Jump to content

Дап-ай

Город Банауэ , провинция Ифугао.

Дапа -ай ( Канканаэй и Апплаи ), ато или атор ( Бонток ) — мощеная приподнятая церемониальная платформа, окруженная каменными сиденьями и центральным камином среди кордильерских культур на севере Филиппин . В первую очередь он служит местом встреч и общественных форумов совета старейшин. Это социальный, религиозный и политический центр определенной группы семей в деревне. Сам этот термин также используется для обозначения местного процесса принятия решений старейшинами или самого совета старейшин. Дапай также обычно содержит традиционные общежития для мальчиков в деревне. [1]

Среди народа илокано дап -айан или дапа-ай относится к аналогичному месту сбора, используемому для дискуссий деревенскими лидерами.

Ато в музее Бонток в Бонтоке, Горная провинция, показывающий пристроенное общежитие и стоящую булула. фигуру

Политический

[ редактировать ]

Основная функция дапай — место встреч совета старейшин. Совет служит руководящим органом сообщества, наделенным полномочиями разрешать споры и конфликты внутри деревни или с другой деревней, выносить решения и наказания, издавать законы, координировать ритуалы и сельскохозяйственную деятельность, а также принимать решения, влияющие на сообщество в целом. [2] [3] [4]

Совет старейшин избирается неофициально и не оплачивается, его члены выбираются по возрасту и опыту. Однако каждый взрослый член сообщества мужского пола может участвовать в обсуждениях совета, если пожелает. [5]

Численность дапаев в деревне зависит от ее численности и возраста. В каждой деревне обычно их несколько. Число семей, входящих в дапай, может варьироваться от 6 до 60. Членство в дапай является добровольным. Молодожены обычно присоединяются к дапаю своих родителей. [5]

Дапаи в данной деревне обычно каждый год по очереди выполняют специальные функции для деревни в целом, которые могут варьироваться от религиозных жертвоприношений до посадки полей, ремонта оросительных канав и стен рисовых полей или ухода за тропами. Ожидается, что члены дапай будут поровну делить расходы и трудозатраты на эту деятельность. [5] [2] [6]

Дапай также используется ее членами для организации взаимного обмена рабочей силой (так называемый данг-ас ), для работ, которые невозможно выполнить в одиночку (например, ремонт дамб на своих рисовых террасах). Участник, запрашивающий услугу, обычно предлагает взамен жертвоприношение животных (например, определенное количество цыплят), которые используются в подготовительных ритуалах и впоследствии съедаются участниками. По согласованию со старейшинами все взрослые члены дапай посвятят один или два дня выполнению задания. [7]

Религиозный

[ редактировать ]

В дапае проводятся различные ритуалы. Самым известным из них является Бегнас (ритуалы благодарения риса канканай). [3] [6] [8]

побежденных Отрубленные головы воинов из других общин обычно устанавливают на шестах ( падао в Канканай) в дап-ай. [8]

Общежития

[ редактировать ]

Дапай также включает в себя пристроенные хижины ( в частности, в Канканай), которые используются как общежития для неженатых мальчиков и стариков. Эти здания также использовались как место для хранения оружия, казармы для обучения воинов и школа для обучения законам, истории и традициям деревни. [9] [10]

Аналогичное коммунальное общежитие для незамужних девушек известно как эбган (Канканаэй) или олог (Бонток). В отличие от дапай, эбган не проводил ритуалов или собраний, а служил местом, где девушки обучались различным навыкам. Он также служил местом ухаживания. [9] [11]

Предполагалось, что дети будут спать в этих общежитиях, как только они перестанут нуждаться в родительской поддержке для питания, передвижения или функций организма (обычно в возрасте семи или восьми лет, а в наше время десяти). Также во время этого перехода дети из скромности начинают носить одежду ( бахаг и алампай ). Они по-прежнему возвращаются в дом своих родителей, чтобы поесть и помочь по хозяйству в дневное время. [9] [11] [12]

Социальные

[ редактировать ]

