Небо и Земля
В мифологии маори первобытная пара Ранги и Папа (или Рангинуи и Папатуануку ) появляется в мифе о творении, объясняющем происхождение мира и народа маори. [1] (хотя существует много разных версий). На некоторых диалектах Южных островов Ранги называют Раки или Ракинуи . [2]
Союз и разлука
[ редактировать ]Рангинуи впервые вышла замуж за Похаруа Те По, где у них родилось трое детей, включая Аоранги (или Аораки, как принято на Южном острове). [3] Позже он женился на Папатуануку, вместе став первородным отцом неба и матерью-землей, родив более 70 детей, включая Тавириматеа , Тане и Тангароа , все из которых были мужского пола. И Рангинуи, и Папатуануку лежат вместе в крепких объятиях, а их сыновья вынуждены жить в тесной темноте между ними. [3] [4] [5]
Эти дети растут и обсуждают между собой, каково было бы жить при свете. Туматауэнга , самый свирепый из детей, предполагает, что лучшее решение их затруднительного положения — убить их родителей. [6] : 2 Но его брат Тане не согласен, предлагая, что лучше разлучить их, позволить Рангинуи быть для них чужаком в небе наверху, в то время как Папатуануку останется внизу, чтобы воспитывать их. Остальные претворяют свои планы в жизнь — Ронго , бог культивируемой пищи, пытается разлучить своих родителей, затем к нему присоединяются Тангароа , бог моря, и его брат Хаумия-тикетике , бог дикой пищи. Несмотря на совместные усилия, Ранги и Папа остаются вместе в своих любящих объятиях.
После многих попыток Тане, бог лесов и птиц, разлучает своих родителей. Вместо того, чтобы стоять прямо и толкать руками, как это делали его братья, он лежит на спине и толкается своими сильными ногами. Напрягая все сухожилия, Тане толкал и толкал, пока с криками горя и удивления Рангинуи и Папатуануку не были разорваны на части. [6] : 2–3 [7] : 448 Однако традиции региона Таранаки отводят эту разделительную роль Тангароа, богу моря. [8] : 1–2
Война на небе и земле
[ редактировать ]Итак, дети Рангинуи и Папатуануку впервые видят свет и имеют пространство для движения. В то время как другие дети согласились на разлуку, Тавириматеа , бог бурь и ветров, возмущен тем, что родителей разлучили. Он не может слышать крики своих родителей и видеть слезы Рангинуи, когда они разделяются. Он обещает своим братьям и сестрам, что отныне им придется иметь дело с его гневом. Он улетает, чтобы присоединиться к Ранги, и там заботливо воспитывает своих многочисленных потомков, включая ветры, по одному из которых отправляют в каждую четверть компаса. Для борьбы со своими братьями Тавириматеа собирает армию своих детей — ветры и тучи разных видов, включая свирепые шквалы, вихри, мрачные густые тучи, огненные тучи, ураганные тучи и грозовые тучи, а также дождь, туманы и туманы. Когда эти ветры показывают свою мощь, летит пыль, и огромные лесные деревья Тане ломаются под атакой и падают на землю, становясь пищей для гниения и насекомых. [6] : 3–6 [9] : 54 [7] : 448–449
Затем Тавириматеа нападает на океаны, поднимаются огромные волны, образуются водовороты, а Тангароа, бог моря, в панике бежит. У Пунги , сына Тангароа, двое детей: Икатере , отец рыбы , и Ту-те-вехивехи (или Ту-те-ванавана), предок рептилий . Напуганные натиском Тавириматеи, рыбы ищут убежища в море, а рептилии - в лесах. С тех пор Тангароа злился на Тане за то, что тот дал убежище его сбежавшим детям. Итак, Тане снабжает потомков Туматауэнги каноэ, рыболовными крючками и сетями, чтобы поймать потомков Тангароа. Тангароа в ответ затопляет каноэ и сметает дома, землю и деревья, которые во время наводнений смывает в море. [10] : 5–6
Затем Тавириматеа нападает на своих братьев Ронго и Хаумию-тикетикеке, богов возделываемых и невозделываемых продуктов питания. Ронго и Хаумия очень боятся Тавириматеи, но, когда он нападает на них, Папатуануку решает оставить их для других своих детей и прячет их так хорошо, что Тавириматеа не может их найти. Итак, Тавириматеа нападает на своего брата Туматауэнгу. Он использует всю свою силу, но Туматауэнга стоит стойко, и Тавириматеа не может одолеть его. Ту (или человеческий род) стоит твердо, и, наконец, гнев богов утих и воцарился мир.
Ту подумал о действиях Тане, разлучивших их родителей, и сделал ловушки, чтобы поймать птиц, детей Тане, которые больше не могли летать свободно. Затем он сделал сети из лесных растений и бросил их в море, так что вскоре дети Тангароа лежали кучами на берегу. Он заставил мотыги копать землю, поймал своих братьев Ронго и Хаумию-тикетике там, где они спрятались от Тавириматеи на лоне матери-земли, и, узнав их по длинным волосам, оставшимся над поверхностью земли, вытащил их наружу. и складывает их в корзины, чтобы их можно было съесть. Итак, Туматауэнга съедает всех своих братьев, чтобы отплатить им за трусость; единственный брат, которого Туматауэнга не покорил, - это Тавириматеа, чьи штормы и ураганы атакуют человечество по сей день. [10] : 7–10 [7] : 449
Был еще один ребенок Рангинуи и Папатуануку, который так и не родился и до сих пор живет внутри Папатуануку. Всякий раз, когда этот ребенок пинает ногами, земля дрожит, и это вызывает землетрясение. Его зовут Руаумоко , и он бог землетрясений и вулканов.
