Jump to content

Бонток люди

Бонток
Мужчина из Бонтока (ок. 1903 г.)
Общая численность населения
72,084 [1] (перепись 2020 г.)
Регионы со значительной численностью населения
 Филиппины ( Административный регион Кордильеры )
Языки
Бонток , Илокано , Тагальский
Религия
Христианство , местная народная религия
Родственные этнические группы
Игоротские народы

бонток можно (или бонток) Этнолингвистическую группу встретить в центральной и восточной частях Горной провинции , на острове Лусон на Филиппинах . Хотя некоторые бонтоки Натонина и Параселиса идентифицируют себя как балангао , гадданги или калинги , термин «бонток» используется лингвистами и антропологами, чтобы отличать носителей языка бонток от соседних этнолингвистических групп. [2] Раньше они практиковали охоту за головами и имели характерные татуировки на теле.

География

[ редактировать ]

Бонток живут на гористой территории, особенно недалеко от реки Чико и ее притоков. Минеральные ресурсы ( золото , медь , известняк , гипс ) можно найти в горных районах. Золото, в частности, традиционно добывалось в муниципалитете Бонток. Река Чико приносит песок, гравий и белую глину, а в лесах Барлиг и Саданга в этом районе растут ротанговые, бамбуковые и сосновые деревья. [2] Это вторая по величине группа в Горной провинции . [2]

Социальная организация

[ редактировать ]
Традиционный дом бонток , 1903 год. Дом народа игорот со скелетами.
в Диорама женских работ Бонток Общественном музее Милуоки
Мужчина с копьем в Бонтоке на Филиппинах, примерно до 1935 года.

Социальная структура Бонтока раньше была сосредоточена вокруг деревенских округов, содержащих от 14 до 50 домов. Традиционно молодые мужчины и женщины жили в общежитиях и питались вместе со своими семьями. Ситуация постепенно изменилась с приходом христианства. [ нужна ссылка ] Бонтоки имеют три различных жилищных постройки коренных народов: место проживания семьи ( катюфонг ), общежития для женщин ( олог ) и общежития для мужчин ( ато/атор ). Различные сооружения в основном связаны с сельскохозяйственными потребностями, например, рисовые зернохранилища ( акхаманг ) и свинарники ( хонго ). Традиционно все постройки имеют крыши из неатепа , покрытого травой. В домах Бонток также есть многочисленная утварь, инструменты и оружие: например, кухонные принадлежности; сельскохозяйственные инструменты, такие как боло , мастерки и плуги, бамбуковые или ротанговые ловушки для рыбы. [2]

Бонток гордятся своими родственными связями и единством группы ( синпангили ), основанной на принадлежности, истории совместной борьбы с захватчиками, а также общинных ритуалах для сельского хозяйства и вопросах, которые затрагивают всю провинцию, например, стихийных бедствиях. Родственные группы выполняют две основные функции: контроль собственности и регулирование брака. Однако они также важны для взаимного сотрудничества членов группы. [2]

В обществе Бонток обычно существует три социальных класса: какачаньян (богатые), вад-ай нгачанна (средний класс) и лава (бедные). Богатые устраивают пиры и помогают нуждающимся, демонстрируя свое богатство. Бедные обычно работают издольщиками или чернорабочими у богатых. [2] У народа бонток была каста под названием кадангьян , члены которой выполняли особые руководящие роли, вступали в брак только внутри одной касты и носили специальную одежду. [3]

Бонток говорят на бонтокском , английском и тагальском языках.

Культура

[ редактировать ]
Женщина из Бонток со скелетом змеи в волосах. Скелеты служат оберегом от молнии.

В прошлом бонток не участвовал в обычных развлечениях или азартных играх, практикуемых в других частях страны, а исполнял круговой ритмичный танец, разыгрывая определенные аспекты охоты, всегда сопровождаемый гангсой или бронзовым гонгом. Во время танцевальной драмы не было ни пения, ни разговоров, но женщины принимали участие, обычно за пределами окружности. Это было серьёзное, но радостное событие для всех причастных, в том числе и для детей. [4] Современные бонтоки — мирные земледельцы, которые по своему выбору сохранили большую часть своей традиционной культуры, несмотря на частые контакты с другими группами. Музыка также важна для жизни Бонток, и ее обычно играют во время церемоний. Песни и песнопения сопровождаются носовыми флейтами ( калаленг ), гонгами ( ганса ), бамбуковой губной гармоникой ( аффилиао ) и еврейской арфой ( аб-а-фив ). Богатые семьи используют украшения, которые обычно изготавливаются из золота, стеклянных бус, агатовых бусин ( аппонг ) или ракушек, чтобы показать свой статус. [2]