В дневное время (обычно ранним утром и вечером) дапай (и эбган) также функционировали как деревенские центры, где взрослые члены общины могли общаться друг с другом или заниматься общественной деятельностью. Это также период, когда дети из общинных общежитий узнают о деревенских законах и морали через общение со старшими. [5]

Другие традиции

[ редактировать ]

У народа илокано «дап-ай» или «дап-айан» относится к аналогичному месту сбора, используемому для дискуссий деревенскими лидерами. Однако, в отличие от кордильерского дапай, дапай представляет собой простую крытую конструкцию. В наше время дап-айан обычно используется как общественный центр для хранения продуктов, а также для демонстрации продуктов сообщества. [13] [14]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Джеминиано, Памела Марис (29 марта 2019 г.). «Познакомьтесь с жизнью игоротов в лагере Джон Хэй» . Филиппинское информационное агентство . Проверено 30 января 2022 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Аланги, Вильфредо Видаль (2018). «Строительство каменных стен: пример Филиппин». В Ясукаве, Кейко; Роджерс, Алан; Джексон, Кара; Стрит, Брайан В. (ред.). Счет как социальная практика: глобальные и местные перспективы . Рутледж. ISBN  9781351979177 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Сантьяго, Патрисия Мария (2017). «Спасение Сагады». В Карсоне, Сьюзен; Пеннингс, Марк (ред.). Осуществление культурного туризма: сообщества, туристы и творческие практики . Тейлор и Фрэнсис. стр. 34–35. ISBN  9781351703901 .
  4. ^ Коренные народы Филиппин, 2007 г., под ред . Книжный магазин Рекс. 2007. стр. 1–2. ISBN  9789712346705 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Кауард, Э. Уолтер младший (1980). Ирригация и развитие сельского хозяйства в Азии; точки зрения социальных наук . Издательство Корнельского университета. стр. 173–175. ISBN  0801498716 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Баттад, Теодора Т. (2008). Различные религиозные верования и практики на Филиппинах, Том 1 . Rex Bookstore, Inc., стр. 116–117. ISBN  9789712350757 .
  7. ^ Кудо, Сёго; Капфудзарува, Фараи, ред. (2018). Решение задач устойчивого развития в Африке и Азии: взгляды исследователей следующего поколения . Спирс Медиа Пресс. стр. 33–35. ISBN  978-1942876304 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Дизон, Джина П. (6 августа 2020 г.). «Сагада «дап-ай» становится вирусной, когда проводится «бегнас» » Северные Филиппины Таймс . Получено 30 , января
  9. ^ Перейти обратно: а б с Эгган, Фред; Скотт, Уильям Генри (январь 1963 г.). «Ритуальная жизнь игоротов Сагады: от рождения до юности». Этнология . 2 (1): 40–54. дои : 10.2307/3772967 . JSTOR   3772967 .
  10. ^ Скотт, Уильям Генри (1962). «Архитектура Кордильер Северного Лусона». Фольклористика . 21 : 186–220. дои : 10.2307/1177351 . JSTOR   1177351 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Анасио, Данесто Б. (2017). «Цели устойчивого развития (ЦУР) в перспективе: уроки американских епископальных миссий в Сагаде, Северные Филиппины». В Серваесе, Ян (ред.). Цели устойчивого развития в азиатском контексте . Спрингер. стр. 69–83. ISBN  978-981-10-2815-1 .
  12. ^ «Аллан: Олог и Дап-ай» . СанСтар . 9 октября 2016 г. Проверено 30 января 2022 г.
  13. ^ «Дап-аян» . Музей Илокос Норте . 8 декабря 2008 года . Проверено 31 января 2022 г.
  14. ^ Адриано, Лейлани (4 мая 2021 г.). «Фермеры строят дап-айан для продвижения местной продукции» . Филиппинское информационное агентство . Проверено 31 января 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0211cc30771470c708d7e047052b3b60__1710830880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/02/60/0211cc30771470c708d7e047052b3b60.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dap-ay - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)