Тоска
[ редактировать ]Тане искал небесные тела как светила, чтобы его отец был одет соответствующим образом. Он взял звезды и выбросил их вместе с луной и солнцем. Наконец Рангинуи стал красивым. [11] : 145 Рангинуи и Папатуануку продолжают горевать друг о друге по сей день. Слезы Рангинуи падают на Папатуануку, чтобы показать, как сильно он ее любит. Иногда Папатуануку вздымается, напрягается и почти разрывает себя на части, чтобы снова добраться до любимого партнера, но это безуспешно. Когда над лесами поднимается туман, это вздохи Папатуануку, поскольку тепло ее тела тоскует по Рангинуи и продолжает питать человечество. [6] : 11
Имена и эпитеты
[ редактировать ]Рангинуи
- Ранги («Небо»)
- Раки («Небо») на Южном острове (см. язык маори # Диалекты Южного острова )
- Рангинуи («Великое небо»)
- Ранги-потики («Ранги Последнерожденный»): возможно, другое имя Ранги или близкого ему божества.
Платформа
- Папа («мир»)
- Папатуануку («разделенный мир»), (Земля), (Мать-Земля)
См. также
[ редактировать ]- Ану и Ки , шумерские божества, подобные Ранги и Папе.
- Атеа , муж Папы (первородителей) в Туамотуана , Раротонгана и Маркизских островов. генеалогиях
- Дьяуш-питри и Притхви-матри , ведические божества, подобные Небу и Земле.
- Нут и Геб , египетские божества, похожие на Ранги и Папу.
- Флаг Тино Рангатиратанги , официальный флаг маори, дизайн которого основан на истории Ранги и Папса.
- Уран и Гея , греческие божества, похожие на Ранги и Папу.
- Ватеа , муж Папы, отец богов и людей в Мангайе , Острова Кука.
- Вакеа , муж Папы, с Гавайев.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Лиминг, Дэвид (2013). Мир мифа: Антология (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0199316366 .
- ↑ Эта статья основана в основном на трудах вождя Те Арава, Вирему Майхи Те Рангикахеке, который является автором большей части материалов в книге Джорджа Грея « Нга Махи нга Тупуна» (Грей, 1971), первоначально опубликованной в 1853 году и позже переведенной на Английский как полинезийская мифология (Грей, 1956). Следует понимать, что представленная здесь версия представляет собой лишь один миф о сотворении мира маори среди множества вариантов.
- ^ Перейти обратно: а б Митчелл, Хилари и Джон (2004). История маори Нельсона и Мальборо . Веллингтон: Издательство Huia. п. 18. ISBN 1-86969-087-7 .
- ^ Конкретное количество детей варьируется в разных версиях, но обычно упоминается число 70 и более. Встречается ли такое большое количество на самом деле в одном из ранних текстов, это другой вопрос для исследования.
- ^ Их дети, в зависимости от версии: Ронго-ма-тане, Хаумия-тикетикеке, Туматауэнга и Рехуа . Самый младший — Руаумоко , который никогда не рождался и остается в утробе матери. Его движения вызывают землетрясения.
- ^ Перейти обратно: а б с д Грей, 1956 год.
- ^ Перейти обратно: а б с Биггс, 1966 год.
- ^ Смит, 1993
- ^ Трегир, 1891 г.
- ^ Перейти обратно: а б Грей, 1971 год.
- ^ Орбелл, 1998.
Ссылки
[ редактировать ]- Б.Г. Биггс, «Мифы и традиции маори» в А.Х. Маклинтоке (редактор), Энциклопедия Новой Зеландии , 3 тома. (Правительственная типография: Веллингтон), 1966, II: 447–454.
- Г. Грей, Труды предков , четвертое издание. Впервые опубликовано в 1854 г. (Рид: Веллингтон), 1971 г.
- Г. Грей, Полинезийская мифология , иллюстрированное издание, переиздано в 1976 г. (Уиткомб и Гробницы: Крайстчерч), 1956 г.
- М. Орбелл, Краткая энциклопедия мифов и легенд маори (издательство Кентерберийского университета: Крайстчерч), 1998.
- А. Смит, Песни и истории Таранаки из сочинений Те Кауи Карарехе (Центр тихоокеанских исследований Макмиллана Брауна: Крайстчерч), 1993.
- ERTregear, Сравнительный словарь маори-полинезийского языка (Лион и Блэр: Lambton Quay), 1891.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полинезийская мифология , Джордж Грей , первое издание (1854 г.)
- Сэмюэл К. Паркер, Диалектика власти в мифе о сотворении мира маори в исследованиях Тихого океана , Том 10, № 3, июль 1987 г.
- Тикао, ТТ (1939). Беседы Тикао: Традиции и сказки, рассказанные Теоне Тааре Тикао Херрису Битти (стр. 23–50). Веллингтон, Новая Зеландия: AH и AW Reed
- Сравнительный словарь маори-полинезийского языка , Э. Р. Трегир , ( Лион и Блэр : Lambton Quay), 1891 г.
- Рангинуи – небо в Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии – Энциклопедия Новой Зеландии [ мертвая ссылка ]
- Папатуануку - земля в Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии