Народы Палавана
Демография Филиппины |
---|
Филиппинцы |
Палаван , крупнейшая провинция Филиппин , является домом для нескольких коренных этнолингвистических групп , а именно: племен Кагаянен , Тагбанва , Палавано , Таав'т Бато , Молбог и Батак . [1] Они живут в отдаленных деревнях в горах и прибрежных районах. [1] [2] [ нужен лучший источник ]
В 1962 году группа антропологов из Национального музея во главе с доктором Робертом Фоксом обнаружила окаменелости в Липуун-Пойнт (ныне известный как пещерный комплекс Табон ) в Кесон- Тауне, которые были классифицированы как окаменелости Homo sapiens и предположительно возрастом от 22 000 до 24 000 лет. старый. Обнаружение Табонского человека и другие важные находки в этом районе принесли Палавану титул «Колыбель филиппинской цивилизации». Исследования показали, что Тагбанва и Палавано являются возможными потомками жителей пещер Табон. Их язык и алфавит, методы ведения сельского хозяйства и общая вера в родственных душ — вот некоторые из их культурных сходств. [1]
После смерти Фернана Магеллана остатки его флота высадились на Палаване. Летописец Магеллана Антонио Пигафетта в своих трудах описал возделываемые поля туземцев, населявших Палаванские острова. Он также упомянул, что эти люди используют оружие, состоящее из духовых трубок, копий и бронзовых омбардов. За время своего пребывания в этом районе он впервые стал свидетелем петушиных и кулачных боев. Он также обнаружил, что туземцы имели свою собственную систему письма, состоящую из 13 согласных и 3 гласных, и имели диалект из 18 слогов. Далее он писал, что на Палаване у местного короля было 10 писцов , которые записывали диктовку короля на листьях растений. [3]
Этнические группы
[ редактировать ]Батак
[ редактировать ]Батак , что означает « горные люди » на языке Куйонон , представляет собой группу коренных народов, проживающих в северо-восточной части Палавана. Они живут в суровых глубинах северо-восточного Палавана. Живя близко к природе, это мирный и застенчивый народ. Эти люди верят в духов природы, с которыми общаются через бабайлана или медиума. [1]
Палавеньос
[ редактировать ]Коренные жители низменностей (называющие себя Палавеньос, к большому удовольствию и огорчению первоначальных племенных групп, таких как Палаван, которых посторонние называют Палавано) включают подгруппы Куюнон и Агутаянон. Куюноны , родом из островного города Куйо к востоку от северного Палавана, считаются элитным классом в этой группе. Они религиозны, дисциплинированы и обладают высокоразвитым общественным духом. Их обращение в христианство привело к слиянию анимистических верований с христианскими элементами, в результате чего возникло народное христианство , которое является преобладающей верой куюнонов. [4] Агутаяноны ведут более простой островной образ жизни, основным источником средств к существованию являются рыбная ловля и сельское хозяйство.
Палавано
[ редактировать ]Племя Палаван , также известное как Палаван (или Палаван , в зависимости от субдиалекта) или Палавано (только посторонним), является одним из коренных народов Палавана. Они традиционно охотятся, используя парящие и бамбуковые духовые ружья. [5]
Палавано очень похожи на тагбанва , и в прошлом они, несомненно, были одним и тем же народом. Некоторые жители Таусуга на Палаване называют Палавано Траан , что означает «люди в разбросанных местах». Как и яканы Басилана, палавано живут в домах вне поля зрения друг друга. [ нужна ссылка ] , разбросанные среди своих участков сельскохозяйственных угодий. Их основное занятие — натуральное хозяйство, выращивание преимущественно горного риса. [4]
Племя состоит из нескольких подгрупп. Одна небольшая община юго-западных палаванос, живущая во внутренних горах, известна как таав'т бато (филиппинцы часто пишут с ошибкой как тау'т бато, заменяя тагальское слово тао «народ» палаванским словом таав). Таав'т Бато означает просто «люди скалы». Они найдены в южной части Палавана, в кратере вулкана Манталингаан. Некоторые неосведомленные люди полагают, что существует отдельная группа под названием Кени (и подобные формы), но это просто уничижительный термин, означающий «толстые люди, живущие вверх по течению». Никто не использует этот термин для обозначения себя как народа.
