Сангирский народ
Сангир , Сангихе , Сангил | |
---|---|
![]() Семья рыбаков на пляже с сетью на острове Сангир , декабрь 1948 года. | |
Общая численность населения | |
ок. 600 000 человек | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() Северный Сулавеси : 449 805 Горонтало : 7489 Северное Малуку ![]() Минданао : 16 014 (2010) [2] | |
Языки | |
Религия | |
Христианство (в основном протестанты ) 79%, исламское меньшинство суннитов 20% | |
Родственные этнические группы | |
Сангир ( Сангихе , Сангил ) — коренной народ островов Сангир в северной цепи островов Сулавеси и южной части Минданао . Сангиресцы занимаются рыбалкой и выращивают мускатный орех у себя на родине, а также работают наемными рабочими на предприятиях по выращиванию технических культур в округах Болаанг Монгондоу и Минахаса . [3]
провинции Северный Сулавеси в Индонезии и регионе Давао Сангиресцы традиционно были сконцентрированы в на Филиппинах . [4] Многие мигранты-сангиресцы населяют материковую часть Сулавеси. [5] а также Северный Малуку , включая Тернате и Хальмахеру . [6] [7] (Мусульманские) сангилы на Филиппинах, которые представляют собой раннюю группу мигрантов, этнически отличаются от (преимущественно христианских) сангиресов в Индонезии. [8] [9] и считаются частью моро . [10]
Генетические исследования показали, что сангилы имеют частичное папуасское происхождение. [11]
Язык
[ редактировать ]Сангиресцы говорят на своем родном сангиресском , талаудском и индонезийском языках , а также на своих диалектах, принадлежащих к австронезийской языковой семье. Язык сасахара (что означает морскую речь) [12] — секретный язык, разработанный в первой половине 20 века. Об этом широко говорили среди сангиресских моряков и пиратов. [13] Он включает в себя большое количество слов, заимствованных или искаженных из других языков. Манадо-малайский , лингва-франка Северного Сулавеси, также широко распространен среди сангиресцев. [5]
История
[ редактировать ]
Основными поселениями сангиресцев являются острова Сангихе . Археологи определили, что первые люди, прибывшие в район островов, были в 3-м тысячелетии до нашей эры и, вероятно, представляли собой смесь веддоидов и негритосов . [14] В I тысячелетии до нашей эры австронезийские сюда через южные Филиппины пришли мигранты. Они ассимилировали туземцев и стали развивать сельское хозяйство, производить ткани и керамику. Современные сангиресцы являются прямыми потомками той популяции, которая развилась на островах Сангихе и в некоторых частях Западного Давао (особенно на островах Сарангани ), Давао-дель-Норте , Давао-дель-Южный , Султан Кударат , Южный Котабато и Северный Котабато до начала современная эпоха.
Сангиресцы считают себя выходцами непосредственно с острова Сангир , а их прародителем является Гумансаланги. [15] культурный герой, живший примерно в 14 веке [16] до 15 века. [17] В этот период на островах Сангихе сформировалось правительство под властью мусульманских правителей Малуккских островов . В 16 веке народ тернатеанцев подчинил себе сангиресцев, и острова были открыты португальцами. Затем, в 17 веке, они сначала были захвачены и стали частью испанского колониального правления; в результате чего возникла лексика, заимствованная из испанского языка , которая до сих пор сохраняется в языке сангирес , [18] а затем последовали голландцы, которые пришли позже, чтобы оккупировать их в 1677 году. [19] Султаны Малуку также продолжали считать острова Сангихе частью своей территории.
К 19 веку европейское влияние ограничивалось торговлей. Поскольку острова Сангихе находились между голландскими и испанскими владениями, местные жители успешно выполняли роль посредников и контрабандистов. Это привело к появлению сангиресских поселений на Сулавеси и южных Филиппинах . Их население (так же, как сама-баджау были проведены границы между Филиппинами и Индонезией ) было разделено, когда в колониальную эпоху . Переселению сангиресцев в другие районы восточной части моря Целебес способствовало катастрофическое извержение вулкана Аву на острове Сангир 2 марта 1856 года. [20] В 19 веке на острове стало проявляться присутствие протестантских миссионеров и возросшая роль колониальных офицеров, таким образом, сангиресцы на островах Сангихе в основном обратились в протестантское христианство из-за близости и контактов с христианским народом Сулавеси минахаса . На Филиппинах большинство сангиресцев приняли ислам из-за влияния соседнего султаната Магинданао .
