Народ батак (Филиппины)
![]() Народ батак на Палаване (ок. 1913 г.) | |
Общая численность населения | |
---|---|
1531 (перепись 2020 г.) [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() Палаван | |
Языки | |
Палаван Батак , филиппинский , английский | |
Религия | |
Христианство , Анито , народные религии | |
Родственные этнические группы | |
Аэта , другие народы негрито |
Демография Филиппины |
---|
![]() |
Филиппинцы |
Батаки — из примерно 140 коренных народов Филиппин один . Они расположены в северо-восточной части Палавана , относительно большого острова на юго-западе архипелага. С древних времен батаки населяли ряд речных долин вдоль береговой линии нынешнего города Пуэрто-Принсеса . [ 2 ]
По данным переписи 2020 года, осталось всего около 1500 батаков. [ 3 ] [ 2 ] Антропологи считают, что батаки, также называемые тинитианами , тесно связаны с аэтами Центрального Лусона, другим племенем негрито . Они, как правило, небольшого роста, с темной кожей и вьющимися или вьющимися волосами - черты, которые первоначально дали группам «негрито» свое название. Тем не менее, ведутся споры о том, связаны ли батаки с другими группами негрито на Филиппинах или с другими, физически похожими группами в Индонезии или даже на Андаманских островах .
История
[ редактировать ]Батаки на протяжении веков совмещали охотничий и собирательский образ жизни. [ 4 ] с посевом полезных пищевых растений, каингином , подсечно-огневым способом земледелия, [ 2 ] и торговля. Батак на протяжении многих веков своей истории имел важные торговые связи с морскими народами региона Сулу. Они торговали природными и лесными товарами в обмен на промышленную продукцию. [ 5 ]
Батак практически не беспокоился до прихода американцев в последние годы девятнадцатого века. Причина этого заключалась в том, что батаки находились в стороне от основной политической и культурной жизни Филиппин. [ 5 ]
С 1900 года филиппинцы и другие люди начали мигрировать в традиционные регионы проживания батаков. Это привело к истощению ресурсов и земель батаков. В 1930-х годах правительство попыталось создать резервации для батаков на прибрежных равнинах, но вскоре они были заселены и захвачены филиппинскими мигрантами в 1950-х годах. Это заставило батаков двинуться вглубь острова. [ 5 ]
В середине-конце 20-го века батаки были легко вытеснены из своих любимых мест сбора по морю в горы фермерами-эмигрантами, в основном с Лусона. Проживая в менее плодородных районах, они пытались пополнить свой доход за счет заготовки и продажи различных недревесных лесных продуктов, таких как ротанг, древесная смола и мед. Это встретило сопротивление со стороны правительства и коммерческих коллекционеров, которые утверждают, что батак не имеет законного права на эти ресурсы. Однако защитники природы заинтересовались методами сбора отходов Батака, которые гораздо более устойчивы, чем методы, используемые коммерческими концессионерами.
Образу жизни и выживанию батаков угрожает истощение лесных ресурсов, отчасти из-за горнодобывающей деятельности. [ 6 ] Сообщества также страдают от высокой детской смертности и низкой рождаемости. [ 7 ]
Батаки работают над получением сертификатов прав на наследственные владения на свои традиционные земли в Пуэрто-Принсесе. [ 8 ] [ 9 ]
Культура
[ редактировать ]Батаки когда-то были кочевым народом, но с тех пор по приказу правительства поселились в небольших деревнях. Тем не менее, они часто совершают походы в лес на несколько дней, занятие, которое имеет для них как экономическую, так и духовную ценность. Их система верований — это анимизм , то есть вера в духов, обитающих в природе. Они делят духов на злобных «паньяен» и на « дивата », которые обычно доброжелательны, но также капризны. [ 10 ] Батак регулярно делает подношения этим духам, а шаманы подвергаются духовному одержимию, чтобы общаться с духами и исцелять больных.
Быстрая депопуляция, ограниченный доступ к лесам, оседлый образ жизни и вторжение иммигрантов опустошили эту группу в культурном отношении. Сегодня очень немногие батаки женятся на других батаках, но, как правило, вступают в брак с представителями других соседних групп. Закономерность такова, что дети от этих браков, как правило, не следуют культурным обычаям батаков, и сегодня «чистые» батаки редки. Они также не размножаются для поддержания своей популяции. [ 11 ] В результате батак поглощается более разрозненной группой горных коренных народов, которые замедляют потерю своей племенной идентичности, а вместе с ней и своей уникальной духовности и культуры; ведутся даже споры о том, существуют ли они до сих пор как отдельная этническая единица.
