Дап-ай
Дапа -ай ( Канканаэй и Апплаи ), ато или атор ( Бонток ) — мощеная приподнятая церемониальная платформа, окруженная каменными сиденьями и центральным камином среди кордильерских культур на севере Филиппин . В первую очередь он служит местом встреч и общественных форумов совета старейшин. Это социальный, религиозный и политический центр определенной группы семей в деревне. Сам этот термин также используется для обозначения местного процесса принятия решений старейшинами или самого совета старейшин. Дапай также обычно содержит традиционные общежития для мальчиков в деревне. [1]
Среди народа илокано дап -айан или дапа-ай относится к аналогичному месту сбора, используемому для дискуссий деревенскими лидерами.
Функция
[ редактировать ]Политический
[ редактировать ]Основная функция дапай — место встреч совета старейшин. Совет служит руководящим органом сообщества, наделенным полномочиями разрешать споры и конфликты внутри деревни или с другой деревней, выносить решения и наказания, издавать законы, координировать ритуалы и сельскохозяйственную деятельность, а также принимать решения, влияющие на сообщество в целом. [2] [3] [4]
Совет старейшин избирается неофициально и не оплачивается, его члены выбираются по возрасту и опыту. Однако каждый взрослый член сообщества мужского пола может участвовать в обсуждениях совета, если пожелает. [5]
Численность дапаев в деревне зависит от ее численности и возраста. В каждой деревне обычно их несколько. Число семей, входящих в дапай, может варьироваться от 6 до 60. Членство в дапай является добровольным. Молодожены обычно присоединяются к дапаю своих родителей. [5]
Дапаи в данной деревне обычно каждый год по очереди выполняют специальные функции для деревни в целом, которые могут варьироваться от религиозных жертвоприношений до посадки полей, ремонта оросительных канав и стен рисовых полей или ухода за тропами. Ожидается, что члены дапай будут поровну делить расходы и трудозатраты на эту деятельность. [5] [2] [6]
Дапай также используется ее членами для организации взаимного обмена рабочей силой (так называемый данг-ас ), для работ, которые невозможно выполнить в одиночку (например, ремонт дамб на своих рисовых террасах). Участник, запрашивающий услугу, обычно предлагает взамен жертвоприношение животных (например, определенное количество цыплят), которые используются в подготовительных ритуалах и впоследствии съедаются участниками. По согласованию со старейшинами все взрослые члены дапай посвятят один или два дня выполнению задания. [7]
Религиозный
[ редактировать ]В дапае проводятся различные ритуалы. Самым известным из них является Бегнас (ритуалы благодарения риса канканай). [3] [6] [8]
Война
[ редактировать ]побежденных Отрубленные головы воинов из других общин обычно устанавливают на шестах ( падао в Канканай) в дап-ай. [8]
Общежития
[ редактировать ]Дапай также включает в себя пристроенные хижины ( в частности, в Канканай), которые используются как общежития для неженатых мальчиков и стариков. Эти здания также использовались как место для хранения оружия, казармы для обучения воинов и школа для обучения законам, истории и традициям деревни. [9] [10]
Аналогичное коммунальное общежитие для незамужних девушек известно как эбган (Канканаэй) или олог (Бонток). В отличие от дапай, эбган не проводил ритуалов или собраний, а служил местом, где девушки обучались различным навыкам. Он также служил местом ухаживания. [9] [11]
Предполагалось, что дети будут спать в этих общежитиях, как только они перестанут нуждаться в родительской поддержке для питания, передвижения или функций организма (обычно в возрасте семи или восьми лет, а в наше время десяти). Также во время этого перехода дети из скромности начинают носить одежду ( бахаг и алампай ). Они по-прежнему возвращаются в дом своих родителей, чтобы поесть и помочь по хозяйству в дневное время. [9] [11] [12]
Социальные
[ редактировать ]В дневное время (обычно ранним утром и вечером) дапай (и эбган) также функционировали как деревенские центры, где взрослые члены общины могли общаться друг с другом или заниматься общественной деятельностью. Это также период, когда дети из общинных общежитий узнают о деревенских законах и морали через общение со старшими. [5]
Другие традиции
[ редактировать ]У народа илокано «дап-ай» или «дап-айан» относится к аналогичному месту сбора, используемому для дискуссий деревенскими лидерами. Однако, в отличие от кордильерского дапай, дапай представляет собой простую крытую конструкцию. В наше время дап-айан обычно используется как общественный центр для хранения продуктов, а также для демонстрации продуктов сообщества. [13] [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джеминиано, Памела Марис (29 марта 2019 г.). «Познакомьтесь с жизнью игоротов в лагере Джон Хэй» . Филиппинское информационное агентство . Проверено 30 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Аланги, Вильфредо Видаль (2018). «Строительство каменных стен: пример Филиппин». В Ясукаве, Кейко; Роджерс, Алан; Джексон, Кара; Стрит, Брайан В. (ред.). Счет как социальная практика: глобальные и местные перспективы . Рутледж. ISBN 9781351979177 .
