Главный
Алии Гавайских были традиционной знатью островов . Они были частью наследственной линии правителей, нохо алии .
Родственные слова aliʻi имеют аналогичное значение в других полинезийских языках; на маори оно произносится как « арики », а на таитянском — «ари'и» .
Фон
[ редактировать ]В древнем гавайском обществе алии были потомственными дворянами (социальный класс или каста ). [ 1 ] [ 2 ] Алии состояли из высших и низших вождей разных уровней на островах. [ 3 ] [ 4 ] Нохо Али были правящими вождями . [ 5 ] произошли Считалось, что али от божеств. [ 6 ]
Было одиннадцать классов али , как мужчин, так и женщин. В их число входили кахуна (жрицы и жрецы, эксперты, мастера и изготовители каноэ) как часть четырех профессий, практиковавшихся дворянством. [ 7 ] На каждом острове были свои али'и нуи, которые управляли своими отдельными системами. [ 8 ] Али продолжал играть роль в управлении Гавайскими островами до 1893 года, когда королева Лилиуокалани была свергнута в результате государственного переворота, поддержанного правительством Соединенных Штатов .
Алии нуи были правящими вождями (на гавайском языке нуи означает великий, великий или верховный). [ 9 ] ). Титул нуи мог передаваться по праву рождения.
Социальные обозначения нохо али (правящая линия)
[ редактировать ]Историки Дэвид Мало , Сэмюэл М. Камакау [ 10 ] и Авраам Форнандер много писал о различных линиях Али и их важности для истории Гавайев. Различия между рангами и линиями али происходят из их сочинений. [ 11 ]
- Али нуи были верховными вождями острова, и никто другой не стоял над ними (в период Королевства этот титул стал означать «губернатор»). Четыре крупнейших гавайских острова ( собственно Гавайи , Мауи , Кауаи и Оаху ) обычно управлялись каждым из своих собственных алинуи. Молокаи также имел ряд островных правителей, но позже в семнадцатом и восемнадцатом веках он подвергся превосходящей власти близлежащих Мауи и Оаху. Мои был особым титулом высшего вождя острова Мауи. Позже этот титул использовался для всех правителей Гавайских островов и гавайских монархов .
- Али нуи капу были священными правителями с особыми табу.
- Али Ниаупио были рангом вождей, которые считались самыми высокими по происхождению и власти. Вожди ниаупио могут быть выходцами из союзов Пио или Наха. [ 12 ]
- Али Пио были рангом вождей, которые были продуктами союзов чистокровных братьев и сестер . [ 12 ] [ 13 ] Знаменитыми вождями Пио были королевские близнецы Камеэямоку и Каманава .
- Али Наха представляли собой ранг вождей, которые были продуктом союза полукровных братьев и сестер, либо союзов дяди и племянницы, либо отца и дочери. Точное определение оспаривается Мало, Камакау и Форнандером. [ 12 ] [ 14 ] Вожди этого ранга традиционно владели капу нохо (сидячим капу). [ 13 ] Среди известных Наха вождей - Кеопуполани .
- Али Вохи были рангом вождей, которые были продуктами брака близких родственников, кроме братьев и сестер; Одним из известных вождей вохи был Камехамеха I. Эти вожди обладали капу вохи , освобождая их от капу моэ (табу простираний). [ 15 ]
- Папа были вождями, рожденными от матери ранга ниаупио, пио или наха с вождем-мужчиной более низкого ранга. [ 13 ]
- Локеа были вождями, рожденными от высокопоставленного отца, а мать была родственницей по младшим братьям и сестрам. [ 13 ]
- Лаау Али были вождями, рожденными от родителей, которые были детьми высоких вождей в результате вторичных союзов. [ 13 ]
- Каукауали были меньшими вождями, служившими алии нуи. [ 16 ] Это относительный термин, а не фиксированный уровень алии дворянства. Выражение гибкое с точки зрения того, как оно используется. В общем, это означает родственника, рожденного от родителя более низкого ранга. [ 12 ] [ 17 ] Собственные дети сына каукауали, если они рождены от матери-алии более низкого ранга, опускаются до более низкого ранга. В конце концов линия спускается вниз, ведя к макаайнана (простому человеку). [ 18 ] Каукауали более высокого ранга получают ранг в результате брака с али'и .
- Алии ноаноа были вождями, рожденными в семье верховного вождя и простого человека. [ 13 ]
Одна линия каукауали произошла от Моаны Кейна , сына Кекеаланикане , стала второстепенным али'и по отношению к Камехамеха правителям королевства и отвечала за различные служебные задачи. Члены этой линии женились на семьях Камехамеха, в том числе Чарльз Канаина и Кекуанаоа . [ 16 ] Некоторые несли Кахили , королевские штандарты из перьев , и были слугами высокопоставленных алии . [ 16 ] Во время монархии некоторые из этих вождей были повышены до должностей в основных политических органах законодательного собрания Гавайев и Тайного совета короля. Все гавайские монархи после Камеамеа III были детьми отцов Каукауали, которые женились на женах более высокого ранга. [ 19 ] [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]- Правящие вожди Гавайев
- Древние Гавайи
- Королевство Гавайи
- Глава Гавайев
- Вождь Мауи
- Вождь Оаху
- Глава Кауаи
- Список монархов Тонги
- Список монархов Таити
- Список монархов Хуахине
- Список монархов Мангаревы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мэри Кавена Пукуи; Сэмюэл Х. Элберт (1 января 1986 г.). Гавайский словарь: гавайско-английский, англо-гавайский . Издательство Гавайского университета. п. 20. ISBN 978-0-8248-0703-0 .
