Jump to content

Небо и Земля

Папа и Ранги крепко обняли друг друга.

В мифологии маори первобытная пара Ранги и Папа (или Рангинуи и Папатуануку ) появляется в мифе о творении, объясняющем происхождение мира и народа маори. [1] (хотя существует много разных версий). На некоторых диалектах Южных островов Ранги называют Раки или Ракинуи . [2]

Союз и разлука

[ редактировать ]

Рангинуи впервые вышла замуж за Похаруа Те По, где у них родилось трое детей, включая Аоранги (или Аораки, как принято на Южном острове). [3] Позже он женился на Папатуануку, вместе став первородным отцом неба и матерью-землей, родив более 70 детей, включая Тавириматеа , Тане и Тангароа , все из которых были мужского пола. И Рангинуи, и Папатуануку лежат вместе в крепких объятиях, а их сыновья вынуждены жить в тесной темноте между ними. [3] [4] [5]

Эти дети растут и обсуждают между собой, каково было бы жить при свете. Туматауэнга , самый свирепый из детей, предполагает, что лучшее решение их затруднительного положения — убить их родителей. [6] : 2  Но его брат Тане не согласен, предлагая, что лучше разлучить их, позволить Рангинуи быть для них чужаком в небе наверху, в то время как Папатуануку останется внизу, чтобы воспитывать их. Остальные претворяют свои планы в жизнь — Ронго , бог культивируемой пищи, пытается разлучить своих родителей, затем к нему присоединяются Тангароа , бог моря, и его брат Хаумия-тикетике , бог дикой пищи. Несмотря на совместные усилия, Ранги и Папа остаются вместе в своих любящих объятиях.

После многих попыток Тане, бог лесов и птиц, разлучает своих родителей. Вместо того, чтобы стоять прямо и толкать руками, как это делали его братья, он лежит на спине и толкается своими сильными ногами. Напрягая все сухожилия, Тане толкал и толкал, пока с криками горя и удивления Рангинуи и Папатуануку не были разорваны на части. [6] : 2–3  [7] : 448  Однако традиции региона Таранаки отводят эту разделительную роль Тангароа, богу моря. [8] : 1–2 

Война на небе и земле

[ редактировать ]
Мужчина украсил Рангинуи звездами

Итак, дети Рангинуи и Папатуануку впервые видят свет и имеют пространство для движения. В то время как другие дети согласились на разлуку, Тавириматеа , бог бурь и ветров, возмущен тем, что родителей разлучили. Он не может слышать крики своих родителей и видеть слезы Рангинуи, когда они разделяются. Он обещает своим братьям и сестрам, что отныне им придется иметь дело с его гневом. Он улетает, чтобы присоединиться к Ранги, и там заботливо воспитывает своих многочисленных потомков, включая ветры, по одному из которых отправляют в каждую четверть компаса. Для борьбы со своими братьями Тавириматеа собирает армию своих детей — ветры и тучи разных видов, включая свирепые шквалы, вихри, мрачные густые тучи, огненные тучи, ураганные тучи и грозовые тучи, а также дождь, туманы и туманы. Когда эти ветры показывают свою мощь, летит пыль, и огромные лесные деревья Тане ломаются под атакой и падают на землю, становясь пищей для гниения и насекомых. [6] : 3–6  [9] : 54  [7] : 448–449 

Затем Тавириматеа нападает на океаны, поднимаются огромные волны, образуются водовороты, а Тангароа, бог моря, в панике бежит. У Пунги , сына Тангароа, двое детей: Икатере , отец рыбы , и Ту-те-вехивехи (или Ту-те-ванавана), предок рептилий . Напуганные натиском Тавириматеи, рыбы ищут убежища в море, а рептилии - в лесах. С тех пор Тангароа злился на Тане за то, что тот дал убежище его сбежавшим детям. Итак, Тане снабжает потомков Туматауэнги каноэ, рыболовными крючками и сетями, чтобы поймать потомков Тангароа. Тангароа в ответ затопляет каноэ и сметает дома, землю и деревья, которые во время наводнений смывает в море. [10] : 5–6 

Затем Тавириматеа нападает на своих братьев Ронго и Хаумию-тикетикеке, богов возделываемых и невозделываемых продуктов питания. Ронго и Хаумия очень боятся Тавириматеи, но, когда он нападает на них, Папатуануку решает оставить их для других своих детей и прячет их так хорошо, что Тавириматеа не может их найти. Итак, Тавириматеа нападает на своего брата Туматауэнгу. Он использует всю свою силу, но Туматауэнга стоит стойко, и Тавириматеа не может одолеть его. Ту (или человеческий род) стоит твердо, и, наконец, гнев богов утих и воцарился мир.

