Jump to content

Слушать

Слушать
Маорийский бог кумары и культурных растений.
Мангайский бог сельского хозяйства и войны
Другие имена Длинноухий, Длинноухий, Длинноухий, Длинноухий
Главный культовый центр Судебное заседание ( Мангая )
Пол Мужской
Область Полинезия
Этническая группа Новозеландские маори ,
Маори Южных островов Кука , особенно мангаи
Генеалогия
Родители Ранги и Папа ( племена арава ), или Ватеа и Папа ( южные острова Кука ), или Тане ( Нгати Ава ) племя
Братья и сестры Рехуа , Урутенгангана , Хаумия , Тане , Тангароа , Тавириматеа , Ту , Руаумоко
Супруга Те-по-танго, Таваке (Мангая)
Потомство Таваке, Ранги, Мокойро, Акатауира (Мангайя)

В маори мифологии Ронго или Ронго-ма-Тане (также Ронго-хирея , Ронго-мараэ-роа , [ 1 ] и Ронго-мараэ-роа-а-Ранги [ 2 ] ) — главный бог ( атуа ) культурных растений, особенно кумара пишется кумара ( на языке маори ), жизненно важной культуры. Другие культуры, выращиваемые маори в традиционные времена, включали таро , ямс ( уви ), кордилин ( ти ) и тыквы ( хюэ ). Из-за тропического происхождения большинство этих культур было трудно выращивать, за исключением крайнего севера Северного острова , отсюда и важность Ронго в Новой Зеландии .

Он также был важным богом земледелия и богом войны на южных островах Кука , особенно на Мангайе, где мараэ Акаоро и мараэ Оронго были центрами его поклонения; [ 3 ] где ему предложили приготовленное таро [ 4 ] [ 5 ] чтобы обеспечить успех в бою и плодородие земли.

Легенда о Ронго, запускающем первого воздушного змея, рассказана в зале ожидания « Зачарованной комнаты Тики» Уолта Диснея , в которой Ронго озвучивает Эрнест Таварес.

Разделение первородных родителей

[ редактировать ]

В истории создания племен каноэ Арава Ронго со своими братьями Ту , Тане , Тангароа и Хаумия-тикетике согласились, что первородных родителей Ранги и Папу необходимо разделить, чтобы впустить в мир дневной свет. Шестой брат, Тавириматеа , бог бурь, не согласился на это и впоследствии напал на своих братьев с неумолимой яростью. Ронго и Хаумия, бог дикой пищи, нашли убежище в теле Папы, матери-земли, которая скрывала их, пока не прошла буря (Grey 1956:7, Tregear 1891:424, Orbell 1998:121).

Тапутини, доевропейский сорт кумара.

У него скорее возникла ассоциация с маленьким желтокожим сортом размером с палец, известным как хутихути , рекамароа , [ 6 ] и тапутин , [ 7 ] которые маори привезли с собой из восточной Полинезии , а не более крупные разновидности, привезенные более поздними охотниками на тюленей, торговцами и китобоями в начале 19 века.

На маори языке ронго может означать «мир» (после войны). [ 8 ] Ронго обычно изображают как создателя кумары, растения, ассоциирующегося с миром; вероятно, потому, что необходимую ему интенсивную обработку лучше всего проводить в мирное время.

В традициях Нгати Ава Ронго - сын Тане и отец кумары, но человек по имени Ронго-мауи отправляется в Вануи , у которого крадет кумару и возвращается с ней на Землю. [ 9 ]

Небольшие статуи, изображающие Ронго, когда-то ставились вдоль полей Кумара. [ 10 ]

Ронго на островах Кука

[ редактировать ]

В мифологии южных островов Кука Ронго был богом земледелия и одним из детей Ватеи (отца-неба) и Папы (матери-земли). Его братом-близнецом был Тангароа , бог моря. Ронго был главным божеством Мангаи.

В мангайской легенде о происхождении сыновья Ронго от его жены Таваке (его дочери от жены Те-по-татанго), Ранги, Мокойро и Акатауира, подняли остров Мангайя из подземного мира , став первыми поселенцами и предки племени Нга Арики , [ 11 ] Ранги стала первым вождем . Традиционное название острова было Ау Ау , что буквально означает «террасный», сокращение от Ау Ау Нуи о Ронго ки те Ао Марама («Великая террасная земля Ронго в Стране дневного света»). . [ 12 ]

Масса

В мангайском обществе ритуальная система, призванная стать главным вождем Те Мангаиа , делала упор на поклонение Ронго. Установка новой Те Мангаиа после войны за завоевание земель пуна потребовала человеческого жертвоприношения Ронго. Он был одновременно богом войны и богом ирригации таро ; его обычными подношениями в мирное время были пакеты с приготовленным таро. Идеологические связи между Ронго, войной, таро и человеческими жертвоприношениями были сложными: Ронго гарантировал успех в войне и плодородие земли, но это требовало постоянных жертвоприношений как человеческих тел, так и таро в бесконечном цикле. [ 13 ] Он будет пировать душами тех, кто погиб в бою. [ 14 ]

