Jump to content

Arawaканоэ

Арава
Большой миграционный автомобиль маори
Командир Привет, Тиа и Тама-те-капуа.
Священник Привет, Тиа и Нгаторо-и-Ранги.
Приземлился в Таурангануи , Вангапараоа , Макету
Поселился в От Тауранги и Макету до Тонгариро

Арава была одним из великих океанских странствующих каноэ в традициях маори , которое использовалось во время миграций, заселивших Новую Зеландию .

Конфедерация Те Арава, маори иви базирующаяся и хапу в районах Роторуа и Залива Изобилия, ведет свое происхождение от жителей этого каноэ.

Предки Аравы на борту « Аравы» принадлежали к народу Нгати Охомайранги с острова Раиатеа . После битвы, разразившейся между ними и Уэнуку , в которой их собственная Вакатурия пала в бою, Тама-те-капуа пообещал возглавить путешествие к островам Новой Зеландии, которые были открыты Нгауэ на каноэ Тавириранги . [ 1 ]

Строительство каноэ

[ редактировать ]
Те Аурере , современная реконструкция морского вака (каноэ) .

Четыре человека по имени Рата, Вахироа, Нгауэ и Парата срубили большое дерево, чтобы построить ваку , которая стала известна как Арава . «Хаухау-те-ранги» и «Тутауру» (сделанные из новозеландского нефрита, привезенного Нгауэ) были теслами, которые использовались для трудоемкой и интенсивной работы. [ 2 ] Д.М. Стаффорд записывает каракию (заклинание), которую поют, когда дерево срубают, что открывает Kakariki powhaitere . [ 3 ] Другое каноэ, Тайнуи , было построено в том же месте и в то же время. [ 2 ] По завершении вака получила имя Нга ракау катахи пуу а Атуа Матуа (также известное как Нга ракау маатахи пуу а Атуа Матуа , или проще Нга ракау руа а Атуаматуа — два ствола Атуаматуа) в память о Тама-те- дедушка облака Атуа-Матуа. [ 1 ] Песня, спетая, когда ее вытащили в море, toia Te Arawa tapotu ki te Oceana, записана в нескольких источниках. [ 4 ] [ 5 ]

Описание и экипаж

[ редактировать ]

Традиционные источники не дают достаточно четкой информации о конструкции и размерах Аравы . Большинство ученых утверждают, что это был катамаран с двумя корпусами, но некоторые источники считают его однокорпусным каноэ. На рисунке Ви Майхи те Рангикахеке он изображен с одним корпусом и носовой частью, состоящей из горизонтальной доски с тремя выступающими из нее вертикальными досками, украшенными перьями. Некоторые источники указывают, что на палубе стоял большой дом. Другой утверждает, что у него было три мачты. [ 6 ]

Экипаж состоял как из мужчин, так и из женщин, их число оценивалось от тридцати до более сотни. [ 7 ] [ 8 ] Д.М. Стаффорд составляет список из сорока девяти мужчин, появляющихся на Араве в разных традициях, отмечая, что некоторые из них засвидетельствованы на других каноэ или кажутся неправдоподобными по генеалогическим причинам: [ 9 ]

Следующие женщины засвидетельствованы на Араве в разных традициях: [ 13 ]

  • Кеароа, жена Нгаторо-и-Ранги
  • Вакутиранги , жена Руао, похищенная Тама-те-капуа.
  • Уэнуку-вакароронанги, жена Тухороматакаки

Среди предметов, привезенных в Новую Зеландию по Араве, был священный камень . [ 14 ] Кроме того, каноэ привезло двух богов, одного по имени Итупаоа, который был представлен рулоном тапы , и другого резного камня, похороненного на острове Мокойя на озере Роторуа , которого, возможно, следует отождествлять с Матуатонгой . [ 15 ]

У него было два каменных якоря, называвшихся Тока-пароре и Ту-те-ранги-харуру, ныне название двух скал в устье Макету . Говорят, что каменный якорь на кладбище в Охинемуту был доставлен из Аравы , но, вероятно, это вака XIX века. одноименный [ 15 ]

Путешествие в Новую Зеландию

[ редактировать ]

Вака была завершена и поставлена ​​на якорь в бухте Венуакура, пока Тама-те-капуа, начальник каноэ, пытался найти священника для путешествия. Тама-те-капуа обманом заставил Нгаторо-и-Ранги и его жену Кеароа сесть в каноэ, чтобы совершить необходимые заклинания умиротворения богов перед отплытием каноэ. Однако, пока они были на борту, Тама-те-капуа подал знак своим людям быстро отплыть, и прежде чем Нгаторо-и-Ранги и его жена успели отреагировать, они уже были далеко в море. [ 16 ] [ 17 ]

Во время путешествия в Новую Зеландию Тама-те-Капуа возжелал Кеароа. Нгаторо-и-Ранги заметил это и охранял свою жену ночью, пока он находился на палубе во время навигации, привязав один конец шнура к ее волосам и держа другой конец в руке. Однако Тама-те-капуа отвязал шнур от волос Кеароа и прикрепил его к кровати, чтобы заняться с ней сексом, повторяя это несколько ночей. Однажды ночью Нгаторо-и-Ранги чуть не поймал его с поличным, но ему удалось сбежать, хотя в спешке он забыл веревку. Нгаторо-и-ранги нашел шнур и пришел к выводу, что Тама-те-капуа был с Кеароа. В отместку он поднял в море огромный водоворот под названием Те корокоро-о-те-Парата («Горло Те Параты»). Вака собирался погибнуть со всеми находившимися на борту, прежде чем Нгаторо-и-ранги сжалился и успокоил море. [ 18 ]

Во время этих событий все кумары , находившиеся на борту каноэ, были потеряны за бортом, за исключением нескольких в небольшом кете , принадлежавшем Вакаотиранги . [ 19 ] После успокоения моря акула (известная как арава в воде была замечена ). Нгаторо-и-ранги переименовал вака в Те Араву в честь этой акулы, которая затем сопровождала вака в Аотеароа, действуя в качестве кай-тиаки (охранителя).

