Сертификат
Большой миграционный автомобиль маори | |
Командир | Таматеа Арикинуи , Кахукура, Арутанга, Тангия |
---|---|
Нация | Нгати Руапани , Ронгоухакаата , Те Айтанга-а-Гауити , Те Айтанга-а-Махаки , Нгати Рангинуи , Нгати Кахунгуну , Нгати Пору |
Такитиму был вака (каноэ) с вакапапа по всему Тихому океану, особенно на Самоа , островах Кука и Новой Зеландии в древние времена. В некоторых традициях маори « Такитиму» был одним из великих миграционных кораблей маори , которые доставляли полинезийских мигрантов в Новую Зеландию с Гавайских островов . Говорят, что капитаном каноэ был Таматеа .
Традиции маори Островов Кука
[ редактировать ]Такитуму (так в оригинале) был важным вака на Островах Кука , в честь которого впоследствии был назван один из районов главного острова Раротонга . Сэр Том Дэвис, Па Тутеранги Арики, KFE , написал в форме романа: [ 1 ] отчет о 300-летнем путешествии по Такитуму (так в оригинале) его собственных предков, как сказано в их традициях.
Традиции новозеландских маори
[ редактировать ]Такитиму появляется во многих традициях Новой Зеландии. Большинство источников сходятся во мнении, что Такитиму было священным каноэ. Многие также называют имя капитана «Таматеа», хотя и в разных формах. (Его не следует путать с Тама-те-капуа , который плыл по Араве в Новую Зеландию.)
Традиции Восточного побережья
[ редактировать ]Восточный Кейп
[ редактировать ]«Такитиму вака» приземлился в Вангаокене (Восточный мыс), Уаве (залив Толага), Турангануи (Гисборн), Нукутауруа (на полуострове Махия) и в других точках южнее вдоль восточного побережья.
Счета Махии
[ редактировать ]Сообщения с северного восточного побережья показывают, что Такитиму покинули Гавайи после того, как два брата, Руавхаро и Тупай, отобрали каноэ у своих врагов и сбежали в Новую Зеландию. Судно приземлилось на полуострове Махия (Те Махия), и команда разошлась: Руавхаро остался в Те Махии, человек по имени Пухиарики отправился в Муривенуа на территории современной Северной Земли , а остальные перебрались в Таурангу .
Счета Нгати Кахунгуну
[ редактировать ]Отчет Нгати Кахунгуну о Такитиму предоставлен Дж. Х. Митчеллом, согласно которому исследователь Хоаки и его брат Тауката отправились в Новую Зеландию с Гавайки на острове Тутара-Кауика в поисках своей сестры Каниоро, которая была похищена и доставлена туда Пост-исследования. Они вернулись в Те Ара-Таухао в поисках семян кумары и принесли новости о том, что острова малонаселены. [ 2 ] Это вдохновило Таматею, Арикинуи («великого вождя»), который возглавлял племена Нгати Хукумоана, Нгати Хакутури и Нгати Тутакахинахина, жившие в деревнях Вангара, Пакараэ и Рехуроа, построить каноэ и возглавить миграцию в Новая Зеландия. [ 3 ]
Строительство и запуск
[ редактировать ]
Таматеа приказал построить Такитиму . Его изготовили три мастера: Руавхаро, Тупай и Те Ронго Путахи. Первоначальная работа была выполнена на холме Титиранги, а последующие работы - в доме Таматеа в Вангаре. [ 3 ] Четыре камня: Кохурау, Кара, Анева и Пунаму были использованы для изготовления пяти тесел, названных Те Авиоранги, Техиронуи, Ракураку о Таваки, Матангирей и Хуи-те-рангиора. Те Авиоранги, самое священное из этих тесел, использовалось Таматеей для церемониального рассечения волн, расчищая путь каноэ для путешествия по морю. [ 4 ] Сначала каноэ было грубо сформировано на холме Титиранги, а затем доставлено в дом Таматеа в Вангаре, где резьба была завершена в чрезвычайно священном помещении, закрытом для женщин и простолюдинов. [ 3 ] Мастеров и их инструменты нужно было специально очищать в воде по окончании работы; Дж. Х. Митчелл записывает каракию , которую пел тохунга (первосвященник) во время этой работы. [ 3 ] Все щепки и опилки из каноэ пришлось ритуально сжечь, поскольку они были слишком священны, чтобы их можно было использовать для каких-либо других целей. [ 3 ]