Мужчины носят стринги ( вейн ) и ротанговую шапку ( суклонг ). Женщины носят юбки ( тапис ). [2]

Люди бонток используют такое оружие, как боевые топоры ( пин-нанг/пинанг ), ножи и копья ( фальфег, фанкао, синалавитан ) и щиты ( каласаг ). [2]

Ритуальный пасикинг бонток называется такба и представляет собой фигуру предка и активного участника ритуалов бегнас . [5]

Традиционный ритуал Бонток во время поминок со стулом смерти.

Татуировки

[ редактировать ]
Мужчина из Бонтока с татуировками

Среди народа Бонток татуировки известны как фатек . [6] Бонток описывают три типа татуировок : чаклаг , вытатуированная грудь захватчика головы; понго — татуированные руки мужчин и женщин; и фатек — для всех остальных татуировок обоих полов. Женщинам делали татуировки только на руках, чтобы подчеркнуть свою красоту или обозначить готовность к браку. Руки были самой заметной частью тела во время традиционных танцев. Считается, что мужчины не будут ухаживать за женщинами, у которых нет татуировок. [7] Татуировки указывали на то, что мужчина был воином, отрубившим головы во время боя. [6] Одним из используемых методов нанесения татуировок был метод «прокол/разрез и размазывание». Бумафатек и (татуировщик) сначала рисовал рисунок на коже чернилами из сажи и воды, затем прокалывал кожу чакаюмом , наконец, рассыпал сажу на открытую кожу и вручную втирал пигмент в кожу руками. [8]

Рис считается основным продуктом бонтоков, но в засушливые периоды с февраля по март, когда дождей мало, они обычно потребляют камот , кукурузу и просо в качестве альтернативы рису. Бонток также ловят и собирают рыбу, улиток и крабов для употребления в пищу или на продажу. Раньше мужчины Бонток обычно приносили с собой табак и спички во время охоты на диких оленей и диких свиней. В лесах также собирают ротанг , съедобные плоды, пчелиный воск и мед, а также дикорастущие съедобные или декоративные растения. [9]

Религия коренных народов

[ редактировать ]

Дохристианская система верований бонток основывается на иерархии духов, высшим из которых является верховное божество по имени Интутунчо , чей сын Лумавиг спустился с неба ( чайя ), чтобы жениться на девушке бонток. Люмавиг научил бонток их искусству и навыкам, включая орошение их земель. Бонток также верят в анито , духов мертвых, которые вездесущи и их нужно постоянно утешать. Любой может вызвать анито, но провидец ( инсуп-ок ) заступается, когда кто-то болен злыми духами. [2]

Коренная религия бонток сохранялась на протяжении веков. Бонток верят в уникальный пантеон божеств, верховным богом которого является культурный герой Лумавиг, сын Кабуниана. Есть много священных мест, связанных с Лумавигом и множеством божеств Бонтока. Устная традиция гласит, что Люмавиг преподал народу Бонток пять великих уроков, а именно: (1) мужчина не должен воровать; (2) не следует сплетничать; (3) мужчины и женщины не должны прелюбодействовать; (4) нужно быть умеренным в еде и употреблении спиртных напитков; и (5) все люди должны жить простой и трудолюбивой жизнью. [10]

