Храм




Хейау ( / ˈh eɪ.aʊ / — ) гавайский храм . Выполненные в разных архитектурных стилях в зависимости от цели и местоположения, они варьируются от простых земляных террас до искусно построенных каменных платформ. Есть хейау, чтобы лечить больных ( хейау хоола ), предлагать первые плоды, предлагать первый улов, начинать дождь, останавливать дождь, увеличивать население, обеспечивать здоровье нации, достигать успеха в дальних путешествиях, достигать мира и добиваться успеха в война ( луакини ).
Только луакини были посвящены посредством человеческих жертвоприношений. [1] Есть два типа храмов. Их называли охиа ко и хакуохиа . [2]
После официального прекращения существования гавайской религии в 1819 году и последующего давления со стороны христианских миссионеров (которые впервые прибыли в 1820 году) многие из них были намеренно разрушены, а другие остались в запустении. Многие жители Гавайев до сих пор считают Хейау священными, а некоторые из них закрыты для публики. В древние времена в некоторые из этих хейау допускались только вожди и жрецы. Есть даже истории из гавайского фольклора, приписывающие создание этих храмов менехунесам , группе легендарных карликов. [3] Некоторые постройки хайау были полностью физически отреставрированы и в 21 веке используются как общественные достопримечательности.

Архитектура
[ редактировать ]Хейау имели разную форму в зависимости от их назначения: от простых каменных маркеров до больших каменных платформ и часто включали в себя высокие каменные стены, окружающие открытое центральное ограждение. [4] Их форма могла быть прямоугольной, квадратной или округлой. [5] Некоторые представляли собой простые земляные террасы, а другие представляли собой искусно построенные каменные платформы. Их можно было разместить на холмах, скалах, ровной земле, в долинах и на береговой линии, соприкасающейся с морем. [5] Некоторые коа или рыболовные святилища были построены под водой. Хэйау людей различались по размеру. Большие хейау строили выдающиеся люди, а маленькие хейау строили скромные люди. [6]
Американский миссионер Хирам Бингхэм описал хейау, который он увидел во время похода между вершинами Мауна-Кеа и Хуалалай. Построенный из сложенной лавы, он представлял собой квадрат площадью 100 футов (30 м) со стенами высотой восемь футов и толщиной четыре фута (2,5 на 1,3 м). Дверной проем вел через середину северной стены. Восемь пирамид окружали храм снаружи. Сделанные также из сложенных лавовых камней, они имели диаметр 12 футов (3,7 м) и высоту от 12 до 15 футов (4,6 м). [7]
Типы храмов
[ редактировать ]Луакини -пооканака были большими хейау. Только али нуи на острове или моку могли использовать этот тип хейау. Другие вожди или макаайнана , построившие этот тип хейау, считались повстанцами. Этот тип хейау обычно строился вдоль береговой линии, внутри страны или на склонах гор. [2] Самый большой хейау на острове Оаху — Пуу О Махука , занимающий почти два акра земли. Этот хейау использовался не только в религиозных целях. Поскольку он также использовался для отслеживания сигналов пожара из комплекса Вайлуа в Хейаусе на Кауаи. [8]
Более старая форма хейау сохранилась на острове Нихоа и Неккер . Эту форму обычно называют мараэ , поскольку эти структуры больше напоминают структуры, имеющие аналогичные названия в других местах Полинезии, и в целом были заменены более распространенной формой, видимой сегодня в остальной части цепочки островов после того, как эти острова были заброшены. [9] В целом мараэ на Гавайях представлены каменными платформами, иногда ярусными, с каменными стойками, обычно расположенными по краям платформы или яруса. [10]
Сохранившиеся сайты
[ редактировать ]Наиболее часто сохранившимися хэйау являются военные храмы позднего периода истории (например, Национальный исторический комплекс Пуукохола Хэйау ). Они состоят из больших каменных платформ, на которых построены различные конструкции. Структуры использовались для размещения священников, священных церемониальных барабанов, священных предметов и культовых изображений, представляющих богов, связанных с этим конкретным храмом. Были также жертвенники (аху), на которых приносились жертвы (растительные, животные и человеческие). Хэйау были священными местами; только кахуна (священники) и некоторые священные алии (высшие вожди) могли войти.
Самый большой известный из существующих хейау, Хейл О Пиилани Хейау, представляет собой массивную платформу площадью три акра (12 000 квадратных метров) с пятидесятифутовыми подпорными стенами, расположенную в Хане на острове Мауи . Построенный для Пиилани, он датируется 13 веком. [11]
Сельскохозяйственный хейау, обычно называемый Хале-о-Лоно в честь бога плодородия, сегодня можно найти на Оаху в Макахе (Канеаки-хейау - полностью восстановлен) и на Гавайях Кай (Пауа-хейау - частично восстановлен). Канеаки-хейау был построен в 17 веке и включал в себя хижины с травяными и соломенными крышами, которые использовались для молитв и медитаций. [12]
Руины целебного хейау, Кеива («таинственный»), расположены у входа в государственный парк Кейва в Айеа. [13]
Пуухунуа-о-Хонаунау, расположенный в Южной Коне на острове Гавайи, является местом убежища . Внутри него находится храмовый комплекс.