Таматеа и Руавхаро освятили Такитиму , спев каракию , записанную Дж. Х. Митчеллом, и поливая лук водой из калебаса. Затем четыре ролика, названных Те Тахури, Мунукухия, Моухапинга и Манутавиоранги, были использованы для спуска каноэ в лагуну Пикопики-и-Уити . [ 5 ] После этого ночью ее перевезли в Те-вету-Матарау, и тохунга Руавхаро наложил на лодку различные защитные заклинания, одно из которых записывает Дж. Х. Митчелл. [ 6 ] Дж. Х. Митчелл категорически отрицает истории о том, что Руахаро в одиночку или со своим братом Тупаем украл Такитиму у племен Те Тини-о-Пекеранги, Те Тини-о-Вакарауатупа, Те Тини-о-Макехукуху и Те Тини-о-Тутакахинахина. [ 7 ]
Описание и экипаж
[ редактировать ]« Такитиму» представляло собой большое каноэ с одним парусом. [ 8 ] Он состоял из рауавы (досок, крепившихся над корпусом), хоуми (удлинителей к передней и задней части лодки), тауману ( препятствий ), карахо или рахахо (палубы) , тауиху ( носовой носовой части ), резины ( ахтерштевня ), витикотоку. (каркас для тента), тира (мачты), пухи (перья), карева (буи) и мотыга (весла). Каноэ имело шесть церемониальных весла: Рапанга-и-те-атинуку, Рапанга-и-те-ати-ранги, Маниникура, Маниниаро, Тангививини и Танги-вавана. [ 3 ] было два Желателей : Типуахоронуку и Типуахороранги. [ 3 ]
В передней части каноэ было место для священных предметов, в которых обитали атуа (боги) народа. [ 3 ] Эти объекты представляли Рангинуи (небо) и Паптуануку (Землю). [ 9 ] Объекты также представляли собой ряд духов, которые защищали « Такитиму» во время его путешествия: [ 10 ]
- Два гиганта Руамано и Те Аритеуру,
- Четыре кита : Хине-корито, Хине-котеа, Хине-макеху и Хине-фурухуру.
- Три монстра : Те Вехенга Кауика, Руа-рики и Мореа.
- Тунуи-э-те-Ика, Те По-туатини, Моко и другие духи.
«Такитиму » был слишком священным, чтобы на него можно было допускать женщин, простолюдинов, детей или приготовленную пищу, поэтому команда полностью состояла из престижных мужчин: [ 4 ]
- Таматеа Арикинуи , капитан каноэ, пока оно не достигло Тауранги , занимал свое место на корме и держал церемониальные весла Рапанга-и-те-атинуку и Рапанга-и-те-ати-ранги. [ 4 ]
- Руавхаро, главный тохунга, который занимал свое место на носу и держал церемониальные весла Маниникура и Маниниаро. [ 3 ]
- Тупай, брат Руавхаро, другого священника, владевшего церемониальными веслами Тангививини и Танги-вавана. [ 3 ]
- Таху Покай , предок Нгаи Таху , капитана каноэ после того, как оно достигло Тауранги.
Путешествие в Новую Зеландию
[ редактировать ]Такитиму добрался с Гавайи до Раротонги за три дня. Дж. Х. Митчелл следует за Перси Смитом в включении корабля в состав Великого флота , но говорит, что, поскольку это было каноэ с одним парусным вооружением, оно оказалось быстрее остальных каноэ и оставило их позади. Такитиму проделал путь от Раротонги до Новой Зеландии всего за одиннадцать дней. Нехватка еды заставила команду молиться Тангароа и Тане , которые предоставили им сырую рыбу и птицу. [ 8 ]
Такитиму Авануи прибыли в у подножия полуострова Аупури в Нортленде . Некоторые члены экипажа обосновались в этом месте, но Таматеа возглавил большую часть экипажа и продолжил путь вокруг мыса Нордкап и вдоль восточного побережья Северного острова , пока не достиг Тауранги . Здесь Таматеа покинул Такитиму , поручив командование Таху, которому он поручил найти источник пунаму или зеленокамня (нефритового нефрита). [ 11 ]
Пока Такитиму путешествовал вдоль восточного побережья, команда останавливалась в разных местах и давала им имена. К ним относятся Хикуранги , названный в честь горы на Гавайях, Фангара и реки Пакараэ . [ 12 ] Холм Титиранги в современном Гисборне был назван в честь холма, на котором Такитиму . был построен [ 12 ] Тохунга на Такитиму проводили огненные ритуалы, в ходе которых маури (жизненная сила) их традиционных знаний помещалась на землю в местах, которые позже стали местами варэ вананга (центров традиционного обучения). [ 13 ]
Когда Такитиму достиг Те Папы, недалеко от Ораки на Нукутауруа ( полуостров Махия ), Тохунга Руавхаро покинул каноэ, чтобы поселиться. На острове Вайкава на южной оконечности полуострова Махия команда установила важную святыню, которая позже стала местом расположения университета под названием Нгахеру-май-тауити, который, по словам Дж. Х. Митчелла, стал главным источником маури для всего Востока. Побережье. [ 14 ]
