Люди Палавана
![]() Палаванцы демонстрируют музыкальный инструмент | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
![]() | 119 857 (перепись 2020 г.) [1] |
Языки | |
Палаван , Тагалог | |
Религия | |
Римско-католическая и традиционная религия (большинство) Суннитский ислам (меньшинство) | |
Родственные этнические группы | |
Племена Палавана , другие филиппинские народы , другие австронезийские народы |
Палаван проживающей , также известный как Палаван или Палавано , является этнической группой, на группе островов Палаван на Филиппинах . Они являются основным коренным населением Палавана. Название острова, на котором они обитают, названо в честь этой этнической группы.
Классификация
[ редактировать ]Они разделены на четыре этнолингвистические подгруппы. [2] Это Кесон Палавано, также известный как Центральный Палавано; Бугсук Палавано или Южный Палавано; Брукс-Пойнт Палавано; и юго-запад Палавано. Подгруппа Кесон-Палавано встречается на Южном Палаване, особенно в западной части муниципалитета Кесон, включая восточную часть Або-або муниципалитета Софронио-Эспаньола , спускаясь на юг до северной части муниципалитета Ризал. Большую группу жителей Палавана также можно найти в Ситиос-Гугнан, Камбинг, Тугпа и Калатабог в Барангае- Панитиане . Таут Бато муниципалитета Ризал у подножия горы Маталингахан также принадлежит к той же племенной группе Палавана, хотя их язык на 15 процентов отличается от языка Кесон Палаванос.
Описание
[ редактировать ]Изначально Палаванцы были племенем на Южном Палаване, пока аграрные поселенцы не начали занимать их некогда обширные владения. Племя использовало самый плодородный участок земли и переходило к следующему. Их семейные единицы были очень маленькими, возможно, из-за высокого уровня смертности. Они строили свои дома обычно на склоне холма, но недалеко от реки или ручья, используя четыре тощих ствола деревьев. Пол находится примерно на высоте 15-20 футов от земли. Семьи использовали наклонное бревно, чтобы подняться или войти в свои дома, за исключением одиночных или холостяцких лачуг, где предпочтительнее подвешенная веревка.
Они охотятся на диких животных, используя копья со смертельным ядом на конце. Рыбу ловят, используя специальный сок корней, который разводят в мелком ручье или реке. Племя почти не одомашнивает ни кур, ни свиней, хотя собаки были их любимыми домашними животными, поскольку их также можно использовать на охоте. Жители Палавана обычно не используют морскую соль в пище. Их обычная диета состоит из риса, бананов, маниоки, овощей, плодов рима или хлебного дерева, фруктов, диких свиней, добытых на охоте, птиц, таких как дикие перепела и тиклинг, диких кур/ лабуйо и пресноводной рыбы. Они готовят вкусное праздничное блюдо под названием пиньярам . Разновидность маниоки или рисовой лепешки, помещенной поверх банановых листьев, очень похожая на тагальскую бибинку .
Они были наивны в общении с внешним миром и приветствовали вас с особой осторожностью, поскольку всегда боялись заболеть. При появлении этого страха они немедленно покинули бы свой район. Считается, что у них самая короткая продолжительность жизни среди всех народов, однако статистических данных, подтверждающих это утверждение, нет. У них нет понятия года или лет. Когда их спрашивали, когда они родились, они называли это стоящим деревом, объясняя, что они родились, когда конкретное дерево было примерно определенной высоты.
Их выбором одежды были стринги для мужчин и патадьонг для женщин или так называемые местные накидки, похожие на более популярный малонг .
Одна из их детских игрушек представляет собой плоскую волчку, обычно толщиной около трети дюйма, которую вращают на земле с помощью веревки длиной полтора метра.
Влияние аграрных поселенцев, правительства и НПО
[ редактировать ]Приток аграрных поселенцев в Южный Палаван постепенно повлиял на культурную ориентацию и некоторые традиционные обычаи племени Палаван. То, как они строят свои дома, постепенно менялось, все больше и больше перенимая стиль своих соседей-аграрных поселенцев. Однако строительные материалы остались прежними. Когда они осознали концепцию прав собственности , они начали строить небольшие деревни и перестали быть кочевым народом, что привело к небольшим языковым различиям между деревнями. Исследования 1990-х годов выявили четыре этнолингвистические подгруппы, как упоминалось выше. Однако необходимы дополнительные исследования, чтобы классифицировать каждую из деревень, разбросанных по Южному Палавану. Размер их семей оставался небольшим, а ожидаемая продолжительность жизни оставалась низкой. Теперь они предоставляют наемную рабочую силу во время посадки и сбора риса фермерам, расположенным в низинах. Однако их основным источником дохода является сбор ротанга или производство янтока , который используется при плетении нипы или строительстве домов нипа.
