Год
Сезон Макахики — древний гавайский Новый год в честь бога Лоно гавайской религии .
Это праздник, охватывающий четыре последовательных лунных месяца, примерно с октября или ноября по февраль или март. В центре внимания этого сезона было время, когда мужчины, женщины и вожди отдыхали, укрепляли тело и устраивали великие поминальные праздники ( ахаайна хооманао ). В сезон Макахики труд был запрещен, и были дни для отдыха и пиршества. Гавайцы благодарили бога Лоно-ика-макахики за его заботу. Он принес на эту землю жизнь, благословение, мир и победу. Они также молились богам о смерти своих врагов. Макаайнана (простолюдины) молились о том, чтобы земли их алии (вождя) были увеличены и чтобы их собственное физическое здоровье, а также здоровье их вождей были в полном объеме. [ 1 ]
В древности в этот период происходило множество религиозных церемоний. Простолюдины прекращали работу, приносили подношения вождю или алии , а затем проводили время, занимаясь спортом, пируя, танцуя и обновляя общественные связи. В течение четырех лунных месяцев сезона Макахики были запрещены военные действия, которые использовались как «ритуальное средство, гарантирующее, что ничто не повредит новым урожаям». [ 2 ]
Сегодня фестивали Алоха (первоначально Неделя Алоха) прославляют традицию Макахики. [ 3 ]
Праздники
[ редактировать ]Фестиваль Макахики отмечался в три этапа. Первый этап был временем духовного очищения и совершения хоокупу , подношений богам. Конохики таро , класс вождей, которые управляли землей, предоставляли услуги сборщиков налогов, собирали сельскохозяйственную и аквакультурную продукцию, такую как свиньи , . , сладкий картофель , сушеная рыба, капа и циновки Некоторые подношения представляли собой лесные продукты, например перья. У гавайцев не было денег или других подобных средств обмена. Их приносили на алтарях Лоно в хейау (храмах) в каждом районе острова. Подношения также делались на аху , каменных алтарях, установленных на границах каждой общины.
Всякая война была объявлена вне закона, чтобы обеспечить беспрепятственное прохождение изображения Лоно. изображение Лоно ( Акуа Лоа , длинный шест с прикрепленной полосой тапы Фестиваль проходил по кругу вокруг острова по часовой стрелке, пока священники несли и другими украшениями). На каждом ахупуаа (каждая община также называется ахупуаа ) смотрители этой общины представляли хоокупу образу Лоно, бога плодородия , который заставлял все расти и даровал изобилие и процветание островам. Акуа Лоа был украшен белыми лентами капа , а король возложил нихо палаоа . ожерелье на божество [ 2 ] В течение определенного времени божества не могли стоять вертикально, поэтому их клали или ставили горизонтально в «знак почтения царю». [ 2 ]
Вторая фаза была временем празднования: танцев хула , спортивных состязаний (бокс, борьба, катание на санях , стрельба из копья, боулинг, серфинг , гонки на каноэ, эстафеты и плавание), пения и пиршеств. Некоторые из этих игр были физическими видами спорта. Другие игры были сыграны для вашего ума. Однако судили не только участников, но и их фамилии. [ 4 ] Одна из наиболее хорошо сохранившихся трасс для катания на лавовых санях — это национальный исторический памятник Кеухоу Холуа . [ 5 ] Канака Маоли также страстно любили игры для своего ума. Эти игры состояли из загадок, чтения родословных, пословиц и познания скрытых смыслов. [ 6 ] Наши предки любили эти игры и дорожили ими для своих наау . Они также делали ставки на фаворита-чемпиона, что было обычной практикой в традиционные времена. Некоторые осмеливаются поставить на кон и свою жизнь. Игры Макахики до сих пор практикуются многими организациями и программами развития, позволяющими молодому поколению узнать о своих предках. [ 7 ]
На третьем этапе ваа-аухау — налоговое каноэ — было загружено хоокупу и вывезено в море, где оно было брошено на произвол судьбы в качестве подарка Лоно. [ 8 ] В конце фестиваля Макахики вождь уходил от берега на каноэ . Когда он вернулся, он ступил на берег, и группа воинов бросила в него копья. Ему пришлось отклонять или парировать копья, чтобы доказать, что он достоин продолжать править.