В Вайроа Такитиму к Макеакеа, где сейчас поднялся вверх по реке Вайроа находится Такитиму Мараэ . Один из роликов каноэ упал в реку и превратился в танива. Позже часть этого ролика была восстановлена и использована рангатирой по имени Копу Парапара для строительства дома в Те Хатепе, который тапу Такитиму унаследовал . Этот дом был перенесен в Вайхире , но к 1898 году он пришел в запустение и сгорел. В 1926 году было решено построить Такитиму на этом месте мараэ в качестве преемника каноэ Такитиму . [ 15 ]
Когда Такитиму миновал устье реки Вайкари , тохунга Тупай увидел гору в глубине страны. Он поднял папауму (волшебное деревянное изделие, изображающее птиц), которое превратилось в живую птицу и полетело на вершину горы, издав грохочущий звук. гора получила название Маунгахаруру («грохочущая гора»). В результате [ 16 ]
Когда каноэ достигло региона Вайрарапа , Тупай оставил каноэ, чтобы обосноваться. [ 16 ] Здесь он основал университет , где позже дал образование Ронгокако , сыну Таматеи Арикинуи. [ 17 ]
один из оставшегося экипажа не имел возможности поддерживать особое тапу Такитиму Ни , поэтому оно стало парахеахеа (обычное несакральное каноэ). Несмотря на это, Таху Покай повел Такитиму дальше к реке Арахура на западном побережье Южного острова , где он нашел источник пунаму, который искал. Такитиму . бросили на плоский уступ реки, где он превратился в камень [ 16 ] [ 18 ] Дж. Х. Митчелл сообщает историю о том, что Т. В. Ратана пытался посетить место Такитиму в начале двадцатого века, но ему помешал сверхъестественный туман. [ 19 ]
Традиции залива Изобилия
[ редактировать ]Племена региона Тауранга называют каноэ Такитиму . В некоторых традициях говорится, что капитаном «Такитиму» был Таматеа, отец Рангинуи, и Кахунгуну, предок-основатель Нгати Рангинуи . Нгати Кахунгуну признает в этом «Таматеа» внука Таматеи Арикинуи и называет его «Таматеа-покаивенуа-покаймоана». Однако отчеты в Нортленде и Тауранге не указывают на существование более одного «Таматеа» из Такитиму .
Традиции Южного острова
[ редактировать ]Традиции Южного острова указывают на то, что Таматеа исследовал западное и южное побережье Южного острова. был Говорят, что Такитиму обращен в камень в Мурихику . Говорят, что оттуда Таматеа построил еще одно каноэ, Караэра , чтобы вернуться на Северный остров.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвис, Томас Р.А. (1999). Вака: сага о полинезийском каноэ ([2-е] изд.). Раротонга [Острова Кука]: опубликовано совместно Институтом тихоокеанских исследований, Южно-Тихоокеанским университетом [и] Polynesian Press. ISBN 9789820201538 .
- ^ Митчелл 2014 , стр. 27–29.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Митчелл 2014 , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б с Митчелл 2014 , с. 30.
- ^ Митчелл 2014 , с. 32.
- ^ Митчелл 2014 , стр. 32–33.
- ^ Митчелл 2014 , стр. 45–47.
- ^ Перейти обратно: а б Митчелл 2014 , с. 40.
- ^ Митчелл 2014 , с. 34.
- ^ Митчелл 2014 , с. 35.
- ^ Митчелл 2014 , стр. 41–42.
- ^ Перейти обратно: а б Митчелл 2014 , с. 42.
- ^ Митчелл 2014 , стр. 42–43.
- ^ Митчелл 2014 , с. 43.
- ^ Митчелл 2014 , стр. 43–44, 197–200.
- ^ Перейти обратно: а б с Митчелл 2014 , с. 44.
- ^ Митчелл 2014 , с. 53.
- ^ Ванга, Мере (3 марта 2017 г.). «Нгати Кахунгуну — Предки» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 13 августа 2018 г.
- ^ Митчелл 2014 , с. 45.
Библиография
[ редактировать ]- Блэк, Те Авануиаранги (8 февраля 2005 г.). «Морской порт» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 1 февраля 2024 г.
- Митчелл, Дж. Х. (2014). : История крови Такиетиму Международные книги. ISBN 978-1-877514-72-2 .
- Крейг, РД (1989). Словарь полинезийской мифологии . Нью-Йорк: Гринвуд Пресс. п. 255.
- Таонуи, Равири (8 февраля 2005 г.). «Каноэ-традиции» . Те Ара – Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 1 февраля 2024 г.