Jump to content

Хватит спать

Хватит спать
Иви (племя) в маоридоме
Роэ (регион) Южный остров
Население 3,111

Кати Мамоэ (также пишется как Нгати Мамоэ ) — маори иви . Родом из равнин Херетаунга новозеландского Хокс-Бей , они переехали в 16 веке на Южный остров , который в то время уже был оккупирован Вайтахой .

Столетие спустя Нгати Мамоэ были в значительной степени поглощены браком и завоеванием Нгаи Таху , который, в свою очередь, мигрировал на юг.

Есть много хапу (подплемен), которые признают Кати Мамоэ своим иви. У каждого из них есть свой кабинет (совет).

Многие Нгаи Таху имеют ссылки на Нгати Мамоэ в своих вакапапа . Особенно на крайнем юге острова «... южные маори до сих пор считают себя Нгаи Таху-Нгати Мамоэ, синтезом двух племенных групп...». [ 1 ]

По словам Эдварда Шортленда , исторический хапу Кати Мамоэ включал в себя Кати Ракай и Кати Хинекато. [ 2 ]

Ранняя история

[ редактировать ]

Говорят, что происхождение Кати Мамоэ происходит от предка Хотумамоэ, который, как говорят, был потомком Тоя , прапраправнука Ракайхауту . [ 3 ] [ 4 ] Говорят, что Хотумамоэ жил в районе Херетаунга. [ 5 ]

В историях ранней миграции говорится, что Нгати Мамоэ были изгнаны из своего дома в Херетаунге и нашли убежище в Те Вангануи-а-Тара с разрешения Нгаи Тары , Тары. предка и тезки [ 6 ] Позже, после того как они двинулись на Южный остров, они победили Вайтаху на восточном побережье под предводительством вождя Тутеваймате. Его потомки жили в Ракайе около шести поколений. [ 7 ]

Марукоре и Тухайтара

[ редактировать ]

Прародительница Нгай Таху Тухайтара оскорбляет своего мужа, вождя Марукоре из Нгати Мамоэ, [ 8 ] [ 9 ] или Звонок , [ 2 ] [ 10 ] и его происхождение, а также различные другие обмены являются причиной войны между двумя их племенами. Сама Тухайтара имела определенную степень наследия Нгати Мамоэ. [ 3 ] [ 4 ] но статус Марукоры считался ниже ее статуса. Всего у них было 11 детей, в том числе Тамараэроа, Уирапа, Таумата, Пахируа и Хинехоу. [ 11 ]

Тухайтара поручил Тамараэроа и Уирапе убить Марукоре в месте под названием Папануи. [ 9 ] Однако Марукоре знала об их плане и победила их в битве при Хукете, после чего их сестра Хинехо положила их на пол своего киселя , чтобы ее внуки могли увидеть, и оставила им свои вещи, прежде чем сжечь здание в результате инцидента, теперь известного. как Карара Копае (Свержение боевых вождей). [ 11 ] Альтернативно, Марукоре сам сжег их тела на погребальном костре. [ 9 ]

Затем братья Пахируа и Таумата попытались победить Марукору. Когда они собирались посоветоваться с местным вождём по имени Ракаймоари, его дочь Хиневай-а-тапу сделала замечание о Таумате, что спровоцировало битву при Те Пакиаке («Корни»), которая длилась несколько дней. Его назвали так потому, что Таумата поймал Хиневай-а-тапу, прячущуюся под корнями деревьев, и сделал ее своей женой. [ 11 ]

В конце концов вождь Нгати Мамоэ Хикаоророа сумел заманить группу Марукоре в ловушку в ките. Хикаоророа попросил «вождя длинного шлейфа» подойти к двери, чтобы его съели. Младший двоюродный брат Марукоре, Рокопаекава, взял головной убор Марукоре (знак статуса) и вместо этого был принесён в жертву. Однако он не готовил как следует, и плюмаж от головного убора все еще был виден в грязи. Это сочли плохим предзнаменованием, поэтому тело выбросили, а инцидент назвали «Пикитуроа» («Длинные перья»). [ 11 ]