Заезды в течение сезона
[ редактировать ]Королевскому рождению в течение сезона иногда давали имя Лоно и ка макахики .
Паруса и мачты корабля капитана Джеймса Кука напоминали Акуа Лоа Лоно. Капитан Кук прибыл в залив Килакекуа , недалеко от большого хейау Лоно, во время сезона Макахики в 1778 году.
Источник
[ редактировать ]Древние гавайцы делили год на два сезона. [ 2 ] Первый назывался сезоном Макахики и длился четыре лунных месяца. Второй длился восемь лунных месяцев, во время которого ритуалы Ку . практиковались [ 2 ] На гавайском языке слово Макахики означает «год». [ 3 ] а также переход от времени сбора урожая к началу сельскохозяйственного сезона. Вероятно, это произошло из-за Макали-хики , восхода Плеяд , известного на Гавайях как Макали, который произошел примерно в это же время. [ 9 ] Оно также могло происходить от ма Кахики , что примерно означает «как на Таити», поскольку легенда о Лоно связана с путешествиями на Таити и обратно . Его происхождение связано с «возвращением» Лоно во время одной из ранних миграций в образе смертного человека. [ 10 ]
Тайминг
[ редактировать ]Начало Макахики обычно фиксируется каждый год астрономическими наблюдениями. На острове Гавайи, когда звездное скопление Макали (Плеяды) восходит вскоре после захода солнца, обычно 17 ноября, восход следующего первого полумесяца знаменует начало сезона. На Оаху это может начаться, когда Макали поднимается над Пуу о Махука Хейау , если смотреть с мыса Каена, или когда звезда Аа ( Сириус ) появляется в сочетании с определенной формой суши высоко на скале.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гавайские древности Моолеро Гавайи. Дэвид Мало. 1898.
- ^ Jump up to: а б с д и Кирч, Патрик Винтон (2010). Как вожди стали королями: божественное царствование и возникновение архаичных государств на древних Гавайях . Беркли, Калифорния, США: Издательство Калифорнийского университета – через электронную библиотеку ProQuest. (Проверено 18 ноября 2014 г.)
- ^ Jump up to: а б Мэри Кавена Пукуи ; Сэмюэл Хойт Элберт (2003). «поиск макахики » . в Гавайском словаре . Улукау, Гавайская электронная библиотека, Издательство Гавайского университета . Проверено 21 сентября 2010 г.
- ^ «Спорт и игры» .
- ^ «Восстановление священных мест — Восстановление священных мест» (PDF) . Инвестиционная корпорация Камеамеа. 2008 год . Проверено 21 сентября 2010 г.
- ^ «Спорт и игры» .
- ^ Каноа-Вонг, Лайана. «Да начнутся игры!» .
- ^ Мэри Кавена Пукуи ; Сэмюэл Хойт Элберт (2003). «поиск налога на лодку » . в Гавайском словаре . Улукау, Гавайская электронная библиотека, Издательство Гавайского университета . Проверено 21 сентября 2010 г.
- ^ Мэри Кавена Пукуи ; Сэмюэл Хойт Элберт (2003). "поиски Макалии " . в Гавайском словаре . Улукау, Гавайская электронная библиотека, Издательство Гавайского университета . Проверено 21 сентября 2010 г.
- ^ Вероника С. Швейцер (2006). «Восстание Плеяд» . Кофе Таймс . Проверено 21 сентября 2010 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хэнди, ESC Древняя гавайская цивилизация . Гонолулу, Гавайи: Mutual Publishing, 1999.
- Хэнди, Эдвард Смит Крейгилл; Хэнди, Элизабет Грин; Пукуи, Местные плантаторы Мэри Кавена на Старых Гавайях: их жизнь, предания и окружающая среда . Гонолулу: Bishop Museum Press, 1972 (ред. 1991 г.). ISBN 0-910240-11-6
- «Возрождение Макахики» Статья о прошлой и нынешней деятельности Макахики. Журнал Maui No Ka 'Oi , том 10, № 4 (сентябрь 2006 г.)
- «Макахики - Гавайский Новый год» Интернет-статья о традициях Макахики.