Семьи батак прослеживают происхождение по обеим сторонам семьи. Родственные отношения аналогичны филиппинским. Поскольку батакам не рекомендуется использовать имена своих родственников при рождении, у них несколько личных имен. Раньше развод и повторный брак были обычным и приемлемым явлением среди батаков, но интеграция в основное филиппинское общество в некоторой степени изменила это положение. Мужья и жены обычно пользуются равными свободами, хотя жены, как правило, живут в доме своего мужа, за исключением ранних стадий брака, когда обе живут в доме жены. Ядерные домохозяйства являются основной экономической единицей, хотя несколько домохозяйств могут и объединяют свои ресурсы. Однако ожидается, что ядерное домохозяйство будет самостоятельным. В семьях Батака, как правило, мало детей, в среднем 3,5 человека. [ 5 ]
Пропитание
[ редактировать ]Сегодня батаки занимаются многими видами деятельности, включая добычу пищи, продажу лесных товаров, вахтовое земледелие, а также работу под руководством филиппинских фермеров или других работодателей. Основной пищей батаков были белки, лесные птицы, дикие свиньи, мед, фрукты, ямс, рыба, моллюски, ракообразные и многое другое. Основным источником этих продуктов питания являются леса региона. Батак использовал множество методов для поимки животных, таких как свиньи, с использованием луков и стрел, копий, собак или самодельного оружия, которые менялись с течением времени и усилением иностранного влияния. [ 5 ]
Что касается торговли, то батак в основном продавал ротанг, мед и манильский копал. Взамен они получали материалы для одежды, рис и другие товары. [ 5 ]
Некоторые батаки также выращивают рис, кукурузу, сладкий картофель и маниоку. Наемный труд для близлежащих фермеров важен для экономики Батака. Мужчин Батака обычно нанимают на несколько дней для выполнения определенной работы, например, уборки сорняков, сбора урожая или сбора кокосов и кофе. Местный туризм также является источником дохода для батаков. [ 5 ]
Религия коренных народов Батак
[ редактировать ]Бессмертные
[ редактировать ]- Магимба: бог в самые отдаленные времена жил среди людей, будучи призван могущественным бабайланом (шаманом); обеспечивал все необходимое для жизни, а также все лекарства от болезней; обладает силой возвращать мертвых к жизни [ 12 ]
- Дивата: доброжелательный бог, который заботится о нуждах женщин и мужчин и раздает награды за добрые дела. [ 12 ]
- Ангоро: божество, живущее в Басаде, месте за пределами этого мира, где души узнают, попадут ли они на небеса, называемые Лампанаг, или будут брошены в глубины Басада. [ 12 ]
- Божества силы
- Батунгбаянин: дух гор [ 12 ]
- Милостыня: дух маленьких камней [ 12 ]
- Балунгбунганин: дух деревьев альмасига. [ 12 ]
- Сулингбунганин: дух больших скал [ 12 ]
- Эса: предок, чьи движения создали пейзажи, которые он назвал во время охотничьего путешествия со своими собаками, охотившимися на диких свиней. [ 13 ]
- Байбай: богиня и повелительница риса, происходящая из Гюнай-Гюнай, края вселенной; женат на Унгау [ 14 ]
- Унгау: бог и повелитель пчел, происходящий из Гюнай-Гюнай, края вселенной; замужем за Бэйбаем [ 14 ]
- Паньяэн: мистические сущности, управляющие некоторыми дикими деревьями и различными животными. [ 14 ]
- Киудалан: отвечает за лесных свиней [ 14 ]
- Напантаран: отвечает за лесных свиней [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Этническая принадлежность на Филиппинах (перепись населения и жилищного фонда 2020 года)» . Статистическое управление Филиппин . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ягмис, Ноэль. «Батак» . Национальная комиссия по культуре и искусству . Архивировано из оригинала 21 июля 2018 года . Проверено 7 июня 2017 г.
- ^ «Этническая принадлежность на Филиппинах (перепись населения и жилищного фонда 2020 года)» . Статистическое управление Филиппин . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ ЛеБар, Фрэнк М. (1977). Островная Юго-Восточная Азия: Филиппины. 2 в . Файлы области человеческих отношений. п. 260 . Проверено 7 июня 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Рутледж. п. 195. ИСБН 1-57958-468-3 .
- ^ «Проект Бамбук: Помогите батакам Палавана» . Начни что-нибудь хорошее . Проверено 21 июня 2020 г.
- ^ «Батак» . Интернационал выживания . Проверено 21 июня 2020 г.
- ^ «Анкета по вопросам коренных народов / PFII» (PDF) . Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам . Проверено 21 июня 2020 г.
- ^ «Земельная реформа 2000» . Продовольственная и сельскохозяйственная организация . Проверено 21 июня 2020 г.
- ^ Эдер, Джеймс Ф; Программа МСОП по сохранению лесов; Программа Всемирного фонда природных лесов (1997 г.). Управление ресурсами Батака: убеждения, знания и практика . МСОП. ISBN 9782831703664 . Проверено 7 июня 2017 г.
- ^ Ферретти, Эвелин (1997). Рассечение земель: аннотированная библиография по управлению природными ресурсами и развитию сообществ в Индонезии, Филиппинах и Малайзии . Публикации ПДУЭР. п. 228. ИСБН 9780877271338 . Проверено 7 июня 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Маккензи, Д.А. (2014). Психические явления: клиническое исследование. Издательство Лулу.
- ^ Новеллино, Д. (2003). Шаманизм и повседневная жизнь. Отчет о личности, идентичности и телесных знаниях батаков острова Палаван (Филиппины). Кентский университет.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Новеллино, Д. (2003). «Контрастные ландшафты, конфликтующие онтологии». Оценка охраны окружающей среды на острове Палаван (Филиппины), в Д. Андерсоне и Э. Берглунде (ред.) «Этнографии охраны природы: энвайронментализм и распределение привилегий». Лондон: Берган.