Марукоре и Тухайтара оба погибнут в битве при Тапапануи. [ 11 ] от рук их сына Пахируа, который был очень зол на всю эту ситуацию. В одном из рассказов о серии сражений Хинехоу и Пахируа вместе построили Карара Копае и сожгли там тела всех убитых. [ 10 ] Оставшиеся дети враждующих родителей переедут в место под названием Те Ореореуа в Вайрарапе , где уже жил Хинехо, и на юг, в Те Вангануи-а-Тара . через несколько поколений [ 11 ] хотя их потомки считаются старшими линиями Нгаи Таху.

Атаки Нгаи Таху

[ редактировать ]

Хикаоророа, видный член Нгаи Таху, напал на Те Мата-ки-кайпоингапа после того, как его родственник Туахурири (правнук Тухайтары) оскорбил его. Тутэкава (зять Туахурири, связанный со старшими Нгати Кахунгуну , Нгати Пору и Нгати Мамоэ) отвел своих людей для атаки под другим углом после того, как его младший родственник осознал оскорбление со стороны Хикаоророа. Он послал того же родственника предупредить Туахурири и сбежать, что он и сделал в ближайшем кусте. По неизвестным причинам, когда Тутекава вошел во дворец, он убил жен Туахурири Хинекайтаки и Туаравати (сестер Вакуку). После битвы Тутэкава бежал в Вайкакахи на берегу озера Элсмир / Те Вайхора , где он жил среди своих собратьев Нгати Мамоэ. [ 12 ] Его дополнительные семейные связи включали его жену Тукореро, которая была сестрой жены Туахурири Хинетеваи (матери Хамуа, Туракаутахи и Моки). Он также был двоюродным братом как вождю Нгати Кури Нгаи Таху Те Ракивакапута, так и лидеру Нгати Мамоэ Тукиауау. [ 13 ]

Однажды, когда Нгати Кури сражался с Рангитаном на восточном побережье Южного острова, вождь Тутеурутира принял одну из своих пленниц, Хинеронго, за одну из женщин врага. На самом деле она была членом Нгати Мамоэ, который уже был взят в плен Рангитаном, и поэтому он вернул ее Матарики Па на реке Вайау Тоа / Кларенс . Это положило начало новому союзу между их племенами, после чего они успешно напали на Рангитан в долине Вайрау . Для этого Нгати Мамоэ затем уступил регионы восточного побережья к северу от Вайау Тоа Нгай Таху, а Тутеурутира и Хинеронго поженились и поселились в па. [ 14 ]

Нгати Мамоэ также сражался против Нгати Кури в битве, которая теперь называется Опокихи. В па Нгати Кури, Паривакатау, недалеко от района Конвей , Тукиауау пробрался внутрь и убил Манава-и-Вахо. Мако-ха-кирикири и его сестры Те Апаи и Токерау, жены Манава-и-вахо, были пощажены защитой опекуна; однако они были вынуждены покинуть стену под ее ногами (она представляла собой деревянную фигуру или резную фигуру, подвешенную в воздухе). [ 15 ]

К 1690-м годам Нгай Таху завоевал северный Кентербери , в том числе Нгати Кури завоевал восточное побережье вплоть до Кайкуры , а Нгати Иракеху мирно поселился среди Нгати Мамоэ на полуострове Бэнкс . [ 14 ] Последней битвой, которая произошла между двумя племенами на данный момент, была битва при Вайпапе, прежде чем Нгати Кури взял Такаханга па. [ 16 ]

