Jump to content

Тасадай

Тасадай
Народ Тасадай на своей родине, в последнем первозданном тропическом лесу Минданао.
Общая численность населения
216 (2008)
Регионы со значительной численностью населения
 Филиппины ( Минданао )
Языки
Тасадайский диалект манобо , кебуано , тагальского , английского языков.
Религия
Анимизм
Родственные этнические группы
людей разных Филиппинах много На Filipino peoples, other .

Тасадай tɑˈsɑdɑj ( Минданао ) — коренной народ района озера Себу на . , Филиппины Считается, что они принадлежат к группе Лумад наряду с другими коренными народами острова. Они привлекли широкое внимание средств массовой информации в 1971 году, когда журналист руководителя бюро Associated Press в Маниле сообщил об их открытии, на фоне очевидных технологий « каменного века » и в полной изоляции от остального филиппинского общества. Также были установлены контакты с несколькими агентствами, такими как National Geographic . [1] Они снова привлекли внимание в 1980-х годах, когда некоторые обвинили тасадай в том, что они живут в джунглях и говорят на их диалекте, как часть тщательно продуманной мистификации , и были высказаны сомнения относительно их изоляции и природы как отдельной этнической группы. [2] [3] [4] [5] Язык тасадай отличается от языка соседних племен, и лингвисты полагают, что он, вероятно, отделился от соседних языков манобо 200 лет назад. [6] [7] [1]

Мануэль Элизальде был главой ПАНАМИН , правительственного агентства Филиппин, созданного в 1968 году для защиты интересов культурных меньшинств. Он был сыном богатого отца испанского происхождения и матери-американки. Он был известным другом покойного филиппинского диктатора Маркоса. [8] Ему принадлежит заслуга открытия Тасадая, что он и сделал 7 июня 1971 года, вскоре после того, как местный босоногий охотник -блит рассказал ему о спорадических контактах на протяжении многих лет с горсткой примитивных лесных жителей. Месяц спустя он сообщил об этом средствам массовой информации, и многие воодушевленные люди приступили к долгой работе по вырубке самого густого леса в мире. Несколько недель спустя путь посетителей был заблокирован охранниками ПАНАМИНА, которые подчинялись только Элизальде и позволяли встречаться с ними только избранной группе посетителей.

Введение Тасадая

[ редактировать ]
Тасадайс катается на мотоцикле.

Элизальде довела Тасадай до сведения ПАНАМИН, который финансировал все усилия по поиску, посещению и изучению Тасадая. Элизальде С небольшой группой, в которую входили телохранитель , пилот вертолета, врач, 19-летняя студентка Йельского университета по имени Эдит Терри и местные соплеменники для попыток перевода , Элизальде встретила Тасадай на заранее подготовленной поляне на опушке леса в Июнь 1971 года.

В марте 1972 года произошла еще одна встреча между Тасадаем, Элизальде и представителями прессы и средств массовой информации, включая Associated Press и Национальное географическое общество , на этот раз в уединенной пещерной пещере Тасадая. Об этой встрече широко сообщил Кеннет Маклиш в августовском номере журнала National Geographic за 1972 год , на обложке которого была фотография фотожурналиста Джона Лонуа, на которой мальчик Тасадай лазил по виноградным лозам .

После этих первых встреч и отчетов группа получила широкую огласку, включая National Geographic документальный фильм «Последние племена Минданао» (показанный 1 декабря 1972 года). Среди посетителей были Чарльз А. Линдберг и Джина Лоллобриджида . [9]

Запрет на посещение

[ редактировать ]

В апреле 1972 года президент Фердинанд Маркос (по указанию ПАНАМИН и Линдберга) объявил 19 000 акров (77 км²) 2 ) земли вокруг заповедника Тасадай/Манобо Блит. [ нужна ссылка ] К этому времени одиннадцать антропологов изучали Тасадай в полевых условиях, но ни один из них не превышал шести недель, а в 1976 году Маркос закрыл заповедник для всех посетителей. [ нужна ссылка ] Причиной было введенное в стране военное положение ; посторонние были нежелательны, поскольку это поставило режим Маркоса под более пристальное внимание. [ нужна ссылка ]

Бегство и возвращение Элизальды

[ редактировать ]

В 1983 году, спустя некоторое время после убийства лидера филиппинской оппозиции Бениньо Акино-младшего , Элизальде бежала с Филиппин. Ходили слухи, что он сбежал и в конечном итоге растратил миллионы долларов из фонда, созданного для защиты Тасадай. Также ходили слухи, что Элизальде использовал фотографии и другую информацию, полученную им от племен Тасадай и Блит, для зарабатывания денег в различных странах. Сообщалось, что он накопил деньги на сумму 100 миллионов долларов США, но Элизальде отрицал.

Элизальде вернулся на Филиппины в 1987 году и оставался там до своей смерти 3 мая 1997 года от лейкемии. С 1987 по 1990 год Элизальде утверждал, что потратил более миллиона долларов США из некоммерческих фондов Tasaday. В это время Элизальде также основала Фонд помощи сообществу Тасадай (TCCF).

