалогическим причинам: [ 9 ]
- Тама-те-капуа, капитан и предок Те Аравы
- Нгаторо-и-ранги , тохунга (жрец и мореплаватель) и предок Нгати Тухаретоа
- Кауматамоэ , сын Тама-те-капуа
- Тухороматакака , сын Тама-те-капуа [ 10 ]
- Ихенга , сын Тухороматакаки
- Привет
- Кентербери , сын Хэя [ 10 ]
- Тутуароа, сын Вайтахи
- Поу, внук или правнук Хэя [ 11 ]
- Тиа , предок Нгати Тухаретоа
- Тапуика, сын Тии [ 10 ]
- Борьба
- че
- Удачи, сын Ики
- Туароторуа, сын Марупунгануи
- Каватуту
- Широкий ассортимент
- Кратко
- Шрам
- Погода
- Марк, сын Оро
- Ваоа, правнук Маки [ 11 ]
- Лекарство
- Знать [ 11 ]
- Тайкеху
- Тайнинихи, который выбросил свой головной убор из перьев за борт, когда каноэ достигло берега.
- Плачь об этом
- Знакомство
- Уруика
- Останавливаться [ 12 ]
- от Хурико
- Бесплатно
- Каваури
- Курароа
- Беззубая собака
- Мавате или Мавете
- Ваш
- Пэк
- Penu
- Примирение
- Добрая весть
- Новости
- Двойной
- Руарангимурия
- Тама-те-рануи
- зять
- Шум
- Черновик
- Ух ты
Следующие женщины засвидетельствованы на Араве в разных традициях: [ 13 ]
- Кеароа, жена Нгаторо-и-Ранги
- Вакутиранги , жена Руао, похищенная Тама-те-капуа.
- Уэнуку-вакароронанги, жена Тухороматакаки
Среди предметов, привезенных в Новую Зеландию по Араве, был священный камень . [ 14 ] Кроме того, каноэ привезло двух богов, одного по имени Итупаоа, который был представлен рулоном тапы , и другого резного камня, похороненного на острове Мокойя на озере Роторуа , которого, возможно, следует отождествлять с Матуатонгой . [ 15 ]
У него было два каменных якоря, называвшихся Тока-пароре и Ту-те-ранги-харуру, ныне название двух скал в устье Макету . Говорят, что каменный якорь на кладбище в Охинемуту был доставлен из Аравы , но, вероятно, это вака XIX века. одноименный [ 15 ]
Путешествие в Новую Зеландию
[ редактировать ]Вака была завершена и поставлена на якорь в бухте Венуакура, пока Тама-те-капуа, начальник каноэ, пытался найти священника для путешествия. Тама-те-капуа обманом заставил Нгаторо-и-Ранги и его жену Кеароа сесть в каноэ, чтобы совершить необходимые заклинания умиротворения богов перед отплытием каноэ. Однако, пока они были на борту, Тама-те-капуа подал знак своим людям быстро отплыть, и прежде чем Нгаторо-и-Ранги и его жена успели отреагировать, они уже были далеко в море. [ 16 ] [ 17 ]
Во время путешествия в Новую Зеландию Тама-те-Капуа возжелал Кеароа. Нгаторо-и-Ранги заметил это и охранял свою жену ночью, пока он находился на палубе во время навигации, привязав один конец шнура к ее волосам и держа другой конец в руке. Однако Тама-те-капуа отвязал шнур от волос Кеароа и прикрепил его к кровати, чтобы заняться с ней сексом, повторяя это несколько ночей. Однажды ночью Нгаторо-и-Ранги чуть не поймал его с поличным, но ему удалось сбежать, хотя в спешке он забыл веревку. Нгаторо-и-ранги нашел шнур и пришел к выводу, что Тама-те-капуа был с Кеароа. В отместку он поднял в море огромный водоворот под названием Те корокоро-о-те-Парата («Горло Те Параты»). Вака собирался погибнуть со всеми находившимися на борту, прежде чем Нгаторо-и-ранги сжалился и успокоил море. [ 18 ]
Во время этих событий все кумары , находившиеся на борту каноэ, были потеряны за бортом, за исключением нескольких в небольшом кете , принадлежавшем Вакаотиранги . [ 19 ] После успокоения моря акула (известная как арава в воде была замечена ). Нгаторо-и-ранги переименовал вака в Те Араву в честь этой акулы, которая затем сопровождала вака в Аотеароа, действуя в качестве кай-тиаки (охранителя).