Бонтокские боги

[ редактировать ]
  • Интутунчо (Кабуниан): верховное божество, живущее наверху; [11] также называемый Кабуниан; [12] отец Люмавига и двух других сыновей [13]
  • Лумавиг: также упоминается как верховное божество и второй сын Кабуниана; эпический герой, который научил бонток пяти основным ценностям эгалитарного общества [13] Герой Бонтока Люмавиг учредил своего атора, политический институт, идентифицированный с церемониальным местом, украшенным черепами охотников за головами. Люмавиг также передал бонток их навыки ирригации, табу, ритуалы и церемонии после того, как он спустился с неба ( чайя ) и женился на девушке бонток. У каждого атора есть совет старейшин, называемых ингтугтукон, которые являются знатоками обычаев ( адат ). Решения принимаются консенсусом. [2]
  • Первый сын Кабуняна [13]
  • Третий сын Кабуняна [13]
  • Чал-чал: бог солнца, сыну которого Кабигат отрубил голову; [4] помог богу Люмавигу найти супругу
  • Кабигат: богиня луны, отрубившая голову сыну Чал-чала; ее действия положили начало охоте за головами [4]
  • Сын Чал-чала: его голову отрубил Кабигат; возрожден Чал-Чалом, который не питает никакой вражды к Кабигату [4]
  • Об-Обанан: божество, в белых волосах которого обитают насекомые, муравьи, многоножки и все паразиты, беспокоящие человечество; наказал человека за грубость, подарив ему корзину, наполненную всеми насекомыми и рептилиями мира [14]
  • Чача: бог воинов [13]
  • Кед-Йем: бог кузнецов, который отрубил головы двум сыновьям Чачи, потому что они разрушали его работу; позже ему бросил вызов Чача, что в конечном итоге привело к заключению печенского пакта о прекращении боевых действий. [13]
  • Два сына Чачи: обезглавлен Кед-Йемом, потому что они разрушали его работу [13]

Другие цифры

[ редактировать ]
  • Фукан: младшая из двух девушек, которых Люмавиг встретил в Ланао; женат на Люмавиге; позже принял название Каяпон; умер после табуированного танца, в результате чего смерть стала нормой среди смертных [13]
  • Два сына Каяпона: двое детей Люмавига и Фукана; помог жителям Канео, которых впоследствии убили два брата [13]
  • Батанга: отец двух девочек, которых встретил Лумавиг в Ланао. [13]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Этническая принадлежность на Филиппинах (перепись населения и жилищного фонда 2020 года)» . Статистическое управление Филиппин . Проверено 4 июля 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Сумег-анг, Арсенио (2005). «1 Бонтокс». Этнография основных этнолингвистических групп Кордильер . Кесон-Сити: Издательство New Day. стр. 1–27. ISBN  971-10-1109-3 .
  3. ^ Скотт, Уильям Генри (1979). «Классовая структура на неиспаноязычных Филиппинах» . Филиппинские исследования . 27 (2, специальный выпуск памяти Фрэнка Линча): 137–159. JSTOR   42632474 .
  4. ^ Jump up to: а б с д Дженкс, Альберт Эрнест (1905). Бонток Игорот . Манила: Бюро общественной печати – через библиотеку Мичиганского университета.
  5. ^ Гаскон, Мелвин (27 мая 2015 г.). «Шедевр слепого ткача – дань уважения наследию Ифугао» . Inquirer.net . Проверено 28 октября 2015 г.
  6. ^ Jump up to: а б Крутак, Ларс (23 ноября 2012 г.). «Возвращение охотников за головами: возрождение филиппинских татуировок» . ЛарсКрутак.com . Проверено 7 августа 2021 г.
  7. ^ Гильермо, Алиса Г.; Мапа-Арриола, Мария Шарон. «Искусство татуировки» . Культурный центр Филиппин: Цифровое издание Энциклопедии филиппинского искусства . Проверено 10 августа 2021 г.
  8. ^ Пун, Кельвин В. (2008). Химический анализ чернил и пигментов для татуировок in situ: современные органические и традиционные пигменты в древних мумифицированных останках (магистерская диссертация). Университет Западной Австралии.
  9. ^ Группа школ Кордильер (2005 г.). Этнография основных этнолингвистических групп Кордильер . Кесон-Сити: Издательство New Day.
  10. ^ Кларк, Джордан (29 сентября 2017 г.). «Бонтокская легенда о Люмавиге – культурном герое» . Проект Асванг .
  11. ^ Бакваден, Джой Кристин О. (1997). «Мифы о Люмавиге Бонтоке» . Филиппинские исследования . 45 (1): 3–49. JSTOR   42634212 .
  12. ^ Бейер, Х. Отли (1913). «Мифы о происхождении горных народов Филиппин» (PDF) . Филиппинский научный журнал . (2): 85–117.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Кавед, Кармен (1972). Культура Бонток Игорот Манила: MCS Enterprises.
  14. ^ Миндаль, ЕС (1972). Талубинский фольклор, Бонток, Горная провинция Багио-Сити: Средняя школа.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a8e8dd98e351ea876a7d5d775f22a283__1707885480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a8/83/a8e8dd98e351ea876a7d5d775f22a283.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bontoc people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)