В 1945 году Индонезия получила независимость. В 1950 году острова Сулавеси и Сангихе вошли в состав Индонезии . [21] На Филиппинах Испания сдала территории Соединенным Штатам в 1898 году в результате Испано-американской войны , затем стала независимой от США в рамках юрисдикции Филиппин в 1946 году. Первое десятилетие правления под Администрация Индонезии начала борьбу с контрабандой, в которой были задействованы многие сангиресцы, а также с участием некоторых сангиресцев в антиправительственном движении. В конце 1950-х - начале 1960-х годов разочарованные индонезийцы-сангиресцы предприняли действия по возобновлению миграции на Филиппины . В этот период происходила миграция сангиресского населения между двумя странами.
Религия
[ редактировать ]Древние системы верований сангиресцев политеистичны и включают веру во многих духов природы и предков, ритуальное поклонение неодушевленным предметам и магию. [22] Среди сангиресцев есть класс выдающихся шаманов или жрецов, которые выступали в качестве посредников между людьми и духами мира, защищая пациентов и детей и совершая чудеса. [23] Несмотря на распространение ислама и христианства , многие древние ритуалы все еще практикуются.
Ислам начал распространяться в 15—16 веках с Малуккских островов и Северного Сулавеси ; [24] но до прихода европейцев они имели весьма ограниченное влияние. В 17 веке группа мусульман-сангиресов мигрировала в район Манадо , где существует отдельная религиозная и этническая группа, отличающаяся от народа сангирес. В 19-м - начале 20-го века мусульмане среди сангиресцев стали проповедниками в других голландских колониях в Азии.
Первыми христианскими миссионерами, прибывшими сюда, были испанские католические монахи в 17 веке, но их деятельность не имела долгосрочных последствий. В 1857 году острова Сангихе открылись для протестантских миссионеров. Большинство сангиресцев сегодня исповедуют протестантизм , находясь в то же время под сильным влиянием минахасанцев . [25]
Сегодня около 79% жителей Регентства островов Сангихе исповедуют христианство, большинство из которых являются протестантами. Мусульмане составляют около 20% населения, остальные исповедуют местные верования. [26]
На Филиппинах большинство мусульман-сангиресов относятся к секте суннитов из-за более сильного влияния султаната Магинданао.
Культура
[ редактировать ]
Сангиресский фольклор известен своим танцевальным искусством. К местным танцам относятся гунде , алабадири , масампер , ампавайер и так далее. [27] Раньше у них были ритуальные посиделки, но сейчас они сопровождаются и государственными праздниками. Танец сангирезе представляет собой определенный набор плавных телодвижений танцующего танцора, но организованный танец больших групп танцоров обычно сопровождается музыкальным оркестром и женским ритмичным пением.
Образ жизни и экономика
[ редактировать ]Сангирцы занимаются рыболовством, охотой, земледелием (основные сельскохозяйственные культуры — клубнеплоды, корнеплоды, бананы, саго), транзитной морской торговлей между Сулавеси , островами Малуку и Филиппинами . В источниках часто упоминается о выращивании культуры таро, которая возделывалась на склонах гор и вблизи рек. [28] Чтобы защитить выращиваемые фрукты, такие как кокосы, от краж, жители Сангира развешивали маленьких кукол (на сангиресском языке уру ) , которые, согласно легенде, будут «преследовать вора». [29] Сельское хозяйство считается преимущественно женской работой. Родословная и передача ранее унаследованных земель происходят по женской линии. Основными занятиями сангиресцев являются судостроение, мореплавание и торговля.
Широкое распространение получили также лесное производство (заготовка ротанга и черного дерева), кузнечное дело и ткачество. Экономика в основном характеризуется ручным трудом. Известно, что основной рацион сангиресцев – рыба с овощами.
