Jump to content

Итнег люди

Итнег
Тингвинские мужчины Саллападана.
Общая численность населения
47,550 [1] (2010)
Регионы со значительной численностью населения
 Филиппины
( Административный район Кордильеры
Языки
Итнег , Илокано , Тагальский
Религия
Анимизм ( народные религии коренных народов Филиппин ), христианство ( католицизм , епископализм , другие протестантские секты)
Родственные этнические группы
Люди игорот , люди илокано

Итнег » ( экзоним « Тингуиан » или « Тингуиан ) — австронезийский коренной народ из нагорной провинции Абра и Нуэва Эра, Илокос Норте на северо-западе Лусона , Филиппины .

Итнеги живут в горной местности Абра на северо-западе Лусона и происходят от иммигрантов из Калинга, Апаяо и Северной Канкана-эй. Они называют себя итнегами , хотя испанцы, называли их тингуианцами, приехав на Филиппины, потому что они горные жители. Тинггуанцы далее делятся на девять отдельных подгрупп: Адасен, Мабака, Губанг, Банао, Бинонгон, Данак, Мойодан, Даванган и Инлауд/Иллауд.

История дискриминации

[ редактировать ]

Итнеги столкнулись с этнической дискриминацией и насилием , причем эпоха военного положения при Фердинанде Маркосе была хорошо задокументированным периодом особого насилия. [2] в основном связано с посягательством корпорации Cellophil Resources Corporation, связанной с друзьями Маркоса , на лесные ресурсы на традиционно итнегских землях. [3]

Культура

[ редактировать ]
1922 год: шаман народа итнег возобновляет подношение духу ( анито ) щита воина ( каласаг )
Итнег гончары, человек справа - байок в женском наряде (ок. 1922 г.)
Фотография 1922 года, на которой шаманка Итнег делает подношение апделю , анито-хранителю своей деревни. Считается, что апдель обитает в истертых водой камнях, известных как пинаинг .

Тинггуанцы до сих пор практикуют свои традиционные методы, в том числе мокрый рис и земледелие подкосом . Социокультурные изменения начались, когда испанские конкистадоры рискнули расширить свое влияние на поселения Абры. Испанцы принесли с собой свою культуру, часть которой позаимствовали тангийцы. Больше изменений в их культуре произошло с приходом американцев и введением образования, а также католическим и протестантским прозелитизмом. [4]

Социальная организация

[ редактировать ]

Богатство и материальные блага (такие как китайские кувшины, медные гонги, называемые гангса , четки, рисовые поля и домашний скот) определяют социальное положение семьи или человека, а также проведение праздников и церемоний. Несмотря на разницу в социальном статусе, нет резкого различия между богатыми ( бакнанг ) и бедными. Богатство передается по наследству, но общество открыто для социальной мобильности граждан благодаря упорному труду. Шаманы — единственная отдельная группа в их обществе, но даже тогда это происходит только в церемониальные периоды. [4]

Традиционное руководство в тангуанской общине принадлежит панглакаенам (старикам), которые составляют совет лидеров, представляющих каждый пурок или поселение. Панглакайены выбраны за их мудрость и стремление защитить интересы сообщества. [4] Правосудие регулируется обычаями ( кадавьян ), а испытание – испытанием . Охота за головами была наконец прекращена благодаря мирным договорам ( калон ). [4]

Брак итнегов организуется родителями и обычно заключается между дальними родственниками, чтобы сохранить сплоченность семьи и семейное богатство в пределах родственной группы. Родители подбирают сыну невесту, когда ему исполняется шесть-восемь лет, и предложение делается родителям девочки. В случае принятия помолвка скрепляется обвязыванием бусинок вокруг талии девушки в знак помолвки. Выкуп за невесту ( пакалон ) также выплачивается семье невесты: первоначальный взнос, а остальная часть - во время самой свадьбы. Свадьба в Итнеге не сопровождается никаким торжеством, и гости расходятся сразу после церемонии. [4]

Женщины одеваются в юбку с запахом ( тапис ), которая доходит до колен и застегивается искусно украшенным поясом. В особых случаях они также носят куртки с короткими рукавами. Мужчины же носят стринги ( ба-ал ), сделанные из тканой ткани ( балибас ). В особых случаях мужчины также носят куртку с длинными рукавами ( бадо ). Они также носят пояс, к которому прикрепляют нож, и бамбуковую шляпу с низким куполообразным верхом. Бусы — главное украшение тинггуанцев и признак богатства. [4]