Большинство жителей Палавана в настоящее время расселены в высокогорье острова Палаван, от севера Кесона на западной стороне и Або-Або на востоке, вплоть до южной оконечности острова в Булилуяне. Их религия представляет собой старую форму веры, которая когда-то практиковалась на всей территории центральных Филиппин до прибытия испанцев в 16 веке; смесь традиционного анимизма с элементами индуизма и исламской веры. Некоторые приняли ислам от своих южных соседей Молбога и Палавани . Небольшое количество из них являются протестантами из-за недавних миссионерских кампаний.
Тааут Бато
[ редактировать ]Таавт Бато означает «люди скалы». Это небольшая община традиционных юго-западных палавано, которые в определенные сезоны года проживают в кратере потухшего вулкана, в домах, построенных на приподнятых этажах внутри пещер, хотя другие устанавливают свои дома на открытых склонах. Встречаются в бассейне реки Сингнапан. [1] долина, ограниченная горой Маталингахан на востоке и побережьем на западе. К северу от них находится муниципалитет Кесон , а к югу — еще неизведанные регионы Палавана.
Они все еще примитивны в своем образе жизни, даже в одежде. Мужчины до сих пор носят набедренные повязки из коры и ткани, а женщины носят юбки из куска ткани, закрывающего нижнюю часть тела. Они оба полуголые, но иногда женщины носят блузки не местного производства, а полученные через рыночную систему. [4]
Художественное искусство Таот Бато более грубое по сравнению с другими группами Палавана, за исключением исключительных случаев, связанных с плетением плетений. Например, вокруг пещерных жилищ они сооружают легкую и прочную решетчатую конструкцию из саженцев, связанных вместе и прочно прикрепленных к щелям в стенах, чтобы обеспечить доступ к пещерам. Конструкция не зависит от какого-либо серьезного каркаса, удерживающего устройство у стен. Крепление распределено по всему каркасу таким образом, что разрушение одной секции может быть компенсировано остальной конструкцией. Поскольку условия в разных пещерах различаются, вносятся модификации и доработки базовые датаги или спальные платформы, а также лагкау или зернохранилище. [4]
Это земледельцы , практикующие многократный посев, где маниока является основным источником углеводов. Они также производят сладкий картофель, сахарный тростник, малунгай, чеснок, перец, фасоль, тыкву, помидоры, ананасы и т. д. В течение года ведется охота и собирательство, чтобы дополнить углеводную диету людей. Большую часть диких свиней ловят весенними ловушками. [4]
Они также занимаются самби (бартером) и дагангом (денежным обменом). Торговля ведется преимущественно морской рыбой, которую жители Кандаваги поставляют в обмен на садоводческую продукцию Тааут-Бато. В Даганге используются лесные продукты, такие как альмасига, ротанг и т. д. [4]
Основной социальной единицей тааут-бато Сингнапана является ка-асаван (брачная группа). Это простирается от базовой пары, мужчины и женщины, до более сложных структур составных и расширенных семейных групп. Ка -асавахан , или домашние хозяйства, далее группируются в более крупные ассоциации, называемые булун-булун , что буквально означает «сбор». Эти группы, состоящие из нескольких домохозяйств, физически ограничены по площади проживания. Каждый булун-булун обычно занимает для проживания одну пещеру или отдельный жилой комплекс на заросшей территории. Ясно одно: членство в булун-булуне характеризуется экосистемой обмена посредством различных типов социального и материального обмена, ярким примером которого является обмен едой. [4]
Из-за их уникальности правительство Филиппин объявило их территорию закрытой для посторонних, чтобы защитить их от необоснованной эксплуатации. Это племя существует за счет охоты, сбора фруктов и выращивания сельскохозяйственных культур и риса возле леса. [6] Однако недавно племя оказалось под угрозой из-за предоставленных концессий на добычу полезных ископаемых. В частности, претензии на их земли для добычи никеля затронули общины, живущие вокруг гор Гангтонг и хребта Манталингахан. И это несмотря на меры, принятые для предотвращения подобных событий, поскольку предыдущие претензии на добычу полезных ископаемых все еще остаются в силе.