После установления господства вплоть до Кайкуры многие из ведущих вождей Нгай Таху были готовы расширяться дальше на юг, вглубь острова. Их вождь Моки узнал о местонахождении Тутэкавы, который все еще жил южнее, в Те Вайхоре. Моки отправился на своем каноэ и напал на различные небольшие деревни, включая Паракакарики па в Отанерито. Тутэкава был в конечном итоге убит Вакуку, отомстив за своих сестер. [ 17 ] Сын Тутекавы Те Ракитамау вернулся в дом, где обнаружил свою жену Пунахикоя и детей невредимыми, а нападавших спали возле костра. Те Ракитамау не отомстил за своего отца, а вместо этого оставил знак, что он сохранил им жизни, и в конечном итоге между их потомками был восстановлен мир. [ 13 ]

Вождь Нгай Таху Те Ракивакапута уничтожил па Нгати Мамоэ в Мануке, за холмами в Тайтапу . Его сын Манухири покинул Нгати Мамоэ Охинетахи и основал там свою базу. [ 18 ] Второй старший сын Туахурири, Туракаутай, вождь Нгай Тухайтары, основал Те Кохака-а-кайкай-а-варо па (ныне Кайапои па) на участке Вайтаха в лагуне Таэруту недалеко от Вуденда . [ 17 ] [ 19 ]

Сын Туракаутахи Каверири позже отправился с тауа на юг, в Лоутер, примерно в 1725 году, где вождь Кати Мамоэ Тутемакоху убил его во время битвы при Вайтарамеа. [ 20 ] Вождь Нгаи Таху Таока двинулся дальше на юг, к Отако , где он участвовал в некоторых из последних сражений с Нгати Мамоэ.

был убит один из ведущих вождей Нгати Мамоэ, Те Ветуки (описанный как покрытый растрепанными длинными волосами) Примерно в это же время возле реки Вайау . Двум другим членам, Мака-тавио и Пани-те-кака, удалось избежать боя, поскольку они уже были заняты поисками угрей. Вверх по той же реке выжившие отступили к озеру Те-Анау , где на них снова безжалостно напали силы Те-хау-тапунуи-о-Ту. Вождь Пукутахи и многие другие были убиты, а немногие выжившие пересекли озеро на плотах и ​​исчезли в тумане на другой стороне. Последний па Нгати Мамоэ был на острове Матаура . [ 21 ]

Со временем между двумя племенами были заключены браки, чтобы укрепить мир. В частности, Раки-ихия (Нгати Мамоэ) и Хинехакири, двоюродный брат Те-хау-тапунуи-о-Ту, и Хонекай, сын Те-хау-тапунуи-о-Ту, с дочерью Раки-ихии Кохувай. Несмотря на это, периодические стычки все же продолжались. [ 14 ] [ 22 ] Другим живым в то время вождем был Те Вера. Тухавайки был одним из знаменитых вождей, происходящих из союзов племен.

Население

[ редактировать ]

Во время переписи населения Новой Зеландии 2013 года 3111 человек, или менее 1% от общей численности населения маори, были связаны с иви.

Из них 18,9% не идентифицировали себя ни с каким другим иви, а 21,9% могли разговаривать на языке маори . Средний возраст составил 34,8 года, 46,4% — мужчины и 53,7% — женщины. Среди людей в возрасте 15 лет и старше 78,8% имели официальную квалификацию, 44,6% никогда не были постоянными курильщиками, средний доход составлял 28 000 долларов, а 73,4% городских жителей имели работу. [ 23 ]

Наиболее распространенными религиями, которых придерживались члены иви, были англиканская (12,5%), католическая (9,9%) и пресвитерианская, конгрегационалистская и реформатская (7,1%). Еще 48% не имели религии, а 6,5% не указали религию. Для сравнения: 3,2% были связаны с движением Ратана и менее 1% были связаны с религией Рингату . [ 24 ]

