Новости
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2008 г. ) |
Новости | |
---|---|
плодородие, сельское хозяйство, осадки, музыка и мир. | |
![]() Фигура Лоно конца XVIII века на выставке в Лувре. | |
Пол | мужской |
Генеалогия | |
Рожденный | возле могил Киаве |
В гавайской религии бог Лоно связан с плодородием, сельским хозяйством, дождями, музыкой и миром. В одной из многочисленных гавайских историй о Лоно он — бог плодородия и музыки, спустившийся на Землю на радуге, чтобы жениться на Лаке . В земледельческих и земледельческих традициях Лоно отождествляли с дождевыми и пищевыми растениями. Он был одним из четырех богов (вместе с Ку , Кане и братом-близнецом Кане Каналоа ). [ 1 ] который существовал до сотворения мира. Лоно также был богом мира. большой ежегодный фестиваль Макахики . В его честь проводился В этот период (с октября по февраль) война и ненужная работа были капу (запрещены).
В гавайской погодной терминологии зимние штормы Кона, приносящие дождь в подветренные районы, связаны с Лоно. Лоно вызывает дождь и дарует плодородие, поэтому его иногда называли Лоно-макуа (Лоно-Кормитель). Церемонии проходили месячный и годовой цикл. В течение 8 месяцев в году луакини (храм) посвящался Ку-со строгим капусом. Четыре периода (капу пуле) каждого месяца требовали строгих церемоний. Священники или вожди-повелители могли конфисковать имущество нарушителей или приговорить к смертной казни за серьезные нарушения. [ 2 ]
Лоно и капитан Кук
[ редактировать ]Ведутся споры о том, воспринимали ли коренные гавайцы капитана Джеймса Кука как воплощение Лоно, что могло позже стать причиной смерти Кука (см. Третье путешествие Джеймса Кука ). Гавайский бог или «ак[уа] — существо природы, обладающее огромной силой, которое может быть невидимым духом или живым человеком». [ 3 ] не было бы ничего необычного Для акуа в путешествии через океан или физическом появлении по сравнению с иудео-христианско-исламским богом . [ 4 ]
По словам Марты Беквит , Кук воспринимался как бог Лоно. Традиционно считалось, что бог Лоно появился в образе человека, который затем установил игры и ежегодные налоги. Перед отъездом в « Кахики » он пообещал вернуться «морем на каноэ Ауваалалуа». Неизвестная королева опознала его как « испанский военный корабль », напомнив о предполагаемом прибытии испанского галеона . Мэри Пукуи интерпретировала это как «очень большое двойное каноэ» от «Au[hau]-wa'a-l[o]a-lua». Однако Пукуи, возможно, имел в виду португальский военный корабль , который гавайцы называли «Ауваалалуа». [ 5 ]
Ноэноэ Сильва предлагает альтернативную точку зрения, согласно которой Кука, возможно, не воспринимали как акуа . Вместо этого «Кука, возможно, также прозвали Лоно, потому что его корабль напоминал Канаке моолело , и потому что слово «Кук» невозможно было произнести». [ 4 ]
Другие Лонос (разные культуры и верования)
[ редактировать ]Более известный в гавайской мифологии более ранний Лоно-и-ка-макахики из линии Уми , правившей островом Гавайи, алии (т. е. вожди, члены королевской семьи). Этот Лоно родился и вырос недалеко от могил Киаве и его потомков, которые находились недалеко от места памятника капитану Куку. Этот Лоно, возможно, культивировал для Макахики военное искусство и игру слов, а также игры в загадки и игры по уклонению от копья. [ 5 ]
Однако маловероятно, что поздним правящим вождем линии Уми был мифологический Лоно, ушедший в Кахики. Оба вождя родились на Гавайях, и ни одна легенда не сообщает о том, что кто-то из них уплыл с обещанием вернуться. Более вероятным кандидатом на роль бога Лоно является легендарный Лаа-май-Кахики (то есть «Святой с Таити »), который предположительно жил несколькими столетиями ранее.
Лаа был младшим членом семьи Мойкеха с Северного Таити, старшие члены которой ранее поселились на Гавайском архипелаге. Он принес с собой небольшой ручной барабан и флейту для хулы . По его прибытии местные жители услышали его флейту и ритм нового барабанного боя, полагая, что это был бог Купулупулу .
Купулупулу поклонялись как богу хула, который также принимал форму цветущего дерева лехуа , а также как бог местной фауны, которая поддерживала первых полинезийских поселенцев. Этот Лаа-май-кахики, особенно на острове Оаху, брал жен в разных районах. Остров Оаху был оплотом поклонения Лоно, где многие семьи утверждали, что произошли от Лаа. Судя по всему, перед своим последним отъездом он как минимум один раз возвращался на Таити. Этот путешественник из великой таитянской семьи, который выглядел как бог, обогащал новогодние праздники играми и драматизмом, в конечном итоге заставив гавайцев поверить в то, что он был богом. [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]- Одомашненные растения и животные Австронезии.
- Камапуаа
- Ронго , бог культурных растений маори
- Кецалькоатль , которого ацтеки предположительно отождествляли с Эрнаном Кортесом.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кумулипо, строка 1714.
- ^ Корди, Росс «Возвышенный сидит: древняя история острова Гавайи». Гонолулу, HI Mutual Publishing (2000), 61
- ^ Херб Каваинуи Кане, на форуме современной антропологии , посвященном Роберту Борофски, «Кук, Лоно, Обейсекере и Сахлинс», Current Anthropology 38, no. 2 (апрель 1997 г.): 265, цитируется по Silva, Noenoe K. (2004). Алоха предана: сопротивление коренных жителей Гавайев американскому колониализму . Книги издательства Университета Дьюка. стр. 19 ISBN 978-0822333494
- ^ Jump up to: а б Сильва, Ноэно К. (2004). Алоха предана: сопротивление коренных жителей Гавайев американскому колониализму . Книги издательства Университета Дьюка. стр. 19 ISBN 978-0822333494
- ^ Jump up to: а б с Беквит, Марта (1951). Кумулипо: гавайское песнопение творения .
- Марта Уоррен Беквит (1951). «Кумулипо» .
- Лейлехуа Юэнь (включая роль Лоно в Макахики). «Макахики, Гавайский Новый год» . Архивировано из оригинала 28 января 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Лоно, на Викискладе?