Затем каноэ «Арава» без происшествий продолжило путь в Новую Зеландию и, наконец, увидело землю в Вангапараоа, где головные уборы из перьев были выброшены из-за жадности и красоты цветения похутукава . При выходе на берег произошел спор с членами каноэ Тайнуи по поводу принадлежности выброшенного на берег кита. Тама-те-капуа снова прибегнул к обману, чтобы завладеть китом, несмотря на законные претензии тайнуи.
Затем каноэ направилось на север вдоль побережья к полуострову Коромандел , где Тама-те-капуа впервые увидел гору Моэхау, где он позже поселился. На острове Те Поито о те Купенга а Тарамаинуку недалеко от побережья мыса Колвилл Нгаторо-и-ранги положил тапу кохату (священный камень), в котором хранились маури , чтобы защитить народы арава и их потомков от зла. [ 14 ] Направляясь снова на юг, каноэ, наконец, остановилось в Макету его не сжег Раумати из Таранаки . , где оно было выброшено на берег и простояло, пока несколько лет спустя [ 20 ] Сегодня потомки экипажа говорят, что носовая часть Аравы — это Макету , а кормовая — гора Тонгариро , метафорическое описание территории, которую они занимают. [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Тэпселл, Пол (2005). «Те Арава – Истоки » Те Ара - Энциклопедия Новой Зеландии Получено 1 июня.
- ^ Перейти обратно: а б Стаффорд 1967 , с. 5.
- ^ Стаффорд 1967 , с. 6.
- ^ Грейс 1959 , с. 34.
- ^ Стаффорд 1967 , с. 8.
- ^ Стаффорд 1967 , с. 9-12.
- ^ Грейс 1959 , с. 32.
- ^ Стаффорд 1967 , с. 469-470.
- ^ Стаффорд 1967 , с. 469-476.
- ^ Перейти обратно: а б с Тухороматакака, Вайтаха и Тапуика не упоминаются ни в каких традициях, но Д.М. Стаффорд делает вывод об их присутствии из преданий о первом поколении поселенцев в Новой Зеландии: Стаффорд 1967 , с. 475
- ^ Перейти обратно: а б с На генеалогических основаниях Д. М. Стаффорд сомневается, что Поу, Ваоа и Таху находились на каноэ: Стаффорд 1967 , с. 474
- ^ Хопо и следующие люди известны только как имена и могут быть ошибками или дублетами: Stafford 1967 , p. 475
- ^ Стаффорд 1967 , с. 475.
- ^ Перейти обратно: а б Стаффорд 1967 , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б Стаффорд 1967 , с. 11–12.
- ^ Стаффорд 1967 , с. 14.
- ^ Тайнуйская традиция гласит, что Нгаторо-и-ранги первоначально путешествовал по Тайнуи , но был похищен Тама-те-капуа во время остановки на Раротонге : Jones & Biggs 2004 , стр. 28–29
- ^ Стидман , стр. 99–100.
- ^ Стаффорд 1967 , с. 15.
- ^ Стаффорд 1967 , с. 17–18, 47.
- ^ «Тама-те-капуа» . Новозеландский электронный текстовый центр . Проверено 28 ноября 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бест, Э. (1982). Религия и мифология маори. Часть 2. Музей Австралии Те Папа Тонгарева.
- Крейг, RD Словарь полинезийской мифологии (Greenwood Press: Нью-Йорк, 1989), 24.
- Грейс, Иоанн Великий (1959). Тухаретоа: История народа маори округа Таупо . Окленд [Новая Зеландия]: AH и AW Reed. ISBN 9780589003739 .
- Грей, Дж. Полинезийская мифология , иллюстрированное издание, переиздано в 1976 году (Уиткомб и Гробницы: Крайстчерч), 1956.
- Джонс, ПТН (1995). Племена Тайнуи. Издательство Оклендского университета. Окленд.
- Джонс, Пей Те Хурунуи; Биггс, Брюс (2004). Традиционная история народа Тайнуи . Окленд [Новая Зеландия]: Издательство Оклендского университета. ISBN 1869403312 .
- Стаффорд, DM (1967). Арава: история народа арава . Роторуа, Новая Зеландия: AH & AW Reed. .
- Стидман, JAW «Кровь: основное направление предков» .
- Фенс, Дж. (2002). 150.114 Обзор: Культура маори - Учебное пособие. Школа исследований маори, Университет Мэсси, Олбани.
- Уилсон, Дж. (Ред). (1990). Топонимы предков: Атлас устной истории маори. Географический совет Новой Зеландии, Веллингтон.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Аравой (каноэ), на Викискладе?