- ^ Перейти обратно: а б Сантьяго, Патрисия Мария (2017). «Спасение Сагады». В Карсоне, Сьюзен; Пеннингс, Марк (ред.). Осуществление культурного туризма: сообщества, туристы и творческие практики . Тейлор и Фрэнсис. стр. 34–35. ISBN 9781351703901 .
- ^ Коренные народы Филиппин, 2007 г., под ред . Книжный магазин Рекс. 2007. стр. 1–2. ISBN 9789712346705 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Кауард, Э. Уолтер младший (1980). Ирригация и развитие сельского хозяйства в Азии; точки зрения социальных наук . Издательство Корнельского университета. стр. 173–175. ISBN 0801498716 .
- ^ Перейти обратно: а б Баттад, Теодора Т. (2008). Различные религиозные верования и практики на Филиппинах, Том 1 . Rex Bookstore, Inc., стр. 116–117. ISBN 9789712350757 .
- ^ Кудо, Сёго; Капфудзарува, Фараи, ред. (2018). Решение задач устойчивого развития в Африке и Азии: взгляды исследователей следующего поколения . Спирс Медиа Пресс. стр. 33–35. ISBN 978-1942876304 .
- ^ Перейти обратно: а б Дизон, Джина П. (6 августа 2020 г.). «Сагада «дап-ай» становится вирусной, когда проводится «бегнас» » Северные Филиппины Таймс . Получено 30 , января
- ^ Перейти обратно: а б с Эгган, Фред; Скотт, Уильям Генри (январь 1963 г.). «Ритуальная жизнь игоротов Сагады: от рождения до юности». Этнология . 2 (1): 40–54. дои : 10.2307/3772967 . JSTOR 3772967 .
- ^ Скотт, Уильям Генри (1962). «Архитектура Кордильер Северного Лусона». Фольклористика . 21 : 186–220. дои : 10.2307/1177351 . JSTOR 1177351 .
- ^ Перейти обратно: а б Анасио, Данесто Б. (2017). «Цели устойчивого развития (ЦУР) в перспективе: уроки американских епископальных миссий в Сагаде, Северные Филиппины». В Серваесе, Ян (ред.). Цели устойчивого развития в азиатском контексте . Спрингер. стр. 69–83. ISBN 978-981-10-2815-1 .
- ^ «Аллан: Олог и Дап-ай» . СанСтар . 9 октября 2016 г. Проверено 30 января 2022 г.
- ^ «Дап-аян» . Музей Илокос Норте . 8 декабря 2008 года . Проверено 31 января 2022 г.
- ^ Адриано, Лейлани (4 мая 2021 г.). «Фермеры строят дап-айан для продвижения местной продукции» . Филиппинское информационное агентство . Проверено 31 января 2022 г.