Основными местами мангаского поклонения Ронго были два мараэ в районе Кейя; внутренние мараэ Акаоро и прибрежные мараэ Оронго, [ 3 ] [ 15 ] который был, возможно, самым важным из всех мараэ на острове и был построен на месте заброшенной одноименной деревни. [ 16 ] Оба с тех пор были уничтожены вместе со многими другими символами старых богов с введением христианства в начале 19 века. Их возглавляли два потомственных первосвященника Ронго. клали человеческое жертвоприношение . на гладкой глыбе известняка или песчаника На мараэ Оронго перед изображением Ронго [ 17 ] Среди останков на этом месте до сих пор можно найти фрагменты человеческих костей. На мараэ Акаоро очевидно, что для человеческих жертвоприношений была возведена платформа из дерева хала , хотя следов поднятых платформ обнаружено не было. [ 4 ] В округе Ивируа был также Ивануи мараэ, [ 15 ] но от этого отказались в пользу Оронго мараэ; об этом упоминалось в эва -танце:

Маори Острова Кука Перевод

Или порог Ронго может,
Тысячи и тысячи людей,
Нажмите, чтобы добраться
Из 'иири, из ларама.

На платформу Ронго невозможно подняться,
Платформа, открытая для тысяч и мириадов,
Только один может достичь его,
Мудрость и обучение [ 5 ]

Отсылка к Ронго такая:

Маори Острова Кука Перевод

' Примите душ, чтобы помыться
Ронго вошел в свою комнату.
Лорд сидит.

Когда дождь слышен по листьям,
Ронго входит в свой дом,
Дом в высшей степени престижный. [ 18 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Результаты поиска в словаре маори для слова «Rongo-marae-roa» » . Джон С. Мурфилд . Проверено 3 мая 2018 г.
  2. ^ «Результаты поиска в словаре маори по слову «Ронго-ма-Тане» » . Джон С. Мурфилд . Проверено 3 мая 2018 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Небесное небо (1934). Мангаянское общество . Музей Гонолулу, Гавайи. п. 174.
  4. ^ Перейти обратно: а б Гилл, WW (1876 г.). Мифы и песни южной части Тихого океана . цитируется в Небесное небо (1934). Мангаянское общество . Музей Гонолулу, Гавайи. п. 176.
  5. ^ Перейти обратно: а б Небесное небо (1934). Мангаянское общество . Музей Гонолулу, Гавайи. п. 176.
  6. ^ «Оригинальный Кумера» , Энид Тэпселл, TJPS
  7. ^ «Руководство по выращиванию доевропейских маори Кумара» , Бертеншоу, М. (2009), Открытый политехнический институт Новой Зеландии.
  8. ^ «Результаты поиска слова «ронго» в словаре маори » . Джон С. Мурфилд . Проверено 3 мая 2018 г.
  9. ^ «Происхождение воровства» , Королевское общество Новой Зеландии, 1899 г.
  10. ^ «Кумары и магия Кумары» , Те Ао Хоу, 1962
  11. ^ Альфонс М. Дж. Клоостерман (1976). Первооткрыватели островов Кука и названия, которые они дали . Библиотека и музей Островов Кука. п. 16.
  12. ^ «История Мангаиа» . Одинокая планета. Архивировано из оригинала 5 мая 2018 года . Проверено 8 февраля 2014 г.
  13. ^ Джаред Даймонд; Джеймс А. Робинсон, ред. (2010). Естественные эксперименты истории . Издательство Гарвардского университета. стр. 28–29. ISBN  978-0674035577 .
  14. ^ «Предыстория манганского вождества» , Ричард Уолтер и Майкл Рейли (2010), Университет Отаго
  15. ^ Перейти обратно: а б Небесное небо (1934). Мангаянское общество . Музей Гонолулу, Гавайи. п. 175.
  16. ^ «Предыстория манганского вождества» , Ричард Уолтер и Майкл Рейли (2010), Университет Отаго
  17. ^ Гилл, WW (1876 г.). Жизнь на южных островах . цитируется в Небесное небо (1934). Мангаянское общество . Музей Гонолулу, Гавайи. п. 173.
  18. ^ Небесное небо (1934). Мангаянское общество . Музей Гонолулу, Гавайи. п. 177.

Библиография

[ редактировать ]
  • Г. Грей , Полинезийская мифология , иллюстрированное издание, переиздано в 1976 г. (Уиткомб и Гробницы: Крайстчерч), 1956 г.
  • М. Орбелл, Краткая энциклопедия мифов и легенд маори (издательство Кентерберийского университета: Крайстчерч), 1998.
  • Э. Р. Трегир , Сравнительный словарь маори-полинезийского языка (Лион и Блэр: Lambton Quay), 1891.
  • Патрик В. Кирч, антология «Естественные эксперименты истории» под редакцией Джареда Даймонда и Джеймса А. Робинсона, глава первая «Контролируемое сравнение и полинезийская культурная эволюция» Патрика В. Кирча, страницы 28 и 29 (The Belknap Press Гарвардского университета) Пресс-Кембридж, Массачусетс и Лондон, Англия), 2010 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a4877be346c07f22fd0873e6f4b9801e__1677983880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a4/1e/a4877be346c07f22fd0873e6f4b9801e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rongo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)