Основные центры расселения сангиресцев расположены в прибрежных зонах. Раньше их дома возводились на сваях, но постепенно их заменяют современные дома, построенные по типичному индонезийскому типу. [30] Семьи, живущие в одной деревне, образуют общину, называемую соа . Переселенные сангиресцы с островов Сангихе ищут и постоянно поддерживают семейные связи со своими соа ; которые помогли бы им сохранить свою идентичность в среде, схожей по языку и культуре с их народом.
Институт брака
[ редактировать ]В сангиресском обществе; плотность населения, достигшая высокой плотности к 20 веку, брак вступает относительно поздно. Исторически традиция покупки невесты как важный институт общественной организации. Иногда выкуп выглядел как целые заговоры. [31]
Известные люди
[ редактировать ]- Хорди Амат — индонезийский футболист.
- Франс Мохеде , индонезийский актер, певец и мастер боевых искусств.
- Майк Мохеде , индонезийский певец
- Ян Энгельберт Татенгкенг , индонезийский поэт
- Монти Тива , индонезийский композитор и кинорежиссер.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Население Индонезии: этническая принадлежность и религия в меняющемся политическом ландшафте . Институт исследований Юго-Восточной Азии. 2003.
- ^ «Перепись населения и жилищного фонда 2010 года: Филиппины» (PDF) . Статистическое управление Филиппин .
- ^ Университет Британской Колумбии (1979). Исследование регионального развития Сулавеси: Заключительный отчет, тома 1–5 . Департамент общественных работ, Главное управление жилищного строительства, строительства, планирования и городского развития, Управление городского и регионального планирования.
- ^ Мик Баса (9 марта 2014 г.). «Индонезийские сангиры на Минданао» . Рэплер . Проверено 25 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мид, Дэвид, «Сангир» , Языковой альянс Сулавеси , заархивировано из оригинала 17 января 2023 г. , получено 17 января 2023 г.
- ^ Граймс, Чарльз Э.; Граймс, Барбара Д. (1994). «Языки Северных Молуккских островов: предварительная лексикостатистическая классификация». В Масинамбове, ЭКМ (ред.). Малуку дан Ириан Джая . Вестник ЛЕКНАС. Том. 3(1). Джакарта: ЛЕКНАС-ЛИПИ. стр. 35–63. OCLC 54222413 .
- ^ Дункан, Кристофер Р. (2013). Насилие и месть: религиозный конфликт и его последствия в Восточной Индонезии . Итака: Издательство Корнельского университета. п. 59. дои : 10.7591/cornell/9780801451584.001.0001 . ISBN 978-0-8014-6910-7 . JSTOR 10.7591/j.ctt32b65z . OCLC 865508920 .
- ^ Гоуинг, Питер Г. (1984). «Сангил». В Уиксе, Ричард Ю. (ред.). Мусульманские народы: Всемирный этнографический обзор . Том. 2 (2-е изд.). Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. стр. 659–660. ISBN 0-3132-4640-8 . ОСЛК 9970261 .
- ^ Левинсон, Дэвид, изд. (1993). «Сангир» . Энциклопедия мировых культур . Том. 5. Бостон, Массачусетс: Г.К. Холл. п. 224. ИСБН 081688840X . OCLC 22492614 . Архивировано из оригинала 27 декабря 2022 г. Проверено 27 декабря 2022 г. - через encyclepedia.com.
- ^ Нон, Доминго М. (2011). «Одиссея Сангила на Минданао» . Журнал истории . 57 (1): 81–93. ISSN 0117-2840 . Проверено 11 июля 2024 г.
- ^ Ларена, Максимилиан; Санчес-Кинто, Федерико; Сьёдин, Пер; Маккенна, Джеймс; Эбео, Карло; Рейес, Ребекка; Казель, Офелия; Хуан, Цзинь-Юань; Хагада, Ким Пуллупул; Гилей, Деннис; Рейес, Дженнелин (30 марта 2021 г.). «Множественные миграции на Филиппины за последние 50 000 лет» . Труды Национальной академии наук . 118 (13): e2026132118. дои : 10.1073/pnas.2026132118 . ISSN 0027-8424 . ПМК 8020671 . ПМИД 33753512 .
