Итнег люди
Общая численность населения | |
---|---|
47,550 [1] (2010) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Филиппины ( Административный район Кордильеры | |
Языки | |
Итнег , Илокано , Тагальский | |
Религия | |
Анимизм ( народные религии коренных народов Филиппин ), христианство ( католицизм , епископализм , другие протестантские секты) | |
Родственные этнические группы | |
Люди игорот , люди илокано |
Итнег » ( экзоним « Тингуиан » или « Тингуиан ) — австронезийский коренной народ из нагорной провинции Абра и Нуэва Эра, Илокос Норте на северо-западе Лусона , Филиппины .
Обзор
[ редактировать ]Итнеги живут в горной местности Абра на северо-западе Лусона и происходят от иммигрантов из Калинга, Апаяо и Северной Канкана-эй. Они называют себя итнегами , хотя испанцы, называли их тингуианцами, приехав на Филиппины, потому что они горные жители. Тинггуанцы далее делятся на девять отдельных подгрупп: Адасен, Мабака, Губанг, Банао, Бинонгон, Данак, Мойодан, Даванган и Инлауд/Иллауд.
История дискриминации
[ редактировать ]Итнеги столкнулись с этнической дискриминацией и насилием , причем эпоха военного положения при Фердинанде Маркосе была хорошо задокументированным периодом особого насилия. [2] в основном связано с посягательством корпорации Cellophil Resources Corporation, связанной с друзьями Маркоса , на лесные ресурсы на традиционно итнегских землях. [3]
Культура
[ редактировать ]Тинггуанцы до сих пор практикуют свои традиционные методы, в том числе мокрый рис и земледелие подкосом . Социокультурные изменения начались, когда испанские конкистадоры рискнули расширить свое влияние на поселения Абры. Испанцы принесли с собой свою культуру, часть которой позаимствовали тангийцы. Больше изменений в их культуре произошло с приходом американцев и введением образования, а также католическим и протестантским прозелитизмом. [4]
Социальная организация
[ редактировать ]Богатство и материальные блага (такие как китайские кувшины, медные гонги, называемые гангса , четки, рисовые поля и домашний скот) определяют социальное положение семьи или человека, а также проведение праздников и церемоний. Несмотря на разницу в социальном статусе, нет резкого различия между богатыми ( бакнанг ) и бедными. Богатство передается по наследству, но общество открыто для социальной мобильности граждан благодаря упорному труду. Шаманы — единственная отдельная группа в их обществе, но даже тогда это происходит только в церемониальные периоды. [4]
Традиционное руководство в тангуанской общине принадлежит панглакаенам (старикам), которые составляют совет лидеров, представляющих каждый пурок или поселение. Панглакайены выбраны за их мудрость и стремление защитить интересы сообщества. [4] Правосудие регулируется обычаями ( кадавьян ), а испытание – испытанием . Охота за головами была наконец прекращена благодаря мирным договорам ( калон ). [4]
Свадьба
[ редактировать ]Брак итнегов организуется родителями и обычно заключается между дальними родственниками, чтобы сохранить сплоченность семьи и семейное богатство в пределах родственной группы. Родители подбирают сыну невесту, когда ему исполняется шесть-восемь лет, и предложение делается родителям девочки. В случае принятия помолвка скрепляется обвязыванием бусинок вокруг талии девушки в знак помолвки. Выкуп за невесту ( пакалон ) также выплачивается семье невесты: первоначальный взнос, а остальная часть - во время самой свадьбы. Свадьба в Итнеге не сопровождается никаким торжеством, и гости расходятся сразу после церемонии. [4]
Одежда
[ редактировать ]Женщины одеваются в юбку с запахом ( тапис ), которая доходит до колен и застегивается искусно украшенным поясом. В особых случаях они также носят куртки с короткими рукавами. Мужчины же носят стринги ( ба-ал ), сделанные из тканой ткани ( балибас ). В особых случаях мужчины также носят куртку с длинными рукавами ( бадо ). Они также носят пояс, к которому прикрепляют нож, и бамбуковую шляпу с низким куполообразным верхом. Бусы — главное украшение тинггуанцев и признак богатства. [4]