У народа итнег есть два основных типа жилья. Первый представляет собой 2–3-комнатное жилище, окруженное крыльцом, другой — однокомнатный дом с крыльцом перед домом. Их дома обычно сделаны из бамбука и когона . Общей чертой тинггуанского дома с деревянным полом является угол с бамбуковыми рейками в качестве пола, где обычно рожают матери. К духовным сооружениям относятся балава, построенная во время церемонии сай-анг , сангасанг возле входа в деревню и алиган, содержащий кувшины баси . [4]

Татуировки

[ редактировать ]
Узоры татуировки на предплечьях итнегской женщины из Балбалана , Калинга (1906 г.) [5]

В «Жителях Филиппин» (1900) автор описывает две подгруппы народа банао (которые сами являются подгруппой народа итнег или «тингуианцы»), народ бусао и бурик, как имеющие сложные татуировки, хотя он также отмечает, что К тому времени, когда он их описал, этот обычай уже начал исчезать: [6] [7]

«Бусао игорротес, живущие на севере Лепанто , татуируют цветы на руках, а в боевой одежде носят цилиндрический кивер из дерева или плетеного ротанга , а на ушах большие медные подвески. Эти люди не пользуются талибоном , и предпочитают копье . Бурикские игорроты татуируют свое тело любопытным образом, создавая впечатление ношения кольчуги. Но этот обычай, вероятно, теперь устарел, по крайней мере, те из игорротов, которые живут рядом с туземцами-христианами. постепенно перенимая их одежду и обычаи».

- Фредерик Генри Рид Сойер, Жители Филиппин (1900), [6]

Инструменты с рукоятками, используемые итнегами, описывались как имеющие щеткообразный пучок из десяти игл, сделанных из шипов растений, прикрепленных к ручке, сделанной из изогнутого рога буйвола. «Чернила» изготавливались из сажи, полученной при сжигании определенного вида смолистой древесины. [7]

Большинство других групп итнегов уже были ассимилированы христианизированными жителями низин к 19 веку. Среди этих групп итнегов татуировка не была столь заметной. Взрослые женщины обычно татуировали свои предплечья тонкими узорами из синих линий, но они обычно полностью закрыты большим количеством бус и браслетов, которые носят женщины. [8] Некоторые мужчины татуируют на руках и ногах небольшие узоры, которые они используют для клеймения своих животных или своего имущества. Татуировки воинов, указывающие на успешную охоту за головами, уже исчезли среди «цивилизованных» итнегов, и воины не отличались особыми опознавательными знаками или одеждой от основного населения. [8]

Итнег широко выращивает рис. Существует два типа методов выращивания риса, а именно выращивание влажного риса и свидден/каингин. Кукурузу также выращивают в качестве основного продукта питания и в качестве замены риса. Другие потребляемые продукты — камот, ямс, кокос, манго, банан и овощи. Сахарный тростник выращивают для производства вина, которое обычно употребляют во время традиционных ритуалов и церемоний. Свиней и кур употребляют в пищу или для религиозных ритуалов, а карабао убивают во время больших праздников. Также распространены охота на диких животных и рыбная ловля. Угря и другую пресноводную рыбу, такую ​​как палеленг и ладго (лобстер), ловят, чтобы приготовить еду для большинства семей. [4]

Тинггуанцы используют оружие, среди прочего, для охоты, охоты за головами и строительства домов. Некоторыми примерами их оружия и орудий являются копье или копье ( пика ), щит ( каласаг ), головной топор ( алива ). На первом месте среди всего этого оружия и орудий стоит боло, без которого тангуйцев редко можно увидеть. [4]

Родной язык итнег представляет собой континуум южно-центральных кордильерских диалектов . Итнеги говорят на илокано как на втором языке.

Религия коренных народов итнег

[ редактировать ]

Итнеги верят в существование множества сверхъестественных могущественных существ. Они верят в духов и божеств, величайшим из которых они считают Кадаклан, который живет на небе и создал землю, луну, звезды и солнце. Итнеги верят в жизнь после смерти, которая находится в месте, которое они называют маглава . Они уделяют особое внимание очистке и украшению своих мертвецов, чтобы подготовить их к путешествию в Маглаву . труп помещают в кресло смерти ( сангадель ). Во время поминок [4]