Поскольку земля хэйау была священной, последующие поколения нередко достраивали первоначальные постройки, и цель хэйау могла со временем меняться. Примером может служить Улупо-хейау в Кайлуа на острове Оаху, который, как говорят, был построен менехуне , то есть очень давно. Считается, что сначала он использовался как сельскохозяйственное убежище, а затем как луакини. [14]
Разрушение
[ редактировать ]Система капу или ' ай капу была отменена в октябре 1819 года Камеамеа II (Лихолихо) . [ почему? ] Отмена системы капу положила конец использованию хэйау в качестве мест поклонения и жертвоприношений. Последовал период, называемый Ай Ноа или «свободное питание». Миссионеры прибыли в 1820 году, и большая часть алии обратилась в христианство, в том числе Каахуману и Кеопуолани .
Каахуману потребовалось 11 лет, чтобы провозгласить законы, запрещающие религиозные обряды коренных народов. Все хейау были официально заброшены; большинство из них были разрушены с течением времени. Часто их разбивали и распахивали, чтобы освободить место для полей сахарного тростника. Однако некоторые семьи, ответственные за хейау, продолжили традицию ухода за ними.
Список
[ редактировать ]
Гавайи
- Храмовый заповедник
- Зал трассы Хэйау
- Храм Милекини
- Храмовая книга
- Храм Пакаалана
- Пукохолара Хейау
Мауи
- Дом Пиилани Хейау
- Государственный памятник Халекии-Пихана Хейау
- Найдите храм
Молокаи
Оаху
- Хейл О Папа [Мать-Земля Хейау в Халаве]
- Разрушение Храма
- Храмовый человек
- Храмовая атака
- Храмовый полет [15]
- Храм Кейва
- Холм Побега Хейау
- Хейау Череп
Кауаи
- Государственный парк реки Вайлуа
- Каулу Паао Хула Хейау
- Каулу-о-Лака Хула Хейау
Ниихау
- Храм Каунупоу
- Каунуапуа-Хейау
- Храмовые ворота
- Храм Форт
- Святая сова
- Красный храмовый огонь
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Камакау, Самуэль. Труды древних людей , стр. 129-134.
- ^ Перейти обратно: а б Сэмюэл Камакау, «Древние»; Люди старины (Гонолулу: Bishop Museum Press, 1993), 130.
- ^ Трум, Томас (1907). Гавайские народные сказки . AC МакКлерг . стр. 34–37.
- ^ Кирч, Патрик Винтон (1985). Пернатые боги и рыболовные крючки: введение в гавайскую археологию и предысторию . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. ISBN 0-8248-0981-5 . OCLC 11841243 .
- ^ Перейти обратно: а б Камакау, с. 135
- ^ Сэмюэл Камакау, Древние; Люди старины (Гонолулу: Bishop Museum Press, 1993), 131.
- ^ Бингхэм, Хирам. 21 год проживания на Сэндвичевых островах , Таттл (1981), с. 397
- ↑ Государственный исторический памятник Пуу О Махука Хейау , Департамент земельных и природных ресурсов, Nd. Получено 13 ноября 2012 г.
- ^ Кирч, Патрик Винтон (2019). Хейау, Айна, Лани: гавайская храмовая система в древних Кахикинуи и Каупо, Мауи . CLN Ruggles, Эндрю Б. Смит. Защищенная бухта. ISBN 978-0-8248-7942-6 . OCLC 1099790638 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Эмори, Кеннет П. (2002). Археология островов Нихоа и Неккер . Гонолулу: Издательство Музея епископа. ISBN 1-56647-565-1 . OCLC 50920432 .
- ^ Энгледоу, Джилл (май 2009 г.). «Хейау в саду» . Родная душа - Культура и Алоха Мауи, Гавайи . Том. 13, нет. 3. Журнал «Мауи Но Ка'Ой» . Архивировано из оригинала 31 августа 2009 г. Проверено 17 августа 2009 г.
- ↑ Канеаки Хейау Оаху , Hawaii Web, Nd, дата обращения 13 ноября 2012 г.
- ^ «> Парки > Оаху > Государственная зона отдыха Кеайва-Хейау» . Парки штата Гавайи . Проверено 27 сентября 2009 г.
- ^ «> Парки > Оаху > Государственный исторический памятник Улупо-Хейау» . Парки штата Гавайи . Проверено 27 сентября 2009 г.
- ^ Фосетт, Денби (26 ноября 2019 г.). «Спасение Хэйау XII века из мусорной свалки» . Гражданский ритм Гонолулу . Проверено 2 октября 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Собака, Мэри Кавена ; Сэмюэл Хойт Элберт (1986) [1957]. Гавайский словарь (пересмотренная ред.). Гонолулу: Издательство Гавайского университета . ISBN 0-8248-0703-0 .
- Изабелла Иона Эбботт (1992). Гавайские растения: традиционное гавайское использование растений . Гонолулу: Издательство Музея епископа . ISBN 0-930897-62-5 .
- Те Ранги Хироа (1957). Религия . Искусство и ремесла Гавайев, № 45. Том. XI. Гонолулу: Издательство Музея епископа . ISBN 0-910240-34-5 .