Ту подумал о действиях Тане, разлучивших их родителей, и сделал ловушки, чтобы поймать птиц, детей Тане, которые больше не могли летать свободно. Затем он сделал сети из лесных растений и бросил их в море, так что вскоре дети Тангароа лежали кучами на берегу. Он заставил мотыги копать землю, поймал своих братьев Ронго и Хаумию-тикетике там, где они спрятались от Тавириматеи на лоне матери-земли, и, узнав их по длинным волосам, оставшимся над поверхностью земли, вытащил их наружу. и складывает их в корзины, чтобы их можно было съесть. Итак, Туматауэнга съедает всех своих братьев, чтобы отплатить им за трусость; единственный брат, которого Туматауэнга не покорил, - это Тавириматеа, чьи штормы и ураганы атакуют человечество по сей день. [10] : 7–10  [7] : 449 

Был еще один ребенок Рангинуи и Папатуануку, который так и не родился и до сих пор живет внутри Папатуануку. Всякий раз, когда этот ребенок пинает ногами, земля дрожит, и это вызывает землетрясение. Его зовут Руаумоко , и он бог землетрясений и вулканов.

Тане искал небесные тела как светила, чтобы его отец был одет соответствующим образом. Он взял звезды и выбросил их вместе с луной и солнцем. Наконец Рангинуи стал красивым. [11] : 145  Рангинуи и Папатуануку продолжают горевать друг о друге по сей день. Слезы Рангинуи падают на Папатуануку, чтобы показать, как сильно он ее любит. Иногда Папатуануку вздымается, напрягается и почти разрывает себя на части, чтобы снова добраться до любимого партнера, но это безуспешно. Когда над лесами поднимается туман, это вздохи Папатуануку, поскольку тепло ее тела тоскует по Рангинуи и продолжает питать человечество. [6] : 11 

Имена и эпитеты

[ редактировать ]

Рангинуи

Платформа

  • Папа («мир»)
  • Папатуануку («разделенный мир»), (Земля), (Мать-Земля)

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Лиминг, Дэвид (2013). Мир мифа: Антология (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-0199316366 .
  2. Эта статья основана в основном на трудах вождя Те Арава, Вирему Майхи Те Рангикахеке, который является автором большей части материалов в книге Джорджа Грея « Нга Махи нга Тупуна» (Грей, 1971), первоначально опубликованной в 1853 году и позже переведенной на Английский как полинезийская мифология (Грей, 1956). Следует понимать, что представленная здесь версия представляет собой лишь один миф о сотворении мира маори среди множества вариантов.
  3. ^ Перейти обратно: а б Митчелл, Хилари и Джон (2004). История маори Нельсона и Мальборо . Веллингтон: Издательство Huia. п. 18. ISBN  1-86969-087-7 .
  4. ^ Конкретное количество детей варьируется в разных версиях, но обычно упоминается число 70 и более. Встречается ли такое большое количество на самом деле в одном из ранних текстов, это другой вопрос для исследования.
  5. ^ Их дети, в зависимости от версии: Ронго-ма-тане, Хаумия-тикетикеке, Туматауэнга и Рехуа . Самый младший — Руаумоко , который никогда не рождался и остается в утробе матери. Его движения вызывают землетрясения.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Грей, 1956 год.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Биггс, 1966 год.
  8. ^ Смит, 1993
  9. ^ Трегир, 1891 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б Грей, 1971 год.
  11. ^ Орбелл, 1998.
  • Б.Г. Биггс, «Мифы и традиции маори» в А.Х. Маклинтоке (редактор), Энциклопедия Новой Зеландии , 3 тома. (Правительственная типография: Веллингтон), 1966, II: 447–454.
  • Г. Грей, Труды предков , четвертое издание. Впервые опубликовано в 1854 г. (Рид: Веллингтон), 1971 г.
  • Г. Грей, Полинезийская мифология , иллюстрированное издание, переиздано в 1976 г. (Уиткомб и Гробницы: Крайстчерч), 1956 г.
  • М. Орбелл, Краткая энциклопедия мифов и легенд маори (издательство Кентерберийского университета: Крайстчерч), 1998.
  • А. Смит, Песни и истории Таранаки из сочинений Те Кауи Карарехе (Центр тихоокеанских исследований Макмиллана Брауна: Крайстчерч), 1993.
  • ERTregear, Сравнительный словарь маори-полинезийского языка (Лион и Блэр: Lambton Quay), 1891.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 76cf78c5d258b527963e7678bf494a3d__1708391580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/76/3d/76cf78c5d258b527963e7678bf494a3d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rangi and Papa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)