После того, как президент Маркос был свергнут в результате революции народной власти 1986 года , швейцарский антрополог и журналист Освальд Итен в сопровождении Джоуи Лозано (журналист из Южного Котабато ) и Дату Галанг Тикау (член народа Тболи в качестве ведущего переводчика, несмотря на то, что он не говорил) Тасадай) совершили несанкционированное посещение пещер Тасадай, где они провели около двух часов с шестью людьми Тасадай. [10] [6]

Вернувшись из леса, Итен и Лозано сообщили, что пещеры заброшены, и далее заявили, что тасадай были просто членами других известных местных племен, которые под давлением Элизальде делали вид, что ведут образ жизни каменного века. [11] Многие местные соплеменники признались, что притворялись Тасадаем, чтобы заработать деньги, репутацию и другие блага. [12]

В середине 1990-х годов американский лингвист Лоуренс А. Рид писал, что он провел 10 месяцев с тасадай и окружающими их языковыми группами (1993–1996) и пришел к выводу, что они «вероятно были настолько изолированы, как они утверждают, что они действительно были незнакомы с земледелие, что их язык отличается от диалекта, на котором говорит ближайшая соседняя группа, и что первоначальная группа, сообщившая об их существовании, не была никакой мистификацией». [13] [14] В своей статье «Лингвистическая археология: отслеживание языка тасадай» [15] Рид утверждает, что, хотя первоначально он думал, что тасадай по имени Белайем выдумывал слова, после детального анализа лингвистических данных он обнаружил, что около 300 форм Белайема на самом деле использовались в языках манобо в долине Куламан, месте, которое Белайем никогда не посещал. Рид пришел к выводу, что изоляция Тасадая «могла длиться всего несколько дней». поколений, возможно, не более 150 лет». [13] Он также упоминает, что позже была обнаружена аналогичная группа, и было подтверждено, что она жила охотниками-собирателями без контактов с другими племенами. [14]

Тасадай, вероятно, представляли собой отдельную группу, жившую собирателями глубоко в джунглях, которые редко контактировали или торговали с соседними народами, но, вероятно, не принадлежали к культуре каменного века. [16]

Наследие

[ редактировать ]

Французский философ Жан Бодрийяр поднимает спор о Тасадай в своей книге 1981 года «Симулякры и симуляция» , чтобы проиллюстрировать феномен симуляции в действии, где он утверждает, что возвращение филиппинским правительством и учёными тасадай в лес было направлено на создание «симуляционной модели для всех мыслимых индейцев до этнологии», чтобы сохранить «принцип реальности» этой дисциплины. [17]

  1. ^ Jump up to: а б Рид, Лоуренс А. 1992. «Язык Тасадай: ключ к предыстории Тасадай». В Томасе Н. Хэдленде (ред.), Споры о Тасадае: оценка доказательств , 180–93. Научная серия Американской антропологической ассоциации, 28. Вашингтон, округ Колумбия: Американская антропологическая ассоциация.
  2. Нежные люди каменного века Тасадай в тропическом лесу Филиппин , Джон Нэнс, Хоутон Миффлин Харкорт, 1971
  3. ^ «Формирование и изменение Тасадая: вопрос культурной идентичности - обзорная статья», А. А. Енгоян, Журнал азиатских исследований , 1991
  4. ^ Изобретенный Эдем: Неуловимая, спорная история Тасадая , Робин Хемли. Университет Небраски Press, 2007 г.
  5. ^ Дюмон, Жан-Поль (1988). «Тасадай, какой и чей? К политической экономии этнографического знака». Культурная антропология . 3 (3): 261–75. дои : 10.1525/can.1988.3.3.02a00030 . JSTOR   656174 .
  6. ^ Jump up to: а б Молони, Кэрол Х. 1992. «Язык Тасадай: доказательства подлинности?». В Томасе Н. Хэдленде (ред.), Споры о Тасадай: оценка доказательств , 107–16. Научная серия Американской антропологической ассоциации, 28. Вашингтон, округ Колумбия: Американская антропологическая ассоциация.
  7. ^ Рид, Лоуренс А. «Еще один взгляд на язык тасадай» (PDF) . Проверено 12 июня 2011 г.
  8. ^ «Чтобы разграбить нацию, нужна деревня: кумовство и коррупция» . Музей военного положения . Проверено 21 октября 2022 г.
  9. ^ Джеймс, Джейми (19 мая 2003 г.). «Племя вне времени» . Время . ISSN   0040-781X . Проверено 20 октября 2022 г.
  10. ^ Итен, Освальд. 1986. «Тасадай: филиппинская мистификация каменного века». Новая Цурхер Цайтунг . Цюрих, 12 апреля: 77–89.
  11. ^ «BBC – Тасадайская мистификация» . Архивировано из оригинала 5 июля 2011 г. Проверено 26 декабря 2010 г.
  12. ^ Гайндман, Дэвид; Духайлунгсод, Левита (1 декабря 1990 г.). «Сага о развитии тасадая: нежность вчера, мистификация сегодня, эксплуатация навсегда?» . Бюллетень обеспокоенных азиатских ученых . 22 (4): 51. дои : 10.1080/14672715.1990.10413101 . ISSN   0007-4810 . Бидула Тусина, которая появляется на фотографии в книге Нэнси «Нежный Тасадай», показала, что она была т'боли, которой платили за то, чтобы она изображала из себя пещерную Тасадай.
  13. ^ Jump up to: а б Рид, Лоуренс А., Споры о Тасадай (PDF) ]
  14. ^ Jump up to: а б Лоуренс А. Рид, Ленты Тасадай
  15. ^ Рид, Лоуренс А. (1994). Лингвистическая археология: поиск языка тасадай (PDF) . Документ, представленный на Всемирном археологическом конгрессе – 3: Язык, антропология и археология, Нью-Дели, 4–11 декабря 1994 г. Архивировано из оригинала (PDF) 14 июня 2011 г.
  16. ^ Томас Н. Хэдленд, Тасадай «Пещерные люди»
  17. ^ Бодрийяр, Жан (1995). Симулякры и моделирование Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. стр. 100-1 8–13. дои : 10.3998/mpub.9904 . ISBN  978-0-472-09521-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5fe9178e586c3e15ce101a8f8d643f84__1722746580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5f/84/5fe9178e586c3e15ce101a8f8d643f84.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tasaday - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)