Жилье
[ редактировать ]У народа итнег есть два основных типа жилья. Первый представляет собой 2–3-комнатное жилище, окруженное крыльцом, другой — однокомнатный дом с крыльцом перед домом. Их дома обычно сделаны из бамбука и когона . Общей чертой тинггуанского дома с деревянным полом является угол с бамбуковыми рейками в качестве пола, где обычно рожают матери. К духовным сооружениям относятся балава, построенная во время церемонии сай-анг , сангасанг возле входа в деревню и алиган, содержащий кувшины баси . [4]
Татуировки
[ редактировать ]В «Жителях Филиппин» (1900) автор описывает две подгруппы народа банао (которые сами являются подгруппой народа итнег или «тингуианцы»), народ бусао и бурик, как имеющие сложные татуировки, хотя он также отмечает, что К тому времени, когда он их описал, этот обычай уже начал исчезать: [6] [7]
«Бусао игорротес, живущие на севере Лепанто , татуируют цветы на руках, а в боевой одежде носят цилиндрический кивер из дерева или плетеного ротанга , а на ушах большие медные подвески. Эти люди не пользуются талибоном , и предпочитают копье . Бурикские игорроты татуируют свое тело любопытным образом, создавая впечатление ношения кольчуги. Но этот обычай, вероятно, теперь устарел, по крайней мере, те из игорротов, которые живут рядом с туземцами-христианами. постепенно перенимая их одежду и обычаи».
- Фредерик Генри Рид Сойер, Жители Филиппин (1900), [6]
Инструменты с рукоятками, используемые итнегами, описывались как имеющие щеткообразный пучок из десяти игл, сделанных из шипов растений, прикрепленных к ручке, сделанной из изогнутого рога буйвола. «Чернила» изготавливались из сажи, полученной при сжигании определенного вида смолистой древесины. [7]
Большинство других групп итнегов уже были ассимилированы христианизированными жителями низин к 19 веку. Среди этих групп итнегов татуировка не была столь заметной. Взрослые женщины обычно татуировали свои предплечья тонкими узорами из синих линий, но они обычно полностью закрыты большим количеством бус и браслетов, которые носят женщины. [8] Некоторые мужчины татуируют на руках и ногах небольшие узоры, которые они используют для клеймения своих животных или своего имущества. Татуировки воинов, указывающие на успешную охоту за головами, уже исчезли среди «цивилизованных» итнегов, и воины не отличались особыми опознавательными знаками или одеждой от основного населения. [8]
Кухня
[ редактировать ]Итнег широко выращивает рис. Существует два типа методов выращивания риса, а именно выращивание влажного риса и свидден/каингин. Кукурузу также выращивают в качестве основного продукта питания и в качестве замены риса. Другие потребляемые продукты — камот, ямс, кокос, манго, банан и овощи. Сахарный тростник выращивают для производства вина, которое обычно употребляют во время традиционных ритуалов и церемоний. Свиней и кур употребляют в пищу или для религиозных ритуалов, а карабао убивают во время больших праздников. Также распространены охота на диких животных и рыбная ловля. Угря и другую пресноводную рыбу, такую как палеленг и ладго (лобстер), ловят, чтобы приготовить еду для большинства семей. [4]
Оружие
[ редактировать ]Тинггуанцы используют оружие, среди прочего, для охоты, охоты за головами и строительства домов. Некоторыми примерами их оружия и орудий являются копье или копье ( пика ), щит ( каласаг ), головной топор ( алива ). На первом месте среди всего этого оружия и орудий стоит боло, без которого тангуйцев редко можно увидеть. [4]
Язык
[ редактировать ]Родной язык итнег представляет собой континуум южно-центральных кордильерских диалектов . Итнеги говорят на илокано как на втором языке.