В ночь переписи 80,6% людей проживали в домохозяйствах, состоящих только из одной семьи, 5,6% проживали в домохозяйствах с другими семьями, 9,6% проживали в домохозяйствах, состоящих из одного человека, и 4,2% проживали в квартирах. В ту же ночь 55,1 процента людей проживали в семье с двумя родителями, 22,8 процента - в семье с одним родителем и 22,0 процента - парами без детей. В иви насчитывалось 1008 детей-иждивенцев по сравнению с 939 в 2006 году. Из них 70,2% из них жили в полных семьях по сравнению с 66,5% в 2006 году. [ 25 ]

Известные люди

[ редактировать ]
  1. ^ "Отчет Нгаи Таху 1991" , Трибунал Вайтанги
  2. ^ Перейти обратно: а б «Древний Иви – Нгай Таху» . Маори.nz . Проверено 16 мая 2020 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б «Te heke-o-nga-toko-toru. (Миграция троих.) Джорджа Грэма, стр. 190-192» . Журнал Полинезийского общества . Проверено 16 мая 2020 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б «Заметки и вопросы, стр. 385-387» . Журнал Полинезийского общества . Проверено 16 мая 2020 г.
  5. ^ «Продолжение фигни» . Рунака Отако . Проверено 16 мая 2020 г.
  6. ^ «Земля Тары 3» . Городские библиотеки Веллингтона . Проверено 16 мая 2020 г.
  7. ^ «Нгати Мамоэ» . Библиотеки города Крайстчерча . Проверено 16 мая 2020 г.
  8. ^ «Нгай-Таху, Заметки о книге Рахеры Тайнуи, стр. 221–235» . Журнал Полинезийского общества . Проверено 11 апреля 2020 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с «Папануи» . Библиотеки города Крайстчерча . Проверено 11 апреля 2020 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б «Журнал Полинезийского общества: Традиции и легенды. Собран у аборигенов Мурихику. (Саутленд, Новая Зеландия) Часть XIV, Х. Битти, стр. 134-144» . Журнал Полинезийского общества . Проверено 16 мая 2020 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Манава Кай Таху - Песня для Уирапы» . Совет Нгай Таху . Проверено 13 апреля 2020 г.
  12. ^ «Туахурири» . Библиотеки города Крайстчерча . Проверено 11 апреля 2020 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б «Тутекава» . Библиотеки города Крайстчерча . Проверено 8 мая 2020 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с «Нгай Таху Те Майре Тау» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 16 мая 2020 г.
  15. ^ «Мако (Мако-ха-крикири)» . Библиотеки города Крайстчерча . Проверено 8 мая 2020 г.
  16. ^ «Марукаитатеа (Мару)» . Библиотеки города Крайстчерча . Проверено 8 мая 2020 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б «Моки» . Библиотеки города Крайстчерча . Проверено 8 мая 2020 г.
  18. ^ «Те Ракивакапута» . Библиотеки города Крайстчерча . Проверено 8 мая 2020 г.
  19. ^ «Туракаутахи» . Библиотеки города Крайстчерча . Проверено 11 апреля 2020 г.
  20. ^ «Битва при Вайтарамеа — Поля сражений на Waymarking.com» . Проверено 11 апреля 2020 г.
  21. ^ «Последний из Нгати-Мамоэ. Некоторые случаи из истории южных маори, Дж. Коуэн, стр. 193–199» . Журнал Полинезийского общества . Проверено 16 мая 2020 г.
  22. ^ «На пути мира» . Отаго Дейли Таймс . Проверено 16 мая 2020 г.
  23. ^ «Основные факты» . stats.govt.nz . Статистическое управление Новой Зеландии . Проверено 10 сентября 2016 г.
  24. ^ «Религия» . stats.govt.nz . Статистическое управление Новой Зеландии . Проверено 10 сентября 2016 г.
  25. ^ «Домашние хозяйства» . stats.govt.nz . Статистическое управление Новой Зеландии . Проверено 10 сентября 2016 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4708effa79d7f6c173ec9ff6ec65e277__1721530200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/77/4708effa79d7f6c173ec9ff6ec65e277.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kāti Māmoe - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)