Слушать
Слушать | |
---|---|
![]() | |
Другие имена | Длинноухий, Длинноухий, Длинноухий, Длинноухий |
Главный культовый центр | Судебное заседание ( Мангая ) |
Пол | Мужской |
Область | Полинезия |
Этническая группа | Новозеландские маори , Маори Южных островов Кука , особенно мангаи |
Генеалогия | |
Родители | Ранги и Папа ( племена арава ), или Ватеа и Папа ( южные острова Кука ), или Тане ( Нгати Ава ) племя |
Братья и сестры | Рехуа , Урутенгангана , Хаумия , Тане , Тангароа , Тавириматеа , Ту , Руаумоко |
Супруга | Те-по-танго, Таваке (Мангая) |
Потомство | Таваке, Ранги, Мокойро, Акатауира (Мангайя) |
В маори мифологии Ронго или Ронго-ма-Тане (также Ронго-хирея , Ронго-мараэ-роа , [ 1 ] и Ронго-мараэ-роа-а-Ранги [ 2 ] ) — главный бог ( атуа ) культурных растений, особенно кумара пишется кумара ( на языке маори ), жизненно важной культуры. Другие культуры, выращиваемые маори в традиционные времена, включали таро , ямс ( уви ), кордилин ( ти ) и тыквы ( хюэ ). Из-за тропического происхождения большинство этих культур было трудно выращивать, за исключением крайнего севера Северного острова , отсюда и важность Ронго в Новой Зеландии .
Он также был важным богом земледелия и богом войны на южных островах Кука , особенно на Мангайе, где мараэ Акаоро и мараэ Оронго были центрами его поклонения; [ 3 ] где ему предложили приготовленное таро [ 4 ] [ 5 ] чтобы обеспечить успех в бою и плодородие земли.
Легенда о Ронго, запускающем первого воздушного змея, рассказана в зале ожидания « Зачарованной комнаты Тики» Уолта Диснея , в которой Ронго озвучивает Эрнест Таварес.
Разделение первородных родителей
[ редактировать ]В истории создания племен каноэ Арава Ронго со своими братьями Ту , Тане , Тангароа и Хаумия-тикетике согласились, что первородных родителей Ранги и Папу необходимо разделить, чтобы впустить в мир дневной свет. Шестой брат, Тавириматеа , бог бурь, не согласился на это и впоследствии напал на своих братьев с неумолимой яростью. Ронго и Хаумия, бог дикой пищи, нашли убежище в теле Папы, матери-земли, которая скрывала их, пока не прошла буря (Grey 1956:7, Tregear 1891:424, Orbell 1998:121).
Кумара
[ редактировать ]
У него скорее возникла ассоциация с маленьким желтокожим сортом размером с палец, известным как хутихути , рекамароа , [ 6 ] и тапутин , [ 7 ] которые маори привезли с собой из восточной Полинезии , а не более крупные разновидности, привезенные более поздними охотниками на тюленей, торговцами и китобоями в начале 19 века.
На маори языке ронго может означать «мир» (после войны). [ 8 ] Ронго обычно изображают как создателя кумары, растения, ассоциирующегося с миром; вероятно, потому, что необходимую ему интенсивную обработку лучше всего проводить в мирное время.
В традициях Нгати Ава Ронго - сын Тане и отец кумары, но человек по имени Ронго-мауи отправляется в Вануи , у которого крадет кумару и возвращается с ней на Землю. [ 9 ]
Небольшие статуи, изображающие Ронго, когда-то ставились вдоль полей Кумара. [ 10 ]
Ронго на островах Кука
[ редактировать ]В мифологии южных островов Кука Ронго был богом земледелия и одним из детей Ватеи (отца-неба) и Папы (матери-земли). Его братом-близнецом был Тангароа , бог моря. Ронго был главным божеством Мангаи.