Религия коренных народов итнег
[ редактировать ]Итнеги верят в существование множества сверхъестественных могущественных существ. Они верят в духов и божеств, величайшим из которых они считают Кадаклан, который живет на небе и создал землю, луну, звезды и солнце. Итнеги верят в жизнь после смерти, которая находится в месте, которое они называют маглава . Они уделяют особое внимание очистке и украшению своих мертвецов, чтобы подготовить их к путешествию в Маглаву . труп помещают в кресло смерти ( сангадель ). Во время поминок [4]
Бессмертные
[ редактировать ]- Багатулаян: верховное божество, направляющее деятельность мира, включая небесные сферы. [9] называемый также Великим Анито [10]
- Гомайен: мать Мабаки, Бинонгана и Адасина. [10]
- Мабака: один из трех основателей трех древних кланов Тингвиана; дочь Гомайена и верховного божества [10]
- Бинонган: один из трех основателей трех древних кланов Тингвиана; дочь Гомайена и верховного божества [10]
- Адасин: один из трех основателей трех древних кланов Тингвианцев; дочь Гомайена и верховного божества [10]
- Эмланг: слуга верховного божества [10]
- Кадаклан: второе по рангу божество; научил людей молиться, собирать урожай, отгонять злых духов, преодолевать плохие предзнаменования и лечить болезни. [11]
- Ападель (Калаганг): божество-хранитель и обитатель духовных камней, называемых пинаинг. [12]
- Инит-инит: бог солнца, женатый на смертном Апониболинайене; днем он выходит из дома, чтобы пролить свет на мир [13]
- Гайгайома: звездная богиня, спустившая корзину с небес, чтобы забрать смертного Апонитолау, за которого она вышла замуж. [13]
- Багбагак: отец Гайгайомы [13]
- Синанг: мать Гайгайомы [13]
- Такаяен: ребенок Гайгайомы и Апонитолаула выскочил между двумя последними пальцами Гайгайомы после того, как она попросила Апонитолау уколоть туда [13]
- Макаботенг: бог и хранитель оленей и диких свиней. [14]
Смертные
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Национальное статистическое управление (2013). Перепись населения и жилищного фонда 2010 года, Отчет № 2A: Демографические и жилищные характеристики (вневыборочные переменные), Филиппины (PDF) (Отчет). Манила . Проверено 7 октября 2020 г.
- ^ https://www.ukdr.uplb.edu.ph/journal-articles/3918/
- ^ https://verafiles.org/articles/anti-cellophil-struggle-a-continuing-source-of-inspiration-to-ips
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Сумег-анг, Арсенио (2005). «9 Тинггуанцы/Итнеги». Этнография основных этнолингвистических групп Кордильер . Кесон-Сити: Издательство New Day. стр. 177–194. ISBN 9789711011093 .
- ^ Вустер, Дин К. (октябрь 1906 г.). «Нехристианские племена Северного Лусона» . Филиппинский научный журнал . 1 (8): 791–875.
- ^ Jump up to: а б Сойер, Фредерик Генри Рид (1900). Жители Филиппин . Нью-Йорк: С. Лоу, Марстон. п. 255.
- ^ Jump up to: а б Крутак, Ларс (2017). «Бурик: Татуировки мумий Ибалой из Бенгета, Северный Лусон, Филиппины». В Крутаке, Ларс; Детер-Вольф, Аарон (ред.). Древние чернила: археология татуировки (первое изд.). Сиэтл, Вашингтон: Вашингтонский университет Press. стр. 37–55. ISBN 978-0-295-74282-3 .
- ^ Jump up to: а б Коул, Фэй-Купер; Гейл, Альберт (1922). «Тингуианцы: социальная, религиозная и экономическая жизнь филиппинского племени» . Издания Полевого музея естественной истории. Серия «Антропология» . 14 (2): 231–233, 235–489, 491–493.
- ^ Гаиони, DT (1985). Тингьяны Северных Филиппин и их духовный мир. Номос Верлагсгезельшафт мбХ.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Перарен, А.А. (1966). Тингвинский фольклор и как он отражает тингвианскую культуру и фольклор. Университет Святого Чарльза.
- ^ Миллэр, Флорида (1955). Филиппинские исследования Том. 3, № 4: Тингвины и их старая форма поклонения. Университет Атенео де Манила.
- ^ Апостол, В.М. (2010). Путь древнего целителя: священные учения филиппинских традиций предков. Североатлантические книги.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Коул, MC (1916). Филиппинские народные сказки. Чикаго: AC McClurg and Co.
- ^ Деметриус, ФР, Лэмб-Фернандо, Г., и Зиалцита, ФН (1991). Книга Души. Кесон-Сити: Книги GCF.