- ^ Роберт Бласт (2013). «Австронезийские языки: исправленное издание». Азиатско-Тихоокеанская лингвистика: монографии в открытом доступе. CiteSeerX 10.1.1.829.6282 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Джон Кляйнен и Манон Оссевейер (2010). Пираты, порты и побережья в Азии: исторические и современные перспективы . Институт исследований Юго-Восточной Азии. ISBN 978-981-4279-07-9 .
- ^ Голос Хидаятуллы, Том 13 . Фонд Центральной исламской школы-интерната Хидаятуллы. 2000. с. 50.
- ^ «Истории с берега Сангира (2)» . Покрытие6. 10 февраля 2012 года . Проверено 22 июля 2018 г.
- ^ Региональная история Северного Сулавеси . Департамент образования и культуры, Центр исторических и культурных исследований, Региональный проект культурных исследований и регистрации. 1982. с. 27. OCLC 13916518 .
- ^ Ахмад Розиди, изд. (2011). Развитие местного религиозного понимания в Индонезии . Министерство религии Индонезии, Агентство исследований, разработок и обучения, Центр исследований и разработок религиозной жизни. п. 68. ИСБН 978-97-979-7326-1 .
- ^ Синдзо Хаясе (2007). Этноистория Минданао за пределами наций: общества магинданао, сангир и багобо в восточно-морской Юго-Восточной Азии Издательство Гавайского университета. п. 90. ИСБН 978-97-155-0511-6 .
- ^ Гэвин В. Джонс (1977). Население Северного Сулавеси . Издательство Университета Гаджа Мада. п. 7.
- ^ PR Cummins & I. Meilano, изд. (2007). Геологические опасности в Индонезии: наука о Земле для снижения риска бедствий . Геологическое общество Лондона. п. 40. ИСБН 978-18-623-9966-2 .
- ^ Раймонд Вестерлинг (1952). Вызов террору . Уильям Кимбер. OCLC 906322381 .
- ^ Фрэнк М. ЛеБар и Джордж Н. Аппелл, изд. (1975). Этнические группы островной Юго-Восточной Азии: Филиппины и Формоза. 2 . Files Press. Область человеческих отношений. п. 14. ISBN 08-753-6405-5 .
- ^ Гуннар Ландтман (1905). Происхождение священства . Типография Экенаес, с ограниченной ответственностью. п. 88. ОСЛК 5228436 .
- ^ Эльке Тимме (2005). Португальское присутствие на Молуккских островах 1511-1605 гг . ГРИН Издательство. п. 3. ISBN 36-384-3208-4 .
- ^ Синдзо Хаясе (2007). Этноистория Минданао за пределами наций: общества магинданао, сангир и багобо в восточно-морской Юго-Восточной Азии Издательство Гавайского университета. п. 96. ИСБН 978-97-155-0511-6 .
- ^ «Население по регионам и религиям - Регентство Кепулауан Сангихе» . sp2010.bps.go.id . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ Генри Рой Сомба (1 февраля 2018 г.). «Тулуде: между традициями и культурными ценностями» . Рэплер . Проверено 25 июля 2018 г.
- ^ Бумгаард, Питер (2003). «В тени риса: корни и клубни в истории Индонезии, 1500–1950». Сельскохозяйственная история . 77 (4): 582–610. дои : 10.1525/ah.2003.77.4.582 . JSTOR 3744936 .
- ^ Павлин Мэйбл Доззилс (1896). Джозеф Джейкобс; Альфред Трюбнер Натт; Артур Робинсон Райт; Уильям Крук (ред.). Фольклор, Том 7 . Фольклорное общество. п. 399.
- ^ К. ван Дейк и Дж. Гельман Тейлор (2011). Чистота и культура: истории Индонезии . БРИЛЛ. п. 96. ИСБН 978-90-042-5361-2 .
- ^ Хенли, Дэвид (2006). «От низкой рождаемости к высокой в Сулавеси (Индонезия) в колониальный период: объяснение« первого перехода рождаемости » ». Исследования народонаселения . 60 (3): 309–327. дои : 10.1080/00324720600896130 . ПМИД 17060056 . S2CID 34812652 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- (на индонезийском языке) Племя Сангир, Северный Сулавеси