Мужской
Мужской | |
---|---|
![]() Резное изображение Тане-нуи-а-Ранги, расположенное у входа в лесной вольер Оклендского зоопарка . | |
Другие имена | Тане-махута, Тане-нуи-а-Ранги |
Пол | Мужской |
Область | Полинезия |
Этническая группа | Маори , Таитяне |
Генеалогия | |
Родители | Небо и Земля |
Братья и сестры | Хаумия ( Арава ), Ронго , Тангароа , Тавириматеа , Ту , Руумоко , Виро |
Супруги | Хинеахуоне , Рангахор |
Потомство | Хине-нуи-те-по , Тики , Хаумия-тикитеке (юг залива Изобилия и части восточного побережья) |
В мифологии маори Тане ( также называемый Тане-махута , Тане-нуи-а-Ранги , Тане-те-вайора и некоторыми другими именами) — бог лесов и птиц, сын Рангинуи и Папатуануку , отца неба . и мать-землю , которая обычно лежала в крепких объятиях, где в темноте между ними жили их многочисленные дети (Grey 1956:2).
На Таити Тане был богом мира и красоты. [ 1 ]
Разлучает своих родителей
[ редактировать ]
Дети Ранги и Папы расстраивались из-за своего заключения в тесноте между родителями. Ту , будущий бог войны , предлагает им убить своих родителей. Но Тане (или Тане-махута) не согласен, предлагая, что лучше разделить их, отправив Ранги в небо и оставив Папу внизу заботиться о них. Братья Тане Ронго , затем Тангароа , Хаумия-тикетикеке и Ту тщетно пытаются разлучить родителей. После многих попыток Тане ложится на спину, толкается своими сильными ногами и, наконец, раздвигает своих родителей, и Ранги поднимается высоко в небеса (Grey 1956: 2-3). [ 2 ] Тогда Тане стал искать небесные тела как светила, чтобы его отец был одето подобающим образом. Он взял звезды и выбросил их вместе с Луной и Солнцем. Наконец Ранги выглядел красиво (Орбелл 1998: 145).
Тавириматеа , бог бурь и ветров, злится, что родители разлучены. Он присоединяется к своему отцу в небе и наказывает землю и море жестокими штормами (Grey 1956:3-6, Tregear 1891:54). Тавириматеа нападает на леса Тане, ломая стволы деревьев, разбивая их на землю, оставляя их в качестве пищи для гниения и насекомых. Затем он нападает на океаны, и Тангароа, бог моря, бежит. Двое потомков Тангароа, Икатере , отец рыб , и Ту-те-вехивехи (или Ту-те-ванавана), предок рептилий , напуганы яростью Тавириматеа. Рыбы бегут в море, а рептилии в леса. С тех пор Тангароа возмущался, что Тане спрятал своих сбежавших детей. Итак, Тане снабжает потомков Туматауэнги каноэ, рыболовными крючками и сетями, чтобы поймать потомков Тангароа. Тангароа в ответ переворачивает каноэ и вызывает наводнения, которые сметают дома, землю и деревья (Grey 1971:5-6).
Прародитель человечества
[ редактировать ]Некоторые легенды говорят, что Тане создал первого человека по имени Тики . Более широко известна традиция, согласно которой Тане пытался найти себе жену, но сначала нашел только нечеловеческих самок и породил насекомых, птиц и растения. Одним из таких был Рангахор , который родил камень и был оставлен Тане. Затем он создал женщину, вылепив ее из почвы (Орбелл 1998:145).
В некоторых историях Тане женится на своей дочери Хине-титаме, хотя она не знает, кто он. Обнаружив, что она вышла замуж за своего отца, она бежит в подземный мир и становится богиней смерти Хине-нуи-те-по . Тане следует за ней и умоляет ее вернуться. Она говорит ему вернуться в мир и вырастить их детей, а она будет ждать внизу, чтобы принять их, когда они умрут (Орбелл 1998:38).
Другие традиции рассказывают о трех корзинах знаний, которые Тане принес с небес (Орбелл 1998: 145).
См. также
[ редактировать ]
- Господин Махута , знаменитое дерево каури .
- Виринаки Те Пуа-а-Тане , доисторический тропический лес.
- Человек , бог Гавайев.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Салмонд, Энн (2010). Остров Афродиты . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 24, 179, 206, 317 . ISBN 9780520261143 .
- ^ В легендах региона Таранаки именно Тангароа удается разделить Ранги и Папу (Смит 1993: 1-2).
Ссылки
[ редактировать ]- Г. Грей , Труды предков , четвертое издание. Впервые опубликовано в 1854 г. (Рид: Веллингтон), 1971 г.
- Г. Грей, Полинезийская мифология , иллюстрированное издание, переиздано в 1976 г. (Уиткомб и Гробницы: Крайстчерч), 1956 г.
- М. Орбелл, Краткая энциклопедия мифов и легенд маори (издательство Кентерберийского университета: Крайстчерч), 1998.
- А. Смит, Песни и истории Таранаки из сочинений Те Кауи Карарехе (Центр тихоокеанских исследований Макмиллана Брауна: Крайстчерч), 1993.
- Э. Р. Трегир , Сравнительный словарь маори-полинезийского языка (Лион и Блер: Lambton Quay), 1891.