В мангайской легенде о происхождении сыновья Ронго от его жены Таваке (его дочери от жены Те-по-татанго), Ранги, Мокойро и Акатауира, подняли остров Мангайя из подземного мира , став первыми поселенцами и предки племени Нга Арики , [ 11 ] Ранги стала первым вождем . Традиционное название острова было Ау Ау , что буквально означает «террасный», сокращение от Ау Ау Нуи о Ронго ки те Ао Марама («Великая террасная земля Ронго в Стране дневного света»). . [ 12 ]

В мангайском обществе ритуальная система, призванная стать главным вождем Те Мангаиа , делала упор на поклонение Ронго. Установка новой Те Мангаиа после войны за завоевание земель пуна потребовала человеческого жертвоприношения Ронго. Он был одновременно богом войны и богом ирригации таро ; его обычными подношениями в мирное время были пакеты с приготовленным таро. Идеологические связи между Ронго, войной, таро и человеческими жертвоприношениями были сложными: Ронго гарантировал успех в войне и плодородие земли, но это требовало постоянных жертвоприношений как человеческих тел, так и таро в бесконечном цикле. [ 13 ] Он будет пировать душами тех, кто погиб в бою. [ 14 ]
Основными местами мангаского поклонения Ронго были два мараэ в районе Кейя; внутренние мараэ Акаоро и прибрежные мараэ Оронго, [ 3 ] [ 15 ] который был, возможно, самым важным из всех мараэ на острове и был построен на месте заброшенной одноименной деревни. [ 16 ] Оба с тех пор были уничтожены вместе со многими другими символами старых богов с введением христианства в начале 19 века. Их возглавляли два потомственных первосвященника Ронго. клали человеческое жертвоприношение . на гладкой глыбе известняка или песчаника На мараэ Оронго перед изображением Ронго [ 17 ] Среди останков на этом месте до сих пор можно найти фрагменты человеческих костей. На мараэ Акаоро очевидно, что для человеческих жертвоприношений была возведена платформа из дерева хала , хотя следов поднятых платформ обнаружено не было. [ 4 ] В округе Ивируа был также Ивануи мараэ, [ 15 ] но от этого отказались в пользу Оронго мараэ; об этом упоминалось в эва -танце:
Маори Острова Кука Перевод Или порог Ронго может,
Тысячи и тысячи людей,
Нажмите, чтобы добраться
Из 'иири, из ларама.На платформу Ронго невозможно подняться,
Платформа, открытая для тысяч и мириадов,
Только один может достичь его,
Мудрость и обучение [ 5 ]
Отсылка к Ронго такая:
Маори Острова Кука Перевод ' Примите душ, чтобы помыться
Ронго вошел в свою комнату.
Лорд сидит.Когда дождь слышен по листьям,
Ронго входит в свой дом,
Дом в высшей степени престижный. [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Результаты поиска в словаре маори для слова «Rongo-marae-roa» » . Джон С. Мурфилд . Проверено 3 мая 2018 г.
- ^ «Результаты поиска в словаре маори по слову «Ронго-ма-Тане» » . Джон С. Мурфилд . Проверено 3 мая 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Небесное небо (1934). Мангаянское общество . Музей Гонолулу, Гавайи. п. 174.
- ^ Перейти обратно: а б Гилл, WW (1876 г.). Мифы и песни южной части Тихого океана . цитируется в Небесное небо (1934). Мангаянское общество . Музей Гонолулу, Гавайи. п. 176.
- ^ Перейти обратно: а б Небесное небо (1934). Мангаянское общество . Музей Гонолулу, Гавайи. п. 176.
- ^ «Оригинальный Кумера» , Энид Тэпселл, TJPS
- ^ «Руководство по выращиванию доевропейских маори Кумара» , Бертеншоу, М. (2009), Открытый политехнический институт Новой Зеландии.
- ^ «Результаты поиска слова «ронго» в словаре маори » . Джон С. Мурфилд . Проверено 3 мая 2018 г.
- ^ «Происхождение воровства» , Королевское общество Новой Зеландии, 1899 г.
- ^ «Кумары и магия Кумары» , Те Ао Хоу, 1962
- ^ Альфонс М. Дж. Клоостерман (1976). Первооткрыватели островов Кука и названия, которые они дали . Библиотека и музей Островов Кука. п. 16.
- ^ «История Мангаиа» . Одинокая планета. Архивировано из оригинала 5 мая 2018 года . Проверено 8 февраля 2014 г.
- ^ Джаред Даймонд; Джеймс А. Робинсон, ред. (2010). Естественные эксперименты истории . Издательство Гарвардского университета. стр. 28–29. ISBN 978-0674035577 .
- ^ «Предыстория манганского вождества» , Ричард Уолтер и Майкл Рейли (2010), Университет Отаго
- ^ Перейти обратно: а б Небесное небо (1934). Мангаянское общество . Музей Гонолулу, Гавайи. п. 175.
- ^ «Предыстория манганского вождества» , Ричард Уолтер и Майкл Рейли (2010), Университет Отаго
- ^ Гилл, WW (1876 г.). Жизнь на южных островах . цитируется в Небесное небо (1934). Мангаянское общество . Музей Гонолулу, Гавайи. п. 173.
- ^ Небесное небо (1934). Мангаянское общество . Музей Гонолулу, Гавайи. п. 177.
Библиография
[ редактировать ]- Г. Грей , Полинезийская мифология , иллюстрированное издание, переиздано в 1976 г. (Уиткомб и Гробницы: Крайстчерч), 1956 г.
- М. Орбелл, Краткая энциклопедия мифов и легенд маори (издательство Кентерберийского университета: Крайстчерч), 1998.
- Э. Р. Трегир , Сравнительный словарь маори-полинезийского языка (Лион и Блэр: Lambton Quay), 1891.
- Патрик В. Кирч, антология «Естественные эксперименты истории» под редакцией Джареда Даймонда и Джеймса А. Робинсона, глава первая «Контролируемое сравнение и полинезийская культурная эволюция» Патрика В. Кирча, страницы 28 и 29 (The Belknap Press Гарвардского университета) Пресс-Кембридж, Массачусетс и Лондон, Англия), 2010 г.