Вид ящерицы Cyrtodactylus tautbatorum назван в честь народа таавт-бато. [7]
Тагбанва
[ редактировать ]( Племена тагбанва или тагбануа ), или «люди мира», проживают в центральном и северном Палаване. Они практикуют сменное выращивание горного риса, который считается божественным даром, и известны своим ритуалом рисового вина, называемым пагдивата . Центральные тагбанва встречаются в западных и восточных прибрежных районах центрального Палавана. Они сконцентрированы в муниципалитетах Аборлан , Кесон и Пуэрто-Принсеса . Каламские тагбанва , с другой стороны, встречаются на побережье Бараса, островах Бусуанга , острове Корон , Линипакан Калибангбанган , зоне культурного заповедника (закрытой для иностранцев и крупнейшей прилегающей группы), а также в некоторых частях Эль-Нидо . [1]
Вахтовое выращивание горного риса является частью их культурной и экономической практики. Рис считается божественным даром, и его ферментируют для приготовления рисового вина , которое используют в Пагдивате , или ритуале рисового вина. Культ мертвых является ключом к религиозной системе Тагбанва. Они верят в несколько божеств, обитающих в естественной среде.Их язык и алфавит, практика каингин и общая вера в родственных душ являются частью их культуры. [1]
Представители этой группы превосходны в плетении плетений и резьбе по дереву. Они также известны своими красиво изготовленными аксессуарами для тела. Их гребни, браслеты, ожерелья и ножные браслеты обычно изготавливаются из дерева, бус, латуни и меди. [8]
Молбог
[ редактировать ]Народ молбог доминирует в муниципалитетах Балабак и Батараза на юге Палавана. Это единственный коренной народ Палавана, большинство населения которого составляют мусульмане. Этот район является родиной народа Молбог с классической эпохи до испанской колонизации. Известно, что молбоги имеют сильную связь с миром природы, особенно со священным пиландоком ( филиппинским мышонком-оленем ), которого можно встретить только на Балабакских островах. Мусульманская история рассказывает, что филиппинская мышь-олень однажды обманом заставила принца отказаться от мешка с золотом и столкнуться с ульем разгневанных пчел. [9] Другая история изображает его как умного хранителя окружающей среды, использующего свою мудрость как преимущество перед теми, кто уничтожает леса, моря и дикую природу. [10] Кокос особенно важен в культуре Молбогов , поскольку это их самая ценная сельскохозяйственная культура. [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Культура Палавана» . Совет по туризму Палавана . Архивировано из оригинала 31 июля 2008 года . Проверено 28 августа 2008 г.
- ^ «Каламийская группа и ее племена» . Камперпойнт . Архивировано из оригинала 7 июля 2009 года . Проверено 28 августа 2008 г.
- ^ «Сайт Пуэрто-Принсеса» . Архивировано из оригинала 22 апреля 2003 года . Проверено 28 августа 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Палаванские острова – Тагбануа» . Коренные народы: хранители прошлого . Архивировано из оригинала 7 декабря 2008 года . Проверено 28 августа 2008 г.
- ^ «Профиль Палавана» . home.comcast.net . 2003. Архивировано из оригинала 23 сентября 2009 года . Проверено 28 августа 2008 г.
- ^ «Этнические группы на Юге» . Камперпойнт . Архивировано из оригинала 29 августа 2008 года . Проверено 28 августа 2008 г.
- ^ Беоленс, Бо; Уоткинс, Майкл; Грейсон, Майкл (2011). «Таутбато». Словарь эпонимов рептилий . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 261. ИСБН 978-1-4214-0135-5 .
- ^ «Тагбануа» . Филиппинские этнические ремесла . Архивировано из оригинала 4 октября 2008 года . Проверено 28 августа 2008 г.
- ^ «Сказки о смехе - Пиландок и Сумусонг-са-Алонган» . Введение в филиппинский фольклор . Архивировано из оригинала 26 июля 2011 года . Проверено 9 февраля 2019 г.
- ^ «Серия «Пиландок» Вирджилио С. Альмарио » www.goodreads.com .
- ^ «Народы Филиппин: Молбог» . Национальная комиссия по культуре и искусству. 17 июня 2015 года . Проверено 2 октября 2019 г.