Затем каноэ «Арава» без происшествий продолжило путь в Новую Зеландию и, наконец, увидело землю в Вангапараоа, где головные уборы из перьев были выброшены из-за жадности и красоты цветения похутукава . При выходе на берег произошел спор с членами каноэ Тайнуи по поводу принадлежности выброшенного на берег кита. Тама-те-капуа снова прибегнул к обману, чтобы завладеть китом, несмотря на законные претензии тайнуи.

Затем каноэ направилось на север вдоль побережья к полуострову Коромандел , где Тама-те-капуа впервые увидел гору Моэхау, где он позже поселился. На острове Те Поито о те Купенга а Тарамаинуку недалеко от побережья мыса Колвилл Нгаторо-и-ранги положил тапу кохату (священный камень), в котором хранились маури , чтобы защитить народы арава и их потомков от зла. [ 14 ] Направляясь снова на юг, каноэ, наконец, остановилось в Макету его не сжег Раумати из Таранаки . , где оно было выброшено на берег и простояло, пока несколько лет спустя [ 20 ] Сегодня потомки экипажа говорят, что носовая часть Аравы — это Макету , а кормовая — гора Тонгариро , метафорическое описание территории, которую они занимают. [ 21 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Тэпселл, Пол (2005). «Те Арава – Истоки » Те Ара - Энциклопедия Новой Зеландии Получено 1 июня.
  2. ^ Перейти обратно: а б Стаффорд 1967 , с. 5.
  3. ^ Стаффорд 1967 , с. 6.
  4. ^ Грейс 1959 , с. 34.
  5. ^ Стаффорд 1967 , с. 8.
  6. ^ Стаффорд 1967 , с. 9-12.
  7. ^ Грейс 1959 , с. 32.
  8. ^ Стаффорд 1967 , с. 469-470.
  9. ^ Стаффорд 1967 , с. 469-476.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Тухороматакака, Вайтаха и Тапуика не упоминаются ни в каких традициях, но Д.М. Стаффорд делает вывод об их присутствии из преданий о первом поколении поселенцев в Новой Зеландии: Стаффорд 1967 , с. 475
  11. ^ Перейти обратно: а б с На генеалогических основаниях Д. М. Стаффорд сомневается, что Поу, Ваоа и Таху находились на каноэ: Стаффорд 1967 , с. 474
  12. ^ Хопо и следующие люди известны только как имена и могут быть ошибками или дублетами: Stafford 1967 , p. 475
  13. ^ Стаффорд 1967 , с. 475.
  14. ^ Перейти обратно: а б Стаффорд 1967 , с. 17.
  15. ^ Перейти обратно: а б Стаффорд 1967 , с. 11–12.
  16. ^ Стаффорд 1967 , с. 14.
  17. ^ Тайнуйская традиция гласит, что Нгаторо-и-ранги первоначально путешествовал по Тайнуи , но был похищен Тама-те-капуа во время остановки на Раротонге : Jones & Biggs 2004 , стр. 28–29
  18. ^ Стидман , стр. 99–100.
  19. ^ Стаффорд 1967 , с. 15.
  20. ^ Стаффорд 1967 , с. 17–18, 47.
  21. ^ «Тама-те-капуа» . Новозеландский электронный текстовый центр . Проверено 28 ноября 2020 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бест, Э. (1982). Религия и мифология маори. Часть 2. Музей Австралии Те Папа Тонгарева.
  • Крейг, RD Словарь полинезийской мифологии (Greenwood Press: Нью-Йорк, 1989), 24.
  • Грейс, Иоанн Великий (1959). Тухаретоа: История народа маори округа Таупо . Окленд [Новая Зеландия]: AH и AW Reed. ISBN  9780589003739 .
  • Грей, Дж. Полинезийская мифология , иллюстрированное издание, переиздано в 1976 году (Уиткомб и Гробницы: Крайстчерч), 1956.
  • Джонс, ПТН (1995). Племена Тайнуи. Издательство Оклендского университета. Окленд.
  • Джонс, Пей Те Хурунуи; Биггс, Брюс (2004). Традиционная история народа Тайнуи . Окленд [Новая Зеландия]: Издательство Оклендского университета. ISBN  1869403312 .
  • Стаффорд, DM (1967). Арава: история народа арава . Роторуа, Новая Зеландия: AH & AW Reed. .
  • Стидман, JAW «Кровь: основное направление предков» .
  • Фенс, Дж. (2002). 150.114 Обзор: Культура маори - Учебное пособие. Школа исследований маори, Университет Мэсси, Олбани.
  • Уилсон, Дж. (Ред). (1990). Топонимы предков: Атлас устной истории маори. Географический совет Новой Зеландии, Веллингтон.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ea2b4a4dbe5e9ec57e5bea74e3d87245__1724840340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/45/ea2b4a4dbe5e9ec57e5bea74e3d87245.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Arawa (canoe) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)