- ^ Мэри Кавена Пукуи ; Сэмюэл Хойт Элберт (2003). "поиск Али " . в Гавайском словаре . Улукау, Гавайская электронная библиотека, Издательство Гавайского университета . Проверено 19 сентября 2010 г.
- ^ Шэрон Хендерсон Каллахан (20 мая 2013 г.). Религиозное лидерство: Справочник . Публикации SAGE. п. 252. ИСБН 978-1-4522-7612-0 .
- ^ «Принц» . Объяснение . Улуку . Проверено 21 февраля 2022 г.
- ^ Юри Мюкканен (январь 2003 г.). Изобретая политику: новая политическая антропология Гавайского королевства . Издательство Гавайского университета. п. 172. ИСБН 978-0-8248-1486-1 .
- ^ Джон Ф. Макдермотт; Вэнь-Шинг Цэн; Томас В. Марецки (1 января 1980 г.). Люди и культуры Гавайев: психокультурный профиль . Издательство Гавайского университета. п. 8 . ISBN 978-0-8248-0706-1 .
- ^ Стивен Дандо-Коллинз (1 апреля 2014 г.). Взятие Гавайев: как тринадцать бизнесменов из Гонолулу свергли королеву Гавайев в 1893 году с помощью блефа . Открытые дорожные медиа. п. 9. ISBN 978-1-4976-1429-1 .
- ^ Барбара А. Уэст (1 января 2009 г.). Энциклопедия народов Азии и Океании Издательство информационной базы. п. 270. ИСБН 978-1-4381-1913-7 .
- ^ Мэри Кавена Пукуи ; Сэмюэл Хойт Элберт (2003). «поиск нового » . в Гавайском словаре . Улукау, Гавайская электронная библиотека, Издательство Гавайского университета . Проверено 19 сентября 2010 г.
- ^ Смит 1992 , с. iii.
- ^ Валерий 2009 , стр. 211–244.
- ^ Jump up to: а б с д Форнандер 1920 , стр. 307–311.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кирх 2010 , с. 36.
- ^ Валерий 2009 , стр. 227–230.
- ^ Валерий 2009 , стр. 230–236.
- ^ Jump up to: а б с Янг 1998 , с. 58.
- ^ Плохой 1903 , с. 82.
- ^ Весна 2008 г. , с. 44.
- ^ Янг 1998 , с. 112.
- ^ Осорио 2002 , стр. 80, 11, 147.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Форнандер, Авраам (1920). Трам, Томас Г. (ред.). Коллекция Форнандера гавайских древностей и фольклора . Мемуары Музея полинезийской этнологии и естественной истории епископа Бернис Пауахи. Том. 6. Гонолулу: Издательство Музея епископа. ОСЛК 3354092 .
- Хоммон, Роберт Дж. (2013). Древнее гавайское государство: истоки политического общества . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-991612-2 .
- Смит, Сэмюэл (1992) [1961]. Правящие вожди Гавайев (пересмотренная ред.). Гонолулу: школ Камехамеха Издательство . ISBN 0-87336-014-1 .
- Камакау, Сэмюэл (1993). Сказки и традиции древних людей: рассказы древних . Гонолулу: Издательство Музея епископа.
- Кирч, Патрик Винтон (2010). Как вожди стали королями: божественное царствование и возникновение архаичных государств на древних Гавайях . Беркли/Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-94784-9 .
- Кауануи, Дж. Кехаулани (2008). Гавайская кровь: колониализм и политика суверенитета и коренного населения . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-9149-4 . OCLC 308649636 .
- Линнекин, Джоселин (1990). Священные королевы и влиятельные женщины: ранг, пол и колониализм на Гавайских островах . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-06423-1 .
- Мало, Дэвид (1903). Гавайские древности: (История Гавайев) . Перевод Натаниэля Брайта Эмерсона. Гонолулу: Hawaiian Gazette Co., Ltd. OCLC 317073334 .
- Осорио, Джон Камакавивооле (2002). Расчленение Лахуи: история гавайской нации до 1887 года . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-2549-2 .
- Стоукс, Джон Ф.Г. (1932). «Гавайский король». Документы Гавайского исторического общества (19). Гонолулу: Гавайское историческое общество: 1–28. hdl : 10524/975 .
- Туималейфано, Морган (2006). О Тама аи: Политика наследования важнейших титулов Самоа . Сува: Южно-Тихоокеанский университет. ISBN 9789820203778 .
- Валери, Валерио (2009). «Брак, ранг и политика на Гавайях». В Рио — Кнут Микьель; Смедаль, Олаф Х. (ред.). Иерархия: устойчивость и трансформация социальных формаций . Книги Бергана. стр. 211–244. ISBN 978-1-84545-493-7 .
- Янг, Каналу Г. Терри (1998). Переосмысление прошлого гавайцев . Garland Publishing, Inc. Нью-Йорк: ISBN 978-0-8153-3120-9 . OCLC 0815331207 .