Бессмертные

[ редактировать ]
  • Багатулаян: верховное божество, направляющее деятельность мира, включая небесные сферы. [9] называемый также Великим Анито [10]
  • Гомайен: мать Мабаки, Бинонгана и Адасина. [10]
  • Мабака: один из трех основателей трех древних кланов Тингвиана; дочь Гомайена и верховного божества [10]
  • Бинонган: один из трех основателей трех древних кланов Тингвиана; дочь Гомайена и верховного божества [10]
  • Адасин: один из трех основателей трех древних кланов Тингвианцев; дочь Гомайена и верховного божества [10]
  • Эмланг: слуга верховного божества [10]
  • Кадаклан: второе по рангу божество; научил людей молиться, собирать урожай, отгонять злых духов, преодолевать плохие предзнаменования и лечить болезни. [11]
  • Ападель (Калаганг): божество-хранитель и обитатель духовных камней, называемых пинаинг. [12]
  • Инит-инит: бог солнца, женатый на смертном Апониболинайене; днем он выходит из дома, чтобы пролить свет на мир [13]
  • Гайгайома: звездная богиня, спустившая корзину с небес, чтобы забрать смертного Апонитолау, за которого она вышла замуж. [13]
  • Багбагак: отец Гайгайомы [13]
  • Синанг: мать Гайгайомы [13]
  • Такаяен: ребенок Гайгайомы и Апонитолаула выскочил между двумя последними пальцами Гайгайомы после того, как она попросила Апонитолау уколоть туда [13]
  • Макаботенг: бог и хранитель оленей и диких свиней. [14]

Смертные

[ редактировать ]
  • Апониболинайен: смертная супруга бога Солнца Инит-инит. [13]
  • Апонитолау: смертный, которого привела звездная богиня Гайгайома, несмотря на то, что он уже был женат. [13]
  1. ^ Национальное статистическое управление (2013). Перепись населения и жилищного фонда 2010 года, Отчет № 2A: Демографические и жилищные характеристики (вневыборочные переменные), Филиппины (PDF) (Отчет). Манила . Проверено 7 октября 2020 г.
  2. ^ https://www.ukdr.uplb.edu.ph/journal-articles/3918/
  3. ^ https://verafiles.org/articles/anti-cellophil-struggle-a-continuing-source-of-inspiration-to-ips
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Сумег-анг, Арсенио (2005). «9 Тинггуанцы/Итнеги». Этнография основных этнолингвистических групп Кордильер . Кесон-Сити: Издательство New Day. стр. 177–194. ISBN  9789711011093 .
  5. ^ Вустер, Дин К. (октябрь 1906 г.). «Нехристианские племена Северного Лусона» . Филиппинский научный журнал . 1 (8): 791–875.
  6. ^ Jump up to: а б Сойер, Фредерик Генри Рид (1900). Жители Филиппин . Нью-Йорк: С. Лоу, Марстон. п. 255.
  7. ^ Jump up to: а б Крутак, Ларс (2017). «Бурик: Татуировки мумий Ибалой из Бенгета, Северный Лусон, Филиппины». В Крутаке, Ларс; Детер-Вольф, Аарон (ред.). Древние чернила: археология татуировки (первое изд.). Сиэтл, Вашингтон: Вашингтонский университет Press. стр. 37–55. ISBN  978-0-295-74282-3 .
  8. ^ Jump up to: а б Коул, Фэй-Купер; Гейл, Альберт (1922). «Тингуианцы: социальная, религиозная и экономическая жизнь филиппинского племени» . Издания Полевого музея естественной истории. Серия «Антропология» . 14 (2): 231–233, 235–489, 491–493.
  9. ^ Гаиони, DT (1985). Тингьяны Северных Филиппин и их духовный мир. Номос Верлагсгезельшафт мбХ.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж Перарен, А.А. (1966). Тингвинский фольклор и как он отражает тингвианскую культуру и фольклор. Университет Святого Чарльза.
  11. ^ Миллэр, Флорида (1955). Филиппинские исследования Том. 3, № 4: Тингвины и их старая форма поклонения. Университет Атенео де Манила.
  12. ^ Апостол, В.М. (2010). Путь древнего целителя: священные учения филиппинских традиций предков. Североатлантические книги.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г Коул, MC (1916). Филиппинские народные сказки. Чикаго: AC McClurg and Co.
  14. ^ Деметриус, ФР, Лэмб-Фернандо, Г., и Зиалцита, ФН (1991). Книга Души. Кесон-Сити: Книги GCF.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5af63d94650fabc6a3f8dabb96552ef3__1722222540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5a/f3/5af63d94650fabc6a3f8dabb96552ef3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Itneg people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)