Палаванцы являются защищенным племенным народом в соответствии с Законом о стратегическом экологическом плане (SEP) или Республиканским законом 7611. Раздел 7 закона гласит:
- ПСР создаст ступенчатую систему защиты и контроля за развитием всего Палавана, включая его племенные земли, леса, шахты, сельскохозяйственные районы, районы поселений, небольшие мангровые острова, коралловые рифы, заросли морских водорослей и окружающее море. Она будет называться «Сеть экологически важных территорий», именуемая в дальнейшем «ECAN», и будет служить основной стратегией ПВЗС. В пункте 4 этого раздела указано, что ECAN обеспечивает «защиту племенных народов и сохранение их культуры». [3]
Термин «сохранение культуры» является расплывчатым, поскольку культура является развивающейся частью человеческого существования. Многие неправительственные организации также выступают за сохранение племенной культуры Палавана. Абстрактный термин, поскольку у людей всегда есть стремление к переменам, развитию и модернизации. Это ставит вопрос о том, какой вид сохранения культурного наследия предусмотрен Законом о ПСР. Несомненно, туристическая привлекательность племенных народов положительно коррелирует с сохранением их культуры. Чем больше они остаются такими, какие они есть, тем выше привлекательность провинции как туристического направления. Некоторые могут посчитать это несправедливым, поскольку правительству выгодно отрицать прогресс или влиять на племенное население, чтобы оно не стремилось к модернизации. Это понижает их статус как народа до уровня просто туристической достопримечательности или просто рекреационного ресурса. Это противоречит основному человеческому принципу равенства всех народов, независимо от этнической принадлежности или расы. Резолюция PCSD № 93-38a, Резолюция о принятии руководящих принципов идентификации и разграничения наследственных владений и земельных претензий на Палаване, может предоставить права на землю палаванцам - стимул, чтобы они оставались коренными. [4]
Палаванцы — социально-экономически уязвимое племя, поскольку им до сих пор не хватает базового образования. В настоящее время это коренное племя работает с активистами, выступающими против горнодобывающей промышленности, и экологическими группами, чтобы предотвратить создание концессий по добыче никеля в Южном Палаване. [5]
Однако очевидно, что наиболее важным вещам в жизни жителей Палавана не уделяется внимания, особенно со стороны правительства, таким как необходимость увеличения продолжительности их жизни, предоставления им надлежащего образования и улучшения их социального и экономического статуса. Им нужна была соответствующая одежда, чтобы защитить их от непогоды, медицинские услуги, питьевое водоснабжение, образовательные услуги, инфраструктура и возможности получения средств к существованию.
Язык
[ редактировать ]Среди семейных групп Палавана существует множество лингвистических вариаций, причем слова меняются от одной долины к другой (например, табон для горных стихов букид ). Тагальский язык часто используется для обозначения слов, отсутствующих в местном диалекте, для обозначения современных предметов и действий, что может вызвать путаницу, особенно среди молодого поколения, между тагальским и палаванским языками. Чем больше семья или деревня знакома с тагальской низменной культурой, тем чаще совпадают языки.
Религия коренных народов Палавана
[ редактировать ]Бессмертные
[ редактировать ]- Эмпук: верховное божество, господин и владелец; создатель всего сущего в мире; [5] также известен как Ампу, мастер, который соткал мир и создал несколько видов человечества, поэтому его также называют Нагсалад (ткач); он охраняющий наблюдатель, живущий в своей обители Андунаван. [6]
- Дивата: доброжелательное и защитное божество, пребывающее в срединном пространстве под названием Лалангав; посредник между людьми и верховным божеством [6]
- Белжан: духи всех белжан (шаманов) ; способен путешествовать по вертикальной вселенной, разделенной на четырнадцать различных слоев, чтобы исцелить мир и восстановить космический баланс; [5] также называемый Бальян [6]
- Ленггам: лесные демоноподобные существа, которые заботятся о ядовитых и кусающих животных, таких как скорпионы и змеи; [5] также называемые Ланггам или Сайтан, они могут быть вредными для людей, но также являются доброжелательными носителями вдохновения и знаний. [6]
- Ампу в Парае: мастер риса [6]
- Линамин в Барате: богиня муссонных ветров. [6]
- Линамин в Булаге: богиня засушливого сезона. [6]
- Упу Куяв: дедушка-бог грома [6]
Тау'т Бато
[ редактировать ]Тау'т Бато (Тао'т Бато, Таав'т Бато) — подгруппа народа Палавана, насчитывающая около 500 человек, до сих пор ведущая простой образ жизни, проживающая в районе долины Сингнапан и укрывающаяся в больших близлежащих пещерах во время сезон дождей. Они выращивают различные растения, которых является маниока основным продуктом . Они также дополняют свой рацион охотой, в основном на диких свиней. [7] [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Этническая принадлежность на Филиппинах (перепись населения и жилищного фонда 2020 года)» . Статистическое управление Филиппин . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Льюис, М. Пол (редактор), 2009. Этнолог: Языки мира , шестнадцатое издание. Даллас, Техас: SIL International. Интернет-версия: http://www.ethnologue.com/ .
- ^ «Республиканский закон 7611» . Pcsd.ph. Проверено 24 декабря 2013 г.
- ^ «Резолюция PCSD 93-38А» . Pcsd.ph. Проверено 24 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Палаван: горнодобывающая угроза отдаленному племени на Филиппинах» . Выживание .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 апреля 2018 г. Проверено 28 марта 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ ПАЛАВАН ТАУ'Т БАТО В СИНГНАПАНСКОЙ ДОЛИНЕ
- ^ [Тау'т Бату на Филиппинах]